Автор: Крюков А. Л., г. Саранск

Отчёт
о горном походе IV к. с. по Киргизскому хребту,
совершённом с 5 по 19 августа 2004 г.

Содержание:

5.08.2004

Фото 14. Морены и осыпи верховья
долины Бытый

Курорт в долине реки Иссык-Ата является одной из традиционных стартовых точек маршрутов на Киргизском хребте. К нему мы подъехали в 12:00.

Сразу же перешли на левый (орогр.) берег реки Иссык-Ата по капитальному пешеходному мосту рядом с воротами, у которых заканчивается дорога. Вышли в 12:30 на хорошую скотогонную тропу, которая идет вдоль реки до самых верховьев Иссык-Аты (фото 1).

Фото 15. Выходим на ледник Бытый.
Впереди седловина пер. Бытый Большой

Местами тропа проходит под конгломератными обрывами с многочисленными вкраплениями валунов среднего размера (опасность падения камней!). В общем, движение по тропе не представляло никаких сложностей, за исключением тяжелых рюкзаков. Слева шумела река Иссык-Ата, встречались заросли облепихи (фото 2).

Фото 16. Вид на долину Бытый

В 17:30 подходим к слиянию рек Иссык-Ата и Бытый, которое очень хорошо опознается на местности (разветвление долины на два почти эквивалентных рукава (фото 3)). Здесь стоит кош. Не доходя пару сотен метров до слияния от основной тропы ответвляется небольшая тропинка и переходит на правый берег Иссык-Аты по мосту из стволов и сучьев к другому кошу. За несколько дней до нашего прихода мост смыло, его остатки мы обнаружили при поисках переправы (лежит ниже по течению). У слияния рек в небольшой рощице в 19:00 встали на ночлег.

6.08.2004

Фото 17. На пер. Бытый Большой

От ночёвки вышли в 8:00 что бы сделать заброску. Поднимаемся по тропе на травянистую террасу. Вдали среди травы огромный расколотый камень.

Фото 18. Осыпь спуска с пер. Бытый Бол.
Тропа снова идет под конгломератным обрывом (камнеопасно!) вдоль самого потока. Запомнился участок, где надо карабкаться по сыпучему обрыву над самой рекой.

Тропа снова начинает уходить вверх от реки. Поднимаемся по тропе вверх по долине на образующий высокую террасу старый моренный вал. В этом месте река разветвляется на множество рукавов. Идем по заросшему гребню морены.

Фото 19. Лагерь у озера возле
пер. Каменных идолов.
На заднем плане пер. Бытый Большой

К 10:10 доходим до другого огромного камня, который имеет собственное имя - Джарташ ("расколотый камень").

Фото 20. Вид на пер. Каменных идолов
Под нависающей стеной камня можно укрыться от непогоды. Тропа проходит рядом с камнем (фото 4).

Пройдя по тропе 400 метров, подходим к кошу, возле которого находится шикарный, а самое главное, надежный металлический мост на правый берег. Чабаны навязчиво приглашали на сурка и чай.

Далее отличная тропа идет по правому (орогр.) берегу, вдоль живописных озер. Первое озеро (фото 5).

Фото 21. Подъём на пер. Каменных идолов
Любуясь на озёра, их высокие волны в 13:50 мы подошли к верхнему краю второго озера

Фото 22. Пошёл снег по пути
на пер. Каменных идолов
и обнаружили что река Иссык-Ата выше зоны разливов полностью перекрыта моренными валами, которые спускаются с обоих бортов долины (фото 6). Река вытекает из под камней старой большой морены, благодаря чему второе озеро и является таким чистым.

Пройдя по краю морены, как по мосту, мы перешли на левый берег. Идем по левому борту долины по тропе, которая затем серпантином поднимается на валы осыпей (фото 7).

Фото 23. На пер.Каменных идолов.
На заднем плане пер. Иссык-Ата Ю. ΙΙ
Поднявшись по моренным валам и осыпям, мы увидели третье самое большое и очень мутное озеро.

Фото 24. Спуск с пер. Каменных идолов
Оно переходило в широкую каменистую долину, по которой бежит, растекаясь на множество рукавов, река Иссык-Ата (фото 8, фото 9). Тут ее можно легко перейти вброд. На левом берегу озера находится жилая землянка чабанов. На склонах долины пасутся стада овец и табуны лошадей. В 15:30 в районе слияния рек Иссык-Ата и Мин-Джилкы спрятали мешки заброски, перекусили и в 16:00 на всех парах (практически без отдыха) побежали обратно вниз к лагерю. В лагерь пришли уставшие и голодные в 20:35.

В 18:00 начался дождь, ночью сильная гроза.

7.08.2004

Фото 25. Подъём на пер. Иссык-Ата Ю. ΙΙ

Из-за ночного дождя встали в 8:00 и вышли в 10:00. После нескольких неудачных попыток переправы через реку Иссык-Ата (высокая вода и сильное течение)

Фото 26. На пер. Иссык-Ата Юж ΙΙ (2А*)
в 11:20 решили пойти по вчерашнему знакомому маршруту через металлический мост возле коша. Не доходя камня Джарташ, в 12:10 обнаружили великолепную переправу – 2 больших камня сомкнулись мостом над рекой (фото 10). По правому берегу в высоком кустарнике спускаемся к слиянию с рекой Бытый.

Выходим на хорошую тропу вдоль левого берега реки Бытый. Начался дождь (опустился сильный туман). Остановились в 14:00 у реки на зелёной лужайке под вершиной 4019 м.

Фото 27. Спуск
с пер. Иссык-Ата Ю. ΙΙ

8.08.2004

Фото 28. Вид на пер. Иссык-Ата Ю. Ι
и пер. Иссык-Ата Ю. ΙΙ

Вышли в 7:10. Хорошая тропа идет по альпийским лугам левой стороны долины. Через 1 час подходим к небольшому спокойному, прозрачному озеру, из которого вытекает река Бытый (фото 11). Далее река скрывается под древними травянистыми моренными валами и более на поверхность не выходит. Обходим озеро и далее за 5 часов ходового времени доходим до языка ледника по маренным валам и осыпям (фото 12). Путь утомительный и кажется бесконечным, особенно досадно практически полное отсутствие воды. В 14:00 спустились с высокой морены на ровную площадку возле ручья, вытекающего, с пер. 261 (ночью вода уходит).

Погода была солнечная и ветреная.

9.08.2004

Фото 29. Ледник Иссык-Ата З.
Истоки реки Иссык-Ата

Место ночёвки покинули в 6:05 и пошли по правой (орогр.) стороне моренных валов, и осыпей по руслу пересохшего ручья (фото 13, фото 14). Через 20 мин. вышли к месту стоянок где есть вода. В 7:40 вышли на ледник. Ледник пологий, почти целиком открыт.

Фото 30. Верхнее озеро р.Иссык-Ата
Перевальный взлёт протяженностью 300 метров, крутизной 30°, снег (фото 15). На перевале Большой Бытый (1Б, 4050 м) поднялись в 9:40. Седловина широкая, мелкая плоская осыпь (фото 17).

Сняли записку группы туристов из С-Петербурга, 3к.с., под руководством Котова А.Ю., м.к. № 04/04 от 02.08.2004.

Спуск начали в 10:10. Первые 100 метров спуск по осыпи крутизной 35°,

Фото 31. Лагерь возле слияния
рек Иссык-Ата и Мин-Джилки
потом по пятнам снежников и моренным холмам (фото 18) до небольшого озера, просматриваемого с перевала. Спуск занял 45 мин. Встали у ручья вытекающего из-под перевала Каменных идолов в 11:20 (фото 19).

Погода солнечная, очень ветрено, к вечеру испортилась, пошел снег.

10.08.2004

Фото 32. Вверх вдоль р. Мин-Джилки.
Впереди пер. Иссык-Ата

На перевал Каменных идолов пошли в 6:45 (фото 20). Поднимаемся по моренным холмам и в 8:15 выходим по открытому пологому леднику под перевальный взлёт. Подъем осуществлялся со стороны реки Кара-Тер по крупнокаменистому осыпному склону крутизной 40°

Фото 33. Пер. Иссык-Ата.
Направо через морену лед. Лесгафта
и протяженностью около 3:00 метров (фото 21). По пути на перевал пошёл снег (фото 22). На перевал Каменных идолов (1Б*, 3900 м) мы поднялись в 8:55. Перевальная седловина узкая, осыпная.

Сняли записку группы туристов из Московского турклуба «Вестра» под руководством Чуканова Ю. В. от 25.07.2002 (фото 23).

Фото 34. На лед. Лесгафта.
Позади лед. Мин-Джилки, далее
вер. Узловая и Иссык-Ата-Баши

Погода: снег, ветер, низкие облака.

С перевала видны похожие друг на друга перевалы Иссык-Ата Ю.(II) (наш) и далее, западнее Иссык-Ата Ю.(I), соединяющие одни и те же долины.

Фото 35. Пер. Лесгафта
Спуск с перевала Каменных идолов снежно-ледовый крутизной 15° (фото 24). Подошли под перевальный взлет пер. Иссык-Ата Ю.(II) в 9:20. Подъем со стороны реки Кара-Тер – крупнокаменистая «живая» осыпь (камнеопасно!) крутизной до 40° и протяженностью около 250 м. Над перевальным взлетом опасно нависают разрушенные скалы (фото 25). На перевал Иссык-Ата Ю.(I) (2А*,4083 м) поднялись в 9:50 и нашли записку группы туристов из Московского турклуба «Вестра»,4 к.с., под руководством Чуканова Ю. В. от 25.07.2002. На пер. Иссык-Ата Ю.(II) (фото 26).

Фото 36. Вид с лед. Лесгафта
на пик Свободы, пер. Первомайский

Спуск начали в 10:15 в связках. Склон средней крутизны 30-40°, снежный (фото 27).

Фото 37. Перед подъёмом
на пер. Лесгафта
В верхней части есть два больших бергшрунда, которые преодолели с попеременной страховкой по плотным снежным мостам. Время спуска до пологой части ледника 1 час. Вид на пер. Иссык-Ата Ю.(I) и Иссык-Ата Ю.(II) (фото 28). До конца ледника дошли в 11:40. Далее шли по поверхностным моренам и в 12:50 встали на обед на траве у последней морены возле выхода реки Иссык-Ата. Отсюда 1 час хода по хорошей тропе по правому берегу реки Иссык-Ата до слияния с рекой Мин-Джилкы (фото 29). С террасы открывается великолепный вид на широкую долину и верхнее третье озеро реки Иссык-Ата (фото 30). Не доходя 200 м до слияния по камням, перешли на другой берег реки Иссык-Ата (р.Мин-Джилкы полноводнее). Потом нашли заброску и поставили лагерь возле слияния рек на правом берегу каменистой ровной зоны разливов реки Мин-Джилкы (фото 31).

Фото 38. Пер. Лесгафта.
Первые перилла

Погода вечером: солнечно.

11.08.2004

Вышли в 7:50. От слияния рек Иссык-Ата и Мин-Джилкы идет хорошая тропа по правому (орогр.) берегу р.Мин-Джилкы (фото 32). До разветвления ручьёв идти 1,5 часа. Далее идём по ручью ведущему на ледник Мин-Джилкы, а не на ледник Лесгафта.

Фото 39. Пер. Лесгафта.
Идем налево вдоль разлома
В 9:30 встали на ровную площадку у ручья в 100 м от ледника (фото 33). Полуднёвка. Двое сходили на пер. Иссык-Ата, а один на ледник Лесгафта (300 м вверх по лед. Мин-Джилкы и направо по морене 300 м. Близко и совсем не сложно). Выход на ледник пологий, открытый. Этот путь подъёма на лед. Лесгафта показался нам короче и проще, чем подъём по крутому склону к висячей долине лед. Лесгафта. Ещё одно наблюдение – если бы не было заброски, то с пер. Иссык-Ата Юж.(II) можно было быстро пройти по лед. Иссык-Ата Зап. через несложный отрог на лед. Мин-Джилкы, а потом и на пер. Лесгафта по нашему пути.

12.08.2004

Фото 40. Пер. Лесгафта.
По снежному мосту

От ночёвки у ледника Мин-Джилки вышли в 6:05. Перешли морену, в 7:05 уже на леднике Лесгафта одели кошки. Ледник открытый, трещины небольшие, легко обходятся (фото 34). Вид перевального взлёта и нашего пути (фото 35).

Фото 41. Пер. Лесгафта.
В зоне разломов
В 9:00, одев снаряжение, начали подъём на перевал справа по ходу, обходя ледовую стенку под скалой (фото 37). На ледовом склоне крутизной 60° повесили 20м перил (рубили ступени) (фото 38). Поднялись на нижний край бергшрунда. Прошли по нему влево, 50 м вдоль отвесной ледовой стенки верхнего края бергшрунда (фото 39). По узкому ледовому мосту поднялись наверх бергшрунда (повесили ещё участок перил 25 м) (фото 40). Выше проходит участок закрытых трещин крутизной 45°, повесили еще одну верёвку (фото 41). Далее снег менее глубокий, крутизной от 30 до 45°. Тропим путь в плотном фирне, местами идём на три такта.

На пер. Лесгафта (2Б, 4100 м) поднялись в 11:30. Перевальная седловина узкая, скальная (фото 42).

В туре записка группы туристов клуба им. Гастелло Н. города Уфы под руководством

Фото 42. Пер. Лесгафта.
Отдых на перевале.
На заднем плане пер. Аламедин З.
О.Г.Лукьянова от 07.08.2004г.

Начали спуск в 12:00 (фото 43). На прямом спуске с перевала бросили веревку по почти отвесному скальному участку 20 м и до безопасной площадки справа за большим камнем. Потом по крупной осыпи крутизной до 35° спускались до ледника 300 м (фото 44). В 13:30 вышли на пологий ледник. По нему дошли до правобережных поверхностных морен. Отсюда хорошо просматривается подъём на пер. Чон-Чичкан Вост. (фото 45). Потом по моренам из огромных каменных глыб («каменный лес») вышли на топкий край лед. Аламедин. Идем по краю ледника, вдоль пропадающего в камнях ручья, до вытекающей из под ледника реки Ашутор. Здесь у края ледника в 16:30 поставили лагерь.

13.08.2004

Фото 43. Пер. Лесгафта. Спуск
дюльфером с перевальной седловины

Вышли в 7:00. Перемахнув поверхностную морену через 20 мин. вышли на лед. Чон-Чичкан Восточный Ледник пологий, закрытый, практически без трещин. Идем по центру ледника (фото 46, фото 47).

Фото 44. Пер. Лесгафта. Спуск по осыпи
Перед взлётом в 9:00 одели кошки. Цирк пер. Чон-Чичкан Восточный небольшой, седловина хорошо заметна, ограничена с запада тремя жандармами узловой вершины Чон-Чичкан. К седловине ведёт снежно-ледовый склон крутизной от 30 до 45°. Открытого льда нет (фото 48). Поднимаемся по склону справа налево, по слабо выраженному снежно-ледовому гребню, ниже основного бергшрунда. Выходим на его нижний край (бергшрунд широкий, засыпан местами снегом, есть плотные снежные мосты) (фото 49). Без связок обходим разломы и трещины справа налево. Тропим путь в плотном фирне. В верхней части склона пересекаем ещё один засыпанный бергшрунд (фото 50).

Фото 45. Пер. Чон-Чичкан В.

На перевале Чон-Чичкан Восточный (2А, 4200 м) в 10:00. Седловина перевала представляет собой снежную мульду с озером. Тур на скалах у основания жандарма (фото 51). Записка группы туристов МГУ, 4 к.с., от 4 августа 2002 г. под руководством Зотова А.Ю.

Фото 46. Пер. Чон-Чичкан В.
Средняя часть ледника

Пошли вниз в 10:00 в направлении долины реки Чон-Чичкан. Склон – мелкая живая осыпь крутизной 35-40°. За 20 минут плотной группой серпантином спустились на пологий снежник. Отсюда видно следующий перевал Чон-Чичкан Центральный. Забирая вправо, идём по снежнику и останавливаемся на моренной гряде на полпути до перевала в 10:50 (фото 52). Расчищаем место под палатку. Лагерь находится у небольшого озера с плавающими льдинами, в зоне снежников.

Погода: днём – солнечно, тепло ночью – звезды, мороз.