Люди и горы > Е.В.Буянов >

Авторы: Ружевский В.В., Буянов Е.В., С-Пб

Беседы с «Ружьём» (Вацлав Ружевский)

Встречи с выдающимися ветеранами альпинизма – это встречи с фрагментами их жизни, — наиболее запоминающимися и яркими.
Данная статья написана в результате и моих встреч с Почётным мастером спорта (1967) Вацлавом Витольдовичем, и на основе его книги. Ружевский был одним из выдающихся альпинистов-мастеров, — он совершал восхождения со многими известными альпинистами – с Михаилом Хергиани, Виктором Черносливиным, Шалико Маргиани, Б.Кораблиным, В.П.Онищенко и другими. Его учителями были такие альнинисты, как Черносливин Ю.И., Угаров А.С. и Колёнов Г.П. Когда говоришь с такими людьми, как Ружевский – как бы открывается книга их жизни – книга истории и Романтики отечественного альпинизма. А когда читаешь короткие рассказы Ружевского В.В. – в «мазках» их предложений чётко прорисовываются черты характера и его, и его «друзей-товарищей». Ружевский отработал в альплагерях 130 смен (по 20 суток) – это 2600 дней или непрерывно 7 лет и 1 месяц в горах. А с учётом тренировок в межсезонье – значительно больше. Целая жизнь прожита в альпинизме. Персоналия: см. тут

Я в гостях у Вацлава Ружевского 28 января 2018 г. ( дата на календаре видна, а первая встреча остоялась 16.12.2017) на его квартире во Всеволожске (сейчас это фактически пригород Петербурга)

Альпинисты называли Ружевского «Ружьём». В статье «Тигр скал и «Снежная корова» я отмечал, что некоторым «своим» альпинисты давали шутливые клички – совершенно «непонятно» почему. К примеру, по совершенно непонятным причинам альпинисты называли Коровина «Коровой», а директора а/л» Уллу-Тау Колёнова Г.П. называли «Фюрер», Виргелесова – «верблюдом, а А.Мясникова – «Слоном». Конечно, и «мой вывод», и все эти клички - это шутка, но и шутка может быть и понятной, и непонятной.

Вот строки из книги В.В.Ружевского "О друзьях-товарищах", (Клуб альпинистов С-Пб, 2002), рассказ "Губанов":
..."Неожиданно пришла весть, что в Аманаузском ущелье человек в лавине! Нужна наша помощь... Уже в темноте мы были на месте. Мощная "сырая" лавина со склонов Белалакаи , перекрыв ущелье, дошла до каньона, заполнив её. Ширина конуса примерно 80-100 м... Волошко успел, а Губанова лавина зацепила и потащила... Волошко включил всю скорость и сообщил в КСП о случившемся... К месту поиска вышел отряд первого выхода. Наша группа из а/л "Звёздочка" шла вслед и подходила к месту встречи уже в темноте. В такой лавине ("асфальт"!!!) , тем более спустя 7 часов, практически нет надежды извлечь из неё живого человека... Ясно, что искали неживого... Сгруппировавшаяся в середине конуса передовая группа активности не проявляла. Беспорядочное тыкание зондом... Осмотр каньона результатов не дал. Выше метрах в двухстах, сгущение фонариков. Оттуда команда: "Уходим"!.. Подчинившись команде, мы с Олегом (Наумовым) стали подниматься по самому краю застывшей лавины, по ходу втыкая лыжную палку до характерного цокания при соприкосновении со склоном. В одном из таких уколов палка наткнулась на что-то мягкое... Укол слева, справа и уже понятно, как лежит тело. Сомнений не было! Это он! Толщина снега в этом месте не превышала двух третей палки... Вскоре вся поисковая группа была с нами. Быстро добрались до пострадавшего. Застывшая лавина - цемент! Освободив голову, в пробитую нишу я сунул руку и дотронулся до лица. Оно было тёплое! Врач Юрий Фруман, пока ещё тело Губанова было в плену, сделал ему укол в шею. Он жил!.. Повезло ему... Вокруг головы свободная сфера с баскетбольный мяч... В разбуженном доктором Фруманом человеке бушевал инстинкт самосохранения. Откуда только силы взялись!.. По глубокой снежной траншее его тащили вниз. Приходя в сознание, он орал на весь Домбайский лес! Мне тоже хотелось орать от счастья! Не часто приходится тащить вниз живого и целого! Пройди мы тогда, поднимаясь из каньона, в полуметре в стороне и остался бы Губанов лежать до лета... В натопленной комнате с обнажёнными торсами крепкие парни махровыми полотенцами очень усердно растирали Губанова, пока не сняли эпителий... Шёл уже совсем новый, 1967 год. Дали стакан. С радостью выпил, но хмель почему-то не брал...
Мы переписывались. Юра как-то прислал мне посылку с литовским сыром (жена литовка). В письмах делились своими делами и планами в горах. И как-то постепенно переписка угасла. Прошли годы. Недавно побывал на встрече ветеранов в родном "Адыр-Су". По традиции пошли к могилкам помянуть друзей. На огромном камне много новых мемориальных досок. На одной из них: "Губанов Юрий трагически погиб в лавине".
Неужели он? Неужели всё-таки лавина нашла его? А может однофамилец? А потом уже в книге В.Шатаева "Мы вас помним" на стр. 25:
Губанов Юрий Дмитриевич, 58 лет, КМС из посёлка Домбай, 03.01.1993 на перевале 73-х при спуске на лыжах попал в лавину. Найден в июне. Судьба?!
Каждый год 13 января вспоминаю Юру со вторым его днём рождения. Ему тогда повезло..."
Вот таков вкратце - рассказ Ружевского о том, как "случайный выстрел "Ружья" достиг цели и спас Губанова. И как "лавина" коварно выстрелила во второй раз... Причём, когда Губанова спасали, его жена родила ему сына. А 12.01.2018 г. была статья Михаила Семёнова: см. тут о том, что памятник на могиле Губанова и его жены в Алибекском ущелье (Домбай) обновлён его родными и друзьями. Я в июне 1993 года был в походе по Домбаю, и нам на КСП рассказали, как у них спасатель погиб в январе в лавине вблизи вершины Семёнов-Баши, - "тот случай" всплыл и у меня в памяти... Я познакомился с Вацлавом Витольдовичем, имел с ним несколько интересных встреч и прочёл его книгу. Советую её прочесть и Вам. Рассказ "Губанов" – только один из этой книги. В конце статьи даны ссылки на несколько статей Вацлава Витольдовича для сайта «Альпинисты Северной столицы».

Передняя страница обложки книги Вацлава Ружевского

Задняя страница обложки книги Вацлава Ружевского

Познакомились мы с Ружевским на презентации книги Светланы Николаевны Лепко и Владимира Григорьевича Желтова «Скалолазка из песни». Имелась в виду известная песня В.С.Высоцкого «Скалолазка». На роль этой «скалолазки» претендовали несколько известных актрис и альпинисток, - актриса Лариса Лужина, балерина Маргарита Кошелева (исполнительница роли альпинистки «Риты» в фильме «Вертикаль), Людмила Спартак (однокурсница Татьяны Васильевой) – по «версии» Стаса Садальского. Об этом и рассказано в книге. Но одной из «главных» претенденток была не профессиональная актриса, а альпинистка Светлана Лепко – дублёр Маргариты Кошелевой на съёмках фильма «Вертикаль». Светлана заменяла Кошелеву в технических сценах фильма и во время вынужденного отсутствия Маргариты, когда та уезжала со съёмок для участия в своих театральных спектаклях. Светлана имела второй разряд по альпинизму и органично вписалась в «альпинистские кадры» фильма на технических участках (обычно, снятая издали, сбоку и «со спины»). Из книги становится ясно, что образ «скалолазки» сложился у В.С.Высоцкого на основе образов нескольких женщин – и альпинисток (в первую очередь), и актрис, игравших альпинисток. Но вот «претензии» на «скалолазку» были, по-нашему, обоснованы только у настоящих «скалолазок». Которыми не являлись актрисы - не бывшие альпинистками. Даже если они играли альпинисток. Например, актриса Лариса Лужина, условная «героиня» песни В.С.Высоцкого «Она была в Париже», альпинисткой не была. И в фильме «Вертикаль» исполняла роль врача Ларисы, но не альпинистки. А вот Светлана Николаевна Лепко была альпинисткой-разрядницей, а потому и настоящей тренированной, а не выдуманной «скалолазкой» на съёмках фильма. Фильм Владимира Говорухина «Вертикаль» (одесская киностудия, 1966 г. 72 минуты, драма) можно посмотреть здесь

Книга Светланы Лепко и Владимира Желтова

Про фильм ходили «пикантные» слухи, что в нём была сцена, в которой Володя (В.С.Высоцкий) в палатке пристаёт к Ларисе (Л.Лужиной), но получает резкий отпор. Говорухин, якобы, исключил эту сцену, - она не вязалась с образом героя фильма, да и всё равно её бы советская цензура кинопроката не потерпела. Возможно, об этой сцене просто возник слух из-за кадров фильма, на которых при прогулке Володя пытается обнять Ларису, но та уходит от этих «заигрываний».

Руководитель группы альпинистов Виталий Ломов (артист Г.Кульбуш) «по жизни» и образу человека мне как-то очень напоминает близко знакомого альпиниста Бориса Лазаревича Кашевника (отца моего одоклассника Миши). Насчёт фото вершины «Ор-Тау», которую в фильме рассматривали альпинисты, Б.Л.Кашевник сразу сказал: «Это Южная Ушба». И две вершины легендарной Ушбы много раз мелькают в кадрах фильма, как и вершина Эльбруса. Видно, что на его склонах произведена часть съёмок (например, съёмки у водопада на приюте «Девичьи Косы» на склонах Эльбруса). Съёмки велись в ущелье Терскол, на «Скальной лаборатории» выше альплагеря Джантуган и на леднике Кашка-Таш.

Маршрут на северную вершину Ушбы по 4-му ребру Северо-Восточной стены принёс группе А.Снесарёва с Кашевником и его напарником Василием Савиным «золото» чемпионата СССР 1960 года (см. http://www.alpklubspb.ru/zm/zm11.htm ). Мне по рассказу Б.Л.Кашевника стала очень близка история с гибелью ленинградского армейца Георгия (Юрия) Живлюка в 1966 году на пике Вольной Испании, - «того парня», которому в известной песни В.С.Высоцкого «камень, что покой подарил» и вершина, которая «как вечным огнём сияет днём изумрудным льдом, которую ты так и не покорил». Того «парня» - альпиниста-скалолаза, который общался с киносъёмочной группой «Вертикали», и которого, - уже погибшего,- эта группа помогала спускать вниз. С этой вершиной связана также история с чудесным спасением украинца Александра Молдаванова после падения на 500 м (в 1980 г.) со стены после обрыва перил камнем и обрыва страховочной верёвки. И затем трагической гибели напарника А.Молдаванова Владимира Зайцева неделю спустя в непогоду при восхождении на Шхельду. Этот случай описан в статье «Спасработы на пике Вольная Испания» в книге Михаила Туркевича «Зов далёких вершин», М., издательство Балабанова, 2009 г. Заметка Ружевского «Ю.Г.Живлюк» рассказывает о предыстории гибели Г.Живлюка, которого заинтересовал маршрут на пик Вольной Испании. Он попросил Ружевского рассказать о восхождении и нарисовать крок маршрута. Ружевский поделился впечатления, знаниями, нарисовал схему и рекомендовал Живлюку пройти стену по этому маршруту. Живлюк очень любил технические маршруты, и лазил по скалам «как ящерица». Конечно, после гибели Георгия, у Вацлава Витольдовича возникло чувство вины за то, что не отговорил Живлюка от этого восхождения. Но «это», конечно, было вне сознания. Нельзя предсказать все риски и ситуации восхождения, и вообще – в жизни. А для альпиниста восхождения – это и есть жизнь в её очень сильных и ярких событиях и проявлениях. И здесь каждый восходитель сам определяет свой путь и в горах, и в жизни. Смерть для человека – это « конец света», но нам «к счастью», не дано знать, когда «он придёт». И потому мы нормально живём, не боясь смерти. И не считаем «роковым» её приход, если жизнь прожита достойно и с пользой для других людей.

Книга Лепко и Желтова очень живо рассказывает о ярких страницах жизни Светланы Лепко, - советую её прочесть. Здесь «запали в память» и сцены бегства полчищ крыс из блокадного Ленинграда от голода, и сцена с эффективным быстрым лечением «прострела» спины Светланы с помощью газеты и трёх слоёв резинового клея – способа Олега Протопопова, - нашего великого в паре с Людмилой Белоусовой фигуриста. Светлана в книге рассказывает о встречах со многими известными людьми и связанными с ними интересными событиями. Прочтите и эту книгу – не пожалеете. Но вернёмся к Ружевскому.

«Скалолазка» - Светлана Лепко, фото 1979 года (из книги Лепко С. и Желтова В.) и Ружевский Вацлав Витольдович (источник)

Михаил Виссарионович Хергиани

Юрий Иванович Черносливин

Запомнилась и такая история, которую услышал от Ружевского, а в книге её, кажется, нет, - её можно было бы назвать «Хергиани». Они, - команда мастеров, - совершали стенное зимнее восхождения на Уллу-Тау. В одном месте имелся скальный сброс с нависающим участком протяжённостью около 60 м. Один из участников при завязке стремян забыл пропустить их под обвязкой, и на взлёте опрокинулся и завис в триконях на своих стременах вниз головой. И не смог перевернуться. Через некоторое время он стал «отключаться» от прилива крови к голове. В этой трудной ситуации выручил Евгений Соколовский – он поднялся к товарищу снизу и смог, толкая вверх, вернуть его в нормальное положение и «привёл в чувство». Сверху партнёры совместными усилиями вытащили товарища, дали немного отдохнуть и продолжили восхождение. Уже после спуска вниз, на дороге к альплагерю, руководитель группы начал строго выговаривать участнику за его «промашку». Но тут спас Михаил Хергиани, - он воскликнул: «Ребята! Мы такое восхождение сделали! Стоит ли вспоминать кому-то о промахах! Ведь всем всё ясно! Не будем «поминать друг друга «лихом»! И обстановка разрядилась. А внизу, из альплагеря Уллу-Тау видели перипетии их борьбы в сильную зрительную трубу. Увидевшая группу в трубу неопытная альпинистка сказала: «Как-то очень странно поднимается команда мастеров, - только один в нормальном положении, а остальные – головой вниз»! Она не знала, что труба имела свойство переворачивать изображение «с ног на голову». Оптика может переворачивать изображение, меняя верх и низ. А вот зеркало не делает для наблюдателя «правое» левым, - для него правое остаётся правым, а левое – левым (хотя для отражения наблюдателя «в зеркале» правое меняется на левое, но не надо путать наблюдателя вне зеркала с его отражением в зеркале).

Угаров Алексей Сергеевич

Колёнов Георгий Прокофьевич

Стиль Юрия Черносливина был необычайно аккуратным и новаторским во всём -в жизни. Он «отваживал» своих воспитанников от курения и от выпивки. Чистота и исправность всей одежды, обуви и снаряжения. Высокий уровень тренировки, подготовки и дисциплины всей команды. Тщательная проработка и подготовка маршрутов. Усовершенствования снаряжения и техники его использования. На восхождениях его команда применяла особую технику забивки шлямбурных крючьев (они появились в 50-е годы) и технику подъёма рюкзаков ногами. Отличная подготовка во всём давала и качественно новые результаты восхождений. Вначале 60-х годов альпинисты стали проходить стенные маршруты в виде отвесов километровой высоты и отдельные «маршруты-директиссимы» с подъёмом к вершине прямо по линии падения воды. Команды Черносливина прошли замечательные маршруты: стана вершины Кирпич (1961 г., Ружевский проложил второй маршрут по этой стене - см. 4спорт), «ромб» Северной стены Чатына (4412, 1965), зимняя директиссима стены Уллу-Тау (1965 г.). Сложные зимние восхождения стали входить в практику альпинизма. В СССР покорили все вершины-семитысячникии некоторые семитысячники в Китае, и началось освоение высочайших и сложнейших вершин СССР по различным маршрутам.

Фото щлямбурных крючьев Черносливина из Mountain.RU

Команда «Уллутау» 1965 года. Слева-направо: Юрий Порохня, Юрий Черносливин, Михаил Хергиани, Шалва Маргиани, Евгений Соколовский. Автор фото – шестой участник команды Вацлав Ружевский.

Южная стена вершины Кирпич(3800м)

Вершина Уллу-Тау

Да, - в те советские годы существовал очень большой дефицит альпинистского снаряжения и у альпинистов, и, даже в большей степени – у туристов (которые не всегда могли получать прокатное снаряжение в альплагерях). И очень большое количество вещей тогда мастерили сами. Шили пуховки, перешивали рюкзаки и палатки. Сами мастерили крючья, кошки, ледорубы. Имели даже то, что не имели иностранцы: например, снаряжение из титана. Кое-что удавалось добыть и какими-то «левыми путями» у спекулянтов. К сожалению, «самоделки» не всегда удовлетворяли требованиям надёжности и прочности, случалось, были причинами несчастных случаев. Импортные вещи стоили очень дорого, и их имели только очень состоятельные люди и спортсмены высокой квалификации, нарабатывая их и опыт многими годами тренировок и упорного труда.

Ромб Чатына в профиль с Ушбинского плато

Шлямбурная техника, казалось, позволяла преодолевать любые, даже самые гладкие стены. Но она вскоре «ушла в прошлое» и в СССР, и за границей по нескольким существенным причинам. Она была не экологична (портила рельеф), она была весьма трудоёмкой. Возникло и понимание, что высокая техника и культура скалолазания является более спортивным показателем для альпиниста, чем владение «слесарней» шлямбурной техники (хотя и эта техника была очень не простой). Шлямбуры не ушли окончательно, но стали использоваться очень ограниченно – в основном для организации страховки там, где естественный рельеф не позволял её наладить «обычными» крючьями и петлями. Появление и развитие широкого ассортимента надёжных и экологичных закладных элементов в 70-е годы также способствовало отказу от шлямбуров.

Вацлав Витольдович отметил, что в его книге редакторы кое-где перепутали фамилии известного мастера украинского альпинизма Моногарова Владимира Дмитриевича (ЗМС с 1967 г., МСМК- с 1970) и мастера спорта из Баку и Нальчика Манучарова Евгения Михайловича (1914-2004, МС альпинистская кличка «Паганель»), – бывшего гл. архитектора КБА ССР, который построил много разных зданий и в Нальчике, и в альплагере «Уллу-Тау» - см. тут. Одним из учителей Ружевского был Угаров Алексей Сергеевич (1909-1998, ЗМС с 1954) – первовосходитель на пик Евгении Корженевской (7105 м, 1953 г.) и шестую по высоте вершину СССР - пика Революции (6940 м, 1954 г.) - источник. На восхождении был и Шалико Маргиани, - участник съёмки и «Вертикали», и фильма «Если бы горы могли говорить». Авторы сценария М.Арлазоров, М.Ануфриков (он же – оператор), режиссёр-оператор В.Пустовалов.

Смотрим:

В фильме показано восхождение на Ушбу с комментирование как бы от лица самой этой легендарной вершины. Фильм исторически интересен – в нём видны и люди, и техника, и снаряжение тех лет. При съёмках фильма уже на южной стороне, альпинистам киногруппы проходившая группа альплагеря «Накра» сообщила об обнаружении останков стоянки какой-то группы на леднике Ушба. М.И.Ануфриков, хорошо знавший историю покорения Ушбы, сразу заявил, что, по всем признакам, - это останки группы Алёши Джапаридзе, бесследно пропавшей в октябре 1945 года. Её искала группа Евгения Абалакова, которая совершила зимнее восхождение на седловину Ушбы в 1945 году, но обнаружила только скальный крюк с петлёй верёвки. При исследовании стоянки было установлено, что палатку, как и предполагалось, снесла лавина. Удалось обнаружить вещи снаряжения и останки Келешби Ониани и Александра (Алёши) Джапаридзе, которых лавина протащила по леднику около 4-х км. Позже останки третьего – Николая Мухина,- нашла группа грузинского альпклуба в снежнике ниже найденных останков. Александра Бечиевна Джапаридзеи и грузинские альпинисты похоронили останки К.Ониани и А.Джапаридзе в Тбилиси по своим обычаям.

В этом плане я могу ещё порекомендовать такие фильмы:

Старую и очень милую кинокомедию об альпинистах "Путешетвие в молодость". Прекрасные и пока ещё очень молодые артисты Анатолий Кузнецов и Олег Анофриев, актриса Чернова в роли Марины. Фильм помогали сделать украинские альпинисты М.Погребецкий и О.Рожко. Киевская киностудия, 1956 г. Фильм почему-то незаслуженно забыт. А мягкой юмор Кузнецова уже очень напоминает его же юмор «товарища Сухова» в фильме «Белое солнце пустыни», - советское «переложении» известной сказки об «Али-Бабе и сорока разбойниках» («сорок» по восточному – это «много»)... Милая сказочка с правдой о том, как альпинизм сближает людей и делает из «заклятых врагов» преданных друзей и любимых людей. Посмотрите!
Смотрим:

Пока стоят горы. Режиссёры Вадим Михайлов и Альбина Шульгина, 1976 г. в фильме показано, как одна неосторожная фраза (она звучит в начале фильма) может изменить судьбу человека, если он потеряет верного друга, а в решительный момент два партнёра спасуют, смалодушничают и подведут. В фильме явно проступает внутренняя правота и честность советского альпинизма, в котором существовали чёткие понятия чести и нетерпимости к нарушениям закона взаимопомощи и братства в альпинизме. Хотя эти понятия не существуют «сами по себе», а защищаются в борьбе мнений и большинством, и непримиримой позицией честных людей. В фильме хорошо играют известные артисты: Маргарита Терехова (Катя Шалагина), Валентина Талызина (Скуратова), Юрий Соловьёв (Николай Потапов), Георгий Третьяков (Михаил Быков), Виктор Авдюшко (В.Славунец), Евгений Меньшов (А.Селезнёв), Анатолий Солоницин (следователь).

Годы, когда создавались эти фильмы, были годами молодости и возмужания Вацлава Ружевского. Запомнился и трагически-забавный случай. описанный в его рассказе «Авария в горах приходит внезапно». В отроге массива Светгара (хребет Светгар протянулся на 12 км к западу от вершины Башильтау в Главном Кавказском Хребте –вершина Светгар 4112 м находится в 6,5 км южнее ГКХ) случилась трагедия – погиб инструктор и два участника группы, а часть альпинистов травмировало. Вацлав вместе с Черносливиным спустили на участке двух участников с травмами и хотели спустить третьего. Попросили помочь Давитяна – участника аварийной группы. А тот помогать наотрез отказался. А Вацлав не сдержался, побил Давитяна, и в лагере заработал от того «телегу» на себя, которая грозила полным «раздеванием» от разрядов и зачёта опыта. Разбирался «по делу» суровый Фердинанд Алоизович Кропф, - автор книг по альпинизму (например, известной книги «Спасательные работы в горах») ещё с довоенных времён. Кропф прочёл записку, отложил очки и в этот момент москвич, ещё с 1947 года заслуженный мастер спорта Павел Сергеевич Рототаев, явно защищая Ружевского и дотронувшись до его плеча сказал:
- Да, - горячий немного…
- Скажите честно, Вацлав, - Вы ему «дали»? - спросил Кропф.
- Дал немного…
- Зря! Надо было дать, и как следует! Идите!..
Да, - несколько «недооценил» тогда Вацлав Витольдович «суровость» Фердинанда Кропфа. Вацлав вышел от Кропфа с явным намерением «добавить ещё» Давитяну и за «поклёп». «Решимость в кулак я накрепко сжал, но трус и предатель куда-то сбежал»… Это – один из «трагически-забавных сюжетов», которые меня интересовали в плане взаимоотношений альпинистов: Случалось ли, чтобы альпинисты кого-то «поколачивали» за провинности, - для меня это был важный вопрос насчёт «походного юмора» и «понятий о дисциплине»? Да, случалось, когда в альпинизм попадались малодушные люди. Но «поколачивали» не в присутствии женщин, - в виде «закрытой» и чисто мужской разборки с внушением, что такой ненадёжный человек не должен заниматься альпинизмом. Конечно, те, кто заслужил и перенёс «такое», уже в альплагерях не появлялись. Им, предавшим законы альпинистского братства и взаимопомощи, уже не доверял никто.

В разговоре Вацлав Витольдович упомянул о способе подъёма рюкзаков, о котором я не знал. Его суть состояла в том, что рюкзаки через закреплённый высоко блок-тормоз поднимали не руками, а более мощным усилием ноги через репшнур и зажим и передвигая зажим по мере выбора верёвки. Нога ведь запросто создаёт усилие, поднимающее не вес рюкзака, а вес человека, – больше, чем усилие от двух рук. Техника заметно экономила силы. И не случайно группа Черносливина возвращалась с восхождений в «нормальном», а не «измождённом» состоянии. Такое состояние тоже было залогом безопасности, и Черносливин водил группу безаварийно. Но спасательные работы нередко случались,- они тоже добавляли опыта и тренированности. Ружевский описывает и работу с иностранными делегациями альпинистов, - эта работа обогащала и технику, и материальную базу снаряжения. Причём он ходил с иностранцами не только по известным маршрутам, а совершал первопрохождения новых путей (например, 5-я башня Короны, маршрут на Свободную Корею, маршрут на Белалакаю).

Рассказывает Ружевский о своём родном альплагере «Уллу-Тау», который ранее был «Азот», а потом «Химик». Как прокладывали к нему дорогу по Адыр-Су, как лагерь сносили река и лавины, как лагерь страдал и восстанавливался после пожаров.

Советские альплагеря - и стационарные (на Кавказе), и выездные (обычно в горах Средней Азии) жили очень богатой жизнью тренировок, соревнований, восхождений, спасработ, весёлых представлений самодеятельности и песен у костров под гитару. А с какими интересными людьми там встречались: музыканты и поэты (Ю.Визбор, В.Вихорев, В.Краско, И.Солодуев - первая скрипка Большого театра). Космонавт Рюмин, художник Николай Шаповалов, премьер А.Н.Косыгин…

Ружевский подарил мне пакетик мумиё, - я ранее слышал отдельные «легенды» о происхождении этого целебного снадобья народной медицины. «Народное» понимание этого «мумиё» очень отличается от научного по книгам, написанным серьёзными учёными. Ружевский участвовал в сборе мумиё, причём со знатоком этого дела Волковым Л.Б. Мумиё, как оказалось, - образуется, как перегной помёта горных мышей-пищух, которые питаются полезными горными травками. Так что мумиё – это экстракт из горных трав, прошедших через желудок и кишечник горных мышей и перегнивший в горном воздухе. Есть места, где эти мышки устраивают себе «туалет», - вот в этих обычно доступных только хорошим скалолазам местах мумиё накапливается много больше, чем в рассеянных местах отдельных отложений. Опытные сборщики мумиё умеют находить такие места. Ну, и, конечно, мумиё должно быть, как любой лекарственный препарат, быть правильно собрано, приготовлено и правильно использовано. А если что- то сделано неправильно, - препарат, скорее всего, принесёт не пользу, а вред. Мне ясно, что под видом «мумиё» нередко продают всякую дрянь и мусор, непрофессионально собранную в горах. Советую на это не «покупаться».

Запомнился также рассказ Ружевского «Поступок» о подвиге Юрия Александровича Пивненко (директора ПТУ-97 Ленинграда), который в необычайно рискованной ситуации сумел вытащить из под упавшего с откоса и перевернувшегося прицепа паренька, сопровождавшего груз. Прицеп сползал вниз, и мог в любой момент или придавить, или сползти в реку. А придавленный сам не мог выбраться и терял силы из-за переохлаждения. Юрии Пивненко не побоялся пролезть в опасную «Мышеловку» и с большим трудом вытащить и спасти парня. Когда все другие вокруг не решались «сделать это».

Рядом с Ружевским во Всеволожской сейчас живёт единственный в истории СССР и России олимпийский чемпион по прыжкам с большого трамплина Гренобля-1968 Владимир Павлович Белоусов.

Из статьи книги «Третья попытка»:
«…В жесточайшей конкуренции Владимир Белоусов по результатам двух попыток лучший! Золотая медаль! Трудно себе представить, что переживает человек, когда совершается, наконец, его самая высокая в жизни мечта!
- Я ещё не успел осознать случившееся, – рассказывает Володя – и, вдруг, объявляют, что в связи с изменившимися метеоусловиями, назначается третья попытка.
- Всё - подумал я! У меня украли золотую медаль! – Как теперь снова собраться? Где найти остатки физических и моральных сил? Как устоять, как не допустить даже малой ошибки? Как это сделать опять лучше всех, уже третий раз подряд? Зная, что всё уже отдал только что.
Белоусов и в третьей попытке был лучшим! На спортивном языке - это был подвиг! Золотая медаль поехала в Союз!
Страна по достоинству оценила его спортивный подвиг! Белоусову улучшили квартирные условия. У Володи появилась «Волга» и много друзей, готовых носить его лыжи.
После победы в Гренобле, Белоусов принял участие ещё в 14 крупных соревнования и дважды выигрывал Холменколлевские игры (1969, 1970), став обладателем спортивного титула «Короля Норвегии».

Владимир Белоусов

Прыжок с трамплина, Гренобль, 1968г.

К сожалению, сейчас В.П.Белоусов тяжело болен, и прикован к коляске и постели (с 67 лет) после лечения во многих местах (и в центре подготовки космонавтов, и за границей…). Оригинал золотой олимпийской медали украли из его квартиры в 1990-х годах (это же каким негодяем надо быть, чтобы совершить такое против Олимпийского чемпиона!). 29 апреля 2015 года, во Всеволожске президент Федерации прыжков на лыжах с трамплина и лыжного двоеборья России Дмитрий Дубровский вручил В.П. Белоусову дубликат золотой медали Олимпийских игр 1968 года в Гренобле (См. в Википедии).

В индивидуальных дисциплинах команда СССР в Гренобле-1968 имела только две золотые медали- БелоусоваВ.П. и конькобежки Людмилы Титовой на дистанции 500 м. Наши замечательные хоккеисты там выиграли главную, самую большую командную золотую медаль Чемпионов Олимпийских игр,. В медальном зачёте сборная СССР с 13-ю медалями (5 золотых, 5с, 3б) уступила только сборной Норвегии с 14-ю медалями (6з, 6с, 2б). Золотые медали для СССР взяла ещё мужская биатлонная эстафетная команда 4 по 7,5 км и фигуристы Людмила Белоусова и Олег Протопопов. После триумфа 1-го места на зимней Олимпиаде в Инсбруке 1964 г. с 25-ю медалями (11з, 8с, 6б) с большим отрывом от соперников (сборная Норвегии имела 15 медалей и только 3 золотых, а 4 «золота» имела только команда Австрии с 12-ю медалями, - 4 «золота» в команде СССР имела конькобежка Лидия Скобликова), выступление команды СССР в Гренобле выглядело неудачным. На малом 70 м трамплине В.П.Белоусов в Гренобле занял 8-е место, а 6-е место занял его товарищ по команде МСМК Анатолий Жегланов (я знаком с другом Жегланова – питерским архитектором Михаилом Игоревичем Адамовым, - в прошлом тоже прыгуном с трамплина). Один из прыжков Белоусова был неудачным. Но на 90-метровом трамплине Белоусов в упорной борьбе сумел опередить чеха Ирже Рашку – победителя на 70-метровом трамплине (здесь А.Жегланов занял 8-е место).

Конечно, прыжки с трамплина не всегда оканчивались удачно и нередко кончались опасными падениями. Прыгуны попадали под опрокидывающие их порывы ветра, а тогда ещё техника обеспечения безопасности не находилась на современном уровне. Техника тренировок и экипировка прыгунов (лыжи, крепления, костюмы, ботинки, каски) тоже ещё не были так отработаны, как сейчас. Но и сейчас нередки падения прыгунов из-за потери устойчивости в полёте. И В.П.Белоусов не избежал травмирующих падений при прыжках. Сейчас прыжки с трамплина называют «полётами» из-за большой длины полёта. А летающие лыжники уже почти не отталкиваются от площадки отрыва: скорость разгона такова, что им приходится «ложиться» на воздушный поток почти горизонтально. В таких условиях толчок от площадки отрыва очень мал и незначительно влияет на дальность полёта. Современные профили трамплинов по механике разгона и приземления и аэродинамике полёта тщательно рассчитаны так, чтобы отвечать условиям разгона-полёта-приземления лыжников.

На последней Белой Олимпиаде команда России взяла серебряную медаль в командном соревновании по прыжкам с трамплина. В условиях, когда две сильные команды соперников, претендовавшие на медали, были дисквалифицированы за нарушения спортивной экипировки (я этим фактом нисколько не умаляю достижения наших спортсменов). Больше медалей по прыжкам с трамплина, кроме этой серебряной и золотой медали Белоусова В.П., команды СССР и России на Белых Олимпиадах не имели.

Немало времени и сил Ружевский потратил на организацию и проведение соревнований по альпинизму и скалолазанию – как арбитр по этим дисциплинам он имеет Республиканскую категорию спортивных судей. В СССР спортивные федерации Москвы и Ленинграда имели республиканскую категорию на уровне Союзных республик, а в России, естественно, имеют категорию на уровне субъектов Российской Федерации. По «месту жительства» Ружевский В.В. был особенно близок к московским и ленинградским (и С-Пб) сообществами альпинистов, но в альплагерях общался и ходил на восхождения со многими альпинистами из других районов СССР, России и с иностранными альпинистами.

Ружевский В.В. ходил на восхождения с самыми выдающимися мастерами альпинизма и сам является таким мастером – и выдающимся, и неповторимым по своим достижениям. 29 восхождений 5-6 категории трудности, из них треть – первопрохождения! Благодаря таким мастерам советский и российский альпинизм находились и сейчас находятся на мировом уровне.

Статьи Ружевского на сайте «Альпинисты Северной столицы»:
1. Человеку, открывшему мне мир, который стал моей жизнью.
2. Они были первыми
3. 70 лет альплагерю «Уллу-Тау»
4. Вихорев Валентин Иванович
5. Памирский лазурит
6. Международный альпинизм
Статья Захарова П.П. о Колёнове Г.П. «Один из лучших»
Персоналии: Угаров Алексей Сергеевич
Спасибо, Вацлав Витольдович! Здоровья Вам и успехов!
Евгений Буянов, 28.01.2018– 15.04.2022 г.