Горы мира > Памиро-Алай >

Экспедиция команды Красноярска на Аксу зимой 2004г. Новости экспедиции команды Красноярска на Аксу зимой 2004г..

а также о других восхождениях красноярцев:
Особенности антарктического альпинизма в летний период
Новый маршрут по северной стене пика Победы
Зимний Кодар.Восхождение Красноярской команды на Царский Трон в феврале 2003 года

Автор: Антон Пуговкин, г. Красноярск

Аксу в феврале. Впечатления капитана.

Проект зимнего восхождения на Аксу зрел в наших умах еще с прошлого года, но осуществить его удалось лишь сейчас. Идя на Аксу, мы уже имели опыт больших стен зимой, который нам ох как пригодился. Сразу же было решено, что будем работать над первопроходом, т.к. у Балезина имелся интересный вариант.

Базлаг

И вот, 1 февраля на поляне, в 6 км от горы, мы установили шикарную базовую палатку, которая стала для нас домом на месяц. А на следующий день все ушли под гору на заброску, и четверо остались там ночевать. 3-го числа Жека начал лезть и сразу задал высокий темп, провесив за два дня 6 веревок. Я с Серегой тем временем сделали, по традиции, под маршрутом пещеру, куда и перетащили все барахло. 5-го февраля связка Малыгин-Цыганов приняла эстафету и к 6-му числу уже была на середине тринадцатой веревки.

Переезд

Погода стояла отличная, и мы понимали, что ее надо использовать по максимуму. Поэтому 7-го мы пошли вешать платформу, чтобы работающая связка уже не спускалась вниз. И тут Аксу показала свой нрав. Ветер достигал такой силы, что, когда Жека тащил платформу, было непонятно иногда, кто кого тащит: она “висела” выше него. Ни о каком отрыве речи уже не шло, я думал, как бы нам платформу не угробить.

Серега

Андрей

Андрюха в тот день пролез одну веревку, после чего он напоминал снеговика в очках. В результате мы повесили платформу на 13-й веревке. Видимость иногда была не больше метра, по стене текла настоящая “белая река”. В тот же вечер мы все сбежали в ВС. Непогода продолжалась еще день, после чего из базового лагеря стала видна Ак-су во всей своей красе, декорированная свежевыпавшим снегом. Погода отличная. И в этот же день , 9-го февраля, связка Дмитриенко-Цыганов ушла в платформу, а через день туда подтянулись все остальные, повесив рядом еще одну.

К этому моменту было пройдено 19 веревок, и мы подошли под “ключ” маршрута, а это 5 веревок А3, А4 70-80° , много скайхуков, мало рельефа. Этот участок отнял у нас пять дней, да и погода 12-го числа стала отвратительной: ежедневные снегопады, иногда с сильным ветром, тоже тормозили продвижение. Но наша тактика и настрой позволили нам не особо терять время на непогоду - за все восхождение у нас был только один день отсидки. После него решили, что лучше каждый день менять связки, давая им после отдых.

Стоянка

Когда до полки под “носом” оставалась 1 веревка, решили, что пора бы туда перетащиться со всем своим барахлом (десять веревок перепада). Утром Малыгин и Литвинов ушли лезть, а мы потащились с барахлом. Так вот погода в тот день устроила нам испытание на прочность. Сила снегопада в тот день была максимальной, и поэтому скорость перетаскивания была не та.

Жека и Дима

К 14 ч. мы прошли кое-как пять веревок, и стало ясно, что полки нам сегодня не видать, поэтому я принял решение ставить платформы в начале “ключа”. Внутрь залезали, когда уже было давно темно. Наверное, это был решающий день на восхождении. Тогда появилась твердая уверенность - залезем, рано или поздно, но залезем, раз уж мы в таких условиях смогли переехать.

Если до “носа” у нас был первопроход, то после мы попали на маршрут Попова, где отличный рельеф и 4 веревки были пройдены за два дня; а далее началась серия серьезных карнизов и нависаний, еще никем не хоженных, 5-6 веревок; далее мы вышли на “крышу”, где нам попался спит, похоже здесь где-то Шабалин слез с “носа”. Все это время погода по-прежнему была отвратительной.

Каждый вечер по связи Захаров нас подбадривал, что парни, мол, потерпите еще денек-другой, сейчас смена фаз луны пройдет. И так 10 дней. Кстати, надо отдать должное современным утеплителям: сшитые “Рок-Пиларсом” трехместные спальники из тинсулейта позволяли спокойно ночевать. Чего не скажешь о нашей платформе, в крыше которой имелось несколько заплат - результат падения камней, а вдоль внешнего края “нарисовалась” полутораметровая дыра… Короче, к концу восхождения платформа являла собой жалкое зрелище: всевозможные заплатки и затычки из полиэтиленовых пакетов и карематов, деформированные ветром трубы. Поэтому вниз забрали только трубы.

Есть гора!

Так, худо-бедно, но 23 февраля группа в полном составе стояла на вершине. И погода над нами сжалилась: снегопада не было уже второй день, и с вершины мы смогли наслаждаться видами зимних гор. Приятно, черт возьми, увидеть солнце, прожив 10 дней на стене в непогоду.

На следующий же день очередной снегопад дал понять, кто здесь главный. Но нас было уже не остановить. В16 часов мы все уже сидели в пещере под бергшрундом, осуществив спуск по пути подъема.

Таким образом, за 20 дней нам таки удалось проложить новый маршрут на эту обалденную вершину. На мой взгляд, получился логичный маршрут в 34 веревки. Особых технических трудностей на маршруте не было, хотя трудно себе представить, как бы мы лезли, если бы у нас не было якорных крючьев и фиф, которые позволяли делать на скалах надежные точки в тонких, глухих щелях. Ну и, конечно, если бы у нас не было Жеки, пролезшего первым 80 % маршрута, мы бы лазили гораздо дольше. Что касается погоды, то действительно, в феврале здесь идут обильные снегопады, зато температура ниже минус 25 у нас не опускалась, удерживаясь, в основном, в диапазоне от –15 до -20 градусов.

Особая благодарность спонсорам, а это НПФ "Рок Пилларс", специально изготовившая для нас одежду и палатки, КБ "Искра" - спутниковая связь, ну, а "Аксай трэвелу" - отдельная благодарность за организацию вертолета и транспорта обратно".