Горы мира > Кавказ > Безенги >

Автор: Владимир Рошко, г.Сумы, Украина.

Южная - не значит тёплая.
Зимний первопроход на Ак-Кае.

Аккая, март 2009, маршрут А.Лавриненко.

Аккая, обзор от А.Лавриненко.

Аккая, м-т Васильева free за день, май 2007.

Аккая, м-т Васильева free, июль 2005.

Аккая, зима 2003.

Все должно быть логичным и красивым!!!
А чтобы еще и сложно было?! Так этого в правой части Ак-Каи хватает.

22 февраля 2011 года, 5 человек..., разведка...,бинокль.
А не видно-то ничего!!! Туман.

В редких разрывах появляются верхние бастионы Ак-Каи. Крутизна и развалы впечатляют.

Два часа наблюдений, все «за» и «против», обсуждения, дискуссии - и красивый бастион был утвержден!

Начало маршрута долго искать не пришлось, выбрали самое простое (оказалось где-то 6 с «по развалюхе»). Ну, полезли !!! Первые метры бодрят откровенно. Нехилый боулдринг с гимнастической страховкой 8 – 10 метров, а то и 25, потому как первый забитый - заложенный в груду вертикальных камней якорь выглядит «не очень».
R0 – R1: 6с-10м, 6в 25 м, 85°. На первой же станции столкнулись с небольшой проблемой. Бур в пробойнике оказался на 0,5-1 мм толще, чем втулка шлямбура (D 8 мм). Спиты не зря купили !!!

С погодой сегодня везет. Можно лезть в скальниках, и это очень спасает. В ботинках придется ИТОшить (а вот куда и на чем???) По внутреннему углу вверх под желтую стенку. Лучше лезть не останавливаясь. Полка, широкая щель в монолитной стене дает надежду. Станция на камалотах.
R1 – R2: 6в 30 м, 5с 10 м 85°.

Вверх по щели на ИТО ( камалоты - камалоты ) Но этот бонус длится не долго, щель заканчивается и приходится лезть. Лезть долго и без точек (или план В – с конца щели достать тайное оружие – скаи, а иногда пробойник и вперед! Мы такое оружие не применяли ).
R2 – R3: VI + 45 м, A2 90°.
R3 – R4: VI + 45 м, A2 80°.
R4 – R5: VI + 45 м, 70°-80°. Полка! Огромная полка.

Темное время суток!!! Можно спуститься на две веревки ниже. Есть пещера (легко становится палатка) А в 10 метрах дальше две ниши (для ночевки в них нужен каримат и спальник, летом возможно только каримат). Для особо ленивых можно и не спускаться. Но готовая площадка….

По стеночкам, прерывающимися полками вверх под желтую стенку. Забит спит (осталась втулка).
R5 – R6: III 120 м.
С этого момента на всех станциях будут забиты спиты (остались втулки, поэтому уши нужно брать), а на некоторых веревках даже промежуточные и дырки под скаи D 8мм.
Вверх по стене R6 – R7: VI 45 м, 85°. Станция на полочке (есть втулка от спита + крюк). Первый контрольный тур!!!

От станции хочется сразу влево-вверх, но не стоит. Свисающая трава с землей затруднят и без того стремное лазание. Для начала влево по полочке 5м, а затем строго вверх. Со страховкой проблемы. От полки в 10-15 м забит спит. От него сложный переход вправо во внутренний угол-камин. Дальше проще.
R7 – R8: VI 25 м, А1, 85°, V 25 м 70°.

Немного метров простого лазания выводят на большую полку. Можно ночевать, поставить палатку. С водой (снегом) конечно же беда, и еще могут прилетать камни!!!
R8 – R9: III 50 м.

Походив по полке влево – вправо лезу прямо вверх. Сначала хорошо, но дальше хуже. Стена становится круче, а рельеф – разваленей. Пролез 25 м с одной точкой, хочется больше, а некуда – сплошные развалы. И вот счастье – большой кусок монолита – сразу забиваю спит. ИТО через небольшое нависание и мы на «бараньих лбах». Лазание сложное, нет точек страховки. Верх – вправо под нависание. Станция.
R9 – R10: VI + 35 м, A2 80°.

Через небольшое нависание вверх по трещине. Выйти на «бараньи лбы». Есть втулка от спита! Далее вверх на ИТО по дыркам D 8мм (3 шт), облегчат жизнь якоря и фифы. С последней дырочки лазанием выйти на полку. Также можно ночевать.
R10 – R11: VI + 25 м, A2 80°.

R11 – R12: V 50 м, 70°. Вверх по контрофорсу. Лазание не очень сложное. От станции вверх очень сложное лазание, местами ИТО (есть две дырочки под скаи + втулка от спита). Станция на двух спитах в начале полке (можно поставить палатку).
R12 – R13: VI + 10 м, A2 80°, V + 15 м, 80°. На крюке второй контрольный тур!!!

Дальше вверх – вправо по «конструктору» из известняковых блоков. Со страховкой снова – таки проблемы. На станциях втулки от спитов. Полка, огромная полка!!!
R13 – R15: V + 75м, 80°.
А впереди еще один бастион. И вид у него «не совсем хороший»

Темное время суток!!! Мостим площадку. Успели еще по полкам и стеночкам повесить три веревки под бастион.
R15 – R18: III – IV 120м.
Вечером пошел снег, и не прекращался всю ночь. Не покидают мысли о том, что кошки не взяли, а без них в такую погоду, наверное, плохо будет. Дюльферять, находясь уже под вершиной, как-то совсем не хочется.

От начала бастиона немного вправо и вверх к щели. По ней на ИТО (хорошо идут камалоты). Станция на полочке у начала камина.
R18 – R19: VI + 35 м, A2 95°.

Вверх по камину на ВЕРШИНУ!!! В 14.15 все пять человек были на горизонтали ))).
R19 – R20: VI + 30 м, A2 90°.

Спуск в провал между Ак-Каей и Кара-Каей (3350м). В тот же день не успели. Когда подходили под перемычку сорвали лавину (северные склоны, однако), пришлось лезть на засыпанную снегом сыпуху справа (на 3500 м), ночевать, а затем спускаться.

Группа «захвата»:
1. Рошко Владимир – руководитель, МСМК.
2. Бублик Сергей – МСМК.
3. Литовченко Алексей – МС.
4. Шимко Николай – КМС (отличный фотограф, все фото в этом материале принадлежат ему).
5. Романенко Дмитрий – КМС.
Шимко Калян Литовченко Леха Романенко Димон
Бублик Серега Рошко Вовчик
Группа наблюдения – поддержки:
  • Митюхин Ф.П. – МС, ЗТУ, старший тренер, идейный вдохновитель.
  • Пышкин А.В – начспапс.
  • Журавель В.П. – доктор.
  • Венславовский А.Н. – техническое обеспечение )))).