Автор: Сергей Храпко, Киев

Намасте. Часть 1.
Трек к Марди-Химал

25.12.2021
Вылет из Киева в Катманду с пересадкой в Шардже.
В отличие от 2010 года аэропорт в Шардже немного отличался – не было спящих на полу пассажиров в зоне ожидания, как это было раньше, но это нас не смутило. И мы, надув спальные коврики, расположились под стенкой в ожидании нашего рейса. И хоть поспать не получилось, но лежать лучше, чем сидеть все же.

26.12.2021
В Катманду мы прилетели около 10:00. Здесь проверка наличия вакцины и ПЦР-теста. Затем оплата визы 30 долларов на 15 дней. При этом подлинность вакцины и ПЦР-теста проверялась «на глаз». Что касается бар-кода, то никто его не спрашивал.
Погранично-паспортный контроль «порадовал» своей безалаберностью – офицер или кто у них там взял квитанцию об оплате нами визы и умудрился ее потерять у себя на столе среди вороха бумажек.

По лицу было видно, что он немного в шоке от этого, но надеялся, что квитанция все же у нас. Мы настаивали, что он ее взял. После долгих поисков и требования предъявить бронь отеля он все-таки вклеил нам в паспорта визы.

От аэропорта в отель добрались за 8 долларов. Поселились в забуканный нами отель и пошли улаживать формальности с турфирмой, через которую оформляли пермиты, TIMSы, портера и билеты в Покхару. Потом решили побродить по Тамелю.

Тамель вроде был таким же, как и 10 лет назад, но отличался отсутствием туристов. Побродив по магазинам с шмотьем и ничего не купив, вернулись в отель. Лет 10 назад тамельские магазинчики с туристическим шмотьем были для меня более востребованы, тогда можно было за копейки накупить всякой всячины. Сейчас же как-то критически подходил при осмотре вещей, может поэтому желания покупать все подряд и не возникало. К тому же количество туристических магазинов с туристическими шмотками как-то поубавилось.

Вернулись в отель, сходили поужинали, приняли душ и легли спать. Завтра нас ждал утренний перелет в Покхару.

27.12.2021
Проснулись в 6:00. Пока собирались, вспомнили, что вылет у нас не в 8:45, а в 8:20.
Такси приехало в 8:35. Оказалось, что в Катманду есть онлайн приложение для службы вызова такси.

Стоимость такси до аэропорта была 400 рупий, но в аэропорте водитель решил похитрить, рассказывая, что у него нет сдачи. Забрав у него 500 рупий в виде сдачи, мы поспешили на самолет.

Все обязательные процедуры перед посадкой в самолет прошли в скором порядке. Нам даже за доплату предлагали посадить на более ранний рейс до Покхары, который вылетал в 7:15, но мы решили, что уже и так хорошо переплатили за билет, цена которого составляла 105 долларов, (в Непале перелет для иностранцев на порядок дороже, чем для местных) и отказались.

Полчаса полета и мы в Покхаре, таким образом избежав восьмичасовой поездки автобусом из Катманду в Покхару.

На выходе из аэропорта Покхары нас встретил наш портер – Уманат.
При оформлении услуг портера в турфирме в Катманду нам сказали, что портер берет до 20 кг. Нас это вполне устраивало. При этом турфирма забирала себе почти половину денег как посредник: мы заплатили турфирме за портера 198 долларов, из которых портер по факту получил лишь 1300 рупий.

В наших планах было доехать из аэропорта в центр Покхары, чтобы купить газ и возможно подобрать походные штаны. Поэтому, взяв такси за 400 рупий, отправились в путь.

В процессе поездки планы были подкорректированы, и договорились, что еще дополнительно за 2000 рупий водитель готов завезти нас вместе с нашим портером в Канде – на начало наше трека. В целом поездка нам обошлась в 2500 рупий с учетом простоя, так как водитель еще ждал нас, пока мы купим газ и штаны.
Завтракали мы уже в Канде, откуда в 12:00 отправились в наш трек.

Внизу было довольно тепло и на солнце даже жарко, так что в скором времени я уже шел в одной футболке. Трек представлял первое время сплошные ступеньки.

И лишь после Australian Camp ступеньки начали чередоваться с ровными участками и спусками.

После Australian Camp тропа проходила через рододендроновый лес.

Изначально мы собирались дойти до Deurali, но потом решили сделать марш-бросок и дойти до Forest Camp (высота 2500 м).

Итого за день мы прошли с остановками на отдых 14 км, набрав приблизительно 850 м высоты. В Forest Camp мы пришли уже по-темному в 18:00.

Проживание в Forest Camp за двухместный номер стоит 600 рупий. И чем выше, тем дороже питание и проживание. Мы рассчитывали питаться вечером в лоджиях, а утром готовить еду из привезенных из Украины продуктов самостоятельно на горелке.

И следует обратить внимание, что в отличие от того, как обстояли дела 10 лет назад на треке к Эвересту и треке вокруг Аннапурны, цена проживания в лоджиях на треке к Марди-Химал фиксирована и не зависит от того питаешься ты в этой лоджии или нет.

Учитывая тяжелый и длинный переход в первый день (у меня рюкзак был под 20 кг и портеру мы сгрузили наш второй рюкзак весом 19 кг плюс он нес еще и свои вещи весом 3-4 кг), мы решили не спешить с выходом на следующий день и выспаться после бессонных предыдущих нескольких ночей.

28.12.2021

Проснулись мы после 8 утра. Еду готовим на собственной горелке. Как оказалось нашего портера кормят в лоджии бесплатно лишь при условии, что мы питаемся в этой лоджии. Поэтому утром, так как мы не планировали заказывать себе завтрак, мы сказали портеру, чтобы он заказал себе завтрак за наш счет.

Нас кстати менеджер турфирмы еще в Катманду предупреждал, что если мы будем питаться в лоджиях сами своими продуктами, то портер будет не доедать. В общем все заточено под то, чтобы «белые обезьянки» то есть мы тратили деньги.

Вышли мы в 10:40. Сегодня нам предстояло дойти до High Camp (высота 3550 м), пройдя 7,5 км и набрав 1100 м по высоте.

Учитывая то обстоятельство, что после прохождения нами трека к Марди-Химал, мы собирались еще на трек к базовому лагерю Аннапурны, а это означало, что нам на обратной дороге всё равно пришлось спускаться через Forest Camp по дороге в Ландрук, мы решили оставить часть ненужного нам снаряжения и вещей, а также добрую часть (большую) продуктов в Forest Camp, чтобы забрать их на обратной дороге. Благодаря такому маневру мы смогли уменьшить нас общий вес килограмм на 6. И теперь вес рюкзака портера уменьшился до 15 кг, а моего до 17 кг.

Сегодняшний наш путь продолжал пролегать через рододендроновый лес, который поражал своей волшебностью. В отличие от вчерашнего дня мы могли им в полной мере налюбоваться при дневном свете.

На подходах к Low Camp (одной из наших промежуточных точек) стали попадаться снежники, которые почти полностью покрыли землю выше Low Camp.

Выйдя из зоны рододендронового леса, мы оказались на хребте, по которому тропинка, петляя, набирала высоту в сторону High Camp.

Справа и слева открылись виды на заснеженные хребты, которые постоянно укутывались облаками. Честно говоря, собравшись на этот трек зимой, была надежда, что небо будет чистым и ясным, но пока наши надежды не оправдывались.

Дорога в High Camp из Forest Camp заняла 5,5 часов. Это вместе с остановками на отдых и перекусы.
Дорога по хребту перед Forest Camp шла вдоль обрывов, что предавало некую особенность этому участку – такая себе горная дорога с крутыми поворотами.

В High Camp мы нашли лоджию с панорамными видами с проживанием 700 рупий за двухместный номер.

29.12.2021
Сегодня целый день с самого утра идет снег и видимость практически отсутствует.

Все непальские трекеры, которые вместе с нами вчера поднялись в High Camp, ушли вниз еще утром. Но мы решили понадеяться на завтрашнее возможное улучшение погоды.

Снег идет целый день не переставая. И лишь к 18:00 появилась видимость, хотя вверху горы всё равно затянуты облаками и ниже нас все тоже в облаках. Снег перестал наконец-то идти. За день его выпало сантиметров 50.

Мы целый день провели в спальниках: спали и читали, и лишь изредка вылазили из них, чтобы посмотреть, что там с погодой, набрать снега для приготовления чая и обеда.

К сожалению, наш оптимизм по поводу улучшения погоды ближе к ночи поубавился, потому что опять все затянуло мглой. Но мы решили попытать счастье завтра и в случае, если будет видимость, выйти часов в 6 утра и дойти хотя бы до Lower Viewpoint.

30.12.2021
Не сильно надеясь на хорошую погоду, я ночью благополучно переставил будильник с 4:30 на 5:00 утра.
Встав по будильнику и выглянув на улицу, я был приятно удивлен чистым небом.

Приготовив себе на завтрак кашу с консервой «Тунец» и залив в термос чай, мы отправились в дорогу в 6:00.
Прямо от лоджии мы начали тропить, утопая по колено в снегу.

Тропа плюс-минус прослеживалась и определялась наощупь ногами (тропа время от времени находилась под снегом выложенные ступеньки). Тропили поочередно, прорывая траншею глубиной в сантиметров 50, а иногда утопая и глубже – в уровень с поясом.

Ближе к 7:00 над горами забрезжил рассвет.

Мы поднимались выше и выше, а туман постепенно затягивал все, что было ниже нас.
Взошло солнце, придав чарующий вид белому безмолвию, которое нас окружало. Очень чарующе смотрелись присыпанные снегом рододендроны.

К Lower Viewpoint мы поднялись через 3,5 часа и решили дальше не идти, так как у нас еще в планах было спуститься в самый низ – в Ландрук.
Красавица Мачапучара венчала своей красотой окружающие виды впереди,

А слева возвышался массив Аннапурны Южной и Хюнчули.

Мы находились на высоте около 4000 м и над нами в полную силу светило солнце, а вот долины внизу были плотно укрыты облаками, которые клубились ниже нас.

Фотосессия, и где-то через час мы начали спуск.

На солнце было жарко, но вскоре мы вошли в зону тумана и сразу стало прохладнее. Возвращались мы по собственным следам. Спуск в High Camp занял у нас 1,5 часа и в 12:00 мы вернулись в лоджию.

Но это было лишь полдела. Нам еще нужно было преодолеть 12 км до Ландрука, сбросив высоту с 3500 м до 1600 м.
Немного перекусив и собрав рюкзаки, в 13:00 мы отправились вниз. Вначале нам пришлось немного потропить, но вскоре мы вышли на протропленную тропу, которую утром сделали те, кто спускался с High Camp'a.
Длинный путь вниз. По дороге поразил заснеженный рододендроновый лес, похожий на сказку.

Чем ниже мы спускались, тем теплее становилось и снег раскисал. Уже ближе к Forest Camp мы просто шли по каше, которая хлюпала под ногами.
В Forest Camp мы выпили чая, догрузили рюкзаки вещами, которые накануне там оставили и отправились по новой для нас тропе вниз в Ландрук (вышли из Forest Camp в 16:45).

Тропа в Ландрук было необычной - очень много выложенных ступенек в лесу и крутые обрывы. Мне очень понравился этот участок нашего сегодняшнего пути.

В Ландрук мы спустились в районе 18:00, пройдя 3,5 км от Forest Camp. На улице уже стемнело, когда мы вошли в Ландрук.

Наши усилия были вознаграждены наличием едва теплого душа, возможностью подзарядить наши девайсы и немного просушить наши промокшие ботинки в лоджии, где мы остановились на ночь. В общем, спуститься вниз в тепло было для нас хорошей идеей в сравнении с вариантом остаться в Forest Camp на высоте 2500 м (возможно наш портер поспорил бы с этим).

Вечером во время ужина умилила девочка-подросток лет 10-ти – скорее всего дочка или внучка хозяев дома: она принесла нам чай и две чашки, потом заглянула внутрь чашек и, схватив какой-то шарф с лавки, протерла эти чашки изнутри. Выглядело очень мило и ощущалась забота о гостях. Хотя тут же мне вспомнилась история десятилетней давности в том же Непале, когда стакан нам протирали изнутри просто рукой.

Продолжение следует...

Кавказ. Грузия. Сванетия. Июль 2021г.

Кавказ. Грузия. Сванетия. Июль 2021г.. Часть II

Восхождение на Арарат зимой (декабрь 2020)

Альпы: горы и бег

Восхождение на восьмитысячник Гашербрум II.
Красивая и Скрытая гора

Восхождение на гору Казбек (5033 м)

Маттерхорн
(отчет о попытке восхождения)