Автор: Сергей Богомолов, Саратов

Мы вывернулись наизнанку

Читайте на Mountain.RU статьи Сергея Богомолова:
Мы вывернулись наизнанку. Продолжение.
8611м – это К2
Треккинг – Каракорум - 2003
8125 - это Нанга-Парбат
8047м – это Броуд пик
Возвращение
Ама - Даблам (6856 м)

(Продолжение №3)

Начало читайте здесь

Неожиданно действительность опередила прогноз. Ночь была звёздная, день солнечный. Первая группа поднялась в первый лагерь, разгребая снег и доставая верёвку из-под него, а затем парни смогли расчистить путь до траверса. Палатку чуть порвало, что потребовало ее ремонта. А наша группа добралась до среднего лагеря, но без Андрея, который решил выйти следом и догнать нас за один день.

На следующий день ПивцовСофрыгинСкопин дошли до 6500м, установив Л2. Остались в нём ночевать, чтобы потом уйти, делая титаническую работу, в сторону третьего лагеря сначала на 550м и через день ещё на 500м. Мы же втроём (Малик нас не поддерживал уже второй выход, сославшись на плохое самочувствие) сделали «сумасшедший» рывок с зуба до Л2, «подпитывая» снаряжением передовую группу.

Темпы «освоения» горы нарастали. Пивцов потребовал ещё снаряжения. И тогда, выйдя ночью с Л1, Пучинин и Бродский подняли верёвки в Л2 для первой тройки, которая в 8.00 ушла вверх для установки третьего лагеря и ночёвки в нем. А ребята ещё сделали грузовую ходку вниз, забрав всё снаряжение с маршрута во второй лагерь. Все выворачивались наизнанку.

Погода испортилась. Но что значит «испортилась»? Наша тройка в метель пробилась в Л3. Видимость была от нуля до тридцати метров. Ветер с позёмкой порывами валил с ног. Но дошли. «Убивали» сразу трёх зайцев. Занесли груз, акклиматизировались, по возможности, обрабатывали маршрут дальше. Первая тройка проработала 9 дней, провесив верёвки до третьего лагеря. Молодцы.

Позвонил Гии Тортладзе. Он с юга, с Пакистана, говорит, что тоже погоды нет. Не использовал третью попытку на Броуд пик. Теперь идёт вниз, домой, и находится в Гора – 1. И добавил, что все нормальные люди ушли вниз, а ненормальные остались. Не сезон. Ну что ж, значит, мы относимся ко вторым.

На 20-й день у нас в БЛ закончились продукты, не все, а такие, как чай, кофе, сахар, соль и другое. Мы были обескуражены. В принципе это не наша забота, а дело фирмы, нас принимающей. Так оговорено в контракте.

На вопрос Антону: «Насколько дней он готовил экспедицию?» Тот, опуская глаза и плечи, тихо говорил, что на восемьдесят.

Так в чём дело?

На что Антон ответил: "Я же не думал, что вы постольку будете есть".

Зато было в достатке риса и муки. Это и понятно, рис основная пища китайцев.

Ильинский же убеждён, что одной из составляющих успехов его воспитанников за многие десятилетия является питание натуральным «живым» мясом. С чем полностью соглашались мои более молодые коллеги во время трапезы и были иного мнения во время переноски грузов.

И вот сочетание одних и отсутствие других продуктов, привело к перекосу в еде. Я на всю жизнь наелся плова и шурпы без соли и кипятка без сахара. Как в своё время в двухмесячном стройотряде на реке Кута макарон «по-флотски».

Чтобы исправить эту ошибку, достаточно было сделать дозаказ фирме. Но это было невозможно по условиям района. Из-за реки Шизгам, непроходимой до 15 августа.

Гора с нами играла. Говорила: «Идите в БЛ, кушайте, отдыхайте, зарежьте баранчика». А чтобы показать свою силу, невзначай зарядила на всю ночь штормовой ветер в 60 узлов. А мы лежали и думали: "Пускай дует, площадка широкая, ещё раз переночуем, лучше акклиматизируемся".

Но гора поставила точку. Подъём после сна мы наметили на 5.00. Наверное, в силу возраста я каждый час просыпался для проверки времени. И вот в очередной раз, открыв глаза, я испугался порыва ветра, который буквально вдавливал стенку палатки внутрь, норовя её порвать. Я инстинктивно вскочил и упёрся руками в ткань палатки, желая смягчить этот напор. Какого же было моё удивление, когда я почувствовал неимоверную силу давления, неотвратимость напора и хруст ломающихся стоек. Возникла паника, крик и переполох.

Мы спали «валетом». Я посередине, головой от склона. Ребята наоборот. Андрей в дальнем углу, Сергей ближе к входу. Каким образом Пучинин выскользнул ужом из-под навалившегося ему на голову снега, для меня до сих остаётся пор загадкой. Но он оказался за моей спиной.

Я рвался к выходу посмотреть, что дальше, насколько всё серьёзно. Ведь не должно быть так. И действительно, склон в 45 градусов из разрушенных скал, как был вчера, так и оставался, без видимых следов опасности. Видно из-за пурги за ночь образовался локальный надув, он созрел и сошёл в 5.00 утра.

Мы с Андреем спинами держали снег, а Бродский, задыхаясь в порыве, надевал ботинки и одежду, чтобы «голым» не отгребать снег от палатки.

«Навоевавшись» до 8.00утра и поняв бесперспективность нашего занятия на этом ужасающем ветру, мы в панике «бежали» вниз, законсервировав палатку.

И правильно сделали, поскольку непогода наседала нам на пятки, накрывая туманом и ветром. А гора нам грозила: «Говорила, чтобы отдыхали и кушали». Только в 23.30 мы добрались до БЛ, радуясь, что преодолели это расстояние, что есть место, где можно укрыться от всемогущей силы природы.

По базовому лагерю ходила шутка - «солдат» не попадает в дверь палатки. «Солдат» - это кличка Саши, а «не попадает» - это общее состояние членов команды. Нам нужен был отдых. И эта непогода была нам на руку.

Три дня отдыха и под хороший прогноз, в непогоду, первая группа в полном составе ушла в средний лагерь. А мы следующим днём, подгоняемые северным ветром и захватив на штурм редфоксовскую двухместку, закрывали четвёртый выход.

Снега за время непогоды навалило до лавиноопасной отметки, и обезопасить наше движение мог только мороз.

Худо ли, бедно ли, но мы проскочили опасный участок, и попали в районе первых двух лагерей в благоприятную погоду, которая продержалась только два дня.

В третьем лагере наши группы объединились, и мы начали совместно пробивать путь до четвёртого, что давалось непросто. Холодный ветер с позёмкой в 40-50 узлов был не такой большой помехой, как высотная нагрузка. Как мы не минимизировались, всё равно верёвки и «железо» превращали вес наших рюкзаков за 20кг.

Поэтому мы добирались до восьмитысячного четвёртого лагеря через два промежуточных, на 7400м и на 7700м. А, достигнув его и провесив ещё 150м в направлении вершины в кулуар между двумя гребнями, мы столкнулись со старой проблемой. Лавиноопасность. Снег был по грудь.

А погода нас «доставала». Видимость упала до нуля. Штормовой ветер не утихал. Пришлось делать день отсидки.

Где предел нагрузки, движения? Очевидно вот он! Ребята стали признаваться, что сил нет. ПучининБродскийСкопин ушли, а мы вчетвером остались.

Но и следующий день нам ничего не дал. Сил не прибавилось, перспектив по погоде ни каких. «Полуживые», мы решили спуститься.

Если бы не было провешенных верёвок, а по большому счёту они и делаются для спуска, то весь путь назад просто превратился бы для нас в кошмар. В этот день мы спустились только до передового базового лагеря. Начав в 9.00 утра, мы пришли к палатке в темноте. Кончилась и еда, так как мы уже десятый день были на выходе. Погода совсем рассвирепела, огромный флаг в восточную сторону повис во всю гору. И только к вечеру следующего дня, думая постоянно о еде, мы добрались до БЛ.