Автор: Сергей Храпко, Киев

Кавказ. Грузия. Сванетия. Июль 2021г.

Так получилось, что планируемый этим летом Пакистан фактически за неделю до поездки отменился окончательно из-за странной карантинной политики пакистанского правительства, которая велась в последние три недели. И хотя за несколько дней до все той же даты начала нашей запланированной поездки правительство передумало и решило все-таки пускать в страну и граждан Украины, но наш выезд на тот момент был полностью уже сорван: авиабилеты были отменены авиакомпанией, визу так и не дали, хотя заявка на визу была подана за два c лишним месяца. Поэтому в срочном порядке придумывались альтернативные варианты поездки в горы.
После некоторых метаний взор остановился на Грузии и Северной Ушбе по маршруту 4А.

Восходить на Ушбу собирались в тройке с Игорем и Андреем (с последним ни я, ни Игорь ранее не ходили, но парень был горным туристом и водил коммерческие восхождения). Изначально мы все понимали, что на маршруте будем работать долго из-за неслаженности группы и из-за того, что тройка.
Андрей должен был присоединиться к нам уже для восхождения на Ушбу, имея у себя в запасе акклиматизацию на Лайле, Тетнульди и Казбеке. Мы же с Игорем долго обсуждали вопрос, где нам акклиматизироваться перед Ушбой. Было много вариантов, которые то принимались нами, то отметались. Но случай определил наш выбор.

Часть I. Восхождение на Тетнульди (4869 м)

17.07.2021

В аэропорте Батуми мы встретили Виталия из Днепра с товарищами, которые собирались на восхождение на Тетнульди. И подумав немного, мы с Игорем решили, что это даже неплохой вариант для акклиматизации. Поэтому договорились с ребятами из Днепра вместе добираться в Местию и далее под гору с целью сходить по маршруту 2б.

18.07.2020

Мы с небольшими приключениями, связанными с поломкой нанятой нами машины, добрались из Батуми до Местии лишь к концу дня и поселились в гестхаусе. При этом успели прокатится на катере по Ингурскому водохранилищу, пока ждали новую машину.

19.07.2021

Из-за потери утром времени, связанной с необходимостью сделать ПЦР тест, который для иностранцев, которые прибыли в Грузию, нужно сделать на третий день пребывания, мы поздно выехали из Местии в сторону Тетнульди.

Через упущенное время мы пришли в лагерь под Тетнульди (3750 м) только к вечеру и палатки ставили уже в последних лучах солнца.

Вечером, немного поколебавшись, мы с Игорем принимаем решение на следующий день все же идти на вершину. Но в связи с тем, что накануне устали от перехода с тяжелыми рюкзаками, решили выходить не в 3 ночи, как делают это умные люди, а позже, чтобы хоть немного поспать. Виталий же с товарищами планировали восхождение через день, чтобы немного акклиматизироваться перед горой.

20.07.2021

Мы с Игорем проснулись где-то в начале шестого, собрались и в 7:10 вышли.

На улице было довольно тепло. За два часа мы вышли на "подушку". Все это время Тетнульди прикрывала нас от солнца. По дороге нам пришлось пройти несколько крутых подъемов и перепрыгнуть несколько трещин.

Шли в связке. Игорь очень удивлялся, что трещин очень немного по сравнению с его прошлым опытом, когда он здесь был лет пять назад.
После подушки идет взлет по разрушенным скалам.

Который выше начинает чередоваться со снежными участками и в конце концов переходит в снежно-ледовый склон.

Начало понемногу припекать солнце.

На снежно-ледовом склоне начали страховаться и вкручивать ледобуры в качестве промежуточных точек страховки.

Чем выше, тем подъем делался все круче, чередуясь с относительно пологими участками. Однако, чем ближе мы приближались к вершине, тем более крутым он делался и в конце концов перешел в нож.

Было довольно жарко и снег начал раскисать.
Мы шли вверх, в то время как все уже спускались: одну связку из четырех человек мы встретили в конце первого отрезка снежно-ледового взлета. Еще одну связку из двух человек, которая отдыхала, мы встретили на каменном выступе перед началом следующего снежно-ледового участка, и последнюю спускающуюся связку из двух человек - в начале ножа.
По ножу было идти немного некомфортно, потому что снег уже не держал, а кошки не очень хотели впиваться в лед.

Перед самой вершиной склон начал выполаживаться.

На вершину мы зашли в 13:45.
Фото, чай с шоколадкой и в 14:30 мы пошли вниз.

На спуске самым тяжелым был участок с снежно-ледовый ножом, поэтому нужно было быть очень осторожным, чтобы не съехать с него. Все время крутили буры.

И вот когда считалось, что опасный участок прошли, я, решив проверить то ли промежуточную точку страховки (ледобур) на прочность, то ли заточку своего ледоруба, сорвался, потому что кошки, счесав неустойчивый слой раскисшей снега, не захотели держаться на льду, который был под ним. Проехав на животе несколько метров вниз и наблюдая как клюв ледоруба, сдирая снег, неохотно цепляется за лед, я остановился на натянутой веревке.
Дальнейший спуск прошел без эксцессов и где-то в 19:00 мы были снова на "подушке".

Далее переход в лагерь, где на последнем крутом склоне при спуске на ледник мы спускались в три такта, так как через налипший на кошки снег, спускаясь боком к склону, я немного поехал и пришлось снова зарубаться.
В лагерь к палаткам мы вернулись в 20:30.

21.07.2021

Виталий вместе с другим горовосходителями в 3 ночи вышел на штурм Тетнульди (его товарищи отказались от восхождения из-за плохого самочувствия), а мы с Игорем, собрав вещи, в 11:00 пошли вниз

И благополучно к вечеру добрались до Местии, где к нам с Игорем присоединился третий участник – Андрей. Наше восхождение на Северную Ушбу с момента возвращения в Местию было под большим вопросом из-за неутешительного прогноза, обещающего снег и дожди в ближайшую неделю, но посовещавшись мы решили попытать судьбу и все-таки на следующий день отправиться под начало маршрута. Рассчитываем на 6-дневный выход (с учетом одного дня резерва), на это количество дней и набираем продовольствие.

Восхождение на Арарат зимой (декабрь 2020)

Альпы: горы и бег

Восхождение на восьмитысячник Гашербрум II.
Красивая и Скрытая гора

Восхождение на гору Казбек (5033 м)

Маттерхорн
(отчет о попытке восхождения)