Люди и горы > Люди >

Автор: Виктор Байбара, СПб

Труженик гор и тренер спасатель — Спасатель Юрий Бородкин

19.06.2020 года на небезызвестном сайте об альпинизме было опубликовано письмо в редакцию — Маршрутами БОРОДКИНА. И сразу возникло желание что-то добавить и рассказать об этом человеке. Таких альпинистов А. Поляков называл тружениками гор и даже написал книжку с таким названием. Сейчас времена быстрого забвения… и то, что сделали Юра Немировский и Женя Устюжанин заслуживает большой благодарности. А я по причине личных обстоятельств дополняю их пост только сейчас. Я считая себя параальпинистом не всегда отмечал в своих дневниках технические навыки тренеров-спасателей МАЛ на Кавказе, Памире и Тянь-Шане, но всегда писал о тех кто был ответственен за свою работу перед самим собой и клиентами. И несмотря на плохую память я их всегда помню, а Юра Бородкин – это особый случай!

Японский гид Kondo Kazuyoshi — это профессионал. Мы были дружны, переписывались и поздравляли друг друга с Новым годом. Он приезжал с группами, участники которых иногда были очень плохо подготовлены, но он был терпелив при их акклиматизации и добивался успехов. Сам он не был суперменом, но будучи профи смог хорошо проявить себя и в Гималаях. Кстати его изумительные фотографии гор можно встретить во многих книгах и альбомах.

Он мне говорил, что хотел бы написать побольше о МАЛ Памир. Я ему посоветовал побеседовать с Олегом Борисенком, которого считал лучшим начальником одного из филиалов на Памире и Юрием Бородкиным тренером – спасателем на Москвина. Я оценивал Юру как тренера-спасателя с мозгами, а альпинист с мозгами — это ЛИЧНОСТЬ. Он и в обыденной жизни был человеком-альпинистом и готовился к восхождениям круглый год.

Если в лагере тренер хорошо работал, то ему предоставлялась возможность совершить восхождение на семитысячник не по классическому маршруту. А.Г. Овчинников – спортивный руководитель МАЛ Памир назначает меня руководителем группы для восхождения на пик Коммунизма / маршрут Кузьмина/ и в группе участник Ю. Бородкин. Его фамилию можно встретить в группах восходителей которые составляли цвет советского альпинизма. Маршрут прошли спокойно – повезло с погодой . И за все это время Юра ни разу не похвастался своими многочисленными высотными восхождениями. Запомнилось, что когда в палатке устраивались на ночь. Юра говорил мне «Савельич! Ты анатом – расскажи чего-нибудь про женскую анатомию» и начинался трёп… Впоследствии я узнал, что у него было 11 восхождений на пик Коммунизма.

Были мы вместе в экспедиции тренеров МАЛ и на Тянь-Шане, и об успешном восхождении на пик Победы подробно написал В. Пучков в журнале «Вокруг Света» в 1985 году.

В 1986 году приехав в Ачик-Таша получил подарок в кавычках Меня назначили начальником филиала Москвина МАЛ для меня это был шок-по жизни я никогда не рвался к руководству, это не мое, но в МАЛе ты на работе и обязан выполнять порученные тебе обязанности.

На филиал заехало 114 иностранцев и вокруг лагеря было около 10 сборов советских альпинистов. Работа шла по плану, пока не случилось ЧП с группой И. Душарина на пике К. Цеткин. Из-за погодных и непрофессиональных действий руководителя пришлось посылать на помощь группу Ю. Бородкина, которая находилась на плато для подстраховки иностранцев. Юра с ребятами быстро подошли к терпящим бедствие и помогли им.

Фото из Японии. На поляне Москвина-МАЛ. Слева 5-й Ю. Бородкин

И конечно в этой ситуации Бородкин проявил себя как лидер группы тренеров – спасателей. Впоследствии завистливый к успехам других альпинистов И. Душарин попытался найти недостатки у Юрия, но тренеры быстро дали ему понять, что он обязан Бородкину спасением и чтобы он заткнулся. В альпинизме, как и в других видах деятельности человека присутствует вранье, зависть и даже подлость.

После ухода группы Ю. Бородкина на спасы с плато. Помощь американке Маргарет из группы скота Фишера (у нее был перелом голеностопа) оказывали ребята из Донецка под руководством М. Туркевича. Потом в еженедельнике «Собеседник» в статье «Сигнал бедствия на крыше мира» — Миша подробно рассказал как все происходило.

И там же он пишет, что американские альпинисты поднявшись на высоту 6500 разбили лагерь и пять дней бездействовали – непогода. Им предлагалось уйти вниз, но они отказывались. К сожалению нередко иностранные альпинисты так поступали считая, что такой вариант лучше чем спуск, отдых на более низкой высоте и обратно подъем. Такая тактика приводит к печальным последствиям. Стало плохо американцу на спуске на 5250 после ночевки в 1-м, он умирает. Ю. Бородкин в это время был в базовом лагере. Он в резкой форме сказал мне, что американцу не нужно было ночевать в 1-м лагере и его нужно было продолжать спускать…

У Юры было прекрасное качество которое мне очень нравилось. Если он видел неправильные действия, то заявлял об этом прямо — ему не нужны были палаточные единомышленники. Я мог бы ему сказать, что рядом с американцем были опытнейшие тренеры Д. Макаускас и В. Бахтигозин и на вечерней связи ситуация не выглядела критичной. Я считаю, что Юра был абсолютно прав, так как я как начальник не настоял на продолжении спуска — первостепенном правиле в горах, если есть заболевший. Скотт Фишер – руководитель американцев рассказал мне, что умерший с самого начал экспедиции принимал какие-то таблетки горстями. Об этом я пишу не в оправдание себя, а как о факте который имел место.

С Ю. Бородкиным мы были в нашумевшей в свое время экспедиции на Аляске – восхождении на пик Мак-Кинли. Рассматривая фотографии я обратил внимание, что в этой поездке мы часто оказывались рядом.

Мак-Кинли 1986 г.. Стоят слева: Ю.Бородкин, С. Богомолов, Л. Трощененко. Сидят: Н. Черный, В. Байбара, В. Пучков

США. В доме отца президента ассоциации альпинистов Аляски Ch. Sassara, В. Байбара, Ю.Бородкин, В. Бахтигозин

Аляска. В школе: Справа во втором ряду: Ю. Бородкин, В. Байбара, учительница Cari Sayre и ее муж Dave Johnston, восходитель на Мак-Кинли зимой

Фото из США В.Пучков, О.Борисенок, американец, В.Байбара, Ю. Бородкин

Фото из США, Вашингтон. Стоит слева Ю. Бородкин и далее вся команда из СССР

В 1989 году я стал работать в МАЛ Хан-Тенгри который организовал Б.А. Студенин в Каркаре. Он сразу же стал уговаривать меня возглавить лагерь на Северном Иныльчеке, так как Г. Петрашко руководивший лагерем должен был уехать раньше. Я отказался, но когда вернулся с Хан-Тенгри, то мне сообщили о РАДИОПРИКАЗЕ: назначен главным в лагере.

Через год на Тянь-Шань перебирается и Ю. Бородкин. В дневнике 1993 года нахожу запись: Я в 1-м лагере Хан-Тенгри с юга. На вечерней связи тревожная новость от Ю. Бородкина В. Токмаков ушел один наверх и его не видно, и не догнать. Связь через Олега Маликова, рядом со мной В. Хрищатый и мы приходим к единому мнению, что на Победе есть кому помогать, тем более, что там Ю. Бородкин.

Утром информация, что В. Токмаков нашёлся и его Юра отпаивает чаем.

На 60-летии альплагеря Безенги в 2018 году я встретился с Володей Мирзой – врачом-бардом и альпинистом. Мы с ним встречались на Тянь-Шане там он был со своим другом Маратом, который рано ушёл из жизни. Володя написал очень хорошую песню о нем. В его песнях есть, что-то созвучное с Песнями нашего века. В. Мирза знал Ю. Бородкина и рассказал о его помощи на Хан-Тенгри, при этом Юра проявлял свои лучшие человеческие качества.

Последнее фото с Ю. Бородкиным в Каркаре 1993г. Получил от Б.А. Студенина. Стоят слева: В. Байбара, Ю. Бородкин, Б. Коршунов и другие…

P.S. У меня осталось в памяти, что Ю.Б. совершал в горах действия которые я называю ПОСТУПКАМИ и он не кричал об этом. И вне гор он действовал так же. Он много пробежал марафонов. Мне кажется, что для него очень важным было самоуважение через преодоление трудностей. Почему я так думаю? В январе этого года я бежал марафон «Дорога жизни». Я 39-го года был последним на финише среди тех кто пробежал всю дистанцию в отведенное лимитом время. И этим пробегом КАК И ЮРА в своих марафонах доказывал СЕБЕ, что я еще могу это сделать.

Недавно услышал как гид, представленный как гид международного класса и зарабатывающий деньги на Эльбрусе сказал: «Насрать я хотел на ваш советско-абалаковский альпинизм!». А я горжусь, что с одним из представителей этого альпинизма Юрием Владимировичем Бородкиным поднимался на вершины.

В 1978 году во время советско-американской экспедиции на Памире заболели 3 американца. Лагерь был на Бивачном и связи для вызова вертолета не было. Руководители А. Бычков и С. Ефимов отправили Д. Макаускаса и меня на ГМС ледника Федченко, у которых была устойчивая связь. Там был журнал для посетителей, нашёл в нем стихотворение, которое переписал в свой дневник 12.08.1978 г.

Ушли. Вдогонку им ушла пурга
Остался с нами грохот камнепадов
Ледник. Морозы. Дикие ветра
А что еще, а что еще нам надо?
Нам нужно солнце, хоть в неделю раз
Нам нужно знать, что кто-то ждет и любит
Что где-то есть большие города
Цветы театра, музыка и люди…
И люди, что презрев комфорт, уют
Уходят в горы, к трудным перевалам
К вершинам до которых не достать
И им от жизни большего не надо.
Стихотворение написал зимовщик Юра – тезка Бородкина
Меня очень задело — УШЛИ… Ю. Бородкин на пике Победы, а Д. Макаускас на Дхаулагири.

Миура. Эльбрус. Олимпиада

Пол, права и женский альпинизм. Вспоминая Памир 1974-го

О тех кто никогда не вернется