Горы мира > Африка >

Новый год на вершине Моунт Кения

Читайте на Mountain.RU статьи Алексея Трубачева:
В сванской связке
Краткий отчет о попытке соло-восхождения на Маттерхорн
Интервью с начальником Эльбрусской ПСС Борисом Османовичем Тиловым
Зимнее скалолазание в Крыму
Эльбрус – живая легенда
Ветер, Скалы и Южный Крест

Экспедиция итальянских военнопленных на г. Кения
Снега экватора. Восхождение на Кению

Вопрос о том, где справлять Новый Год, как всегда встал неожиданно - до последнего момента никто всерьёз не задумывался об этом, а когда пришло время что то решать - организованных вариантов было уже совсем неного... Неожиданно кто то из нашей компании произнёс слово Килиманджаро. Сначала никто всерьёз не воспринял эту идею - далеко и дорого, но спустя некоторое время выяснилось, что именно поездка в Африку это наиболее интересный вариант - отличная альтернатива стандартной программе праздниика "на даче".

Обсудив возможные варианты путешествия мы остановились на наиболее полном варианте программы: начать с восхождения на Моунт Кения, акклиматизироваться, потом на несколько дней отправиться на сафари, познакомиться с природой одного из Национальных парков Кении и помотреть на диких животных, потом переехть в Танзанию, подняться на Килинджаро, а затем, для полноты картины, отправиться на побережье Индийского кеана - в Мамбасу или на Занзибар...

На следующий день после спонтанно принятого решения ехать на Новый Год в Африку утром я збронировал для всей компании билеты до Найроби (это столица Кении), а после обеда уже сидел в крошечной приёмной посольста Республики Кения и заполнял довольно путанную, но в целом понятную анкету. И ещё через один день в наших паспортах красовались смачные штампы, дающие право на посещение одной восточно-африканской страны. Получение Танзанских виз заняло немнго больше времени - около недели, но тоже прошло гладко - кстати говоря, танзанскую визу вообще можно было плучить на месте, при переезде на автобусе из Кении в Тананию. Этот вариант стоил бы на 20 долларов дешевле, но осложнялся необходимостью толкться в длинной очереди на границе.

Первое, и, наверное, самое сильное впечатление от Африки - это сияющая яркость красок. Природа не пожалела сил для украшения этой земли, смешала свои лучшие краски, самые богатые и насыщенные оттенки... Всё-таки, насколько же мир разный... Вроде бы все из одного материала сделано, это наукой доказано, а смотришь и не веришь. Думаю, что Господь, сотворив суровый и величественный мир, поглядел на своё творение и пригласил художников, для того, чтобы не просто свет был, но царили в нём радость и оживление. И постарались эти мастера на славу, всю свою фантазию вложили в дело, всю неповторимую силу души..

Тот, кому досталось украшать Африку, в полной мере справился с поставленной задачей: самые неожиданные цвета и формы сплелись здесь в неуловимый, очень сложный, но совершенно логичный узор, не смешиваясь и не сливаясь друг с другом, как будто существуя сами по себе, но в неразрывном взаимодействии.

Всё чудно здесь для глаза европейца, привыкшего к тусклым тонам и оттенкам серого, к бледным, редко улыбающимся лицам: растения, громоздящиеся друг на друга, соревнуясь в обилии и яркости цветов, море ослепительных улыбок на чёрных лицах, беззаботных и неунывающих, и красная земля полей, и белый снег на вершинах гор..

..Гремя и разбрызгивая грязь, к великой радости многочисленной детворы, махавшей руками с обочины, наш джип прокатился по главной улице селения Наро Мору - утопающей в зелени горстке крестьянских мазанок, беспорядочно разбросанных по обе стороны дороги и небольшой, аккуратно побеленной католической церкви. Детишки, коих было великое множество, радостно улыбались, прыгали и размахивали руками - проезд туристов был для них событием, существенно разнообразившим дневное времяпровождение.

Миновав селение, разбитая грунтовая дорога некоторое время петляла среди небольших банановых полей и плантаций сахарного тростника, потом выпрямилась, стряхнула с себя пёстрый наряд садов и медленно стала забирать наверх - туда, где пологие волны возделанных полей разбивались о неприступную тёмную стену непроходимого девственного леса.

Жирная красноватая пыль сквозила из многочисленных щелей в кузове, оседала на пассажирах и сваленных в багажнике рюкзаках. Шофёр Джеймс жал на педаль газа, крепко держась за руль и не обращая никакого внимания на колдобины, каждая из которых могла бы стать причиной для сердечного приступа у цивилизованного автовладельца.

Впереди, над зелёной пеной уходящего вверх леса, висела зловещая тёмно-синяя туча, где-то там, в её толстом брюхе пряталась цель нашего путешествия, самая высокая гора Кении, в прошлом носившая имя Кириньюки - Жилище Нгао, покровителя местных земледельцев, а теперь ставшая государственным символом и получившая новое название, более отвечающее официальному статусу - Моунт Кения.

..Особенных иллюзий по поводу погоды у нас не было уже до начала поездки - затянувшаяся тёплая осень в Европе, яростные бесснежные холода на Дальнем Востоке, тайфуны и ураганы в Америке. И непрерывные грозовые ливни в восточной Африке - судя по прогнозам, без какой либо надежды на перемену к лучшему. Беспорядок с погодой во всём мире, в Африке стал причиной затянувшегося периода тропических ливней, обычно заканчивающегося к наступлению католического рождества в Кении, - обычно после 24 декабря здесь устанавливается сухая и солнечная погода. Исходя из этой статистики, мы планировали сроки нашей альпинистской программы, включающей в себя акклиматизационное восхождение на Моунт Кения, а затем подъём на самую высокую гору Африки - Килиманджаро..

Ну а пока, по мере приближения к горе, становилось ясно, что выход на маршрут не будет комфортным.. Честно говоря, я уже понял, что даже из джипа, из этой вонюче-гремучей консервной банки на улицу под проливной дождь по собственному желанию никто не попросится..

Дорога, зажатая с двух сторон плотными зарослями бамбука, становилась всё круче и круче. На поворотах серпантина, джип, намотав глину на все четыре колеса, неоднократно пытался отправиться в кусты, но неумолимая нога водителя словно приросла к педали газа.. Мокрая глина клочьями летела из под колёс, в салоне стоял резкий запах жжёной редины и сцепления.

С трудом преодолев последний, совершенно разбитый недавно проехавшим вездеходом глиняный подъём, джип выкатился на зелёную лужайку перед почерневшим от сырости небольшим сарайчиком, бывшей метеостанцией, а теперь перевалочным пунктом для групп, поднимающихся на Моунт Кения с запада, по маршруту Наро Мору..

..За установкой палаток с нескрываемым интересом наблюдала сидящая неподалёку на высоком кусте бамбука обезьяна. Причём интерес был явно не праздным, чуть-чуть отвлёкся - и всё, чего-то уже не хватает.. Через несколько минут и без того бедные негры-носильщики обеднели на одну кепку, а я на следующее утро понял, что остался без штанов, - их ловко утащили из под полога палатки. Тем временем, в колонии обезьян, судя по гвалту, доносящемуся из кустов, был праздник, - там делили добычу. Ведь бабуин, обеспеченный штанами и кепкой имел все шансы на получение вакансии в национальном парке..

Для цивилизованного городского жителя попадание в природные условия предполагающие борьбу за выживание - это всегда шок. Нет ни батареи, чтобы высушить мокрые вещи, нет горячей ванны, нет привычной вкусной еды и телевизора. Всё-таки странное создание человек. Он тратит годы на то, чтобы построить уютный дом, обеспечить себя самыми комфортными условиями проживания.. А потом ищет любую возможность сбежать от всего этого, залезть на джипе в непроходимое болото, трясясь от холода, подняться на недоступную горную вершину, кормить озверелых комаров в дремучей тайге в погоне за диким зверем. И очень редко бывает доволен тем, что имеет в этот момент. В городе достаёт работа и суета, в болоте сыро и грязно, в горах - холодно, в тайге дико. И только в очень короткие, почти неуловимые моменты приходит ощущение счастья, полной гармонии, как будто в насмешку подаренной кем то свыше, непонятно за что, и почему.. Те, кто хоть раз испытал это ни с чем не сравнимое чувство, навсегда остаются под его влиянием, и вся жизнь превращается в погоню за этим летучим и кратким мигом..

..Пятые сутки не прекращался тяжёлый тропический ливень.. Мокрое снаряжение превратилось в груду грязного хлама. Постоянная дробь капель дождя, от которых практически некуда спрятаться. Негры, занятые на маршруте в качестве гидов и носильщиков, давно постигли простую истину - резиновые сапоги и полиэтиленовые накидки гораздо лучше защищают от дождя, нежели самая дорогая и современная супер-непромокаемо-гортексово-дышащая одежда и обувь, а солидных размеров зонтик в этих горах гораздо нужнее ледоруба. Такова специфика африканского альпинизма.

Первая неделя путешествия прошла незаметно - тяжёлые переходы под зарядами ливня, постоянная забота о том, чтобы сохранить в сухости хотя бы фотоаппаратуру и спальный мешок, постоянно мокрые палатки и ноги по колено в грязи - мы шли в тевах - легких сандалиях, для того, чтобы сохранить сухой основную обувь, промочить которую означало отморозить ноги на восхождении -температура выше четырех километров опускалась ниже нуля, а надежды на то, что промокшие ботинки удастся как-то высушить уже не было..

За несколько дней, с большим трудом нам удалось подняться на высоту 4300м - теоретически, отсюда при благоприятных условиях можно было свершить восхождение. Позади остались десятки километров раскисшей тропы, перевязанной сплетениями скользких корней в зоне влажного леса, утопающей в чёрной жиже болот, прячущейся среди высоких, поросших жёсткой травой кочек альпийского пояса. За всё время подъёма погода так ни разу и не приподняла тяжёлый занавес облаков, скрывающий вершину, так и не показала нам гору - цель нашего путешествия.

Вечер накануне Нового года ничем не отличался от предыдущего - тот же дождь и клубящиеся низкие облака. Тем не менее, было принято решение ночью попытаться выйти на вершину - всё-таки, несмотря дождь, мы следовали графику путешествия, а встреча Нового года у нас была запланирована на вершине.

Будильник завели на два часа ночи - с расчетом на то, чтобы после недолгого завтрака собраться и выйти на восхождение часа в три ночи, - всё таки по ночам, когда земля остывала, и температура воздуха понижалась, можно было надеяться на небольшое окно в непогоде..

Недолго посидели при зыбком свете огарка свечи, символически проводили год уходящий, и, без каких либо праздничных ощущений, отправились спать. И тяжёлый туман висел на мокрых палатках, а сквозь него пробивались тяжёлые капли дождя.

Я проснулся за несколько минут до будильника от странного ощущения. Что-то явно было не так. Несколько минут после пробуждения я наслаждался теплотой пухового кокона, исследуя свои новогодние ощущения и странное новое чувство отсутствия чего-то очень привычного. Проснувшись окончательно, понял, - дождь кончился и больше не барабанит по тенту палатки! Не веря в такое счастье, я наполовину вылез из спального мешка, расстегнул молнию палатки и выглянул наружу. Чудесная, нереальная картина открылась взгляду: полная луна огромным белым фонарём висела почти в зените, контрастно выделяя каждую чёрточку, каждый камень вокруг лагеря, тускло отсвечивала от широких листьев родерий, ярко серебрила ледники и покрытые свежим снегом вершины мёртвого вулкана. Вот так сюрприз! Никто из нашей команды уже и не надеялся не то, что на хорошую погоду, не верилось даже в то, что удастся хотя бы взглянуть на гору. Но Дед Мороз не поленился в Новогоднюю ночь посетить экватор, морозным дыханием придавить болотную сырость тропических ливней, заморозить и вытрясти как пыльный коврик серые дождевые тучи..

Тёмными силуэтами возвышались на фоне звёздного неба, подсвеченные странным светом заходящей луны, два брата близнеца - Батиан и Нелион, два самых высоких пика Моунт Кения. По мере того, как луна, угасая, опускалась к горизонту, всё чётче проступали на небе миллионы сияющих точек, а в густой темноте долины замерцали искорки диодных фонариков, - не только мы вышли в эту ночь на восхождение.

Иногда мы останавливались, чтобы оглядеть сияющий небосвод, - никак не удавалось найти Южный Крест, самое знаменитое созвездие Южного полушария. Только когда где-то за час до рассвета небосвод стал меркнуть, слева и справа от нас проступили на небе два главных созвездия, до этого скрытые сиянием окружающих их звёзд. Слева, низко над горизонтом, обозначился перевёрнутый вверх дном ковш Большой Медведицы, а справа, примерно на том же уровне относительно горизонта появилось чёткое, немного скошенное перекрестие из пяти звёзд - знаменитое созвездие Южного полушария, украшающее флаги и гербы некоторых южных стран - Южный Крест.

Тропа полого уходила вверх по смёрзшейся мелкой осыпи, по мере подъёма, постепенно покрываясь снегом. Ощутимо холодало. Идти было легко и свободно, - все связанные с высотой неприятности полностью компенсировались нереальной красотой ночного пейзажа - залитых звёздным сиянием диких скал экваториальной вершины, открытого и ясного небосвода, усыпанного миллионами ярчайших звёзд, а у горизонта - ночными городами, тлеющими, словно угли покинутого костра.

К моменту выхода на край вершинного плато на высоте 4800 метров, горизонт на востоке приобрёл оттенок тёмной бирюзы, звёзды потускнели, а тропа полностью скрылась под смёрзшимся, плотно утрамбованным ветром снегом.

В “Австрийской хижине” - домике, построенном прямо посредине вершинного плато, мерцал огонёк свечки, - кто-то готовился к восхождению. Но заходить в гости мы не стали - горизонт всё светлел, наливался багрянцем, а до вершины оставался только двухсотметровый скальный гребень - не больше сорока минут ходьбы - шанс встретить первый рассвет Нового года на вершине с каждой минутой становился всё реальнее. Но для этого стоило поторопиться..

Вершинный гребень Ленаны оказался несколько длиннее, чем казалось от хижины. Чёрные скалы местами были плотно забиты твёрдым снегом, окрашенным в отражённый от неба светло-фиолетовый оттенок. А небо на востоке продолжало светлеть.

До вершины Ленаны оставалось не более 50 метров, когда ярко, алым факелом вспыхнула тёмная громада стоящего напротив Нелиона - вершины, на 200 метров выше той, на которую поднимались мы, и из за высокой сложности доступной только опытным альпинистам.

..Прозвенел третий звонок, до начала спектакля оставались считанные секунды.. С трудом оторвав взгляд от Нелиона, пылавшего всеми оттенками красного на фоне тёмно синего неба, я ускорил шаг и через пару минут был уже на вершине. В следующую секунду над идеально ровной и чёткой линией горизонта появилась узкая алая полоска. Вспыхнуло багровым пламенем крошечное облачко - начинался первый рассвет нового, 2007 года.

Завороженные, молча наблюдали за этим зрелищем с вершины полтора десятка человек, приехавших с разных концов света для того, чтобы испытать одно единственное мгновение, сыгравших в странную игру и получивших удивительный приз - минуту причастности к пробуждению мира..

Священнодействие продолжалось не более минуты - как только нижний край светила оторвался от линии горизонта, торжественная тишина сменилась общим гомоном, все наперебой бросились делиться впечатлениями и ощущениями, вершину горы наводнило радостное ощущение праздника и общего новогоднего подарка - невероятного зрелища идеального рассвета на вершине горы.

Вырвавшись из-за горизонта, солнце уверенно и быстро начало свой дневной путь по небу, а мы, ещё немного постояв на вершине и набрав в себя силу этого места, начали спускаться в сторону лагеря, унося с собой странное чувство полноты и кипящей внутренней радости.

Потом был спуск к залитому солнцем базовому лагерю, где нас ждала ещё одна радость - возможность впервые за неделю бросить на горячие камни и просушить мокрые вещи!

Вершина Моунт Кения находится непосредственно на экваторе, в 180 км севернее столицы Кении - Найроби. Мёртвый вулкан, высотой немного больше пяти километров, последнее извержение которого произошло около трёх миллионов лет назад, имеет три основных вершины - Нелион, Батиан и Поинт Ленана, причём наибольшее количество восхождений совершается именно на Ленану, из за её технической простоты. Две других вершины представляют интерес для опытных альпинистов, - там есть довольно сложные маршруты пятой категории трудности, а самые простые варианты подъёма - не ниже "четвёрки" (маршруты на Кению не классифицированы в российской классификационной системе).

Как и большинство африканских вулканов, Моунт Кения в нижней части, от подножия до высоты 3300-3500 метров, опоясана зоной влажного тропического леса. Первая причина этому - исключительно благоприятная почва, насыщенная продуктами древних извержений. Во-вторых, что не менее важно, - здесь никогда не бывает недостатка воды. Сверху, где тает снег и ледники, бегут тысячи рек, речек и ручейков, а из-за постоянного конфликта тёплых воздушных масс с равнины и холодных с вершины - каждый день конденсируются и выпадают дождём многие тонны воды.

Вершина Кения и зона тропического леса, окружающего её, является Национальным парком, народным достоянием республики Кения и охраняется государством. За вход в Национальный парк взимается умеренная входная плата, что вполне оправданно, принимая во внимание количество труда, вложенного в оборудование маршрутов, прокладку троп, без которых в тропическом лесу или в зоне высокогорных болот восхождение было бы практически невозможным, строительство хижин, сделавших маршруты довольно комфортными и доступными, поддержание чистоты на горе. В отличие Килиманджаро, на Моунт Кения нет необходимости брать обязательного гида либо ночевать исключительно в хижинах - отсутствие этих правил делает восхождение более интересным и недорогим - опять же по сравнению с Килиманджаро.

Из-за особенностей рельефа, обилия растительности и зоны альпийских болот, подъём на Моунт Кения возможен только по четырём проложенным маршрутам - это Наро Мору, Чогория, Сиримон и Итангуни. Все маршруты в среднем длиной 40-50 км, подъём пологий, по хорошо видимой тропе, без каких либо технических трудностей. Маршруты сходятся на вершинном плато Моунт Кения, откуда можно совершить пешее восхождение на Поинт Ленана, либо по стенным техническим маршрутам подняться на Нелион или Батиан. Сезон восхождений на Моунт Кения довольно короток: два зимних месяца (январь-февраль) считаются лучшими по погодным условиям месяцами, и два менее популярных летних месяца (август-сентябрь). Всё остальное время - это экваториальное межсезонье, постоянные ливни, грозы, штормовые ветра, грязь, москиты и пиявки.

Впервые о существовании Моунт Кения стало известно в 1849 году. Обращавший туземцев в христианство Джон Людвиг Крапф был первым европейцем, описавшим вершину, существенно возвышавшуюся над окружающим ландшафтом, которую местное население называло Кириньяга и свято чтило как место обитания божества Нгаи. Но миссионер лишь дал описание горы. Первое документированное восхождение на неё было совершено группой английских путешественников под руководством Халфорда Макиндера пятьюдесятью годами позже.

В 2003 году, самолёт авиакомпании Южноафриканские авиалинии (SouthAfriccan Airlines), с 12 пассажирами на борту и двумя членами экипажа врезался в вершину Моунт Кения. Никому не удалось спастись. Другая авиакатастрофа на этой вершине произошла в 1972 году, когда так же на самой вершине потерпел крушение военный вертолёт.

Восхождение на Моунт Кения было организовано московской Школой альпинизма и скалолазания AlexClimb при поддержке итальянской компании C.A.M.P. , производителя снаряжения для горных видов спорта.

Хороший рассказ, спасибо! Наша команда из Черноголовки была на Mount Kenia в декабре 1995. Поднимались по Чогории и спускались по Наро Мору. Все взошли на Поинт Ленана, а потом мы с Валей Пивоваровым сходили в двойке на Нелион по Маккиндеровскому пути (~4 к.с.). Хороший скальный маршрут. 800 м лазания требуют расторопности - надо успеть за недлинный африканский день.

Интересно, а кто-нибудь с постсоветского пространства на Маунт-Кению поднимался? Я имею ввиду высшую точку. Если кто знает - может ссылку кинет - интересно было-бы почитать. Сама статья написана хорошо. Еще в ВВ читал )