Горы мира > Тибет >

Автор: Евгений Башкирцев, Иркутск

Селестал. По делу

Рассказ о нашем восхождении, наверное, надо начать с предисловия: в прошлом году мы в сентябре пытались залезть на Сигуньянь и Селестал, но из-за плохих погодных условий были вынуждены спасаться бегством.

На Сигуньяне прямо по стене сошла лавина, которая почти оторвала нашу платформу, две из шести несущих строп лопнули. Повторяющиеся лавинки не оставляли время на размышления, с каждой секундой платформа наполнялась снегом всё больше и больше и уже грозила оторвать нас вместе со станцией. Решение отрезать платформу и спуститься вниз, было принято единогласно. С трудом, но всё же это у нас получилось.

Верхняя часть маршрута

После нескольких дней отдыха решили залезть на Селестал, на сей раз в лёгком стиле – минимум снаряжения, и снова непогода нас развернула обратно с середины горы. Мы два горе-восходителя в мокрых кроссовках по снегу (лёгкий стиль) вернулись в базовый лагерь. Вот так закончились наши приключения в Китае в прошлом году.

Волосатый и я

В нынешнем году, имея предостаточно опыта, решили в район Сигуньянь поехать в октябре - холодней, но погода более стабильная. Добравшись до места, уже на следующий день сделали акклиматизационный выход, а ещё через день пошли на восхождение. Селестал проще Сигуняня, поэтому решили начать с него.
Отличительной особенностью восхождения от прошлого года было то, что мы на сей раз взяли ботинки и тент.

На восхождение вышли в пять утра. Подход под стену занял часов шесть, приходилось подниматься по руслу ручья, местами преодолевать лазанием обледенелые валуны, однако первые реальные трудности начались, когда подошли под стену. Начало стены – некрутая скала, с малым количеством мест для страховки, местами заросшая какими-то кустиками, да ещё присыпанная снегом. В прошлом году этот участок мы преодолели не связываясь, сейчас из-за снега это было просто не реально. Весь день приходилось преодолевать подобные участки скал, ноги в скальных туфлях немели от холода, а поменять их на ботинки нельзя, потому что рельеф скалы такой, что часто было необходимо вставать на трении. Денису тоже было не сладко – весь день приходилось тащить баул с вещами. К месту планируемой ночёвки вылезли только ночью. Джин, шоколад и спать. Сном это назвать трудно, полежали с закрытыми глазами и с рассветом двинулись дальше. Весь следующий день лезть приходилось по гребню, неприятной неожиданностью было то, что верхняя часть гребня, которая снизу смотрелась, как полка оказалась на самом деле просто острым горизонтальным гребнем. К вечеру нам удалось пройти его. Очередной вечерний моцион с едой и напитками. Третий день начался с приятного лазания по почти вертикальной стенке, но нашей радости было суждено не долго длиться – через шестьдесят метров снова вылезли на гребень засыпанный снегом, очень неудобный для прохождения. Рано или поздно это должно было кончиться и вот 21октября в 15-00 мы на вершине! Немного поснимали видео и вниз. С Селестала нет простого спуска, вниз пришлось дюльферять, получилось около двадцати дюльферов. Вечером на четвёртый день вернулись в базовый лагерь. От планов восхождения на Сигуниань пришлось отказаться, так после Селестала мы оба заболели, видимо сказалась нехватка акклиматизации и бессонные ночи. Может в другой раз…

Облако

Возвращение в БЛ: 18:00, 22 Октября 2010г
Протяжённость маршрута 1500м.

Тех-фото
На маршрут вышли 19 октября. Когда пытались залезть туда в прошлом году, на дюльферах оставили 8 якорей и 2 шлямбура. В этом году не смогли выбить 1 якорь. Из используемого снаряжения: две верёвки, комплект камалотов, комплект закладок, комплект оттяжек, якорные крючья, два молотка, на всякий случай, брали пробойник и 5 шлямбуров - не понадобились.
Спускались по чужим петлям, своё не били.
По лазанию - оценить трудно, градус не большой, но много катушек, с проблемной страховкой, кто не умеет лазить на ногах - не рекомендую.
Сложность очень сильно зависит от состояния маршрута, думаю когда всё сухо - значительно легче.
Максимальная верёвка, наверное, 6с.
Названия не придумывали - Юго-восточный гребень, в верхней части видели дюльферные петли, так что, возможно, мы не первые там лазили.

В завершении хочется выразить благодарность тем, кто в нас верит и без кого наши восхождения просто не были бы возможны: Федерации Альпинизма Иркутской области и ее президенту Финкельштейн Александре, Сибирской Академии Экономики Права и Управления и ее ректору Виноградову Борис Юрьевичу, компании Mountech за помощь в приобретении очень хорошего снаряжения.

Читайте на Mountain.Ru:

Валерий Шамало Четвёртая девушка

Отчет о первопрохождении маршрута на вершину Сы Гунян Шань (Siguniang Shan)

Спрятанная линия

Сы Гунян Шань 2009

***

Небольшое уточнение: похоже, именно этот маршрут сходил соло американец где-то году в 1985, что стало вторым восхождением на Селестал вообще.