Автор: Игорь Паша, Москва

( Окончание )

Виды Кавказа с горы Адырсу
Часть 3. Окончание

Кавказ с вершины Донгузоруна. Часть 1., Часть 2.

Ссылки по теме:
Арктангенс Донгузоруна.
Ледник "Семерка" крупным планом.
Когутайские записи.
На Кыртыкско-Ирикской дуге.
Приэльбрусье в фотографиях.
Панорама Центрального Кавказа с вершины Кезген.
В первых двух частях рассказа описывались подходы к Восточному Донгузоруну по ущелью Юсеньги и гребню ГКХ до базового лагеря на высоте 4040 м. Здесь представлен заключительный участок маршрута.

Часть 3. Вершина.

Раннее утро 11 июля выдалось чистым, хотя по низам России и Грузии растеклись облака. Мы встали с солнцем, приняли на ветерке его ванны, взбодрились завтраком, справились у незлобивых местных духов о наших шансах на безоблачное восхождение и, получив оценку фифти-фифти, решили выдвинуться.

Над Баксаном встает солнце.

Розовые подъемные нотки.

Пламенные краски пробудившейся жизни.

Ушба в рассветной атаке.

Сдувает на 35 градусов
– терпимо, можно выходить.

Приготовления к выходу.

Пересекли всю ширину пологого снежного склона (плато) и уперлись в скальные сбросы. Повернулись лицом к гребню и поднялись на него по кулуару. Отсюда наконец-то открылся Эльбрус – ни с пер. Высокая Долра, ни с гребня у лагеря его видно не было.

Подошли к скальным сбросам.
Вершина впереди, но нам направо
– вверх на гребень и далее по нему.
Фото И. Храпач, июль 2007.

Вид на восточную вершину с гребня.

Для пущего представления – вид на тот же предвершинный участок гребня с другой стороны (Юсеньги).
Стрелкой отмечена высотка, на которой нас застигла непогода.

Показался Эльбрус.

Эльбрус с восточными отрогами, под нами Когутайский отрог Донгузоруна.

Теперь мы продвигались к цели по каменистому, местами заостренному гребню. С юга наперерез подходила непогода. Мы плотно встряли в нее на высоте 4320 м, когда до вершины оставалось всего 120 метров. Хмурый вид финального участка пути открытым текстом говорил о том, что ловить нам здесь уже нечего. Мы не стали хорохориться и вернулись.

С юга подплыли облака. Мы на их высоте, поэтому кажется, что они заняли всю Грузию. На самом деле они
еще подтягиваются, а в большом облаке пока только Донгузорун – привычная
картина при взгляде с эльбрусских склонов.

Облачность сгущается и южным
ветром сносится в Россию.

Здесь, на высоте 4320 м, мы прекратили
восхождение. Обзора нет – лучше не
расходовать силы и эмоции и
повторить восхождение завтра.

Утро 12 июня родилось легким и чистым, но духи Донгуза снова предупредили нас о том, что шансы на ясную дневную погоду фифти-фифти.

Новый восход солнца – новые надежды.

Ушба не торопится.
Вдали уже горят Безенги.

Полетать бы!..

Цалгмыл и Штавлери еще без солнца.
Поверх них едва намечается теневой конус
Эльбруса, он только еще садится на землю.

А вот тень Эльбруса прочно села. Типичный утренний вид с классического подъема на Эльбрус.

По центру вспыхнул Цалгмыл, вовсю полыхает Хевай (скальный массив в ближнем хребте Долра).

Вся Грузия.

Как и накануне, мы перешли к скальным сбросам по ту сторону снежного плато, но тут призадумались, в лоб ударила альтернатива. Идти ли вчерашним гребневым путем или обойти скальные сбросы низом, порядком потеряв в высоте, и затем набирать семьсот метров подъема до восточной вершины прямиком по ледово-снежному взлету. С одной стороны, не хотелось повторяться, с другой – не ясно было, насколько канителен второй вариант. В итоге мы рассудили, что, меняя маршрут, рискуем по сути лишь потерей дня – если окажется, что затяжной взлет не так прост, и под угрозой его непрохождения засветло туда и обратно придется возвратиться с полдороги. Пошли по-новому пути.

Низовая часть юго-восточного взлета к вершине начинается с обширного устьевого выхода к леднику Долра, куда в зимне-весеннюю пору сбегаются лавины. Мы проходили этот участок, когда он пребывал в утренней в тени, поэтому от обилия снега особо не страдали. Когда крутизна возросла до 45 градусов, пришлось выруливать к дальней боковой кромке взлета, где снег менее глубокий. Весь подъем мы провели, не прибегая к веревке (правда, 11 раз кряду протягивали нашу 50-метровую подругу на спуске, когда покров был мягче). Должно быть, в малоснежную пору преодоление этого протяженного вершинного взлета существенно сложнее и канительнее.

Подошли к скальным сбросам. Совершенно запросто спуститься вниз в верховье л. Долра, перемахнуть через провисшую
цепь хребта и загулять в южном подбрюшье Донгуза. Но сегодня нельзя, не та политика.

Вчера мы продвигались «зеленым» путем.
Сегодня пойдем «красным». На эту маршрутную
нитку напрямик не попадешь – сбросы.
Поэтому спускаемся в обход них
по склону, теряя около 250 м. Фото И. Храпач, июль 2007.

На «красной» нитке маршрута.

Занятой короткий отдых: Александр джипиэсит,
я фоткаю (предыдущий и следующий снимки).

Вид на Лейлу с «красной» нитки.

Почти поднялись, вид на Ушбу и Юсеньги.

Восточная панорама из-под вершины.

Выходим на вершину.

Пришли. Фото Я. Волков.

Легкость и неподдельная радость.

Эльбрус, Донгузорун и Волковы.

Читать дальше>>>

Читать Приложение>>>

райское место

Спасибо за оценку и пожелания, а также за слова восхищения этим замечательным горным районом! Очень приятно, что эта подборка фотоснимков освежает воспоминания тех, кто сам поднимался на Донгузорун или ходил прилегающими к нему маршрутами. Не знаю, почему наш "красный" путь подъема на Вост. Донгузорун по юго-восточному склону не прописан в Классификаторе. Ясно, что мы не первопроходцы, потому что наверняка еще Адам водил по этим райским местам Еву (только вот не отчитался перед Федерацией). Ясно и то, что этот маршрут не н/к, чтобы от него отмахиваться. Но подменять Классификатор не стану, не мое это дело. По ощущениям скажу так: напоминает подъем с седловины Эльбруса к его западной вершине, только перепад высот в два раза больше и подъем градусов на 5 - 7 круче (и, естественно, нет тропы). Что до восхождений с нашей стороны, то они возможны только по стенам (восточной и северной) и разделяющему их С-В гребню, и все они 4-5 к/c. Не знаю, ошибусь ли, если скажу, что на Донгуз этими маршрутами поднимаются реже, чем на Ушбу. Слыхал, что пару раз в этом году такие попытки все же предпринимались, но какие именно и с каким успехом, не знаю.

Суровая красота

Как всегда, замечательные фотографии. И все то же эффект присутствия и зависти, что не я там был.

Оооо! Ну ничего себе! Тут даже моя фотка есть! Да, очень хотелось бы на Донгуз как-нибудь слазить...

Интересно, а часто ли с нашей стороны нынче ходят на Донгуз?

Как всегда выше всяких похвал.

Спасибо, Игорь! :)

очень привлекательно

Здорово! Красиво и очень привлекательно. Все-таки замечательная вещь добротные панорамы. А какой категории сложности этот "красный" маршрут по предвершинному взлету? В Классификаторе он не отмечен, там только гребневый 2Б (который включает верхний участок вашего "зеленого") и по восточной стене (4Б).

вспомнил молодость.

Как будто снова прошел по маршруту(был дважды или трижды,но лет 20...25 назад) - спасибо,удачи.

Драгоценна красота.

Посмотрел фотографии и как будто вместе с Вами поднялся. Спасибо за такую уникальную возможность. Так драгоценна красота, что ради нее никаких усилий не жалко. Склоняюсь ниц перед альпинистским сообществом.

фотопредставление!

Замечательное фотопредставление! Согласен с уже имеющимися отзывами - как будто сам побывал. Очень хорошо теперь представляю, что и как там и как всё там видно и здорово. Да и сам маршрут теперь понятен. На какую вершину теперь поглядываете? Успеха!

!

Замечательные виды! Виртуально сбылась моя места подняться на Донгузорун! Завидую возможности не спеша заселиться в роскошные (без иронии) апартаменты в прекрасном месте и спокойно созерцать окружающие горы столько, сколько нужно для лучшего обзора. Эта тактика себя оправдывает - панорамы получились шикарные!