Автор: Белоусов Владимир, г.Москва

Владимира Белоусова:
Велопробег по стенам Крыма
Просто хочется в горы...
И все же, мечты сбываются...

Собираясь сходить зимой на пик Вольная Испания по маршруту Кизеля (5Б), мы в тайне рассчитывали, что все таки каким-то чудом там опять появился лед, и как в славные времена оного Кизеля – стену можно будет пролезть на фифах без напрягов. Спасатели из “Шхельдинского ПСО” нас не обнадежили. …взглянув на стену с вершины пика Гермогенова мы поняли – халявы не будет!

Наш путь на вершину растянулся на 2 года. Зимой 2000-года мы немного в другом составе хотели сходить маршрут Осипова по Северному склону Восточного гребня. Плохая погода и неподготовленность к длительным зимним мероприятиям помешали тогда даже начать маршрут.

В этом году состав подобрался почти тот же. С заменой одного участника. По-прежнему нас трое. Только в этот раз мы не совсем одиноки. В меру своих сил и возможностей помогают друзья.

День первый (9 февраля)

Вместе подходим на плато ледника Кашкаташ. Груза много, если считать на троих. А на 11 человек это как за хлебом в булочную сходить. Если в 2000-ом мы выползали на плато 10 часов, то на этот раз – всего 5 часов. Выигранное время тратим на рытье пещеры. Пещера добротная. Стоять можно почти во весь рост. Копало 11 человек. Жило в ней трое. Мы все сокрушались, что мячик баскетбольный с собой не захватили, а то бы сыграли внутри парочку другую партий, пока на улице пуржит. Продуктов и газа на неделю на случай плохой погоды. Ужасно не хотелось снова потерпеть неудачу.

День второй (10 февраля)

Подъем в 3.30. Пещеру завалило снегом. Черт… На улице снегопад и ветер. Откапываемся и дальше спать. Ну, вот блин… Погода называется хорошая. Валяемся до 12 часов. Выглянули наружу – ясное небо. Решаем провесить две веревки (их всего у нас две) по льду. Пообедали (точнее позавтракали) и пошли под гору. Сейчас наверно нужно сказать пару слов о том, кто есть кто. Так сказать, ху из ху.

• Новиков Александр, руководитель нашего мероприятия (которое, кстати, не ограничивалось только Вольной Испанией),
  • Белоусов Владимир, снаряженец (это типа я),
  • Добринский Павел, врач, завхоз и фотограф.

По существующему у нас негласному разделению труда, Паша лезет лед. Ему и инструменты в руки. А мы с Сашей, вооружившись жумарами, спешим за ним. Две веревки 50-градусного льда. Последняя станция в 10 метрах от входа в скальный желоб. Точнее их там три, и расходятся они все из одного места. Просьба это место не отождествлять ни с чем другим.

День прожит не зря. С этой мыслью валимся спать, выпив чайку с перцовкой для пущего спокойствия и расслабления.

День третий (11 февраля)

Подъем традиционно в 3.30. Погода, тьфу-тьфу-тьфу, на этот раз очень даже. И завалило выход не так сильно, как вчера. Это наверно знак. Нужно выстреливать наверх.

В 6.00 выходим. В 7.30 пройдя по перилам лед, начинаю движение по скальному желобу. Льда нет. Но снегом все завалено основательно. Приходится расчищать ближайший метр стряхивая все себе за шиворот. Метров через 15 решаю куда-нибудь с него свалить. Вправо… Ни фига. Ну, тогда влево. Налево, как и следовало ожидать, получилось. Тут вроде немного желобок попроще, да и поположе. Станция на дерьме. Скалы размороженные. Много живья. Крюк вбиваешь, он звенит, звенит, а потом с тупым звуком падает в трещину, которая стала раза в три шире. Отстой. Крючьев старых тоже не видать. Видимо это место все в идеале по льду ходилось. Через веревку наконец-то вижу следы пребывания человека. Крючья, шлямбура, даже оттяжка маятниковая. Дальше вроде всё проще. По крючьям ИТО. Четвертую веревку полез Саша, а я пристроился в конце ручку дергать с рюкзачком. Через пару веревок встретился участок метров 30 - лёд. Паша не упустил момента и испоганил его своим гривелем. Монстры ***. Тут и темнеть начало. Время ближе к 7-ми. Саша торопится. Пробегает веревка за веревкой. Точек даже наверно не кладет. Стемнело. Последние 4-ре веревки лезли с фонарями. Зрелище интересное. Задираешь голову вверх, а там где-то на перегибе маленький светлячок прыгает. То появится, то исчезнет, то опять появится. Потом слышишь – “Самостраховка, перила готовы!!!”. Щелк жумаром. За ручку взялся покрепче и фить... И так, смотришь, уже на станции. И все сначала. Веревка ползет вверх. Неблагодарный Шурик непонятно за какие грехи забрасывает меня и Пашу комьями снега… Постоишь, постоишь на станции и понимаешь – зима ведь, не май месяц.

Вылезли на предвершинную башню в 20:00 – там по описанию прекрасное место для ночевки под палатку. Юмор писавших описание мы оценили и поставили палатку, точнее ее часть на разровненном снежном гребешке. Летом тут и вправду наверно площадка. Спальников мы не взяли. Я, говорят, ночью даже храпел. Хотя ноги подмерзали иногда.

День четвертый (12 февраля)

Встали чуть свет. Спуск начали не раньше 9-ти. Снегопад. Видимость плохая. Вершина кстати, всем вершинам вершина. 3 дюльфера. Дальше “корыто”. Снега много. Страшновато. Да еще и не видно куда идти. Точнее плыть. Все на ощупь. Я еще столько снега за раз не видал.

К вечеру спустились в “Джантуган”.

P.S.
Сборы в Адыл-Су. С нами приехали новички, разрядники. Совместно с ними мы совершали восхождения на г. Курмычи (1Б), п. Гермогенова (3Б), г. Чегеткара (2Б). Всем им спасибо за помощь в подготовке к нашему восхождению. Без них нам пришлось бы туго.