Скалолазание > Районы и маршруты >

Автор: Сергей Сумберг, СПб

Скалолазание в Азербайджане, гора Бешбармаг

Осенью 2022 года я посетил Азербайджан, и по свежим впечатлениям написал эту статью-путеводитель.

Все трассы Бешбармага мы добавили в гайдбук Allclimb.com. Там достаточно информации, чтобы приехать и лазать. Отмечена парковка, все сектора, маршруты и тропы к ним. Но кое-что ещё узнать будет очень полезно, о том и статья.

Бешбармаг
Бешбармаг — скальный массив, расположенный в 80 км на северо-запад от Баку, не доезжая 10 км до города Сиазань, неподалёку от побережья Каспийского моря. Высота вершины — 500 метров над уровнем моря. Близость к Каспию условная, дойти до берега пешком или даже доехать на автомобиле — целое дело.

На сегодняшний день, это самый крупный скалолазный район Азербайджана. Здесь 31 трасса под нижнюю страховку и один спортивный мультипитч.

Азерб. название Besbarmaq. С тюркских языков переводится как «пять пальцев», так как очертания горы напоминают пять пальцев руки. Место имеет религиозное значение и статус заповедника. На гребне скалы есть хижина и молельная комната для паломников, туда ведёт крутая лестница. Спуск с вершины проходит через эту хижину.

Подняться на вершину без страховки может только очень опытный скалолаз. Для человека с подготовкой, первые 35 метров покажутся относительно легкими, но вниз будет спускаться тяжелее и опаснее. А вот последние 8 метров, вершинная башня — это серьёзное препятствие, скала отвесная. Обход башни против часовой стрелки идёт по разрушенным скалам, заросшим скользким лишайником, и оттого ещё более опасен, чем штурмовать башню в лоб. Не рискуйте, пользуйтесь снаряжением или услугами опытных гидов-альпинистов.

История
Скала использовалась для тренировок и соревнований ещё в советский период. Есть несколько тредовых мультипитчей (альп-маршрутов), протяжённостью от 80 метров и выше, ведущих на вершину, но их первопроходцы и год создания неизвестны. Найти описания тоже не удалось.

Первые спортивные дорожки в 2011-2013 годах сделали петербуржцы Алексей Целищев и Сергей Шемулинкин, приглашённые в Азербайджан Исрафилом Ашурлы, возглавлявшим национальную федерацию с 2010 по 2015 годы. Эти трассы находятся не на главной стенке массива, а на больших скальных обломках, расположенных южнее самой горы и ниже парковки, в направлении моря. Потенциал этих камней ещё не исчерпан, есть место для новых трасс.

Из сделанных тогда маршрутов, не меньше половины — это семёрки, простых трасс не хватает. Часть маршрутов изобилует долблёнками.

На фото ниже — основной массив и группа отделившихся от него блоков-скал-камней с трассами. Чуть левее и выше центра кадра видна мечеть и парковка (фото Andre Jabali):

Скалолазание на секторе «Пальчик»:

Скалолазание на секторе «Голова льва»:

Первый мультипитч
После большого перерыва, в 2022 году Исрафил возобновил освоение этого перспективного района, пригласив на этот раз меня. В паре с Ринатом Рагимхановым мы начали с создания первого спортивного мультипитча в истории Азербайджана. 110-метровую трассу назвали «Тигр на завтрак».

Линия мультипитча — белая полоса на главную башню массива:

Получилось пять участков, максимальная сложность 6b (первая верёвка), дальше — проще. Самая длинная верёвка 30 метров, остальные короче. 13 оттяжек будет достаточно, плюс материал блокировать крючья на станциях. Трасса также есть в Allclimb.

Лезу с верхней страховкой ключевое место всего маршрута, на первой верёвке:

Виден богатый рельеф с большими гнёздами, впадинами и мульдами, характерный для всей трассы.

Первая станция (на заднем плане, вдали, огни города Сиазань):

Вариант блокировки станции на маршруте:

Вторая верёвка:

На вершине, после первопрохождения двумя связками. Слева направо: Дмитрий Бычков, Варвара Бычкова, Сергей Сумберг, Ринат Рагимханов:

Можно спуститься по пути подъёма, но гораздо проще и быстрее сделать спуск в сторону хижины.

Вид с вершины на следующую, вторую спусковую станцию, в направлении хижины:

Вторая станция, после спуска с которой, до хижины останется пройти пешком 50 метров:

Аккуратно, 60-метровой верёвки до земли не хватает! Об этом и сообщает нарисованная на камне схема. Или придётся нижние 5 метров спускаться лазанием, что очень опасно, если скалы влажные, или используйте третью, промежуточную станцию, в 10 метрах над землёй.

«Каспийский монстр»
Ещё мы с Ринатом сделали, как мне кажется, знаковую для Азербайджана трассу «Caspian monster» (Каспийский монстр), на секторе Голова льва. Надеюсь, маршрут станет визитной карточкой района, как минимум за счёт крайне фотогеничных ракурсов.

С этой стороны, форма верхней части скалы напоминает голову льва или голову человека:

Маршрут проходит по правой грани скалы, по сильно нависающему ребру. Примерная категория 8а+/8b.

Монстром мы его назвали потому, что скала напоминает и морду ленивца, а если смотреть одновременно на верхнюю и нижнюю часть скалы, получается огромная голова с широко раскрытой пастью — морда черепахи, или пакман. С других ракурсов можно увидеть дельфина или слона.

В моём опыте это оказался самый трудозатратный маршрут в пересчёте на 1 метр высоты. При том, что это моя 369-ая трасса. Настоящий монстр, многоликий.

Нависание впечатляет (фото Andre Jabali):

Вид на ребро снизу:

Потенциал для новых маршрутов
Рядом с мультипитчем есть место ещё для 4-6 подобных длинных трасс, по скалам высшего качества.

Между лестницей, ведущей к хижине, и мультипитчем есть место для 40 интересных спортивных дорожек. К сожалению для скалолазов, именно под этим перспективным местом проходят раскопки древней крепости, край раскопок находится всего в паре метров от скалы. Это может осложнить освоение сектора.

На западной, пологой стороне горы есть места для новых тредовых мультипитчей протяжённостью около 150 метров.

Южная сторона наиболее высокая, около 200 метров, но сильно разрушена. Возможно, потому что обращена к морю.

Как добраться?
Координаты парковки около горы: 40.955663, 49.232204

На такси:

Можно доехать до города Сиазань на общественном транспорте, оттуда взять такси. Последние километры перед горой — грунтовая дорога. После сильных дождей дорога может быть труднопроходимой для низких автомобилей. Когда такое происходит, внизу обычно стоят Нивы, которые в режиме такси довезут вас до горы. Поэтому с таксистами из Сиазани лучше договариваться на две цены — если довезут до начала грунтовки, и если довезут до самого верха.

Самый верх — это небольшая мечеть, находящаяся на одной высоте с основанием скалы, а также расположенные неподалёку от неё туалеты и место, где можно взять омовение. Ниже есть ещё одна группа строений, в том числе нижняя мечеть, от которой до верхней мечети нужно подниматься 100 метров набора высоты. Координаты выше — это верхняя, нужная парковка. Договаривайтесь доезжать до верхней мечети, иначе некоторые таксисты могут привезти вас ниже и просить отдельной оплаты за последние пару километров.

Пешком:

Можно доехать до большого «пит-стопа» на трассе, около мечети Besbarmaq Piri. Координаты пит-стопа: 40.972327, 49.243033

Отсюда двигаться в направлении Бешбармага примерно 2 км, гору хорошо видно. По пути будет небольшая деревня Галашыхы. До камней с маршрутами около часа пути, приличный набор высоты.

Такси можно попробовать взять на пит-стопе, может будет дешевле. Но в Сиазане проще найти машину, такси сосредоточены недалеко от автовокзала.

Где жить?

В отелях города Сиазань и ездить каждый день к скале на машине или такси. Например, во время работы над маршрутами мы жили в «Сиазань Отель».

В палатках под скалолазными секторами. Выровненная площадка есть под сектором «Наршараб» и под другим большим камнем ниже по склону. Ближайший источник воды, колодец, находится около нижней мечети. Около верхней мечети вода привозная. Не факт, что стоять в заповеднике в палатке будет легальным, ситуация с 2020 могла измениться.

Возможности частного сектора мы не изучали, но вряд ли можно найти что-то приличное ближе Сиазани.

Сезон и солнце-тень

Комфортно лазать с середины марта и до июня, потом с середины сентября и до декабря. Летом очень жарко, но так как маршруты находятся на разных сторонах камней, всегда можно найти тень.

Температурный режим по месяцам довольно сильно напоминает Крым, но осень 2022 года точно была холоднее, чем в Крыму.

Осторожно, змеи!

В районе Бешбармага живёт довольно много змей. Период их наибольшей активности: июнь, июль и август.

Чаще всего встречается медяница (веретеница) — это не ядовитая безногая ящерица. Возможно, есть и другие виды, но самое главное что нужно знать — здесь есть ГЮРЗА.

Гюрза — самый крупный представитель змей семейства гадюковых в фауне бывшего СССР. Длина тела вместе с хвостом может достигать почти 2 метра, масса до 3 кг. Голова очень крупная и широкая, с резким шейным перехватом, морда круглая.

Это одна из самых опасных змей для домашних животных и человека. В критической ситуации она способна совершать броски на длину тела в сторону противника, время броска в среднем составляет 0,08 секунд (быстрее кобры), тогда как время реакции человека — 0,1—0,2 секунды, поэтому люди практически не способны среагировать на бросок этой змеи. О своём намерении атаковать она почти не предупреждает.

Яд гюрзы по токсичности уступает только ядам кобр, тайпанов и чёрной мамбы. Несмотря на изобретение вакцины против её яда, некоторые врачи попросту не успевают ввести её пострадавшему и 20 процентов от всех укушенных умирают. Попадая в кровь, яд разрушает эритроциты, вызывает свёртывание крови, многочисленные внутренние кровоизлияния. Возникает сильнейший отёк в области укуса, закупорка сосудов. Всё это сопровождается сильнейшей болью, головокружением, рвотой. Если не ввести вовремя противоядие, человек умрёт через 2—3 часа.

Даже свеже-вылупившиеся дети гюрзы, змеёнышы — ядовиты и активны.

После такой страшилки нужен антидот: по сообщению местных скалолазов, они ни разу не слышали о смертельном исходе после нападения гюрзы на человека в этом районе, хотя паломников к хижине поднимается очень много и некоторые люди также гуляют по окрестностям. Они не слышали даже о нападении, но такие могли иметь место, потому что гюрзу периодически встречают.

Как не быть укушенным на Бешбармаге, если вы оказались здесь в сезон активности змей?
Когда идёте по тропе, внимательно смотрите под ноги и немного по сторонам, 1-2 метра справа и слева тропы. Лучше не бегать, а идти плавно и осматриваться.

Закрывайте палатку, рюкзак, личные вещи не раскидывайте по сторонам, лучше уберите их в рюкзак — туда могу заползти мелкие дети гюрзы, гадёныши.

Перед тем как одеть обувь, а скалолазы часто переодеваются из скальников и обратно — вытряхните их возможное содержимое.

Что делать, если вас укусила гюрза?

Ответ токсиколога из Баку, ссылка на интервью здесь:

«...Тем не менее, я призываю не паниковать при укусе. В основном укус приходится на конечности - верхние или нижние. Самыми опасными для жизни являются укусы в области головы и шеи, потому что там расположены сосуды, связанные с мозгом. В таком случае идет быстротекущая форма отравления.

У пострадавшего от укуса гюрзы есть два часа времени, чтобы обратиться в ближайший медпункт или вызвать Скорую помощь. Во всех пунктах скорой помощи в Баку и районах республики имеются в наличии бесплатные сыворотки против укуса змей. Их введение возможно только под наблюдением врача. Если бывают осложнения, то пациенты обращаются в токсикологический центр».

Доступ и административные препоны при посещении Бешбармага
В 2020 году эта территория объявлена государственным историко-культурным и природным заповедником «Гора Бешбармаг». На сайте Центра управления заповедниками государственного агентства по туризму опубликован документ, который можно получить около верхней мечети, или самостоятельно распечатать, подписать и передать на месте работнику заповедника, или полицейскому. Эти люди обитают в верхней мечети, каждый день примерно с 9 утра и до 17 вечера. Если их не окажется на месте, просто идите лазайте. Лучше иметь при себе эту бумагу и предъявить, если попросят. Большого потока скалолазов нет, заповедником гора стала недавно, так что процедура не обрела железобетонных традиций и существует постольку-поскольку.

Вход на территорию заповедника бесплатный, но ходят слухи, что хотят сделать платным.

Документ имеет смысл «во всём что случится, я виноват сам» и сделан на двух языках — азербайджанском и английском.

Скачать можно с этой страницы
(В веб-версии, ссылка находится в колонке справа. В мобильной — внизу страницы).

Что будет, если не заполнить бумагу?
Если вы пришли снизу, и не мелькали около мечети, то вряд ли кто-то спустится к вам на нижние сектора. Можно не тратить время и не ходить наверх.
Если приехали на парковку, вас могут заметить со снаряжением и попросить заполнить бумагу (выдают на месте).

Лазание то запрещают, то разрешают, то опять хотят запретить. Актуальную информацию по доступу к скале уточняйте в федерации альпинизма или у активных скалолазов, которые в курсе обстановки. Точно будет в курсе Ринат Рагимханов, его контакты будут ниже.

Что будет дальше, не известно. У властей большие планы на этот район, насколько реалистичные не понятно, но после увиденного сопротивления созданию новых маршрутов, очень похожие на «кашу»:

«N отметил, что территория горы Бешбармаг - одна из редко встречающихся в мире уникальных территорий для орнитологического туризма: «Каждый год миллионы перелетных птиц перелетают через эту территорию на юг. Поэтому здесь планируется развивать орнитологический туризм. Кроме того, гора Бешбармаг и прилегающая территория считаются святилищем, и сотни тысяч людей, приезжающих в Азербайджан из Турции, Ирана, Ближнего Востока и других мусульманских государств, посещают их. Поэтому здесь также планируется развивать потенциал религиозного туризма, скалолазание, конный спорт и другие направления. Получаемые доходы будут направлены на содержание и совершенствование работы этого туристического объекта. В первую очередь, на средства, выделенные из бюджета, он будет реконструирован и потом передан в пользование. После создания условий для развития туризма на этом объекте будет реализовываться турпродукция, заложены основные туристические маршруты, привлечены специалисты туриндустрии».

Перспективы района
Это место могло бы снова стать скалолазным сердцем Азербайджана, слава которого распространится далеко за пределы страны. Районом с десятками мультипитчей и сотней одноверёвочных скалолазных трасс. С возможностью совершать восхождения в том числе с традиционной страховкой.

Это станет возможным, если федерация альпинизма найдёт общие точки соприкосновения с властью, донесёт до лиц, принимающих решения, важность подобного развития. Главное, юридически закрепить возможность заниматься на скалах, делать новые и ремонтировать старые трассы — в положении заповедника и в других документах. Лица, принимающие решения, могут поменяться, а свободный доступ к природному сокровищу должен остаться для всех людей, в том числе и для скалолазов.

Маршрут «Силовая машина» готов

Закончена работа над сектором «Бигвол»

Как на скалах появляются трассы?

Новые трассы в Бахчисарае

Перспективы скалолазания в Крыму

Сильнейшие скалолазы страны встретятся на фестивале «Скалы Крыма-2022»