Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Чтобы быть в курсе последних событий в мире альпинизма и горного туризма, читайте Новостную ленту на Mountain.RU
Люди и горы > Полемика >
Пишите в ФОРУМ на Mountain.RU

Автор: Сергей Надточий ("Террорист"), г. Симферополь

 

По поводу “ К-п-К”, шлямбуров, этики и тому подобного

Котлеты и мухи
(что - то типа эссе)

“Носовое, по Зимнему Дворцу, пли!”
(Почему вы всегда друзья - со мной… и чужие между собой?)


Автор статьи
Сергей Надточий ("Террорист"), г. Симферополь

Читайте также на эту тему статьи: Владимира Могилы ЧТО СО ШЛЯМБУРАМИ НА «КАНТЕ ПО КАНТУ»?, Алексея Жилина Случай на Форосском Канте, или отдельные аспекты этики постановки и снятия шлямбуров в Крыму и Михаила Ситника Опять о КПК, шлямбурах и чистоте стиля

и статьи Сергея Надточия на Mountain.RU:
Форосский Кант Маршрут "Дупа залізова"
Судак. Новый свет. Заброшенные скалы. Забытые стены
Мысли вслух. Д.З. и другие маршруты

Не представлял, что творилось в И-нете по поводу снятых с маршрута “К-п-К” крючьев, хотя, конечно же, знал, что равнодушных не будет. Ничего писать не собирался, но свое мнение имею. Ведь кто я такой? Я не звезда альпинизма, не гуру, не господь Бог, чтобы кого бы то ни было поучать. И без меня хватает графоманов. Написал я это после звонка Леши Жилина, который настоятельно просил почитать “литературу” и высказаться. У меня интернета нет, мало того, я и компьютером пользуюсь очень плохо практически ничего не умею. Зато по этой причине мои бредни обычно остаются при мне. Шурочка скачала для меня из И-нета “первоисточники”, и я сел за эпохальный труд.

Как и все авторы до меня, я напишу, что это мое видение проблемы, не претендующее на право…(дальше см. Владимира Могилу). Конечно мое, а иначе зачем его, это самое мнение, выражать. Естественно, это очень субъективное мнение, но я попытаюсь его обосновать. Человек такое существо, что может объяснить даже самые необъяснимые явления. А уж почему совершил то или иное действие, или наоборот, бездействовал, тут ему и напрягаться не надо: доводы сами падают в ладони.

Есть мясоеды, есть полувегетарианцы и чистые вегетарианцы. Каждый из них находит рациональное зерно в своем способе питания, и все бы ничего, да вот беда: любят они друг друга поучать, как нужно правильно питаться.

Есть гетеросексуалы, бисексуалы и гомосексуалы. И эти люди тоже находят рациональное зерно в своих способах… э-э-э… общения, что ли. Улавливаете мою мысль? Нет, я не собираюсь использовать замечательное, раскатистое слово. Просто я провожу параллели: в околостенном пространстве такая же хе…ня. Есть группа людей, исповедующих альпинизм со всеми плюсами и минусами этого увлечения, есть группа людей, исповедующих скалолазное начало со всеми его достоинствами и недостатками, и группа тех, кому нравится и тот, и другой стиль. Но каждый при этом (каждый, но не все) почему – то считает свою точку зрения самой главной, т. е. самой точечной точкой. А речь идет всего лишь об этических правилах поведения в горах. Здесь и дальше я пишу только о крымских маршрутах.

Мы же выполняем определенные правила поведения в повседневной жизни, а здесь какая – то анархия. Одни забили шлямбура, хорошо это или плохо, но забили. Чуть позже другие срубили эти шлямбура. Третьи пиарасы (асы пиара) обрадовались возможности потрепаться в И–нете на всю страну. У четвертых появилось новое чтиво, почти детектив. Пятые на нас как на долбодятлов и раньше смотрели, а теперь тем более.

Мне трудно оставаться нейтральным, я как бы положил свой голос на весы, когда решался вопрос о снятии шлямбуров. Примерно 3 августа звонил Леша Жилин, чтобы узнать мое мнение по поводу “К-п-К”. Я ответил, что не вижу проблемы: страховка там организуется без затруднений, причем с любым типом снаряжения. Единственное, что меня смущает, так это то, что маршрут включен во все наши каталоги в пробитом виде. Т. е. я фактически как бы поддержал идею. Леша принял это к сведению, сказал, что когда из Азии вернутся парни, он с ними обсудит ситуацию. Видимо обсудили… Убрали лишнее… Ну убрали и убрали, тем более что обоснование приведено очень серьезное и многоуровневое.


Форосский Кант. Маршрут "Кант по Канту" 5А, 5.10, 320м

Мне не нравится только одно: не было обсуждения этого действия. В той же “Тирольской декларации” есть фраза: “…каждый в отдельности должен отдавать себе отчет в том, что обязан не наносить ущерба окружающей его природе и окружающим его людям”. По отношению к скалам все соблюдено, а как насчет людей? Ведь скалы не мои, не твои и даже не его, скалы - наше общее достояние и богатство. Очень даже может быть, что в результате дискуссии по поводу снятия шлямбуров, итог был бы таким же, ведь доводы, приведенные в этих статьях, убедительны даже без использования образа Васи Пупкина (Пети Жопкина или Сени Ху-кина). Но тогда это действие не напоминало бы залпа из носового орудия. Сильно отдает большевизмом, а чем это грозит в нашей стране, напоминать не буду. (Это написано за месяц до выборов и не является откликом на события после 21.11.04) Мнения сейчас разделились: одни полностью согласны, другие полностью не согласны. Фейсы еще не бьем друг другу, но при таких полярных расхождениях могут зачесаться кулаки.

Ну почему на долбаном западе все по-другому, почему там могут сосуществовать на ограниченном пространстве приверженцы разных направлений и стилей горовосхождений?! Неужели у нас всегда будет разделение на касты, классы, виды, группы? Каста лазающих с использованием закладок и крючьев и каста отрицающих эти железочки. И доводы одних: “Да вы же лазить не умеете”, и ответ других: “А вы только по шлямбурам”. Черт побери, это мне напоминает сказку о курином яйце, точнее - о способе его разбивания.

До этого момента я судорожно пытался найти какую - то линию в писанине, при этом угробил целую тетрадку на доводы “In pro” или “in contra”. Потом я снова перечитал первоисточники: В.Могилу, А.Жилина, Т.Иванкова, М.Ситника, Гогена от 12.10. 2004 и ТИРОЛЬСКУЮ ДЕКЛАРАЦИЮ. Причем я прочитал две статьи В. Могилы, одна написана раньше: “Малые горы 2000. Этика восхождений …”. И понял, что нужно просто отвечать на вполне определенные вопросы, которые я нашел в этих статьях, а ещё, желательно, самому побывать на поле боя.

Вот какие вопросы для себя я нашел:

1. Правильно ли, что сняли шлямбура на “К-п-К”

2. Приоритет авторов на маршрутах

3. Судьба оставшихся, “больных” (с точки зрения альпинизма) маршрутов

4. Травматизм на маршрутах

5. Передача материальных “ценностей” следующим поколениям

6. Создание новых маршрутов в Крыму

7. Обучение людей на маршрутах

8. Избранность, крутизна, элитарность восходителей

9. Спасение на этих и других маршрутах

10.ТИРОЛЬСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ - применима ли она у нас

Я не пытался систематизировать вопросы, как всплывали в сознании, так и записал.

Итак…

1. Правильно ли, что на “К-п-К” сняли шлямбура?

На мой взгляд - правильно. В данном случае альпинистский маршрут вернули в исходное состояние, близкое к авторскому варианту. Я согласен с тем, что многие шлямбура поизносились, и с тем, что страховка на этом маршруте легко организуется. Это доводы “за”. Доводы “против”: “А вы лезьте и не встегивайтесь в шлямбура”. Вроде бы, все правильно в этом предложении, но … первые могут предложить учиться страховаться вторым и тоже будет права. Хотите чувствовать себя альпинистами - будьте ими. На каком - то этапе развития эти шлямбура сослужили хорошую службу нашему альпинизму, но сейчас уже - вряд ли. Лично мне не нравится в этом новом исполнении “К-п-К” только то, что придется носить больше снаряжения, ну и то, что первые метры на первой веревке будут более нервными. Все остальное нормально, хотя я еще не лазил на “К-п-К” после удаления шлямбуров. Чем чревато старонововведение? Возможно ничем, возможно - ростом травматизма. На первой веревке щель, скорее всего, придет в “аховое” состояние (размолотят вдребезги), т. к. шлямбур на переходе (метров через пятнадцать – семнадцать после старта) отсутствует. Собственно, это “ключ” всего маршрута: пролез его - и все остальное получится. Стал ли этот маршрут более сложным? Нет, скорее всего, его рейтинг так и останется в пределах 1.2 –1.3 (в рейтингах на Малые Горы Украины его цена колебалась 1.1 – 1.3). Станет ли он менее посещаемым? Не знаю, но очень надеюсь, что единовременно на “К-п-К” будет намного меньше связок. В последние годы по маршруту одновременно лезли десятки людей, я сам лично видел 13 связок одновременно на разных веревках “К-п-К”. То есть, как это ни парадоксально звучит, в настоящее время маршрут стал безопаснее. Спасибо мужикам за то, что не побоялись подставиться: скандал “в интернете и около” предсказать было нетрудно. Но… обсудить нужно было.

2. О приоритете авторов

Авторские права на маршрут должны быть. Мы же признаем права авторов на распоряжение произведениями искусства, созданными ими. Ведь мы же возмущаемся при плагиате, воровстве и других похожих явлениях. Пробивка чужого маршрута, в какой – то степени, есть подмена (подлог) авторской идеи способа прохождения данного маршрута. Ведь авторы эту свою идею реализовали в определенном стиле, и мы должны, по возможности, не изменять эту композицию и её дух. Если сохранились реальные документальные подтверждения (отчет), что маршрут сделан так – то и так - то, станции были там- то и там – то, шлямбура стояли там – то или не стояли вообще, надо на них ориентироваться.

В свое время мои друзья Т.Иванков, С.Шелепов, О.Пугач, покойный В. Шушляпин - забивали “врукопашную” срубленные теперь шлямбура для того, чтобы не стояла внизу постоянно “скорая помощь”. Уж больно много ЧП было на этом и на других маршрутах. Тогда всем показалось: вот забьем шлямбура, и травмы уйдут в небытие. Но ведь это тоже всего лишь оправдание неправильного действия, и далеко не бесспорное. Что, травм не было после пробивки? Случались. Возможно, подумают те, кто не в курсе, потому, что пробито не очень часто, раз были травмы. Что ж, я знаю людей, которые предлагали пробить ещё чаще, беспокоясь о ещё большей безопасности. “Как чаще?” хотелось бы спросить. Через полтора метра? А может и этого мало…? А может быть, вообще поставить на месте маршрута длиннющую пожарную лестницу? Наверное, честнее другой подход: готов ты к маршруту морально и физически - лезешь; не готов - облизываешься на него внизу, или лезешь что попроще… Так что снятие шлямбуров, на мой взгляд, следует считать возвратом долгов без набежавших процентов. Попользовались - спасибо, возвращаем. Но! Или , скорее даже, однако! При всем уважении к первовосходителям, я думаю, что явные глупости и ляпы следующие поколения имеют право исправлять. Ведь если маршрут логичен и красив, то, скорей всего, он часто посещается и, как следствие такой посещаемости, “украшен” излишним железом. Причем вовсе не обязательно речь идет о шлямбурах. На гранитах эта проблема решается легко - после себя выбить крючья. На известняках крючья разобьют щели, но не до размеров мелких френд, а меньше, закладки будут плохо ложиться в разбитых местах. Следовательно, опять будут биться крючья. Напомню вам два места в разных местах Крыма. Ключевая щель “Левого Ромба” была пробита через 20 сантиметров крючьями, это уже было. То же самое было на шестой веревке “Классики” на Морчеке. Может быть, вам кажется, что я сгущаю краски? Ничуть! Я их разбавляю. Поэтому считаю, что необходимо отметить заслуги первовосходителя в путеводителе, а место (конкретно для каждого случая) все же каким - то способом избавить от этого металлолома. Хотя можно просто срубить безо всяких обсуждений.

Возможно, что мы боимся забыть, какими “крутыми перцами” были авторы маршрутов, когда пытаемся вернуть все в точку отсчета. Так ведь все равно не получается: другие условия восхождения, другое снаряжение, в конце концов, другой стиль лазания. По этой причине я не стал бы постоянно апеллировать к авторской правоте. Тогда было время “тогда”, а сейчас время “сейчас”. Вам же не хочется лазить в галошах и во всем остальном снаряжении времен штурма Семипалатинска 1942 года? Это не означает, что мы должны забить “во все места” шлямбура, в том числе и на маршрутах. Вспомните Фантика. Сильно ли он сопротивляется, когда на его маршрутах что – то меняется? Ему это не очень - то нужно, “сделано Фантиком” - определенный стандарт, подразумевающий рискованнейшее прохождение. А что после него - это наши проблемы. Напомню, хотя бы, “Бровь” на Марчеке. Вернем в исходное? Тогда со станции из-под “Брови” убираем классные шлямбура и восстанавливаем два восьмимиллиметровых, забитых на двадцать мм. Повернулся - и шлямбурочки вместе с тобой повернулись, а под тобой 100 метров. Как сейчас помню ощущения: ещё не на том свете, но уже не на этом. Кто – то хочет таких ощущений?

Хотя старина Фантик говаривал: “Лишний шлямбур, забитый на чужом маршруте, как плевок в лицо автору”. Я сам неоднократно слышал эту фразу от него. Да и не все свои маршруты он может сейчас представлять. За многие его маршруты отчитались совсем другие люди. Я за чувство меры. Круглова Юрку клевали за снятые шлямбура с “Вербы”, но Верба А. А., автор маршрута, благодарен за “восстановленную справедливость”.

3. Судьба “больных” маршрутов

“Больными”, по всей видимости, следует считать Кантовские маршруты, “ двойку” на Кушкае, верхние веревки “Правых штанов”, ну и ещё кое - какие маршруты Парагельмена и Ангарки.

К примеру, “Рыжий Угол”, первая и третья веревки. Тут у меня ряд вопросов. А есть ли данные, какими они были при первопрохождении? Только ли крючьевая была страховка, или все же были шлямбура? А там ли выходили на сосну первопроходцы третью, или все же левее? Да и по последней веревке имеется два вопросика. Что делать со шлямбуром, что ниже первого карниза, и что делать с последним перед полкой шлямбуром? Нижний появился в 1993, а последний, по – моему, в 1994; авторов я знаю, хотя, может, и ошибаюсь. Такой же вопрос возникает по нижней части “Крокодила”, в авторском изложении не было там шлямбурка. “А кому от моей смерти будет лучше?” - так ответил на вопрос по поводу этой железочки один достаточно известный альпинист в 2002 году. В этом году я не спрашивал. Это как бы вопрос на засыпку. Есть ли на скалах двойные стандарты? Но, возможно, и я забил бы шлямбур на этом месте. “Двуногих тварей миллионы, мы метим все в Наполеоны, когда глядим со стороны…”_

Как лечить эти маршруты? Честно говоря, я не знаю, как лечить. Я просто опасаюсь, что лечение может оказаться слишком сильнодействующим средством. И некоторые маршруты в процессе лечения могут стать скорее мертвыми, чем живыми.

На мой взгляд, если лечить “Левый Ромб”, то логично это же делать и с “Семеркой”, и с “Рыжим Углом”, и с другими маршрутами. Причем речь не идет о коррекции категории в сторону повышения. Мне не довелось лазить по “Левому ромбу” до пробивки (я в те времена занимался совсем другими делами), но я раз пролез его в близком к авторскому изложению варианте, максимально используя натуральную страховку. Все станции делал на шлямбурах. И заняло это вовсе не целый день, но и не два с “копейками” часа (при шлямбурах). И все же это не добавило крутизны маршруту. Безусловно, помогло знание маршрутной нитки и ключей. Возможно, это мнение субъективное, а “с листа” было бы тяжелей. Так вот поэтому, я предлагаю лечить эти маршруты по - другому. Замена станций - само собой, а промежуточные точки - метров через десять или пятнадцать (по ситуации). Тогда будет здоровый компромисс между безопасностью и сложностью. И при этом маршрут сохранит свой дух. Да, это не будет точной “авторской” версией (Как сделано автором, надеюсь, по отчетам знают), но сможет ли автор детально точно, а не “по памяти”, восстановить места первопроходных шлямбуров?

“Левый Ромб” - маршрут красивый, логичный, но если убрать полностью страховку (меня, впрочем, и это устраивает), он будет посещаться только альпинистами. Может, это и хорошо, а может, и плохо, т. к. альпинизму явно нужна свежая струя, приток тех, кто может лезть. Мое субъективное, но скорее и объективное (по виденным школам Малых гор) мнение, что лазим, в основной массе, мы плохо. И я, и многие другие мужики, и в том числе Шура Одессит. Во всяком случае, только немногие из нас лезут с листа 7а. А категории выше кажутся вообще несбыточными (с листа, с листа). Если в альпинизм придут люди только из туристов - горников или спелеологов, то тогда все, что написано выше, забудьте. Потому что, при всем уважении к этому контингенту, прохождение ими обычных участков в “6 – в” будет осуществляться только методом ИТО. Я не утверждаю, что все они как один будут ИТОшить, всегда найдется “белая ворона”, но это будет скорее исключение. Страховаться можно научиться за какое-то, достаточно короткое, время; задницу натренировать, чтобы не сжималось, - это уже от психики индивидуума, а вот чтобы научиться лазить придется очень много времени и сил потратить. К слову сказать, я считаю, что

в Крыму мы занимаемся не альпинизмом, а чем - то другим. Я для себя называю это стеновым скалолазанием (соответственно не альпинист, а стеновик) или техническим классом скалолазания, несмотря на веревки, карабины, беседки, скаи и остальное альпснаряжение. Для того чтобы называть все это альпинизмом, наши горы нужно приподнять да растянуть. Хотя и здесь бывает “встревалово”.

Еще один вопрос к приоритетности, точнее к “залечиванию” в сторону приоритетности. По пути ли первопроходцев идут нитки сегодняшних маршрутов? Не всегда. Одесситы “лечили” Золотые Ворота, тот вариант, который был в отчете. А как быть с маршрутом Мигеля – Хорхи Корныся на те же Ворота? Нет ли здесь какой - то несправедливости? Во времена отсутствия интернета были случаи прохождения одного и того же маршрута (от разных федераций) под разными названиями и с чуть отличающимися нитками. Возможно, я ошибаюсь в этом вопросе.

Что касается “Гребневой двойки” на Куш Кае. Черт его знает, что с ней делать? Наверное, она все – же ближе к тройке, так стоит ли оставлять начинающих людей без страховки? Лезет туда в основном, молодежь, часто еще не очень хорошо страхующаяся. Убрать все шлямбура, значит лишить их дополнительных шансов. Это не фора перед первопроходителями, это страховка на случай ошибки начинающих альпинистов. Мое мнение: оставить шлямбура на станциях, там, где невозможна организация нормальных “натуральных” станций; а там, где такая возможность есть, оставить одну точку. Напомню: по количеству ЧП эта “двойка” состязается с “Вилкой”, а проблемы спуска с маршрутов на Кушкае не отменялись. Ситуация обостряется зимой.

4. Травматизм на маршрутах

Конечно же, постановка или снятие шлямбуров отразится на безопасности маршрута, но не впрямую. Нельзя же всерьез считать А.Жилина виноватым за травму восходителя на “К-п-К”. Если все было, как написано в статье, то даже думать нечего: лидер совершил две грубых ошибки, и расплата не заставила себя ждать. Видимо, парень использовал не тот номер френды (место подходит и под гексу №4 -№5), раз она вылетела. Швайка была ввязана в “морковку”, но даже если швайка была бы в шлямбуре, результат был бы таким же. Плохо обучили парня, а вину возлагают совсем на другого человека. Ситуация повторяется. Круглый снял когда – то ушки на “Вербе”, а после Леша Мацак там, слиняв, поломал ногу. Круглова клевали все, кому не лень, ты, мол, виноват в травме. Так вот, я не слышал, чтобы Леша хоть как – то упрекнул Юру. Наш способ времяпрепровождения не подразумевает полную безопасность, иначе добрая половина из нас тотчас сменила бы занятие. Но никому не хочется, чтобы поездка в Крым заканчивалась в больнице или того круче, на погосте. Не перестараться бы нам, становясь “правильными”. Когда - то можно было почитать на эту тему литературу. Так вот, как сейчас помню, самый большой процент тяжелых ЧП давали две категории: вчерашние значки, выпущенные в первые самостоятельные полеты, и мастера спорта, ходящие рекордные (или около того) маршруты. Не думаю что ситуация изменилась. И, с этой точки зрения, снятие всех шлямбуров с “двойки” будет преступным. А страсти – мордасти, нарисованные в письме Гогена от 12. 10. 2004 года, сильно напоминают первые минуты фильма “Вертикальный беспредел” (или передел) - достаточно бредово. Хочется, чтобы все были живы и спускались с гор невредимыми. Правда, внизу тоже небезопасно. 7.11.2004, возвращаясь из Батилимана, в автокатастрофе погиб Севастопольский альпинист Геннадий Уханов.

Травматизм, на мой взгляд, обратно пропорционален тренированности. Чем ты в более хорошей форме, тем больше у тебя шансов сохранить здоровье. Хотя есть и другие мнения.

5. ПЕРЕДАЧА МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ СЛЕДУЮЩЕМУ ПОКОЛЕНИЮ

С этим вопросом все достаточно ясно, по крайней мере, в Крыму. Передавать нечего, практически все большое, что логично, сделали в альпинистском стиле. Остатки подобрали на мультипитчи. Есть еще кое - где целина, но она, как нефть на земле, вот - вот закончится. Остается внутренняя гряда, да восток полуострова, и невысокие меловые стены. Значит ли, что сегодняшняя ситуация не повторится?.. Я не Глоба, будущего не предсказываю, но помечтать могу. Новые средства страховки, новые системы тренировок позволят большинству из будущих восходителей лезть практически любой маршрут, любой категории сложности, любой рельефности. Завидую… Но, может быть, все будет по-другому: придет новое поколение, обзовет нас маразматиками, посрубает все шлямбура, “засикадурит” все щели и будет лазить на интерес. Их будет очень мало, но на них все будут смотреть снизу вверх. Мне кажется, что им не потребуется ездить автобусом Ялта – Форос в куртках от “Норд Фейс” с притороченной веревкой “мамут”, и карабин не будет случайно проглядывать (см. М.Ситника) скорее всего, потому, что у них будет другой транспорт.

6.СОЗДАНИЕ НОВЫХ МАРШРУТОВ В КРЫМУ

Немного мест в Крыму осталось под маршруты, но это не повод, чтобы утверждать: “ Вот здесь у нас будут альпинистские, а вот там - “мультяшки””. Не может быть двойных стандартов в этом вопросе. Давайте сразу договоримся: альпинизм и скалолазание - равноправные обитатели наших мест. Если этого не произойдет, грош нам цена. Значит мы действительно “эгоисты”, думающие только о своих проблемах. Думаю, что справедливо будет, если “право первой ночи” будет фиксироваться именно здесь: кто начал работать первым, тот и имеет приоритетное право. В.Могила сетует, что выбирают под пробивку самые лучшие, самые логичные маршруты. Это так. Но ведь хронологически скалолазание вышло из альпинизма. Альпинистские маршруты были проложены по лучшим щелям, когда “мультиками” ещё и не пахло. И это правильно. Мне кажется, что голые, безщелевые, но рельефные плиты вполне устроят “мультипутчистов”, хотя, конечно, на эти плиты могут претендовать еще и любители хождения на скай - хуках. Повторюсь: маршрутов должно быть много, и они должны быть разными. Вряд ли кому понравится еще один “Л.Р.” правее или левее существующего.

Как делать маршрут? С альпинистскими все ясно - снизу вверх. Хотя маршруты невысокой категории вполне можно делать (выполняя определенные задачи), спускаясь сверху и просматривая нитку маршрута. Но при этом логика маршрута может основательно пострадать. (Пример - “Серпом по”, мы его делали сверху для того, чтобы разгрузить, как можно быстрее, Форосские “двойки”). Вот только маршруты, сделанные таким образом, нельзя считать первопрохождениями.

“Мультипитчи”, несмотря на рекомендации “Тирольской Декларации”, все же лучше делать сверху вниз, налаживая каждую веревку и расставляя точки страховки. Иначе уйдет сама скалолазная идея из этих проектов. Просто физически невозможно угадать нормальное расположение относительно рельефа точек страховки (шлямбуров), да и станции предугадать трудно (речь идет о маршрутах, на которые нужны только оттяжки, умение лазить и хорошая нервная система). Можно, конечно, и так: пробить через зеркала дырочные и шлямбурные дороги, набить временные станции, с них облазить каждый отрезок, поставить стационарные шлямбура, срубить временные и заклеить дырочки, поставить на новых местах, удобных относительно стационарных точек, станции. Ну, и зачем весь этот геморрой? А если еще, вдобавок ко всему, не угадаешь направление… Жизни не хватит совершить все эти действия. Вот в этом случае нужно забить на “Тирольку” - это же не аксиома, - а делать, как позволяют условия. Именно поэтому удались “Д.З.” на Канте, “М.С.” на Парусе, “R.F.” на Уарч – Кае, “Ф.С.” на Кошке, “Акрофобия” В.Иванова на Ангарской. И не нужно бояться пересечений. К большому сожалению, Крымские стены маленькие, и иногда невозможно избежать пересечений, хотя, конечно, лучше не пересекаться, не накладываться и не вариантиться. На самом деле “уровень вызова” на многих маршрутах и так понижен, хотя бы возможностью перейти на соседние, более простые маршруты. На Канте, при желании, это возможно на любом маршруте. Нет безнадежного одиночества на наших стенах. Это реалии Крыма. Можно, конечно, и по-другому: выбрать лучшие нитки из существующих маршрутов и освободить справа и слева коридоры метров по двадцать. Естественно, это бред, но, если мы бездумно утвердим “Тирольскую Декларацию”, этот бред воплотится в явь.

7. Обучение людей на маршрутах

Я согласен с мужиками, что обучать на маршрутах страховке, тактике или лазанию - глупость несусветная. Всё это можно провести внизу, а на стене можно тренировать на “прочность очка” да оттачивать мастерство организации страховки. Но вот как им, бедолагам, дожить до первых своих пятерок? Ведь не так уж много двоек, троек и четверок в Крыму, чтобы поэтапно набирать опыт. Самый лучший вариант обучения – теория, подкрепленная практикой, но не получается этот вариант, ведь, в основном альпинизм - это увлечение, а не основной род деятельности. Люди годами идут к своим первым пятеркам, и очень часто так и не доходят. “К-п-К”, в действительности, был таким полигоном, на котором можно было обкатать ощущения. Возможно, поэтому мне слегка досадно, что шлямбура сняли. Да, действительно, это не совсем “пятерка”, но это не 4б, это скорее 5а с минусом. Многие после этого маршрута говорили себе: “ Да, это по мне!” или “Нет, не по мне” и в зависимости от этого или тренировались больше, или возвращались на более простые категории. Сейчас такого полигона не будет. А рассуждать в том духе, что человек умеет лазить, но не научился страховаться, а потому этот человек полезет к черту на кулички, мне кажется, неправильно. Есть люди ответственные, а есть самонадеянные. Так вот для вторых это сочетание может быть и опасно. Так ведь и вилку можно причислить к холодному оружию, если ею пользоваться не как вилкой.

8. Об элитарности маршрутов и элитности альпинистов

Явно надуманно, нет элитных маршрутов, есть маршруты на стене, на которые ходят люди, в том числе и те, которых иногда начинают называть элитой. Есть маршруты, подготовленные для соревновании, так называемые “рейтинговые”, и есть маршруты, не включенные в список рейтинговых.

Лично мне применение слова “элита” по отношению к человеку не нравится. Ты можешь быть очень “крутым” альпинистом, но в какой – то момент расслабиться, начать сачковать, и куда тогда девается твоя “крутизна”? Опыт остается, умение организовать страховку, внутренняя память о былой мощи, а на рельефе ты лезешь (или ИТОшишь) как м…удила с Нижнего Тагила. И никакие звания, и былые заслуги тут ни при чем - СКАЛА БЕСКОМПРОМИССНА.

9. Спасение на Крымских маршрутах

Неэффективность спасслужб этого района Украины можно объяснить одним словом - “бедность”. Поэтому я даже прослезился, прочитав у Володи фразу про вертолеты у спасслужб “загнивающего зарубежья”. Мужики, я вас умоляю! Знаете ли вы, что сегодня в Крыму в КСО практически не осталось действующих связок? Государство бросило “спасателей” на произвол судьбы, они вынуждены добывать себе деньги всевозможными способами, в ущерб основной декларируемой деятельности. Где уж им тут спасать, самим бы ласты не склеить с голодухи. Хоть бы власти не мешали им. Черта с два! Спасатели платят такие же налоги, как действующие рентабельные предприятия, такие же аренды и другие государственные сборы. А заодно, из своих же кровных пополняют спасательные фонды (веревки, карабины, лебедки и т. д. и т. п. - это тоже денег стоит), оплачивают бензин для проезда к месту происшествия. Меня вообще удивляет, что им удается иногда спустить потерпевших живыми. Это не насмешка, не над чем смеяться. А вторая структура, МНС, которая, казалось бы, должна всегда быть наготове, со стен вас спасать не будет, и не спасет, даже если и задастся такой целью. В этой системе очень смутно представляют проблемы спасения на стенах, а шапкозакидательское “Мы вас спасем! Герой спасатель всегда рядом!” лично у меня оптимизма не вызывает. Единственный отряд МНС, имеющий в своем составе боеспособные связки, есть в Севастополе (они спасают), но обслуживает слишком ограниченный район. Так что, хлопцы, очнитесь, спасать или спасаться придется только своими силами. Вот поэтому я предлагаю оставить на “двойке” шлямбура на станциях.

10. “Тирольская Декларация”

В качестве свода правил поведения в горах можно использовать Тирольскую Декларацию. Считаю, что можно, обсудив по пунктам, руководствоваться этим документом с оглядкой на реалии и в соответствии со здравым смыслом. В мире очень много государств, и практически у каждого есть основополагающий закон - “Конституция”, но вот при общем названии внутреннее содержание сильно отличается. Но если большинством, которое почему - то так не нравится Мише Ситнику, “Тиролька” будет принята за руководящий документ, то я сверну трубочкой свое самомнение и засуну его себе куда – нибудь, и буду дисциплинированно пользоваться меморандумом, то есть мирно лазить.

Вот и все, что мне хотелось вам написать. Тяжело писалось (ударение на втором слоге), хотелось быть объективным, не знаю, получилось ли. И ещё, может сложиться мнение, что я разочаровался в “мультиках”, но это не так. Я просто за сохранение статус – кво существующих маршрутов и увеличение их количества. Всегда боялся видеть мир либо в черном, либо в белом цвете. Мне хотелось бы видеть весь спектр. Давайте договариваться, а не рубить с плеча.

Есть предложение. Пока не срубили “Ромб”, давайте соберем мнения по следующим вопросам примерно в такой форме.

1. Лечим или не лечим РОМБ?

Мой ответ: Лечить нужно.

2. Как лечим? Варианты?

Мой ответ: Станции менять и ставить промежуточные шлямбура через 12 –15 метров, в зависимости от конкретного места.

3. Лечим “ Гребневую двойку”?

Мой ответ: Лечим.

4. Как лечим? Варианты?

Мой ответ: Оставить шлямбура только на станциях.

5. Пользуемся “Тирольской декларацией” как догмой? Или перерабатываем в соответствии с реалиями района?

Ответ: Переработать отдельные мелкие пункты, в целом я с ней согласен.

Вот и всё.

Мужикам жму руку, девушкам целую ручку и шейку (гусары молчать!).

Терр.

Р.S. 07.11.04 сходил с Орестом на новый “К-п-К”, всё нормально. Маршрут вовсе не стал смертельно опасным. Правда, барахла нужно брать побольше, но вовсе не обязательно иметь френды, вполне идут закладки. На первой пользовался мелкими закладками. На переходе (метров 15 от старта) с тоской посмотрел на дырку от шлямбура и, заложив френду в щель, перелез налево, не забираясь в угол. Вторая вообще беспроблемна. Четвертая, на “лапу” далась трудно, очень залапана, как и первая. Зацепки напоминают свечку по скользкости. А вот пятую, старый вариант “канта”, мы не лазили - не знали, где она начинается, поэтому полезли по плите.

Резюме: “К-п-К” 5 А, мах 6 – в, А1, Е2, с маршрутом ничего страшного не случилось. Спусковые кольца оборудованы через 45 - 50 метров. Скорее всего, маршруты “Семерка” и “Ухо” примут на себя всех, кого испугает “К-п-К” в новом виде. Если бы заменили самый первый шлямбур, старт был бы спокойнее (не хочется рисковать на старой железке). ИТОшным способом маршрут подвластен практически любому, но надоест очень скоро. Желающим упасть с лазания рекомендую лезть. Мы лезли всё. Пиарасы тоже могут попробовать себя.


Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999- Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100