Руководитель: И.Иванова, Москва

Отчет о горном походе 5 к.с. по Внутреннему Тянь-Шаню летом 2011. Часть 3

ФОТОАЛЬБОМ к отчету

Продолжение. Часть 2 здесь

12.08.2011.Спуск по безымянному ручью, вытекающему из ледника №219, подъем по реке Джангарт.

Мороз и солнце, день чудесный! Стоило развернуться в долину, как погода резко улучшилась. Впрочем, к вечеру опять дождь, гроза. Сегодня решаем спуститься до долины Джангарта, а там уже решать, нужна ли нам посторонняя помощь и, если да, то в каком формате.

Выход в 8.00. Травмированная нога за ночь отекла, утром не с первой попытки получается запихнуть её в замерзший ботинок. Пока страдалец шнуруется, рассматриваем наконец открывшиеся стены левого борта долины, ведущие к вершинам 5271, 5172 и 5318 (Фото 12.1). Стены отряхиваются после непогоды, сбрасывая вниз легкие жемчужные лавинки. Единственный возможный путь подъема на стену – сложный и высокий ледопад, выводящий не на седловину, а на предвершину в. 5271 (Фото 12.3). Спуск оттуда на запад, вероятно, возможен, но, если это и перевал, то никак не ниже 3Б.

От лагеря на покровных моренах правого борта спускаемся сначала по леднику, далее, в обход зоны трещин, выходим на морены (Фото 12.2). Оказывается, что наш страдалец, идущий по леднику почти с нормальной скоростью, на камнях сразу теряется. Поэтому, после выполаживания (ок. 1 хч. от лагеря в его темпе), опять выходим на пологий, открытый, слегка холмистый ледник, и движемся по нему почти до самого языка еще ок. 0,5 хч. После выходим на морены левого берега долины. Впрочем, правый берег на этом участке ничуть не хуже. Дальнейший спуск по хаосу морен через гребни, ямы и участки мертвого льда описанию не поддаётся. Слева (по ходу) остается узкий, высокий, очень подвижный ледопад, выводящий в тупиковый цирк ледника № 218, при спуске с СЗ также осложненного ледопадами. Нет, логичным перевалом здесь и не пахнет. Ниже путь по моренам левого борта преграждается грязным ледовым сбросом, из-под которого вытекает бурная река. По узкому заморененному ледовому гребешку переходим на правый берег и спускаемся к реке по мокрому конгломератно-осыпному склону крут. до 35° вдоль грязного ручья. На каменисто-песчаных площадках на правом берегу относительно чистой реки устраиваем обед, перебинтовку и отдых. От спуска с языка ледника ок. 2 хч. в темпе страдальца.

Ниже места обеда река опять уходит под мертвый лёд и осыпные завалы. С правого берега реки поднимаемся на песчаный холм и продолжаем движение по песчаным площадкам, моренным гребням, осыпным и тр-ос террасам, придерживаясь левого (ор.) борта долины. Наконец (чуть менее 1 хч. от места обеда) выходим в тр-ос карман левобережной морены. Здесь поверхность гораздо ровнее, встречаются слабые тропы (скорее всего – козлиные). Ниже начинаются травянистые склоны, поросшие колючими кустами карганы. Траверсировать их малоприятно, и мы спускаемся на левый берег реки. Далее спуск по каменистому руслу, пока река не уходит сначала в глубокий сай, а далее - в устьевой каньон. К слиянию ручья с Джангартом мы спускаться не хотим, поэтому поднимаемся по трав. склону левого берега (крут. до 35°, перепад менее 50м.), траверсируем по тр-ос террасам над каньоном, забираем влево по ходу и спускаемся по крутому трав. склону на правый берег Джангарта в районе крупного осыпного конуса (чуть более 1 хч. от выхода в карман морены). Наверное, можно было бы не спускаться к реке, а траверсом правого берега Джангарта по козлотрассам выйти прямо на трав. бугор над устьевым каньоном ручья, вытекающего из ледника № 217, но наш хромец траверсы не любит. Далее, по своим собственным следам пятидневной давности (см 07.08.2011), наперегонки с грозой поднимаемся по трав-кустистым склонам на бугор над устьевым каньоном и выходим на трав. площадки на правом (ор.) берегу ручья (чуть более 0,5 хч от начала подъема), где в 18.15 ставим лагерь. После непогоды воды в реке заметно меньше, чем в прошлый раз, однако, переправу решаем отложить на утро.

Итого: хч:6-6,5 со скоростью страдальца км 10, в зачет 8 Высоты 4050-3170-3400

13.08.2011 Подъем правым берегом реки Джангарт и далее по ручью Джангарт Правый.

Погода, в целом, хорошая. Переменная облачность, ветренно, холодно. Хромец, похоже, помирать не собирается, поэтому решаем подняться к заброске, оставленной нами в устье Акогуза, а там уже решать, что делать дальше.

Выход в 7.40. Уже знакомым путем переправляемся через реку, поднимаемся на травянистые террасы левого (ор.) берега реки, обходим каньон и снова спускаемся в долину Джангарта (см 6.08. Фото 13.1). Но сейчас мы не повторяем старой ошибки: не спускаемся к реке, а остаемся на пологих травянистых террасах правого берега. Здесь есть участки тропы, встречаются родники и удобные места для ночевок. Передвижение быстрое и удобное. Чуть более чем за 2 хч. подходим к устью Акогуза, переправляемся на его левый (ор.) берег, и останавливаемся на обед. Попутно выкапываем и потрошим заброску, думаем о наших дальнейших действиях.

Наш страдалец сообщил, что желает продолжать маршрут и жутко обидится, если мы его спишем. Поскольку идет он теперь лишь немногим медленнее остальных, и нам тоже очень не хочется с ним расставаться, решаем продолжить маршрут в полном составе. Но все же, темп мы потеряли, да и погода оставляет желать лучшего. Имеющихся у нас продуктов и горючего может не хватить и на пик Летавета, и на два первопрохождения, запланированных до завершения второго этапа похода. Поскольку восхождение на пик Летавета (пусть и по новому, технически сложному маршруту) является целью чисто спортивной, мы решаем отказаться от него ради выполнения исследовательской части, даже рискуя не выполнить норму, необходимую для «пятерки». На чем и порешили.

После обеда продолжаем подъем правым берегом Джангарта по уже хоженому нами пути (см 06.08). Единственным затруднением оказывается переправа через ручей, вытекающий из ледника № 211. В прошлый раз мы переходили его утром почти не заметив, сейчас же, во второй половине дня, путь нам преграждает мутный ревущий поток (чуть менее 1,5 хч от Акогуза). Впрочем, побродив вверх-вниз, нам удается перепрыгать по камням через два основных рукава, не замочив ног. Дальнейший подъем по каменистому правому берегу Джангарта до поворота долины и далее к слиянию ручьев Правого и Левого Джангарта (Фото 13.2). Левый Джангарт спокойно течет по широкой пологой долине. В верховьях ледника видна правильная пирамида пика Иллюминация (5048), одной из самых красивых вершин района. Мутный поток правого Джангарта, вытекающий из узких скальных ворот, течет в глубоком сае, промытом в крупноосыпном завале, преграждающем вход в долину. На правом берегу реки чуть ниже слияния прекрасная ровная травянистая терраса, живописно засыпанная крупными скальными обломками. Прекрасное место для ночевки (1 переход, 40-45 мин. от ручья № 211), но мы решаем, что ночевать пока рано. По крутому (до 30°) крупноосыпному склону поднимаемся на тело глыбового завала и начинаем подъем по правому (ор.) берегу Правого Джангарта. Подъем весьма неприятен – крупноосыпной склон сменяется размытым конгломератом, путь подъема просматривается плохо. Приходится спускаться в конгломератные промоины, выходить на узкие гребни, траверсировать крутые подвижные склоны. На ночевку тут не встанешь – нет ни площадок, ни воды. Весь путь проходит весьма высоко над мутной рекой. Наконец, выходим в русло слабого чистого ручья, текущего с правого борта долины. Поднимаемся немного вдоль него и на песчано-осыпных площадках возле ручья ставим лагерь (ок. 1 хч. от слияния правого и Левого Джангарта), чуть не доходя до концевых морен ледника Правый Джангарт.

P.S. На площадках возле лагеря и выше в долине ручья мы заметили следы, очень похожие на следы датчан, виденные нами на Чулакторе. Мы не сомневались, что они принадлежат членам той же экспедиции, но они ничего не пишут о восхождениях в верховьях Джангарта. Мы не знали, что и думать... Позже выяснилось, что следы принадлежат испанской двойке (Tomeu Rubi и Cati Llado), заехавшей вместе с датчанами, но ходившей отдельно (http://desnivel.com/expediciones/primeras-ascensiones-espanolas-en-el-djangart-occidental и http://www.alpinist.com/doc/web11x/newswire-spanish-kyrgyzstan).

Итого: хч: 5,5 км 13, в зачет 3 высоты: 3400-3760

14.08.2011 Ледник Джангартынбаши Правый – подход под перевал Джангартын Облачный 3А.

Погода хорошая. Выход в 7.50.

От лагеря в русле незначительного правого притока ручья Джангарт Правый по некрутому (10-15°) осыпному склону поднимаемся на широкие плоские песчаные террасы на концевых моренах ледника (возможны удобные ночевки) и по ним, выше по некрутым моренным холмам поднимаемся вдоль реки к языку ледника (ок. 1 хч. от лагеря). Язык открытый, заморененный, подтаявший и холмистый (Фото 14.1). Подъем возможен по валу плотной покровной морены вдоль правого (ор.) борта или по береговым моренам левого борта. Выбираем покровную морену – она к нам ближе. Поднимаемся по вмерзшей в лёд мелкой осыпи крут. 5-15° на крутой холмистый язык (15-20 ход. минут). Выше покровная морена оказывается прорезана глубоким извилистым руслом ледникового ручья правого борта. Часть группы надевает кошки и выходит на ледяные холмы левого берега ручья (крут. до 20-25°), другая часть, перепрыгнув через ручей, продолжает подъем по валу покровной морены. Выше ледник выполаживается, холмы и русла ручьев исчезают, и мы оказываемся на плоском пологом открытом леднике Джангартынбаши Правом (менее 1 хч. от начала подъема на язык). Идём легко и быстро, постепенно набирая высоту, рассматривая при ярком солнышке склоны окрестных хребтов.

Правый борт в нижней части долины высокий, скальный. Выше в нём появляются узкие ск-ос и ск-сн-ос кулуары, неприятные, но несложные (ок 2А). Это перевальные взлеты возможных перевалов на ледн № 211 (Фото 14.2). Их обратная сторона – крутые, но короткие сн-лед склоны сложностью ориентировочно 2А-2Б в СЗ ребре пика Летавета, хорошо видимые из долины Джангарта или с её противоположного борта. Выше в правом борту долины видна ещё одна сн-лед седловина сложностью ок. 2Б. Она выводит не в цирк ледн № 211, а к основанию ЮЗ ребра вершины 5101. Спуск оттуда напрямую приводит на правый приток ледника Джангартын Правый к началу подъема на пик Летавета. Возможно, с седловины траверсом сн-лед склонов вершины можно выйти на низкую широкую седловину между верш. 5101 и пиком Летавета, обрывающуюся на ледник № 211 сложным крутым ледопадом. Если это так, то сложность этого перевала можно оценить ок. 3А, он окажется не проще, но заметно ниже параллельного ему перевала Летавета 3А. Впрочем, оба эти перевала ещё ждут группы, которые пройдут их насквозь. Ещё выше ледник Джангартын Правый принимает в себя крупный правый приток, ведущий к подножию пика Летавета и перевалу Гельфгата, пройденным В.Кодышем в 2008 году. А наш путь лежит далее вверх по основному леднику (Фото 14.4).

Левый борт долины Правого Джангартына ск-ос, осложненный маленькими висячими ледниками, хорошо отснят группой Кодыша с вершины пика Летавета. Однако, на фотографиях «в лоб» совершенно не видны простые пути подъема на хребет. В реальности же существуют по крайней мере 2 седловины (на кодышевской карте не отмеченные) сложностью не более 2А, по крайней мере, на подъем (Фото 14.3, 14.5). Только подниматься нужно не по прямой, а петляя по ск-ос и сн-лед контрфорсам, полкам и ступеням. Противоположную сторону этих перевалов (со стороны ледника Джангартын Левый) подробно рассмотреть не удалось, однако общий характер склонов позволяет надеяться, что там окажутся несложные сн. кулуары на ск-ос склоне, что так же не превысит 2А к.т. (Фото 16.2)

Выше ледник становится закрытым, появляются трещины. Прежде чем связываться, уходим в левый (ор.) ранклюфт ледника под скальную стену вершины 4961. Здесь уютные, защищенные от ветра сн-ос площадки, чистый ручей (Фото 14.6). Возможна ночевка, но мы останавливаемся только на обед (ок. 2 хч. от выхода на выполаживание ледника).

После обеда в связках продолжаем подъем по закрытому пологому леднику Джангартын Правый, минуя крупный правый (ор.) приток, в верховьях которого остается узкая широкая седловина № 42, ведущая на ЮВ через главный хребет (Фото 14.7). Слева (ор.) остается крутой короткий цирк между вершинами 5144 и 4961. Северная сторона цирка – разрушенная скальная стена, логичных перевалов на Джангартын Левый здесь быть не может. А на ЮВ, в гребне верш. 5144 видна высокая сн-лед седловина № 39А 2Б-3А к.т. Позже (см 16.08 Фото 16.2) мы увидели её обратную сторону – сн-лед склон, подрезанный в нижней части разрушенными ск-ос контрфорсами с узкими снежными кулуарами. В целом, седловина оставляет впечатление непростой (ок. 3А), но проходимой и логичной. Мы же продолжаем подъем по основному леднику, минуем скальный контрфорс вершины 5144 и по сн-лед, слегка рваному склону крут. до 20° поднимаемся на очередную ступень ледника (ок. 1 хч. от обеда). Отсюда прекрасно видна сн-лед седловина № 39 в левом борту, также ведущая на ледник Джангартын Левый (Фото 14.8). На подъем она представляет собой ровный сн-лед склон крут. до 45-50° и протяженностью около 4х веревок, со снежной мульдой и, возможно, бергом в верхней части. Как выяснилось позднее (см. 16.08 Фото 16.2), её западная сторона представляет собой крутой сн-ос склон с крупными скальными островами. Ориентировочно, сложность седловины можно определить как 2А-2Б. Но пока достоверной информации о противоположной стороне у нас нет, а по спутниковым снимкам она нам не нравится, поэтому продолжаем подъем, целясь на ск-ос бугор левого (ор.) борта, скрывающий из вида верховья ледника. Возможно, на бугре найдутся теплые осыпные площадки и жидкая вода. Поднимаемся по центру закрытого ледника. На перегибе возле бугра – зона трещин, частично скрытая снегом. Обходим её вдоль правого (ор.) борта и выходим на верхнее плато ледника (Фото 14.9). Прямо перед нами низкая сн-лед седловина, ведущая на юг через главный хребет. Справа по ходу – две высоких седловины: одна сн-лед, другая – ск-ос. Сделав широкую дугу в обход зоны трещин вокруг бугра, возвращаемся на бугор и действительно обнаруживаем там осыпные площадки и рядом на леднике – небольшой ручей (чуть больше 2 хч. от обеда). Пока ставится лагерь, одна связка уходит вперед на разведку.

Низкая седловина через главный хребет проходимой не выглядит. Несмотря на поднимающиеся из долины облака, удается разглядеть круто падающий на юг узкий ледопад, зажатый в высоких скальных стенах. Нет, здесь не стоит ожидать прихода гостей из-за границы. Ск-ос седловина № 40, находящаяся в СЗ углу цирка и заявленная у нас основным вариантом, тоже не оправдывает ожиданий. К ней ведет мокрая скальная стена, в верхней части осложненная сн-ос склоном. В том районе что-то постоянно падает. Просматривается путь в обход скал, сначала по снежному склону треугольной вершины северо-восточнее перевала, далее по крутым сн-ос полкам и кулуарам, с выходом на снежный гребень и спуском траверсом на седловину. Путь этот не сложный, но чрезвычайно опасный. Организовать в сн-ос кулуарах надежную страховку получится вряд ли, а падать оттуда далековато. Один инвалид в команде у нас уже есть, и нам его хватит.

Третья седловина – самая высокая в цирке. Она находится к северу от узловой вершины 5066 и имеет высоту около 5000. К седловине ведет крутой сн-лед склон, подрезанный парой бергшрундов, с несколькими лавинными выносами в нижней части. Для подъема эта седловина смотрится наиболее перспективной, но у нас пока нет уверенности, что она ведет на ледник Джангартын Левый, а не на юг через главный хребет. Возвращаемся в лагерь на ск-ос бугре и садимся гадать на картах.

Итого: хч: 5,5-6 км:10 высоты: 3760-4650

15.08.2011 Пер. Джангартын Облачный 3А – ледник Джангартын Левый.

Пер. Джангартын Облачный (№40a) 3А сн-лед п/п

Высота 4990
Координаты: N 41°36'42.66" E 78°53'20.90"
Находится у основания северного отрога хребта Кокшаал-Тау, к сев. от узловой в. 5066.
Соединяет верховья ледников Джангарттынбаши Прав. и Лев. (истоки реки Джангарт).
Первопрохождение 15.08.2011 в направлении В-З.

Погода удовлетворительная. Переменная облачность, временами снег. Видимость периодическая.

Карты говорят, что высокая сн-лед седловина к северу от вершины 5066 действительно ведет на ледник Джангартын Левый, к тому же обещают, что западный склон будет длиннее и уже, но не принципиально сложнее восточного. Принимаем решение не рисковать на 40-м и не возвращаться на 39-й, а идти через эту безымянную красивую седловину.

Выход в 8.20. От лагеря на ск-ос бугре на левом (ор.) борту цирка по пологим, сн-лед, местами разорванным склонам подходим под перевал и начинаем подъем по лавинным выносам, выше – по снежному склону крут до 30-35° (Фото 15.1). Выше склон становится ещё круче (до 45-50°), начинаем вешать веревки. К сожалению, докопаться до льда на всем протяжении перевального взлёта нам так и не удалось, все точки делались на ледорубах. Поднимаемся сначала по центру, далее, преодолев бергшрунд, уходим вправо по ходу, так как склон там чуть положе, чем по центру. Однако не стоит подходить под скалы северного борта перевального взлёта: там течет ручей, регулярно летят камни, а на гребне висит небольшой карниз с сосульками. 5я веревка выводит нас почти на гребень, чуть севернее и выше нижней точки седловины. Погода к этому моменту сильно портится. В разрывах облаков мы видим только очень узкий гребень с карнизами на обе стороны и почти вертикальный снежный склон, уходящий вниз на запад. Седловина нам категорически не нравится, поэтому решаем уходить еще правее по ходу (севернее и выше), где за гребнем видны ск-ос жандармы. Надеемся, что там можно пересидеть непогоду, осмотреться (Фото 15.2) и отдохнуть. Вешаем еще 0,5 веревки (крепление на петле на скалах) траверсом по снежному, ближе к скалам ледовому склону крут 15-25° и выходим на пологую, разрушенную ск-ос площадку у вершины жандарма. Здесь можно собраться всей группой, снять рюкзаки, погулять без страховки. Время 13.00.

Жандармы оказываются вершиной крутого скального ребра, спускающегося на ледник Джангартын Левый (Фото 15.3). Если была бы погода, отсюда открывался бы хороший вид на пик Иллюминация и вершины левого борта ледника Джангартын Левый (Фото 15.4). Сейчас же мы с трудом различаем в редких просветах ближайшие объекты. Впрочем, постепенно погода улучшается. И нас ждёт великая радость, когда нам наконец "показывают" западный склон нашей седловины! Карниз на западную сторону оказывается совсем маленьким, а высота западного склона (действительно очень крутого!) не более 10 м (Фото 15.5). Ниже располагается сн-лед мульда, защищенная от ветра со всех сторон. Выход из мульды возможен через узкие скальные ворота, путь дальнейшего спуска пока не просматривается. Спускаемся в мульду по сн-лед склону крут до 30-35° (0,5 веревки), замыкающий без проблем спускается с рюкзаком по ск-ос полкам скального ребра. Здесь очень уютно, безветренно. При необходимости возможна ночевка. В солнечную погоду по скалам текут ручьи, но нам достались только сосульки. Есть несколько незначительных трещин.

Перевал решаем назвать Джангартын Облачный (по местоположению и погодным условиям). Следующий день показал, что с названием мы угадали – даже когда небо расчистилось, на вершине 5066 всегда висело облако, закрывающее и седловину. Категорию трудности предполагаем 3А. Мы уже повесили 6 веревок, да и на спуск рассчитываем повесить не меньше. Тур сложили на осыпной полке на правом (СЗ) борту мульды, ниже уровня седловины. В мульде перекусывем и наслаждаемся одним из самых красивых видов похода: сквозь скальные ворота и разрывы облаков видна правильная пирамида пика Иллюминации (Фото 15.6).

После обеда в 14.30 начинаем спуск на запад. Идем в связках по сн-лед склону крут. до 30°, минуем скальные ворота на выходе из мульды (до 35° на коротком участке), далее спускаемся по широкому кулуару, придерживаясь правого (ор.) борта. Скоро кулуар сливается с южным собратом – слева подходит снежный склон крут. до 35-40°, выводящий на южный борт нашей же седловины, но мимо уютной мульды. Ниже слияния кулуар расширяется и выполаживается до 25°. Встречаются нечастые узкие трещины, которые мы с удовольствием переезжаем на самой удобной точке опоры :-)

Но далее склон опять становится круче (до 40°) и до цирка не просматривается (Фото 15.7). Начинаем вешать веревки вниз по ЛПВ, сначала - на ледорубах, ниже - на бурах. 5 веревок по снежному склону крут. 40-45° замыкающий снимает и спускается с нижней страховкой, нижние 2 веревки по грязному льду крут 45-50° сдергиваем через ледовую проушину (без происшествий). Всего до выполаживания было провешено 7 веревок (Фото 16.2). Далее в связках по лавинным выносам спускаемся в верхнюю камеру под СЗ склонами вершины 5066. Время – 16.10. Слева (на юге) остается низкая широкая седловина № 130, ведущая на юг через главный хребет, но в облаках подробностей рассмотреть не удается.

Спуск из верхней камеры на основной ледник Джангартын Левый возможен по ледовому склону на север, но осложнен зоной трещин (или коротким ледопадом?) на перегибе ледника. Обходим её справа (по ходу) под склонами скального ребра, на вершине которого отдыхали после подъёма. Там тоже трещины, приходится немного побродить по слабым мостам, но, в конце концов, мы находим проход и оказываемся в широком некрутом (15-20°) сн-лед желобе, спускающемся, в обход ледопада, на правый борт ледника Джангартын Левый. Выходим на ледник и почти сразу утыкаемся в заболоченный участок. Жидкая вода в хозяйстве не помешает. На первом же локальном возвышении в 17.10 ставим лагерь (0,5 хч. от спуска в верхнюю камеру ледника).

К вечеру погода улучшается. В верховьях ледника виден пик Иллюминация: с этого ракурса не такой пугающе красивый – гора как гора. Виден так же наш следующий перевал (№ 38) в западной стене цирка, видна вершина 5144 и седловина № 39А в её СЗ отроге, которую мы рассматривали с востока, в створе долины виден перевал Ачкиташсай и вершина 4891 в "Северном Узле", а также перевал Ледопадный.

Итого: хч. 5,5-6 км: 3 Высоты 4650-4990-4360

16.08.2011. Перевал Снежный 2А – долина реки Кайче.

Пер. Снежный (№38) 2А сн-лед п/п

Высота 4810
Координаты: N 41°35'57.63" E 78°51'28.43"
Находится у основания северного отрога хребта Кокшаал-Тау, к югу от в. 4924.
Соединяет верховья ледн. Джангарттынбаши Лев.(исток Джангарта) и ледн. №151 (бассейн р. Кайче).
Первопрохождение 16.08.2011 в направлении В-З.
Тур не строили, записку не оставляли.

Переменная облачность, временами снег и дождь.

Утром солнечно и холодно. Выход в 8.35.

В связках по пологому закрытому леднику подходим под сн-лед взлёт перевала № 38. (Ок. 1 хч. от лагеря Фото 16.1). Слева (по ходу) остается пик Иллюминация и низкая сн-ск седловина № 38с, ведущая на юг через главный хребет. Наш перевал, высокая снежная седловина, хорошо виден в западной стене цирка, между невысокой узловой вершиной и вершиной 4924. К седловине ведет некрутой 25-30°, сн-лед склон, без явных трещин, но с ледовыми проплешинами. Подъем в связках, на отдельных участках с глубокой тропежкой. Справа (по ходу) остаются сн-ос склоны СВ ребра вершины 4924. По ним возможен несложный подъем на сн-лед плато левого истока ледника № 209, ведущее к перевалам №№ 37-35 в долину Кайче. Вчера со спуска мы видели, что подъем на плато по ледникам прегражден ледопадами, не сложными, но все-таки… Здесь же подъем не представляет сложности. Вероятно, это не самый короткий, но наиболее простой путь подъема с ледника Джангартын Левый к перевалам левого борта его левого истока. С восточной стороны их сложность можно оценить как 1Б-2А к.т., однако то, что мы увидели на западной стороне, вообще заставляет усомниться в их проходимости, или, по крайней мере, логичности (см. далее).

По сн-лед склону крут до 25-30° в связках поднимаемся на широкую снежную седловину перевала (чуть более 1 хч. от ледника). Перед выходом на седловину встречается единственная трещина, в остальном подъем не сложен, хотя и утомителен. Седловина перевала очень широкая, снежная, с небольшим карнизом на западную сторону. Возможна ночевка на снегу. Тур построить не из чего, кругом только снег, поэтому название «Снежный» было принято без возражений. Категорию трудности подъема определили как 1Б, но по результатам спуска решили все же поднять до 2А.

На седловине пережидаем очередной облачный фронт, пытаясь рассмотреть в разрывах туч наш вчерашний путь и западную сторону перевалов № 40, № 39 и других, ведущих с ледника Джангартын Левый на Джангартын Правый (Фото 16.2). Общее впечатление весьма приятное: в хребте много еще не пройденных седловин, сложностью от 2А до 3А ктр. Район ждет своих первопроходцев. Нам же надо уходить дальше на запад.

Спуск с седловины на ледник № 151 проходит так же по сн-лед склону крут. до 30-35°, но гораздо более жесткому, чем восточный (Фото 16.3, 16.4). В верхней части склон осложнен небольшим карнизом, который мы обходим с южной стороны. Дальнейший спуск серпантином (связки, кошки!) по ледовому склону до выполаживания занял ок. 0,5 хч. Хотим заметить, что там, где мы (включая нашего инвалида) шли пешком, группа в походе «тройке», возможно, решит повесить пару-тройку веревочек. И будет права. Поэтому общую сложность перевала оцениваем как 2А.

Дальнейший спуск по пологому (5-15°), открытому, слегка заморененному леднику. Слева остается широкая сн-ос седловина № 38а, ведущая на юг через главный хребет, а справа – совсем низкая осыпная седловина в восточном отроге вершины 4924, ведущая в долину следующего правого истока реки Кайче, вытекающего из ледника № 152. Как выяснилось позднее, устье этого ручья упирается в солидный каньон на реке Кайче, поэтому попадать в ручей, при необходимости, придется именно через эту седловину. У подножия седловины останавливаемся на обед на черных основных моренах ледника № 151 (Фото 16.5). От перевала – 1 переход (40-45 ходовых минут). Погода снова портится.

После обеда под моросящим снегодождем спускаемся по моренам между двух слабых ручьев. Ниже по подвижному мелкоосыпному склону крут. до 20-25° выходим к истоку реки (менее 0,5 хч. от обеда). Она выбивается из-под морен уже серьезным потоком. Дальнейший спуск левым берегом ручья, текущего в узкой глубокой долине со скально-осыпными бортами, к его слиянию с равнозначным левым притоком, стекающем с седловины № 134 через главный хребет. Но разглядеть подробности в тумане невозможно. Продолжаем спуск вдоль ручья, временами перепрыгивая по камням на правый берег, но в итоге возвращаясь обратно на левый. Скоро подходим к широкому каменному выполаживанию, где река принимает очередной левый приток, спускающийся из-под перевала Кайче. Наверное, отсюда реку уже можно называть Кайче. Разглядеть перевал в тумане не получается, видно только, что в ту сторону поднимаются пологие сн-лед склоны. Тропы, обозначенной на карте, мы не увидели, но пограничники утверждают, что раньше через Кайче южные соседи гоняли скот пастись на киргизской земле. Видимо, сложность перевала не превышает 1А. Мы же продолжаем спуск левым берегом Кайче, уже мечтая о ночевке на травке.

Тем временем широкое русло становится всё уже и уже, река постепенно уходит в глубокий конгломератный сай и далее в скальный каньон (40-45 ходовых минут от места обеда). Место необычное и очень живописное (Фото 16.6). С трудом вытащив фотографов из каньона, поднимаемся на тр-ос террасы левого берега и траверсируем над каньоном по широким скально-осыпным полкам и некрутым тр-ос склонам, пока не выходим на песчано-травянистый бугор, недалеко от слияния Кайче и её очередного правого притока, стекающего с ледников № 152 и № 153, откуда каньон открывается во всей красе (Фото 16.7). Зрелище достойное. Узкий глубокий каньон прорезан в мягких разрушенных сланцах. Видны несколько солидных водопадов. Очевидно, что каньон, протяженностью более километра, совершенно непроходим. Обойти его по правому берегу также невозможно – устье его правого притока, ведущего к перевалам № 37-35, окружено высокими скальными стенами. Может быть, попасть в долину этого ручья можно траверсом крутых осыпных склонов правого (ор.) берега Кайче, далее левого (ор.) берега ручья выше каньона, однако этот вариант кажется маловероятным – наиболее крутая и высокая часть траверса из долины Кайче не просматривается. Наиболее логичным путем к перевалам № 37-35 кажется виденная нами осыпная седловина в западном ребре вершины 4924, позволяющая связать цирки ледников № 151 и № 152. Однако, при наличии простого перевала с ледника № 151 напрямую на ледник Джангартын Левый, смысла, кроме чисто спортивного, данный маневр иметь не будет.

С трудом оторвавшись от созерцания каньона, продолжаем спуск по некрутым трав-песчаным склонам к слиянию Кайче и её крупного левого притока, текущего с ледников № 145 и № 146. На этой реке также видны каньонистые участки, но гораздо менее впечатляющие, чем на правом истоке Кайче, и легко обходимые как по правому, так и по левому берегу. Спускаемся к слиянию двух истоков. Левый течет в широком русле, правый только-только выходит из каньона. Переходим вброд (глубина по щиколотку) правый исток и оказываемся на правом берегу Кайче, с этого момента уже действительно крупной реки. Недалеко от слияния на травянистой полянке правого берега ставим лагерь (40-45 ходовых минут от начала каньона).

Итого: хч: 4,5-5 км 10 Высоты: 4360-4810-3800.

17.08.2011. Долина реки Кайче, выход к заброске. Полудневка.

Переменная облачность. В середине дня – дождь, гроза.

Выход в 8.00. От лагеря на правом берегу Кайче, недалеко от слияния её истоков, продолжаем спуск по тр-ос склонам, сначала вдоль реки, далее, когда русло становится уже, а склоны круче, по террасам правого берега. Утром, в хорошую погоду отсюда видны небольшие спокойные цирки обоих истоков Кайче и простые перевалы, ведущие на юг через главный хребет (Фото 17.1). Узкая глубокая долина зажата в разрушенных скальных бортах. Левый борт кажется совсем неприступным, в правом видны крутые долины коротких ручьев, ведущих к перевалам № 33, № 34 на Джангартын Левый и № 133 и № 33б на ледник № 204. Если верхний из ручьев, ведущий к седловинам № 33 и № 34, ещё смотрится проходимым, хотя и малоприятным, то остальные попахивают суицидом. Если здесь и есть перевалы, то не менее 2Б-3А к.т., причем серьезные усилия придется приложить, чтобы просто подняться в цирки маленьких ледников, к подножию перевалов.

Продолжаем спуск тр-ос правым берегом Кайче, минуя сужения и незначительные каньоны в русле, легко перепрыгивая по камням небольшие правые притоки. Ниже ручья, вытекающего из ледника № 154 и текущего по широкому белому осыпному конусу, начинается хорошая конная тропа (ок. 1 хч. от места ночёвки). Здесь мы встречаем группу всадников: три охотника-швейцарца и сопровождающие их киргизы – гид-егерь и пограничник. Поговорив минут пять о козлах, которых мы распугали по всей округе, мы расходимся каждый в свою сторону. Это были первые и последние люди, встреченные нами на маршруте. Далее спускаемся по тропе. Она теряется, ветвится, но с ней по любому лучше, чем без неё. Впереди уже виден серпантин дороги, поднимающейся на перевал Джангарт.

Наконец и в левом борту долины появляется достойный описания объект. Это маленький ск-ос цирк с коротким ледничком № 142, стекающим со склонов красивой вершины 4831 (см. 01.08.2011). Из долины Кайче видно, что подъем в цирк возможен по осыпным склонам в обход скальных ступеней, виден также достаточно ровный выход на левый (ор.) борт ледника и путь подъема в обход основных трещин и ледовых сбросов на седловину в СЗ ребре вершины, и далее, на вершинную башню (Фото 17.2). Конечно, ледник в верхней части достаточно крут, и там наверняка придется "вешаться", но в целом путь подъема смотрится весьма приятно и может быть оценен не выше 2Б к.т. Однако сейчас у нас другие планы, и мы продолжаем спуск по тропе правого берега Кайче, пока скалы левого борта не уступают место холмам древних морен (2-2,5 хч. от места ночёвки). У нас нет ни желания, ни необходимости спускаться к слиянию Кайче и Айрытора, откуда мы начинали поход, поэтому решаем сразу выходить к заброске, закопанной в осыпях на правом берегу Айрытора весьма высоко над рекой. Переходим Кайче (глубина по колено) и поднимаемся на травянисто-осыпные, местами заросшие колючками моренные холмы. Отсюда хорошо виден форпост цивилизации на слиянии рек (Фото 17.3). Видно, как ожила охотничья база на левом берегу Кайче. Там появились разноцветные палатки и разнокалиберные машины. А от лагерь геологов на правом берегу не осталось и следа.

По слабым тропам огибаем скальный отрог, разделяющий долины Кайче и Айрытора и поднимаемся к осыпному конусу, в котором мы закопали заброску (менее 0,5 хч. от переправы). Наверное, мы были не совсем правы, оставляя продукты так высоко над рекой. Нам пришлось набрать лишних метров 100 высоты, чтобы до них добраться, но зато мы были уверены, что кроме нас их не найдет никто, что весьма актуально в таком посещаемом месте. Погода тем временем портится, начинается дождь, гроза. Крупным недостатком травянистых террас правого (ор.) берега Айрытора является то, что здесь нет воды и встать на обед негде. Быстро откопав и наскоро поделив заброску, начинаем спускаться по травянистым террасам правого берега Айрытора. По краю террас идет слабая тропа. Сначала идем по ней вверх по Айрытору, потом тропа теряется, и мы спускаемся по крутому мокрому травянистому склону на правый берег реки, на широкую, плоскую, чуть заболоченную площадку. Чистая неглубокая река Айрытор течет в ровном широком русле. Перейти её возможно в любое время дня. По левому берегу реки вниз по долине идет старая автомобильная дорога. Напротив нас она спускается к реке, затем теряется.

Здесь ставим лагерь (менее 0,5 хч от места заброски). Пережидаем дождь, обедаем, разбираем заброску. После обеда погода улучшается. Устраиваем бассейн, прачечную и солярий. Решаем сегодня больше никуда не ходить.

Итого: хч:3-3,5 км:12 Высоты:3800-3365

18.08.2011. Река Айрытор – подход под перевал Турий 1А.

Погода в целом хорошая, переменная облачность, под вечер - снег.

Выход в 8.00. Возле лагеря переходим Айрытор (глубина чуть выше щиколотки) и оказываемся на левом (ор.) берегу, там, где заканчивается старая автомобильная дорога. Далее вверх по долине по этому берегу прямо вдоль реки уходит слабая тропа. Сначала идем по ней, далее – по каменистым полянам в русле реки. С тем же успехом мы могли бы идти по правому берегу, они примерно равнозначны. Выше русло сужается, начинается глубокий сай. Скорее всего, утром он проходим прямо вдоль реки, но мы, польстившись остатками тропы (видимо, козлиной) начинаем подъем на трав. террасы левого (ор.) берега. Тропа скоро теряется. Поднявшись метров на 50 над рекой и посмотрев на сужение сверху, понимаем, что теперь вынуждены будем спускаться. Спускаемся по тр-ос склону крут. 15-20° к слиянию Айрытора с его крупным правым притоком, текущим с ледника № 137 (чуть более 1 хч. от места стоянки). На слиянии - широкие, травянистые, чуть заболоченные площадки. Неплохое место для лагеря (Фото 18.1). До этой точки вполне можно было бы дойти и по правому берегу. Продолжаем подъем левым (ор.) берегом Айрытора траверсом травянистых кочковатых склонов. Местами встречаются мощные козлотрассы. Одна из них, по которой мы движемся, проходит довольно высоко над рекой по крутому склону. Затем долина расширяется и мы опять спускаемся к реке. Левый борт долины представляет собой высокий скальный забор, кое-где прорезанный водопадами. Никаких адекватных перевалов на запад здесь нет. В правом борту виден небольшой цирк ледника № 135, так же, похоже, тупиковый. Вообще, долина теплая, красивая и уютная. Следов жизнедеятельности людей не видно, зато козлы бегают огромными стадами. Выше река прижимается к левому борту долины, и левый берег для передвижения становится неудобен. Переходим вброд (глубина менее колена) неширокое русло и скоро оказываемся на широком каменистом выполаживании, где Айрытор сливается с крупным правым притоком, вытекающим из ледника № 132 (Фото 18.2). В верховьях этого ручья видны несложные седловины (ок. 2А к.т.), ведущие на юг через главный хребет. По каменистому полю, перепрыгивая многочисленные узкие рукава ручьев, подходим к травянистым площадкам на стрелке долин и останавливаемся на обед (ок. 3 хч. от места ночёвки).

После обеда продолжаем подъем правым берегом Айрытора. Невысокие скальные воротца проходим прямо вдоль реки. Поднимаемся по каменистому руслу до выхода в широкий тр-ос цирк у языка ледника № 126 (Фото 18.3). Здесь неплохие места для ночевок, есть чистая вода. Впереди видна высокая сн-лед седловина № 19, ведущая в верховья Ичкетора. Седловины № 15 и № 16, так же ведущие в Ичкетор, угадываются, но в подробностях не просматриваются. По камням перепрыгиваем на левый берег Айрытора там, где ручей делится на несколько узких рукавов (чуть менее 1 хч. от обеда на слиянии) и начинаем подъем по руслу его левого притока, текущего с ледника № 124. Он прорезал себе путь в мягких скалах и черной морене левого борта долины. В его верховьях видна простая, но красивая вершина 4606. Ручей течет в узком крутом ск-ос русле. Долина ручья ступенчатая, борта состоят из моренных валов, разрушенных скал и участков мертвого льда. Верховья долины и седловина перевала № 14 снизу не просматриваются. Минуем небольшой левый приток, вытекающий из безымянного ледника. Его верховья снизу также не просматриваются, они скрыты моренными холмами и поворотами узкой долины, но вполне вероятно, что находящийся там перевал № 12, ведущий на Майтор (крупный правый приток Пикертыка)может оказаться совсем несложным.

Продолжаем подъем вдоль ручья. Он уже совсем слабый, временами пропадает в камнях, потом появляется снова. Возможно, проще было бы подниматься по моренным валам левого (ор.) борта долины, но там нет воды, а мы уже думаем о ночлеге. Наконец, подходим под грязный заморененный язык ледника № 124. Выше ручей течет в узком, неудобном для передвижения ранклюфте. Здесь, на песчано-осыпных террасах левого (ор.) берега ручья ровняем площадки и ставим лагерь (ок. 1 хч. от цирка Айрытора).

С моренных холмов над лагерем удается разглядеть седловину нашего перевала. Она широкая, сн-ос, и, судя по всему, не сложная. Однако, тропы, обозначенной на карте, в природе не существует. Внятной тропы нет ни в долине Айрытора, ни в долине его левого притока, ни на перевальном взлёте. Возможно, тропой считается мощная козлотрасса, идущая высоко над рекой по осыпям и скалам левого (ор.) борта ручья и теряющаяся в хаосе скальных отрогов, однако использовать её для передвижения мы бы не рискнули.

Итого: хч: 5 км: 14 высоты: 3365 – 4000.

19.08.2011 Перевал Турий 1А 4411.

Пер. Турий (№14) 1А ос. п/п

Высота 4411
Координаты: N 41°34'28.51" E 78°40'49.26"
Находится в северном отроге хребта Кокшаал-Тау, к сев. от в. 4606.
Соединяет верховья рек Айрытор (лев приток Кайче) и Ичкетор (прав. приток Пикертыка).
Через перевал идет мощная козлотрасса, но обозначенной на карте тропы нет.
Первопрохождение 19.08.2011 в направлении В-З.

Погода в целом хорошая.

Выход в 8.05. От лагеря у языка ледника № 124 поднимаемся в направлении перевала № 14. Идем сначала по левому осыпному борту узкого ранклюфта, далее выходим на пологий открытый ровный ледник (Фото 19.1). Путь по ранклюфту очень неудобен, на ледник нужно выходить при первой же возможности. Вероятно, удобнее было бы подняться влево (ор.) на высокие моренные валы и идти там по осыпным террасам и распадкам, но этот путь ниоткуда не просматривается, поэтому о его удобстве остается только гадать. По пологому заморененному леднику движемся без кошек, придерживаясь левого (ор.) борта, пока снова не выходим на левые береговые морены. По осыпным склонам и руслам пересохших ручьев поднимаемся в широкий песчано-осыпной цирк под широкой седловиной № 14 (Фото 19.2). Здесь есть ручей, небольшое озеро, прекрасные места для стоянки. Много следов козлов. От места ночёвки у языка чуть более 1 хч. Если бы вчера мы знали о существовании этого цирка, имело бы смысл поднапрячься. Из цирка прекрасно видна низкая широкая сн-ос седловина перевала № 14. К ней ведет склон крут. до 35°, с одной стороны снежный, со следами старого обвала, с другой – мелкоосыпной. В верхней части он осложнен остатками старого карниза. По осыпи прямо вверх ведет мощная козлотрасса. Подъем возможен как по ней, так и по снежному склону (кошки!). Решаем подниматься по мелкой подвижной осыпи, крут до 30-35°, придерживаясь козлиных следов, соблюдая солидное расстояние между участниками, чтобы не засыпать друг друга камнями. Подъем на седловину занял ок. 15-20 ходовых минут. В 10.10 мы на перевале (Фото 19.3).

Седловина широкая, осыпная. Возможна ночевка. Жидкой воды нет, но есть снежник. С седловины открывается красивый вид как на запад, так и на восток, где привлекает внимание суровая скальная вершина, вероятно, один из пограничных пятитысячников (Фото 19.4). Тур складываем по центру седловины. Перевал решаем назвать «Турий» в честь реальных первопроходцев. Категорию трудности определяем как 1А: несмотря на то, что перевал высок и красив, и находится в окружении больших гор, он вполне может быть пройден «от травы до травы» за 1 день и не потребует никакой особой техники или снаряжения. Спуск начинаем в 10.45.

Спуск в долину Ичкетора представляет собой длинный подвижный осыпной склон крут. 20-25°. По склону так же читаются мощные козлотрассы правым (ор.) бортом. Ниже видна разрушенная скальная ступень и высокие моренные валы отступившего ледника.

Почти бегом спускаемся по козлотрассе до скального бугра над руслом ручья (15 ходовых минут), далее по крутым (до 30°) моренным склонам до широкого каменистого выполаживания с ручьем, огражденного с юга высокими валами покровных морен умирающего ледника № 102 (ещё 10 ходовых минут). Здесь хорошие каменистые площадки с редкой травкой, возможна ночевка (Фото 19.5). В верховьях ледника виден неприятный ск-ос склон, ведущий в район седловины № 15. Сложно сказать, какова будет трудность этой седловины, но особого энтузиазма её западный склон не вызывает. Продолжаем спуск по каменистому руслу ручья. Оно постепенно сужается, и скоро мы оказываемся в узкой глубокой извилистой «кишке», образованной слева моренами умирающего ледника, а справа высокими осыпными склонами правого борта долины. Скоро ручей теряется в камнях, и ничего не остается, кроме как бежать вниз. «Кишка» вьется вдоль борта долины, круто теряя высоту. Обзор отсюда никакой, путь скучен, но быстр и удобен. Чуть менее чем за 1 хч. спускаемся на пологие заболоченные травянистые террасы правого берега Ичкетора. К нашему удивлению, в широком каменистом русле воды нет. Нет её и ниже, на каменистом выполаживании, сверху казавшемся слиянием ручьев. Высылаем разведку на поиски места для обеда. Воду находим чуть выше, ближе к основным моренам ледников № 100 и № 101. Здесь на коротком участке русло наполняется чистой водой, шумит и плещется, как настоящая река, а на 200 метров выше или ниже вода снова уходит в камни. В 13.00 останавливаемся на обед (15-20 ходовых минут от выхода из «кишки»). В нескольких метрах от нас располагается сурочий мегаполис. С помощью подпорченных яблок к обоюдному удовольствию налаживаем контакт цивилизаций.

После обеда начинаем подъем на высокий вал древних морен ледника, дающего исток реке Ичкетор. Сейчас он распался на несколько небольших ледничков (№ 100, № 101 и пара безымянных), лежащих каждый в своем цирке, однако грандиозные валы концевых морен дают представление о его былом величии. Поднимаемся сначала по руслу пересохшего ручья в левом (ор.) кармане морены, далее - по тр-ос склону крут. до 20° выходим на тело морены. 1 переход (40-45 ходовых минут) от места обеда. Морена неоднородна – встречаются холмы, ямы, крупноглыбовые завалы и песчаные площадки. Возможны ночевки, в маленьких озерах и ручьях есть вода. Интересно, что чистые ручьи стекают с ледника № 100, а вода, текущая с ледника № 101 – молочно-белого цвета. С морен хороший вид на перевалы и ледники верховий Ичкетора (Фото 19.6).

В правом (ор.) борту долины виден перевал № 16 – широкая и высокая скучная осыпная седловина. Прямо впереди, в верховьях ледника № 101 виден обозначенный на карте перевал Карабель. Возможно, когда то он и был доступен и прост, однако, сейчас ледник отступил, и к перевалу ведет разрушенная скальная стена на пару веревок. Приятного мало. Наш следующий перевал № 23 за поворотом долины не виден. Зато хорошо видны перевалы № 24 и № 25 в правом борту долины, ведущие в верховья правого истока реки Пикертык. Они находятся в небольших карах правого борта: перевал № 25 в верховьях ледника № 100, перевал № 24 в верховьях небольшого безымянного ледника. Перевал № 25 смотрится отсюда совсем низкой сн-ос седловиной практически без перевального взлета. С ЮВ стороны, как мы рассмотрели позже (см. 21.08 Фото 21.1), к нему ведет разрушенный ск-ос склон со снежными кулуарами. Здесь, возможно, придется повесить 1-2 веревки. В целом перевал оставляет впечатление проходимого и приятного. Категорию трудности можно предварительно оценить как 2А. Перевал № 24 смотрится гораздо сложнее. С севера это крутая протяженная ск-сн стена, лезть на которую не очень понятно как, и потому не хочется. Седловина выражена не явно, увидеть спуск на юг нам не удалось. В целом, седловина № 24 не выглядит логичной, особенно при наличии с двух сторон двух более простых параллельных перевалов (№ 25 и № 23, Ичкетор).

Минуем цирк перевалов № 24 и № 25 и продолжаем подъем по холмистым основным моренам ледника № 101. Выше морены менее изрезаны, появляются песчаные площадки, небольшие озёра с мутной водой. Подъем возможен как по центру, так и по гребню боковой левобережной (ор.) морены. Мы выбираем гребень – оттуда виды лучше. Поднимаемся по некрутым осыпным склонам, иногда траверсируем, пока не выходим на широкую мелкоосыпную площадку на вершине бараньих лбов напротив языка ледника № 101. Тут есть относительно чистый ручей, текущий с морен левого борта, возможна уютная, но ветреная ночевка (ок. 1 хч. от выхода на морены). Здесь в 16.50 ставим лагерь, так как все более высокие площадки обещают быть гораздо более холодными.

Прямо перед нами, чуть ниже, располагается открытый ровный чуть заморененный язык ледника № 101. У языка ледника большое мутное озеро, есть ручьи (также мутные) и неплохие песчаные площадки. Если бы мы поднимались по центру морен, мы бы подошли к леднику именно оттуда. Там возможны ночевки, и виден несложный выход на ледник по покровным моренам левого борта, однако завтра мы постараемся выйти на ледник уже выше, не теряя набранной высоты.

Итого: хч: 5 км: 9 высоты: 4000-4411-3750-4080

20.08.2011. Перевал Ичкетор 2Б п/п 4550 – долина реки Пикертык (правый исток).

Пер. Ичкетор (№23) 2Б сн-лед-ос п/п

Высота 4550
Координаты: N 41°32'0.27" E 78°40'51.10"
Находится у основания северо-западного отрога хребта Кокшаал-Тау, к СЗ от узловой в.4715
Соединяет верховья ледн. №101 (исток Ичкетора) и правый исток реки Пикертык.
Определяющая сторона — СВ.
Первопрохождение 20.08.2011 в направлении СВ-ЮЗ.

Переменная облачность, временами снег. Ветренно.

Выход в 7.35. От лагеря на левых основных моренах ледника № 101 поднимаемся по короткому крутому (до 30-35°) мелкоосыпному склону и выходим на гребень левобережной морены. По гребню и карману морены, постепенно набирая высоту, поднимаемся в левый верхний цирк ледника № 101 (Фото 20.1). На гребне и в кармане есть площадки и слабые ручьи, но из-за близости ледника здесь весьма холодно. С морен рассматриваем сложную седловину № 19, находящуюся в правом (ор.) борту цирка (Фото 19.6). С западной стороны к ней ведет высокая крутая разрушенная ск-ос стена, прорезанная длинными узкими кулуарами, несомненно, камнеопасными. Гребень представляет собой скальную пилу, движение по гребню невозможно. Какая из многочисленных узких седловин на гребне окажется перевалом – неизвестно. В общем, седловина № 19 представляется нелогичной и объективно опасной.

В цирке ледника береговая морена сливается с покровной, и мы плавно выходим на пологий открытый ледник. По его левому борту, пересекая бурный ручей и мощный лавинный конус, подходим под седловину № 23 (ок. 1 хч. от места ночёвки на моренах). Это очень широкая сн-лед седловина, разделенная посередине ск-ос выходом (Фото 20.2). Подъем на южную седловину осложнен небольшим ледопадом, подъем на северную кажется существенно проще. Это крутой (до 50°), но ровный широкий сн-лед склон с небольшим осыпным островком ближе к северному борту. Кроме того, по карте мы представляем, что спуск на запад с северной седловины будет короче, и, возможно, проще. Первоначально сложность перевала оцениваем не выше 2А к.т. Вяжемся в связки, надеваем кошки и начинаем подъем по сн-лед склону, крут. в нижней части до 20°, выше до 35°, целясь сперва на осыпной бугорок. Минуем осыпь и продолжаем подъем «в лоб» по жесткому фирновому, выше - по ледовому склону. Его крутизна возрастает до 40°, выше кажется ещё круче. Начинаем вешать веревки (крепление на ледобурах) сначала прямо вверх, потом, обходя крутой участок, правее по ходу. Всего до выхода на седловину было провешено 6 веревок (крепление заключительной на гребне на ледорубе). Подъем на гребень занял ок. 3,5 рабочих часов от цирка ледника. Гребень седловины достаточно широкий, снежный, на юго-западную сторону обрывающийся разрушенной ск-ос стеной с длинными снежными кулуарами, в верхней части осложненной карнизами. Ночевка на снегу возможна, но неудобна. Как и предполагалось, наиболее простой и короткий спуск находится в самой северной части седловины (Фото 20.3). Здесь, на разрушенных скалах небольшого жандарма, складываем тур. Перевал решаем назвать Ичкетор по названию долины, через которую мы поднимались. Категорию сложности определяем как 2Б, учитывая 6 веревок на подъем, и ещё сколько-то на спуск.

В 14.05 начинаем спуск в долину Пикертыка. Приспустившись от жандарма на пару метров вниз, на сн-лед подушку в верховьях кулуара, вешаем 1 веревку (крепление на бурах) вниз-вправо по сн-лед, ниже ледовому ступенчатому склону крут. 20-45°. Замыкающий спускается с рюкзаком на 3 такта. Веревки как раз хватает для выхода на сн-ос склоны верхнего цирка самого правого истока реки Пикертык. Дальнейший спуск по пологому (до 10-15°) снежнику вдоль ручья до выхода в широкий мелкоосыпной цирк, где в 14.40 мы останавливаемся на обед (от седловины перевала чуть более 0,5 хч.). Слева цирк ограничен высокой разрушенной ск-ос стеной со снежными кулуарами, ведущими к южной стороне перевала Ичкетор. Разглядываем отсюда перевальный склон. Очевидно, что мы спустились по наиболее короткому, простому и безопасному пути (Фото 20.4).

После обеда продолжаем спуск по мелкоосыпным склонам умеренной крутизны (10-20°) вдоль ручья. Ниже цирк подрезан ступенью разрушенных скал, ручей обрывается вниз красивым водопадом. По осыпи поднимаемся на скальный выход на левом (ор.) берегу ручья, откуда просматривается путь дальнейшего спуска (менее 0,5 хч. от места обеда). Так же отсюда прекрасный вид на запад и юго-запад (Фото 20.5). Виден пологий безымянный ледник в верховьях долины и небольшое моренное озеро у его языка, видна долина правого (ор.) истока реки Пикертык и снежно-осыпные цирки её левого борта, вдали видны вершины левого борта долины Пикертыка, но подробности уже теряются в туманной дымке. Насладившись видами, начинаем спуск левее (ор.) скального выхода по узкому крутому (до 30-35°) осыпному кулуару 2мя группами. Сам кулуар не слишком камнеопасен, но велика вероятность насыпать друг на друга. Скоро кулуар выводит в глубокое каньонистое русло неширокого ручья. Справа остается живописный водопад на скальной ступени. Спускаемся прямо вдоль воды, временами легко перепрыгивая с левого берега на правый и обратно. Местами в русле встречаются мощные снежные мосты, живо напоминающие Такали и заметно облегчающие спуск. Постепенно ручей становится больше, принимая в себя незначительные притоки, русло то расширяется, то сужается до гордого имени «каньона», но везде остается легко проходимым. Чуть менее чем через 1 хч. от верха скальной ступени мы выходим в широкую пологую долину правого (ор.) истока реки Пикертык и в 17.40 ставим лагерь на тр-ос площадках правого берега реки (Фото 20.6).

Место здесь на редкость теплое, уютное и потрясающе красивое: чистая спокойная река, изумрудная травка, живописные скалы. Жаль только, что не видно озера у языка ледника левого борта. Оно осталось где-то наверху слева, в хаосе моренных валов. Привлекают внимание две простые седловины, ведущие на восток через главный хребет. Одна из них, № 29, совсем низкая сн-лед, расположена в верховьях ледника. К ней ведет пологий сн-лед склон. С восточной стороны, предположительно, перевальный взлет круче и длиннее, но не принципиально сложнее. Однако данных о прохождении этого перевала местными жителями у нас нет, как нет и адекватной тропы в долине правого истока Пикертыка. Вторая седловина, параллельная первой, находится севернее, она выше и уже. К ней ведет широкий осыпной кулуар умеренной крутизны. Главная её достопримечательность – находящаяся южнее скала, похожая на сфинкса, придающая всему склону вид загадочный и величественный.

Итого: хч: 6 км: 6 Высоты:4080-4550-3950

21.08.2011. Долина реки Пикертык – перевал Пикертык п/п 1Б 4450

Погода удовлетворительная: переменная облачность, временами дождь.

Выход в 8.00

От лагеря на правом берегу правого истока реки Пикертык начинаем спуск по трав. террасам правого берега, постепенно отдаляясь от реки. Справа остается обширный цирк, в северном углу которого виден сн-ск-ос склон, ведущий к невысокой простой седловине № 25 на ледн. № 100 в верховьях Ичкетора (Фото 21.1). Сложность седловины можно предварительно оценить не выше 2А, а её прохождение – делом логичным и интересным. Другие седловины, выводящие в этот же цирк, не читаются в хаосе скальных отрогов. Продолжаем спуск правым берегом по некрутым травянистым склонам, легко перепрыгивая незначительные правые притоки, текущие в глубоких конгломератных саях. В целом, спуск прост и быстр. Передовая группа спугивает несколько стаек горных козлов, которые в этих безлюдных местах чувствуют себя вполне спокойно. Ниже спускаемся с террас правого борта в широкое каменистое русло реки, по камням перебираемся на левый берег. Траверсом травянистых склонов левого берега выходим в долину левого истока реки Пикертык, не спускаясь к слиянию ручьев. На левом берегу встречаются участки старых троп, скорее всего, козлиных. Левый исток Пикертыка на этом участке разливается на несколько нешироких ручьев. Без труда перепрыгиваем их и оказываемся на левом берегу Пикертыка, недалеко от впадения в него ручья из короткого тупикового СВ цирка вершины 4641 (от места ночёвки ок. 1,5 хч.).

Далее поднимаемся по левому (ор.) берегу прямо вдоль реки. Скоро обнаруживается старая разрушенная автомобильная дорога, петляющая по руслу с берега на берег. Идем то по ней, то по каменистому берегу, то по заболоченным травянистым склонам. Встречаются следы пребывания людей: какие-то детали, ржавые консервные банки и обрывки проводов. Но свежих следов нет, очевидно, что люди здесь бывают нечасто.

Чуть больше чем за 0,5 хч. подходим к слиянию ручьев. Правый (ор.) из них течет из-под простого перевала Кукуртук, ведущего на восток через главный хребет (Фото 21.2). Его широкая сн-ос седловина хорошо видна в верховьях. Этот перевал издревле использовался как караванный путь, именно туда вела заброшенная ныне дорога. Мы же уходим на запад по левому (ор.) истоку реки (Фото 21.3). По камням перебираемся на его правый (ор.) берег. Движение по левому (ор.) также возможно, но правый приятнее, ровнее и суше. Идем вдоль реки по мощным козлотрассам. Вообще, количество козлов в долине поражает воображение. Стада так и рыскают перед нами на моренах правого борта. Минуем небольшой левый приток, вытекающий из южного цирка вершины 4641 и текущий в крутой узкой осыпной долине. Её верховья снизу не просматриваются. Выше правый берег становится неудобен для передвижения. По камням перепрыгиваем на левый (ор.) и продолжаем подъем. В верховьях ручья видна высокая черная ск-ос ступень, перегораживающая долину, и правильная белая пирамида вершины 4562 за ней. Подходим к подножию скальной ступени, и наконец-то видим свой следующий перевал, находящийся справа по ходу, севернее вершины 4562. К нему ведет длинный крутой ск-ос склон, не сложный, но утомительный.

Погода тем временем портится. В 12.15 останавливаемся на обед и пережидаем дождь на левом (ор.) берегу ручья, недалеко от подножия черной скальной ступени (от слияния ручьев чуть более 1 хч.).