Автор: Анатолий Чепур, Сочи

Ушба Северная по маршруту Грищенко, левая часть СВ стены.

Ушба Северная

Ушба. Кавказ, март 2004.
В сванской связке. На Ушбу с грузинской стороны.
Ушба 2000. Затеряный мир.
Первопрохождение "Креста Ушбы" (6А) в 1961 году.
Ушба Северная: Один день и одна ночь.

1988 год. Нашей команде АУСБ (альпинистская учебно-спортивная база) "Адыл-Су" предстояло участие в чемпионате по альпинизму в техническом классе среди альплагерей Союза. Ограниченный бюджет лагеря не позволял планировать восхождение в горах Памира или Тянь-Шаня, где можно было выбрать хороший маршрут и претендовать на призовое место. И мы вновь обратились к Ушбе. В рамках этих соревнований команда лагеря в прежние годы дважды ходила на Южную вершину по маршрутам Кустовского и Мышляева. В этот раз мы положили глаз на маршрут Грищенко по левой части СВ стены Ушбы Северной. Маршрут довольно свежий, восьмидесятых годов, да и «крыша» у него самая короткая.

Инструкторские будни в «Адыл-Су»:
врач Ирина Степанян обшивает Сергея Шкляева,
Петя Леонов даёт рекомендации,
Люба Николаева делает стрижку Володе Языкову.

Состав команды остался почти тот же: Влад Выдрин и Саша Кедря из Донецка, Сергей Шкляев из Кирова и двое сочинцев, я и Сергей Дудников. Вместо Сергея Татаринова, земляка Шкляева, на место в команде претендовало двое: Холодков из Днепра и Толя Губарь из Донецка. Они кинули жребий, повезло Холодкову. Перед чемпионатом в качестве подготовки командой совершили восхождение на п. Щуровского( м-т Хергиани), а перед этим, на своих сочинских сборах, я в двойке с Володей Дружининым сходил на В. Испанию, м-т Мышляева и Абалаковскую «пятёрку» на п. Щуровского.

29 июля вышли с лагеря: нас шестеро, двое наблюдателей - Толя Губарь и Виталик из Донецка, и несколько вспомогателей из числа участников, которые изъявили желание помочь донести нам часть груза до «немецких» ночёвок. На следующий день утром по холодку прошли Ушбинский ледопад и поднялись на пер. Чалаат между Ушбой Малой и Северной. Наш маршрут начинался с грузинской стороны, от правой ветви Чалаатского ледника. Спуск с перевала крутой, заканчивается 20-метровым бергшрундом.

Перевал Чалаат и Мал. Ушба.
На спуске нахожу фирменный итальянский скальный крюк. Влад просит отдать ему в коллекцию в обмен на карабин «Ирбис». Дюльферяем в берг, дальше по пологой части ледника подходим под начало маршрута и ставим бивак.

Штурмовой лагерь.
Большая палатка наблюдателей и перкалька, которую берём на стену. На шесть человек её мало, но на всякий случай берём на маршрут ещё палатку "Здарского". Может будет возможность и её притулить, если позволят размеры площадок. Ночью поимели небольшое приключение. Спим. Раздаются грохот. Влад, лежащий посередине, быстро расстёгивает палатку, откидывает полог и прямо ему руки вкатывается огромный кусок льда. Обвалился серак выше нас.

Завтрак.

Шкляев сортирует злополучные гренки.

Команда отдыхает. Наблюдатель готовит обед.

На следующее утро переставляем палатку. Нам предстоит ещё одна ночёвка, а этот день наблюдаем за маршрутом, ищем удобный подход к нему, навешиваем верёвку через рантклюфт.

На 1-м бастионе.

В верхней части много живья.

Вышли к первой ночёвке.

Сергей Дудников.
1 августа выходим на маршрут. Предстоит пройти 1-й бастион. По протяжённости тот участок составляет почти половину маршрута, скалы 4-й и 5-й кат.тр. Местами встречается снег и лёд. Погода шепчет что-то нехорошее. К вечеру выходим к двум площадкам. Отсюда команда Грищенко обрабатывала 2-й бастион. Ставим перкальку на верхнюю, она большая. Вход дополнительно завешиваем "здаркой". Размеры палатки увеличиваются и мы помещаемся вшестером. Ужинаем и тут сюрприз. На маршрут вместо хлеба и сухарей мы приготовили в лагерной столовой гренки, с маслом и сыром. В рацион входила и красная икра, которую мы намазывали на гренки ( как мы отвоёвывали её в бухгалтерии лагеря, отдельная история). Начинаем их вкушать и обнаруживаем, что они пропахли бензином. Вот это номер! Потом, в лагере, узнали, в чём дело. Среди вспомогателей были двое друзей, то ли новички, то ли значкисты. На подходе к немецким ночёвкам один из них, который нёс гренки, как говорится «спёкся», а дружбан решил ему помочь, перегрузив его груз себе. А нёс он бензин, который к тому же вероятно протёк. Вот так и ели мы весь маршрут гренки с запахом бензина.

Утром выглядываем на "улицу". Снегопад! Он идёт весь день. Прикидываем: в случае чего валить вниз не получится, там уже шумят лавины. Карт мы не брали, поэтому развлекались чтением газеты. Саша Кедря достал из рюкзака "Вечерний Донецк". Весь день обсасывали каждую статью. Особенно понравился нам очерк о ресторанах Буэнос-Айреса. В меню одного из них был в качестве блюда русской кухни борщ "Московский холодный". Видимо популярностью он не пользовался, так как на другой день его подавали с добавление слова "разогретый".

На следующий день прекрасная погода. Впереди работает Влад.

Отдохнули – теперь вверх.

Работает Влад Выдрин.

Саша Кедря мочит по перилам.
Проходим 2-й бастион, под 3-м бросаем вещи. Пока трое пытаются на крутом снежном пятачке сделать какое-то подобие площадки, Влад работает в камине. Над камином большой выступ, можно поместиться вдвоём. 2-й контрольный тур. Оставляем записку в банке из-под икры. Влад проходит метров сорок шестёрочных плит, крепит верёвку и уходит маятником влево, к основанию вертикального внутреннего угла.

Камин под 2-м контрольным туром.

Начало маятника.

Конец маятника.
С "крыши" по углу льёт душ. Влад, весь мокрый, обрабатывает ещё полверёвки и мы спускаемся к биваку. Палатку всё-таки удалось поставить, но края свисают. Полусидя- полулёжа втискиваемся в неё. Владу двойную порцию лекарства.

Верх 3-го бастиона.

Скоро крыша.

Стена закончилась.

Погода звенит! Подходим к маятнику, ни капли воды. Влад матерится: лучше бы он сегодня прошёл эти две верёвки. Поднимаюсь по перилам, прохожу ещё метров 60, стена ложится, ещё немного и крыша. Дальше проще, но надо быть осторожнее: много «живья». Ещё метров сто крутого снежного склона, затем гребень и мы на вершине.

Ещё немного…

До вершины одна верёвка.

Южная Ушба.
Саня по этому поводу достаёт фирменные сигареты и все к ним прикладываются, даже те, кто не курит. Теперь только вниз. Надо торопиться, скоро будет темнеть, но по спусковому Северному гребню сильно не разгонишься. Хоть это и маршрут 4-й к. сл., но непростой.

Теперь вниз.
К скалам Настенко подходим уже в темноте. Ночевать тут не хочется. До Ушбинской подушки верёвок пять, но дюльфера косые. Решаем не рисковать и две самые крутые верхние верёвки от скал не продёргиваем, а оставляем закреплёнными. Спускаемся на подушку, проходим по пологой части и кричим в темноту направо. Где-то внизу на пер. Чалаат наши наблюдатели. Они по нашей команде сегодня снялись из-под маршрута и поднялись на перевал. Наконец где-то внизу замелькал фонарь. Ребята думали, что мы заночуем на спуске и не ждали нас. Одна верёвка, вторая, выполаживание и мы около палатки наблюдателей. Ставим свою и занимаемся приготовлением напитков. Пьём всё подряд: чай, кофе, воду с молоком. Насытившись влагой, ложимся спать.

Просыпаюсь от какого-то непонятного звука, как будто кто-то скребёт по замёрзшему снегу. Высовываю голову из палатки. Взошло солнце. Рядом двое иностранцев из МАЛа. Они поднялись с «немцев» и перед тем, как идти дальше на 4-а решили попить чайку. Не придумали ничего лучше, как добывать снег около нашей ночёвки крышкой от кастрюли. Из соседней палатки слышится мат. Всё! Сна нет. Приходится и нам подниматься. Собираемся, пьём чай, спускаемся по ледопаду до «немцев» и в лагерь. Впереди отдых, а мне, как капитану команды, ещё и составление отчёта.

На Кавказе наше восхождение было признано лучшим и мы заняли четвёртое место. Опередили нас команды азиатских альпбаз. Оно и понятно. Трудно на Кавказе конкурировать с памирскими вершинами и маршрутами.

www.alp-alexeich.ru

Спасибо!

Спасибо за статью!

Приятно, что даже не очень свежие восхождения извлекаются из личных архивов и появляются на сайте.

Спасибо.

Вибрамы ВЦСПС, самошитые куртки и штаны...

Хорошая статья

Да уж. а мне Выдрин рассказывал про это восхождение. почему то спуск он очень подробно описал :) А здесь еще фото....... класс