Руководитель: А.Лебедев, Москва

Отчет о горном походе 6 к.с. по Китайскому Памиру в 2011 г. Часть 2

Продолжение. Предыдущая часть здесь

3. ФОТОГРАФИИ И КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЛОКАЛЬНЫХ ПРЕПЯТСТВИЙ

3.1. Перевал Плато (4110, 1А). Перевал соединяет левый приток р. Шивахода, берущий начало с ледника Сарала, с долиной реки Кенгшиберсу близ устья её правого притока, стекающего с ледника Кенгсувар. Перевал представляет собой обширное плато. Категория сложности 1А дается за спуск с плато в долину Кенгшиберсу по осыпному склону и каменистому руслу ручья.

Ф. 3.1. Вид из долины Кенгшиберсу на спуск с перевала Плато (4110, 1А).

Координаты точки в русле ручья, к которой приводит спуск с плато: 38° 24.863'С 75° 12.636'В.

3.2. Перевал Западный Караташ (5000, 1Б). Перевал находится в водоразделе хребта Конгурмузтаг, ориентирован с юга на север и соединяет долины рек Игебельсу и Караташсу. Координаты седла: 38° 21.621'С 75° 24.657'В.

Ф. 3.2. Подъём к перевалу из долины Игебельсу осуществляется по каменистому руслу ручья.

Седловина перевала от русла ручья не видна, она скрыта за высоким моренным валом. Зато хорошо заметна седловина справа от перевала с характерными зубьями. Не доходя до ледника, стекающего с этой "зубастой седловины", следует повернуть налево и по осыпи подняться на перевал Западный Караташ.

Ф. 3.3. Подъём по заснеженной осыпи на пер. Зап. Караташ. Сзади - "зубастая седловина".

Ф. 3.4. Панорама с перевала Западный Караташ. Слева - путь в долину Караташсу, справа видны "зубастая седловина" и следы подъёма на перевал из долины Игебельсу.

Ф. 3.5. Северный (обращенный к долине Караташсу) склон перевала Западный Караташ.

3.3. Перевал Карла Богдановича (5260, 2А) и пик Богдановича (5410). Перевал находится в юго-восточном отроге пика 5410, ориентирован с юго-запада на северо-восток и соединяет висячую долину в бассейне реки Караташсу, простирающуюся с севера на юг юго-восточнее пика 5410, с ледником левого притока Караташсу.

Координаты седловины: 38° 24.037'С 75° 28.668'В. Перевал назван нами в честь выдающегося горного инженера, геолога, географа и путешественника Карла Ивановича Богдановича, который в 1889 г. в рамках экспедиции Михаила Васильевича Певцова посетил долину Караташсу и стал первым русским путешественником, побывавшем в Кашгарских горах. С тех пор вплоть до нашей экспедиции русские не посещали эту долину.

Рис. 3.1. Перевалы Богдановича и Северный Караташ. Источник карты - сайт "Поехали" (http://poehali.org/maps).

Пик 5410, названный нами пиком Богдановича, расположен в водоразделе хребта, который простирается с запада на восток и разделяет долины Караташсу (на юге) и Тересазсу (на севере). Высота пика на советской карте масштаба 1:100000 возможно завышена, наш GPS-приёмник показал на вершине 5330. Восхождение на вершину проходило по юго-восточному гребню с перевала Карла Богдановича.

Ф. 3.6.

Вид на пик и перевал Богдановича с морены ледника перевала Западный Караташ. Справа угадывается заход в висячую долину между южным и юго-восточным отрогами пика Богдановича. По этой долине мы поднялись к перевалу Богдановича.

Ф. 3.7. Подъём на перевал Богдановича, вид с юго-запада.

Ф. 3.8. Рассвет на перевале Богдановича.

Ф.3.9. На вершине пика Богдановича.

Ф. 3.10. Панорама с пика Богдановича на северо-запад. Справа - Конгур (7719).

Ф. 3.11. Панорама с пика Богдановича на юго-запад. 1- район перевала Западный Караташ. Красной линией показан спуск по долине с перевала Западный Караташ.

Ф. 3.12. Панорама с пика Богдановича на юго-восток. 1- пер. С. Караташ, 2- седловина пер. Богдановича, 3- озеро в висячей долине, по кот. мы поднялись на перевал Богдановича.

Ф. 3.13. Спуск с пика Богдановича в лагерь на одноименном перевале. На заднем плане озеро в висячей долине между ю. и юв отрогами пика Богдановича.

Ф. 3.14. Спуск с перевала Богдановича на северо-восток на ледник левого притока Караташсу проходит по 200-метровому снежно-ледовому склону крутизной около 40 град.

3.4. Перевал Северный Караташ (4995, 2А) расположен в хребте, который простирается с запада на восток и разделяет долины Караташсу и Тересазсу. Перевал ориентирован с юга на север и соединяет ледник левого притока Караташсу (на юге) с ледником правого притока Тересазсу (на севере). Координаты седловины: 38° 24.396'С 75° 29.310'В.

Ф. 3.15. На южной стороне пер. Сев. Караташ к седловине поднимается осыпной склон.

Ф. 3.16.

С седловины перевала мы прошли по гребню около 70 м на восток и нашли место для оптимального спуска с карниза. Спуск с карниза ведет на дно разлома, который ограничен с севера снежно-ледовым ребром.

Ф. 3.17. По этому ребру следует пройти на запад и, не доходя до рандклюфта, спуститься по 100-м сн-лед склону крутизной около 35 гр на плато ледника.

Ф. 3.18.

Ниже плато ледник образует крутую ступень. Спуск с неё осуществляется косым траверсом по ходу вправо до осыпных островков и далее до правобережной морены ледника. Крутизна льда на траверсе около 25-30 град.

Ручей с ледника образует круто ниспадающую долину, которая, однако, легко проходится по орографически правому борту. Перед впадением в Тересазсу ручей входит в короткий каньон и низвергается водопадом.

Ф. 3.19. Перед входом в каньон в левом борте имеется разрыв в скалах, через который мы обошли водопад.

Ф. 3.20. Вид из долины Тересазсу. Лиловой линией указан другой, более простой, но более высокий обход водопада.

Перевал Ледопадный (4800, 3А) находится в юго-восточном отроге вершины 5217, который отделяет маленький ледник, стекающий с восточного склона этой вершины, от его большого южного соседа - южной ветви ледника Чимген.

Рис. 3.2. Перевал Ледопадный и пик Кызылсель (6525).

Координаты перевала: 38° 31.701'С 75° 20.654'В. Перевал служит для обхода верхней части ледопада южной ветви ледника Чимген.
Выделение перевала в качестве самостоятельного локального препятствия призвано уравнять в правах туристские группы, достигающие плато южной ветви ледника Чимген разными путями. Действительно, группа, пришедшая на плато через перевал Трамплинный (5012, 3А), см. на карте зеленый трек, и совершившая после этого траверс пика Кызылсель (6525, 3Б), получит в справках о зачете похода набор локальных препятствий 3А и 3Б. Другая группа, одолевшая не менее сложное (на самом деле - более сложное) препятствие, чем перевал Трамплинный, а именно - ледопад южной ветви ледника Чимген и попавшая на плато через перевал Ледопадный, после траверса пика Кызылсель тоже получит в справках 3А и 3Б. И это справедливо. В противном случае, если перевал Ледопадный не выделять в качестве самостоятельного локального препятствия, то вторая группа за более сложный путь получит меньшую оценку - просто 3Б.

Вся сложность перевала Ледопадного заключается в прохождении нижней части ледопада ледника Южный Чимген. Поэтому связку перевалов Трамплинный и Ледопадный следует классифицировать, как 3А.

Ф. 3.21. Вид на ледопад южной ветви ледника Чимген из кармана правобережной морены. Вдали пик Кызылсель (6525).

Цель - попасть на осыпь над скалами левого борта ледника. Путь оттуда до седловины перевала Ледопадный прост и проходит по осыпям и пологому леднику. Общая стратегия прохождения ледопада сохранилась с его первопрохождения в 2000 г., она включает:

1) вход в ледопад между центром и левым бортом ледника
2) подъём по нижней крутой части ледопада наискосок, смещаясь к центру ледника
3) вход в котлы (большие разломы) и движение по ним к левому борту.

Ф. 3.22. Вот примерно такой путь по ледопаду прошла наша группа.

Ф. 3.23. На подступах к ледопаду.

Ф. 3.24. У подножия ледопада.

Ф. 3.25 - 3.26. Подъём по нижней крутой части ледопада имел характер лестницы из ступенек и стенок.

Ф. 3.27 - 3.29. Особенно протяженная стенка была перед траверсом к центру ледника.

Ф. 3.30. Потом был траверс к центу ледника.

Ф. 3.31. После траверса мы вошли в "котлы", котлы - это широкие разломы ледника, дно которых покрыто обломками льда.

Ф. 3.32. Стены у котлов не монолитные, а состоят как бы из ледового конгломерата.

Ф. 3.33. Стены у котлов не монолитные, а состоят как бы из ледового конгломерата.

Обычная техника в котлах - движение в связках с одновременной и попеременной страховкой. Бывают также участки перил для подъёма на стенки и для спуска в разломы. В котлах этого ледопада мы вешали перила 6 раз - траверс острого ледового гребешка, 4 спуска дюльфером и один подъём на стенку.

Ф. 3.34. Верхом на ледовом гребешке.

Ф. 3.35. Первый спуск в разлом.

Ф. 3.36. Котлы - это гиблые места. В них всё подвижно. Сверху падает лед, и под ногами в любой момент может разверзнуться трещина.

Ф. 3.37. Котлы - это гиблые места. В них всё подвижно. Сверху падает лед, и под ногами в любой момент может разверзнуться трещина.

Ф. 3.38. Котлы - это гиблые места. В них всё подвижно. Сверху падает лед, и под ногами в любой момент может разверзнуться трещина.

Ф. 3.39. Второй спуск по перилам на дно разлома; Ф. 3.40. В глубоком котле.

Ф. 3.41. А это подъём на стенку, точнее вид назад - со стенки на дно разлома.

Ф. 3.42. Наконец, в лучах уже заходящего солнца мы увидели, что вот-вот выйдем на осыпь...

Ф. 3.43. Последние метры.

Ф. 3.43*. Последние метры.

Спуск с перевала Ледопадный на южную ветвь ледника Чимген прост и проходит по осыпи.

Ф. 3.44. Вид на Конгур (7719), вершину 5217 и перевал Ледопадный (4800) с восточного гребня пика Кызылсель