Горы мира > Алтай >

Окончание

Начало читайте здесь

Агул . 23 – 29 августа

Утром обнаружили, что одна гондола катамарана спустила больше обычного, но прокол незначительный, т.к. воздух ещё остался. После некоторых колебаний (лень!) разобрали катамаран (всё-таки плыть ещё очень далеко!) и обнаружили миниатюрный прокол, даже непонятно, что могло его оставить. Опять поколебались: лейкопластырем заклеить или наложить полноценную заплатку (возни много). Решили не лукавить и не обманывать себя времянкой.

Выплыли уже после 11 часов. Сразу же за правым поворотом реки кордон Тофаларского заказника. Место, где он расположен, очень красивое. На противоположном берегу реки скалы, под ними глубокая яма, цвет воды изумрудный (фото 57). Сами строения заказника расположены на поляне, где есть оборудованное кострище. Кордон закрыт на замок, а вот баня и домик для гостей ждут посетителей (фото 58). Есть доступная кухонная утварь. Поражает чистота местности и строений, окурка брошенного не видно. Руководитель заказника Богатырь В.З. поддерживает тут идеальный порядок. В домике есть журнал посещений, в котором отметились и мы. Пролистав журнал на два года назад, мы не нашли никого, кто бы тоже сплавлялся по Малому Агулу. Все шли от Агульского озера по Большому Агулу. Это тоже был один из вариантов нашего похода. Хотели встретиться с Богатырём (говорят, очень интересный человек), увидеть озеро, пройти "трубу" Большого Агула. Потом часто от рыбаков слышали вопрос: "Богатырь на стрелке?" И, услышав наш отрицательный ответ, облегченно вздыхали. Уважают и боятся.

Фото 57 Скалы напротив кордона

Фото 58 Кордон «Стрелка Агулов»

Фото 59 Рыбалка на Агуле

Фото 60 Кедры на скале

На стене кордона висел термометр, он показывал температуру +8°С, а нам казалось – жара. Может быть, сказывалось то, что мы плавали исключительно в термобелье, а яркое солнце создавало видимость тёплого дня.

На Агуле есть несколько порогов, которые отмечаются в литературе и лоциях, но они намного проще порогов Малого Агула, имеют вид простых шивер, легко проходятся сходу. Мы не обращали на них никакого внимания и часто не замечали.

На Агуле мы отдыхали во время всего сплава. Вот и в этот день при первой же возможности останавливались, ловили рыбу (фото 59), просто бродили по берегу, наслаждаясь свободой, теплом. Фотографировали понравившиеся виды. Так была сделана фотография «Кедры на скале» (фото 60) и «Подрастает молодая поросль». Р яды молоденьких лиственниц часто встречались по берегам и смотрелись очень нарядно в осеннем убранстве (фото 61) .

После обеда погода несколько испортилась, появились облака и встречный ветер, температура воздуха понизилась. Мы тщательно выбирали место для стоянки, всматриваясь в берега, густо поросшие лесом, где просто погулять, стало сложно. Наконец, нам повезло. За левым поворотом сразу за скалой стоянка. Видно было, что посещается часто. Полно кострищ и мусора прямо на береговом галечнике (летний вариант стоянок, когда полно гнуса) и обжитое место внутри тайги, закрытое с одной стороны скалой. Несколько ровных площадок под палатки, стоит деревянный идол, плод творчества туристов.

Пробовали ловить рыбу, но недолго. Вечером холодно. Слышали непонятный звук, похожий на лай. Как потом нам объяснили, так могут кричать молодые маралы.

Утром проснулись под снегопадом. Неужели нас зима догоняет? Мы всегда одинаково реагируем на фокусы погоды: на другой бок и спать. Но сколько не спи, приходит момент, когда и это занятие надоедает. Проснувшись в очередной раз, обнаружили на «улице» всего лишь дождик, а снег растаял. Всё кругом так сыро, холодно, неуютно, поэтому завтрак приготовили прямо в палатке на газе. Пока мы возились с едой, погода немного наладилась, дождь прекратился. Время близилось к обеду, потеплело, и мы выплыли.

Фото 61 Подрастает молодая поросль

Фото 62 Впереди кордон
Тайбинского заказника

Фото 63 Кордон Тайбинского заказника

Фото 64 Дачи на кордоне

Проплыли совсем немного и увидели впереди кучу домиков (фото 62). Естественно, надо обследовать, что это такое. И вообще, в этот день был день рождения Володи. Я очень хотела именно в этот день иметь ночёвку под крышей, неважно под какой. Желательно, чтобы было тепло, чтобы можно было бы посидеть за столом и не зависеть от погоды.

Это оказался кордон Тайбинского заказника (фото 63). Рядом с домиком кордона расположились дачи для организованного отдыха (фото 64). Из тайги к ним подходит дорога. На территории имеется цивильный туалет, оборудованное кострище. Все домики между собой соединены деревянным тротуаром. Походили, побродили, посмотрели. Эти помещения явно не для простых людей. Внутри всё отделано лакированным деревом. Имеется баня с шампунями, вениками и тазиками. На отдельно стоящей веранде на полках оставлено лишнее продовольствие. Здесь мы взяли с килограмм макаронных изделий, пару головок лука, парочку сладких перцев (всё равно будут растащены зверьми или замёрзнут в ближайшее время) и немного соли. В самом кордоне имелся большой бидон с запасом продовольствия, в основном разнообразные крупы. Это мы не трогали.

Останавливаться здесь на бивак не стали, все-таки совсем мало проплыли, а домики, хоть и отделанные, казались почему-то неуютными. Здесь летом хорошо большой компанией, но не сейчас. Потом рыбаки подтвердили, что домики холодные, незасыпные, промерзают.

По небу гуляли тёмные тучи, ветрено, но мы отправились вперёд, в неизвестность. Опять никуда не спешим, поэтому, когда увидели, что в яме под скалой играет крупная рыба, тут же причалили, и Володя ушёл туда со спиннингом. Первый же заброс был удачный, на блесне сидел ленок, поменьше, чем на Орзагае, но всё-таки… Я радовалась, что в день рождения Володя преподнёс сам себе такой подарок. А ленок оказался просто очень любопытным: он поймался за глаз. Видно, неаккуратно подплыл посмотреть, что это такое блестит в воде, вот и поплатился.

Плывём дальше и вскоре видим на берегу людей. Мы уже как-то отвыкли от их присутствия, одиночество было нашим уделом от самой Тукши. Причалили, познакомились. Это были братья Прокофьевы Владимир и Сергей (фото 65). Они часто именно в сентябре приезжают в Саяны на реку Агул на рыбалку и охоту. Обменялись электронными адресами. Владимир пригласил на сайт «Одноклассники» посмотреть фотоальбом «Сибирь-матушка» о его поездках в этот район. Они также подсказали, где здесь поблизости на берегу есть охотничьи избушки.

Часов в пять вечера мы разгрузились у такого домика. Он был не занят, внутри относительно чисто, а вот снаружи… свалка. Одних прожженных печек было штук пять.

По противоположному берегу с удочками наперевес прошла вверх группа рыбаков. Всё, мы выплыли из дикого края, где, кроме нас, было только зверьё.

Володя нашёл в тайге сухую ель, распилил её, дров получилось очень даже много. Только затопили печь, как причалила моторка. Это были рыбаки, и они хотели в этом домике сделать себе базу перед рыбной ловлей. Но так как мы его успели занять, они просто на берег выгрузили 250 л бензина, а сами спустились на 800 м ниже в другой домик. Мы же только на одну ночь, на другой день он будет в полном их распоряжении. Они также предупредили, что в районе охотничьей избушки, которая на правом берегу сразу после «Дурей», живёт медведь, который повадился грабить рыбаков. Доходило до того, что он забирался в неразгруженные катера и добывал там себе хлеб, колбасу.

– Вас он не тронет, но катамаран может разодрать. Что тогда делать будете?

Мы взяли это сообщение на заметку.

Фото 65 Встреча с братьями Прокофьевыми

Фото 66 Над рекой поднимается туман

Фото 67 Обед у ямы «Богатой»

Вечером в хорошо протопленном доме у нас состоялся праздничный ужин. Стол был шикарный: ленок, колбаса, сало, шоколад, перец, макароны и маленькая бутылочка (100 мл) коньяка, которую я тщательно хранила весь поход и о которой именинник не догадывался.

Утром, хорошо отдохнувшие за ночь, вышли относительно рано: над рекой клубился туман, и видимость была небольшая, но мы спешили освободить домушку для рыбаков. Быстро доплыли до их домика ниже по течению, но они ещё спали, никого не было видно на берегу. Может, и зря мы спешили…

Вскоре нас догнала моторная лодка с рыбаками, но с другими, немного пообщались. Нас интересовал вопрос, можно ли нанять лодку или катер для заброски вверх по Агулу от населённого пункта и как далеко нас могут забросить. Эти сведения нам были нужны для планирования будущего похода в эти края.

На воде пробыли около часа, замёрзли. Выбрались на берег для прогулки и рыбной ловли у впадавшего ручья (фото 66).

Когда поднялся туман и воздух согрелся от лучей солнца, пошли дальше. Теперь мы часто видели рыбаков и присматривались к их методам ловли. Хариуса ловили в основном сетями. Ну, а пока сеть стоит, они гуляли с удочками или медленно сплавлялись у берега, облавливая спиннингом всю округу.

Запомнился один выход на берег у очередного домика. Избушка была занята, только обитателей не было: все на реке, при деле. Нас удивило количество продуктов, оставленных в ней. Снаружи миниатюрного домика в мешках висело мясо, приготовленное специальным методом, рассчитанное на длительное хранение. Мешки с хлебом, крупой и т.д. Внутри домика во фляге тоже разнообразные продукты, а сверху них красовалась бутылка водки. На столе также продукты, на полатях спальники, куртки и другое снаряжение. Всё открыто, всё доступно. Бери, не хочу. Но эта доступность говорила о многом и в первую очередь о порядочности людей, находящихся на реке.

Мы всё осмотрели, не дотрагиваясь ни до чего, и ушли. Но вопрос о количестве продуктов остался в голове.

Место для обеда пришлось поискать. Ну, это как всегда. Присмотрели одно. Причалили. Оказалось, вверху на берегу был когда-то домик, сейчас – пожарище. Нам стало там неуютно, мы ушли. В другом месте – слишком ветрено. Третье – уже занято. В конце концов, остановились прямо на галечной косе за очередным поворотом (фото 67), не дуло, дров в виде плавника достаточно.

Когда обед подходил к концу, к нам причалил рыбак из тех, кто был на лодке, которая нас обогнала утром. За встречу, за знакомство – по 50 г . Больше нельзя, все на воде, с которой шутить не следует – слова этого рыбака по имени Николай. Он него мы узнали много любопытного. Например, те продукты в большом количестве – это заготовки староверов к зимней охоте, которые даже «Буран» там в кустах оставили, затащив его вверх по реке. А пока в той избушке он живёт. Приехал ловить тайменя («жена его любит, а хариуса не уважает»). Тайменя ловит на перемёты в зимних ямах, одна из которых, а именно «Богатая» в сотне метров от нас, глубиной до 15 м и видна отсюда. В качестве наживки использует хариуса.

– Вот у меня 10 перемётов по 10 крючков. Чтобы все заправить, надо 100 хариусов, это целая куча. Поэтому и ловлю их сетью.

С Николаем ещё раз поговорили о заброске вверх по Агулу:

– До Янгозы – без проблем, но могу и до Агульского озера дойти. Для этого надо предварительно взять разрешение у Богатыря.

О стоимости этого мероприятия было сказано: оплатить 300 л бензина. В любом случае это дешевле, чем стоимость заброски по Кизиру, хотя там и расстояние меньше. Видно, что данный сервиз на Агуле не приобрел массового явления и за клиента борются. Николай дал нам свой сотовый телефон. Он был явно заинтересован, чтобы мы на следующий год воспользовались его услугами.

Когда мы спросили Николая о медведе, хулиганящем в конце «Дурей», он информацию подтвердил, но успокоил своим сообщением о том, что в этом году медведя застрелили. Терпение рыбаков закончилось.

Ещё он объяснил нам, как распознать нам начало «Дурей».

– Для вашего катамарана там нечего делать, это для моторных лодок опасно.

Во второй половине дня во время плавания часто встречали других рыбаков, на всех хороших местах уже стояли палатки, все домики заняты. Тишину реки нарушал рёв моторов.

Вечером мы выплыли в район, очень похожий на описание Николая. Высадились для ночёвки на острове, у всех очень популярном. Но именно эта популярность нам и не понравилась: кучи мусора. Да и место открытое, продувает, холодно, с сушняком проблема. Это летом тут хорошо, а сейчас нам тайга нужна. Поэтому доплыли до соседнего острова, и в густом еловом лесу установили палатку. Дров – море.

На небе яркие звёзды. Вопрос, какой завтра будет день?

Утро предвещало хорошую погоду. Туман быстро убрался с реки, превратившись в легкие облака, которые также быстро растаяли (фото 68).

Приблизительно в 20 км выше устья левого притока – Телегаша участок Агула носит название "Дури". Это последний порожистый участок реки, протяжённостью около 15 км . Здесь река широко разливается, в русле много островов, протоки изобилуют мелями и перекатами, встречаются завалы и отдельные большие камни. Вдоль берегов много подводных скал, часто совсем незаметных. В "Дурях" трудно причалить к берегу, т.к. густая тайга подступает к самой воде, хороших мест для стоянки мало.

Для нас «Дури» прошли незаметно, после порогов Малого Агула все эти препятствия за препятствия не воспринимались. Хорошая погода позволяла плыть расслабленно и любоваться пейзажами. Иногда мы специально выбирали малую протоку с её непредсказуемостью, хотелось немного адреналина. Все мели катамаран проходил спокойно, ему ведь достаточно 10 см под килем. А большие камни, которые может, и являются препятствием для моторных лодок, несущихся на большой скорости, для нас были детской шуткой. Мы могли в непосредственной близости от них собраться на берег, если нас там что-то заинтересовало или могли вообще бросить управлять катамараном. Он сам спокойно объезжает такие препятствия, следуя за струёй воды. Короче, мы отдыхали на «полную катушку», наслаждаясь тёплым днём и фотографируя окружающую местность.

Естественно, мы заметили избушку на берегу, про которую нам столько рассказывали (медведь). Ради удовлетворения любопытства высадились в непосредственной близости, и пошли на экскурсию. Домик был занят, но хозяев не было. На берегу (мы уже привыкли к этому) стояли 50-ти литровые канистры с бензином, валялась свежая капуста и картошка. Нас всегда изумляла безалаберность хозяев этих продуктов: ну, можно ведь картошку от солнца прикрыть, чтобы не зеленела. Когда подошли к домику, сразу поняли, почему он медведю приглянулся и за что он жизнью поплатился. Вины в этом его нет абсолютно, вся вина – на рыбаках. Возле избушки была огромная куча выброшенных продуктов в разной степени разложения, над которой вилась туча насекомых. Естественно, эта куча привлекала медведя своими запахами, и он находил для себя там деликатесы. Заодно и рыбаков грабил. Зачем ждать, когда они выбросят лишние продукты, когда можно взять сразу.

Весь вид этого нас не привлекал, как-то тоскливо стало, и мы быстренько уехали. Лучше будем любоваться на прибрежные скалы и золотую осень в тайге, чем на бездарную деятельность человека.

Пока плыли в «Дурях» да и потом в течение всего дня у нас были «попутчики» – лодка с рыбаками. Они медленно сплавлялись вниз, облавливая все понравившиеся места. Иногда надолго якорились перед или после переката. Они часто у нас были на глазах, поэтому мы невольно оценивали их рыбалку. Поклёвки были очень редкие, да и хариус им попадался мелкий. Даже неинтересно как-то…

Фото 68 Агул перед «Дурями». Утро.

Фото 69 В «Дурях»

Фото 70 Скалы в «Дурях»

Фото 71 Обед в «Дурях»

Фото 72 Кедр на скале

Фото 73 Осенний этюд

Фото 74 Кедр на скале

Фото 75 Ночёвка на острове

Ближе к обеду на правом берегу встретились скалы. Такого массива давно мы не видели, поэтому обрадовались им и много фотографировали (фото 69, 70). А сразу после скал на ручье была стоянка, куда мы и причалили с мыслью половить рыбку (фото 71).

Было очень тепло, в траве прыгали многочисленные кузнечики и громко стрекотали как летом. Володя кидал спиннинг, меняя приманки, а я бродила по берегу, фотографируя всё, на что падал взгляд (фото 72 – 74). Нас разморило, мы стали очень ленивыми, поэтому, когда встал вопрос об обеде, решили никуда дальше не плыть, а тут и приготовить. Но идти за дровами, возиться с костром нам совершенно не хотелось, поэтому разожгли газовую горелку. Как мы не тянули в последние дни, но поход подходил к концу, а газа у нас оставалось ещё много. Не везти же его домой!

Из послеобеденного плавания вспоминается только то, как мы искали место для бивака. Кругом было много рыбаков, и все приемлемые места были заняты. И чем дальше мы плыли вниз, тем этих самых мест становилось всё меньше. Мы уже держались самого берега, чтобы лучше всё можно было разглядеть. В конце концов, нам стоянка и не нужна, лишь бы берег позволил причалить, да полянка маленькая под палатку была. Но густая растительность или крутые берега шансов никаких не давали.

Вечерело, и ,как всегда, становилось холодно, мы хотели на берег, но… Где-то минут за 40 до окончательной темноты попалась свободная стоянка на острове (наверно), и мы высадились на берег. Почему «наверно», так потому, что это место отделялось от массива тайги мелкой старицей и выглядело как-то обособленно (фото 75). Кострище готовое, дрова нашли быстро. Приготовление пищи в полной темноте.

Когда мы легли спать, мимо нас прошла лодка без мотора. Люди в ней тоже искали место для ночёвки. Осветили берег мощными фонарями, увидели нашу палатку и поплыли дальше.

Остановились они в полукилометре от нас на острове. Их фонари долго ещё светили в темноте.

На небе яркие звёзды. Вопрос, какой завтра будет день?

Выплыли относительно рано, в начале десятого. Постепенно начинаем форсировать наше продвижение домой, но чувствуем, что ещё не наплавались, не нагулялись. Мы с самого начала договорились не спешить и быть на реке до тех пор, пока не надоест.

Наши соседи с острова уже уплыли. Если мы их не слышали, значит, они опять пошли самосплавом. Видно, что-то с мотором или бензин закончился. На месте их ночёвки даже остатков костра не было видно. Наверно, не до этого.

Проплыв этот остров, на правом повороте слева мы заметили причудливые изрезанные скалы. Сверившись с картой, определили, что это скала Аяк, единственная на Агуле с собственным именем (фото 76, 77).

Название Аяк эти скалы, по нашей версии, получили за схожесть отдельных камней с кумыкским ритуальным узкогорлым сосудом, который носит это название и по символике очень близок к "чаще Грааля" – "чаше жизни", испитой сполна.

Погода в этот день нас не баловала, небо постепенно затягивалось тучами, холодало. Над водой в мелких местах начал стелиться густой туман. Запомнился один момент. Мы вплыли очередной раз в облако тумана такого густого, что в принципе не видели основного русла, а река начала делиться на многочисленные протоки. Много ли катамарану под килем надо? Поэтому спокойно поплыли по одной из них. Но она начала дробиться и дробиться на всё более маленькие протоки, а впереди уже торчала из воды обширная галечная мель, которую вода обтекала совсем уж миниатюрными ручейками. В таких случаях мы обычно полагаемся на «разум» катамарана, перестаём грести, управлять им и смотрим, куда он хочет плыть. Он по законам физики выбирает самую глубокую протоку, куда идёт максимальное количество воды. И на этот раз наш лучший друг катамаран, ни разу не зацепив дно, вывез нас на просторы реки.

Фото 76 Впереди скала Аяк

Фото 77 Скала Аяк

Фото 78 Обед на галечном берегу

Фото 79 Последние скалы на Агуле

На воде мы пробыли часа два, как начался дождь. Надели дождевики, немного проплыли в них, а потом решили всё-таки выйти на берег: туман, дождь, короче, ничего хорошего. Тут и стоянка подвернулась с галечным берегом, удобным для чалки (фото 78). На террасе, на полянке – готовое кострище, несколько густых елей, под которые мы сложили рюкзаки, чтобы они меньше мокли.

В воде были видны всплески мелкого хариуса. Попробовали ловить, но безуспешно и не интересно под дождём, который зарядил надолго. Потом побродили в лесу, который был сразу за поляной, заодно наломали сушняка и разожгли костёр. Ну, а раз горит костёр, то и обед можно приготовить. Что из того, что мы недавно завтракали? К концу похода есть мы хотели постоянно. Я пересчитала продукты, их вполне достаточно на несколько дней, поэтому сварили суп из двойной нормы.

В итоге перерыв в плавании из-за дождя затянулся на четыре часа. Как только он утих, мы отчалили. Река спокойно несла нас, перекаты чередовались с редкими плёсами, на которых течение всё равно было достаточно сильным. Можно было не грести, но мы не выпускали вёсел из рук: гребля согревала. Кажется, только один раз делали техническую остановку, т.к. гулять было сыро и холодно.

Наконец, небо начало нас радовать: дождевой фронт уходил, появилась чистая голубая полоса, и там было солнце. А река шла ровно по границе, поэтому мы долго ждали, когда лучи заходящего солнца коснутся и нас. Помнится, мы без конца смотрели на небо, а не на воду, поэтому какая там была река, какие берега, в памяти не осталось.

Под вечер у скал правого берега увидели хорошую туристскую стоянку (фото 79). Именно туристскую, а не рыбацкую. На самом берегу – груда камней указывала на место походной бани. На небольшой поляне в густой тайге ровные места под палатку, кострище. И чистота! Место было исключительно уютное. Под густую разлапистую ель сложили рюкзаки, где их нашло низкое солнце и прямо на наших глазах начало интенсивно сушить их: шёл пар. Мы только переворачивали их разными боками.

Недалеко от стоянки Володя во время сбора дров наткнулся на схрон фляги с бензином. До этого они открыто стояли на берегах, а здесь она была спрятана в тайге в нише под вывороченным корнем кедра. Чуть в стороне – метка: на пне пакетик с жареными семечками. Была идея: семечки забрать, а вместо них положить пакетик с червонцем, как плату. Но мы не решились.

Спрятанная фляга навела на мысли, что до населённого пункта недалеко.

Ещё на этом берегу у самых скал было идеальное место для ловли хариуса, да и насижено оно было здорово: к нему вела тропинка, вся трава примята, следы костра.

Пока я готовила еду, Володя пытался там ловить, но… мы ужинали молочной кашей.

В сумерках поставили палатку (фото 80), а застелили её в темноте.

На небе яркие звёзды. Вопрос, какой завтра будет день?

Когда мы уже засыпали, на нашу палатку было нападение бурундука. Сначала он громко шуршал опавшей листвой так, что в абсолютной тишине это слышалось громом. Потом разогнался, взбежал вверх по палатке и съехал вниз на лапках.

Утром, так и не дождавшись окончательного подъёма тумана с реки, отчалили. День выдался солнечным, чем мы и наслаждались. Хотя перекаты стали редки, но течение реки оставалось быстрым. Встретился очередной охотничий домик. Мы нехотя высадились, скорее по привычке, чем по необходимости. Снаружи он был вполне симпатичный, но вот внутри разрушен, и рядом с ним было пожарище другого домика. Нам совсем непонятно, зачем сжигаются эти так необходимые приюты. Ещё рыбак Николай говорил, что часть избушек сожжена староверами. На крылечке домика под крышей висело несколько пакетов с продуктами. В одних был позеленевший картофель, в двух других – нарезанный хлеб в магазинных упаковках. Дата продажи – 3 сентября. Стало ясно, что этот хлеб просто оставили за ненадобностью, как и другие продукты. Мы взяли с собой три упаковки, выбрав среди множества других, т.к. в некоторых упаковках хлеб начал плесневеть. Запомнилась этикетка, где было написано, что хлеб изготовлен без муки из дроблёного пророщенного зерна. После отчаливания хлебушек мы сразу попробовали, и на одну упаковку стало меньше.

В русле реки много островов и проток. Мы выбирали себе протоку по вкусу и не всегда главную. Создавалось впечатление, что река больше не текла единым руслом. Острова, острова… большие и маленькие. Длина некоторых из них измерялась километрами.

На обеденный перерыв встали на хорошей стоянке, на солнечной стороне реки. Мы знали и чувствовали, что наше путешествие подходит к концу и поэтому надо использовать этот относительно тёплый день по максимуму. Во время обеда постирали некоторые вещи, которые могут нам пригодиться в поезде, и помылись.

Фото 80 Закат

Фото 81 Последний бивуак

Во второй половине дня плыли почти без остановок, спрашивая почти у всех рыбаков, которых становилось с каждым километром всё больше, далеко ли до Новомариновки. Многие на наш вопрос точно не могли ответить, потому что ходят исключительно под мотором и прикинуть время для нашего хода, им было сложно. Только один дал точный прогноз, который потом и сбылся.

В нижнем течении реки стало попадаться много завалов. По берегам можно было наблюдать подмытые и наклонённые над самой водой деревья. Часто на мелких местах в русле прямо в центре реки торчали топляки.

Моторные лодки носились в обоих направлениях. Невольно наблюдая за ними, мы начали выбирать протоки, по которым они шли. Так надёжнее и не угодишь в завал. Мест для стоянок было крайне мало, мы их почти не видели – одна густая тайга да подмытые крутые берега.

К вечеру погода стала портиться, похолодало. А характер облачности стал напоминать зимнюю. На бивак встали на первом же месте, где можно было причалить. По карте определили, что находимся рядом с нежилым посёлком Соломатка. Да и другие признаки указывали на это: тропинки вдоль берега и вглубь тайги, ведь по карте Соломатка связана с Новомариновкой дорогой.

Рядом с нашей стоянкой была длинная заводь, в которой плескалась то тут, то там крупная рыба, скорее всего щука, но нашу блесну она игнорировала, хотя мы долго не оставляли попыток её поймать.

С трудом собрали сушняк для костра. Мне так хотелось посидеть у открытого огня в последний наш вечер, но мечтам не удалось сбыться. Когда костёр горел, неожиданно поднявшийся сильный ветер, раздул огонь и бросил огромный сноп искр в сторону нашей палатки, хотя она и стояла в стороне. Мы резко растащили костёр и потушили его. Ужин готовили на газовой горелке.

Вот и наступил последний день похода. К этому времени мы вполне созрели для завершения путешествия. Теперь в голове были одни мысли, в какое время попадём в Новомариновку и как нам не промахнуться мимо неё, т.к. она стояла на очередной протоке.

Было очень холодно и дул сильнейший встречный ветер (фото 81), а катамаран имеет большую парусность, и это означало только одно, что нам на реке будет очень и очень сложно. Управляемость катамараном становилась минимальной и, чтобы нас куда-нибудь не прибило, нам надо будет прилагать все усилия.

Сразу после отчаливания приложили все силы, чтобы выйти на струю, чтобы течение нас тащило. Оно потащило… То ли плыли, то ли стояли на месте… Медленно-медленно уходили назад пейзажи, а мы гребли изо всех сил, но толку от этого было мало. На повороте, не смотря на сильное в этом месте течение, ветер нас начал прибивать к берегу, а там завалы их упавших деревьев, которые ощетинились ветками. Рвали жилы, чтобы отгрести, прошли буквально в метре. В создавшейся ситуации мы могли выбирать только широкие протоки, чтобы было время на манёвры, которые невероятно осложнились.

Зная, что Новомариновка находится на левом берегу, нам по идее надо было держаться левых проток, чтобы не промахнуться.

При очередной развилке масса воды уходила влево, а там виднелись многочисленные завалы, но с проходами. Маневрировать среди нависших и упавших деревьев при таком раскладе сил, нечего было и думать. И мы выбрали правую протоку, широкую и чистую, но воды в неё шло меньше. Нас течение потащило в левую, и отчаянно гребя, мы вырвались на просторы правой протоки. Здесь, под прикрытием берегов, смогли немного перевести дух, опустить немеющие руки. Отдых был недолгим. Протока начала делиться опять и опять, мельчая при этом и сужаясь. Время от времени мы слышали отдалённый рёв лодочных моторов слева, значит, основная протока осталась там. И мы, почти неосознанно, начали выбирать левые протоки, чтобы выйти на основную струю и чтобы не уйти слишком далеко вправо. Один раз на галечном острове сделали техническую остановку, но холодный ветер заставил нас быстро завершить все дела и сесть на катамаран. В протоках встречались небольшие рыбацкие стоянки. Это обнадёживало, значит, сюда заходят лодки, и выход отсюда есть.

В очередной бесчисленный раз наша протока собралась делиться надвое. Впереди смотрелась сильная мель, казалось, что там катамаран может не пройти. Влево уходила неширокая, но с сильным течением протока. Почти вся вода устремилась сюда. И мы выбрали её в надежде, что она выведет нас на основную судоходную протоку. Плыли как в тоннеле. Над головой склонившиеся деревья доставали верхушками до другого берега. Ветер особо не мешал, т.к. ему здесь негде было разгуляться. Но вот начался правый поворот, и мы увидели, что вся масса воды уходит под сплошной завал. Справа оказался маленький песчаный островок, намытый водой. Мы срочно причалили к нему, чтобы нас не затащило под нагромождения деревьев. Не сходя с катамарана, внимательно осмотрелись: выход есть узкий и извилистый, но он требует филигранной техники владения катамараном. Лишь бы ветер не внёс свой вклад! Медленно-медленно вдоль самого бережка этого острова, огибая его и смотря, чтобы близкие ветки нас не зацепили, а течение не захватило катамаран, выбирались мы из ловушки. В нужный момент несколько сильных гребков для пересечения струи, и вот мы на воле. Видно, вода этой протокой обходила ту мель, которую мы видели.

Выбравшись на просторы, мы с облегчением вздохнули и ещё поговорили о том, что дома нам будет, о чём вспомнить. Приключения в этой протоке внесли разнообразие в нашу «плавучую» жизнь.

Далее плавание проходило без приключений. Время близилось к обеду, мы от долгого сидения замёрзли. Поступило предложение причалить и где-нибудь в затишке приготовить кофе для перекуса. Начали выбирать место, но справа, где хорошая чалка, был один луг, а слева, где тайга, к берегу не подступиться. Впереди увидели большую песчаную отмель и опять деление проток. Ну, сколько можно! Когда подплыли к этой отмели, были поражены: то, что мы приняли за очередное деление, было как раз наоборот – прямо навстречу нам шло мощное течение. В районе отмели потоки сходились, образуя водовороты. Мы их пересекли и устремились к берегу. Взгляд направо – в полукилометре дома. Это Новомариновка! Больше здесь ничего не может быть!

Но мы всё равно причалили, походили, посмотрели. Последние минуты похода и тишины. Хотелось ими насладиться и оставить в памяти.

Через несколько минут мы были у этих домов, но сама деревня смотрелась вдалеке на высоком берегу. Осмотрев место, куда причалили, мы поняли, что здесь люди оставляют свои машины, берут лодки и уходят на рыбалку вверх по Агулу. Это кордон.

Мы решили доплыть до деревни. Но вскоре на левом берегу увидели многочисленные лодки, лодочные ангары, а вот возле деревни ничего этого не было – там берег высок и крут. Решили, что и для нас это место лодочных стоянок будет «антистапелем». Причалили, разгрузились, вытащили катамаран на берег.

Всё, активная часть похода закончена.

Саянская сказка, как снег и как ветер,

Как льдинка на солнце в душе растворись,

И вновь для кого-то сквозь годы и вехи

Тропинкой таежной опять повторись.

Отъезд . 29 сентября

Едва приступили к разборке катамарана, как у нас появился зритель – местный молодой парень, пришедший за водой. Примечателен разговор с ним. Он поинтересовался, откуда мы.

– Из Ульяновска.

В глазах непонимание. К этому мы готовы, т.к. далеко не все знают этот город, поэтому берем шире:

– Из Самары.

В ответ – тишина.

– А Казань знаешь? Столица Татарстана…

На лице парня ничего не отразилось. Тогда я прибегла к последнему аргументу:

– О реке Волга слышал? Великая русская река.

Он только покачал головой. Тут уж я растерялась, настолько это было неожиданно.

Когда мы уже ехали на машине в Канск, я рассказала водителю этот разговор. Он пояснил:

– Новомариновка – глухая деревня и в ней живут староверы, которые ничего нового не приемлют. У них нет электричества, а значит, и телевизоров, радио, о компьютерах не слышали. Школы у них нет, в армии не служат и ничего не знают.

– Тогда зачем он спрашивал?

– Может, он думал, что вы из соседней деревни. Их знания дальше соседней деревни не распространяются.

Пока сушились на ветру разобранные запчасти катамарана, мы не спеша готовили обед и приводили себя в порядок. А вот дальше произошло необъяснимое. Мы лениво пили чай, как вдруг нас внутренне кто-то подстегнул. Мы отставили недопитые кружки в сторону и начали в невероятной спешке собирать рюкзаки, носясь по поляне, как угорелые. Несколько минут, и рюкзаки стоят, готовые в путь, а недопитый чай выплеснут. Даже «на дорожку не присели», схватили рюкзаки и быстро направились в сторону деревни, улица которой была недалеко, за полоской леса. Развилка тропинок, мы с непонятной уверенностью поворачиваем по одной из них, проходим между домами и выходим прямо на машину, готовую уехать. Короткий разговор, и вот мы уже сидим в кабине. Через пару минут мы покидаем деревню и отправляемся в Канск.

Если бы мы задержались на берегу минут на пять, мы не встретили бы эту машину. Регулярного сообщения с Новомариновкой нет, и отъезд для нас превратился бы в очередную проблему.

Простой интуицией этот случай не объяснишь, нам явно помогли высшие силы.

Водитель, молодой парень, в дороге рассказал много интересного о жизни староверов: живут по законам предков, дома не запираются, лодки с моторами стоят открыто, честность невероятная, воровства нет, кормятся тайгой и рекой, мужчины не бреются, дети не учатся. В деревне есть частный магазин только с самыми необходимыми товарами.

Часа через два-три нас высадили у вокзала в Канске, не взяв за проезд ни копейки.

– Вы же меня не нанимали, я и так ехал сюда, это же попутно.

Билетов на ближайшие рейсы не оказалось. Нам предложили только на утренний поезд 3 , поэтому мы сняли номер в вокзальной гостинице и отдохнули там, посетив местный гастроном.

Домой ехали с пересадкой в Свердловске 4 , который стал почти родным, т.к. путь в прошлогоднем походе на плато Маньпупунёр проходил тоже через Свердловск.

3 октября в начале первого ночи нас встретил сын и на такси привёз домой.

Всего за 26 походных дней (из них 3 днёвки и 3 полуднёвки) нами пройдено 440 км , из них:

Пешком (километраж рассчитан с коэффициентом 1,3) – 161 км

Сплав (километраж рассчитан с коэффициентом 1,1) – 279 км

Тугач – Тукша – 106 км

Тукша – Орзагай – 55 км

Река Орзагай – река Малый Агул – 52 км

Река Агул до деревни Новомариновка – 227 км

Примечания :

1. Ехали в беспересадочном вагоне маршрута Ульяновск – Владивосток до Красноярска. Отправление из Ульяновска 01.09 в 14.52. Прибытие в Красноярск 04.09 в 06.36. Стоимость плацкартного билета 2534р.

2. Сейчас из Красноярска до Агинского автобусы ходят пять раз в день (7-40, 13-30, 15-30, 17-10, 18-10). Цена билета 227-90 + 31-60 за багаж. Время в пути – 4 часа.

3. Билеты до Свердловска на поезд №339. Отправление из Канска 30.09 в 3.52. Прибытие в Свердловск 01.10 в 21.00. Стоимость плацкартного билета 1899р.

4. Билеты до Ульяновска на поезд №393. Отправление из Свердловска 02.10 в 00.31. Прибытие в Ульяновск 03.10 в 00.03. Стоимость плацкартного билета 970р.

Итоги и рекомендации

По району путешествия:

Район путешествия является классическим по трем видам туризма – пешеходному, водному и лыжному. Разнообразие естественных препятствий, в том числе горных, требует применения всего арсенала технических средств, тщательного планирования маршрута и разработки тактики движения. Маршруты в районе полностью автономны.

Особую сложность для движения представляют ерник, заболоченные и гаревые участки, буреломы. Необходим опыт движения по тайге, крутым горным склонам, осыпям, умение переправляться через реки и др. Частые туманы и дожди (снег) усложняют путешествия.

В данном районе до сих пор сохранилась дикая природа. Здесь можно увидеть почти всех зверей обитающих в нашей тайге, много медведей и маралов.

Хотелось отметить очень доброжелательное отношение местного населения в Красноярском крае к туристам.

По маршруту:

Основной целью путешествия было проникнуть в самый центр Восточного Саяна в Кизир – Орзагайский горный узел без использования дорогостоящей заброски и оттуда сплавиться на катамаране по настоящей Саянской реке. К сожалению, погода не позволила осуществить всё задуманное. В горах наступила зима, выпал глубокий снег, и нам пришлось упростить маршрут.

В итоге мы прошли комбинированный пеше-водный маршрут по одному из самых интересных, красивых и редко посещаемых туристами районов Восточного Саяна, объединив пешеходное путешествие со сплавом по рекам Орзагай, Малый Агул и Агул. Осень раскрасила своими красками окружающие пейзажи. Было очень красиво.

В первой части пешего маршрута мы шли по дороге до бывшего пос. Тукша. Эта дорога проложена геологами недавно. Она пока в хорошем состоянии, по ней до Тукши доезжают рыбаки на полноприводных машинах (начиная от Уазика). Дальше Тукши шли в основном по таёжным тропам. Проблем с переправами не было. Дорогу до Тукши можно использовать для заброски. При этом экономится почти неделя на преодоление 106 км по Идарскому Белогорью.

Сплав по Малому Агулу и Агулу соответствует 3 к.с. и проходит по чудесным местам. Приятно, что до конца маршрута сохраняется высокая скорость течения. Начинать сплав по Орзагаю можно и выше по течению, что еще больше разнообразит маршрут.

По времени путешествия:

В гольцовой зоне снегопады возможны круглый год, а температура и летом может понижаться до -6 -10, хотя снегопады непродолжительны, но опасны лавинными последствиями, затруднением движения и ориентирования. Когда мы заезжали на маршрут, в горах уже выпал снег. Но он постепенно таял, и мы практически до 17 сентября шли вдогонку за отступающим снеговым покровом. Но в ночь с 17 на 18 произошло резкое похолодание, выпало (на реке Озёрной) много снега.

Зима в горах наступила рано. Уже в середине сентября все лиственные деревья здесь стояли оголённые. По мере спуска вниз по Агулу на деревьях появлялось всё больше сохранившейся листвы.

Путешествие в сентябре имеет свои особенности. Дневная температура не превышала + 10 о . Ночью повсеместно была минусовая температура.

В сентябре вполне можно сплавляться. А вот преодолевать горные хребты может быть сложно. Хотя в этом году зима с холодами в Сибири наступила раньше обычных сроков.

По рыбалке:

На реке Агул много рыбаков. Они заезжают на моторках. Реки Малый Агул и Орзагай практически безлюдны. Рыбалка здесь более перспективная. Но не забывайте, что здесь Тофаларский заказник.

По вопросу о комарах:

Из гнуса в небольшом количестве была мошка, можно было обойтись без репеллентов. В основном она приставала на берегу во время слава, когда пригревало солнце, а такое было редко. Несколько раз использовали крем на основе ДЭТА.

У нас были плотные накомарники с черной сеткой. Но мы их использовали вместо шапки.

По снаряжению:

Газовая горелка – это очень удобно.

Пуховый спальник здорово облегчил нашу жизнь.

Литиевые батарейки – экономичны. Хватило 2.

Использование ботинок и резиновых сапог оказалось удобным для разных условий походной жизни.

Термобельем остались очень довольны.

По питанию

Продуктов было достаточно.

В самом начале похода были ягоды (черника, брусника), грибы. К сожалению, по мере подъема в горы стало холодно и все замерзло. Рыбу ловили на блесны, мушки и кузнечиков с попеременным успехом.

По финансовым затратам:

Сам поход нам обошелся примерно в 7000 рублей на человека. В эти расходы не включено питание на подъездах и затраты на приобретение снаряжения.

Приложение

Общественное снаряжение

Кол-во

Вес, кг

Примечание

Палатка «Бродяга» фирмы « Areal »

Палатка внутренняя

Котловый набор

Кастрюля 2,5 л

0,78

В капроновом мешке и в п/э пакете + каждая кастрюля в п/э пакете

Половник

Трос к костру

Тряпочка для мытья

Горелка газовая

0,3 0

Газовые баллоны

1,2 6

Спальник

Одеяло – спальник пуховое "ПЛАНЕТА" фирмы «Ареал»

1.9 1

Оболочки

2,26

Общий вес катамарана – 9,59кг

Веревки для вязки диаметром 3 мм . Веревки для скруток диаметром 8 мм . Веревка для привязки катамарана диаметром 4 мм , длиной 10 м .

Гондолы внутренние

4,95

Тент капроновый

0,36

Лопасти, трубки

0,46

Насос - лягушка

0,63

Веревки для вязки, веревка для привязки

0,66

Расческа

Всего:

20,84

Синим цветом у Веры в рюкзаке

Личное снаряжение

Сапоги резиновые

1,00

1,38

Со стелькой из туристского коврика

Шлепанцы

0,21

0,26

Термокомплект

0,54

0,73

Пуловер, гамаши, носки из Polartec P ower Stretch фирмы «Ареал»

Коврики

9,59

6,55

Красным цветом – надетое снаряжение

Зеленым цветом – вес в рюкзаке

Продукты

Сало

1,5

205-00

Куски в фольге и в мешке х/б

Сушки

4-60

Всего:

23,37

Планируемый носимый вес на двоих – 57кг (24+33).