Очерки, фотографии, описания маршрутов - всё это Вы найдёте в разделе Горы Мира
Горы в фотографиях >

Автор: Игорь Паша, г. Москва

Приэльбрусье в солнечном затмении. Март 2006.

Приэльбрусье в солнечном затмении

Часть 1
Часть 2
Часть 3

Затмения в горах:
Кавказ, Кисловодск, март 2006.
Кавказ, Эльбрус, март 2006.
Кавказ, Цей, август 1981.

Mountain.RU:
Солнечное затмение, комета, падение небесных тел, извержение вулкана, землетрясение, цунами, глаз тайфуна, торнадо – вот почти полный список явлений, увидеть которые выдается крайне редко и далеко не каждому.

Затмение, к счастью, относится к явлениям абсолютно безопасным для наблюдателя и к тому же точно предсказуемым (хотя безоблачное небо заранее никто не обещает).

Архив затмений и расписание на столетия вперед можно посмотреть на сайте NASA, посвященном затмениям: eclipse.gsfc.nasa.gov

Обратите внимание, что кроме полных солнечных затмений бывают и другие, хотя полное солнечное, безусловно, относится к самым впечетляющим зрелищам и ниже речь пойдет именно о них.

В начале 21-го века жителям Европы и России везет на затмения – их всего за несколько первых лет этого тысячелетия выпало несколько, притом весьма доступных. Посетителям этого сайта наверняка запомнилось затмение, проходившее через Эльбрус 29 марта 2006 года.

Последнее относительно доступное для нас затмение предстоит 1 августа 2008: http://eclipse.gsfc.nasa.gov/SEmono/TSE2008/TSE2008.html
А далее последует перерыв на десятилетия – затмения будут наблюдаться где угодно, но "не у нас". Самые доступные для нас из ближайших затмений прогнозируются на 2027 год (Танжер и Сеута в Марокко, север Африки, центр Египта, Йемен, Сомали) и 2026 (Атлантика и север Испании). Конечно, все зависит от того места, которое Вам удобнее – тут пусть каждый сам для себя подберет индивидуально удобную точку согласно расписанию на сайте NASA (ссылка выше) и заодно подсчитает, сколько на тот момент ему или ей будет лет.

А что касается плохих примет, которые ассоциируют с затмениями – их, возможно, и следует относить к разряду суеверий, но автору этих строк доводилось участвовать в спасах в день затмения (срыв двойки с маршрута Лоу на Свободной Корее, Киргизский хребет, август 1999)...

Так что будьте осторожнее в горах!

Полное затмение Солнца на Земле – явление колоссальное. В двадцатом веке я его наблюдал трижды: в июле 1981 г. в продувных степях на севере Казахстана, в июле 1990 г. в морошковых анадырских болотах Чукотки и в марте 1997 г. среди заснеженных сопок Забайкалья. И вот март 2006 года посулил возможность встретить полное затмение на Кавказе, в условиях высокогорья. Посулил, правда, с предупреждением о том, что вероятность ясной погоды в Приэльбрусье в это время года всего 24 процента.

Ранним утром 25 марта того, 2006 года мы приехали в Терскол: Иван Храпач, Андрей Мацовкин, Андрей Сатанин и я. В тот же день мы поднялись по чегетской канатке и в непогоду всласть месили глубокие снега, пытаясь подняться повыше.

На следующий день, 26 марта погода калейдоскопически менялась от обложной серости до солнечного шабаша. Мы поутру спустились к пос. Тегенекли и оттуда штурмовали гору Букашку (2400м), что над поселком в гребне к северу. Снега и здесь было не впроголодь, а на гребне еще поддувало, но всё вместе это нас однозначно радовало. Есть такое слово: эйфория – наверно, это была она.

Иван. Он оптимист

в сторону Адылсу

Вид с Букашки вниз
по Баксанской долине

На третий день, 27 марта, мы прогулялись в сторону Эльбруса вверх по речке Терскол к одноименному леднику. Погода, как и накануне, была переменчивой. Когда светило солнце, становилось разомлевающе тепло.

В лесочке у речки Терскол

Вверх по речке Терскол. Поднялись
над лесом.По склону всюду сходы лавин

Доисторический мостик

Андрюша и языки Когутая,
один ледниковый, второй лавинный

Такими видел нас Андрюша.
Он дальше не пошел, заболела нога

Эльбрус и ледник Терскол

Пикник и сушка перед
обратной дорогой

Спустились к поселку

Удивлены и мы, и бараны

28-го марта, на четвертый день нашего вояжа, мы по канатке поднялись к бочкам. Администратор Жора, мой старый приятель, вырыл там для нас, в стороне от административных «корпусов», пещеру. Оскоблив стены и потолок, мы удвоили ее внутренние просторы и обустроились. Отобедали, прогулялись до Приюта. Было ветрено, зябко, дышалось неровно, головы бузили, требуя успокоительного. Зато окружающие виды были просто сказочными.

Выгребаем снег из пещеры

В пещере всё по полочкам