Автор: Новиков В. В., г. Воронеж

Отчёт
о горном спортивном походе VI к. с.
на Центральном Кавказе (Безенги),
совершённом с 23 июля по 30 августа 2004 г.

Содержание:

2.7 График движения

3. Техническое описание маршрута

4. Приложения

3. Техническое описание маршрута (продолжение)

23 день (16.08.2004)

Всю ночь сильный ветер трепал палатку, периодически подсыпая снега внутрь. С утра видимости никакой, сильный ветер, но все же выходим на восхождение. За 2 часа тропления на крутом склоне вышли на вершину. Слева от купола на выходах скал нашли тур и сняли записку. Ничего не видно, а ветер валит с ног. Попытка разведки дальнейшего пути ничего не дала. Практически на самом куполе нашли ледниковую трещину и спустились в нее на мост. Сначала высиживали, ожидая улучшения погоды, пили чай (фото 76), но, убедившись в том, что улучшения не происходит, начали готовить площадку под палатку: рубить лед, подсыпать снег. 3 часа работы – и удалось поставить палатку. Здесь тихо.

24 день (17.08.2004)

Погода не улучшилась. Сильный ветер, крупа, видимости нет. Вынужденная дневка. Отдых, ремонт, ожидание.

25 день (18.08.2004)

69. Подъём по гребню на “подушку”
С-В гребня в. Шхара

70. Подъём по гребню на “подушку”

Погода отличная: солнце, ясно, умеренный ветер. С радостью покидаем наш “отель”. В начале спуска находим еще один тур и снимаем 2-ю записку. Сначала идем в связках одновременно, затем с попеременной страховкой. Далее идет протяженный сильно изрезанный острый и сложный гребень (фото 77). Два скальных жандарма на всем их протяжении провешиваем перилами. Спустились под высокий снежный жандарм, где нас накрывает туманом. Усилившийся ветер тянет облака из Грузии. В остром снежно-ледовом гребне долго вырубаем площадку, оставляя тонкую стенку для защиты от южного ветра (фото 78). На скалах грузинской стороны забили два крюка, а со стороны России накрутили ледобуров, на которых закрепили страховку и развесили часть снаряжения т.к. площадка оказалась маловата. Спать укладываемся поперек палатки.

26–29-ый дни (19–22.08.2004)

71. Ночёвка на “подушке”

72. Траверс С-В гребня в. Шхара

4 дня подряд сильный ветер, снежная крупа и плотный туман. Видимость 5-10 метров. Ввели ограничения в питании. Немного расширили площадку, стало уютнее. Вынужденные дневки.

30 день (23.08.2004)

73. Ночёвка в Мульде под В. куполом в. Шхара

74. Траверс Восточного купола в. Шхара

Наконец-то с утра отличная погода. Хотелось выйти побыстрее, но собраться на ограниченном пространстве сложно, да и все заметено снегом. Движемся с попеременной страховкой. Снежный жандарм прошли по крутому острому гребню, т. к. справа на склоне лед под тонким слоем снега. Дальше идем, придерживаясь гребня, местами одновременно. Очень большие карнизы в сторону России. К 11 часам погода опять начала портиться, гребень закрывают облака, сильный ветер. Вышли на небольшое узкое плато под Западной Шхарой.

75. Подготовка площадки под
в. Шхара. На заднем плане Шхара Гл.

76. Ночёвка в трещине на Главной Шхаре

Попытались в последних разрывах облаков разглядеть дальнейший путь, но погода окончательно испортилась видимости нет, началась пурга. И снова непогода пришла из Грузии. Найти подходящую для ночлега трещину не удалось, хотя искали. Спустились на 100 метров по склону в сторону Грузии на небольшое выполаживания под ледовой “грудкой”. Долго вырубали площадку в ледовом склоне. Здесь ветер все же тише, но интенсивно подсыпает снежная крупа, туман, видимости нет.

31 день (24.08.2004)

77. ГКХ между Главной и Западной Шхарой

78. Ночёвка на гребне под
снежно-ледовым жандармом

До 14 часов просидели в палатке в полной готовности к выходу, но не дождались ни малейшего улучшения погоды: тумана, снежная крупа и сильный ветер, видимость 10–15 метров . Снова устраиваемся на ночевку . Начинается продовольственный кризис, т. к. уже 14 дней мы живем на стене, а ровно на столько дней взяли продуктов.

32 день (25.08.2004)

79. Подъём на снежно-ледовый жандарм

80. Спуск с Западной Шхары

Вчера решили идти даже при минимальной видимости. Сегодня она именно такая. Предельно осторожно и с тщательной страховкой поднимаемся на гребень и медленно продвигаемся на запад, опасаясь уйти на южный гребень. При спуске с вершины попали в мощный грозовой фронт. После полудня погода стала улучшаться и к вечеру видимость заметно увеличилась. Прошли Западный купол (фото 80) и ряд заснеженных жандармов, спускаясь дюльфером. На ночевку стали в большой снежной мульде перед ледовым жандармом на “пиле” Шхары (фото 81).

33 день (26.08.2004)

81. На ночёвке перед пилой Шхары

82. Василий Новиков

Ночью был сильный мороз, а утром великолепная погода. Продолжили траверс “пилы” Шхары (фото 85). Два жандарма прошли вчера после спуска с Западного купола Шхары (панорама 8). Впереди еще четыре жандарма и выход на не большое поле к последнему большому жандарму. Повесили три дюльфера на петлях, а к 12 часам погода снова испортилась: усилился ветер, начался снегопад. На последний большой жандарм поднимаемся с одновременной и попеременной страховкой. С его вершины вешаем три дюльферные веревки и спускаемся на крутой ледовый склон с южной стороны гребня. Поднимаемся по склону и выходим на узкую седловину “Сандро”. По гребню выходим под скалы пика Шота Руставели, затем траверсом вправо на широкую седловину перевала Ленинград. Шли при минимальной видимости .Тура на седловине не нашли хотя и обследовали все близлежащие скалы . Поставили палатку (фото 86) и прикрыли ее снежными кирпичами . К вечеру видимость улучшилась.

34 день (27.08.2004)

83. Александр Нагаев

84. Юрий Савкин

Ночь холодная, утро ясное, солнце. По широкому снежно-ледовому склону Восточной Джанги-тау выходим на северо-восточный гребень вершины (фото 87). Тур южнее на выходах скал (панорамы 9, 10) По пологому снежно-ледовому гребню спускаемся к “черному” жандарму (фото 90). С жандарма две веревки дюльфера и мы выходим на снежный гребень. Лед под тонким слоем раскисающего снега и накопившаяся усталость заставляют нас идти с попеременной страховкой (фото 91). В конце снежного гребня, на неуютных заснеженных узких осыпях возможен бивак (панорама 11). Далее в основном скальный гребень с большой потерей высоты (фото 92).

85. Траверс “пилы” Шхары

86. Ночёвка на перевале Ленинград

Много дюльферяем, на склонах абсолютно голый лед. Спусковые петли висят как на гребне, так и слева по ходу. Перед уходом с гребня вправо на восточный контрфорс – площадка для ночевки. Продолжаем спускаться, надеясь спуститься как можно ниже. Разрушенные скалы перемежаются со снежниками. Придерживаемся гребня контрфорса. Снежно – ледовые плечи гребня, сверху казавшиеся пологими, на деле оказываются узкими и исключительно ледовыми. Надвигающаяся темнота заставляет нас остановиться на ночевку. Долго рубим лед, но площадка получилась маленькая, на половину палатки. Переночевали не уютно под порывы ветра сотрясающие палатку.

35 день (28.08.2004)

87. Выход на в. Джанги Восточную.
На заднем плане пик Шота Руставели

88. На вершине Джанги Восточная

Продолжаем спуск с контрфорса. Вышли на снежник над нижним скальным поясом контрфорса. Траверсом ушли к правому краю пояса. Отсюда 1,5 веревки вертикальных перил вниз на снег (фото 93). Дальше еще правее на снежно-ледовый склон между северо-восточным ребром и восточным контрфорсом. Сверху из мощного кулуара периодически высыпаются небольшие лавинки. Снег на склоне глубокий, но из-за большой крутизны склона вешаем перила на ледорубах, а последний спускается с нижней страховкой. Склон довольно протяженный, перилим много, но продвигаемся быстро. Дважды наблюдали, сход мощных лавин с пер. Ленинград. Снежная пыль одной из них дошла до нас. Зрелище впечатляющее, тем более что мы в безопасности.

89. Массив Шхары с в. Джанги Восточная

90. Начало спуска с Джанги Восточной

Бергшрунд преодолеваем по снежному мосту, применяя страховку т.к. он не надежен. Из под бергшрунда короткий спуск по старым лавинным конусам и мы выходим на плато цирка вершин Шхара и Джанги-тау. Отдыхаем и кипятим воду. После отдыха обходя зону трещин под склонами в. Шхара (фото 94), пересекаем восточную ветвь ледника Безенги и по тропе спускаемся к хижине Джанги-коша. Длительная непогода согнала всех вниз и на ночевках ни души. Ночуем в хижине и поедаем местные продукты, запас которых совсем недавно пополняли и сами.

36 день (29.08.2004)

91. Спуск по С-В гребню в. Джанги Восточная

92. Спуск по С-В гребню в. Джанги Восточная

Ранним утром выходим с ночевки, планируя взять заброску с перевала Кель и пораньше прийти на базу “Безенги”, чтобы уехать в Нальчик. По тропе на правобережной морене выходим к месту слияния истоков ледника Безенги, пересекаем ледник и по рантклюфту левого борта северо-западного истока ледника, а затем по морене и травянистым лугам выходим на ледник Ортокара и далее на перевал Кель. Взяв невостребованную заброску, традиционным путем спускаемся на Баран-кош и далее на альпинистскую базу “Безенги”. Под вечер на автобусе уезжаем в Нальчик, а затем в Минводы. Этим же вечером поездом уезжаем в Воронеж.

93. Спуск по скалам В контрфорса
С-В гребня в. Джанги Восточная

94. Цирк в. Шхара и Джанги-тау. На заднем плане
“пила” Шхары, пер. Ленинград, в. Джанги-тау В.

4. Дополнительные сведения о походе

95. Валентин Языков

Список личного специального снаряжения

Ледобур
Ледоруб, асбайль или “Шакал”
“Фонарики”
Спальник
Теплоизоляционный коврик

96. В Воронеже

Раскладка продуктов (на человека)

№ п/п Наименование продукта На участке вне стены (19 дней), кг На стене (14 дней), кг Всего, кг (33 дня)
1 Сахар 7,6 5 12,6
14 Соль 0,2 ------------------- 0,2
15 Гречка 2 ------------------- 2
16 Макароны 2,5 ------------------- 2,5
17 “Мивок” (пюре) 5 пачек (0,8 кг) ------------------- 5 пачек (0,8 кг)
18 “Геркулес” 1 ------------------- 1
19 Супы 38 пак. (3,0 кг) 28 пак (2,1 кг) 66 пак. (5,1 кг)
20 Бульонные кубики 76 шт. (0,8 кг) 56 шт. (0,6 кг) 132 шт. (1,4 кг)
21 Лук 1,5 1 2,5
22 Чеснок 1 ------------------- 1
Всего:   57 28 85
На 1 человека в день:   0,75 0,5 -------------------

Панорамы

1. Панорама Безенгийской стены от Баранкоша

2. Панорама верховьев ледника Уллу-ауз

3. Панорама верхнего плато ледника Кундюм-Мижирги (пер. Птица – в. Коштан-тау)

4. В верховьях ледника Кундюм-Мижирги (в. Крумкол – в. Мижирги – в. Дых-тау)

5. Панорама в. Дых-тау – в. Мижирги – в. Селла от Джанги-коша

6. Безенгийская стена с обзорной точки над Джанги-кошем

7. Вид на вершину Дых-тау, в. Мижирги и в. Коштан-тау с подушки на северо-восточном гребне в. Шхара

8. Массив в. Шхара от “пилы” Шхары

9. Вид на Боковой хребет и массив в. Шхара с в. Вост. Джанги-тау

10. Вид на западную часть Безенгийской стены с в. Вост. Джанги-тау

Супер

Отличный, очень сложный поход, замечательный отчет.