Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Чтобы быть в курсе последних событий в мире альпинизма и горного туризма, читайте Новостную ленту на Mountain.RU
Люди и горы > Полемика >
Пишите в ФОРУМ на Mountain.RU

ЧТО СО ШЛЯМБУРАМИ НА «КАНТЕ ПО КАНТУ»?


Автор статьи
Владимир Могила, Одесса

Читайте также статьи: Алексея Жилина Случай на Форосском Канте, или отдельные аспекты этики постановки и снятия шлямбуров в Крыму, Михаила Ситника Опять о КПК, шлямбурах и чистоте стиля и Сергея Надточия ("Террорист") По поводу “К-п-К”, шлямбуров, этики и тому подобного

Тема, которую я хочу затронуть, также сложна, как и вопрос о том, зачем вообще мы занимаемся альпинизмом. Эта тема - оборудование шлямбурными крючьями популярных альпинистских маршрутов в Крыму. Все высказанное ниже – мое видение проблемы, не претендующее на право быть истиной в последней инстанции.

Всем нам (или почти всем) нравится свободное лазание, и все мы часто сетуем на вес железа, которое делает это самое свободное лазание крайне затруднительным. Как хочется пойти на восхождение с минимальным запасом снаряжения. Как осуществить эту несбыточную мечту? Очень просто (ну не очень, поработать все же нужно) – выбираете существующий, логичный, красивый альпинистский маршрут и оборудуете его хорошими, надежными шлямбурными крючьями. Вот мечта и сбылась. Кроме оттяжек, никакого железа не нужно. И вот смотришь, не только тебе, но и многим другим нравится, вот уже в разгар сезона и очереди на «твой» маршрут выстраиваются, смотришь – Вася Пупкин даже полез, правда, за оттяжки берется и с крюка до крюка пытается достать, но все равно хорошо. Всем хорошо, доброе дело сделано! Хотя, конечно Вася неспортивно себя ведет. На следующем «твоем» маршруте нужно будет побольше расстояния между шлямбурами сделать. И вот, ты копишь деньги, покупаешь новые шлямбура, и с учетом всех предыдущих недостатков «улучшаешь» очередной маршрут. И опять не зарастает народная тропа благодарных поклонников «твоего» маршрута. Но этот пресловутый Пупкин и сюда полез, у него удочка оказывается есть. Да уж ладно, черт с ним, с этим Васей, в конце концов, это его личное дело. Но вот, на майские праздники до тебя доходит слух, что Вася Пупкин, не дождавшись очереди на «твои» маршруты, полез на «непробитый» маршрут, упал на полку и сломал себе хвост. «А почему он туда полез?» с удивлением спрашиваешь ты. «А Вася имеет опыт хождения колымских* пятерок». Да, действительно, ведь маршруты, которые ты «улучшил» тоже пятерки. Правда Вася четверок не ходил… но зачем ему четверки? Он пятерки ходит. Хотелось бы объяснить им разницу между простой и «улучшенной» пятеркой… Но лучше сделать очередное доброе дело. На Пропомидорском Канте** остался всего один «непробитый» маршрут. Нужно «сделать» его. Маршрут- то тоже классный (умели же эти пресловутые первопроходцы места выбирать), и тогда Васе негде будет хвосты ломать. И вот, дело сделано… Благодарности народной нет предела. Пропомидорский Кант – самая популярная гора на всем Колымском побережье. Всем хорошо! И теперь, собираясь на Колым, можно брать только веревку и оттяжки. В иные весенние дни на Пропомидорском Канте можно увидеть по пять связок на одном маршруте. Но вот однажды, подходя к одному из «своих» маршрутов, ты замечаешь что-то не совсем обычное. Ты насчитываешь на нем не двоих, не десятерых, а несметную вереницу восходителей. «Что за хренотень?! Они что, параллельно лезут?!». Но, подойдя поближе, ты находишь разгадку. От подножья до яйлы тянется бесконечная череда стальных скоб, а справа от них, в виде вертикальных перил на стальных штырях прикреплен блестящий стальной трос. У начала маршрута стоит толпа желающих и билетная касса. Твоему возмущению нет предела:

– Кто посмел так надругаться над маршрутом?

– Почему же надругаться, это Виа-Феррата***, людям нравится, смотрите сколько желающих. Это все Василий Евлампиевич Пупкин организовал. Он у нас теперь гид, и от клиентов отбоя нет.

– Как?! Васька?! Пупкин?! …вот урод!

Расталкивая толпу, ты «зайцем» без билетов и без самостраховки мчишься вверх по железным скобам, догоняя Ваську.

– Васька, сволочь, ты зачем такой замечательный маршрут угробил?

– Э-э-э, мужик, это уже не твой маршрут, и даже не мой. Это их маршрут. А тебе, что других маршрутов мало, ты че в этот вцепился. Да и в чем проблема? Если ты такой крутой, не берись за скобы, лезь рядом, а еще круче, вон видишь, под скобками щель идет, говорят, что первопроходцы ни одного шлямбура не использовали, в щель прекрасно закладки ложатся. А нам не мешай, эти люди тоже хотят «Левое Яйцо»**** ходить, но не таскать с собой веревку и оттяжки, а свободно – только беседка и самостраховка.

Ты понимаешь, что объяснять бесполезно, что каждый останется при своем мнении, продолжаешь «восхождение», чтобы на спуске с горя напиться пива возле Пропромидорской церкви. И хотя где-то в душе ты понимаешь Васькиных клиентов, ты начинаешь подумывать над тем, каким инструментом будет лучше срезать Виа-феррату…

Эпилог

Тебе и твоим друзьям не пришлось срезать Виа-феррату. Нашлись ребята покруче. Они залили там бетонную дорожку и теперь на «Левое Яйцо» поднимаются новые русские, и даже украинские, в красивой тележке, которую тянет за трос электрическая лебедка. Говорят, что это ценится гораздо выше, чем подъем на канатке.

Васька Пупкин долго не кручинился и подался в скалолазание. Правда, там он тоже отличился. Он пролез всем известный «Миф» 8С+ на Федотских скалах*****. Но чтобы это стало возможным, ему пришлось сделать глубокие долбленки рядом с естественными зацепками, а упертым скалолазам объяснил, что желающие за долбленки могут и не браться. Злые языки поговаривают, будто бы Вася понял, что альпинизм и скалолазание это отстой и подался в … Интересно, что он там придумает?

* Колым – полуостров в Бархатном море.
** Пропомидорский кант – горный массив возле поселка Пропомидорск на полуострове Колым.
*** Виа-Феррата – альпийский горный маршрут, оборудованный железными скобами.
**** «Левое яйцо» - популярный альпинистский маршрут на Пропомидорском Канте.
***** Федотские скалы – популярный скалолазный район на Колыме.
Вернуться назад

 

А теперь серьезно. Спортивные малтипитчевые (многоверевочные, если так лучше) маршруты – несомненно, очень серьезное, интересное направление, лежащее, на мой взгляд, на границе между альпинизмом и скалолазанием. Оно, как и альпинизм и скалолазание, имеет право на жизнь. Я с большим удовольствием хожу на такие маршруты. Нужно сказать, что возможностей для создания таких маршрутов гораздо больше, чем для маршрутов с «натуральной страховкой». Тем не менее, это требует большого опыта и определенных творческих усилий. И можно назвать несколько примеров создания таких маршрутов. «Red Fox» и «Фактор риска» (Андрей Веденмеер), «Дупа зализова» и «Мiсячне сяйво» (Тарас Иванков), «Риглос», «Чапа-чапа» и «Сказка странствий» (Игорь Савельев), «Междуромбие» (Сергей Надточий), наконец «Голубая волна» и «Балалайка», «Желтая подводная лодка» (Павел Швец), «Факел» (Анатолий Гениуш). Эти маршруты были проложены их авторами в новых местах, где до этого не существовало альпинистских маршрутов.
   Гораздо проще воспользоваться существующей красивой ниткой и оборудовать ее шлямбурными крючьями. На первый взгляд – ничего страшного, стен много, маршрутов много, пусть будут и такие, и другие. Но в том то и беда, что больших протяженных стен в Крыму, да и где угодно, совсем немного. В Крыму это Форосский Кант и Морчека (остальные «испорчены» огородами, террасами, огромными полками). И маршрутов красивых и логичных совсем мало. А ведь если человек берется оборудовать какой-либо маршрут шлямбурами, он выбирает не какой-нибудь всеми забытый, а самый красивый, на самой красивой, самой популярной стене. Вот и получается, что на Форосском Канте, благодаря его доступности, все маршруты постепенно обросли шлямбурами. Мне посчастливилось сходить все эти маршруты в их первоначальном виде. Помню какой восторг вызвал у меня маршрут «Левый Ромб». Удивительно красивый, логичный, сложный, и при этом такие прекрасные естественные возможности для страховки. Этого маршрута больше нет :-( . Я хожу его и сейчас. Получаю удовольствие от свободного лазания без лишнего железа. Хотя тогда, до пробивки, я тоже почти все пролез, исключение составляло только начало ключевой веревки (нависающая щель), его приходилось «и.т.о.-шить», но это были проблемы не маршрута, а моего низкого уровня лазания. Теперь «Левый Ромб» трудно назвать альпинистским маршрутом).

Можно возразить:

– Теперь этот маршрут является учебным, чтобы неопытные альпинисты могли пройти его с минимальным риском.

– А где на Канте «неучебные» маршруты? И чему, собственно, будут учиться на нем неопытные? Лазанию по скалам? Но для этого есть множество коротких трасс, где лазательную тренировку можно построить гораздо грамотнее и эффективнее. Может, они научатся там работе с веревкой? Извините, но уровень работы с веревкой на таком маршруте стремится к нулю. По-моему, в лесу, между деревьями можно моделировать задачи сложнее :-) . Как раз на этих маршрутах и можно было чему-то научиться тогда, когда нужно было страховаться, используя естественный рельеф.

– Но ведь это опасно, нельзя учиться плавать по методу: завезли подальше в море и выбросили, доплывешь – научишься.

– Согласен, если вы не готовы к сложности данного маршрута, нужно сначала походить на более простые, соответствующие вашему уровню. Если Вы не готовы пройти «непробитый» «Левый Ромб», сходите «непробитую» «Семерку», если и это сложно, нужно сходить «Карнавал», «Ухо» и т.д., Но не нужно изменять существующий маршрут под свой уровень.

– А если мой уровень лазания соответствует этому маршруту, но я не люблю «натуральную страховку» (тяжело и опасно), а люблю длинные маршруты?

– Конечно! Вы имеете на это полное право! Сходите на «Red Fox» (6b максимум), «Фактор страха» (6с+), «Голубая волна» (6b), «Балалайка» (6b), «Междуромбие» ( одна веревка - 7а, остальное проще).

– А куда еще? Больше простых маршрутов нет.

– Согласен, их сегодня мало, но это не повод для уничтожения существующих альпинистских маршрутов. Назовите две самые красивые альпинистские «двойки» в Крыму. Подскажу. На Куш-кае и на Парагельмене. …были. Сегодня это маршруты, старательно оборудованные (в учебных целях) красивыми новыми шлямбурными крючьями. Начинающий альпинист после прохождения этих двух «двоек» захочет пойти на «тройку». Например, на контрфорс Филатова (Мшатка). Ему повезет, если «добрые самаритяне» успеют к этому времени прошлямбурить этот маршрут. А если не успеют?

– Но все же, очень многим нравятся спортивные маршруты со стационарными точками страховки.

– Конечно. Со временем их будет много, и для любого уровня лазания. Но и маршруты с натуральной страховкой тоже кому-то нужны. Какой стиль прохождения маршрутов сегодня ценится выше всего? Это свободное лазание онсайт с организацией собственных точек страховки, а ведь щелей, где можно такую страховку организовать гораздо меньше, чем голых стен, плит, глухих углов пригодных для лазания вообще. Вот цитата из интервью с Александром Кленовым после поездки в Великобританию на международную встречу фриклаймеров: «В Англии очень разные маршруты, есть и близкие к крымским. Насколько востребовано? Я считаю, что нет такой необходимости пробивать, оборудовать под спортивное лазание все крымские альпинистские маршруты, превращая их в скалолазные дорожки, не оставляя поля деятельности для альпинистов, для тренировок, для развития другой области лазания. Сфера спортивного лазания и альпинизма должны быть рядом, не конкурируя, а дополняя друг друга.» И прежде чем пытаться «изобрести свой велосипед» самостоятельно давайте воспользуемся тем богатым опытом, который существует на Западе, и постараемся не повторять их ошибок. Попробуйте приехать в Национальный Парк Йосемиты и забить там шлямбур… Оборудуйте стационарными точками популярный маршрут на Тре Чима ди Лаваредо, например маршрут Комичи, пройденный еще в 30-е годы… Сделайте учебный маршрут на Мармаладу… Сделайте новую дорожку по старому маршруту на Пти-Дрю или Гран-Капуцин…

Вот несколько выдержек из Тирольской Декларации:

Мы стремимся сохранить первоначальный характер всех маршрутов, особенно тех, которые ценны исторически. Это означает, что восходители не должны увеличивать количество стационарных точек страховки на существующих маршрутах.

Маршруты с натуральной страховкой могут быть так же приятны и безопасны для альпинистов-любителей, как и маршруты, оборудованные шлямбурными крючьями. Большинство восходителей могут научиться организовывать безопасную натуральную страховку и должны осознавать тот факт, что если соответствующие технические навыки были освоены, это обеспечивает дополнительным приключением, богатым и естественным опытом с достаточной безопасностью.

Сверление дыр и установка стационарных крючьев во время первопрохождения должно быть сведено к исключительному минимуму (нужно избегать применения шлямбурных крючьев даже на страховочных станциях, если в этом нет абсолютной необходимости).

Авантюрные (рискованные) маршруты должны оставляться в первозданном виде на столько, на сколько это только возможно, всякий раз, когда это доступно полагаясь на съемные точки страховки и используя шлямбурные крючья только тогда, когда это необходимо, и всегда придерживаясь местных традиций.

Что к этому можно еще добавить? Почти ничего. Только немного, что обусловлено спецификой крымских условий:

У нас в отличии от Шамони или Доломитов нет спасателей с вертолетами, которых можно вызвать звонком с мобильного телефона. Поэтому, для обеспечения оперативных спасработ желательно, чтобы на всех альпинистских маршрутах были оборудованы надежные станции с кольцами.

Как быть со скальными крючьями, которые разрушают трещины? По-моему тут не может быть общей для всех случаев схемы. Если это откол, который действительно разрушается, то в этом месте, очевидно, есть смысл забить шлямбур. Если это трещина в основной стене, с прочными краями, наверно, можно пользоваться крючьями. Да, постепенно трещина будет разбиваться, закончится это тем, что в нее можно будет положить стоппер или мелкий френд. Все же это будет меньшим изменением маршрута, чем забивка шлямбура.

Что делать со старыми шлямбурными дорожками, приходящими в негодность? На мой в взгляд, лучший выход – по возможности переделать их в дорожку под лазание. Это не всегда возможно, но попробовать всегда нужно.

Что делать с уже пробитыми маршрутами? Мое мнение – зачищать. С момента пробивки маршрутов на Канте прошло 13-14 лет. За это время заметно возрос уровень лазания любителей скал (что очень хорошо, но не является следствием уничтожения маршрутов с натуральной страховкой), в то же время значительно снизился уровень технической подготовки и умения страховаться (что в значительной степени заслуга прошлямбуренных маршрутов). Вам не кажется потенциально опасным такое сочетание? Человек умеет лазать, привык к высоте и не умеет страховаться. Да, прошло много лет и многие привыкли. Если Вы давно курите и привыкли, еще не значит, что не нужно пытаться избавиться от дурной првычки.


Форосский Кант. Маршрут "Кант по Канту" 5А, 5.10, 320м

Что с шлямбурами на «Канте по канту»?

На «Канте» на сегодняшний день убрано 19 старых и поставлено 14 новых шлямбурных крючьев. 11 из 14-ти новых крючьев установлено на станциях.

Все «проблемные» веревки перед срезанием шлямбуров пройдены свободным лазанием с натуральной страховкой. Максимальный уровень лазания приблизительно 6a+ – 6b .

Подробнее:

  1. На первой веревке (имеется в виду более сложный, правый вариант начала) срезаны все промежуточные шлямбуры кроме первого (было 7, остался 1). На станции установлен дополнительный крюк с кольцом. Для страховки использовались стопперы и набор френдов. Вместо френдов можно использовать набор гекс. Сложность лазания возрастает к концу веревки. Это самая сложная (если не использовать и т.о.) веревка.
  2. На второй веревке срезаны все промежуточные шлямбуры. На станции установлен дополнительный крюк с кольцом.
  3. На третьей веревке промежуточных шлямбуров не было, но перед выходом на большую полку справа был спусковой шлямбур с кольцом. Он заменен на новый шлямбур с кольцом. На полке перед большим углом (выходом на «лапу») станции не было (там есть дерево). Ниже дерева установлен шлямбур с кольцом.
  4. На четвертой веревке срезаны все 7 промежуточных шлямбуров. На станции установлен дополнительный шлямбур с кольцом.
  5. Пятая веревка имеет два варианта. Левый вариант (более новый) проходит независимой ниткой по монолитным плитам. Он оставлен без изменения (интересный самостоятельный вариант). Правый вариант – вариант первопроходцев начинается по отколу, и заканчивался шлямбурной дорожкой, которая сейчас сгнила. Остатки старых шлямбуров убраны. Вместо них установлено три новых, но не перестежка, а под лазание (пиблизительно 5 b ). На станции установлен дополнительный шлямбур с кольцом.
  6. Шестая веревка. Промежуточных шлямбуров не было, и нет. Станции не было. Поставлено два шлямбура, один с кольцом.
  7. Седьмая веревка. На станции возле дерева установлен шлямбур с кольцом.
  8. Восьмая веревка при выходе на яйлу оборудована станция – два шлямбура, один с кольцом.

Крючья с кольцом на станциях – это очень мощные крючья “ CASSIN ” посаженные на клей. Во время спасательных работ их можно использовать для быстрого спуска без блокирования.

Участвовали:
Алексей Жилин, Одесса;
Владимир Могила, Одесса;
Иван Шевченко, Одесса;
Сергей Калачев, Одесса.

Ломать – не строить – верно кто-то заметил в форуме. Поэтому придется покаяться еще в нескольких «грехах»:

Сентябрь 2001 г. – заменены все гнилые шлямбуры и оборудованы станции на маршруте «Центр» на Морчеке.

Октябрь 2002 г. – заменены все гнилые шлямбуры и оборудованы станции на маршруте «Замок через пещеру».

Июнь 2003 г. – заменены шлямбуры и оборудованы станции на маршруте А. Гениуша на Морчеке.

Октябрь 2003 г. – заменены шлямбуры и оборудованы станции на маршруте «Классика» на Морчеке.

Ноябрь 2003 г. – оборудованы станции на маршруте «Ухо» на Мшатке.

Ноябрь 2003 г. – заменены шлямбуры и оборудованы станции на маршруте «Три карниза» на Малом Кильсе.

Июнь 2004 г. – заменены шлямбуры и оборудованы станции на маршруте «Бровь» на Морчеке.

Сентябрь 2004 г. – заменены шлямбуры и оборудованы станции на маршруте Ворота на Айя.

Никто из нас не участвовал в дискуссии развернувшейся в форуме МР. И те, кто нашел среди спорящих «авторов», ошибаются. Никто из нас не писал ни одного слова в форуме. Не обвиняйте понапрасну людей, совершенно не причастных к переделке всеми любимого КпК. У «авторов», если уж так нас окрестили, не было желания «оставить свое имя в истории» методами старухи Шапокляк, и уж тем более не было намерений «опустить менее опытных и таким образом самоутвердиться». Я внимательно прочитал все доводы против. Среди массы ругательств и угроз были и аргументированные возражения, на большинство из которых я постарался ответить выше. Еще о том кто будет спасать. Если окажемся неподалеку – обязательно будем спасать, чем не раз приходилось заниматься, но лучше до этого не доводить. Лучше учиться организовывать страховку своими точками на маршрутах соответствующих Вашему уровню подготовки.

Одна печальная история произошла на КпК после срезания шлямбуров. Ко мне история дошла через третьи руки и я могу ошибиться в подробностях. Недели две назад донецкие альпинисты проводили в Крыму свои сборы. Одна и двоек вышла на КпК. Очевидно ребят не испугала табличка-предупреждение. На четвертой веревке (выход на «лапу»), лидер заложил свой френд долез до старой морковки, торчащей в глубине щели и вщелкнулся в старую «шворку» ввязанную в морковку. «Шворка» порвалась, френд вылетел, и парень упал на полку, получив серьезный перелом ноги. :-(

Вопрос: Кто виноват в случившемся? Я не сомневаюсь в том, кто нибудь из оппонентов надлежащим образом использует эту информацию. А есть другие мнения?

Владимир Могила
11.10.2004

P.S. Сегодня в форуме появилось много других вопросов, но я уже не успею ответить на них в статье.

Пишите сюда:


Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999- Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100