Люди и горы > Очерки, дневники - 2001 год >

Рассказ о восхождении на пик В. Белуха

Часть 1. Аккемское озеро
Часть 2. Ледопад
Часть 3. "Томские стоянки"
Часть 4. Снежная страна
Часть 5. Штурм
Часть 6. Путь назад
Часть 7. Домой!
Часть 8. Эпилог
"Что же тянет нас в горы? Испытывая тяжелейшие тяготы люди вновь и вновь возвращаются туда. Смысл нашей жизни я вижу в впечатлениях, которые получает человек. Я иду туда, чтобы увидеть мир, природу. И не просто увидеть, а глубоко проникнуться духом природы. Я не ищу риска, я не гонюсь за спортивными регалиями. Просто мне нравятся горы. Я люблю их с детства."

26 июля 2000 г.

Утром со стороны Аккемского озера пришли облака и зависли у подножия Короны Алтая. Картина очень живописная.
Холодное утро. Собирались долго. Вышли в путь только в половине двенадцатого. Шлось легко. На озеро прибыли после пяти. Немного задержались на переправе через Аккем.

Вот мы и на озере. Поляна по-прежнему пустая, наша палатка была единственной.
Достали нашу закладку. Там было продовольствие на обратный путь и наши вещи.
Белуха весь день была скрыта в шапке рыхлых облаков. Поздно вечером начал накрапывать дождь.

27 июля 2000 г.

Я встал в семь часов. Дождя нет. Согрел кашу, заварил чай. В 7:30 поднял всех. В 9:00 вышли.

Постепенно погода начала налаживаться. Белуха по-прежнему в облаках. Они клочками так и облепили её. В стороне Катуни, напротив – прояснение.

Ближе к пяти были на стоянке "У камня", где мы ночевали по пути вперёд. Это почти напротив ущелья Араскан.

28 июля 2000 г.

Продолжаем путь вниз по Аккему. К обеду поднялись к избушке на склоне перевала Кузуяк. Обедаем и продолжаем путь дальше. В 16:40 мы на перевале. В 19:10 подошли к реке Кучерле. К восьми встали лагерем у дороги, напротив базы "Высотник".

Я зашёл на базу узнать что-нибудь на счёт транспорта в город. Встретил одну девушку, туристку. Её звали Аня, она из Москвы. Она сказала, что завтра утром они на микроавтобусе выезжают в Новосибирск. Правда микроавтобус идёт не до самого Новосибирска, а только до Манжерока. Там их должны ждать на легковушке. Пока мы об этом разговаривали меня вдруг кто-то окликнул. Как я обрадовался, когда увидел Петера. Он с распростёртыми руками подошёл ко мне.

Мы обнялись и он сразу же спросил: "Ну что, дошли до вершины?". Я рассказал ему всю нашу историю. Сказал, что отморозил ноги. Он сразу спросил "Пальцы чёрные?". Я ответил, что нет. Он сказал "Слава Богу, это пройдёт через месяц-два". Он внимательно выслушал мой рассказ и сказал, что мы правильно поступили, что не стали ломиться на вершину, и повернули назад. Рядом стоял ещё водитель Борис, бывший альпинист. Он тоже сказал, что это было единственно правильным решением.

Петер же с Матиасом завтра утром уезжают в Барнаул. Послезавтра у них самолёт на Москву. Борис повезёт их на УАЗике.

Петер похлопал меня по плечу и предложил попить вместе пива и попариться в бане. Я сказал, что у нас не хватит денег на баню – 400 рублей в час. Он сказал, что приглашает меня и моих друзей за свой счёт. Трудно было отказаться от такого заманчивого предложения. Договорились встретиться на веранде в половине одиннадцатого вечера. Я пошёл к своим.

Женька с девчонками отказались от бани, чем удивили меня. Мы с Серёгой взяли пакеты с банными принадлежностями и пошли на базу.

На веранде мы встретили Матиаса. Он сидел за столом и читал книгу. Увидев нас он очень обрадовался.

Я спросил на английском где Петер. В ответ Матиас на чистейшем русском ответил: "Петер в бане" и расплылся в улыбке. Я просто остолбенел. Не в силах сдержаться мы взорвались смехом. Здорово Матиас осваивает русский! Я бы сказал, у него способности. Молодец!

Вскоре пришёл Петер, он только что откупил баню на час. У нас оставалось ещё время и мы сели за большой стол на веранде, на свежем воздухе. Пили пиво. Тут же сидела весёлая компания иностранцев (швейцарцев и голландцев). Кто-то принёс бутылку водки и они пригласили нас присоединиться к ним. После водочки стало совсем хорошо.

Наконец можно расслабиться, экспедиция позади.

Играла музыка. Иностранцы громко веселились. Просто не верилось, что это происходит с нами. Мы с Серёгой делились впечатлениями. Матиас угощал нас печеньем. Петер совсем развеселился. Девушки-проводники с базы красиво танцевали на веранде какой-то мексиканский танец. Петер порядком захмелел. Мы с Серёгой – ни в одном глазу. Вот уже и в баню пора идти.

Попарились мы славно. Помню как выскочил на улицу, завернувшись полотенцем. Раскинув руки потянулся и взглянул на небо. А небо всё сплошь усыпано звёздами. Какая свежесть! Здесь спокойно и тихо. Отсветы огней с веранды слегка освещали деревья. Оттуда доносилась музыка и звуки веселья. А я всё смотрел на небо и не мог поверить, что это не сон. Это был настоящий подарок после нашего путешествия. Ещё вчера утром мы были на Аккемском озере, а теперь я стою тут, под звёздным небом, слушаю приятную музыку, в бане меня ждёт пиво и хороший, берёзовый веник. Мне легко, я сейчас полечу.

В бане я, кстати, хорошо пропарил свои отмороженные ноги, похлестал их веником. Заодно похлестал и Петера. Пусть знает, что такое русская баня.

После бани мы опять пошли на веранду. Народ всё веселился. Судя по всему, кто-то ещё принёс водки. Постепенно Петер стал совсем хорошим. Время было уже третий час ночи. Мы с Серёгой решили закругляться. Попрощались с Петером и Матиасом и пошли спать.

29 июля 2000 г.

Встали шесть утра. Погода была отличная. Только ещё сильный туман. Быстро собрались.

Вчера я договорился с Петером, что на их УАЗике поедут Женя и Наташка с Маринкой. Больше там мест нет. Мы с Серёгой принялись искать другой транспорт. Тут я встретил вчерашнюю девушку (Аню). Она спросила про мои успехи в поисках транспорта. Я рассказал. Она сказала, что сейчас отъезжает их микроавтобус "Mercedes" и порекомендовала поговорить с водителем. Я нашёл водителя. Он был не против взять нас. Мы загрузили свои рюкзаки и вскоре уже переезжали Тюнгурский мост сидя в комфортабельных креслах.

Над Катунью опять туман. Всегда, когда я уезжаю отсюда, я прощаюсь с этими местами, и всегда меня провожает туман. Нежным одеялом он покрывает эту удивительную землю. Это тот же самый туман, который встретил нас, когда мы начинали наше путешествие. Это тот же самый туман, который так и не дал нам зайти на вершину, хотя она была уже так близко.

День пролетел быстро. Но до Манжерока мы так и не доехали. Сначала прокололи колесо (напротив села Ело). Насоса у водителя не было. Чтобы накачать запаску он сбегал в деревню за насосом.

У нас было время и мы разбрелись вокруг автобуса. Мы разговорились с Аней об Алтае. Она тут впервые. Даже не ожидала, что он произведёт на неё такое впечатление. Я узнал, что её интересуют тут не только красоты природы. Она интересуется целебными растениями. Насколько я понял, она настоящий специалист по травам.

Поставили запаску. На Семинском перевале у нас отвалилась выхлопная труба с глушителем. А сразу же после Семинского моста, напротив базы "Царская охота" (база Михаила Евдокимова), обнаружился прокол другого колеса. Алтай нас не отпускал.

Запаски больше нет. Простояли около часа, пока мы с Серёгой не поймали автобус на Горно-Алтайск.

К сожалению, на Новосибирский поезд из Бийска мы уже не успевали. Пришлось нам остановиться в Горно-Алтайске. Переночевать решили у одного знакомого моих родителей – Геннадия Михайличенко.

Вахтёрша сказала, что Гена должен вскоре придти с дачи. Мы с Серёгой принесли рюкзаки и поставили их у закрытой двери бокса в котором живёт Гена. Пока ещё не очень поздно решили сходить в магазин и купить молока и чего-нибудь поесть.

Приходим – Гена уже пришёл. Дверь приоткрыта и рюкзаков нет. Заходим, поздоровались. Гена сказал, что еле-еле затащил наши рюкзаки. Ему было очень интересно, сколько они весят. С каким грузом люди ходят в горы? Мне, честно говоря, тоже было интересно. Он принёс напольные весы. Оказалось, что мой рюкзак весит ровно 50 килограммов. Нифига себе! Честно говоря, такого я не ожидал. Думал, ну где-нибудь 40-45 килограммов.

Гена накормил нас мясным борщом. Серёга уже лёг спать, а мы с Геной ещё долго разговаривали.

30 июля 2000 г.

Утром мы с Серёгой сходили и купили билеты на автобус до Бийска. Прогулялись по городу. Ближе к полудню взяли свои рюкзаки и пошли на автовокзал.

В Бийск прибыли к обеду. Билетов на поезд "Бийск-Новосибирск" уже не было.

Я сходил на автовокзал. Билеты на ближайшие автобусные рейсы на завтрашнее утро были уже распроданы. Я подумал, что может быть мы тут встретим Женю с девчонками. Вчера они должны были приехать сюда только вечером, перед самым поездом. Может быть им тоже не хватило билетов. Но пройдясь по вокзалу и по автовокзалу я их так и не встретил. Похоже действительно – Алтай нас не отпускает. Я сходил до переговорного пункта и позвонил домой. Рассказал про нашу ситуацию.

За час до отправления оказалось, что есть свободные билеты до Барнаула на поезд "Бийск-Новосибирск". До Новосибирска же билетов так и не было. Это были единственные билеты, которые можно было купить сегодня в Бийске в северном направлении. Немного посовещавшись мы решили поехать.

Уже в поезде мы договорились с проводниками в соседнем вагоне, и за стольник они разрешили нам доехать до Новосибирска на рюкзаках.

31 июля 2000 г.

Рано утром мы прибыли в Новосибирск. Вот так и закончилось наше путешествие.

Ниже привожу ту самую карту, по которой мы ориентировались в этой экспедиции.