Горы мира > Кавказ > Безенги >

Автор: Виктор Коваль, СПб

Траверс Безенгийской стены

Безенгийская стена – высочайшая часть Главного Кавказского хребта, расположенная на границе России (с севера) и Грузии (с юга) в ущелье Безенги - наиболее суровом районе Кавказа.

13-ти километровый острый гребень соединяет последовательно несколько высочайших кавказских вершин (Ляльвер, 4350 Гестола, 4860 Катын-Тау, 4974 Джанги-Тау Западная,5058 Джанги-Тау Главная, 5085 Джанги-Тау Восточная, 5038 Шота Руставели, 4960 Шхара Западная, 5057 Шхара Главная, 5200 Шхара Восточная, 4866).

Большая часть стены расположена на высоте около 5000 метров. И на север и на югБезенгийская стена обрывается 2-х километровыми скально-ледовыми сбросами.

Острый гребень Безенгийской стены чередуется снежными и скальными участками, с многочисленными жандармами и снежными карнизами, страховка на которых крайне затруднительна и требует психологической уверенности при прохождении.

Особенностью стены является отсутствие простых маршрутов на любую из вершин, входящих в ее состав, спуск с траверса возможен в конечных точках маршрута, а также в его середине, после преодоления 6,5 километров гребня.

Впервые траверс Безенгийской стены (с востока на запад) был пройден летом 1938 года за 18 дней с использованием предварительных забросок командой ленинградских альпинистов под руководством Евгения Белецкого – одного из сильнейших альпинистов СССР того времени.

Траверс Безенгийской стены в обратном направлении (с запада на восток) был пройден спустя 15 лет, в 1953 году командой под руководством другого выдающегося советскогоальпиниста Кирилла Кузьмина.

В летнее время траверс Безенгийской стены был пройден неоднократно, однако одной из проблем современного альпинизма на Кавказе было прохождение Безенгийской стены зимой.

Сложность прохождения траверса зимой в первую очередь связана с особыми для выживания условиями на высотах около 5000 метров, когда даже у подножия стены температура нередко опускается до – 25 – 30 ° С, в которых необходимо преодолеть трудный гребень протяженностью около 13 километров.

В разные годы предпринималось несколько попыток прохождения зимнего траверса, но практически все они завершались едва начавшись, на подходах траверсу или при попытках восхождения на первую из вершин траверса.

Зимой 2007 году тройка альпинистов из Москвы, используя летнюю заброску еды и топлива, за месяц сумела преодолеть участок от Шхары до Джанги-Тау Восточной, однако попытка окончилась трагически: погиб руководитель группы, а двое других участников траверса получили травмы и обморожения и были спасены на 34 день восхождения в ходе грандиозной спасательной операции при помощи вертолета.

В последних числах декабря 2013 года четверка альпинистов из Санкт-Петербурга Виктор Коваль, Николай Тотмянин, Сергей Кондрашкин и Петр Кузенков начала подъем на вершину Ляльвер.

Встретив новый 2014 год на вершине Джанги-Тау Западная, группа завершила траверс, спустившись со Шхары на 12 день своего восхождения, преодолев 13 километров крутых скальных и ледовых гребней, жандармов, снежных карнизов.

Предварительные заброски и обработка маршрута не применялись.

В период восхождения стояла устойчивая погода при средней дневной температуре около – 30 ° С и ниже.

В районе вершины Шхара Западная (5057) группа провела сидячую ночевку без палатки(короткий световой день не позволил достичь нормальной полки для ночевки).

Ориентировочная сложность маршрута: ED/VI/W1/13000

Особенности национального альпинизма в новогодние каникулы

Краткий обзор о восхождении команды Санкт-Петербурга на пик Чолатзе (Cholatse), 6440

Мижирги. Северное ребро. Январь 2009.

Зима 2008. Безенги. Гестола.
Северная стена. Маршрут М. Хергиани.

Описание восхождения на вершину Чолатзе (6440 м)
По правому бастиону северной стены, 6Б К.С.,
Первопрохождение

Зима 2007. Безенги. Пик Пушкина

Первая «высота» (пик Коммунизма-2007)

Описание восхождения на пик Победа Главная (7439 м) по северо-восточному контрфорсу, 6а к.с.