Горы мира > Северная Америка >

Верят ли альпинисты в приметы? Или последний первопроход , Людмила Коробешко, г. Москва
Мак-Кинли. Фотоальбом, Вадим Алферов, г. Воронеж
Мак-Кинли 99, Сергей Лавров, г. Алматы

Автор: Людмила Коробешко, г. Москва

Восхождение “Команды Приключений Альпиндустрия” на высшую точку Северной Америки Мак-Кинли (6193м)

Вид из лагеря 17,000 на перевал Денали

Часть третья. Восхождение.
(Часть первая здесь)

3 июня. Практически день отдыха – нам всего лишь предстояло сходить за заброской – все это заняло не более часа. Мы фотографировались, загорали, да еще отбирали продукты для завтрашней заброски на 5200м.

С плато, на котором расположен лагерь, открывается чудесный вид на вершины Форакер, Хантер, просматривается часть маршрута West Rib.

Посмотрев прогноз погоды, который рейнджеры ежедневно пишут на доске мелом, мы огорчились: в ближайшие два дня ожидают приход циклона с Гавайев – то есть снег, метель. Рейнджеры старались обнадежить нас, говоря, что циклон может задержаться. Хорошо бы!

Кстати, мужчины уже вполне овладели обращением с примусами и готовили отличные блюда. Думаю, мужчины вообще склонны скрывать некоторые свои умения и достоинства вначале любых отношений (видимо, опасаются, что им могут сесть на голову).

4 июня. Утром мы взяли не очень тяжелые рюкзаки с заброской и отправились в штурмовой лагерь. Практически сразу начинается серьезный подъем по длинному склону крутизной 30-40 градусов, который выводит на гребень. Перепад до гребня составляет около 700м. Через 300 метров подъема по склону подходишь под серак, откуда начинаются перила. Здесь обычно очередь. Когда мы подошли, перед нами уже стояло 2 связки человек по 5. Подъем по перилам не сложен, но в некоторые моменты с радостью нагружаешь перила и опираешься и ледоруб – все же высота и усталость сказываются. Мы без проблем даже довольно резво вышли на гребень, надеясь, что дальше все будет намного проще.

Гребень возле лагеря 17,000 футов

Но гребень оказался не таким уж простым – много крутых взлетов, в некоторых местах гребень очень узкий – в общем, есть куда лететь. Так как погода была хорошая, очень многие шли вверх. А так как почти все иностранцы шли в связках и некоторые шли медленно, то приходилось либо долго ждать, либо обгонять, но обгонять приходилось сразу целую связку, что было нелегким делом.

Подъем по гребню к штурмовому лагерю на 17,000

По гребню мы шли часа два. К 16 часам Паша, затем Анатолий Асташин уже были в лагере. Остальные подошли к 5 часам. Долго ждали Артема – у него опять был тяжелый рюкзак. Анатолия Лактионова мы так и не дождались – дело было к вечеру, а нам еще нужно было спуститься вниз и отдохнуть перед завтрашним переходом. Мы закопали заброску и направились вниз. Минут через 20 на гребне встретили Анатолия – у него разболелась нога (старые раны), и он почти не мог идти. Ребята закопали то, что нес Анатолий, прямо на гребне, и все пошли вниз. В лагерь Анатолий дошел с трудом – нога распухла и болела.

5 июня. С утра подошел Анатолий и сказал, что он останется в лагере – с такой ногой он не сможет идти. Пожалуй, это было правильное решение. Мы собрали вещи, взяли две палатки на шестерых и отправились наверх. Погода стояла прекрасная. Мы прошли уже знакомым маршрутом до штурмового лагеря. Но вымотались здорово, пришли уставшие. По дороге меня мучила жажда, я постоянно ела снег, хотя прекрасно знаю, что делать этого не стоит. Опять нам повезло – мы нашли готовые места под палатки. Разбили лагерь, покушали. По плану у нас завтра должен был быть день отдыха. Но ждать дальше было совсем опасно – обещанный циклон сегодня еще не пришел, но мог вполне начаться завтра. Так что на следующий день решено было идти наверх.

6 июня. Все устали после вчерашнего перехода (хорошо хоть признаков горняшки пока не у кого не было). Поэтому решили выспаться. Поговорив с народом и выяснив, что выходят тут на восхождение с 7-8 утра до 2-3 дня, мы решили выходить часов в 10-11. Всю ночь меня мучил какой-то бред. С утра я чувствовала себя очень странно: как-то непонятно кружилась голова и ощущалась слабость во всем теле, и я практически не могла сделать шагу. Но стояла чудесная погода, до вершины было совсем недалеко, столько уже пройдено, а сколько пролетели – половину Земного Шара! Очень обидно не пойти на вершину! Я попила чаю, попробовала походить вокруг палаток – по крайней мере, могу передвигаться.

Около 11 мы вышли из лагеря. Путь лежал немного вниз, а затем довольно круто вверх траверсом до перевала Денали. С первых шагов я поняла, что в организме что-то сломалось: каждый шаг давался с огромным трудом. Довольно быстро меня все обогнали. Анатолий Асташин проходя сказал: “Людмила, идите вниз. Хуже будет, вы же сами знаете. А завтра, если будет погода, я с вами еще раз схожу на вершину.” Меня это слегка подбодрило, но я понимала, что если сейчас я не пойду вверх, то завтра шансов будет еще меньше. Я шла, хотя в душе поняла, что все это бессмысленно. Склон был крутой, я даже подумала, что нам стоило связаться. Но все были уже за перевалом. Было холодно – холоднее, чем я ожидала, но я все надеялась, что за перевалом станет теплее. Не дойдя метров 20 до перевала, я села отдохнуть. Надо посмотреть правде в глаза: я не дойду, это не усталость, организм просто меня не слушается, дальше ползти – может, сама и не спущусь. В том, что ребята сами смогут дойти, я не сомневалась: у них есть карты, маршрут промаркирован, на маршруте впереди очень много групп, технически сложных участков там нет, погода отличная.

На предвершинном гребне.

Я пошла вниз, понимая, что проиграла, но также понимая, что это единственно возможный вариант. Кое-как дойдя до лагеря, я выпила весь чай из своего термоса, с жадностью съела батончик мюсли (у меня прорезался зверский аппетит) и легла спать в палатку.

А в это время… ребята шли наверх. Как всегда, первым шел Анатолий Асташин – он взошел за 5 часов 20 минут.

Вадим и Паша на вершине Денали

Потом поднялись Паша, Вадим. Думаю, прохождение по узкому предвершинному гребню с нависающими снежными карнизами впечатлило всех.

Ребята пофотографировались и, замерзнув и так не дождавшись Сергея и Артема, начали спуск вниз. Минут через двадцать они встретили ребят. Вадим с Анатолием продолжили спуск вниз, а Паша остался с ними. Время шло к шести, многие группы уже спускались вниз, некоторые так и не дойдя до вершины. Но вернуться, будучи так близко к вершине, - сама мысль об этом была просто невыносима. Тем более, что у Артема была камера (совсем нелегкая) – как же фильм без кадров на вершине!

Паша опять на вершине.

В общем, около шести тройка Сергей, Артем, Паша поднялась на вершину Денали – Паша во второй раз.

Часам к восьми совершенно уставший народ спустился в лагерь. Анатолий пришел раньше. Ему не сильно понравилось, что я сплю и не приготовила хотя бы чаю для уставшего народа. Я бы, возможно, тоже была недовольна на его месте. Все так устали, что ни у кого не было сил что-то готовить. Народ лег спать. Только Паша решил все же докипятить воду, поставленную Анатолием, и приготовить горячее питье. Он окликивал меня несколько раз, но я не отзывалась. Ребята вообще предложили Паше меня не будить, а дать поспать до утра. Но настырный Паша не прекращал своих попыток разбудить меня. Спасибо тебе, Паша!

Когда он стряхнул меня и попробовал усадить, оказалось, что глаза у меня смотрят в разные стороны, я никого не узнаю и сидеть не могу. Уже несколько дней спустя Паша мне во всех подробностях рассказывал ужастик о том, что со мной было. Вкратце скажу, что мне опять сильно повезло: обегав весь лагерь, Паша нашел рейнджеров, которые там оказались случайно; у рейнжеров совсем уж случайно оказался кислород (какие-то восходительницы попросили занести пару баллонов специально для них). Только после кислорода я начала приходить в сознание – от таблеток, которые мне пытались дать, меня рвало. В какой-то момент открыв глаза, я увидела перед собой симпатичного рейнджера с грустными глазами, который мерил мне давление и спрашивал, как меня зовут, сколько мне лет. Я силилась вспомнить свой год рождения, понять, какой год сейчас и подсчитать, сколько мне сейчас – нереально трудная задача.

Мои спасители. Анатолий Асташин, я с кислородной трубкой в носу, Паша и доктор Майк

Около 10 вечера, поговорив по рации с врачом, рейнджеры заявили Паше, что меня надо спускать срочно вниз, а то до утра я могу не дотянуть. Но кто будет спускать и как? В таком состоянии я вряд ли смогу идти. Паша все организовал: дал рейнджерам бутылку джина, договорился, что Анатолий тоже пойдет с нами. Остальные спустятся утром сами. Ближе к 12 ночи меня разбудили: нужно было идти вниз – у Паши и Артема ушел почти час, чтобы сделать одеть меня. В час ночи наша четверка – Роб, Джо, Анатолий и я – стояли у палатки, готовые идти вниз - все, кроме меня. Я понимала, что смогу пройти метров 10. Рейнджеры попробовали посадить меня в сани – но это было просто смешно: тащить человека в санях по такому узкому гребню! Выхода не было: нужно было идти. Мне положили в рюкзак кислород, и я им дышала. Удивительно, но после 10-20 метров я поняла, что могу идти… Через четыре часа мы были в Лагере Рейнджеров на 4200м.

Мы все на аэродроме. Сзади виден кусочек Хантера

Сидя третий день в палатке на аэродроме в ожидании самолета, мы радовались, что “проскочили” - ребята взошли на вершину 6-го, а с 7-го числа погода резко испортилась почти на неделю.

Любуясь неповторимыми видами, открывающимися с аэродрома, я окончательно поняла, что влюбилась в эти горы и что очень хочу сюда вернуться еще раз.