Автор: Сергин Константин, г. Москва

Отчет
о лыжном туристском походе 4 к.с., совершенном командой Спортивного клуба МГУ на Приполярном Урале, март-апрель 2005г.

Оглавление:

• Справочные сведения о путешествии
  • Состав группы
  • Общая идея похода и подготовка к путешествию
  • Варианты подъезда и отъезда
  • Аварийные выходы с маршрута и запасные варианты
  • Изменения маршрута и их причины
  • Характеристика района путешествия
  • Техническое описание
  • График движения
  • Итоги, выводы, рекомендации
  • Приложения: снаряжение, ремнабор, аптечка и т.п.
  • Техническое описание

Список принятых в тексте сокращений
    г. – гора в. – вершина пер. – перевал р. - река, ручей чхв - чистое ходовое время ГЗЛ - граница зоны леса пхд - по ходу движения оз. – озеро м/н - место ночевки ГТЛ- глубина тропления лыжни, град. - градусов.

25.03.2005 г. День 1. О.п. 1952 км (Кожим-Рудник) -старый кожимский тракт - р. Сывью - руч. Ошъель около урочища Бараки Обеиз.

В 10-20 выгрузились из рабочего поезда Печора-Инта на остановочном пункте 1952 км.

Фото 1
    Здесь на северо-запад отходит от основного пути ветка к поселку Кожим-Рудник. Недалеко, у путей стоит что-то, похожее на телеретраслятор. Одеваем лыжи, фотографируемся у таблички "1952" (Фото-1) и идем на С-В вдоль ж/д по дороге, по следу от снегохода "Буран".

Фото 2
    Через метров 700 дорога плавно поворачивает направо, и мы выходим на кожимский тракт. (Фото-2) Он широкий и прямой как стрела, взбирается на увалы и сползает с них. Идет перпендикулярно ж/д на Ю-В. В 10-45 делаем привал - надо снять лишнюю одежду. Жарко, несмотря на ветер с юга, особенно неприятный на открытых местах.

Фото 3
    Вокруг болотистая местность с невысокими сосенками, елками, березками и кустами. Поляны разной величины. Через пару км. прошли под ЛЭП с железными опорами. Впереди видна горка. Подошли ближе - это лесистый холм с выходами бараньих лбов. Дорога огибает его слева и начинает петлять между моренных холмов, с горки на горку. (Фото-3) Потом спуск к безымянному ручью. Там какие-то трубы, мост-не мост: непонятно под снегом. Дорога за ним берет чуть правее по ходу и затем, через 300 м заворачивает еще направо. Обедаем.

Фото 4
    Дорога через 500 м плавно заворачивает налево. Здесь пересечение с другой дорогой и стоит знак "Нац. Парк Югыд-Ва". Затем затяжной спуск. Заворачиваем вдоль склона совсем к югу, а через 300 м спуск к р. Сывью. (Фото-4) Здесь лес уже более приличный и ветер не донимает.

Фото 5
    В 100 м за рекой, слева от дороги торчат две скалы как зубы дракона. Здесь был отворот буранки влево. Мы же идем по-прежнему по тракту, который ни с чем не спутаешь. (Фото-5) Впереди большой холм - это урочище Бараки Обеиз. На карте видно, что дорога поднимается за ним на хр. Обеиз к старому руднику или штольням. Перед холмом дорога разветвляется, обходя его с двух сторон и снова смыкаясь на востоке. Мы пошли по левой колее, куда повернула буранка. Через километр свернули с дороги в лес и разбили лагерь на полянке, в 300 м. от дороги. Дров полно - ель. Вечером, уже в темноте, слышали, как проехали 2-3 снегохода.

ЧХВ за день – 6 ч.

Где-то на юге светит сквозь тучи луна. Мороз мал по местным меркам -8град. Все это создает удивительную атмосферу легкой, почти поэтической ночи. Чай и гречка идут на ура после первого ходового дня. А что ждет завтра – то завтра. Сейчас тепло и весело.

26.03.2005 г. День 2. Старый кожимский тракт - хр. Обеиз - р. Пальникшор - хр. Малдыиз - р. Дурная Ель

Фото 6
    Подъем дежурных – 5-00 . Уже давно рассвело. Температура около 17 град мороза. Небо ясное. Вышли в 7-00. Прошли около 1 км по вчерашней буранке вверх на хр. Обеиз. Тракт и здесь представляет собой широкую дорогу среди хорошего, елового леса. (Фото-6) Снег искрится под солнцем. Без темных очков было бы плохо. Пологий спуск с хребта в долину р. Пальникшор. Через реку перекинут узкий мостик, полынья рядом. Снова подъем, теперь уже на хр. Малдыиз.

Фото 7
    Спускаемся в дол. р. Дурная Ель. После первой ступени спуска что-то вроде котловинки. Поднимаемся около 100 м и снова спускаемся. (Фото-7)

Фото 8
    Дорога делает петлю вправо, к югу, огибая долинку ручья, потом снова поворачивает налево, взбирается на гряду и спускается к р. Дурная Ель. Переходим ее по льду и делаем привал. (Фото-8) В это время разведка показала, что от тракта нет ответвлений или лыжней по правому борту долины.

Фото 9
    Тогда выходим на реку и тропим вверх по течению. (Фото-9) Снег неглубокий, ГТЛ до 30 см. Встречаются промоины, которые осторожно обходим стороной. Подозрительные места тоже обходим. Через 2.5 перехода по 45 мин встречаем слегка занесенную лыжню. Идти стало легче. Примерно на траверзе г. Малды встаем на ночь на острове. Дров много, вода рядом в полынье.

ЧХВ за день - 6-50.

27.03.2005 г. День 3. р. Дурная Ель - ГЗЛ под пер. Каменистый.

Подъем в 4-30. Температура около 35 град. мороза. Дежурные с трудом смогли обуться, ботинки и бахилы за ночь задубели. Но, после того как растопили печку, стало тепло и уютно.

Фото 10
    С восходом солнца потеплело, а к выходу в 7 ч. уже стало всего минус 15 град.

Фото 11
    Продолжаем подниматься по р. Дурная Ель. Широкую, лесистую долину с 2-х сторон ограничивают хребты. С запада - хр. Малдыиз, (Фото-10) а с востока - хр. Западные Саледы. (Фото-11)

Путь наш лежит по руслам реки, которых чем выше, тем больше. Иногда приходится обходить открытую воду по берегу, но в лесу глубокий снег и стараемся скорее вернуться в русло. Мы так и не смогли разглядеть дорогу, нарисованную на сыктывкарской двухкилометровке, и выводящей под пер. Каменистый.

Фото 12
    Около 11 утра стали заворачивать на восток, вслед за руслом огибая пологий, но ясно читаемый лесистый холм по центру долины. Впереди и слева по ходу, в хребте удалось разглядеть г. Дурная и, слева от нее, провал с перевалом Каменистый. (Фото-12)

Фото 13
    Лес здесь намного хуже, чем раньше, ель заменяется "дурной елью" - лиственницей и вообще много полян, где летом, наверно, болото. Береговые терраски, холмы, старые русла - движение замедляется. (Фото-13) Мы огибаем холм и оказываемся на неровном, обширном поле с кустами кое-где, которое вытянулось между склоном хр. Зап. Саледы и вышеупомянутым холмом. Холм обрывается в речку довольно крутым, но невысоким обрывчиком. В полынье набрали воды попить.

Движемся в направлении хорошо видимого перевала Каменистый, т.е. на Ю-В. Входим в лес и начинаем плавно набирать высоту среди моренных или речных гряд-холмов. Тропежка не глубокая, до 30, изредка 40 см. В полдень выходим на поляну, вытянутую метров на 700. Рядом с промоиной с водой обедаем. Снег здесь плотный - можно ходить, проваливаясь всего по колено. Глубина же снега до земли больше 1.5 метров.

Фото 14
    Вышли дальше, в сторону перевала. Неожиданно подсекли заметенную лыжню. Она идет в нужном нам направлении, но далеко не самым экономичным путем: наверно по ней спускались. Через 500 м лыжня неожиданно пропадает, а мы продолжаем траверсировать подножие хр. Зап. Саледы, пересекая овражки, гряды, среди лиственниц, постепенно прижимаясь к хребту. Тропежка стала совсем не глубокая - 15 см.

Около 14 ч вышли на ГЗЛ. (Фото-14) Впереди и чуть ниже нас увидели балок - вагончик без колес. Издали похож на нежилой, но нам он все равно не нужен. Походили в поисках удобного места для лагеря и сушины, но дров здесь почти нет. Пришлось вернуться немного по своей лыжне.

Фото 15
    Отойдя чуть глубже в лес, ставимся лагерем в 15-00. Сушина лиственницы казалась хорошей, но оказалась гниловатой. Попилили в округе пеньки и сучья. Сходили вниз за водой на реку. Мороз около 15 град. Сидим в палатке, топим печку, сушим спальники. (Фото-15) Все сыты, довольны, звучит гитара... Чхв за день - 6ч, 15 мин.

28.03.2005 г. День 4. ГЗЛ под пер. Каменистый (исток р. Дурная Ель) - пер. Каменистый (он же Волчий, Проходной, Осыпной, Западно-Саледский, Тракторный, Индысей) (н/к, 820 м) - ГЗЛ р. Лев. Нидысей (Лунвож-Нидысей).

Категория трудности: н/к
    Высота: 820 м
    Характер на момент прохождения: снежно-фирновый
    Расположен: в хребте Западные Саледы между в. Дурная (1136,9м) и в. 1269 м
    Ориентация склонов: северо-восток - юго-запад
    Прохождение: марта 2005 года из долины реки Дурная Ель в дол. р. Нидысей
    Снята записка: в туре не обнаружено

Необходимое снаряжение: специального не требуется

Подъем дежурных в 4-00, всех в 5-30. -24 град, ясно, ветер слабый. Выходим в 7-15 и по вчерашней лыжне подходим к ГЗЛ. На уровне балка пересекаем кулуар ручья, текущего с перевала и выбираемся на покрытый жестким фирном с застругами 3-5 град. склон отрожка горы Дурная, которая от нас справа. Можно было идти и по руслу, но захотелось сократить путь, а русло большой дугой обходит отрожек г. Дурная. У двоих, у кого были камуса, возникла проблема: камус не удерживается на поверхности лыжи липким слоем и съезжает набок.

Фото 16
    Пересекши лев. отрожек, начинаем плавно спускаться в основной кулуар ручья. Открылась перевальная седловина, которая до этого была загорожена отрожком.

Фото 17
    Справа по ходу - выходы скал - отрог г. Дурной. Они образуют небольшой кар, а еще правее, ближе к вершине - цирк. (Фото-16) У кара делаем привал и продолжаем путь к седловине.

Взлет становится круче, но все равно он пологий (до 15 град), неярко выраженный. Не совсем понятно вначале, где же здесь нижняя точка. (Фото-17)

Фото 18
    Через 10 мин. он выполаживается, и мы оказываемся на перевальном плато. Тур находится несколько левее по ходу и ближе к р. Дурная Ель, чем самая нижняя точка седловины. Вероятно, это объясняется тем, что летом внизу болото, а тур поставили на возвышении, по которому и идет пешеходная тропа. Но это догадки.

Тур занесен снегом и только палка указывает на его положение. В нем лежит большая буровая коронка с твердосплавными зубьями. В ней банка, но без записки. Оставили свою. (Фото-18)

Фото 19

Фото 20
    На перевале поверх фирна лежит тонкий слой свежего снега. Тепло (-12 град), сияет солнце, но на юге небо начинает затягиваться мутью. (Фото-19) Открываются виды на наш дальнейший путь по р. Лунвож-Нидысей (он же Левый Нидысей) к пер. Тобик. (Фото-20)

С перевала спускаемся по правому борту р. Каменистый. (Фото-21) Ниже он уходит в глубокий каньон. С этой стороны перевала вообще безветренно и мы раздеваемся.

Фото 21
    Доходим до ГЗЛ и там переходим ручей на левую сторону. Продолжая спуск вдоль ручья, выкатываемся к балку, скорее даже домику, почти у слияния р. Каменистый и р. Нидысей. Домик человек на 5-7, явно жилой, в отличном состоянии снаружи, а внутрь мы не заходили. На стене надпись: "Все туристы- психи".

Фото 22
    От домика в разные стороны и вниз по Нидысею уходят "буранки". Мы спустились еще метров 200 до р. Нидысей и пообедали. (Фото-22)

Переходим на другую сторону реки и начинаем траверсировать лесистый (лиственница) нос, между двумя Нидысеями. (Фото-23)

Фото 23
    Можно, конечно, спуститься до слияния Лунвож-Нидысея и Нидысея, а потом идти вверх по Лунвож-Нидысею, но нос некрутой, лес негустой и срезать путь не представляет сложности.

Фото 24
    Когда вышли на точку перегиба, открылся вид на заходы к пер. Тобик. (Фото-24)

Ходка завершается выходом к руслу Лунвож-Нидысея. Пошли вверх по его правому берегу. (Фото-25)

Встретили чью-то старую стоянку, недалеко уже от ГЗЛ.

Фото 26
    Пройдя еще метров 500, встаем лагерем под старой береговой террасой. (Фото-26) Температура всего минус 17 град. и почти ясно. Ветер несильный.

Путь и место ночевки можно посмотреть на фрагменте карты М 1:100000.

Расчет ходового времени:

Подход от ночевки у балка в истоке р. Дурной под пер. взлет (у кара) 1ч 55 минут
    Подъем на седловину перевала Каменистый 35 минут
    Спуск с пер. до балка на слиянии Нидысея и р. Каменистый 55 минут
    Траверс "носа" от р. Нидысей до р. Лунвож-Нидысей 45 минут
    Подъем вдоль берега до ГЗЛ р. Лунвож-Нидысей 40 минут

Итого 6 часов

Фото 25

Прохождение перевала Каменистый не сложно, при нормальной погоде. Весь подъем и спуск проходит в лыжах. Из специального снаряжения ничего не требуется. Перевал, несомненно, удобен для захода или выхода из района, если идти от/к железной дороге. Также перевал – хорошая обзорная точка, с которой видны некоторые вершины Приполярного Урала. Возможно восхождение на в. Дурная (1136.9 м) с перевала. По нашей визуальной оценке - не выше 1 к.т.

29.03.2005 г. День 5. ГЗЛ р. Лунвож-Нидысей (Лев. Нидысей) - пер. Тобик (он же Ступеньки)(1А, 1050м) - ГЗЛ р. Капкан-Вож

пер. Тобик (он же Ступеньки)

Категория трудности:
    Высота: 1050 м
    Характер на момент прохождения: снежно-фирновый
    Расположен: севернее в. Ложная Манарага (1410,4м), юго-западнее в. 1538.4м, и юго-восточнее в. 1471,4 м
    Ориентация склонов: северо-запад - северо-восток - юго-восток (перевал имеет три захода: тройник, в виде "Т")
    Прохождение: 29 марта 2005 года из долины р. Лунвож-Нидысей в дол. р. Капкан-Вож
    Снята записка: турклуба "Кристалл", г. Березники, Пермской обл, от 14 августа 2004 г. Руководитель: Затонский А.В. Необходимое снаряжение: специального не требуется

Фото 27
    Подъем дежурных в 4-00, всех в 5-00. -20 град, облачно, ветер умеренный. Выходим в 6-55 вверх по р. Лунвож-Нидысей. Через 30 мин пересекаем ГЗЛ. Справа по ходу в нашу долину впадают два ручья, разделенные слабовыраженным, отсюда глядя, холмом и полукилометром, примерно. Верхний - проходит у подножия характерной, пирамидального вида в. 1338,4м, а при выходе в долину р. Лунвож-Нидысей образует довольно высокий конгломератный вал. Следуя по руслу этого ручья, мы увидели, что он образует довольно глубокий и крутой каньон. Наверно можно идти по правому берегу, практически по полке подножия в. 1338.4 м, но нам там не захотелось. Не входя в каньон, пересекли ручей, выбрались из русла и начали подъем по левому борту, в направлении в. 1471.4 м. (Фото-27)

Альтернативный путь к пер. Тобик - это пройти выше по дол. Лунвож-Нидысея и завернуть направо, за в. 1338,4м. На (Фото-27) - показано пунктиром, а на (Фото-25) - цифрой 2. В долине, у подножия горы пасется стадо оленей или козлов - точно не разобрали, но по дороге, еще в лесу, мы встретили множество следов довольно крупных копыт.

Фото 28
    Подъем вначале идет по некрутому склону (до 15 град) над каньоном, затем каньон постепенно исчезает, и через 50 мин от начала подъема мы выходим к развилке ручьев на широком и пологом дне долины. Наш путь теперь лежит по почти плоскому дну долины в направлении уже хорошо различимого захода к перевальному взлету. (Фото-28)

Фото 29
    Через еще 50 мин вышли на более ярко выраженное слияние ручьев, где находится озерцо. Выше него по основному (ведущему к перевалу) ручью находится 50-метровая терраса. Пересекаем русло ручья, вдоль которого до этого шли и начинаем подниматься на левый по ходу склон долины, чтобы проще было подняться на вышеупомянутую террасу (фирн, до 20 град). На террасе - еще озеро, конечно замерзшее, как и предыдущие. (Фото-29)

Пересекаем его и идем вверх, вдоль кулуара (20 град). Через 20 мин заходим в цирк под склоном в. 1471,4м и оказываемся перед глубоким (около 40-50 м) каром с озером на дне.

Фото 30
    Половина группы обходит кар слева по ходу, по оленьим следам, и выходит пешком на плечо гребня (200 м 20-30 град фирна с выходами камней) выше перевала. Оттуда легко спуститься пешком к туру или скатиться на лыжах, но левее по ходу. Другая часть группы съезжает в кар, на озеро, а затем поднимается 50-70 м по 20-30 град. снежно-фирновому склону на перевал, к туру. Этот путь явно проще и логичнее.

Расположение тура свидетельствует об этом же. Седловина перевала широкая и пологая, в плохую видимость можно заблудиться среди локальных неровностей, озера, которое немного юго-восточнее тура, альтернативного спуска в дол. Лунвож-Нидысея и спуска в дол. р. Капкан-Вож по двум вариантам.

У тура - каменное поле, вытянутое к озеру. Здесь мы пообедали. (Фото-30) Потом начали спускаться в дол. р. Капкан-Вож в направлении левее пирамидальной в. 1349,7 м. (Фото-31)

Фото 31

Фото 32
    и вид назад: (Фото-32). Возможен спуск и правее этой вершины, в маленький цирк с озером, из которого берет начало ручей-приток р. Капкан-Вож. Но он более крутой, судя по карте - около 30-35 град, и нам не захотелось разведывать его. Возможно, этот вариант прохождения Тобика будет "стоить" 1Б к.т. На фрагменте карты М 1:100000 этот путь показан пунктиром.

Примерно на уровне вершины 1349,7 м ручей уходит в каньон с ледопадом. Досюда мы шли около 40 мин. Потеплело и начался подлип. По старому описанию рекомендовано обойти каньон справа, по склону в. 1349,7м, что мы и сделали.

Фото 34
    Плохо только то, что склон крутой, местами с глубоким снегом и непонятно в белой мгле, куда ехать и какая крутизна на самом деле. В итоге забрали слишком вправо от каньона и метров 200 спускались по 30 град склону до пологой части долины, к ручью. В итоге все благополучно спустились, собрались и потропили вниз, по правому борту ручья. Надо было идти практически по кромке каньона, благо что он небольшой, недлинный в той части, где ледопад.

Обогнув частично подножие в. 1349,7м, видим в серой мути перед собой долину р. Капкан-Вож, в. Манарага, заход к пер. Студенческий, лес. (Фото-34)

А обернувшись назад, видны верховья - истоки Капкан-Вожа. Склон горы 1349,7 м загородил уже спуск с Тобика, откуда мы выкатились. (Фото-33)

Фото 33

Продолжая спуск, увидели справа приток в ярко выраженном каньоне, вытекающий из ущелья между в. Лжеманарага 1410,4м и в. 1349,7 м. Без сомнения - спускаться по этому варианту было бы сложнее и интереснее.

Дойдя до левого притока, текущего из-под Манараги и пер. Студенческий, (Фото-35) начали искать сушину в лесу. Это потребовало больше времени и усилий, чем думали. Но через час нашли несколько пней, метрах в 500 ниже по ручью и стали лагерем.

Фото 35

Температура минус 15 град, облачно, ветер умеренный. Путь за день и места ночевок можно посмотреть на фрагменте карты М 1:100000.

Расчет ходового времени:

Подход от ночевки на ГЗЛ р. Лунвож-Нидысей до слияния с р., ведущим к пер. Тобик 40 минут
    Подъем вдоль берега ручья до первой развилки ручьев 45 минут
    Подъем по пологой долине до второй развилки ручьев с озером 50 минут
    Подъем на террасу, через озеро, до цирка с озером под перевалом 50 минут
    Подъем на седловину перевала Тобик 25 минут
    Спуск с пер. до р. Капкан-Вож 1 час 20 минут
    Спуск по р. Капкан-Вож до ГЗЛ 40 минут
    Спуск по лесу до слияния р. с пер. Студенческий и р. Капкан-Вож 30 минут

Итого 6 часов 05 мин

Прохождение перевала Тобик не сложно, при нормальной погоде. При плохой видимости возможны проблемы с ориентированием. Весь подъем и спуск может проходить в лыжах. Из специального снаряжения ничего не требуется. Перевал, несомненно, интересен несколькими вариантами его прохождения, что могут учесть группы, планирующие его прохождение. Также возможно восхождение на в. Лжеманарага по юго-восточному гребню, по маршруту 2А-2Б к.т. Начало маршрута находится примерно у слияния с р. Капкан-Вож ручья из озерца, что между Лжеманарагой и в. 1349,7 м.