Автор: Александр Лукин, Ростова-на-Дону

Отчёт о горном походе 3 КС по Западному Кавказу в июле – августе 2014 года

18.07.2014 – 4.08.2014

Руководитель группы и автор отчёта – Лукин А. В.
Фотографии Абрамова Я. Б., Ковалёва Д. А., Литвиновой Т. В., Лукина А. В. и Рыбкиной С. С.
GPS трек записан Абрамовым Я. Б.

Раздел 1. Справочные данные о походе.

1.1. Нитка маршрута: пос. Теберда – д. р. Джемагат – д. р. Эпчик – пер. Верх. Эпчик (1А, 3230) – д. р. Кенделлесу – д. р. Даут – д. р. Рхи – пер. Ыбчик (н/к, 2542) – д. р. Учкулан – т/б «Глобус» – д. р. Джалпакол – пер. Спортклуба МИФИ (2А, 3590) – д. р. Мурсалы – д. р. Гаралыкол – д. р. Кубань – д. р. Чиринкол – пер. АКТ (2А, 3408) – лед. Кичкинеколбаши – д. р. Кичкинекол Вост. – Ворошиловские Коши – д. р. Уллукам – пер. Хотютау (3490) – приют Одиннадцати (траверс, 2А, 3925) – в. Эльбрус Зап. (рад., 2А, 5624) – пос. Терскол.

Карта 1. Общая карта маршрута

1.2. Паспорт маршрута.

1.3. Состав команды.

1.4. Список сокращений.

Всюду в тексте отчета приняты следующие сокращения: ч. – часы, мин. – минуты, км – километры, м – метры, р. – река, д. р. – долина реки, пос. – посёлок, в. – вершина, пер. – перевал, лед. – ледник, оз. – озеро, т/б – турбаза, верх. – верхний, вост. – восточный, зап. – западный, м. н. – место ночёвки, ор. – орографически, рад. – радиально, ЧХВ – чистое ходовое время, ПХД – по ходу движения, КС – категория сложности, МКК – маршрутно-квалификационная комиссия, ГУ – горный поход, участие, ГР – горный поход, руководство, см. – смотрите.

Характеристики локальных препятствий: тр. – травянистый, ос. – осыпной, ск. – скальный, сн. – снежный, лд. – ледовый, н/к – некатегорийный.

1.5. Календарный план похода, согласованный с МКК.

1.6. Фактический календарный план похода.

1.7. Список пройденных локальных препятствий.

1.8. Итоги пройденного маршрута.
Набор высоты: +11252 м
Сброс высоты: -10537 м
Эффективный километраж: 154.8 км.
1.9. Элементы новизны в пройденном маршруте.

Основной идеей нашего похода было соединение одной логичной линией трёх популярных туристических районов: Теберды, Узункола и Приэльбрусья. Столь протяжённый линейный маршрут по всей восточной части Западного Кавказа позволил команде оценить в комплексе географические и туристические характеристики района и составить о нём целостное представление. Второй важной целью похода было завершить протяжённую и довольно насыщенную походную часть восхождением на высшую точку Кавказа – вершину Эльбрус, и тем самым проверить на практике возможность восхождения на Эльбрус в рамках похода третьей категории сложности. Помимо этих двух основных целей в программу похода были включены несколько других интересных элементов.

• Перевал Верхний Эпчик. По этому перевалу имеется довольно скудный фотоматериал, практически отсутствуют текстовые описания. Как выяснилось в процессе прохождения, перевал этот посещается довольно редко. С него были сняты две записки: 2005 и 2002 года. Во многом это объясняется наличием рядом очень популярного некатегорийного перевала Эпчик. Одной из задач похода было пройти этот перевал, оценить его, и составить по нему качественное описание. Перевал оказался несложным и красивым, хотя и не совсем логичным.

• Перевал Спортклуба МИФИ также представляет определённый интерес, так как довольно редко посещается туристами. В нашем распоряжении был единственный качественный отчёт М. Федина [1], которым мы и руководствовались в процессе прохождения. С перевала была снята записка группы М. Федина. Всё это свидетельствует о том, что данный перевал туристами посещается нечасто. При подготовке похода нам он показался красивым, логичным и достаточно безопасным. Очень хотелось непосредственно в этом убедиться. Приятно, что этот перевал по большей части оправдал наши оптимистичные ожидания.

• Траверс южных полей Эльбруса от перевала Хотютау до приюта Одиннадцати представлял интерес как весьма привлекательный способ разнообразить стереотипный спуск с перевала Хотютау, пройти высотную акклиматизацию и потренировать навыки хождения в связках по закрытым ледникам. Однако он оказался самым тяжёлым и опасным элементом в нашем походе. Из-за сильной разрушенности ледника Малый Азау в конце июля траверс представляет значительную опасность и не может быть рекомендован нами к прохождению в походах третьей категории сложности малоопытными группами.
  • 1.10. Заезд, пропуска в пограничную зону.

Группа уезжала из Ростова и приезжала в Ростов централизованно на нанятой Газели. Так как маршрут проходил в пятикилометровой приграничной зоне, нам потребовалось оформить пропуска в погранзону. Оформление пропусков бесплатное. Заполненная форма коллективного пропуска отправляется факсом на погранзаставу в Хурзук или в Черкесск. Заполненные пропуска забираются в день приезда на погранзаставе, расположенной на слиянии рек Кубань и Узункол, либо в Черкесске. До заставы на Кубани дорога не очень хорошая, но Газель доезжает спокойно. Подробнее о процедуре оформления пропусков можно узнать по телефону в черкесском пограничном управлении по номеру 8-8782-20-18-00.

1.11. Регистрация в МЧС.

Группа становилась на учёт в черкесском отделении МЧС. Для этого за неделю до начала похода руководителем было отправлено письмо по адресу pso272@mail.ru с подробной ниткой маршрута, списком группы, адресами и телефонами ростовской МКК, контактами руководителя и контрольными сроками прибытия и возвращения. По прибытии на место мы отзвонились в МЧС по номеру 9-8782-23-90-60 и сообщили о выходе группы на маршрут. По прибытии в Азау мы также отзвонились по этому номеру и сообщили о завершении похода.

1.12. Заброски.

Нами было организовано две заброски. Первая заброска была сделана в районе погранзаставы (на наши просьбы оставить заброску на заставе пограничники ответили категорическим отказом). Был учтён негативный опыт предыдущих походов, когда наша заброска была съедена медведем, поэтому в этот раз заброску прятали хорошо, завалили тяжёлыми камнями и посыпали вокруг перцем и табаком. В первой заброске помимо продуктов лежали также тёплые вещи для Эльбруса. Эту заброску мы планировали забрать после прохождения перевала Спортклуба МИФИ. Вторую заброску оставили в пяти километрах выше по течению реки от посёлка Учкулан. Её мы планировали забрать после перевала Ыбчик. В ней помимо продуктов лежало всё железо и техническое снаряжение. Это было сделано для того, чтобы максимально облегчить акклиматизацию за счёт лёгких рюкзаков и тем самым повысить темп движения группы в начале маршрута. Такой подход доказал свою эффективность. Однако необходимо очень качественно прятать заброску, так как в ней находится много дорогого технического снаряжения.

1.13. Бюджет похода.

Автор раздела Литвинова Татьяна.

Общий бюджет похода составил 58 900,00 рублей. Основная статья расхода – это транспорт. К месту начала маршрута добирались всей группой на Газеле, и проезд был дешевле. Обратно выезжали двумя группами: 3 человека (возвращались поездом) и 5 человек (нанимали Газель), в связи с чем транспортные расходы увеличились. Затраты на питание старались минимизировать: закупки проводили в крупном супермаркете и на рынке.
    В целом каждому человеку поход обошёлся примерно в 7 360,00 рублей.

1.14. Связь.

Автор раздела Голозубов Артём.

Одной из поставленных перед походом задач была проверка целесообразности и удобства использования двухдиапазонных VHF/UHF портативных раций в горном походе.

В группе было 2 комплекта, состоящих из рации, аккумулятора, батарейного блока, комплекта запасных батареек и гарнитуры. Каждый комплект содержался в транспортном состоянии герметично упакованным. Вес одного комплекта составлял от 200 до 300 грамм.

Перед началом похода с участниками был проведен краткий инструктаж по использованию раций и правилам поведения в эфире. Для связи внутри группы использовались частоты, лежащие внутри диапазона LPD.

Рации использовались группой при прохождении технических участков и при временных разделениях группы.

Основные случаи использования радиосвязи:
  • при поиске заброски
  • при выходе части группы на разведку перед перевалом Спортклуба МИФИ
  • при работе на станциях на спуске с пер. Спортклуба МИФИ. Рации были у участника, стоящего на верхней станции и на самой нижней. При выходе с перевала (3590) отмечались периодические сильные помехи в верхней части LPD. При спуске ко второй станции (видимо, попадании в радиотень окружающих скал) помехи пропали
  • при прохождении траверса пер. Хотютау - приют Одиннадцати. Рации были у лидеров первой и последней связки. Применены были для координации движения связок по закрытому леднику в условиях отсутствия видимости (густой туман)
  • при восхождении на Эльбрус была установлена связь между частью группы, пошедшей на вершину, и частью группы, оставшейся в лагере. В окрестностях Эльбруса радиоэфир чрезвычайно загрязнен, а в окрестностях вершины возникают такие же периодические помехи, как и на пер. Спортклуба МИФИ, полностью блокирующие радиосвязь.
  • Выводы:
  • Использование рации улучшило координацию действий в группе.
  • В длительном горном походе целесообразно использовать рации с возможностью питания и от аккумулятора, и от батареек (например, с помощью адаптера для батареек в аккумуляторный отсек рации).
  • В случае, когда аккумулятор рации новый, одного запасного комплекта батареек должно быть достаточно на 16 дней. Для сравнения: новый Li-ion аккумулятор емкостью 1800 mAh за все время похода оказался разряжен примерно на 2/3, при том, что эксплуатировался и хранился при отрицательных температурах. Пожилой Li-ion аккумулятор емкостью 1200mAh полностью разрядился на 14й день.
  • При использовании режима повышенной мощности в LPD-диапазоне была установлена качественная разборчивая связь на следующих дистанциях: 3 км в долине реки, покрытой густым лесом 2 км на каменном плато при разности высот абонентов около 300м и наличии нескольких перегибов на пути прохождения радиосигнала 5 км в условиях прямой видимости (в. Эльбрус Зап. - лагерь, разность высот около 1700м, ясная погода).
  • При движении в связках целесообразно иметь по одной рации на связку. Причем в группе достаточно иметь 2 рации большой мощности, а для остальных связок использовать легкие маломощные устройства.
  • При условии герметичного хранения раций в походе допустимо использование не влагозащищенных устройств.
  • При использовании в походе раций следует особо следить, чтобы они были выключены во время грозы и в зоне сильного статического электричества. Включение или использование раций во время грозы может быть причиной повреждения элементов рации, либо даже спровоцировать удар молнии.
  • Рация при использовании должна быть пристрахована.
  • 1.15. Ориентирование на маршруте.

Автор раздела Голозубов Артём.

• Ориентирование на маршруте не представляет особой сложности. В основном, ключевые моменты маршрута соответствуют описаниям. Для ориентирования на местности вполне достаточно карты масштаба 1:50000. Также для района данного похода существуют достаточно подробные космоснимки.
  • Стоит отметить следующие особенности прохождения маршрута:
  • Подъем на пер. Ыбчик со стороны д. р. Даут возможен двумя путями: по тропе и по автомобильной грунтовой дороге (появилась недавно).
  • Подъем к озерам под пер. Спортклуба МИФИ со стороны д. р. Джалпакол описан недостаточно подробно в описаниях, имевшихся у нас. Подъем целесообразно осуществлять по направлению к самому большому (южному) озеру под пер. Спортклуба МИФИ.
  • Подъем на пер. АКТ со стороны д. р. Талычхан целесообразно производить вдоль боковой морены лед. Талычхан Восточный. Далее двигаться по леднику на северо-восток к перевалу АКТ.
  • Перевалов Хотютау существует два, причем дорога обозначена к дальнему, и менее логичному из них.
  • При движении по ледникам г. Эльбрус необходимо иметь с собой и уметь пользоваться надежным туристическим компасом.
  • 1.16. Ресурсы.

Скачать все фотографии из отчёта в большом разрешении.
    Скачать GPS трек маршрута.

Раздел 2. Описание маршрута.

День 1 (18.07 – 19.07). Из Ростова выехали вечером 18 июля так, чтобы к утру 19-ого быть на погранзаставе в Хурзуке. Но нашим ожиданиям не суждено было сбыться: не доезжая до Кропоткина, Газель сломалась, и нам пришлось провести ночь на трассе, ожидая приезда другого транспорта. Из-за этого мы потеряли половину ходового дня. На погранзаставе мы были вечером 19 июля. На заставе мы забрали пропуска, сделали заброску в полукилометре от заставы выше по течению Кубани. Затем мы отправились назад в пос. Учкулан, проехали ещё 5 километров выше по течению р. Учкулан, и там оставили вторую заброску (подробнее об организации забросок см. раздел 1.12). Далее наш путь лежал в Теберду, куда мы и приехали около 23 часов ночи. Газель довезла нас ещё пару километров вверх по долине реки, пока не упёрлась в шлагбаум. Мы выгрузились, прошли ещё минут 15 и стали на первой подходящей поляне. Спать легли в 1:00.

День 2 (20.07). Подъём 8:00 Ясно
    Выход 10:15 Ясно
    Обед - Дождь, гроза
    Лагерь 15:40 Дождь

После вчерашнего позднего отбоя встаём в 8:00, завтракаем и выходим в 10:15. Идём вверх по долине реки Джемагат. К 11:30 доходим до слияния с р. Кышкаджер, где находится поляна нарзанов. На поляне стоит кош и табличка-указатель, а сами нарзаны находятся за кошем по тропе направо.

Фото 1. Поляна нарзанов.

Перевал Верхний Эпчик.

Здесь основная дорога уходит прямо, а нам нужно налево, в долину реки Эпчик. Тропа входит в зону леса сразу начинает набирать высоту. Набрав около 150 метров в 12:20 останавливаемся на привал на земляничной поляне. Тропа начинает постепенно спускаться к реке и через 700 метров от земляничной поляны к 12:55 мы подходим к месту первого брода на правый орографический берег реки Эпчик. Брод несложный и легко проходится босиком. По правому берегу тропа выражена несколько хуже, но всегда достаточно чётко прослеживается. Идём 40 минут по правому берегу и через километр подходим к месту следующего брода на левый берег. После этого тропа начинает удаляться от реки и набирать высоту на ор. левый склон. Идём вдоль основного русла реки траверсом по левому склону, постепенно набирая высоту.

Фото 2. Идём вверх вдоль реки Эпчик

Через 50 минут, набрав 230 метров высоты, становимся на привал в 14:45. Погода начинает заметно портиться, долину затягивает туманом, начинается дождь. Проходим около километра и сворачиваем направо, чтобы дальше пойти вдоль ор. левого притока реки Эпчик, который вытекает из озера Эпчик. Дождь всё усиливается. Пройдя ещё с километр, становимся лагерем (GPS-координаты N 43o 28.134' E 41o 52.583').

День 3 (21.07).

Подъём 5:00 Пасмурно, без осадков
    Выход 7:00 Пасмурно, без осадков
    Обед 11:20 Дождь
    Лагерь 17:15 Переменная облачность

Так как нам надо было навёрстывать потерянный из-за поломанной машины ходовой день, решили встать пораньше, в 5 утра. Вчера лагерь поставили рано, и была возможность выспаться. Собираемся и выходим в 7:00 вверх по долине в направлении озера Эпчик.

Фото 3. К перевалу Верхний Эпчик

Через 45 минут достигаем обзорной точки, с которой становится видно озеро Эпчик и путь подъёма на наш перевал. Надеваем каски, достаём ледорубы или треккинговые палки, те, кто шёл в кроссовках, переобуваются в ботинки.

Фото 4. Панорама перевального цирка пер. Верхний Эпчик

От озера начинаем подъём по средней осыпи в направлении террасы, отмеченной на Фото 5 треугольником. Камни живые, поэтому следует соблюдать осторожность, чтобы не спустить их на тех, кто идёт сзади. Крутизна склона не превышает 40 градусов.

Фото 5. Путь подъёма на пер. Верхний Эпчик

Через час достигаем ровной террасы, на которой устраиваем привал. Далее сворачиваем правее к выходам бараньих лбов. В одном из них есть логичный проход вдоль скал, остальные бараньи лбы обходим выше и через 20 минут в 9:35 выходим на перевал. Перевальная седловина широкая, тур расположен немного правее ПХД от перевальной седловины. В туре мы обнаружили 2 записки 2002 и 2005 года и карамельки, которые пролежали в туре уже без малого десять лет.

Фото 6. Записки, снятые с перевала Верхний Эпчик

Фотографируемся на перевале и начинаем спуск вниз в 10:05. Спускаемся, уходя вправо ПХД по травянистой гряде, переходящей в осыпь.

Фото 7. Группа на перевале Верхний Эпчик

Фото 8. Вид с перевала Верхний Эпчик в сторону д. р. Даут

Фото 9. Спуск с перевала Верхний Эпчик

После спуска делаем короткий привал и в 10:30 выходим. Минут 15 идём траверсом по ор. левому склону долины, затем спускаемся на её дно и дальнейший спуск продолжаем уже по низу. Тропы нет, но спуск по альпийским лугам не представляет никакой сложности. Погода начинает ухудшаться, небо снова затягивается тучами. В 11:20 решаем пообедать, пока погода совсем не испортилась. Поворачиваем направо, к реке, но стоит нам только присесть, как начинается дождь. Ничего не поделаешь, погода нас пока не балует. Обедаем, выходим в 12:00. За 40 минут доходим до слияния нашего притока с рекой Кенделлесу, переходим её вброд и приваливаемся на ор. левом берегу. Дождь всё не прекращается. Дальше начинается широкая дорога с перевала Эпчик. За 1 ч. 15 мин. ЧХВ доходим до аула Даут, еще за 10 мин. проходим вниз по дороге до моста через р. Даут. Дождь, наконец-то, прекращается. Часть группы уходит смотреть возможные нарзаны в ручье, вытекающем из родника Аксу, остальные останавливаются на привал на правом берегу Даута за мостом. Разведка приходит ни с чем, и в 15:10 мы отправляемся дальше.

Перевал Ыбчик.

С поиском тропы на перевал Ыбчик возникли определённые сложности. От места привала за мостом проходим по хорошо выраженной дороге 100 м. вниз вдоль течения реки. Затем дорога начинает забирать вправо, ещё через 50 метров уходим на развилке направо на менее выраженную дорогу, дальше идём по ней. Дорога уходит немного выше по склону долины и продолжает идти вдоль течения реки ещё с полкилометра. Затем она входит в зону леса, где мы и устраиваем привал в 15:50. Далее идём по этой же дороге вверх по зоне леса. Здесь она становится более отчётливой. За 55 мин. ЧХВ набираем около 350 м. высоты. Не доходя полкилометра до коша под перевалом Ыбчик, становимся лагерем на небольшой поляне на склоне в 100 метрах ниже тропы (GPS-координаты N 43o28,099' E 42o0,513'). Вода есть в ручье в 150 метрах ниже лагеря по основной тропе.

День 4 (22.07).

Выход 7:15 Ясно
    Обед 16:50 Ясно
    Лагерь 18:40 Ясно

Решаем втягиваться в походный режим, поэтому сегодня, несмотря на простой перевал, всё равно встаём в 5 утра. За завтраком поздравляем Клима с днём рождения, собираемся и выходим в 7:15. Через полкилометра подходим к кошу под перевалом Ыбчик.

Фото 10. С коша под пер. Ыбчик

На перевал идёт хорошо выраженная тропа, подъём по которой сложности не представляет. В 8:40 поднимаемся на широкую перевальную седловину. С неё открывается потрясающая панорама на Эльбрус и его западные предгорья. На перевале ловит сотовая связь. В перевальном туре находим записку группы из Саратова, которая была здесь позавчера.

Фото 11. Перевальная записка с перевала Ыбчик

Фотографируемся на перевале и в 9:20 начинаем спуск вниз.

Фото 12. Группа на перевале Ыбчик

Спуск с перевала проходит по хорошо выраженной тропе. Первые 300 метров спуска тропа придерживается линии падения воды, но затем уходит левее и начинает траверсировать левый ПХД склон.

Фото 13. Путь спуска с пер. Ыбчик

Спускаемся с перевала почти к самому посёлку к 11:00.

Не заходя в посёлок, группа устраивается на привал на поляне с бьющим из скалы родником, в который вмонтирована труба. Есть возможность помыть голову. Дальше нам нужно попасть на турбазу «Глобус», что в 20 км выше по долине р. Учкулан. Идти 20 км пешком по пыльной дороге скучно, поэтому часть группы отправляется в посёлок, чтобы договориться с транспортом до Глобуса. Нам удаётся договориться с местным владельцем грузовика и в 11:40 мы погружаемся в кузов Газона и едем до Глобуса. Попутно забираем нашу заброску, которую мы оставили в 5 км выше посёлка Учкулан, и останавливаемся попить нарзанов. В 16:00 Газон останавливается на поляне за турбазой «Глобус». Пока мы разбираем заброску, наши водители быстро напиваются и начинают приставать к одной из участниц. Чтобы избежать конфликта, кое-как распихиваем заброску по рюкзакам и спешим побыстрее уйти с поляны. Идём вверх по д. р. Гондарай и в 16:50 становимся на привал после переправы на правый берег р. Гондарай. Мост через Гондарай находится немного выше слияния рек Гондарай и Джалпакол (GPS-координаты N 43o18,182' E 42o0,661'). На привале нормально распределяем заброску и обедаем.

Фото 14. Мост через Гондарай

Перевал Спортклуба МИФИ.

С обеда выходим в 17:25. Тропа вдоль р. Джалпакол начинается через 100 м. от моста выше по течению Гондарая при входе в зону леса. В нижней части долины это довольно широкая дорога, которая сразу и довольно круто начинает набирать высоту. Тащимся как сонные мухи, останавливаясь передохнуть через каждые 100 м. Рюкзаки потяжелели значительно: в заброске помимо еды лежало всё железо и техническое снаряжение на оставшуюся, «троечную» часть похода. Всё, что было до этого – это только разминка… Пытаемся бодриться и мотивировать себя будущими свершениями, что не зря мы всё это барахло на себе тащим. Дорога достаточно быстро превращается в узкий и весьма крутой лесовозный волок, который периодически теряется. В 17:55 останавливаемся на привал. В 18:05 выходим с привала и через 25 минут, наконец, достигаем выполаживания. Тут лесовозный волок заканчивается и начинается хорошая тропа, которую, видимо, лесорубы и разбили тракторами. Ещё 10 мин. идём по выполаживанию и подходим к мосту на правый берег р. Джалпакол. Сразу за мостом разбиваем лагерь на живописной поляне (GPS-координаты N 43o18,304' E 42o1,511'). Отдыхаем после тяжёлого дня, дораспределяем нераспределённую снарягу, купаемся в водопадиках р. Джалпакол.

День 5 (23.07).

Выход 7:20 Ясно
    Обед 11:35 Ясно
    Лагерь 15:40 Ясно

По привычке встаём в 5 утра. Воспоминания о вчерашнем переходе и о весе рюкзаков у всех ещё свежи, поэтому за завтраком решаем, что «хватит это терпеть» © и уничтожаем невесть как оказавшийся у нас резерв крупы, засыпав в котёл двойную порцию каши. Съесть полученное варево было первым испытанием за этот день. Как выразился дежуривший в то утро Артём: «Хорошо, что у меня был опыт замешивания цемента». Собираемся и выходим в 7:20. По ор. правому берегу реки идёт хорошая тропа, которая через 20 мин. выходит из зоны леса.

Фото 15. Путь по р. Джалпакол к пер. Спортклуба МИФИ

Продолжаем идти по правому берегу реки Джалпакол и к 8:55 доходим до слияния Джалпакола с р. Кичкинекол Джалпакольский. Далее нужно идти по ор. правому берегу притока. Тропа идёт по склону немного выше реки и довольно чётко прослеживается. Прямо видны бараньи лбы, с которых спадает два водопада. Их следует обходить слева ПХД, поднявшись вдоль р. Кичкинекол Джалпакольский выше по склону так, чтобы оказаться немного выше бараньих лбов, затем перебродить р. Кичкинекол и обойти их траверсом через верх, как указано на Фото 16. Брод через Кичкинекол значительной сложности не представляет, однако для повышения безопасности лучше проходить его в кроссовках.

Фото 16. Обход бараньих лбов

Перебравшись через Кичкинекол, обходим бараньи лбы через верх и в 11:35 выходим на террасу, на которой устраиваем обед. Переход от слияния рек Кичкинекол и Джалпакол до места обеда занял у нас 2 ч. 10 мин. ЧХВ. С террасы открывается отличная панорама на в. Джалпакол, перевалы Беляева и Северный Джалпакол (Фото 17).

Фото 17. Путь подъёма к озёрам под перевалом Спортклуба МИФИ

С обеда выходим в 12:50. Проходим полкилометра по террасе, затем начинаем подъём по травянистому склону слева от бараньих лбов, как указано на Фото 17. Склон довольно крутой, но вполне проходимый. Крутизна склона не превышает 40 градусов. Набрав таким образом 150 метров, выходим на перегиб склона, затем уходим правее и подходим к ручью, вытекающему из верхнего озера 3202 в цирке перевала Спортклуба МИФИ. Переходим этот ручей вброд, затем продолжаем набирать высоту уже по ор. левому борту ручья, постепенно уходя немного вправо. Таким образом мы выходим на следующий перегиб долины, набрав ещё 150 м. От этого места продолжаем движение прямо вверх до тех пор, пока не станет видно южное озеро 3068. Возле этого озера есть отличные места для лагеря, где мы и останавливаемся (GPS-координаты N 43o17,318' E 42o5,933'). Весь переход от места обеда до озера занял 2 ч. 10 мин. ЧХВ.

Фото 18. Панорама цирка перевала Спортклуба МИФИ с места стоянки

Так как М. Федин в своём отчёте [1] очень рекламировал восхождение на в. Мурсалы с перевала Спортклуба МИФИ, мы тоже решаем попробовать. Большая часть группы решила остаться в лагере, желающие же взойти на вершину в числе Саши, Димы, Ярослава и Юли выдвинулись через 40 минут после установки лагеря. Наша группа взяла с собой рацию, договорившись с Артёмом о связи каждые полчаса, и всё групповое железо, чтобы забросить его на перевал и немного облегчить себе подъём завтра. Взойти на вершину у нас, правда, не получилось. По крупной каменистой осыпи мы шли медленно: сказывалась усталость ходового дня и высота. Мы набрали около 350 метров, оставили нашу заброску, и повернули назад, когда начало темнеть и стало понятно, что не то что на вершину, но даже на перевал мы сегодня не попадаем. В лагерь вернулись уже в сумерках уставшие и измотанные. Если читающим этот отчёт группам, также как и нам захочется сходить на в. Мурсалы, то для того, чтобы сделать это со стоянок на озёрах, нужно выделять полноценный ходовой день. Либо становиться лагерем на перевале и идти на вершину с утра.

День 6 (24.07).

Выход 7:05 Ясно
    Обед 11:00 Ясно
    Лагерь 22:00 Ясно

Сегодня важный день: группе предстоит восхождение на первый в жизни перевал 2А. Встаём строго по будильнику, в утренних сборах чувствуется сосредоточенность и лёгкое волнение. Настроение бодрое, группа готова к работе. Собираемся и выходим в 7:05. Идём так, как показано на фото 19.

Фото 19. Пусть подъёма на пер. Спортклуба МИФИ

Там, где заканчивается трава и начинается осыпь, останавливаемся на привал в 7:40. Начинается крупная и весьма неудобная для передвижения осыпь. Дальше лучше идти не по дну кулуара, а придерживаясь правого ПХД борта: там осыпь немного мельче и идти удобнее.

Фото 20. Путь движения по осыпи

После того, как прошли дно кулуара и зашли за правый ПХД гребень, ограничивающий видимость на фото 20, следует принять левее и выйти к правому краю нижнего снежника на фото 20. Внимание! По правому кулуару летят камни!

Фото 21. Камнеопасный кулуар

В районе снежника мы были в 9:35. Далее следует крутая и сильно разрушенная осыпь, по которой следует подниматься «в лоб», придерживаясь правого ПХД края снежника, но не выходя на него. Склон очень камнеопасный (камни из-под ног), поэтому идти следует плотной группой, закладывая при необходимости небольшие галсы. Крутизна склона составляет около 45 – 50 градусов. Таким образом нужно выйти под скалы на уровне перевала, а затем заложить на перевал горизонтальный траверс. Траверс достаточно неприятный, но всё аккуратно проходится ногами без дополнительной страховки. На перевал выходим в 10:35.

Фото 22. Группа на перевале Спортклуба МИФИ

Перевальная седловина достаточно широкая, чуть ниже перевала находится снежная мульда, в которой без труда можно разместить несколько палаток. В перевальном туре находим записку группы туристов из Москвы (тур. клуб МИФИ) под руководством М. Федина от 02.08.2012. На перевале устраиваем обед, надеваем системы, подгоняем кошки. Поскольку большая часть группы в кошках никогда не ходила, на небольшой 55 градусной ледовой стенке устраиваем ледовые занятия. Спуск с перевала начинаем в 12:30.

Фото 23. Перевальная записка с перевала Спортклуба МИФИ

С перевала спускается ледник, плотно закрытый снегом. Крутизна ледника в верхней части около 47 – 50 градусов. На леднике имеется несколько бергшрундов, плотно закрытых снегом. С перевала было провешено 5 перильных верёвок. Все станции крепились на двух ледорубах. Последний уходящий со станции участник спускался вниз с нижней страховкой. После третьей станции ледник начал постепенно выполаживаться. Схема станций приведена на Фото 24. На прохождение одной верёвки у группы уходило в среднем 1ч. 10 мин. Когда с пятой станции уходил предпоследний участник, с в. Мурсалы посыпались камни. Камни полетели по довольно неожиданной для нас траектории и пересекли направление спуска между двумя последними станциями. К счастью, они пролетели достаточно далеко от обеих станций и от спускающегося участника. До этого за все 6 часов спуска с в. Мурсалы камни изредка летели, но все уходили в кулуар метрах в ста правее нашего спуска. После пятого дюльфера спуск продолжали уже одновременно в связках.

Фото 24. Схема спуска с перевала Спортклуба МИФИ

После спуска с перевального взлёта начинается открытый ледник. Вся группа собралась на открытой части ледника в 19:20. Проходим 300 метров по пологой части открытого ледника, дальше ледник постепенно становится круче и достигает крутизны 20-23 градусов. Группа явно очень устала, люди начинают терять концентрацию. После того, как у Юли проскальзывает кошка, она срывается и повисает на связочной верёвке, принимаю решение уходить вправо и дальнейший спуск продолжать по морене. Уходим с ледника, закрутив по одному скользящему ледобуру на связку для повышения безопасности, и делаем привал на морене в 19:50. После проведения разведки начинает угадываться спуск. Путь спуска показан на Фото 25. Спуск проходил большей частью по скользким, зализанным ледником, скалам. Довольно часто на гладких бараньих лбах попадались свежие сколы, что говорит о высокой камнеопасности этого места. При хорошей личной технике движения в кошках, спуск по открытому леднику является более предпочтительным.

Фото 25. Пусть спуска по ледниковой морене

Спускаемся с морены в 21:30 аккурат с наступлением темноты. Сверху мы заметили небольшое озеро, к которому мы и продолжаем движение в надежде найти там место для стоянки. К счастью, наши ожидания оправдались. В 22:00 на небольшой травянистой поляне (GPS-координаты N 43o19,099' E 42o6,797') ставим палатки и падаем совершенно без сил.

Выводы и рекомендации по прохождению перевала Спортклуба МИФИ.

Перевал Спортклуба МИФИ является хорошей, техничной и достаточно безопасной «двойкой А». Он позволяет потренировать как технику хождения по осыпям, так и снежно-ледовую технику, технику организации станций на снежниках, технику передвижения в кошках. При правильном прохождении этого перевала непредсказуемые опасности можно свести к минимуму. Его можно рекомендовать к прохождению в походах 3 КС. Однако при прохождении этого перевала с юга на север не желательно включать его в маршрут как первое определяющее препятствие в походах 3 категории сложности. Это объясняется тем, что для безопасного прохождения перевала у каждого участника группы должен быть навык передвижения в кошках, который до этого необходимо предварительно отработать.

При спуске с перевального взлёта наиболее правильным решением будет придерживаться центральной его части, что с одной стороны минимизирует вероятность попадания под камни, периодически летящие с в. Мурсалы, а с другой стороны позволит обойти бергшрунды и открытый лёд по достаточно надёжным снежным мостам. На каждой станции следует выставлять наблюдателя, который сможет предупредить группу о возникшем камнепаде. При наличии большого количества снега (как в этом году) и уверенной групповой технике хождения в связках на спуске с перевала можно ограничиться тремя (или даже двумя) дюльферами, тем самым сэкономив время. Но в этом случае следует соблюдать особенную осторожность, так как спуск перерезается как минимум тремя выраженными бергшрундами.

При уверенной личной технике хождения в кошках спуск по открытому леднику является более предпочтительным. Спуск по морене хотя и возможен, но его следует рассматривать как вынужденную меру.

День 7 (25.07).

Подъём 11:00 Пасмурно, временами дождь
    Выход 12:50 Пасмурно
    Обед 15:25 Облачно с прояснениями
    Лагерь 19:00 Ясно

Просыпаемся по будильнику в 8:00. На улице идёт дождь, поэтому ложимся спать дальше. В 11 дождь заканчивается, и мы встаём. Постепенно приходим в себя после вчерашнего перехода, неспешно собираемся и выходим в 12:50.

Фото 26. Панорама цирка долины Мурсалы с места ночёвки

От места стоянки начинаем спускаться по хребту, уходящему вниз ор. левее озера, идём по нему примерно полкилометра, затем сворачиваем направо и спускаемся на террасу. Идём по террасе вниз, всё время забирая вправо (Фото 27).

Фото 27. Спуск от места ночёвки на террасу

Вскоре за перегибом склона обнаруживается удобный спуск. Продолжаем идти прямо вниз по логичному травяному языку. Принимаем ещё немного правее и обходим скальные выходы, оставляя их слева. Таким образом попадаем в долину р. Мурсалы. От места ночёвки до реки мы дошли за 1 ч. 25 мин. ЧХВ.

Фото 28. Спуск в долину Мурсалы

Переходим р. Мурсалы вброд и продолжаем спуск по её ор. левому берегу. Есть тропа, которая периодически теряется. Тропа всё время идёт вдоль реки не далее, чем 100 метрах. В 15:25 останавливаемся обедать на черничной поляне. Выходим в 16:10. Дно долины становится заболоченным, тропа всё чаще теряется в зарослях густой высокой травы, но всё время идёт, не уходя далеко от реки. Приходится продираться через огромные поля иван-чая.

Фото 29. Поля иван-чая в долине Мурсалы

Примерно за километр от точки слияния рек Мурсалы и Гаралыкол тропа входит в зону леса и удаляется от реки. К 17:30 доходим до коша на слиянии рек Мурсалы и Гаралыкол, от которого начинается более широкая дорога вниз по левому берегу р. Гаралыкол. От верховьев Мурсалы до коша 2 ч. ЧХВ. По обеим сторонам от дороги растёт земляника, на одной из таких полян устраиваем земляничный привал. С привала выходим в 18:00, доходим до обозначенного на карте моста (GPS-координаты N 43o21,273' E 42o10,211'), переправляемся по нему на ор. правый берег Гаралыкола. Тропа превращается в широкую дорогу и начинает шустрее сбрасывать высоту. Спускаемся по ней в долину Кубани и в 19:00 становимся лагерем на бивачной поляне на правом берегу Гаралыкола в 100 метрах от его впадения в Кубань (GPS-координаты N 43o21,484' E 42o11,274'). От коша до лагеря мы дошли за 1 ч. 20 мин. ЧХВ. Группа из четырёх человек отправляется за заброской.

День 8 (26.07). Подъём 7:00 Ясно
    Выход 10:55 Ясно
    Обед 14:30 Ясно
    Лагерь 19:20 Малооблачно

Встаём в 7:00, неспешно разбираем заброску, купаемся. Из Ростова приходит прогноз погоды: сегодня последний солнечный день. Потом начнётся непогода, которая продлится два дня. Решаем использовать сегодняшний день по максимуму и пройти вверх по долине Чиринкола столько, сколько получится, чтобы не пришлось потом подходить к перевалу АКТ под дождём. Под завязку нагружаемся заброской и выходим в 10:55. Ближайший мост через Кубань находится за территорией погранзаставы выше по течению. Левый берег реки перегорожен колючей проволокой, однако через неё есть проход. Переходим на правый берег. По просьбе пограничников заходим отметиться на заставу и выдвигаемся вверх по долине Кубани. Широкая дорога, солнечный день и тяжёлый рюкзак располагают к неспешной ходьбе и созерцанию окружающего великолепия. Дойдя до моста на слиянии Кубани и Чиринкола, переходим на противоположный берег реки. От этого места до погранзаставы 1 час ЧХВ. Далее идём вверх по долине Чиринкола. Дорога широкая и очень живописная. На обочинах растёт земляника, на одной из земляничных полян устраиваем привал. Возле одного из ручьёв в 14:30 останавливаемся на обед. К 16:00 выходим из зоны леса. Нам открывается вид на вершину Талычхан и наш перевал АКТ.

Фото 30. Вид на пр. АКТ из долины р. Чиринкол

Переходим вброд левый боковой приток р. Чиринкол, поднявшись немного выше по его течению, и, немного не доходя до слияния рек Чиринкол и Чунгурджар, обнаруживаем бревно (GPS-координаты N 43o16,434' E 42o15,396'E), по которому можно перейти на правый берег Чиринкола. Бревно достаточно широкое и надёжное, однако переход по нему оказался довольно непростым в психологическом плане: расстояние между берегами около 30 метров, течение под ногами достаточно бурное. При переходе сильно кружится голова и можно улететь в воду. Лучше подстраховать не вполне уверенных в себе участников и помочь им перенести рюкзаки.

Фото 31. Переправа на правый берег Чиринкола

К 17:10 заканчиваем переправу и начинаем движение вверх по правому берегу р. Чиринкол. Тропа выражена достаточно хорошо. От места переправы тропа немного уходит от реки и идёт в удалении от неё на расстоянии около 500 м. Затем, возле большого валуна с растущим на вершине деревом тропа снова возвращается к реке и далее идёт уже вдоль русла. Останавливаемся на ночёвку в 19:20 на границе леса (GPS-координаты N 43o15.951' E 42o16.095'). От переправы до места лагеря прошли 1.5 км за 1 ч. 50 мин. ЧХВ.

День 9 (27.07).

Подъём - Пасмурно, временами дождь
    Выход - Пасмурно, временами дождь
    Обед - Пасмурно, временами дождь
    Лагерь - Пасмурно

Как и предсказывал нам прогноз погоды, с самого утра зарядил мелкий противный дождь. Мы лишний раз порадовались правильному выбору места для отсидки на удобной поляне в лесу с кучей дров. Это тем более важно, что газ у нас уже начинает заканчиваться. Непогода по прогнозу должна продлиться 36 часов, так что ближайшие полтора дня можно не дёргаться. Идти на перевал 2А в такую погоду смысла нет никакого. Весь день шатаемся по лагерю, рубимся в карты в палатке, чиним снаряжение и развлекаемся приготовлением фирменного коктейля «Кровавый уралец» (порошковая томатная паста, разведённая спиртом).

Перевал АКТ (ледовый).

День 10 (28.07).

Подъём 10:00 Пасмурно, без осадков
    Выход 12:20 Облачно с прояснениями
    Обед 14:55 Облачно
    Лагерь 15:45 Сильный дождь

На вторые сутки вынужденной отсидки группа уже начинает выть от безделья. Сегодняшний прогноз не вполне оправдывается: с утра пасмурно, но дождя нет. Поэтому после неспешного подъёма и бесцельного хождения по лагерю, решаем-таки выходить и пройти сегодня вверх по долине столько, сколько получится. Выходим в 12:20. Движемся по ор. правому берегу р. Чиринкол. Около 40 минут идём по хорошо выраженной тропе, затем тропа начинает постепенно теряться, но от берега реки не уходит. Ещё через 40 мин. ЧХВ тропа окончательно теряется, мы сворачиваем от реки влево.

Фото 32. Подход к пер. АКТ

Снизу, из долины, нам показалось более логичным обходить морену, изображённую на Фото 32, слева: на террасу левее морены шёл логичный и достаточно удобный подъём. И главное, проход слева от морены хорошо просматривался из долины. Была надежда, что если после выхода за поворот начнётся неудобь, будет возможность уйти правее, на противоположную сторону от морены. Однако, как выяснилось на следующий день, это решение было ошибочным. Левый ор. склон морены достаточно крутой, и перепад высоты с гребня морены до дна долины составляет около 50-70 метров. Спускаться с неё на левый борт неудобно и придётся потерять довольно много высоты. Морену следует обходить справа по дну долины (на Фото 32 более удобный маршрут обозначен синим пунктиром).

Поднимаемся в направлении бараньего лба по каменистому руслу пересохшей реки. В 14:55, не доходя до лба метров 500, останавливаемся на обед. Над долиной быстро собираются грозовые тучи. В 15:35 выходим с обеда, успеваем пройти 10 мин, и начинается сильный ливень, но мы успеваем поставить палатки до его начала на травянистой поляне выше бараньего лба. На Фото 33 место стоянки отмечено красным треугольником (GPS-координаты N 43o13,971' E 42o17,142').

День 11 (29.07).

Подъём 3:00 Ясно
    Выход 5:00 Ясно
    Обед 11:00 Ясно
    Лагерь 21:00 Облачно, временами дождь

Встаём в 3:00, выходим в 5:00 ещё затемно. Идём по дну кулуара между мореной и хребтом, постепенно выходя на гребень морены. Тут становится ясна наша вчерашняя ошибка, но исправлять её уже поздно. За поворотом долины просматривается подъём наверх, хотя и менее удобный, чем по дну долины справа от морены. Делать нечего, приходится подниматься по осыпному 40-градусному склону вверх, а затем уходить траверсом направо. Путь нашего подъёма изображён красным пунктиром на Фото 33 (фото взято из отчёта [10]).

Фото 33. Путь подъёма на пер. АКТ

К точке пересечения со сплошной красной линией на Фото 33 мы вышли в 8:30 за 3 часа ЧХВ.

Фото 34. Панорама цирка д. р. Чиринкол

Далее уходим левее и через 15 мин. подходим к открытому леднику. Надеваем кошки, связываемся и выходим в 9:55. По леднику идти одно удовольствие: ледник открытый и пологий. Изредка попадаются небольшие трещины, которые без труда перепрыгиваются. Перевал располагается левее вершины Талычхан, и идти следует всё время забирая влево. На перевал выходим в 11:00. Перевальная седловина ограничена справа ледовой стенкой, слева скальным бастионом. На перевале можно поставить палатки. Перевальный тур сложен из камней и находится на ровной поверхности большого валуна. В туре лежала записка группы туристов Башкирского государственного медицинского университета под руководством Тырнова Петра от 15 августа 2013 года.

Фото 35. Перевальная записка с пер. АКТ

На перевале решаем устроить обед. Обедаем, фотографируемся и начинаем спуск в 12:00.

Фото 36. Группа на пер. АКТ

С перевала вниз уходит снежный кулуар. В кулуаре может сыпать, поэтому стараемся проскочить неприятное место как можно быстрее.

Фото 37. Спуск с перевальной седловины пер. АКТ по снежному кулуару

Затем уходим левее, под скалу, к левому борту ледника. Там в 12:35 становимся на короткий привал. Иду на разведку искать спусковую станцию. Станция находится без особого труда: она находится метров на 50 ниже и левее места схода с ледника на скалы (GPS-координаты N 43o13,796' E 42o18,768'). Станция надёжна: сделана на двух толстых крючьях и сблокирована куском основной верёвки. На всякий случай подстраховываем станцию куском своего расходного репа, выставляем одного человека наблюдать за склоном, остальные по очереди дюльферяют вниз. Дюльфер длиной около 40 м. по скале крутизной 65-70 градусов. Место для станции удачное, никаких намёков на возможный камнепад мы не обнаружили. Справа остаётся крутой ледопад, по которому постоянно летят камин. Но им до нас далеко. В 14:20 последний участник спускается вниз, сдёргиваем верёвку и отправляемся дальше.

Фото 38. Спусковая станция

В большинстве описаний перевала АКТ указывается две спусковые станции. Вторую нам обнаружить не удалось, зато удалось найти приемлемый вариант спуска ногами. От места окончания дюльфера мы ушли траверсом левее метров на 200 и ниже метров на 30 к кулуару, уходящему вправо вниз ПХД. Кулуар довольно узкий, перепад высоты около 50 метров, крутизна от 45 до 50 градусов. По одному аккуратно спускаемся по кулуару вниз. Участники, которые ожидают своей очереди, периодически спускают вниз камни, поэтому накапливаемся метрах в 50 правее окончания кулуара. Далее поворачиваем левее и крутым траверсом спускаемся на выполаживание ледника Кичкинеколбаши. Там в 15:35 становимся на привал.

Фото 39. Общая панорама л. Кичкинеколбаши

Фото 40. Путь спуска с пер. АКТ

Далее продолжаем движение по леднику, постепенно уходя правее так, чтобы выйти на его правый борт. Путь спуска отмечен на Фото 41.

Фото 41. Путь спуска по леднику Кичкинеколбаши

На леднике находим пулемётные патроны времён войны. Пытались найти ещё и пулемётчика, но не нашли.

Фото 42. Патроны

На всём протяжении спуска ледник открытый и достаточно пологий, практически без трещин. Идём без кошек, не связываясь. Ближе к окончанию ледник зачехляется камнями, сход с ледника проблем также не представляет. От ледника берёт начало р. Восточный Кичкинекол. Мы спустились с ледника на правый её берег в 17:50. Ледник прошли за 1 ч. 15 мин ЧХВ. Если по каким-то причинам будет удобнее спускаться левее, следует сразу перейти на правый берег реки, потому что потом брод может представлять проблему. Тропа всё время идёт по правому берегу, мостов через реку нет.

В верховьях долины тропы нет, но идти достаточно удобно: берег реки, в основном, песчаный. В реку впадает множество мелких притоков, через которые часто приходится перепрыгивать. Начинает сказываться тринадцатый час работы: при перепрыгивании одного из ручьёв Света поскальзывается и падает в реку. Останавливаемся, чтобы дать ей возможность переодеться в сухое. Все явно очень устали, обстановка в группе становится достаточно нервозной. Но хочется дойти до дров, чтобы погреться у костра и не тратить газ. Да и подходящего места для лагеря пока ещё не было. Погода портится, начинает срываться мелкий дождь. Наконец, бесчисленные боковые притоки заканчиваются, и начинается нормальная тропа. Можно, наконец, включить автопилот и ни о чём не думать. Проходим ещё ходку, но дров всё нет. Постепенно приходит понимание, что дрова могут появиться только в низовьях долины. Об этом недвусмысленно говорит карта, которую мы догадались посмотреть на последнем привале. Ничего не поделаешь, раз уж решили, то надо дойти. Тем более что до границы зоны леса осталось какие-то три километра по отличной тропе. На стоянку приходим в 21:00 (GPS-координаты N 43o16,947' E 42o19,031'). От спуска с ледника до места лагеря 2 ч. 30 мин. ЧХВ.

Выводы и рекомендации по прохождению перевала АКТ.

Перевал АКТ оставил исключительно приятные впечатления. Перевал несложный и безопасный, но в то же время вполне соответствует своей категории, позволяет потренировать технику хождения в кошках и спуска дюльфером. Его вполне можно рекомендовать к прохождению не очень опытным группам, и как первый перевал определяющей категории в походах 3 КС. Перевал одинаково хорош для прохождения как в одну, так и в другую сторону. По нашему мнению, проходить его из д. р. Чиринкол в д. р. Кичкинекол Восточный несколько проще. При прохождении его из д. р. Чиринкол морену, которая упоминается ранее в этом описании, следует обходить справа вдоль основного русла реки. Хотя обход морены слева возможен и не представляет особых сложностей, мы предполагаем, что путь по дну долины проще и позволяет сэкономить при подъёме около часа, по сравнению с нашим временем. Спуск с перевала выглядит достаточно безопасным, тем не менее, при спуске следует остерегаться камнепадов и принимать все меры предосторожности: выставлять наблюдателей за склоном и устраивать привалы только под защитой скал или больших камней. И ни в коем случае нельзя спускаться со второй ступени прямо по леднику! Этот путь чрезвычайно камнеопасен и обрывается вниз крутым ледопадом, выходящим на скалы. Перевал следует проходить из долины в долину. Для его прохождения требуется полный ходовой день. Промежуточные бивуаки хотя и возможны, но очень неудобны и их следует рассматривать только как вынужденную меру.

День 12 (30.07).

Подъём 7:00 Ясно
    Выход 9:15 Ясно
    Обед 13:35 Ясно
    Лагерь 17:10 Переменная облачность

Утром группа собирается медленно. После вчерашнего шестнадцатичасового ходового дня люди ещё не вполне пришли в себя. Преобладает настроение никуда не торопиться, но дождаться выхода солнца из-за хребта и посушить вещи. Мягко пытаюсь убедить группу собираться быстрее, но это не приносит желаемых результатов. На стоянку приходят два пограничника, проверяют у нас документы. В конце концов, мне надоедают эти ленивые сборы, и для того, чтобы дисциплинировать участников, в 9:15 ухожу вниз по долине один. Это порождает в группе конфликт. До погранзаставы в устье р. Восточный Кичкинекол идёт отличная тропа. В 9:50 собираемся на привале недалеко от погранзаставы. Пограничники подсказывают нам, в каком из кошей можно купить сыр и айран. А ещё делятся с нами хлебом и целой банкой кофе, спасибо им. Перекусываем и выдвигаемся с коша в 10:55.

Перевал Хотютау – траверс южных ледовых полей Эльбруса.

Неподалёку от погранзаставы имеется мост на правый берег р. Кубань. Тропа в сторону перевала Хотютау сначала идёт по правому берегу р. Кубань, затем, не доходя около 200 м. до крутой долины основного русла Кубани, по мосту переходит на левый берег. Затем тропа начинает набирать высоту серпантином на склон.

Фото 43. Начало подъёма на пер. Хотютау

Тёплая солнечная погода поднимает всем настроение. Идти по логичной проторенной тропе легко и приятно. На горячих, нагретых солнцем камнях, греются ящерицы, а прямо из-под наших ног выпрыгивают куропатки. В 13:00 серпантин заканчивается, тропа выполаживается, и нам открывается потрясающий вид на западный склон Эльбруса и бастионы Кюкюртлю. Тропа траверсирует склон и на всём протяжении пути отлично читается. В 13:35 останавливаемся на обед на нижних стоянках под перевалом Хотютау. От Ворошиловских кошей до этого места 2 ч. ЧХВ.

Фото 44. Панорама западных склонов Эльбруса и перевала Хотютау

На обеде купаемся, доедаем купленный в коше сыр, и выдвигаемся в 14:55. Хорошо выраженной тропы нет, поэтому движемся так, как получается. Идём преимущественно по зелёнке, постепенно приближаясь к реке. Когда зелёнка заканчивается, проходим ещё около 500 м. по левому берегу, обнаруживаем на правом берегу тропу, и переходим на противоположный берег. От места перехода на правый берег идёт неплохо выраженная тропа. Поднимаемся по некрутой осыпи до верхних стоянок под перевалом Хотютау, и приходим на них в 17:10 (GPS-координаты N 43o17,862' E 42o23,66'). От места обеда до стоянок 2 ч. ЧХВ. Стоянки довольно узкие, но весьма удобные. После небольшого расширения две четырёхместные палатки становятся спокойно.

Фото 45. Путь подъёма на пер. Хотютау

День 13 (31.07).

Выход 7:00 Ясно
    Обед 12:45 Переменная облачность
    Лагерь 21:30 Переменная облачность

Мы, конечно, предполагали, что траверс южных ледовых полей Эльбруса может доставить определённые сложности, но не думали, что этот день запомнится нам надолго. Встаём в 5 утра, быстро собираемся и выходим в 7:00. На перевальную седловину перевала Хотютау поднимаемся в 7:50. Тропа выражена хорошо и идёт по осыпи, траверсируя и набирая серпантином высоту на левый по ходу движения склон. С перевала открывается чудесная панорама на южные склоны Эльбруса и Главный Кавказский хребет. Маршрут траверса хорошо просматривается.

Фото 46. Панорама с пер. Хотютау

На перевале много мемориальных табличек. В туре находим записку рязанских туристов из тур. клуба «Альтаир» под руководством Титова от 30 июля 2014 года.

Фото 47. Перевальная записка с пер. Хотютау

Фотографируемся на перевале и начинаем спуск вниз в 8:50.

Фото 48. Группа на пер. Хотютау

Спускаемся с перевала прямо вниз по хорошо выраженной тропе, сбрасываем 20 метров высоты и выходим на ледник. Ледник возле морены выглядит безопасным, но он закрыт снегом, поэтому на всякий случай связываемся. Идём пока без кошек по леднику налево вдоль осыпного гребня так, чтобы выйти на большое ледниковое плато выше морены, которое мы видели с перевала. Попадаются старые немецкие блиндажи. Через 1 ч. ЧХВ выходим на левую морену. Морена, издалека выглядящая ровно, представляет собой вязкую грязь из мелкодисперсной вулканической породы, идти по которой достаточно неудобно: нога проваливается по щиколотку сантиметров на 10. В 10:05 подходим к ледниковому полю и надеваем кошки. От перевала 1 час ЧХВ.

Далее идём по центру верхнего плато ледника Большой Азау. Ледник закрытый, идти по нему достаточно удобно. Но встречаются трещины, поэтому связки здесь уже строго обязательны! В одну из таких трещин неожиданно проваливаюсь по пояс. Путь по верхнему плато ледника отмечен на Фото 49.

Фото 49. Путь по верхнему плато лед. Большой Азау

Ледник упирается в морену, образованную сильно разрушенной вулканической породой. Пересекаем морену и выходим на следующее плато ледника. Оттуда открывается вид на ледопад ледника Малый Азау. Сворачиваем левее, для того чтобы выйти на морену и устроить привал. На привал останавливаемся в 12:45, там же и обедаем. От места выхода на ледник до обеда под ледопадом 2 ч. 10 мин. ЧХВ.

Во время обеда раздумываем, как нам лучше преодолеть ледопад. В отчёте [2] группа обходила ледопад слева по осыпному кулуару. Снизу нам этот путь не понравился: кулуар был практически бесснежным в отличие от 2006 года, и подниматься пришлось бы по достаточно крутой осыпи. К тому же были опасения в его камнеопасности, так как моренный конгломерат вёл себя подвижно, и с боковых морен на ледник постоянно что-то осыпалось. Ещё одним вариантом было обойти ледопад справа по снегу, лежащему вдоль ор. левой боковой морены ледопада. Для того чтобы не делать большой крюк и не терять высоту в качестве компромиссного варианта был выбран путь по открытой части ледопада до его середины, а затем выход по снегу на правый борт ледопада. Снизу открытая часть ледника казалась для прохода удобнее, чем мелкая моренная осыпь, а гладкий снег на траверсе вправо не предвещал ничего плохого. Но это было ошибочным решением. Проход до середины ледопада по его открытой части, который хорошо просматривался снизу, действительно оказался довольно удобен. Но после того как мы дошли до середины, обнаружилось, что ледопад в этой части сильно разорван. Пришлось сильно попетлять в зоне трещин, пока мы, наконец, не выбрались на морену. На снежную часть, как планировалось изначально, выйти вовсе не удалось, так как там была зона больших и широких разломов, и путь в этой, закрытой части ледопада был совершенно непредсказуем. Маршрут движения группы обозначен на Фото 50.

Фото 50. Варианты прохождения ледопада ледника Малый Азау

С обеда уходим в 13:25. Направляемся в сторону ледопада для прохождения его в соответствии с намеченным планом. Открытая вертикальная ступень имеет крутизну около 30 градусов. В верхней её части в 14:05 останавливаемся на привал. В 14:20 уходим с привала, и практически сразу становится понятно, что мы попали в зону разломов, и без труда выйти на морену у нас уже не получится. Траверсируем ледопад в горизонтальном направлении так, чтобы выйти на морену. Крутизна ледника составляет около 20 градусов. Учитывая небольшой опыт хождения в кошках у подавляющего большинства участников, опасность, что кто-то может поскользнуться и сорваться в трещину вполне реальная. Чтобы хоть как-то себя обезопасить, крутим по одному ледобуру на связку. Зигзагами обходим трещины, перепрыгивая их в наиболее узких частях. Трещины в узкой части шириной не более полуметра, пока удаётся их просто перешагивать. Погода портится, начинает сыпать мелкий противный снег. Уже возле самого выхода на морену упираемся в трещину, которую просто так перешагнуть не удаётся. Противоположный край трещины возвышается над нашим краем на полметра, и в ширину трещина достигает одного метра. Делать нечего, приходится вешать перила. Клим делает страховку через бур, я аккуратно перешагиваю трещину и делаю станцию на двух ледобурах. Получаются нежёстко натянутые горизонтальные перила, в которые во время переправы встёгиваемся усом системы. Все по очереди переходят опасный участок, мы с Климом на станции помогаем людям переправиться, вытягивая их на целевой край трещины. Во время переправы у Ярослава соскальзывает ледоруб, и он начинает лететь вниз. В последний момент удаётся поймать его за систему. В 15:40 заканчиваем переправу и выходим, наконец, на морену. На морене, около самого гребня, обнаруживаем два места под палатку. Выходим на гребень морены в 15:55 и останавливаемся на привал.

Сверху становятся видны варианты дальнейшего пути: слева остаётся зона широких разломов, прямо простирается открытый ледник с трещинами, но путь по нему просматривается. Видится возможный вариант прохода прямо с постепенным уходом направо и сбросом около 25 метров высоты. Затем следует выход на открытую часть ледника уже практически без трещин. Наша связка отправляется немного вперёд на разведку этого пути. Гипотеза о возможном проходе подтверждается, также успеваем рассмотреть гребень морены, в верхней части которой мы остановились на привал. По ней также можно спуститься на открытую пологую часть ледника, потеряв при этом около 70 метров высоты. Мы успеваем это рассмотреть, и нас накрывает облачность. Возвращаемся назад к группе. Не доходя около 70 метров до морены, со стороны группы раздаётся крик: «Молния!». Нам кричат, чтобы мы бежали и ложились. Юля выстёгивается из связки и бежит по ледопаду в сторону морены. Начинает через голову стягивать верх системы, её длинные волосы стоят дыбом на всю длину. В этот момент я тоже начинаю чувствовать низкочастотный гул и вибрацию в волосах и ресницах. Приходит понимание происходящего: мы попали в грозовое облако, в область высокого напряжения! На морене, где сидит группа, начинается паника. Люди носятся взад и вперёд по морене, что-то кричат, выбрасывают ледорубы, рвут кошками штаны и фонарики. Мы с Климом быстро возвращаемся на морену. Через пару минут начинает возвращаться адекватность. Снимаем с себя всё железо и относим его за 30 метров вверх по морене. Уходим с гребня вниз, на стоянку, которую мы ранее приметили. Мы находимся в густой облачности, снегопад всё усиливается. Всё время ощущается раздражающий гул и вибрация в голове. Между ресницами при моргании пробивает искра. Раскаты грома слышны, но достаточно далеко от нас. Вспышек молнии тоже не видно. Ставим палатку, чтобы переждать грозу внутри. Есть надежда, что при ударе молнии металлические дуги палатки сработают как клетка Фарадея. Все набиваемся в одну палатку, не разуваясь и не снимая касок. Постепенно гул в волосах начинает сходить на нет.

Через полчаса снегопад постепенно ослабевает. Вылезаем из палатки. Мы по-прежнему находимся в плотной облачности, но статическое электричество больше не ощущается, раскатов грома также не слышно. Оставаться на морене нельзя: если будет серьёзный шторм, тут начнётся светопреставление. К тому же, в серьёзный шторм мы можем застрять тут надолго с весьма печальными перспективами. До приюта Одиннадцати остаётся не больше двух километров по леднику Малый Азау. В GPS у нас забит приблизительный трек прохода по леднику, точки приюта и станций канатки. Поэтому в 18:00 решаем выдвигаться, пока погода даёт нам шанс. Сбрасываем 70 метров высоты вниз по морене и выходим на открытую часть ледника. Надеваем кошки, связываемся. Проходим около 500 метров по открытой части ледника. Видимости практически нет, идём по памяти. Через полчаса в облаках начинают появляться разрывы, в какой-то момент становится видно целевой гребень и отель «Липрус». Артём берёт на него азимут. Сначала идём перпендикулярно морене примерно до середины ледника, затем сворачиваем налево и уходим выше так, чтобы выйти на уровень приюта. Идти по леднику становится всё сложнее: снег практически не держит, ноги проваливаются по колено. В какой-то момент нога проваливается в трещину. Дальше иду, прощупывая перед собой каждый шаг. Снег практически не утрамбовывается, каждое прощупывание снега впереди себя продавливает след всё сильней, пока нога совсем не проваливается в дырку. Ощущение, что мы идём по одной сплошной трещине, закрытой тонким слоем снега, который держится неизвестно на чём. Каждые пять минут ору Климу: «Внимательно!». Бесполезность этих напутствий доходит до меня нескоро. В какой-то момент Клим проваливается по пояс в трещину на уже протропленных следах. Есть острое желание сделать страховку, но понимаю, что это невозможно. Надёжного места для станции здесь просто не существует. Говорю всем, чтобы проходили это место ползком на четвереньках. Когда последний человек проходит это место, останавливаемся на пятиминутный привал, не развязываясь и не собираясь вместе. Облачность практически рассеялась. Мы наблюдаем сказочную панораму послегрозового заката: Главный Кавказский хребет, розовые ледники Донгуз-Оруна, багровая Ушба и красавец-Эльбрус в лучах заходящего солнца. Вот бы нам и завтра посчастливилось всё это увидеть! В 20:15 уходим с привала. Наконец, нам улыбается удача: удаётся обнаружить едва различимый на снегу край трещины, которая уходит траверсом в направлении морены. Начинаем идти по этому краю, появляется стабильность: ноги перестают проваливаться, под ногами чувствуется твёрдая опора. За склонами Эльбруса догорают последние лучи закатного солнца. На горы опускается темнота, а вместе с ней и мороз. К отелю «Липрус» выходим в 21:30, замёрзшие и уставшие до полусмерти. Добрые гиды из клуба «Семь вершин» пускают нас на кухню погреться и отпаивают горячим чаем. Ребята, спасибо вам! Это дорогого стоило! Нам разрешают поставить палатки возле приюта. Нужно ли говорить, что сон в эту ночь был особенно крепким.

Выводы и рекомендации по прохождению перевала Хотютау и траверса южных ледовых полей Эльбруса.

При подготовке похода траверс южных ледовых полей Эльбруса задумывался как необязательное дополнение к основной части похода, которое планировалось реализовать при благоприятном стечении обстоятельств в случае наличия у группы сил и достаточного количества времени. Очевидными плюсами этого траверса были возможность оптимизировать переход от перевала Хотютау до приюта Одиннадцати, сэкономить ходовой день, получить для восхождения на Эльбрус дополнительную высотную акклиматизацию, и отработать навык хождения в связках по большим закрытым ледникам. Руководствуясь при подготовке траверса преимущественно отчётами [2], [3] и [19], мы не ожидали от этого траверса значительных сложностей, хотя и отдавали себе отчёт, что он соответствует категории 2А. Консультация в МКК перед походом только подтвердила этот оптимистичный настрой. В итоге траверс оказался значительно сложнее и опаснее, чем предполагалось изначально. Уже после прохождения похода Артёмом был найден отчёт [20], который гораздо лучше соответствует нашему ощущению от прохождения траверса. Траверс окончательно подорвал силы группы, которые уже и без того были на исходе. Это привело к неконтролируемой панической реакции во время попадания в грозу, и могло привести к ещё более печальным последствиям в случае возникновения аварии. Траверс явился причиной того, что три человека из группы отказалась от восхождения на Эльбрус.

Маршрут по центральной части верхнего плато ледника Большой Азау удобен и достаточно безопасен при прохождении в связках. Он позволяет подойти под ледопад ледника Малый Азау ближе к верхней его части. Наиболее оптимальный вариант прохождения ледопада ледника Малый Азау остаётся открытым вопросом. В большей части отчётов ([2], [19]) указывается, что группы обходили ледопад слева ПХД через моренный кулуар. Помимо указанных в описании опасений в неудобстве и камнеопасности этого кулуара, в отчёте [2] М. Голубев замечает, что после выхода из кулуара над ледопадом путь по леднику проходит по зоне широких разломов. Мы не видели ледник Малый Азау в этой части, поэтому не можем оценить качество этого варианта прохождения. Нам кажется наиболее оптимальным обходить ледопад справа, не выходя в его верхнюю часть, но огибая гребень морены траверсом с набором высоты в средней её части. Это позволяет свести к минимуму хождение по закрытому ледопаду. Выход с морены в средней её части происходит на участок открытого ледника с достаточно монолитной структурой. Возможные пути обхода ледопада обозначены на Фото 50 синим пунктиром. Мы не рекомендуем повторять наш вариант прохождения ледопада в силу его нерациональности, сложности и опасности.

Ледник малый Азау на всём протяжении траверса очень сильно разрушен. Снежный покров ненадёжен и не обеспечивает достаточной прочности для преодоления по нему широких трещин. В то же время, снега достаточно много, чтобы полностью скрывать разорванную структуру ледника, что приводит к невозможности предугадать расположение трещин и построить оптимальный путь в зоне разломов. В случае проваливания человека в трещину организовать надёжную станцию для проведения спасательных работ практически невозможно. Вопрос надёжного и безопасного маршрута по леднику Малый Азау для нас также остаётся открытым. Мы склонны думать, что ледник Малый Азау на всём своём протяжении имеет сильно разрушенную структуру, и такого варианта просто не существует. Исходя из вышеперечисленного, мы не можем рекомендовать к прохождению траверс южных ледовых полей Эльбруса в походах третьей категории сложности в силу его объективной опасности.

День 14 (1.08).

Подъём - Ясно
    Выход - Ясно
    Обед - Ясно
    Лагерь - Ясно

Сегодня день отдыха. Клим, Дима и Таня говорят, что приключений им уже хватило, поэтому решают не идти на Эльбрус и уехать сегодня. Провожаем их до бочек, на обратном пути встречаем группу латвийских альпинистов, которые сегодня пришли с Хотютау по нашим вчерашним следам. Поим их чаем, расспрашиваем о впечатлениях. На завтра планируем акклиматизационный выход до Косой полки, поэтому ложимся спать пораньше.

День 15 (2.08).

Выход 7:00 Ясно
    Обед 15:00 Ясно
    Отбой 20:00 Ясно

Встаём в 5:00, выходим в 7:00. До верхних скал Пастухова доходим к 9:30 без всяких проблем, потом начинает ощущаться высота, и темп замедляется. Вдоль всего маршрута проторена отличная дорога, промаркированная вешками. По дороге ездят ратраки и снегоходы, ходят толпы восходителей. В хорошую погоду с неё невозможно сбиться. В 11:20 подходим к началу Косой полки. Там устраиваем перекус, акклиматизируемся. Через час начинаем спуск вниз. В 14:00 мы уже в лагере. На обратном пути захожу в МЧС поставить группу на учёт и уведомить спасателей о завтрашнем восхождении. МЧС находится ор. слева от основной дороги, на противоположных от приюта Одиннадцати скалах. Спать ложимся в 20:00.

Вершина Эльбрус Западный.

Встаём в 00:00. Ощущается мороз. Над головой ясное, звёздное небо, да и прогноз обещает нам на сегодня хорошую погоду. На всякий случай берём с собой верёвку, низы от систем и по два карабина. Выходим в 2:00. Иду в поларе, пуховке и лыжных перчатках, но всё равно не жарко. Дует довольно сильный ветер. Когда выходим на гребень выше скал Пастухова, ветер ещё больше усиливается, и становится ощутимо холодно. В мокрых ботинках сильно мёрзнут ноги. До косой полки доходим в 6:00. Начинает рассветать. Останавливаемся на привал, но сидеть невозможно из-за холода и сильного ветра. У Артёма сильно замёрзли ноги. Чтобы не отморозить себе пальцы, он поворачивает назад. Дальнейший подъём продолжаем вчетвером. На косой поле убираем палки, достаём ледорубы. До седловины идём в бодром темпе, немного не доходя до неё, в 7:30 останавливаемся на привал. Маршрут до седловины отмечен на Фото 51.

Фото 51. Маршрут подъёма на седловину Эльбруса

Далее маршрут проходит по гребню. Подходим к нему в 8:00. Уже совсем рассветает, солнце начинает пригревать, становится тепло, и пальцы на ногах оттаивают. На гребне висит около 100 метров перильной верёвки. Этот участок подъёма проходим, пристегнувшись к верёвке скользящим карабином. Высота уже сильно ощущается, поэтому идём медленно. На предвершинном плато останавливаемся, чтобы подождать отстающих. На вершину выходим в 10:40. Просим испанскую группу нас сфотографировать, и начинаем спускаться вниз.

Фото 52. Группа на вершине Эльбруса

На обратном пути на седловине устраиваем обед. Иду посмотреть на хижину Red Fox, которую недавно поставили на седловине.

Фото 53. Хижина Red Fox на седловине Эльбруса

Обратно в лагерь спускаемся в 15:00. Собираем лагерь и на канатке спускаемся до Азау. В 2:00 за нами приезжает Газель, и мы уезжаем назад в Ростов. Наше путешествие подошло к концу.

Фото 54. Панорама вершин и перевалов с южного склона Эльбруса

Итоги похода и выводы.

За 16 ходовых дней нам удалось пройти полноценную горную тройку. Поход получился разнообразным, интересным, насыщенным событиями и достаточно безопасным. Нам удалось полностью реализовать запланированную программу. Были выполнены все цели, которые мы на этот поход для себя ставили. Мы прошли и посмотрели три достаточно крупных района Западного Кавказа в одном линейном маршруте и экспериментально проверили возможность восхождения на Эльбрус в рамках похода третьей категории сложности. Группа получила хороший горный опыт, отработала технические навыки работы с верёвкой и передвижения по ледовому рельефу в кошках, в том числе хождение в связках по закрытым ледникам. Спортивная квалификация участников значительно возросла. Все участники выросли до уровня, позволяющего им уверенно ходить походы третьей категории сложности. Люди приобрели значительный высотный опыт.

Концепция распределения забросок в походе показала себя хорошо. Оставленное в первой заброске техническое снаряжение позволило пройти простую вводную часть маршрута в быстром темпе и ускорить акклиматизацию. Оставленное во второй заброске высотное снаряжение также позволило существенно облегчить вес рюкзаков. Можно признать удачной идею начинать маршрут с простого и протяжённого участка. Он позволил группе хорошо акклиматизироваться к высоте и к первому определяющему перевалу мы подошли на пике формы. В целом нитку маршрута и выбор двух определяющих перевалов можно признать удачным.

К недостаткам пройденного похода следует отнести чрезмерную насыщенность маршрута сложными препятствиями и его несоответствие возможностям группы. Планирование походного графика было построено таким образом, чтобы полностью пройти маршрут и оставить минимум 4 дня для восхождения на Эльбрус. Вследствие этого был выбран форсированный график движения, который истощил силы группы до завершения похода. Продиктовано это было большим желанием всех участников взойти на Эльбрус. Эта была такая своеобразная мечта, сверхзадача всего похода, которая, однако, к его завершению для многих потеряла свою ценность. Более адекватным для нас было бы отказаться от восхождения на Эльбрус и от траверса Хотютау – приют Одиннадцати ещё на этапе планирования похода, и завершить поход выходом с Хотютау через Эльбрусское озеро на станцию Старый Кругозор. Это добавило бы дополнительные три дня к плотному походному графику и позволило бы более экономно расходовать силы, что, по моему мнению, существенно бы улучшило психологическую атмосферу в группе и повысило бы общую безопасность мероприятия.

P. S. Рассказ о походе, фотографии и впечатления Григоренко Клима можно посмотреть по ссылке [21].

Раздел 3. Материальное обеспечение похода

3.1. Список общественного снаряжения.

3.2. Список личного снаряжения.

• Рюкзак 80-95 л. (ж), 100-120 л. (м) с поясным ремнём
  • Коврик теплоизоляционный
  • Спальник в водонепроницаемой упаковке
  • Ботинки туристические
  • «Фонарики» (на ноги)
  • Стельки войлочные (по желанию)
  • Кроссовки или кеды
  • Очки солнцезащитные
  • Фонарик + запасной комплект батареек
  • Сидушка
  • Компрессионные мешки для одежды, полиэтиленовые пакеты.
  • Накидка полиэтиленовая
  • Посуда (кружка, ложка, миска, нож)
  • Паспорт + страховой полис + деньги НЗ (герметично упакованные)
  • Индивидуальный пакет первой помощи (стерильный бинт, йод/зелёнка, пластырь бактерицидный, катушка лейкопластыря)
  • Спички герметично упакованные (можно охотничьи) – 2 шт.
  • Зажигалка – 2 шт.
  • Туалетная бумага, упаковка влажных гигиенических салфеток, одноразовых платков
  • Зубная щетка + упаковка Орбит или чего-то подобного
  • Ёмкость для питья (0.6-1 л.)
  • Накидка на рюкзак
  • Одежда:

• Носки шерстяные – 2-3 пары
  • Носки тонкие х/б или синтетические – 3-4 пары
  • Тёплая шапка
  • Балаклава или маска на лицо (по желанию)
  • Кепка или панама с широкими полями
  • Перчатки рабочие технические (или обычные нитяные)
  • Перчатки флисовые (поларовые)
  • Перчатки горнолыжные
  • Рукавицы (по желанию)
  • Пуховка с пуховым капюшоном
  • Костюм штормовой ветрозащитный (брюки, куртка)
  • Свитер или полар
  • Тёплые штаны
  • Костюм тонкий шерстяной или флисовый (трико, шерстяная водолазка, тельняшка и т. п.)
  • Лёгкие х/б или синтетические ходовые штаны.
  • Лёгкая ходовая х/б рубашка с длинным рукавом или термобельё
  • Лёгкая футболка с коротким или длинным рукавом
  • Бельё + носовой платок
  • Плавки/купальники + маленькое полотенце (по желанию)
  • Техническое снаряжение:

• Ледоруб
  • Треккинговые палки
  • Каска
  • Кошки
  • Страховочная система (верх, низ, блокировка, регулятор длины уса)
  • Прусик
  • Спусковое устройство
  • Жумар
  • Карабины - 5 шт.
  • Самостраховка для рюкзака
  • Ледобуры - 2 шт.
  • 3.3. Состав ремонтного набора.

• Пряжки регуляторы трехщелевые 2.5 см. – 3-4 шт.
  • Фастексы 2.5 см. – 2 шт.
  • Фастексы 5 см. – 1-2 шт.
  • Стропа 1-2 м.
  • Проволока тонкая (0.4 мм) стальная 2-3 м
  • Проволока тонкая (0.4 мм) медная 2-3 м
  • Проволока толстая (1.5 мм) стальная 5 м
  • Проволока толстая (2 мм) медная 2-3 м
  • Иголки тонкие – 2 шт.
  • Иголки толстые – 3 шт.
  • Иголка цыганская – 1 шт.
  • Нитки суровые (капрон) – 1 катушка
  • Суперклей (секунда, цианоакрилатный) – 2 тюбика
  • Зажигалка – 1
  • Изолента – 1
  • Винты с гайками (гайка с нейлоновой вставкой, d3мм) – 5 шт.
  • Бегунки на молнию – 2 шт.
  • Застежка "липучка" – 0.5 м
  • Трос стальной d3мм – 1.5 м
  • Фиксатор троса – 2 шт.
  • Стяжки кабельные (15 см) – 60 шт.
  • Общий вес ремонтного набора 1.7 кг.

3.4. Состав гигиенического набора.

Автор раздела Рыбкина Светлана.

Учитывая специфику гигиенического набора, считаю, что его состав может сильно варьироваться в зависимости от состава группы (полностью мужская группа, смешанная группа м/ж) и предпочтений отдельных участников. Я старалась с рациональностью подходить к формированию гигиенического набора, и учесть все нюансы трёхнедельного пребывания группы из 8 человек в диких условиях в горах.

Состав моего набора выглядел так:
    1. Мыло хозяйственное (50 гр.)
    2. Мыло Dove (50 гр.)
    3. Шампунь (50 мл)
    4. Женский очищающий гель для лица (25 мл)
    5. Средство для умывания мужское (25 мл)
    6. Ватные ушные палочки (40 шт.)
    7. Гель для душа (40 мл)
    8. Маникюрные ножницы (1 шт.)
    9. Ватные диски (10 шт.)
    10. Зубочистки (50 шт.)
    11. Зубная паста Colgate (100 мл)
    12. Крем от загара spf 50 (150 мл)
    Общий вес гигиенического набора составил 500 гр.

3.5. Организация питания в группе и продуктовая раскладка.

Автор раздела Литвинова Татьяна.

Несмотря на большое количество литературы, статей, информации по планированию и организации питания в походах, у каждого завхоза формируется свое видение питания участников на маршруте. На основании опыта, полученного во всех предыдущих походах, я пришла к мнению: в питании должно быть только необходимое, никаких особых излишеств, иначе группа начинает оставлять продукты.

Всегда стараюсь подобрать разнообразное меню, особенно когда группа формируется из людей с разными вкусовыми предпочтениями: кто-то обязательно что-то не ест. В данном походе была девочка, которая не ела мясные продукты, соответственно, всё мясное планировалось на 7 человек, остальные продукты – на 8 человек.

Перед планированием раскладки получаю информацию о маршруте, сложности ходового дня, наличии или отсутствии дров.

Поскольку маршрут был на высоте от 2 500 м, то в закупку шли в соотношении 50/50 обычные крупы и пюре, хлопья быстрого приготовления. Из последнего очень понравилась серия «Алтайская сказка» - хлопья вкусные, варятся всего 2 минуты. А вот пюре на завтрак перед перевалами или долгими ходовыми днями необходимо исключить, так как группа жаловалась на «тяжесть» в желудках.

Перед ходовыми днями по долинам на завтраки шли сладкие каши: овсяные, 4 злака, рисовые хлопья.

Обеды состояли из бутербродных перекусов, разнообразие достигалось за счет разных сортов сырокопчёных колбас, охотничьих колбасок, двух сортов сыра. Про запас с собой имелось 2 пачки быстрорастворимого пюре, чтобы сделать горячий обед с колбасой и сыром. Но так как в обед либо не было времени разводить костер, был дождь или другие сложности – пюре было использовано в качестве дополнительной порции на завтраки.

На ужины для согревания и получения положительных эмоций от пищи – готовили супы с разными крупами либо сушёным картофелем.

Тушёнку берем с собой домашнего приготовления, она гораздо вкуснее, состоит из мяса и жира. Пакуем ее по пластиковым банкам с завинчивающимися крышками. При фасовке тушёнку сверху заливаем жиром, чтобы не торчал ни один кусочек мяса, иначе может начать портиться. За все дни похода мясо не дало ни единого намека на испорченность или несъедобность.

Для девочки-вегетарианки, а также для пополнения жиров в организмах остальных участников с собой было также приготовлено и расфасовано в завинчивающиеся пластиковые баночки топленое масло. Оно добавлялось в каши либо намазывалось на печенье.

В качестве сладостей закупались лёгкие сахарные печенья, галеты, сушки, сладкие сухари, вафли, пряники.

Но как бы тщательно не планировалась раскладка, всё равно в итоге на днёвке пришлось перебирать продукты и лишнее доедать либо оставить в коше. В основном это были пряники, которые группа ни есть, ни нести не хотела. А через два дня они сожалели об оставленных продуктах.

Общий вес продуктов на группу составил 70,6 кг. Распределение веса по заброскам и дням представлено в таблице ниже.

При старте и после первой заброски вес общественного снаряжения и продуктов у мальчиков составлял 8 кг, у девочек 2 кг. После второй заброски, которая по весу равна двум предыдущим, вес общественного снаряжения и продуктов увеличился – у мальчиков 12 кг, у девочек 4 кг.

3.6. Медицинская поддержка группы и походная аптечка.

Автор раздела Ковалёв Дмитрий.

Аптечка готовилась частично на основе имеющихся лекарств, оставшихся от прошлых походов. То есть аптечка, оставшаяся с прошлого сезона, была препарирована, удалены все просроченные лекарства, инъекции (так как не было уверенности, что они пережили прошлый поход, не потеряв своей эффективности) и всё, с чем медик этого похода был не согласен. При составлении новой аптечки были использованы знания, полученные на курсах доврачебной медицинской помощи, интернет ресурсы, посвящённые медицине в походе, и интернет справочники лекарственных средств для определения действий и взаимозаменяемости лекарств.

Было принято решение разделить аптечку на стерильную и нестерильную части. Нестерильная аптечка с таблетками, мазями и прочим используется каждый день для профилактики и лечения текущих проблем у участников, а стерильная рассчитана на серьёзные травмы и предполагает редкое использование. Кроме того, стерильная часть была упакована в жесткую коробку от автомобильной аптечки и во время ночевок при отрицательной температуре убиралась в спальник для того, чтобы не испортились инъекции.

Лекарства подбирались исходя из их универсальности и эффективности, кроме того была цель не выйти в весе за пределы двух килограмм, включая ежедневный набор витаминов для участников.

Витамины подбирались с целью ускорить акклиматизацию группы. Они упаковывались порционно в отдельные самые маленькие кулечки с застежкой. Это потребовало времени на этапе подготовки аптечки, но оправдало себя и было очень удобно в походе. Утром за завтраком каждый просто получал пакетик со своей порцией витаминов, мог положить их в карман и потом спокойно выпить. Приведенная выше табличка была распечатана и вложена в основную повседневную аптечку. С группой было проведено занятие, на котором ознакомились с имеющимися в наличии лекарственными средствами, их расположением и обсудили возможности применения.

Раздел 4. Ссылки.

• М. Федин. Отчет о горном походе 3 к.с. по З.Кавказу летом 2012 г., 2012.

• М. Голубев. ОТЧЕТ о горном туристском походе III категории сложности по Приэльбрусью (Вокруг Эльбруса), совершенном 10-26 июля 2006 г., 2006.

• Е. Зеленцова. Отчёт о спортивно-тренировочном походе на Западном Кавказе, проведенном с 12 по 31 июля 2004 года, 2004.

• М. Голубев. Каталог фотографий объектов Западного Кавказа, 2014.

• А. Пудеев. Фотографии объекта перевал Спортклуба МИФИ (3550 м, 2А), 2013.

• Е. Н. Домбровский. ОТЧЕТ о спортивном походе 2 к.с. на Западном Кавказе (Теберда - Узункол - Хотютау), 2007.

• Отчет о горном походе 2 к.с. по Западному Кавказу (Даут, Узункол, Приэльбрусье), проведенном с 01 по 16 июля 2007 года, 2007.

• А. Маковецкий. Отчет о горном походе 2 к.с. по З.Кавказу летом 2011 г., 2011.

• К. С. Сергин. Отчет о спортивном походе III категории сложности по Западному Кавказу и Приэльбрусью (Даут - Гвандра - Эльбрус), совершенном с 12 июля по 2 августа 2004 года в рамках горной школы базового уровня при МГУ (нач. школы Зеленцова Е.В.), 2004.

• М. Голубев. Отчет о горном походе 3 к.с. по З.Кавказу в июле 2011 г., 2011.

• Д. Ю. Зеленцов. ОТЧЕТ о спортивных сборах на Западном Кавказе (район а/л "Узункол"), 1998.

• Ю. Новикова. Отчет о горном походе 2 с эл. 3 к.с. по З.Кавказу летом 2008, 2008.

• И. Д. Греков. Отчет о горном походе 3 к.с. по Западному Кавказу (Гвандра), 2009.

• Л. Смирнов. Отчет о горном походе 3 к.с. по З.Кавказу летом 2012 г., 2012.

• М. Голубев. Краткий отчет о горном путешествии вокруг Эльбруса в августе 2002 г. (примерно 2 с элем. 3 к.с.), 2002.

• М. Голубев. Отчет о горном походе 3 к.с. по Западному Кавказу и Приэльбрусью в августе 2004 г. (из Домбая в Терскол), 2004.

• А. А. Романов. Отчёт о горном туристском походе II к. с. по Центральному Кавказу, совершённом с 28 июля по 10 августа 2005 г., 2005.

• М. Голубев. Каталог фотографий объектов Приэльбрусья (Чегем), 2014.

• К. Савенков. Отчёт о горном походе 3 к.с. по Западному и Центральному Кавказу (Даут, Гвандра, Узункол, Приэльбрусье) в июле 2004 года, 2004.

• Ф. А. Цуринов. Сокращённый отчёт о горном туристском походе II категории сложности по Западному Кавказу, совершённом с 02.08 по 13.08 2010 года, 2010.

• К. С. Григоренко. (не?)Добрый Эль 18.07-1.08.14, 2014.