Автор: Сергей Богомолов, Саратов

Ама - Даблам (6856 м)
Окончание.

Начало читайте здесь

В целом погода в районе была уже совсем осенней. На маршруте, там, где вовсю текла вода, всё было забито снегом. А в базовом лагере и ветра, и желтизна травы говорили о наступлении этого времени года. Наша задача - прийти в себя, набраться сил и сделать решающий выход.
Провели полную инвентаризацию всего: продуктов, снаряжения, состояния личного состава. Получалось не густо. Аггей отказался от восхождения, сославшись на здоровье, и примкнул к Малику. Слегка поморозились я, Максут и Александр (потеря чувствительности). Вася принимал все меры для быстрейшей нашей реабилитации. Разработали тактический план под хорошую погоду. Но опять случилось несовпадение прогноза и реальности. Решили ориентироваться на полнолуние (старый испытанный метод) и при его наступлении выходить на маршрут. Полнолуние ожидалось 28-29 августа, накануне наша тройка вышла в сторону горы.

Неожиданно для меня в промежуточном базовом лагере Бродский пожаловался на здоровье. Стали думать и решили подождать, что будет дальше и что скажет шеф. На что я заметил: « Для Ильинского главное - сохранить команду, а не усугублять ситуацию».
Погода при движении была средней, а на подходе к первому лагерю стала ухудшаться. Сергей все это время шёл на терпёжке, помог нам до лагеря 1, но на большее его не хватило, и он ушёл вниз. Тут Пивцов и Жумаев сообщили, что Софрыгин не восстановился, ему больно идти, дошёл только до среднего лагеря, и теперь они догоняют нас вдвоём.
Да, четвёртый выход нанёс нам жестокий удар.

Но, независимо от погоды и сложившейся ситуации, мы не теряли присутствия духа. От души поздравили Эрванда Тихоновича с днём рождения. А сами продолжали пробиваться вверх. Вторая двойка нас догнала в лагере 2. Погода совсем испортилась, заставляя отсиживаться целый день в палатке. Только в 10.30 следующего дня мы с боем стали прорываться в третий лагерь. Пурга, нет видимости, но нам передавали, что выше 7000 м всё это должно кончиться. И действительно, к вечеру, хотя ветер был силён, стала видна вершинная шапка.

Полнолуние всё-таки нас порадовало, подарив полдня тихой погоды, когда мы шли в лагерь 4, но потом всё вернулось на свои места. Ветер здесь - закономерность.
А мы по дороге загружались верёвкой и «железом», снова превышая все нормы, так как уже понимали, что в кулуар по «классике» мы не пойдём, а будем работать на скалах по гребню.
Утром, тяжело вставая, договорились, что мы с Андреем снимем 150 м верёвки из кулуара, а Вася с Максом будут обрабатывать скалы. Свалив верёвкой несколько тонн карнизного снега, мы ещё раз убедились, что в кулуаре делать нечего, и, сняв снарягу, вернулись на площадку.

Ребята уже работали впереди, и Андрей ушёл за ними, а я стал собирать маленькую палатку, «приписанную» мне и оставленную здесь в четвёртом выходе. Я боролся с ней минут тридцать, проклиная всё и вся. Засунуть её в чехол было невозможно: вместе с примерзшим к ней снегом и льдом её объём превышал емкость моего рюкзака. Парни не доработали в четвёртом выходе, сейчас мы пожинали плоды.
Наконец я её привязал сбоку и кинулся догонять ушедших вперёд. Догонять – это сильно сказано. Движение шло с надрывом, медленно, как всегда выше 8000 м, и на пределе.
Вылезши на гребень и пройдя по нему несколько сот метров, мы упёрлись в скальный бастион. Надо было становиться на ночлег. Потратив более часа на сооружение площадки на ветру, раздувавшем вершинные флаги, я достал палатку и пришёл в ужас: стоек не было. Куда и когда они испарились, было непонятно, но ситуация складывалась катастрофическая.

Я благодарен ребятам за их терпение, за то, что не «съели» меня. Я виноват, я допустил огромный промах. Стали пробовать связывать ледорубы и ставить их колом посередине палатки. Ничего не получалось. Попробовали залезть все вчетвером в палатку и поняли, что мы здесь не помещаемся и задыхаемся. Решили уйти вниз.
Уже в темноте, спускаясь в четвёртый лагерь, Андрей, вдруг сославшись на состояние здоровья, сказал, что завтра уходит вниз.

Утром, после того как Василий и Максут ушли вверх по верёвкам, я тоже стал передвигаться. И сразу понял, что сил нет. Полнейшее опустошение. Долго, целых две верёвки, я пытался себя переубедить. Но ситуация не менялась. Ребята уходили вперёд, а я еле двигался.
Сложно вынести самому себе приговор, но он напрашивался. Скинув рюкзак и преодолев перегиб, я окликнул ребят и показал руками крест, то есть финиш. Они подошли, забрали вещи, пожелали успешного спуска, а я им - вершины.
Я долго смотрел им вслед. Они растворялись в стихии, совсем по Хрищатому. Но их послужной список вселял в меня уверенность, аналогов этой паре найти трудно. Я пошёл вниз, отгоняя тупую боль в душе из-за проигрыша горе и сжимая кулаки за ребят.

Слава богу, что Ханиф (главный метеоролог Пакистана) здорово ошибался, обещав три дня ураганного ветра. Дни были терпимыми, по крайней мере, с видимостью. Ребята боролись со скалами. Было нависание, был срыв. Но не было вершинной перспективы. Силы таяли, а впереди были бастион на бастионе, которые измотали парней.

Вот и всё. Гора сделала выбор. Она нас к себе не допустила. Борьба была честной, все выложились полностью, вывернулись наизнанку. И приблизились вплотную к той грани, из-за которой уже не вернёшься.

Преодолев часть обратного пути на верблюдах, мы пересели на джипы. Ильинский, устав от гиподинамии, с наслаждением входил в виражи над пропастью на скорости 80 км/ч. На что я заметил, что седина в волосах от этого не уменьшается. Он промолчал. Мы все были мыслями дома и думали о дальнейших перспективах.

Июль – сентябрь 2007
К2 - Алматы - Саратов
Богомолов Сергей

Впечатляет

Впечатляет. Читаешь и переживаешь - ну как же так?! У овец было всего 2 проблемы: они хотели есть и они хотели жить. Им только не повезло, что того же самого хотелось и вам. Каждый решал их по-своему - и у вас получилось! В общем, китайские овцы радуют. А вот китайские носильщики - нет!

К-2

Слава богу, все живы и относительно здоровы. Софрыгина и Пучинина уже встречал на восхождениях. Макс Жумаев - гуляет до Мынжилков. Жаль, что казахстанские участники ни одного печатного слова про К-2 не опубликовали.