Горы мира > Северная Америка >

Верят ли альпинисты в приметы? Или последний первопроход , Людмила Коробешко, г. Москва
Мак-Кинли. Фотоальбом, Вадим Алферов, г. Воронеж
Мак-Кинли 99, Сергей Лавров, г. Алматы

Автор: Людмила Коробешко, г. Москва

Восхождение “Команды Приключений Альпиндустрия” на высшую точку Северной Америки Мак-Кинли (6193м)

Часть вторая. Подходы.
(Часть первая здесь)

29 мая был первым днем хорошей погоды – до этого самолеты несколько дней не летали. Весь май стояла плохая погода, на день нашего отлета процент восхождений на Денали (а местные называют Мак-Кинли только так) составил всего 14% (тогда как в среднем это 45-50% в сезон).

Перелет на маленьком самолетике впечатляет: сначала летишь над зеленым ковром с извилистыми речками и ручейками, а потом неожиданно встают снежные пики, перемычки, скальные зубья.

На аэродроме мы взяли санки, получили бензин и туалетные боченки. Мы решили не останавливаться на ночь на аэродроме, а постараться дойти до лагеря на 7800 футов (2400м) у развилки. Около 10 вечера, выпив чаю, закопав заброску и упаковав часть грузов на сани, мы выдвинулись. У каждого получилось около 40-50 кг общего веса. Как-то неожиданно тяжело и очень неудобно. Дорога сразу пошла под горку. Тяжелые сани, которые мы веревками привязали к рюкзакам, догоняли сзади и предательски ударяли по ногам, выщелкивая крепления. Мы попытались везти сани сбоку или впереди. И тут я совершила первый промах: не пристраховав сани, я держала веревку в одной руке, веревка соскользнула с руки, сани поехали вниз по склону сначала медленно, постепенно разгоняясь, и исчезли в трещине метрах в 200 от меня. Я направилась в след исчезнувшим саням, ругая себя на чем свет стоит: растяпа! Ладно бы такое случилось у кого-то другого из группы, но я же руководитель! Ладно, главное теперь не усугубить ситуацию. Осторожно подходя к трещине, я все же надеялась на какие-то остатки удачи: может, хоть трещина окажется неглубокой. Сани застряли на снежной пробке метрах в 7 от края трещины. Два Анатолия вызвались достать сани, я не стала противиться. Взяв веревку и ледорубы, ребята за 10 минут извлекли сани на поверхность.

Товарищ полковник с санями.

Народ даже оживился: Артем схватил камеру и побежал снимать операцию по спасению саней, умоляя ребят не торопиться, чтобы он успел снять самое интересное. “Ну, вот и приключения, а то все идем и идем.”

Вскоре спуск кончился, и мы пошли практически по ровному леднику с закрытыми трещинами. Тропа была отлично промаркирована и хорошо утоптана – можно даже было идти без лыж и снегоступов. Это было здорово: мы шли, полные сил, навстречу приключениям, по невероятно красивой местности.

Бабанов и Фабрицио

Впереди мелькнули фигуры лыжников. Я вспомнила, что где-то тут в районе Денали должен сейчас быть Валера Бабанов. Интересно было бы встретиться… Через пять минут мы встретились: Валера и его товарищ Фабрицио подъехали к нам на лыжах, до черноты загоревшие с ослепительно белыми улыбками. Как оказалось, они сделали попытку подойти под южную стену Денали, но там было слишком много снега и трещин. Тем не менее, выглядели они вполне довольными. Валера во всю улыбался, радуясь возможности поговорить на родном языке. Мы обменялись новостями о наших в Гималаях и попрощались.

Выйдя от аэродрома в 10 вечера, к часу ночи мы добрались до развилки.

Поставили палатки – благо нашли готовые ямы. Пришло время готовить пищу. Я достала примуса. На русских ребят я особо не рассчитывала в этом плане, но когда оказалось, что и украинцы не умеют пользоваться такими горелками (они привыкли к более ранним моделям примусов), я загрустила. Но нужно было действовать. Я собрала горелки, с благодарностью вспоминая Сергея Романова и тот вечер, который мы провели на крыльце у входа в “Альпуху”, переливая бензин в бутылки и разжигая горелки. Вскоре суп был готов. Мы поели и около 4 утра легли спать.

Анатолий Асташин в снегоступах

30 мая. Весь день мы спали и ели. Сыпала мелкая крупа, временами выглядывало солнце. К вечеру небо очистилось. Мы собрали лагерь и в 9 вечера вышли. По первоначальному плану (а у нас был подневно расписанный план) в этот день мы должны были дойти до лагеря 9,600 футов (2900м). Перед выходом мы еще раз все обсудили, нам показалось, что у нас много сил и времени: можем идти хоть до позднего утра, так что закралась такая мысль: а не попробовать ли нам дойти до Элевена (11,000 футов или 3300м)? Набор высоты 900 м – не мало, но и не так уж много! С такими мыслями мы и выдвинулись. Только почти сразу начались тягуны – известный Ски-Хилл. Кончилось тем, что мы поняли, что погорячились, решив сразу за 1 день сделать двухдневный переход, и заночевали где-то на 10,000 футах.

Лагерь 11,000 ф. Артем катается на санях

31 мая. Опять поспали днем, а ночью относительно спокойно дошли до 11,000. Относительно, потому что под конец начался достаточно крутой склон, где лыжи на камусах стали проскальзывать – мы даже по несколько раз упали, Паша потянул руку при падении. В лагере мы обосновались на два дня.

1 июня. В этот день нам предстояла заброска и акклиматизационный выход. Мы решили дойти минимум до Windy Corner / Ветреный Угол (это 13,500ф, 4000м), а максимум до Rangers’ Camp / Лагерь Рейнджеров (14,200ф, 4300м). Сразу от лагеря Элевен начинается крутой и длинный выход на перемычку.

Сильные женщины Аляски

На перемычке мы догнали трех альпинисток. Они шли, связавшись веревкой, тащили на плечах внушительных размеров рюкзаки, лыжи, а сзади за каждой еще волочились сани с грузом. Сильные женщины! Наши мужчины с завистью поглядывали на них.

Кстати, женщины на Аляске не уставали удивлять наших мужчин. Одним из наиболее ярких впечатлений для ребят было посещение туалета, а именно те моменты, когда кто-либо из них стоял у края специальной ямы, делая свое дело, и тут, совершенно не смущаясь, подходила тетка, доставала трубочку из штанов и тоже начинала журчать. Паша пытался сфотографировать эту захватывающую картину, но, кажется, постеснялся.

Часа за три мы подошли под Ветреный Угол, посидели, отдохнули, решили пройти еще вверх. Завернув за угол, мы с удивлением обнаружили, что никакого ветра там нет. Было, правда, не очень приятное место – траверс, где теоретически можно улететь, трещины серьезные показались, но, в общем, никаких сложностей, чтобы посчитать это место ключом… Похоже, нам пока везло с погодой.

Артем с рюкзаком-монстром и туалетным бочонком

Через час мы остановились, вырыли яму, закопали заброску и вернулись в лагерь. Путь вниз показался легким и коротким. Кстати, пока шли вверх, навстречу попалось несколько групп иностранцев. Они говорили, что не взошли: сидели в верхнем лагере (5200м), но из-за плохой погоды не смогли взойти.

2 июня. Уже второй день, как мы перешли на дневное время передвижения. С утра закопали заброску в лагере, оставили сани, снегоступы, лыжи, собрали все в рюкзаки и пошли в лагерь на 4300м. У Артема получился очень тяжелый рюкзак невероятно больших размеров, поэтому Артем время от времени сбрасывал монстра в снег и садился на него отдыхать. На полпути к Ветреному Углу мы встретили трех русских, точнее они были родом из Средней Азии, а проживали в настоящее время в Америке.

Докукин Алексей и его жена Зульфия уже в 4 или 5 раз успешно поднялись на вершину Денали. Сказали, что да, ветрено, холодно, но взойти можно. Мы немного отдохнули на месте своей заброски. Оказалось, что от этого места до лагеря всего минут 20-30.

В лагере Рейнджеров. На фоне Форакера

Анатолий Асташин, как всегда, шел намного впереди всех и пришел в лагерь на час раньше последних. На краю лагеря мы нашли неплохие места под палатки. Немного расчистив площадки, мы поставили лагерь – свои 4 палатки на семерых.

Жили мы довольно странно: Сергей и Вадим каждый жили в отдельной палатке и, несмотря на холод по ночам, не высказывали желания объединиться. В третьей палатке жили два Анатолия. Я устроилась лучше всех – в четвертой палатке между Пашей и Артемом: по вечерам слушала рассказы Паши о его военных приключениях, байки о женщинах, затем Артем брал в зубы варган, и мы засыпали под заунывные шаманские мелодии.