Подробные технические описания альпинистких маршрутов в Крыму смотрите в разделе "Крым"

Автор: Александр Парфёнов, Новосибирск

Тактика передвижения по льду

1. Чистая одновременная (рис №1)

Подходит: для сильной связки, когда оба могут двигаться лазанием по рельефу.

1) Чистый стиль, максимально
2) Пожалуй, максимальная скорость. Всё, конечно, зависит от физподготовки.
Минусы:
1) Большая утомляемость при лазании с рюкзаком. Рюкзак от 12 кг уже достаточно серьёзно влияет на скорость и технику.
2) Большие требования к уровню обоих спортсменов: в случае срыва второй сдёргивает первого*.
*Этого можно избежать, если на каждой точке вешать «тиблок», — он остановит падение второго до того, как он дёрнет первого.
Описание. Первый лезет, с определённым тактом закручивает буры, прощёлкивает в них страховочную веревку (или пару веревок, в случае работы с half или twin), второй доходит до точки — выкручивает*. Между первым и вторым всегда должно существовать 2 и более точки. Когда у первого остаётся два бура, он делает станцию, принимает второго с верхней страховкой через автоблок или просто закрепив корзинку на станции, второй передаёт первому буры и всё начинается заново. К слову, за маршрут Барбера 1-й и 2-й могут встречаться 3-4 раза.

Вариант 1. Когда одна связка сильнее другой можно применить такой способ. Первая связка движется с одновременной страховкой и оставляет буры. Лидер второй связки лезет и прощёлкивается в оставленные первой связкой готовые точки. 2й во второй связке выкручивает буры. Для передачи буров должны встретиться 1-й и 2-й в первой связке, 1-й и 2-й во второй связке, а также для передачи между связками 2-й в первой связке и 1й во второй. Таким образом экономится 50 процентов работы на закручивание и выкручивание буров, а также более слабый лидер страхуется уже готовыми точками (рис №2).

Вариант 2. Для одновременного движения 3-х человек: «Французская стрела» — по преданию этот способ передвижения впервые применили французы. От лидера тянется две веревки, на конце каждой веревки двигаются соответственно 2-й и 3-й участники команды. Лидер крутит буры по очереди то на 1-й, то на 2-й веревке. Ведомый (2-й и 3-й) дойдя до бура кричит: «бур!», дожидается, пока лидер закрутит очередной бур, выкручивает свой бур и продолжает движение. Это правило нужно для того, чтобы сохранять количество точек страховки и расстояние между точками, ну и ритм движения в целом. Когда у 1-го буры кончаются, он делает надёжную станцию и принимает номера «2» и «3» с верхней страховкой (рис №3).

Красноярская одновременная (рис №4)

Об этом много написано, но повторюсь… К первому привязано две основные веревки, он выходит на половину веревки (на льду это важно, именно половину), делает станцию, выбирает слабину, закрепляет перильную веревку на станции. Вторую веревку (динамическую) он прощёлкивает в станцию как в первую точку, желательно в муфтованный карабин. Второй жумарит с грузом по перильной веревке, закреплённой на станции и страхует лидера по второй, динамической, веревке.

Плюсы:
1) Поскольку второй номер движется по перилам, он может поднимать бОльший груз, так как работает на двух педалях. Это может быть и 30 кг. Лезть лазанием с 30 кг. практически нереально.
2) Срыв второго не возможен и не грозит первому, нужно лишь своевременно выдавать веревку.
3) Оба движутся одновременно, выигрыш относительно попеременной схемы движения в скорости до 2х раз.
4) Между первым и вторым всегда станция и несколько точек.
5) Первый и второй никогда не собираются на одной станции.
6) Можно передавать первому железо дистанционно.
Минусы:
1) Страховка первого осуществляется на одной веревке.
2) Приходится тратить время на организацию станций (это минус, относительно полной одновременной схемы), раз в 30 метров, и выбирать слабину перильной веревки.
Эта схема подходит для:
а) быстрого передвижения с грузом на многодневных маршрутах.
б) когда уровень лазания членов команды отличается, либо, когда имеется специализация по видам рельефа: «сегодня ты лезешь лёд, а я завтра скалу»
Данная схема подходит так же для перемещения команды из 3,4,5 и т.д. человек, но надо помнить, что на сложном рельефе здесь скорость определяет лидер. Однако на простом рельефе IV-V к.с., команда начинает не поспевать за лидером, либо двигаться в беговом темпе, язык на плечо.

Классическая попеременная техника
Первый лезет, делает станцию, принимает второго, либо организует перила для второго. Второй лезет лазанием с верхней страховкой, либо жумарит по перилам, тоже с верхней страховкой (рис №5).

Плюсы:
1) Логично осуществить страховку сразу на двух веревках, можно на «половинках». Это даёт дополнительную надёжность при передвижении по камнепадоопасному кулуару.
2) Первый и второй могут пройти предельные участки лазанием, только первый — с нижней, второй — с верхней.
3) У лидера есть время для отдыха, пока второй лезет и разбирает страховочную цепочку.
Минусы:
1) Скорость. Она почти в два раза ниже.
2) Минимум два участника вынуждены собираться на одной станции.
Данная схема подходит почти для любых случаев, кроме, пожалуй, соревновательного альпинизма: по скорости передвижения она проигрывает одновременным схемам.

Вариант 1. Первый выходит на полную веревку, делает станцию, вешает две перильные веревки. По этим перилам параллельно жумарят 2 человека, которые подносят две веревки для страховки лидера. Лидер снова уходит на всю длину веревки и снова вешает две веревки. Такая техника применялась ленинградцами при попытке прохождения Южной стены Хан-Тенгри (собственно, маршрут они прошли, но свернули на ребро Романова) и позволила пройти двухкилометровую снежно-ледовую лопату за день.

Плюсы: позволяет сэкономить 1/3 времени на передвижении 3го участника, относительно классической попеременной схемы.

Вариант 2. Длина веревки 20-30м. Первый выходит на всю длину веревки (20 или 30м). Делает станцию и принимает второго с верхней до станции и выпускает на всю веревку выше себя. Второй, выйдя на всю длину веревки, делает станцию, принимает первого и выпускает его на всю длину веревки вверх. Получается такой кронциркуль (рис №6).

Плюсы:
1) Супер Fast and Light: отрезок веревки всего 20 или 30 м., минимум или вовсе нет промежуточных точек.
2) Схема хороша для высоты, когда у лидера не хватает сил работать 60 метров без перерыва. Лидер движется не на всю длину стандартной (60 м.) веревки, а на 40 м., потом отдыхает страхуя.
Минусы назящие: сдюльферять практически невозможно, поэтому подходит лишь для опытных команд и для маршрутов с простым спуском.

Как сэкономить в экспедиции

Расход газа на восхождении

Итоги экспедиции. Западный Кокшаал-Тоо, первопроход на пик Королёва (5816м)

Ратмир Мухаметзянов. Ала-Арча

Ратмир Мухаметзянов. Ашат

Ратмир Мухаметзянов. Маршрут Русяева 6Б в двойке.
«Нам этот маршрут подходит по стилю!»