Материал подготовила: Анна Пиунова, Mountain.RU

Что слава? Яркая заплата
На ветхом рубище певца.

А.С.Пушкин

15-летний Адам Ондра не знает, какой костью застрял он в горле многочисленных многоопытных товарищей, надевших свои первые скальные туфли задолго до того, как этот простой чешский паренёк появился на свет, и, тем не менее, близко не подступивших не то, что к уровню 9а, но даже не близко к тому, чтобы быть близко.

Откуда-то мысли, что опоздал на поезд, поезд легенд, в котором Адам дует пиво, приобретённое в буфете по подложным документам о совершеннолетии, и похихикивает, и пожимает плечами над неуклюжими адептами, пытающимися впихнуть скалы в жёсткий график где-то между работой, семьёй, неурядицами и вечной непогодой.

Иоанну Безземельноу был 41 год, когда он скрепил печатью Великую Хартию Вольностей, Леонардо закончил Мона Лизу в 67.

Итак, для оптимистов: список правильных пожилых юношей и девушек :

В 30 лет Дональд Десброу Вилланс ( Donald Desbrow Whillans, 1933-1985), во всегдашней шляпе и всегда кого-то поправший, итальянцев и французов, впрочем, чаще других, сделал первопроход Центральной башни Пэйн в Патагонии, Чили.

Энди Киркпатрик ( Andy Kirkpatric ) провёл 15 дней в Альпах в компании с Яном Парнеллем. Результат: второе прохождение маршрута Жана-Кристофа Лафая на Дрю, сложнейшей стене в Европе (A5, M7, V), зимой.

Ули Штек ( Ueli Steck ) побил свой собственный рекорд и пролез маршрут 1938 года по северной стене Айгера за 2 часа 47 минут (где-то 10 метров в минуту, вы в курсе).

Линн Хилл
впервые прошла «Нос» свободным лазанием. «Тогда все говорили, ты потому пролезла, что пальцы тонкие. Не думаю, что Томми Кадвеллу спустя годы сказали то же самое, а он в один день вылез сразу два маршрута Нос и Фрирайдер. Трудно вообразить, как это ему удалось, ведь Фрирайдер длиннее и сложнее Носа».

Пит Ливси ( Pete Livesey, 1943-1998), всего несколько лет прозанимавшись скалолазанием, установил новый стандарт в траде : Footless Crow ( Goat Crag, E5 6b, первопроход 1976).

www.achievement.org
Ещё не названный Сэром, 34 -летний Эдмунд Хиллари ( Edmund Hillary ) и 39 -летний шерпа Тенцинг Норгэй поднялись на вершину Эвереста.

Пэт Мэрроу ( Pat Marrow ) первым «закрыл» Джомолунгмой программу «7 вершин» (высочайшие горы семи континентов), включая Carstenz Pyramid.

В районе Фроггат ( Froggatt ) Пит Ливси проходит свой новый знаменитый маршрут Downhill Racer (E4 6a).

Наконец, стоит вспомнить, что в 34 Уоррен Хардинг ( Warren Harding, a. k. a. Batso, 1924-2002) , получивший имя в память о 29-м президенте Уоррене Хардинге (обладателя самого низкого, наряду с Дж.Бушем, показателя IQ среди американских президентов) в 1958 году вписывает в историю Эль Капитана эпическое первопрохождение по «Носу», длившееся 47 дней.

Малком Смит (Malcom Smith) пролазит Metalcore 8c+ в Энвиле (The Anvil).

Стив МакКлюр справляется с Overshadow , 9 a + в Мэлхэме ( Malham ).

Вальтер Бонатти ( Walter Bonatti ) проходит, вероятно, свой последний «великий» маршрут – зимнее соло по северной стене Маттерхорна

Жан Кристоф Лафай делает девятидневный зимний соло-первопроход на Пти Дрю, маршрут Лафай: «Сложнейший Big Wall может быть не только в жаркой Калифорнии, но и в Альпах»

Жан-Кристоф Лафай.Интервью 2002г.

Патагония . Аргентинец Роландо Гариботти (Rolando Garabotti) завершает предельный альпийский траверс, за четыре дня пройдя от Агва Штандарт (Aguja Standhardt) до Сьерро Торре ( через пустяковые штуки в виде Punta Herron и Torre Egger).

Дабы пробраться к вершине, Гариботти и его напарник Колин Хэли ( Colin Haley ), провели три часа, пробивая туннель сквозь ледяной гриб.

Валерий Бабанов получает Золотой ледоруб за соло на пик Меру

Вилланс вновь является в свете софитов, на сей раз в двойке с Дугалдом Хастоном ( Dougal Haston ), в 1970 они поднялись на Аннапурну по немыслимой южной стене

Серик Казбеков проходит на Красном Камне с третьей попытки маршрут Mountain.RU Rock Trip, 8c /+ и онсайтом «Жужа, не ссы!», 8b

Дэйв Биркетт (Dave Birkett) прокладывает новый маршрут на Scafell, Return of the King, E9 6c .

Рич Мэйфилд ( Rich Mayfield ) в паре с Марком Стивсаном ( Mark Steveson ) прошли все маршруты, описанные в гайдбуке Кена Уилсана ( Ken Wilson ), а это 60 трасс, почти 7000 метров лазания, категории до E4 6a, рекордно непогодным - даже по английским меркам -летом.

Александр Клёнов и Михаил Дэви прочертили новую линию по Золотому ребру Спантика (7028м, 7а, VII+, А2)

Спантик.
Фотография M.Pelissier

Салават Рахметов становится - впервые за долгую карьеру и первым среди россиян - чемпионом мира в болдеринге

Павел Шабалин в связке с Ильясом Тухватуллиным поднимаются в альпийском стиле на Хан по северной стене.

Северная стена Хан-Тенгри
Фото: Ян Рыбак, Израиль

40-летний Ахилле Компаньони ( Achille Compagnoni ) и Лино Лачеделли оставляют спускаться юного Вальтера Бонатти и носильщика Махди, поднимавших кислород в верхний лагерь и схвативших холодную ночёвку выше лагеря VIII, чтобы стать первыми, ступившими на вершину Чогори (К2 8661м)

Ежи Кукучка ( Jerzy Kukuczka ) становится вторым человеком (после Месснера, о нём чуть ниже), поднявшимся на все 14 восьмитысячников планеты. Просто добавлю, что многие - по новым маршрутам, 4 (четыре!) – зимой, и все 14 пройдены всего за 8 лет (1979 – 1987)

Ник Баллок ( Nick Bullock ) составляет компанию Энди Хаусмэну (Andy Houseman), они повторят маршрут 1938 года по северной стене Айгера за полутора суток .

Малоизвестный итальянец Рейнхольд Месснер ( Reinhold Messner ) поднимается на Макалу (8462м) и становится первым человеком, побывавшем на всех высочайших вершинах мира (за 16 лет, в период с 1970 по 1986). Лишь два из 14 восьмитысячников были пройдены Месснером в возрасте до 30 лет.

Стив Хастон ( Steve Haston ) проходит новый маршрут, сложнейший в своей категории The Empire Strikes Back (M10/M11).

Александр Клёнов пролазит 7с+ на онсайт на скалах греческого острова Калимнос.

Робин Эрбисфилд , когда-то преодолевшая женский психологический барьер на трассе в 8 b +, спустя много лет, уже будучи матерью двоих детей, 11-летнего Шона и 6-летней Брук, повторяет своё же достижение, 8 b +, редпоинт, но уже в 45 лет.

Скромный налоговый инспектор Мик Фаулер ( Mick Fowler ) получает Золотой ледоруб за восхождение по северной стене Сигуньянь ( Siguniang, 6250м) в Китае в связке с Полем Рамсденом ( Paul Ramsden ).