Руководитель: А.Щербаков, Москва

Отчет о горном походе 5 к.с. по Памиро-Алаю в августе 2013. Часть 2

Продолжение. Часть 1 здесь

2.7 Техническое описание прохождения группой маршрута

Техническое описание прохождение маршрута, представленное нашей группой, выглядит следующим образом. Маршрут разбит для удобства восприятия и поиска информации на десять частей, в каждой из них имеется: характеристика локального препятствия, таблица с точными расчётными данными (дата и день пути, метеонаблюдения, длина пути, перепад высот, чистое ходовое время), а также текстовое подробное техническое описание. Текстовое описание разделено на описываемые участки согласно таблице. К каждому участку маршрута прилагается большое количество фотографий, иллюстрирующих прохождение нами маршрута. Так же для удобства восприятия прилагается топокарта с нанесённым маршрутом группы. В описаниях для большей информативности присутствуют фрагменты карты. Также в электронной версии отчёта есть kmz файл маршрута нашей группы, содержащий трек, путевые точки и различные слои. При прочтении отчёта в электронном виде крайне рекомендуем пользоваться последним.

Описание маршрута подготовлено всеми участниками группы. Руководитель исполнял роль редактора. В соответствующих разделах указано, кто является автором данного описания.

Высоты указаны по данным GPS. В походе помимо топокарт Генштаба различных масштабов мы использовали хребтовку В. Ляпина.

В описании присутствуют координаты для GPS в проекции WGS84 и формате «градус, минута и доля минут»

Понятия «правый», «левый» даются орографические, если это не указано отдельно.

Указанное время - это «Чистое» время движения (технической работы) без учёта времени привалов. Округлено до 5 минут для удобства расчётов.

Расстояние приводятся без коэффициента (к=1,2).

Использованы общепринятые туристские сокращения.

Перевал Джилису (2А, сн-лд, 4453)

1. Расположен в районе ледника Абрамова между в.4809 и в.4814.

2. Соединяет ледник Абрамова с востока, и ледник Джилису с запада.

3. Ориентация: восток-запад.

4. Характер: перевал снежно-ледовый с запада и осыпной с востока.

5. Сведений о первопрохождении найти не удалось.

6. Перевал пройдён насквозь группой 5 к.с. под руководством Щербакова А. А. с востока на запад 5 августа 2013г.

7. Снята записка группы туристов из г. Радужного, совершавшей поход 2 к.с. под руководством Киношниковой Е.А. от 20.07.1998г.

Описание даётся от слияния рек Кексу и Караказык и до места ночёвки на правом борту ледника Джилису на высоте 4150м.

Описание подготовлено Дмитрием Коняхиным.

Переменная облачность, дождь

Подъём по долине р. Кексу с высоты 3355 до ледника Абрамова

Травянисто-осыпные пологие склоны, местами тропа, далее морены

8,6

+100

0:50

Радиально заброска на ледник Абрамова до высоты 3890

Моренный вал, далее открытый ледник

Спуск по пути подъёма

(4,8)

+170

(-170)

3:00

Ясно

Подъём по долине р. Джилису В. до ледника Джилису В.

Открытый ледник, морена, далее осыпь до 15°

+173

0:40

Ясно

Седловина пер. Джилису (2А, 4453)

Широкая снежно-осыпная седловина

Спуск с пер. Джилису на ледник Джилису З.

Мелкая подвижная осыпь до 25°, конгломератный кулуар до 35° - попеременная страховка

-183

1:00

Спуск по леднику Джилису З. к месту ночёвки на моренном валу на высоте 4150

Закрытый ледник до 10° - одновременное движение в связках, далее мелкая осыпь до 15°

1,2

-220

1:40

Общая протяжённость пути без коэффициента района: 23,4 км (19,5 км в зачёт) Ходовое время: 18 час 50 мин Перепад высот: 2491м (+1643/-848)

Техническое описание перевала Джилису (2А, сн-лд-ос, 4453)

На первые несколько дней план забросок был следующий (в порядке закладки): Максимально большой вес продуктов и скального снаряжения мы оставляем в долине реки Караказык, для обеспечения группы питанием на финальную часть маршрута (после прохождения перевала Мирный). Вторая небольшая заброска остаётся под ледником Аллаудин, которая обеспечит продовольствием дни прохождения перевалов Фрунзе и Мирный. Третью заброску кладём на леднике Абрамова, она будет снята после перевала Снежный Горб (на треке точка «Еда ГМС»). Четвёртую по счёту относим под ледник Джилису, в ней еда на дни прохождения перевала Мечта (на треке точка «Заброска 3»). В наших планах была так же заброска номер 5, на перевал Надежда, но от неё мы решили отказаться, так как сочли силовые затраты по её доставке и снятию с перевала Надежда нерентабельными.

На этапе разработки маршрута мы запланировали заезд с полным весом в долину реки Кёксу. До выхода на маршрут нам не было достоверно известно, как высоко можно заехать на машине по этой долине. Согласно отчётам, карте и спутниковым снимкам, на перевал Караказык шла старая дорога, которая в действительности неплохо сохранилась. На деле же удалось использовать машину не только для заезда, но и для первой заброски. Мы забрасывались на Mitsubishi Delica, и по долине Кексу до слияния с р. Караказык дорога была приемлемого качества, однако она часто пересекается притоками, и поэтому транспорт нужен проходимый. После слияния на склон серпантином взбирается узкая дорога, выводящая к китайскому руднику, расположенному в долине р. Караказык. По ней нам удалось доехать до высоты 3680, где дорога выводит на большую выложенную щебнем площадку, по-видимому, использовавшуюся для разворота самосвалов. Следующие 50 метров дороги смыты, и наёмная машина по ней не проедет. Здесь (на высоте почти 3700) прячем заброску в камнях. (Фото 1.0) Физическая работа на неосвоенной высоте даётся нелегко.

Координаты «заброски 1»: (3678, 39°42.431\'С, 71°40.13\'В)

Возвращаемся тем же путём к слиянию, и оттуда проезжаем ещё полтора километра вверх по долине реки, по пути переехав вброд ручей, стекающий из цирка пер. Музыкантов. Выше долина перекрыта россыпью булыжников. Выгрузившись, устраиваемся на ночёвку на левом берегу р. Кёксу на высоте 3355. (Фото 1.1) В этом месте река протекает в глубоком каньоне, и за водой приходится ходить к притоку ниже по течению.

Координаты места ночёвки: (3356, 39°41.25\'С, 71°38.391"В)

Находим пологое место возле каньона и ставим палатки. Долина здесь средней ширины, зелёнки как таковой нет, только отдельные прядки подувядшей травы. Чуть выше по течению река изгибается, и видны пастбища. В той же стороне с места ночёвки видна вершина 4819. После ужина устраиваем небольшой костёр из кизяка.

1. Подъём по долине р. Кексу с высоты 3355 до ледника Абрамова. На следующий день встаём в 6 утра, и в 7.45 выдвигаемся к леднику Абрамова по левому берегу реки Кексу. (Фото 1.2,1.3) Вскоре находим пешую тропу, и движемся по ней. (Фото 1.4) Через один переход (2.5 км) доходим до слияния с рекой, стекающей из цирка перевалов Фрунзе-Хамзы-Аллаудин Спорт, (фото 1.5) , где делаем привал и разделяемся: часть группы относит вторую заброску в цирк, и оставляет на высоте 3745м, а остальные продолжают движение к леднику. Договариваемся встретиться у начала ледника, связь держим по рации. Несмотря на наличие конного брода, маркированного турами, по камням в этом месте нам перейти реку не удаётся. Переходим реку вброд, и продолжаем движение. Глубина брода - по колено, ширина реки около 3 метров, течение среднее. (Фото 1.6) Через 4 часа доходим до языка ледника Абрамова. Всё время движение осуществлялось по редеющей зелёнке левого берега.

2. Радиально заброска в долину р. Аллаудин до высоты 3745м.Подъем по травянистым склонам до 25° по теряющейся тропе левым бортом долины .р Аллаудин. Заброску кладем в крупных валунах вблизи от потенциального хорошего места для ночлега.

Координаты «Заброски 2»: (3745, 39°41.454\'С, 71°36.24\'В).

3. Подъём по леднику Абрамова до м/н на моренном валу на высоте 3720.Язык ледника имеет множество разломов, из которых вытекает десятка полтора речушек, которые потом сливаются в одну. Мы держали путь по левому берегу, который перед началом ледника сильно прижимается к осыпному склону. (Фото 1.7) Здесь переходим одно из мощных русел разлива по огромному капитальному ледяному мосту, и, минуя остальные разломы левой оконечности ледника, попадаем к подъёму на язык. (Фото 1.8) Перед подъёмом на ледник нас нагоняют относившие заброску. Сам ледник очень пологий, но его язык, присыпанный грунтом и мелкой осыпью, имеет крутизну до 15°. На подъём до пологой части ледника Абрамова группа затратила около часа. Почти через весь ледник, будто дорогой, проходит широкий поверхностный моренный вал. На высоте 3720 снова разделяемся: группа остаётся ставить лагерь и готовить обед и ужин, а Дима с Серёжей М. идут относить заброску «Еда ГМС» вверх по леднику. Палатки ставим на моренном валу прямо напротив поворота к подъёму на перевал Джилису. (Фото 1.9, 1.10) . Воду берём из ручья, текущего по леднику.

Координаты места ночёвки: (3720, 39°39.307\'С, 71°33.463\'В)

Координаты заброски «Еда ГМС»: (3888, 39°37.558\'С, 71°33.164\'В)

4. Радиально заброска на ледник Абрамова до высоты 3890. Путь держим по поверхностной морене в самом центре ледника. Заброску кладём на высоте 3890: сходим с ледника, и закапываем её под большим камнем левобережной морены. В этот вечер снова удаётся пожечь костёр из найденных на леднике обломанных вешек метеорологов.

5. Подъём по долине р. Джилису В. до ледника Джилису В. На следующий день выход в 9 часов, ясно. Держим путь в цирк перевала Джилису. Спускаемся с моренного вала, на котором ночевали, пересекаем открытый в этой части ледник (фото 1.11), и, через 15 минут выходим на осыпь (фото 1.12). Подъём на перевал, а точнее на ледник под перевалом состоит из двух осыпных ступеней: первая - (фото 1.13, 1.14) - подъём по осыпному склону вдоль русла ручья до выполаживания, на котором лежит старый снежник. В этом месте висячую долину разрезает невысокий травянистый гребень, заканчивающийся скальным сбросом. (Фото 1.15) От него открывается вид на три подъёма в разные цирки. Вторая же ступень - (фото 1.16, 1.17) - подъём в самый левый по ходу движения цирк, к леднику. Кстати, этот ледник видно с выполаживания - он кажется узкой снежной полосой. Путь к леднику лежит по травянисто-осыпному склону, который разделён на две неглубокие ложбины: по одной, правой по ходу движения течёт ручей, левая же сухая. Часть группы прошла по правой, часть - по левой. (Ложбины на фото 1.16) Крутизна травянисто-осыпного склона - 15-20°. После подъёма начинаются крупные моренные валы, выше - сам ледник, в нижней части представляющий из себя выпуклый ледовый горб. Время движения от развилки цирка на первой ступени до ледниковых морен составило 40 минут.

6. Подъём по леднику Джилису В. до начала перевального взлёта. Одеваем кошки и связываемся. Ледник поначалу открытый, крутизна не более 15°, после 30 метров набора он выполаживается, и постепенно закрывается (Фото 1.18). Ледник закрытый и в средней части изобилует поперечными трещинами. С выполаживания уже отлично видна седловина. Она представляет собой осыпное возвышение в северной части снежного гребня.

7. Перевальный взлёт пер. Джилису. Подъём к седловине по снежно-ледовому склону средней крутизны, подрезанному в средней части парой узких бергшрундов, который мы прошли наискось, забирая правее. (Фото 1.19) Двигались в связках, берги переходили с попеременной страховкой. Снег достаточно глубокий, крутизна склона - 15?35°. На подъём по леднику до перевала 2 часа.

8. Седловинапер. Джилису (2А, 4453) - (71°31.475\'В, 71°31.475\'В) (Фото 1.20.Фото 1.21)Седловина средней ширины, снежно-осыпная, можно поставить 3-4 палатки. Тур расположен в южной части, на осыпи. Мы делаем на седловине обед. Воду топим из снега.

9. Спуск с пер. Джилису на ледник Джилису З. (Фото 1.22) Спуск показался нам сложнее, чем подъём. Если смотреть на перевал снизу, со стороны ледника Джилису - (фото 1.24), то правая от наблюдателя (южная) часть спуска представляет собой крутую (30°) осыпь, выводящую на скальные сбросы перед наклонным ледовым склоном, центральная часть спуска - осыпной кулуар, постепенно выводящий на пологую часть ледника, а левая от наблюдателя (северная) часть спуска выводит в глубокий каньон, зажатый осыпным склоном с одной стороны, и ледником с другой. Выбираем путь по центру, и выходим плотной группой на мелкую подвижную осыпь. По осыпи движемся около 10 минут, и уходим в узкий конгломератный кулуар, где организовываем страховочную верёвку, повесив её на хрупких скалах. Через час выходим к леднику. (Фото 1.23) При этом крутизна осыпи до 25°, кулуара - до 35°.

10. Спуск по леднику Джилису З. к месту ночёвки на моренном валу на высоте 4150. По леднику движемся в связках и кошках, забираем левее по ходу движения, стараясь не терять высоту. (Фото 1.25) Через 30 минут ходьбы по леднику выходим на осыпной склон, открывается вид на пер. Снежный горб, и начинаем спуск по осыпи на ледник под перевалом. Спустившись за 30 минут, становимся на ночёвку на морене близ ледника. (Фото 1.26) Воду берём из ледникового ручья.

Координаты места ночёвки: (4150, 71°30.822\'В, 71°30.822\'В)

Выводы:

1. Перевал является наиболее логичным и обзорным путём с ледника Абрамова на ледник Джилису. Хороших описаний этого перевала найти нам не удалось, мы решили исправить данную ситуацию и выбрали его.

2. Перевал соответствует 2А категории трудности: западная сторона требует вдумчивого выбора пути, а восточная - навыков хождения в связках. Конечно, этот перевал нельзя приравнивать к сильным 2А, но группы проходящие маршрут 2 к.с. могут неадекватно повести себя на перевальном взлете с западной стороны (в конгломератном кулуаре), поэтому предлагаем оценивать перевал Джилису как 2А к.т.

Перевал Снежный Горб (2Б, сн-лд, 4505)

1. Расположен в районе ледника Абрамова, в южной оконечности ледник Джилису, в хребте Текелик, между вершинами 4933 и 4609.

2. Соединяет долины Кексу и Джилису(долина р. Ходжиачкан), ведёт с ледника Джилису на ледник Абрамова.

3. Ориентация: север-юг.

4. Характер: перевал снежно-ледовый, определяющая сторона северная.

5. Сведения о первопрохождении: перевал первопройдён в августе 1970 г. группой туристов из Ташкента в походе 5 к.с. под руководством Кузнецова Е. Другие названия - просто «Горб» (1970, Кузнецов, Рассказов и др.)

6. Перевал пройдён насквозь группой в походе 5 к. с. Под руководством Щербакова А. А. с севера на восток 6 августа 2013г.

7. Снята записка группы туристов РТК «Черёмушки», совершавших поход 4 к.с. под руководством Смирнова от 22.07.1992, которую почему-то не находили другие группы. Так же снята записка Наседкина за 2012г. в плохом, размытом состоянии.

Описание даётся от места ночёвки на правобережной морене ледника Джилису (на высоте 4150), и до места ночёвки на леднике Абрамова, напротив гребня, разделяющего камеры перевалов Снежный Горб и Джаманкырчин В. (на высоте 4200).

Описание подготовлено Дмитрием Коняхиным.

Техническая характеристика подходов и прохождения перевала Снежный Горб (2Б, сн-лд, 4505)

Ясно

Радиально заброска в долину р. Джилису

Моренный вал, открытый ледник

+150

1:10

Перевальный взлёт перевала Снежный Горб

Снежно-ледовый склон с двумя бергшрундами, крутизной от 35° до 45°, локальная ледовая стенка до 70° - 235м перил, промежутки на бурах

0,6

+205

5:00

Седловина пер. Снежный Горб (2Б, 4505)

Очень широкая пологая снежная седловина

Радиально пер. Надежда (1Б, 4560)

Снежный склон до 10°

0,6

(1,2)

+55

(-60)

0:50

Спуск по леднику Абрамова к м/н на высоте 4200

Закрытый далее открытый ледник крутизной до 15° - одновременное движение в связках

6,2

-520

1:45

Радиально снятие заброски с ледника Абрамова

Открытый пологий ледник

(3,5)

+220

2:05

Общая протяжённость пути без коэффициента района: 18,2 км (11,6 км в зачёт)

Ходовое время: 12 час 20 мин.

Перепад высот: 1730 м (+890/-840)

Техническое описание перевала Снежный Горб (2Б, сн-лд, 4505)

1. Радиально заброска в долину р. Джилису. Через перевал Джилису, помимо продуктов на ближайшие дни, мы принесли продукты на дни прохождения перевала Мечта и Аллаудин Спорт, которые было запланировано оставить максимально близко к пер. Мечта (у языка ледника Джилису). Утром, пока готовится завтрак и собирается лагерь, самый лёгкий на подъём участник успевает спустить заброску к языку. Утро раньше всех встретил Сергей Мирошкин. Ему выпала честь спустить по моренному валу «Заброску 3», от места ночёвки на правобережной морене на высоте 4150м так, чтобы она была максимально близко к перевалу Мечта. Серёга спустил заброску на высоту 3890 метров.

Дублирую координаты места ночёвки: (4150, 71°30.822\'В, 71°30.822\'В)

2. Подход под перевальный взлёт перевала Снежный Горб по леднику Джилису. Утро ясное, выход в 9:30. На сегодня наша задача попасть на ледник Абрамова, где находится одна из наших забросок, перевалив через Снежный Горб, размявшись технически, и попутно «заскочив» на перевал Надежда с надеждой увидеть определяющую сторону планируемого нами к прохождению перевала Кузнецовой. С места ночёвки на правобережной морене ледника Джилису (мы ночевали возле спуска с перевала Джилису, в этом месте есть ровные места под палатки и ручей) отчётливо виден весь путь подхода под перевал. Перевал расположен в самой южной оконечности ледника, и представляет собой снежно?ледовый склон, разорванный бергшрундами, и переходящий в ледник, возле которого мы ночевали. Сразу перед выходом связываемся и одеваем кошки. До перевального взлёта идём по твёрдому насту полтора перехода (70 мин). Путь прямолинейный, ледник пологий, крупные трещины отсутствуют, маленькие - перешагиваются.

3. Перевальный взлёт пер. Снежный Горб. Перевальный взлёт можно поделить на три части, границы которых - две поперечные трещины в снежно-ледовом склоне. (Фото 2.1,2.2). Поднимаемся, держась правого борта в стороне от центральных ледовых сбросов. Постепенно крутизна склона увеличивается до 35°, и мы организовываем первую станцию на бурах. Северный перевальный взлёт ледовый, и на нём все без исключения станции закреплены на бурах.

I - Верёвка начинается в 40 метрах ниже от первой снизу трещины, соответственно, она выводит на маленькую площадку в пяти метрах выше первой трещины. Здесь вторая станция. К концу первой верёвки крутизна возрастает до 40°. Первый поднимается с нижней страховкой и крутит буры-промежутки. Северный склон освещается солнцем после 11-ти, и снег под ногами ещё не успел раскиснуть, и в нём получаются качественные ступени.

II - Вторая верёвка выводит на нижнюю кромку второй трещины, которая (кромка) представляет собой небольшой ширины выполаживание вдоль всей трещины. Третья станция закручена в это выполаживание. Верёвка 50 метров. (Фото 2.8, 2.9)

III - Трещина в этом месте широкая, и мы проходим 20 метров на восток по её краю, повесив третью верёвку (фото 2.4,2.5) до места, где трещину можно перейти(тут она забита снегом), и видим что от продолжения склона нас отделяет ледовая стенка. Именно эта стенка высотой 5-6 метров и крутизной около 70°, на наш взгляд, является ключевым участком подъёма на перевал. Важно отметить что снизу (с ледника) не видно ни выполаживания, ни ледовой стенки, которую нужно преодолеть для подъёма. На (фото 2.3) верёвки III и IV изображены пунктиром.

IV - Перед этой стенкой делаем ещё одну, четвёртую по счёту, станцию для страховки первого участника. Лидер снимает рюкзак и пролезает стенку, вкручивает промежуточную станцию над ней. Сразу после стенки вновь начинается снежно-ледовый склон крутизной около 45°. Для ускорения делаем промежуточные точки жёсткими, их выкручивает замыкающий, так как «спрямлять» верёвку нам не нужно. (Фото 2.6, 2.7). Четвёртая верёвка заканчивается в десяти метрах выше по склону от стенки. Всего 25 метров.

V, VI - Далее до седловины подъём осуществлялся по уже начавшему киснуть склону, крутизна которого от пятой станции шла на убыль. До седловины повесили ещё две верёвки суммарной длины около 85м.

Всего 235 метров перил, на которые затрачено 5 часов.

4. Седловина пер. Снежный Горб (2Б, 4505) (39° 37.241\'С, 71° 30.216\'В)( Фото 2.10, 2.11) Тур расположен на осыпном гребне, метрах в тридцати на восток от середины седловины. Седловина снежная с осыпными краями, очень широкая и пологая, в центре заболоченная. При желании, можно поставить несколько палаток. (Фото 2.12) С неё открывается вид на ледник Джилису и могущественную вершину 4912, практически полностью покрытую снежно-ледовой «чешуёй». Снята записка группы туристов РТК «Черёмушки», совершавших поход 4 к.с. под руководством Смирнова от 22.07.1992, которую почему-то не находили другие группы. Так же снята записка Наседкина за 2012г. в плохом, размытом состоянии.

5. Радиально пер. Надежда (1Б, 4560).(предшествующее название «Шарк, 2А»)Среди наших обширных планов на будущее - прохождение перевала Кузнецовой (3А), на определяющую сторону которого мы очень хотели бы сначала посмотреть вживую. Поэтому, мы по пути зашли на перевал Надежда, и сделали несколько фотографий. (Фото 2.13, Фото 3.22, Фото 3.23) Спускаясь с перевала Снежный Горб, уходим вправо по ходу и траверсом снежно-ледового склона поднимаемся на пер. Надежда, общее время радиального выхода 1 час.

6. Спуск по леднику Абрамова к м/н на высоте 4200.Спуск с перевала не представляет технической сложности, и ведётся в связках. (Фото 2.15, 2.16) Перевальный взлёт с юго-востока не выражен и представляет собой закрытый ледник крутизной до 15°. Спуск занял полтора часа. Палатки ставим напротив скального отрога, разделяющего камеры ледника, ведущие к пер. Снежный Горб и пер. Джаманкырчин В. (Фото 2.14)

Координаты места ночёвки: (4200, 39° 36.558\'С, 71° 31.790\'В), (фото 2.17)

7. Радиально снятие заброски с ледника Абрамова. По прибытии Серёжа с Димой отправились забирать заброску, закопанную ими же в камнях возле ледника Абрамова два дня назад на высоте 3720м. Поначалу путь шёл по закрытому леднику, в связке-двойке. После 20 минут ходьбы ледник постепенно, сначала пятнами, открывается. Снятие заброски заняло у нас 2 часа и 5 минут.

Выводы:

1. Перевал Снежный Горб является логичным и красивым путём с ледника Джилису на ледник Абрамова.

2. Планируя прохождение перевала, мы ставили перед собой несколько задач: сработаться и технически размяться перед трудными снежно-ледовыми перевалами, без излишних физических затрат посетить перевал Надежда, тем самым произведя разведку определяющей стороны пер. Кузнецовой, и вернуться после заброски. Эти задачи были полностью выполнены.

3. Перевал Снежный Горб - технически интересная снежно-ледовая 2Б, соответствует своей категории трудности и рекомендуется к прохождению в походах от 4 к.с.

Перевал Джаманкырчин В. (2А, сн-ос, 4527)

1. Расположен в районе ледника Абрамова между в. 4721 и в. 4630

2. Соединяет ледник Абрамова и ледник Джаманкырчин

3. Ориентация: восток-запад

4. Характер: перевал снежно-осыпной, определяющая сторона восточная.

5. Сведения о первопрохождении: перевал первопройдён группами туристов под руководством Журавлев Д. и Почкаева А. из г. Ташкента в походах 5 к.с. 12 июля 1969г.

6. Перевал пройдён насквозь группой 5 к.с. под руководством Щербакова А. А. с востока на запад 7 августа 2013г.

7. Записки в туре не обнаружено.

Перевал Кузнецовой (3А, ск-лд, 4632)

1. Расположен в районе ледника Абрамова между в. 4750 и в. 4912

2. Соединяет восточную камеру ледника Джаманкырчин и верховья ледника Илликсу.

3. Ориентация: юго-восток - север-запад.

4. Характер: перевал снежно-ледовый с юго-востока, скально-ледовый с северо-запада. Перевал односторонний, определяющая сторона северо-восточная.

5. Сведения о первопрохождении перевала отсутствуют, единственное известное прохождение: Хачатрян, 1987г - по маршруту через в. 4750 пройдена самая западная седловина.

6. Перевал пройдён насквозь группой 5 к.с. под руководством Щербакова А. А. с юго-востока на север-запад 8 августа 2013г.

7. Снята записка группы туристов из г. Риги, совершавших поход 5 к.с. под руководством А. Костюка от 1 августа 1995г.

Описание даётся от ледника Абрамова и до слияния рек Илликсу и Янгидабан С.

Описание подготовлено Сергеем Науменко

Техническая характеристика прохождения перевалов Джаманкырчин В. (2А, сн-ос, 4527) и Кузнецовой (3А, ск-лд, 4632)

Подход под перевальный взлёт пер. Джаманкырчин В. от м/н на леднике Абрамова

Закрытый ледник с открытыми трещинами - одновременное движение в связках

1,6

+200

1:15

Перевальный взлёт пер. Джаманкырчин В.

Снежно-ледовый взлёт крутизной до 25°, бергшрунды - снежные мосты с попеременной страховкой

+127

1:25

Седловина пер. Джаманкырчин В (2А, 4527)

Узкая скально-осыпная седловина

Спуск с пер. Джаманкырчин В. по одноимённому леднику до высоты 4270

Закрытый разорванный ледник ок. 10°, простой ледопад - одновременное движение в связках

-257

2:40

Переменная облачность, снег

Подход под перевальный взлёт перевала Кузнецовой

Закрытый ровный ледник до 10° - одновременное движение в связках

+245

2:45

Перевальный взлёт пер. Кузнецовой

Снежно-ледовый взлёт крутизной 15°

0,5

+117

0:30

Седловина пер. Кузнецовой (3А, 4632)

Средней ширины скально-снежно-ледовая седловина

Пасмурно, снег/дождь

Спуск с пер. Е. Кузнецовой на ледник Илликсу

Простые разрушенные скалы до 50°, снежно-ледовое ребро, траверс ледового склона до 60°, ледовый склон до 55° - 315м перил, крючья, ледобуры, проушины

-212

6:30

Ясно

Спуск по леднику Илликсу и долине р. Илликсу до её впадения в р. Янгидабан С.

Закрытый ледник, зона ледовых разломов, - одновременное и попеременное движение в связках обход сложного ледопада по конгломератному борту, открытый ледник, травянисто-осыпные склоны

10,5

-1155

6:40

Общая протяжённость пути без коэффициента района: 18,2 км Ходовое время: 21 час 45 мин. Перепад высот: 2313м (+689/-1624)

Техническое описание пер. Джаманкырчин В. (2А, сн-ос, 4527) и пер. Кузнецовой (3А, ск-лд, 4632)

1. Подход под перевальный взлёт пер. Джаманкырчин В. от м/н на леднике Абрамова .

С утра ясно, выходим в 7:40 двумя связками в направлении пер. Джаманкырчин В. По смёрзшемуся снегу ледника Абрамова поднимаемся вверх по склону, обходя отрог, разделяющий цирки перевалов Джаманкырчин В. и Надежда (фото 3.1), и выходя на выполаживание. Сразу за взлётом открывается панорама восточной части западной камеры ледника Абрамова (фото 3.2), путь подъёма на перевал хорошо просматривается, по крайней мере, в нижней его части. За два перехода подходим под перевальный взлёт.

2. Перевальный взлёт пер. Джаманкырчин В.

Путь подъёма на перевал проходит по снежному склону (до 20-25°), в нижней четверти подрезанному бергшрундом. (фото 3.3) Переходим его с попеременной страховкой по снежному мосту в центральной части. (фото 3.4) Становится ясно, что обрабатывать с восточной стороны, в общем-то, и нечего - всё идётся пешком. На подъёме держимся правее по ходу, вдали от траектории возможного падения камней. На протяжении нашего подъёма пролетела пара камней, вытаявших под ярким солнцем, с восточной седловины по центру склона. (фото 3.5) Сразу за скальным отрогом начинается присыпанная снегом осыпь. Выходим на седловину по узкому проходу между двумя скальными плитами. (фото 3.6)

3. Седловина пер. Джаманкырчин В. (2А, 4527) - (39° 36.107\'С, 71° 31.448\'В)

Перевал имеет узкую острую скально-осыпную седловину, ночевать на ней неудобно, но ровное место несложно подыскать чуть ниже. Задувает ветер, в жидком виде воды нет, но есть снег. Задача по нахождению тура оказалась чересчур нетривиальной, пришлось сложить на видном месте свой - небольшая пирамидка посередине скально-осыпного гребня. (фото 3.10) Того, что находится справа по ходу нашего подъёма на перевал. Пока подходит вторая связка, успеваем вскипятить чай. (фото 3.7)

4. Спуск с пер. Джаманкырчин В. по одноимённому леднику до высоты 4270

В 13:30 начинаем спуск, также в связках. (фото 3.8) С седловины по уже не совсем смёрзшейся осыпи спускаемся до снега и, обходя глубокую мульду справа, траверсом выходим на ледник Джаманкырчин. (фото 3.9) В верхней части он закрыт, полог и с большим количеством скрытых трещин. (фото 3.11, фото 3.12) Спускаясь, держимся центральной его части (фото 3.13): справа угадываются ледовые сбросы, а слева он значительно более разорван. (фото 3.14) Примерно переход и перед нами несложный ледопад - трещин не много, если держаться левее. Мы держим путь в направлении пер. Кузнецовой, и перспектива обойти скальный отрог, разделяющий цирки наших перевалов столь привлекательна, что выпускаем разведчика. Отрог, конечно, оказался непроходимым, но зато получилась неплохая панорама средней части ледопада. (фото 3.15) Делать нечего - делаем крюк в обход скальных сбросов. (фото 3.16)

5. Подход под перевальный взлёт пер. Кузнецовой .

За переход спускаемся к руслу ледникового ручья, вытекающего из ранклювта ледопада ледника Джаманкырчин, откуда начинается подъём в сторону пер. Кузнецовой. В этой части ледник Джаманкырчин всё также закрыт, но уже совсем не разорван. (фото 3.17, фото 3.19) Погода портится, сыпет снег, и мы за три перехода подходим под перевальный взлёт (фото 3.18) восточной седловины пер. Кузнецовой, где встаём на ночёвку. (39° 36.384\'С, 71° 30.016\'В) Воды в жидком виде нет, топим снег. (фото 3.20)

Координаты ночёвки: (4515, 39° 36.384\'С, 71° 30.016\'В)

6. Перевальный взлёт пер. Кузнецовой

С утра передовая связка выходит на первоначальную обработку в 8:40. С юго-востока перевальный взлёт - снежный склон крутизной до 25°, по которому мы за полчаса выходим на седловину. (фото 3.21)

7. Седловина пер. Кузнецовой (3А, 4632) - (39° 36.496\'С, 71° 29.930\'В)

Перевал имеет средней ширины снежно-осыпную седловину. В случае острой необходимости, можно примостить пару палаток, жидкой воды, как водится, нет. Тур сложен в самой восточной части, со стороны ледника Джаманкырчин. Ветра почти нет.

8. Спуск с пер. Кузнецовой на ледник Илликсу

Юго-западная сторона перевала Кузнецовой (фото 3.32) является определяющей. В верхней части характер склона преимущественно скально-ледовый, в нижней - снежно-ледовый. Средняя часть всего склона представляет собой скально-ледово-осыпные кулуары, разделённые скальными отрогами. Только в восточной части склона есть снежно-ледовое ребро, выводящее на ледовый склон.

Предварительный просмотр спуска (фото 3.22) с перевала Надежда показал (фото 3.23), что наименее камнеопасный склон спуска находится в самой восточной части спуска. Попасть на него возможно со второй с востока седловины, траверсом снежно ледового ребра. Этот путь мы и выбрали: С седловины вниз и вправо к большому скальному отрогу, от него к большому камню, с которого можно попасть на снежно-ледовое ребро по локальному гребню. (фото 3.24)

С самой седловины начинаем вешать верёвки:

I - Станция на расходной петле на большом камне рядом с туром - 50 метров перил, которые идут вначале вниз-вправо по скально-осыпному кулуару крутизной до 50°, затем по непротяжённому участку льда и траверсом вправо за скальный выступ - там станция на нескольких крючьях. При сдёргивании оставляем расходную петлю. (фото 3.25)

II - От скального отрога вниз-вправо по снежно-ледовому склону до 40° - 35 метров перил к большому одинокому камню. Оставляем пару расходных крючьев. (фото 3.26)

III - От большого камня 40 метров перил. Вначале по осыпному гребню, промежуток на скальном выступе, затем по льду до 45° - станция на бурах, последний спускается на проушине. (фото 3.27)

IV - Траверсом 35 метров перил по льду, до 60° - уход из-под снежного карниза, станция на ледобурах - последний с нижней страховкой, 15-метровый конец верёвки - вниз по льду, станция на бурах. (фото 3.29)

V,VI - 100 метров перил по льду до 55° прямо вниз - станции на ледобурах, последний спускается на проушинах (фото 3.28, фото 3.31)

VII - 40 метров перил по снежно-ледовому склону до 40° крутизной через бергшрунд, пройдённый по снежному мосту. Последний спускается с нижней страховкой. (фото 3.30)

Итого на спуск провешено 7 верёвок - в общей сложности 315 метров перил, на техническую работу затратили 6 часов 30 минут.

9. Спуск по леднику Илликсу и долине р. Илликсу до её впадения в р. Янгидабан С.

Связываемся и спускаемся, переходя с левой части ледника Илликсу на правую. (фото 3.34) В верхней части ледник закрыт, трещины относительно редки. На высоте 4300 начинается зона ледовых разломов (фото 3.35) - вначале ничего сложного, но иногда приходится задумываться перед выбором дальнейшего пути. Петляя смещаемся на правый борт ледника, который кажется менее разорванным. Вскоре зона разломов заканчивается, и на протяжении пары километров ледник радует своей целостностью. Длинные широкие трещины (фото 3.36, фото 3.37) предвещают большой ледопад, который сверху угадывается по характерному резкому сбросу высоты и отсутствию логичного пути. На высоте 4110 уходим на правый конгломератный борт, по которому и обходим препятствие. (фото 3.38) Конгломерат сменяется осыпью, по которой мы выходим на пологий ровный ледник ниже ледопада.

Через полперехода ледник открывается, а ещё через переход и вовсе покрывается моренным чехлом. Финальный переход до ночёвки идём по моренным валам, которые вслед за языком ледника спускаются на дно долины. Слева виднеется прекрасная травяная терраса, и мы выбираемся на неё по довольно крутому конгломератному склону. Течёт чистый ручей, удобные площадки на траве.

Координаты ночёвки: (3820, 39° 36.950\'С, 71° 27.541\'В)

Неспешный завтрак, выход в 11:30. Вначале спускаемся по некрутым осыпным склонам долины р. Илликсу, движемся вдоль реки. (фото 3.39) На высоте 3750 на разливе реки есть летовка. От неё тропа уходит по двум бортам. (фото 3.40) Правым бортом тропа идёт по травянистым и осыпным полкам, на высоте 3450 по мосту переходит на другой берег, где продолжает тропу левого берега. (фото 3.41) Левым берегом тропа через некоторое время теряется, травянисто-осыпные склоны сменяются конгломератно осыпными. Мостов ни через р. Илликсу, ни через правый её приток, стекающий со стороны пер. Джаманкырчин З., нет. Однако левый берег ходится, а приток бродится - глубина до 25 см, сильное течение, каменистое не скользкое дно. Здесь тропы обоих берегов сливаются, и продолжается тропа левого берега по травянистому склону, (фото 3.42) в обход прижимов правого борта. Короткий подъём по травянистому склону выводит в живописную долину, поросшую арчой, Тропа верхом обходит каньон р. Илликсу (фото 3.43) и спускается левым берегом на огромную «сковородку» (фото 3.44) - место слияния р. Илликсу и р. Янгидабан. Здесь, недалеко от пустующей летовки устраиваем полуднёвку.

Координаты ночёвки: (3265, 39° 36.918\'С, 71° 24.880\'В)

Выводы и рекомендации:

1. Перевал Джаманкырчин - несложная снежно-осыпная 2А, удобно связывающая ледник Джаманкырчин с ледником Абрамова. Сам по себе перевал не сложен, однако, западная сторона осложнена ледопадом и сильно разорванным ледником на подходах. Перевал соответствует 2А к.т. Рекомендуем к прохождению в походах от 3 к.с.

2. Перевал Кузнецовой - интересная безопасная комбинированная 3А. С него открываются впечатляющие виды на ледники Джаманкырчин и Илликсу. Перевал относительно редко посещается, описания прохождения перевала в нашем варианте не существует, единственное описание, известное нам - Хачатрян, 87г - пройдена самая западная седловина, через прилегающую вершину. Рекомендуем перевал к прохождению в походах от 5 к.с.