Автор: Роман Абилдаев, Новосибирск

Экспедиция на Манаслу

Пожалуй начну потихоньку рассказывать об идее моей экспедиции на восьмитысячник Манаслу.. Сначала о подготовке к экспедиции.

Идея для меня не нова и я ранее уже несколько раз собирался в Гималаи, но по разным причинам (в основном финансовым) отказывался на разных этапах подготовки от поездок. В этот раз сила желания поехать была настолько велика, что не побоявшись залезть в долги и решив все домашние и рабочие вопросы, я сделал проплаты по экспедиции и купил билеты. Будь, что будет!

Главная идея восхождения - полагаться только на собственные силы, никакого кислорода в баллонах и помощников на маршруте. Главная цель - проверить свой организм без кислорода на "малом" восьмитысячнике, чтобы понимать как и в каком направлении мне развиваться дальше. Планов громадье, но как говорится, хочешь рассмешить бога?..

В современных ковидных реалиях самостоятельная организация экспедиции, визы, и прочие документы для въезда в Непал это очень серьезный квест, поэтому я решил просто обратиться за помощью в организации к Chatur Tamang и не пожалел. Начался отпуск, и самолет перенес меня из Новосибирска через жаркий Дубай прямо в яркий, зеленый Катманду. Визу удалось оформить по прилетуи через короткое время я оказался в пестром, шумном туристическом районе Тамель, знакомом каждому туристу, посещавшему Непал.

Выражаю отдельную благодарность за помощь в осуществлении экспедиции Агентству Инвестиционного развития Новосибирской области и лично Александру Зырянову, а также моему другу Косте Суходееву.

Самагаон

Уладив последние формальности с документами, обалдев от хаоса Тамеля и закупив, наконец, недостающие продукты мы уехали на джипе в посёлок Arugath. Здесь находится вертолётная площадка и есть возможность за 300$ и полчаса полёта на вертолете улететь в Самагаон - последний оплот "цивилизации" на пути в базовый лагерь Манаслу. Альтернатива - 5-дневный трекинг пешком. Оценив погоду (муссон ещё не закончился) и цены в местных барах и кафе мы очень быстро пришли к выводу, что вряд ли мы сможем сэкономить деньги во время трекинга, а уж насладиться прекрасными видами скорей всего и вовсе не получится. Решено - летим на вертолете! К слову, пилотом оказался Пасанг, очень неплохо разговаривающий на русском непалец из Намче-базара. Пообщались, нашли общих знакомых (привет Владимир Верещагин!). Оказалось, что причиной превосходного знания русского языка был РУДН. Очень и очень круто!

Итак, мы в Самагаоне.

Самагаон и Сама это небольшие высокогорные села, расположенные на высоте 3500. Эти села расположены на старом торговом тракте в Тибет и, насколько я понял, являлись перевалочными пунктами, где можно было переночевать, подкрепиться, нанять или поменять мулов для дальнейшей дороги. Села старинные и вокруг довольно много артефактов различной давности. От небольших памятников до нескольких старых и новых монастырей, где регулярно совершаются Пуджи - обряды, призванные умилостивить семь духов стихий.

Обосновавшись в Самагаоне мы начали плавную акклиматизацию. Для начала прогулялись в одно касание до базового лагеря на высоту 4800, затем посетили старинный монастырский комплекс Пунген, часть которого уже восстановлена после недавнего селя. Кстати, из ущелья Пунген проложено целых два неклассических маршрута на вершину Манаслу. К сожалению, из-за постоянной непогоды в начале экспедиции, просмотреть их не было возможности.

Серьезно озаботили цены в кафешках Самагаона. Если вкратце, всё по 700. Далбат, пицца, омлет и много что ещё. Кроме яичницы!! Ценообразование на яичницу следующее: 1 яйцо - 400 рупий, 4 яйца соответственно 1600! Невольно вспоминается тысяча дюжин Лондона. Как оказалось, вполне могу обходиться и без этого деликатеса

Акклиматизация
Поскольку прибытие Леры, моей напарницы по восхождению ожидалось в районе 13-14 сентября, у меня образовалась целая неделя на то, чтобы приобрести плавную акклиматизацию. Забросился в базовый лагерь на высоту 4800м и начал спокойную работу на маршруте.

Торопиться было некуда, перильная команда еще не начинала работу, а команды горных туристов, с кем можно было бы без боязни сунуться в любой ледопад поблизости не оказалось. Впрочем, мне же и лучше.

Через пару дней, следом за перильной командой я установил лагерь 1 на высоте 5800, забросил продукты для дальнейшей работы на горе и получил ночевку на новой высоте. 14 сентября прилетела Лера и далее мы уже акклиматизировались совместно.

Стоит сказать, что все это время ощущалось действие муссона, но все получилось довольно удачно. Периоды особенно плохой погоды мы проводили отдыхая в базовом лагере, а все высотные выходы нам сопутствовала вполне сносная погода без напрягов, надрывов и подвигов.

В последнем акклиматизационном выходе мы дошли до лагеря три, где получили две ночевки, которых должно было быть достаточно для штурмового выхода..

Штурм!

Акклиматизация окончена. Двух ночевок на 6800 должно хватить для нормального самочувствия во время восхождения. Продуктов во всех лагерях столько, что можно даже попурговать. Стартуем к вершине! План выхода следующий — 1 день переход до лагеря 1 на 5800, второй день — переход в лагерь 3 на 6800, третий день — выход не сильно рано утром в сторону лагеря 4, короткий отдых и в районе часа-двух ночи выход на штурм вершины, чтобы прийти на вершину после рассвета и пофотографироваться.

Хорошее планирование — половина успеха, соблюсти график выходов удается в точности. 27 сентября в 7 утра достигаю вершины! Долго жду очередь к вершинным флагам, чтобы записать короткое видео. Народу многовато и у каждого по несколько флагов спонсоров, фотографий родных. Потом дожидаюсь подъема на вершину Леры и валим вниз, домой, с промежуточной остановкой на ночевку в третьем лагере. Чтобы не прийти обессиленными ночью в базовый лагерь.

Особенно хочется поделиться ощущениями от бескислородного восхождения и некоторыми наблюдениями за процессом. Благодаря спокойному графику акклиматизации каких-либо серьезных проблем со здоровьем не было на протяжении всей экспедиции. Проблемы с желудком от пищи в придорожных кафе исчезли после того, как мы перешли на еду, приготовленную поварами в базовом лагере. Голова тоже не успела как следует поболеть, думаю благодаря активной акклиматизации в третьем лагере, когда мы весело отплясывали два часа вместе с непальцами (во главе с Нимсом) под веселую музыку.

Темп передвижения после лагеря 4 был бодрым, но ближе к вершине желания обгонять других было все меньше и меньше. Самочувствие было вполне хорошим, но при этом на видео со стороны я выгляжу довольно измотанным. Тем не менее на вершине я провел суммарно более трех часов и спокойно спустился вниз. Но при движении вниз обогнать "кислородников" у меня не удавалось никак. Все-таки высота есть высота.

Между лагерем 1 и базой встретил команду Рустама, который пошел на штурм. Посмотрел Рустаму в глаза.. У этого парня всё получится.

Новые правила зачёта вершины на Манаслу

Рустам Набиев. Видео со штурма вершины

Рустам Набиев ещё немного о восхождении на Манаслу и о своей команде

Рустам Набиев о восхождении на Манаслу

Рустам Набиев спустился в базовый лагерь