Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Чтобы быть в курсе последних событий в мире альпинизма и горного туризма, читайте Новостную ленту на Mountain.RU
Люди и горы > Очерки, дневники - 2001 год >
Пишите в ФОРУМ на Mountain.RU

Читайте на Mountain.RU
Дорога в облака С.Краснопевцев

Автор: Краснопевцев Спартак, г.Новосибирск

 

Белая Гора или Двери в небо
Рассказ о восхождении на пик В. Белуха

Часть 1. Аккемское озеро
Часть 2. Ледопад
Часть 3. "Томские стоянки"
Часть 4. Снежная страна
Часть 5. Штурм
Часть 6. Путь назад
Часть 7. Домой!
Часть 8. Эпилог
"Что же тянет нас в горы? Испытывая тяжелейшие тяготы люди вновь и вновь возвращаются туда. Смысл нашей жизни я вижу в впечатлениях, которые получает человек. Я иду туда, чтобы увидеть мир, природу. И не просто увидеть, а глубоко проникнуться духом природы. Я не ищу риска, я не гонюсь за спортивными регалиями. Просто мне нравятся горы. Я люблю их с детства."

Часть 1. Аккемское озеро

 

17 июля 2000 г.

Какой красивый туман по утрам в Тюнгуре!

Солнечный диск еле-еле пробивается сквозь молочную завесу. Тюнгурский мост ещё даже не виден в этой белизне. Сейчас пока ещё этот туман покрывает всё подряд, но через некоторое время от него останется только эффектная змейка над Катунью. Очень красиво!

Наши палатки стоят в сторонке от дороги, в берёзках, напротив базы "Высотник". Ещё вчера утром мы прибыли в Бийск из Новосибирска, и тут же нам удалось выехать в Тюнгур на коммерческом автобусе по 300 руб. с человека. Правда, нам обещали прибытие в Тюнгур к пяти вечера, а приехали мы только в половине одиннадцатого ночи. Но это мелочи, за то мы выиграли себе лишние сутки, т.к. я планировал добираться сюда из Бийска два дня.

Сегодня утром я встал в 6:40. В походах всегда встаю рано. Поход – это вообще, особое состояние. Мне оно нравится. Постоянное ощущение бодрости, даже когда устал. Ощущение свободы, точнее, независимости. Тут всё зависит только от тебя самого. Нужно отвечать за свои поступки, нужно быть благоразумным и трезвым, потому что большая свобода – это, на самом деле, и большая ответственность. Ответственность перед собой, а в моём случае и перед другими, т.к. я взялся вести людей в горы, некоторых даже – впервые.

Трава ещё мокрая от росы. Я запустил примус, согрел приготовленные вчера кашу и чай. Постепенно народ в палатках начал шевелиться, вошкаться и в конце концов вылазить наружу. Рядом с нашими палатками обосновались наши попутчики со вчерашнего автобуса – группа из Красноярска из восьми человек и четыре человека из Минска.

После завтрака собрались, кое-как упаковались и вышли в путь. Кое-как потому, что первый раз упаковываться всегда трудно. Вечно что-нибудь не влазит в рюкзак. Только после многократных распаковок-запаковок появляется, своего рода, культура укладки рюкзака. Со временем ты уже на вскидку оцениваешь взглядом вещь и знаешь, куда её можно было бы уложить. Я бы сказал, что у нас изменяется взгляд на вещи (и в широком смысле тоже).

Итак, мы вышли. Рюкзак, конечно, тяжеловатый, но не настолько, чтобы помешать мне осуществить свою мечту.

Дорога до Кучерлы – это первое испытание, выпадающее на долю всех путешественников, направляющихся к Катунскому хребту. Всего пара километров, проходя которые ещё не поздно одуматься, когда заклеиваются лейкопластырем первые натёртости и подгоняются натяжки всяких ремешков рюкзака. Это пара километров, когда ты привыкаешь к темпу, т.к. по-началу всё время кажется, что идёшь слишком медленно. Жар в лице и дыхание в захлёб – вот что такое будни путешественников, поднимающихся в горы.

Мы – это пять человек из Новосибирска. Трое парней и две девушки. Изначально, ещё с зимы, в этот поход планировали пойти только мы вдвоём с Сергеем Амбурцевым. Ближе к весне к нам присоединился Женя Рогатных, а в начале лета изъявили желание две девушки из турклуба "Арго" – Наталья Анпилогова и Марина Ситникова. Основной целью нашей экспедиции было восхождение на пик Восточная Белуха (4506 м) по южному гребню, через перевалы Берельское Седло (3520 м) и Катын-Баш (4400 м). К самому штурму готовились только трое парней, девушки же должны будут остаться в домике на "Томских стоянках", у подножия Белухи, и ждать нас.

Из всех участников экспедиции только Сергей – проверенный в походах. Это наш третий с ним совместный поход. Мы уже попутешествовали с ним по Алтаю.

В Кучерле на одной из деревенских улочек нам повстречалась стайка смешных маленьких поросяток недельного возраста.

Подошли к мосту через реку Кучерлу. Уровень воды в реке в этом году был сантиметров на 70 выше обычного. Судя по всему, так сказались три недели дождей, которые, как говорят, закончились перед нашим приездом.

Перейдя через мост, мы направились по дороге к нашему первому перевалу Кузуяк. Некоторое время мы шли по смешанному лесу, но вскоре дорога пошла через поле. К полудню мы были под самым перевалом а к началу шестого вечера поднялись на него. Я не буду сильно углубляться в подробности этого подъёма, т.к. главной целью нашего похода был далеко не этот перевал. Видимо поэтому и в восприятии моём он промелькнул не оставив значительного следа.

Погода была отличная, и с перевала чуть-чуть приоткрывался чудесный вид назад – в Катунскую долину. Высота 1513 метров. Отсюда видны даже деревушки Тюнгур и Кучерла.

Прощай Кучерлинская долина! Здравствуй Аккемская! Мы начали спускаться вниз. Упомяну, что мы ещё не поднялись выше границы леса, которая на Алтае располагается на высоте около 2300 м, поэтому нас окружал лес. В основном это были берёзы и лиственницы. Через тридцать минут спуска по дороге мы были у избушки. Это зимовье, которое стоит у дороги, спускающейся в Аккемскую долину (избушка находится примерно на половине подъёма).

Решили остановиться тут на ночёвку. Мне приходится ночевать в ней уже четвёртый раз. Мне кажется, я тут уже каждое брёвнышко знаю. Хорошая избушечка. Тут есть печка "буржуйка", о которой у меня остались незабываемые воспоминания, столик, двое нар. С прошлого года практически ничего не изменилось. Только надстроили нары, которые были справа от входа, да на окно, которое над столом, вместо чёрного листа резины натянули полиэтилен, стало светлее.

 
18 июля 2000 г.

Собирались не спеша. Женя вчера порвал свои омоновские ботинки и теперь почти час зашивал их. Вышли поздно – в 11:40. Сегодня мы спустились в Аккемскую долину и повернув вправо, направились вверх по течению.

Практически весь день шли по лесу, поэтому окрестностей толком не видели. Где-то слева слышался шум Аккема, но из-за деревьев он так и не показался. Наша тропа проходила высоко над рекой, в густом, старом, поросшем мхом лесу.

Иногда на нашем пути попадались чистые, прозрачные ручейки в которых мы набирали воды во фляжки. Встреча с такими ручейками – это всегда радость. Вода в них холодная и чистая, а долинки этих ручейков всегда очень живописны.

Фраза дня: "Что ж он, сволочь, такой тяжёлый" (Женя). Для информации: мой рюкзак, как потом оказалось, весил 55 кг.

Вообще, я думаю, человек, собирающийся в такой продолжительный поход, как наш, должен научиться правильно ходить. Понимаешь это не сразу, а только со временем, через свой пот и усталость. Путь то неблизкий, в одну сторону больше пятидесяти километров. А дорога, надо сказать, далеко не спортивный трек – камни, грязь, бурелом, торчащие из земли корни, цепкие, колючие кусты.

Во-первых, процесс ходьбы должен быть максимально экономичным. Нужно стараться экономить энергию, не делая лишних движений. Например, есть разница – перешагнуть через упавшее дерево, оставляя свой центр тяжести на прежнем уровне, или перейти через него наступив ногой, поднявшись при этом и затем опустившись. Главным образом, мы тратим свою энергию на подъём груза вверх (т.е. своего веса и веса рюкзака). Идти по ровной горизонтальной поверхности, даже с пятидесятикилограммовым рюкзаком, не так уж и трудно (конечно, по сравнению с подъёмом) – спокойно можно пройти целый день. А вот подниматься в гору с таким грузом – это настоящее испытание. На нашем пути частенько попадались так называемые буераки (их так называл один мой приятель Михаил Амбурцев) – чередующиеся подъёмы и спуски. Поднимаясь в такую горку ты выкладываешься на все сто, но при спуске потраченная тобой энергия уже не возвращается обратно к тебе.

Поэтому, потратив на это свои силы, ты, по сути дела, так и не поднялся на новую высоту. Обидно, но что с этим поделаешь. Поэтому в горах не так легко планировать суточный ход. За один день ты можешь пройти двадцать километров, а за другой день – не более двух. Простая арифметика тут не помощник.

Во-вторых, даже при экономии энергии, мышцы всё равно устают, выполняя однообразные движения. Что примечательно, обычно при ходьбе человек задействует только некоторые группы мышц. Другие при этом остаются практически незадействованными. Искусство ходьбы как раз и заключается в том, чтобы периодически менять группы мышц, задействованных в ходьбе. При этом, конечно, несколько изменяется походка, возможно идти становится как-то неловко и непривычно, но есть в этом неоспоримое преимущество – другие мышцы ног при этом отдыхают. Пользуясь техническими терминами, можно сказать, что ноги переключаются "на запасной бак", пока "первый бак" пополняется. Со временем ты начинаешь чувствовать все имеющиеся в твоём распоряжении мышцы. Они как дежурные кони ждут своей очереди. На подъёмах в основном работают одни, на спусках – другие, а во время простого хода –попеременно, несколько минут одни, несколько минут другие.

На мой взгляд, в горных походах наиболее удобна обувь с жесткой, негнущейся подошвой. В этом случае многочисленные камни, корни и прочие неровности не травмируют стопу. А ведь нагрузка на стопу может составлять более 130 килограммов! Можно себе представить что будет, попадись на земле, под одной из косточек, какой-нибудь камешек, размером с яблочко (что бывает постоянно). Резина кроссовок, конечно чуть-чуть спасёт. В лучшем случае отделаешься синяком и будешь прихрамывать, а в худшем случае – перелом.

Примерно в половине девятого мы остановились на ночёвку. Лагерь поставили у большого камня в лиственничном лесу, как и в прошлом году. Чуть впереди, внизу был ручей.

Судя по всему, это место образовалось в результате огромного, древнего обвала с крутого, скалистого склона хребта Каратюрек. Сейчас тут уже всё покрыла почва и выросли лиственницы, но её бугристая поверхность, покрытая мхом и лиственничной хвоёй, выдаёт присутствие внизу огромных валунов.

Аккем, по-прежнему так и шумел где-то далеко внизу, скрываясь за полчищами елей и лиственниц, которые покрывали весь этот крутой склон до самого низа – до реки. Напротив нашего склона ущелья, в котором отдалённо шумел Аккем, тоже поднимался достаточно высокий склон. Мы остановились чуть выше впадения в Аккем реки Араскан.

 
19 июля 2000 г.

С утра Женя опять пол часа зашивал свои ботинки.

Вышли в путь в 11 утра. Девчонок отправили вперёд, пока сами сворачивали лагерь.

Продолжили движение вверх по реке. Примерно через полтора часа ходу, к обеду, вышли на так называемую "Панораму". Это очень примечательное место, с которого впервые великолепно открывается Белуха. До неё ещё около 25 километров, но с этого места уже до самого озера она всегда возвышается впереди, изредка скрываясь за деревьями, когда тропа проходит в лесу. Для себя я это место называю "Ворота Аккема".

Должен сказать, что двигаясь по тропе мы постоянно встречали людей, возвращающихся с Гор. Спрашивая о количестве народу на Аккемском озере, мы получали самые противоречивые ответы. В основном нам говорили, что народу там много. Спрашивали, также, про погоду, про дорогу. Тут тоже отвечали по-разному. Кому-то казалось, что спрыснувший дождик – это уже ливень, они много жаловались, но в основном говорили, что погода хорошая. Это ведь зависит от человека, от его взглядов на жизнь, от того – что в ней главное.

В начале седьмого встали на ночёвку. Лагерь разбили как и в прошлом году – возле красивого распадка, откуда открывается чудесный вид на Белуху. Рядом с кострищем стояла одинокая сосна, за которой был ручей.

Сидели у костра до ночи. Белуха – просто сияла на фоне тёмного вечернего неба. Здорово вот так сидеть у потрескивающего костра, маленькими глотками пить горячий, ароматный смородиновый чай и любоваться чудесными красками и формами этой удивительной горной страны. Вот уже и холод подкрадывается со спины, пришлось одеть тёплый свитер и анорак и подвинуться ближе к костру. Дым, освещаемый вспышками костра поднимался выше и выше, растворяясь в усыпанной звёздами бездне.

 
20 июля 2000 г.

 
С утра Аккемская Стена открылась во всей красе

Я встал в 7:20. Погода, как и в предыдущие дни была просто прекрасная. Зато стало несколько прохладнее – где-то +5°С.

Через час кое-как встал народ. Я уже согрел кашу и чай.

Взяв камеру и фотоаппарат я вышел на усыпанный камнями распадок реки и, установив штатив, заснял Аккемскую Стену.

Женя, уже традиционно, посвятил утро зашиванию своих ботинок, а мы этим временем значительно пополнили запасы листьев чёрной смородины и веточек брусники для чая. Кроме этого, тут в изобилии росла жимолость. В этом году её урожай был просто невероятный. В прошлом году я её тут даже и не видел.

Мы с Женей успели ещё умыться и ополоснуться по пояс в ледяных водах Аккема. Этот процесс сопровождался неудержимыми охами и завываниями. За то стало как-то бодрее и свежее.

Наевшись ягоды мы в 10:40 вышли в путь.
Пик Восточная Белуха - цель нашей экспедиции.

К обеду мы, наконец, прибыли на Аккемское озеро. По пути, на метеостанции, купили дополнительного продовольствия (крупы и сахар), т.к. мне показалось, что наш дневной рацион посчитан не совсем правильно. Впервые за все мои походы этим вопросом занимался не я, а проверить продовольствие времени так и не нашлось, было множество других хлопот.

Вообще, я заметил, что основной жор в походе одолевает в первые дни. Скорее всего это связано с изменением ритма жизни – своеобразным стрессом. Поэтому на будущее, я думаю, нужно немного увеличить рацион первых трёх-четырёх дней пути. Выгодно брать с собой побольше сала.

В горном походе человек расходует около 5-6 тысяч килокалорий в день. Понятно, что полная компенсация энергозатрат приведёт с значительному увеличению массы рюкзака, что в свою очередь, приведёт к увеличению этих энергозатрат. Выход из этого круга заключается в том, что восстанавливать свои энергозапасы нужно не полностью. Однако существует разумная граница, ниже которой появляется угроза дальнейшей жизнедеятельности организма. Обычно суточный энергодефицит не должен превышать одной трети от энергозатрат. Кроме этого следует иметь ввиду, что с ростом высоты возрастает потребность человека в углеводах (в сахаре), имеющих наиболее быструю энергоотдачу (несколько минут). На высоте 4-5 км эта потребность увеличивается почти вдвое.

Когда мы были на метеостанции я обратил внимание на двух иностранцев, которые жили в соседнем домике.

Мы довольно долго болтали с начальником метеостанции. Я спросил про погоду, но он сказал, что гарантированно о погоде тут можно говорить только на ближайшие три-пять часов, не больше. В целом он сказал, что всё определяется направлением ветра. Если ветер северный, то погода в основном хорошая. Стоит подуть южному ветру, как сразу начинаются дожди. Сейчас ветер был западный. Это значит, что то равновесие, которое мы сейчас наблюдаем – очень зыбкое и всё может быстро измениться.

На озере, на полянке, где обычно стоит много палаток, никого не было. Наши палатки были единственными. Приготовили кашу, наконец-то наелись досыта. Завтра нам выходить на "Томские стоянки".
Аккемская Стена
с Аккемского озера

Поскольку завтра мы выходим в зону вечных снегов, я решил оставить тут на озере закладку с некоторыми вещами. Кое что в высокогорье уже не понадобится, а некоторыми вещами можно и нужно пожертвовать ради уменьшения веса рюкзака. Кроме этого, какой смысл таскать туда-сюда продовольствие на обратный путь.

Мы с Женей сели и тщательно рассчитали продовольствие, необходимое для штурма. Сложили и упаковали его отдельно. Потом отобрали необходимое количество провизии на обратный путь.

Я выложил запасные джинсы, охотничий нож, фотоштатив. Все свои "ненужные" вещи мы упаковали по пакетам и завернули их в большой кусок полиэтиленовый плёнки. Весь этот баул мы отнесли в укромное место и спрятали.

До самого вечера день прошёл в подготовках. К ночи стало совсем холодно, пришлось одеть пуховик. Удивительно, в этом году на Аккемском озере были комары. Немного, но были.

Который раз идя в горы с разными людьми я заметил, что люди по разному держатся в тяжёлых условиях. Некоторые замыкаются, стараясь не разговаривать чтобы не выдать своё измученное состояние. Другие ведут себя открыто и естественно. Согласен, не каждому хочется предстать перед другими "не в форме". Тем более, что тяжёлые, непривычные испытания действительно доводят человека "до грани". Это особенно больно переживать если человек привык жить под маской "фигуры", если он привык строить из себя то, чего на самом деле не представляет (порой он об этом и не знает). Здесь же всё встаёт на свои места. Каждый становится тем, кем он на самом деле и является. В таких условиях человеку бывает трудно понять, что с ним происходит. Тем более, что ты видишь, что окружающие тебя люди тоже изменились.

Главное, что я ценю в людях – это способность оставаться самим собой при любых обстоятельствах. Конечно, сейчас трудно, все устали, голодные и измученные. Но ведь это по-прежнему мы! Что бы с нами не случилось, как бы трудно не было, нужно сохранять способность принимать взвешенные и трезвые решения. Как раз именно сейчас, в пику всем трудностям, нужно быть бодрым в отношениях, приветливым и чаще улыбаться. Порой хорошая, горячая шутка разбивает как стекло все условности и напряжения возникающие в группе. Хорошие шутки в походе это залог здорового микроклимата. В этом отношении мне наиболее близок Серёга. Не смотря на свой достаточно молодой возраст (Серёга первокурсник, самый молодой участник) он достойно переносит все испытания и ведёт себя спокойно и естественно, без напряжений.

Вечером, лёжа в палатке я услышал далёкий крик каких-то странных птиц. Я тут же вспомнил, что этот же самый крик я слышал тут и в прошлом году. Этот крик напоминал мне крик коршунов, и одновременно чем-то напоминал крик чаек. Он был пронзительным, довольно коротким, и в конце имел жалобные нотки. Причём услышать его можно, по-моему, только вечером. Не первый год этот крик для меня становится символом Аккемского озера. Нигде и никогда больше я не слышал крика этих загадочных птиц. Самих птиц мне так не разу и не довелось увидеть.

 


Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999- Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100