Люди и горы > Люди >

Автор: Исрафил Ашурлы, Баку
Фото из архива автора

Спасы на Броуд Пик

Вечером в 19:00, 21.08, я вышел из с3 на штурм вершины Броуд Пика.

Впереди меня шли канадец (он первым увидел Джео), чилийка Андреа Гарридо и чилиец Хуан Андреас.

На рассвете, канадец увидев сидящего на склоне в невменяемом состоянии, замёрзшего Джео Бадеа, отдал ему свою воду и перекус, развернулся и ушёл вниз. Когда я подошёл к румыну, с ним возились Андреа и Хуан. Я попросил их по рации сообщить о проблеме чилийцам в с3, а сам сообщил информацию в БЛ Акбару. В это время снизу подошли: мексиканец Луис, венгр Давид Клейн и пакистанец Асиф Бати.

Пока я кипятил воду для Джео, я попросил Давида (у него в отличие от меня уже был готовый для укола шприц с дексаметазоном, а мне надо было бы потрошить рюкзак, ломать ампулу итп) сделать инъекцию под мою ответственность.

После горячего питья и укола Джео стал лучше рефлексировать и начал связанно отвечать на вопросы, но он был по прежнему плох. Я сообщил чилийцам, что прекращаю свою попытку восхождения и буду спускать Джео вниз. Они сообщили, что тоже пойдут вниз и если надо готовы помочь в спуске. Оценив ситуацию я решил, что справлюсь сам и предложил им не прерывать попытку и продолжить восхождение. Однако они собрались и ушли вниз. Я попросил у Акбара по радио, отправить из с3 мне на встречу свободных портеров с кислородом для румына. Когда мы спустились до 7300 м. Действие дескаметазона начало слабеть и Джео начал угасать. Мои надежды оказаться с Джео через час/полтора в с3, начали рушиться.

В это время снизу подошёл портер Тахир с кислородом и сообщил, что к нам поднимается эквадорец (участник чилийской команды) Хорхе Пазминьо с горячим питьём и едой для румына. К тому времени Джео плотно врос в склон и никуда не собирался идти. Он категорически отказывался использовать кислород, когда я фактически силой надел на него маску, он пообещал идти сам, если я разрешу её снять. Чуть спустившись он снова уселся на снег отказываясь идти. Я понял, что нужно больше людей, чтобы спускать его вниз. Это же подтвердил подошедший снизу Хорхе. Он согласился присмотреть за Джео, пока я спущусь вниз и позову на помощь тех кто есть в с3. К тому времени моя рация села, и возможности связаться с лагерем не было. Когда я спустился в с3, Саша Абрамов и Люда Коробешко, сразу поняли в чем дело. Мы согласовали план спуска пострадавшего с капитаном чилийской команды Эрнесто Оливаресом Мирандой. Саша и Люда, взяв баллоны с кислородом быстро ушли вверх, с ними вышла полячка Магда, чуть погодя испанец и кажется еще один чилиец. Все остальные были слишком уставшие и не смогли присоединиться. Ближе к 19:00 часам ребята спустили Джео в с3. Руководил спуском Джео на этом промежутке Саша Абрамов.

Чилийцы освободили для Джео отдельную палатку. Хорхе и Хуан Мануэль Санта Круз ухаживали за ним всю ночь. Лишь утром Хорхе удалось уговорить Джео взять кислород. К тому времени мы решили с Эрнесто, что придётся дать Джео кислород в принудительной форме и очень обрадовались, когда узнали, что Хорхе решил вопрос.

Ближе к полудню все, кто находился в с3 начали уходить вниз. Джео поначалу спускали 4 чилийца и поляк Джегаш Пасуто. Позже на крутом склоне им здорово помог Саша Абрамов.

Ребятам удалось спустить Джео в с2. У них ушёл на это весь световой день. Они заночевали в с2 и на следующий день продолжили спуск в БЛ.

Я остался в с3 один, в надежде хоть как-то восстановиться, чтобы попробовать ночью еще раз взойти на Броуд пик.

Оценивая спасательные работы скажу, что это была хорошая командная работа в которой чилийцы проявили завидную солидарность, показали чудеса терпения и умения убеждать. Саша Абрамов и продемонстрировал опыт участия в спасах, прекрасные лидерские и организационные качества, владение верёвкой и подручными средствами при осуществлении спуска пострадавшего. Люда и Магда работали наравне с мужчинами. Испанец (к сожалению забыл его имя) и Джегаш всегда были рядом и оказывали максимум поддержки.

Для меня было большой честью познакомиться, сообща сделать доброе дело и просто быть вместе с этими людьми на этой большой горе. Джео (и это главное!) будет продолжать преподавать детям географию в школе, рассказывая не только про горы, но и про Чили, Испанию, Россию, Польшу и Азербайджан….

К сожалению, в этом сезоне на Броуд пике погибли пакистанский высотный носильщик и член английской экспедиции….