Люди и горы > Люди >

Автор: Любовь Даничкина (Карнаухова), КМС СССР и инструктор по альпинизму
Фото из архива В. Комиссарова

Александр Евгеньевич Шваб

Александр Евгеньевич Шваб (1948 - ?)
МС СССР по альпинизму (24.01.83)
Инструктор по альпинизму

В 1977 году Александр Евгеньевич Шваб приехал в альплагерь «Ала-Арча» в составе команды альпинистов из Иркутска.

Альплагерь был всегда родным и пользовался большой симпатией у Иркутян и Красноярцев.

Стала родной «Арча» и для Шуры (Саши) Шваба.

В очередной раз он решил не возвращаться в холодные Иркутские края и остался в «Солнечной Киргизии». Да и работа была ему по душе: в КСП Киргизского Ала-Тау, под руководством Вячеслава Петровича Ляха, он стал работать старшим инструктором КСП. Мечта всех альпинистов «ходить в горы, да еще за это деньги получать» - сбылась!

Это было огромным счастьем для Шуры.

1977, Байлян-Баши траверс с 5-й до 1-й 1 башен, с подъемом по северо-западной стене, 5-Б, (А.Гайсин, А.Шваб), (КСП Киргизского Ала-Тау)

1977, Корона 6-я Башня Короны по западной стене, 5-Б, (А.Гайсин, А.Шваб), (КСП Киргизского Ала-Тау).

В 1978 году, достигнув высокого уровня в альпинизме, Саша Гайсин вместе с В. Ляхом и А. Швабом начал работать профессиональным спасателем в КСП альплагеря «Ала-Арча». Он был очень опытным инструктором.

У Саши Шваба появился хороший друг и напарник для восхождений. Хорошие скалолазы, сильные спортсмены, они составили друг другу хорошую, рабочую «связку» для прохождения сложных технических маршрутов, что положительно сказывалось на освоении горного района альплагеря «Ала-Арча» и на обеспечении безопасности работы лагеря и альпинистских сборов. Много хороших, красивых восхождений они прошли вместе якобы для проверки маршрута, его безопасности.

А, Шваб — старший инструктор КСП Киргизского Ала-Тау
В.П. Лях — начальник КСП Киргизского Ала-Тау

На стоянке Рацека строилась новая хижина под руководством и контролем В.П. Ляха. А.Шваб и А.Гайсин оказывали большую помощь в строительстве хижины.

Во многих спасработах, помогая альпинистам, терпящим бедствие в горах, участвовали инструктора КСП Киргизского Ала-Тау.
В 1979 году были произведены работы по оказанию помощи Евгению Строковичу, единственному оставшемуся в живых, четвертому участнику группы на пике Симагина.

На маршруте спасработами по спуску, оставшегося в живых альпиниста, руководил А.Шваб, В. Лях корректировал все действия спасотряда снизу.

Через несколько дней случились новая трагедия и спасработы. При расследовании причин гибели альпинистов на пике Симагина, погибли друг Саши Шваба – Саша Гайсин и Володя Ковнир. Горы не простили ошибок.

Пик Свободная Корея, 4740
Маршрут (69) А. Шваба 5Б 1982

Верный своему долгу спасателя и душевному влечению, А. Шваб продолжал ходить в горы.

В 1980 году им был пройден логичный и интересный маршрут на пик Байчечекей (4515м.), первопроход по правому контрфорсу Западной стены, 5-А, (А. Шваб).

1982, пик Свободная Корея, (4740). Первопроход, А. Шваб, 5-Б.

«Командой альплагеря Ала-Арча, под руководством А. Шваба, был пройден красивый, логичный и, пожалуй, самый безопасный маршрут на стене, но так как восхождение было совершено вне соревнований, то его классифицировали 5-Б (хотя на самом деле он соответствует 6А), с тех пор желающих его повторить не нашлось. Проходит он в левой части стены по явно выраженному контрфорсу», — дал высокую оценку маршруту А.Шваба, Валерий Балезин (Красноярск).

Пик Байчичикей, 4515м
Маршрут (14) А. Шваб 5А 1980

В 1983 году Александр Шваб выполнил нормативы на МС СССР по альпинизму.

Став опытным инструктором, Александр Шваб уехал работать начальником КСП в город Ош.

Вскоре по социальной программе, он уехал вместе с родственниками в Швейцарию.

Альпинистский Мир любит и ценит маршруты на вершины, проложенные Сашей Швабом.

Благодаря высокому профессионализму А.Шваба, как старшего инструктора КСП Киргизского Ала-Тау, были спасены многие человеческие жизни.

Он оставил хорошую память о себе в горах Киргизии, как о хорошем альпинисте, добром и отзывчивом друге.

Владимир Анатольевич Комиссаров

Агафонов Александр Александрович

Куропаткин Виталий Павлович

История экстремальных видов спорта в Киргизии.
Жизнь и люди альплагеря «Ала-Арча». 90-е годы.
Ручкин Александр Александрович

История экстремальных видов спорта в Киргизии. Альпинизм.
Семён Владимирович Дворниченко

История экстремальных видов спорта в Киргизии. Альпинизм. Ошская секция альпинизма

История экстремальных видов спорта в Киргизии. Альпинизм. Александр Гайсин и Владимир Ковнир

История экстремальных видов спорта в Киргизии. Альпинизм. Станислав Егорович Лавренченков

История экстремальных видов спорта в Киргизии. Альпинизм. Валерий Георгиевич Денисов

История экстремальных видов спорта в Киргизии. Альпинизм. Павел Вольфович Зайд

История экстремальных видов спорта в Киргизии. Альпинизм. Владимир Иосифович Рацек