Добро пожаловать !
Войти в Клуб Mountain.RU
Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека


Всего отзывов: 2 (оставить отзыв)
Рейтинг статьи: 3.50


Автор: М. С. Улановский, г. Волгоград

Отчет
о горном туристском походе 5 к/с
по Северо-Западному Памиру,
совершённом с 1 по 30 июля 2007 г.

Содержание:

1. Справочные сведения о походе
2. Участники похода
3. Смысловая идея похода
4. График движения и высотный график
5. Организация заезда и выезда
6. Техническое описание маршрута
7. Выводы и рекомендации
8. Приложения

1. Справочные сведения о походе.

  1. Проводящая организация: Волгоградский городской клуб туристов
  2. Вид туризма: горный
  3. Категория сложности: пятая
  4. Район: Северо-Западный Памир. Хребты Дарвазский, Петра I
  5. Протяжённость активной части маршрута: 162 км
  6. Продолжительность: общая – 30 дней
    Ходовых дней – 22 дня
    Днёвок – 3 ( из них 2 вынужденные)
  7. Сроки проведения: 01.08.2007г. - 30.08.2007г.
  8. Суммарный положительный перепад высот: 7300м
  9. Нитка маршрута заявленная:
    пос.Вань-Вань – р.Дараипоймазар – пер. Пулковский (1Б) – ледн.Ванч-Дара – пер.Молдаванка (2 Б)- ледн.Шокальского – ледн.Гармо – пер.МКТ (Беседина) (3 А) – ледн.Дорофеева – ледн.Гандо – пер.Летавета (2Б) – ледн.Сугран – ледн. Родионова – ледн.Наблюдений – пер.Наблюдений (3 А) – ледн. Шини-Бини- пер.Шапак (2 Б) – пер.Турамыс (2 Б) – ледн.Фортамбек – МАЛ – рад. восх. на в. Е.Корженевской – пер.Курай-Шапак (2 А) – пер.Белькандоу (н/к) – пос. Девшар
  10. Запасные варианты:
    1) Вместо пер.МКТ (Беседина) (3 А) – прохождение пер.Кашдара (2 А)
    2) Вместо пер.Наблюдений (3 А) – прохождение пер. 50 лет КПУ (2 Б)
    3) Вместо восхождения на в.Е.Корженевской – спуск по леднику Фортамбек и далее по маршруту.
    4) Вместо пер. Курай-Шапак (2А) – спуск до р. Муксу, переправа по тросу и выход в пос. Девшар по правому берегу р.Муксу.
    5) Вместо пер.Шапак (2Б) спуск вниз по р.Сугран до пер.Белькандоу.
  11. Нитка маршрута пройденная:
    пос. Вань-Вань – р.Дараипоймазар – пер.Пулковский ( 1 Б, 4500) –- ледн. Ванч-Дара – пер.Молдаванка (2Б, 4800) –- ледн.Шокальского – ледн.Гармо – пер.МКТ (Беседина) (3А, 5300) – ледн.Дорофеева – ледн.Гандо – пер.Летавета (2Б, 5000) – ледн.Сугран – ледн.Родионова – ледн.Наблюдений – пер.Наблюдений (3А, 5440) – ледн.Шини-Бини – р.Сугран – пер.Белькандоу (н/к) – пос.Девшар
  12. Пройдено перевалов:
    3А – 2
    2Б – 2
    1Б – 1
    н/к – 1
  13. Руководитель – Улановский Марк Семенович
    400081, г .Волгоград, ул.Куринская, д.42
    тел. 8 902 362 66 26, e-mail: mark.volg [собака] mail.ru
  14. Поход рассмотрен Ростовской зональной МКК

2. Участники похода

ФИО Год рождения Туристская подготовка Обязанности
1
Улановский Марк Семенович 1961 V-У, V-Р, 3А-Р. Алтай, Кодар, Якутия, Тянь-Шань. Высота 5900 Руководитель
2
Лазновский Владимир Юрьевич 1961 V-У, III-Р, 3А-У, 2А-Р. Алтай, Кавказ, Тянь-Шань, Кодар. Высота 5642 Хронометрист
3
Бахамбаев Руслан Халмурзаевич 1978 V-У, III-Р, 3А-У, 2А-Р. Алтай, Кавказ, Тянь-Шань. Высота 5642 Фотограф, реммастер
4
Ромасевич Павел Владимирович 1964 V-У, 3А-У. Кавказ, Алтай, Тянь-Шань. Высота 5642 Участник
5
Файззулин Ринат Шамильевич 1975 IV-У, V-У, II-Р, 3А-У, 1Б-Р. Кавказ, Тянь-Шань. Высота 5642 Завхоз
6
Лешуков Вадим Вячеславович 1976 III-У, II-Р, 2Б-У. Кавказ, Тянь-Шань. Высота 5642 Видеооператор
7
Беляев Владимир Николаевич 1957 V-У, 2Б-У. Кавказ, Алтай, Якутия. Высота 5300 Врач
8
Лященко Вадим Вячеславович 1976 IVг-У. Кавказ Ответственный за снаряжение

3. Смысловая идея похода

  1. Никто из нашей группы никогда не был на Памире – поэтому главной задачей было посмотреть новый район.
  2. Кроме того, хотелось пройти классический линейный маршрут из точки А в точку Б (из долины р. Ванч в долину р.Муксу) без забросок. Правда, планировалась вертолетная заброска в МАЛ, но к этому времени идея похода была бы, в принципе, выполнена. В жизни маршрут получился более классический, чем задумывался – из-за травмы участника (растяжение голеностопа) в МАЛ мы не пошли, а в итоге прошли из долины Ванча в долину Муксу без забросок. При этом воспользовались запасным вариантом №5.
  3. В случае благоприятных обстоятельств (погода, состояние группы и т.д.) планировали попытаться взойти на в. Е. Корженевской. Но в этот раз не вышло.
  4. Весьма критически оценивая общефизическую подготовку группы, а также учитывая, что мы первый раз на Памире, мы постарались составить маршрут из минимально необходимого для «пятерки» набора перевалов.

Хочется выразить благодарность за помощь в подготовке маршрута и консультации А.Джулию, Г.Сальникову, В.Ляпину (карты).

4. График движения

Дата День пути Характер пути Пройденный путь (с к=1,2), км Перепад высот «+», м Метеоусловия
06.июл 1 Травянистые склоны, крупно-глыбовая осыпь 5 900 солнечно
07.июл 2 Осыпь 8 100 дождь
08.июл 3 Осыпь 10 1000 пасмурно, дождь
09.июл 4 Закрытый ледник, снежные склоны 30º 8 550 солнечно
10.июл 5 Снежно-ледовый склон 35º, ледопад, 45º. Закрытый ледник 6 400 солнечно
11.июл 6 Закрытый ледник 14 - пасмурно, дождь
12.июл 7 дневка - - дождь
13.июл 8 ледопад, осыпи 6 750 пасмурно, дождь
14.июл 9 Вынужденная дневка - - туман, мокрый снег
15.июл 10 Закрытый ледник 7 600 облачно, снег
16.июл 11 Снежно-ледовый склон до 50º - 600 снег, ветер, туман
17.июл 12 Закрытый ледник 12 -
18.июл 13 Открытый ледник, закрытый ледник, снежно-ледовый склон 40º, ледовый склон до 50º 8 750 солнечно
19.июл 14 Закрытый ледник, ледопад 7 400 солнечно
20.июл 15 Ледопад, снежный склон 25º 6 400 снег, ветер
21.июл 16 Снежный склон 6 300 снег, туман
22.июл 17 Ледовый склон 50º, ледовый карниз, закрытый ледник до 45º 2 - снег, туман
23.июл 18 Вынужденная дневка - - снег, туман
24.июл 19 Закрытый ледник, средняя осыпь 8 - снег, дождь, туман
25.июл 20 Осыпи, открытый ледник 8 - солнечно
26.июл 21 Осыпи, травянистые склоны 19 - солнечно
27.июл 22 Травянистый склон 21 600 дождь
162 км 7300

5. Организация заезда и выезда

1 июля. Воскресенье.


Фото 1. Погранзастава на Афганском
берегу р.Пяндж

В Москву отправляемся на автобусе (поезд приходит слишком поздно), оттуда самолётом в Душанбе. Для поездки в Душанбе поездом нужна туркменская виза. В 7.00 2 июля мы на Павелецком вокзале. В Домодедово идут электрички, примерно каждые 45 мин., билет - 150 руб., ехать 40 мин.

В аэропорту при сдаче багажа выясняется, что все рюкзаки негабаритные, приходится тащить к другой стойке. Перегруз 102кг (почему столько- непонятно), доплачиваем 7700 руб. Все клянутся, что не брали ничего лишнего и т.д. Вылет в 13.10 и в 18.00 мы, наконец, в Душанбе.


Фото 2. Ремонт а/м

В аэропорту нас встречает принимающая сторона – фирма «Альп-Навруз». С фирмой «Альп-Навруз» связались за 3 месяца по e-mail, за 1,5 месяца выслали копии паспортов и нитку маршрута. Директор фирмы – Рано Умаровна Сабирова, e-mail: rano [собака] navruz.tajik.net, тел. (992 37) 22 1 39 55, моб. 992 98 163 14 22. Компаньон Рано Сабировой – Зарина Бобоходжиева. Она директор фирмы MATVC, что расшифровывается, как Middle Asia Tourism and Venture Club. E-mail: matvc [собака] mail.ru , www.matvc.net, тел. 992 37 236 27 08, моб. 992 93 501 75 01


Фото 3. Посёлок Поймазар

На микроавтобусе отвозят на квартиру, в которой будем ночевать. Квартира 2-х комнатная, газа нет, совершенно убитая пятиэтажка. Нам показалось, что 10$ с человека за сутки, т.е. 80$ за 1 сутки аренды этой квартиры – это как то слишком... Но спорить и возражать не стали. Расположившись, отправились в город на ознакомительную прогулку. Прежде всего выясняем, что тут за деньги и сколько они стоят.

1 евро = 4,63-4,65 сомони
1 доллар = 3,45-3,65 сомони


Фото 4. Озеро в посёлке Вань-Вань Боло

С рублями, естественно, полная неразбериха. Обменники на каждом шагу, во всяком случае в центре. На ценнике указано: 1 Сомони = 13,23-13,40 руб. На 1 тысячу рублей дали 132 сомони (?!). Прохаживаясь по улицам и споря между собой, приходим к заключению, что 1 сомони стоит примерно 7,3 руб. Из этого расчёта и исходим при совершении коммерческих сделок в государстве Точкистон (Таджикистан).


Фото 5. Караван в пути

С утра всей толпой отправляемся на рынок и в магазин докупать недостающие продукты. Цены примерно соответствуют нашим, но некоторые товары (колбаса, сигареты) явно дороже. Такси дешёвое, поездка 5-7 сомони. Просят 10-12, но надо торговаться до 6-7. За 11-12 можно проехать через весь город. С таксистами нужно договариваться от точки А до точки Б и ни в коем случае не договариваться на маршрут с несколькими остановками, а также не соглашаться на помощь в подносе вещей до а/м.


Фото 6. Летовка Баста

В конце путешествия цена возрастает минимум вдвое от заранее оговоренной. Затем начинается демонстрация оскорблённой невинности, бросание денег на асфальт, невнятные угрозы и т.п. После закономерного итога переговоров (посыл таксиста по далёкому адресу) деньги с асфальта подбираются и оскорбленный в лучших чувствах таксист гордо уезжает.


Фото 7. В долине реки Дарайпоймазар

Ближе к вечеру появляются дамы из фирмы «Альп-Навруз», привезли наши паспорта с регистрацией, пропуска в погран.зону, разрешение на трекинг и пригнали машину УАЗ, на которой нам завтра ехать 450 км . Машина новая, два водителя. Начинаются нудные переговоры по поводу стоимости услуг по перевозке. Невзирая на то, что за 3 дня до выезда все цены были оговорены по e-mail ещё в Волгограде. Машина стоила 450$, сейчас почему-то хотят 550$???

Фото 8. Валун «Камень»
Ссылки на то, что «у нас жизнь подорожала» на нас не действуют. Твердо стоим на своём. При переговорах помимо 2-х дам из фирмы «Альп-Навруз» и двух водителей почему-то присутствует и владелец УАЗа. Фирма «Альп-Навруз», с которой велись переговоры из Волгограда, и которая за заранее оговоренную цену бралась обеспечить комплексное обслуживание, помалкивает. Хозяин а/м активно и с большим напором пытается выдавить дополнительные деньги на совершенно сверхъестественных условиях. Устав от жалоб на тяжёлое материальное положение, принимаем дополнительные условия: питание водителей в дороге за наш счёт, деньги водителям на питание на обратной дороге(?!), задержка в пути по независящим от перевозчика причинам за дополнительную плату, расходы на «коррупцию».


Фото 9. Моренный гребень перед
перевалом Пулковский

Вообще, надо отметить, что хозяйка «Альп-Навруза» Рано Умаровна - женщина своеобразная. По e-mail нам неоднократно разъясняли, что «разрешение на пребывание в Горно-Бадахшанской АО» и «пропуск в погран.зону» - это разные вещи и каждая позиция в отдельности стоит 20$ с человека. В итоге, видимо забыли какие цифры ставили в прайс и мы получили по одной бумажке по цене 15$ с человека.

Фото 10. Озеро под перевалом Пулковский
Несмотря на то, что мы за 2 месяца выслали фирме «Альп-Навруз» нитку маршрута, в пропуске в погран.зону не оказалось района нашего выхода, т.е. в пос.Девшар мы попали незаконно.

В качестве оплаты за пребывание в национальном парке и за «пермит» на трекинг нам выдали совершенно абстрактную бумагу на бланке их собственной фирмы без указания количества людей, дней и т.д. Кстати, в дальнейшем эту бумагу у нас неоднократно смотрели пограничники и сложилось впечатление, что никто совершенно не представляет, как должно выглядеть разрешение на посещение национального парка ( 1 $ с чел-ка в день) и «пермит» на трекинг. Теоретически можно такую бумагу привезти с собой на бланке любой фирмы с англоязычным названием.

ТЕКСТ:

Middle Asia Tourism and Venture Club
Подтверждение

Дано руководителю горных туристов из Волгограда ...ФИО...
В том, что они согласно Постановлению правительства республики Таджикистан от 1 октября 2002г. №388 «О порядке лицензирования туристской деятельности в республике Таджикистан и уплаты обязательных платежей за природоиспользование» произвели оплату:
– пермиты (высота менее 6000 м) по 50$ с человека
– экологический сбор 1$ в день за одного человека.


Фото 11. Перевал Пулковский

Генеральный директор «подпись, печать» Бобоходжиева З.Р.

Совет всем: Договариваться о ценах по e-mail ещё из дома, по всем позициям (что мы и сделали). Распечатать e-mail и взять с собой. На месте не поддаваться ни на какие жалобы и увещевания.

Для связи мы брали с собой спутниковый телефон «Турайя». Пообщавшись с Рано Умаровной, мы поняли, что на переговоры с ней не хватит никаких аккумуляторов.

Фото 12. Ледник Ванчдара
Договариваемся, что будем раз в неделю звонить в Волгоград своему другу, а тот будет перезванивать в Душанбе. В качестве гарантии оплаты вертолёта при ЧП оставляем кредитную карточку с лимитом 10000$.

Назначаем выезд на 4.30 утра и идём гулять по городу. На улицах полно милиции, но ведут себя исключительно миролюбиво: документов не требуют, никого не останавливают. Таксист выразился так: «Да, милиции много, но они никого не трогают».

Ужинаем в кафе «Тайга» (!?). Борщ, шашлык, водка, приставания к официанткам, возвращение домой, песни до утра.

4 июля.

Машина приходит в 4.00. Выезжаем в 4.30. Через час въезжаем в горы, хребты пока невысокие, зеленые. За 5,5 часов проехали 150км. Слияние двух рек – начало реки Вахш. На вопрос «как называется река, посёлок?» водитель отвечает: «У ЭТИХ таджиков такие названия, что не выговоришь», хотя сам далеко не русский...


Фото 13. Перевал Пулковский и верховья ледника Ванчдара

Фото 14. Перевал Молдаванка (2Б) со стороны ледника Ванчдара
Дорога каменистая, средняя скорость 30-40 км/час. Машин полно, легковых и грузовых. Много китайских длинномеров и фур, они строят дорогу. Сокращают путь из своей поднебесной империи в Европу. В нескольких метрах от дороги- разбитые танки и БТРы (следы гражданской войны). В середине дня останавливаемся у чайханы, которая называется «Голубое озеро». В небольшой котловине у дороги озеро диаметром метров 100, вокруг деревья, рядом- чайхана. Вода в озере чистая, тёплая, купаемся. Очень симпатично.


Фото 15. Подъем на перевал Молдаванка

Идём в чайхану обедать. Харчевни на трассе стоят достаточно часто. Обед 4-5 сомони на человека. В меню: шурпа, лагман, гуляш и то, и другое, и третье – помои. Вдобавок, мягко говоря, грязновато. Лучше взять продукты с собой, а в чайханах брать лаваш и чай. Мы еды на дорогу не взяли и поэтому (волей не волей) едим шурпу. К счастью, обошлось без последствий.


Фото 16. Пик Коммунизма

Через 40 мин. перевал. На перевале очередная чайхона (чайхАна, чайхОна – пишут кто как). Едим арбуз, пьём чай с горным мёдом. Высота перевала 3252 м, жарко, трава, цветы. Везде на трассе люди (что чайханщики, что местные водители) исключительно доброжелательные.


Фото 17. Перевал МКТ (Беседина) (3А)

С перевала по длиннющему серпантину спускаемся в долину к реке. Заезжаем в посёлок, ужинаем и едем по правому берегу реки Пяндж. До реки метров 30, сама река 40-50 м шириной, противоположный берег- это Афганистан (Фото 1). Время 19.40. Один из водителей в чайхане ухитрился как-то незаметно-виртуозно напиться и сейчас «не вяжет лыка», а второй вообще дороги не знает, т.е. куда ехать не представляет. К тому же ещё в машине оборвался трос газа и чтобы ехать, его надо тянуть рукой. В общем, всё как обычно... (Фото 2). Вдоль дороги – гранатовые деревья, уже есть небольшие гранаты, но пока ещё зеленые.

В 21.30 в безымянном посёлке останавливаемся ночевать, укладываемся на столах-топчанах под чинарами. Спальники доставать лень, укрываемся палаткой. Ночью холодно.

5 июля.


Фото 18. Спуск с перевала Молдаванка

Подъём в 5.30 Выезжаем в 6.00, через час завтракаем. Милиция проверила документы (ведут себя очень вежливо). Надо иметь при себе с десяток экземпляров списка группы с паспортными данными, это значительно ускоряет процесс проверки. Список достаточно заверить печатью турклуба.


Фото 19. Бергшрунд под пер. Молдаванка

Небольшие посёлки вдоль дороги стоят через каждые 30-40 мин. езды, располагаются в зелёных оазисах. В посёлках целые поля маков, картофеля растёт грецкий орех и вишня, а высота примерно 2000 м. Дорога от Пянджа уходит вверх вдоль реки Ванч. Проезжаем райцентр Ванч. Сходили в администрацию посёлка (райисполком), поставили печать в маршрутку. Какой-то солидный мужчина велел нам ждать, пока придёт представитель лесничества и проверит наше разрешение на пребывание в национальном парке. Мы сказали «хорошо», погрузились в УАЗ и поехали дальше. За пос. Ванч нет уже никаких постов: ни милиции, ни пограничников, ни лесников (во всяком случае, мы не видели).


Фото 20. Перевал Молдаванка (2Б)
со стороны ледн. Шокальского

В 11.30 приезжаем в посёлок Вань-Вань Боло, отсюда начинается наш маршрут. Выгружаемся, знакомимся с населением. При помощи водителя, в качестве переводчика, договариваемся с местными жителями об аренде ишаков. 35 сомони за одного. Проходим через посёлок (он совсем маленький) и чуть выше него ставим лагерь. Трава, ручьи, небольшая запруда- озерцо, можно купаться (Фото 4). На стоянке можно собрать дрова, готовим на костре, вокруг крутятся дети. Вечером - пасмурно, ночью - дождь с грозой. Странно, нам твердили, что на Памире дождей не бывает.

Далее >>


Отзывы (оставить отзыв)
Рейтинг статьи: 3.50
Сортировать по: дате рейтингу

Здорово, только...

почему без шерпов ? Марк, после такого вызова, неплохо бы в Альпы куда-нибудь. Привет всем килиманджарцам !
 
Горы не любят авантюристов

Да всё интересно:и описание подроБное,и фотографии красивые.Но именно по фотографиям видно,что Вы-баловени судьбы:кто же ходит по таким лавиноопасным склонам? Горы не прощают таких вольностей,так что в этот раз Вам повезло.Но это не факт,что так будет всегда!Берегите себя!
 

Поделиться ссылкой

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999-2019 Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100