Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Чтобы быть в курсе последних событий в мире альпинизма и горного туризма, читайте Новостную ленту на Mountain.RU
Люди и горы > Очерки, дневники - 2001 год >
Пишите в ФОРУМ на Mountain.RU

Читайте на Mountain.RU
Дорога в облака С.Краснопевцев

Автор: Краснопевцев Спартак, г.Новосибирск

 

Белая Гора или Двери в небо
Рассказ о восхождении на пик В. Белуха

Часть 1. Аккемское озеро
Часть 2. Ледопад
Часть 3. "Томские стоянки"
Часть 4. Снежная страна
Часть 5. Штурм
Часть 6. Путь назад
Часть 7. Домой!
Часть 8. Эпилог
"Что же тянет нас в горы? Испытывая тяжелейшие тяготы люди вновь и вновь возвращаются туда. Смысл нашей жизни я вижу в впечатлениях, которые получает человек. Я иду туда, чтобы увидеть мир, природу. И не просто увидеть, а глубоко проникнуться духом природы. Я не ищу риска, я не гонюсь за спортивными регалиями. Просто мне нравятся горы. Я люблю их с детства."

Часть 2. Ледопад

21 июля 2000 г.

Я встал в 6:30. Всё вокруг в инее. Температура чуть ниже нуля. Озеро местами покрылось тонкой плёночкой льда. На полиэтилене, покрывающим наши вещи, тоже местами застыл лёд. От холода при дыхании появляется пар.

Спокойно и тихо. Природа ещё спит. Сейчас хорошо побыть одному. Иногда я люблю, даже ощущаю потребность, побыть одному. Воды Аккема молча струятся где-то под поверхностью озера, оставляя сверху лёгкие, дымчато-голубые буруны.

Аккемское озеро находится между двумя хребтами, и лучи утреннего солнца сюда ещё не проникают. Горы с обеих сторон упираются своими вершинами в чистое, тёмно-синее небо. Тут внизу всё покрывает синий полумрак. И вот, в этом полумраке, в просвет долины открывается вид на ослепительную, сияющую утренним золотом, грандиозную снежную громаду. Это и есть Аккемская стена. Венчающая её Белуха царственно возвышается над тёмными, сонными "придворными" горами. Невольно проникаешься к этой горе глубочайшим уважением. Взгляд ласкает её грациозные склоны, и нет сил оторвать его. Всё окружающее просто меркнет перед мощью и величием этой горы.

Боже! В своём ли я уме, что собираюсь бросить ей вызов. Да кто я перед ней?! Дорожная пыль. "Как смеешь ты, презренный, поднимать свои очи на меня", – слышу я звон в ушах. Нечего мне ответить. И придётся мне словно украдкой подбираться к ней, в надежде, что её величество вовсе не заметит меня. От этого я чувствую стыд и вину перед ней. Как я могу марать своими ногами её священную землю? И сказала Гора: "Будет тебе испытание". Если бы я был только один. Я прошёл бы всё! Я знаю. Но ведь за мной идут люди. Я ответственен перед ними. Какой тут выход? Нужно надеяться только на своё благоразумие. Тут уже нет места эмоциям. Нужно забыть про всё остальное и остаться один на один с этим испытанием. Ничто не должно беспокоить твой дух, сознание должно быть чистым и спокойным.

Сейчас мы ещё тут, на земле, где нас окружает Жизнь, но сегодня мы выходим туда – в высокогорье. Это уже будет совсем другой мир. Снег, камни, холод, звенящая тишина и никакой жизни. Тот мир несовместим с жизнью. Это всё равно, что попасть на Луну.

Я согрел предусмотрительно сваренную девчонками вчера кашу и заварил чай. В 7:30 начинаю поднимать остальных. Ох и трудное это занятие!

Мы собрались и в 8:45 вышли в путь.

Через полчаса ходу по ровной натоптанной тропе мы подошли к переправе через Аккем. Чтобы не мочить ботинки, мы переобулись в кроссовки. Я отвязал от нижней части рюкзака контейнер с пуховкой и перекрепил его на верх, чтобы не замочило. Переправа далась мне сравнительно легко. Я вспоминаю, как я переправлялся тут в прошлом году. Тогда это был просто кошмар – ноги сильно замёрзли. Сейчас я, видимо, уже привык.

Дальше наш путь лежал вверх по старой морене. Тропа то и дело терялась среди огромных камней. Пройдя верхнее Аккемское озеро мы шли уже, ориентируясь по маленьким турикам, составленным на приличном расстоянии друг от друга и обозначающим тропу. Тур – это сооружение пирамидальной или конической формы, составленное из камней. Обычно туры выстраивают на перевалах или вершинах, дабы отметить хоть как-то, что это место особенное. В данном случае эти турики представляли собой от одного до четырёх небольших камней, сложенных в кучку или друг на друга. Обычно эти турики выкладываются на больших валунах, мимо которых проходит невидимая тропа. Саму тропу на камнях не увидеть, а по турикам, как по маячкам можно сориентироваться куда идти. Хотя, по большому счёту, нет никакой разницы где именно ты пойдёшь. Морена очень большая и широкая, и главное тут просто двигаться. Где – это уже не так важно. Везде примерно одинаково.

Мы поднялись довольно высоко над Аккемом. Извиваясь белой лентой он шумел далеко внизу, справа по ходу. Крутизна моренного склона вдоль которого мы двигались, постепенно увеличивалась и теперь составляла чуть ли не 45°.

Что такое морена? Морена – это след, оставленный древним ледником. Когда-то, сотни тысяч лет назад, тут всё было покрыто ледником, и судя по всему его язык простирался почти до Аккемского озера, а ещё раньше даже ниже нынешней метеостанции. Ледник этот медленно двигался, тая в конце. На своей поверхности он "тащил" множество камней, упавших на него в результате камнепадов и лавин. Со временем этот "транспортёр" образовывал в конце языка огромные выносы каменных глыб. Поскольку равновесия обычно не бывает, и ледник либо растёт, либо сокращается, за тысячи лет он оставляет после себя своеобразные каменные дороги, называемые моренами. Аккемское озеро, кстати, образовано запрудой, которое представляет собой очень древнюю морену, на которой уже появилась почва.

Чуть после полудня мы наконец дошли до ледника. В два часа дня, как только вышли на лёд, решили перекусить. Остановились минут на тридцать.

Мы вышли на Аккемский ледник

Вот и первый лёд под ногами за это лето. Для тех, кто в высокогорье впервые – это событие.

Тут я заметил, что по курумнику вдоль ледника, параллельно нам движутся два человека и, вроде бы, с ними даже две собаки. Я подумал, уж коли они с собаками, то это, видимо, спасатели с КСП МЧС (Контрольно-Спасательный Пункт Министерства по Чрезвычайным Ситуациям). Поскольку впереди нам предстояло проходить неприятный ледопад, я решил встретиться с ними и может быть даже вместе пройти его. В крайнем случае, нужно хотя бы узнать, как он в этом году проходится.

Я оторвался вперёд от своих и направился к этим двум фигурам. Они были довольно далеко и на фоне курумника видны только при движении, в виде маленьких точек. Судя по всему, они как раз собрались выходить на ледник. Через некоторое время они встали на привал на леднике, и я наконец догнал их.

Оказалось, что это были два иностранца. Один из Праги (Чехословакия), а другой из Вены (Австрия). Первого звали Петер (Petr Luksan), он немного говорил по-русски. Второго звали Матиас (Matthias Mahr), и он по-русски вообще не говорил.

Аккемская Стена с Аккемского ледника

Петер сказал, что две собаки увязались с ними где-то на аккемской тропе, ещё до метеостанции. Они никак не могли от них избавиться. Эти собаки так и пошли с ними на ледник. Чем кормить их, они не знают. Надо же, как они теперь будут таскаться в горах с этими собаками? Но меня в первую очередь интересовало другое. Я спросил, как они собираются проходить ледопад. Петер сказал, что ещё не знает. Я объяснил, что в прошлом году тропа проходила по левой части ледопада, и часть его проходилась по курумнику (тоже что-то типа морены, только камни значительно меньше). В этом году внешний вид ледопада довольно сильно изменился, и как он проходится нынче, я не знаю. Я предложил им не отрываться сильно от нас, чтобы пройти ледопад вместе. Они согласились.

Две собаки шли с нами по леднику

Тут подошла вся моя группа. Пока они отдыхали, иностранцы уже собрались и пошли дальше. Через несколько минут я заметил, что со стороны ледопада к нам навстречу движется группа людей. Сейчас они как раз встретились с нашими иностранцами. Некоторое время они разговаривали. Потом я заметил, что они расходятся, а Петер с Матиасом несколько раз махнули руками на собак, как бы отгоняя их. Две группы расходились, и собаки остались сидеть посередине. Когда расстояние между группами достигло метров тридцати, собаки встали и вновь поплелись за нашими иностранцами.

Вот и мы теперь встретили эту группу с ледопада. Оказалось, что это туристы, которые налегке ходили на "Томские стоянки", сейчас они возвращаются обратно. Мы встречали их утром, когда они обогнали нас по пути вперёд. Я расспросил их главного, как проходить ледопад. Он подробно рассказал мне. Я спросил, не рассказывал ли он это тем двум иностранцам. Тот ответил, что рассказал. Ну ладно, будем надеяться, что они не забурятся в ледопад, и нам не придётся их спасать, ведь они уже метров на двести убежали вперёд нас.

Ледопадом называется такое место на леднике, где он претерпевает заметный излом (падение). Дело в том, что ледник медленно движется. Путь его не всегда ровный, попадаются и крутые "обрывы". На таких обрывах толща льда лопается, распадаясь на пласты, которые проседают вниз, уродливо разламываясь. Образуются громадные трещины. Гигантские глыбы льда, скопившиеся внизу, постепенно сдавливаются напирающими массами ледника. В результате, из него выдавливаются некоторые пласты, образуя ту невероятную картину, которую мы сейчас видим.

Подходя к ледопаду, я придерживался данных мне рекомендаций. Первое время мы поднимались по широкой каменистой "тропинке" – курумнику посреди ледника, который уходил куда-то наверх и терялся там. Как только мы достигли высокого белого ледяного выступа слева, мы сразу же повернули к нему.

Тут мы с трудом, но всё-таки нашли лазейку между зияющими трещинами и вышли, наконец, с ледника на курумник. Чтобы сделать это, мы разгрузили девчонок, перетаскали свои и их рюкзаки и затем перевели их самих через лабиринты глубоких трещин. Прохождение этого участка (около 40 метров) отняло у нас около сорока минут. Тут я услышал откуда-то с верхней части ледопада далёкий крик. Я оглянулся, замер и стал внимательно всматриваться в ту сторону. Ничего так и не увидел. Крик не повторился. Потом я ещё слышал что-то вроде поскуливания собаки. Я опять долго и внимательно всматривался в безжизненные трещины, но ничего так и не увидел. Тогда я забрался на высокий камень, но и отсюда ничего нового не открылось. Что бы это могло быть?

Серёжка налегке забрался вперёд выше нас всех и крикнул мне, что видел впереди, метрах в трёхстах, две фигуры. Как он сказал, они были почти в самом эпицентре ледопада. Они кричали и махали руками. Это были иностранцы. Похоже, их нужно спасать. Я решил, что мы сейчас поднимемся до уровня ледника и с ровной его части, сверху, попытаемся выйти к иностранцам.

Мы начали подниматься вдоль ледника по курумнику. Подъём занял минут тридцать-сорок. Когда мы подходили к леднику, иностранцы уже сами выбрались из ледопада и шли по центральной части ледника. Видимо они даже не представляют, где находятся "Томские стоянки", им нужно забирать круто влево.

Впереди "Томские Стоянки"

Наконец, в 19:45, мы прибыли в этот домик, обшитый дюралевыми листами. Это и есть "Томские стоянки". Наконец-то я снял свой рюкзак. Петер и Матиас уже были здесь. Они только что подошли. Одна из собак стояла и почти человеческими глазами смотрела на меня. Я подошёл к ней и начал гладить и ласкать её.

"Томские стоянки" представляют собой обшитый алюминиевыми листами дощатый домик с плоской крышей и двумя маленькими окошками и одной дверью. Сразу же после входной двери, у входа начинается небольшой коридорчик, заканчивающийся брезентовой шторой. Отведя штору, вхожу в помещение. Посредине, вдоль комнаты, расположен длинный кухонный стол, с обеих сторон которого установлены нары. В общей сложности, тут смогут разместиться около 10-12 человек. Коридорчик, пристроенный от входной двери, образует две своеобразные ниши с обеих сторон. В одной нише свалено всякое альпинистское барахло: каски, старые крючья, детали от кошек, айсбайли, части от примусов, обрывки верёвок и куски брезента. С другой стороны установлен большой баллон с пропаном и раскладная газовая плита – что-то вроде кухни. Небольшие окна расположены на двух смежных стенах, обращённых к солнечным сторонам. Через них открывается Белуха и нижняя часть Аккемского ледника. Под одним из окошек, над столом, упиравшимся в стену надпись карандашом – "Ребята, постарайтесь не погибнуть".

Домик стоит на вершине морены, оставленной тут ледником. Сам ледник находится неподалёку, метрах в пятидесяти и в народе имеет название "Арбуз". Нужно увидеть его, чтобы сразу понять, насколько точно это название отражает его внешность. Дело в том, что поверхность ледника, как это часто бывает, покрыта продольными чередующимися тёмными и белыми, широкими полосами. Ледник заканчивается, постепенно закругляясь выпуклой горкой (лбом). В самом низу его поверхность почти отвесным склоном упирается в камни. Если стоять под ледником или у домика, то ледник выглядит, как верхняя часть огромного арбуза. Полосы уходят куда-то наверх, и, кажется, собираются там в одной точке, где должен быть хвостик. На самом же деле, если посмотреть со стороны или сверху, видно, что эти полосы продолжают уходить всё выше и выше по леднику. Настоящее же название этого ледника – ледник Титова. Строго говоря он является ответвлением Аккемского ледника и имеет с ним даже устойчивую ледниковую перемычку.

Тут ко мне подошёл Петер. Он рассказал леденящую душу историю о том, как одна из собак провалилась в трещину и как Петер спускался по верёвке вниз, пытаясь достать её. К сожалению, трещина сужалась очень медленно, и Петер не смог дальше спуститься к собаке. Кроме этого, трещина оказалась не ровной, а как бы в форме волны, поэтому за этой волной собака была не видна. Как Петер не пытался опускать вниз верёвочную петлю, вытащить собаку так и не удалось. Пришлось оставить её погибать там. Страшная ситуация – осознавать, что живая душа обречена на смерть, и бессильно стоять рядом не в состоянии чем-либо помочь. Такое нелегко перенести. А собака всё тявкала и скулила. Именно этот звук донёс до меня ветер, когда я был на ледопаде. В какой-то момент Петер и Матиас поняли, что забрались куда-то не туда. Они начали кричать и звать нас, чтобы понять куда идти. В конце концов, через некоторое время они выбрались из этого страшного лабиринта и в конечном итоге вышли на "Томские стоянки". Оставшаяся в живых собака была с ними.

На стоянках мы встретили трёх человек из Татарстана – одного мужчину и двух женщин. Завтра утром они собирались идти обратно на озеро. Мы разговорились. Я рассказал про случай с собакой. Решили, что они завтра заберут оставшуюся собаку с собой. Иначе она тут может просто сдохнуть. Тут холодно, да и с едой тяжеловато.

Кстати этого мужчину, его зовут Марат, он из Уфы, мы встречаем тут уже второй год. В прошлом году он был проводником одного 66-летнего голландского альпиниста, с которым мы разговаривали в прошлом году на ледопаде по пути на "Томские стоянки".

Мы с Петером заговорили о дальнейших планах. Они с Матиасом собирались завтра пойти дальше к Белухе. Когда мы начали говорить о деталях, выяснилось, что у них даже карты с собой не было. Я подарил им свою карту (у меня было ещё две запасных). Мы сошлись в мнении, что выгоднее было бы выйти наверх вместе. У меня на завтра вообще-то была запланирована днёвка (т.е. целый день отдыха), хотя лично я готов был выйти дальше хоть сегодня. Серёга тоже был готов. Только Женя сказал, что он завтра выйти точно никуда не сможет из-за усталости. Петер сказал, что, в принципе, они могли бы подождать один день, чтобы выйти всем вместе, но существуют две проблемы. Первая: им 28 июля нужно быть в Тюнгуре, т.к. на 30-е июля куплены билеты на самолёт из Барнаула. Я бегло прикинул и понял, что пока никаких причин для опасений опоздать нет. Вторая проблема – это проблема продовольствия. Тут я сказал, что, в крайнем случае, мы им поможем и накормим. В итоге, посовещавшись с Матиасом, Петер предварительно согласился выйти с нами послезавтра.

После хорошего ужина мы не стали долго вошкаться и завалились спать. Всё-таки день был насыщенный, мы достаточно устали. Перед сном я вышел на улицу и покормил бедную собаку остатками гречневой каши с мясом. Она устроилась в укромном месте под громадным камнем.

Ночью Матиас почувствовал себя плохо. Он выходил на улицу, и его рвало. Утром Петер сказал мне, что скорее всего это у него было на нервной почве из-за случая с собакой.

 


Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999- Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100