Добро пожаловать !
Войти в Клуб Mountain.RU
Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека


Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)


Автор: Сергин Константин, г. Москва

Отчет
о лыжном туристском походе 4 к.с., совершенном командой Спортивного клуба МГУ на Приполярном Урале, март-апрель 2005г.

Оглавление:

  • Справочные сведения о путешествии
  • Состав группы
  • Общая идея похода и подготовка к путешествию
  • Варианты подъезда и отъезда
  • Аварийные выходы с маршрута и запасные варианты
  • Изменения маршрута и их причины
  • Характеристика района путешествия
  • Техническое описание
  • График движения
  • Итоги, выводы, рекомендации
  • Приложения: снаряжение, ремнабор, аптечка и т.п.
  • Техническое описание (продолжение)

    30.03.2005 г. День 6. ГЗЛ р. Капкан-Вож - пер. Студенческий (1Б, 1150м) - в. Манарага 1и 2 Башня (2А, 1598 и 1663м) - пер. Студенческий - лес в среднем течении ручья из под перевала, не доходя 30 мин до р. Манарага

    пер. Студенческий

    Категория трудности:
    Высота: 1150 м
    Характер на момент прохождения: снежно-фирновый
    Расположен: в гребне между в. Манарага (1662,7м), и в. 1363,3 м
    Ориентация склонов: северо-запад - юго-восток
    Прохождение: 30 марта 2005 года из долины р. Капкан-Вож в дол. р. Манарага
    Снята записка: группы туристов-альпинистов 4 чел: Куликов Сергей, Маркова Ирина, Пушинский Денис, Губанов Евгений из г. Сургут и г. Березово, от 13 сентября 2004 г.

    Необходимое снаряжение: кошки могут быть полезны при жестком фирне

    в. Манарага

    Категория трудности, высота: первая башня (зуб)-1Б, 1598м, вторая башня - 2А, 1662,7м
    Характер на момент прохождения: скально-фирновый
    Расположен: в одноименном массиве, горном узле, образованном Восточными Саледами и хр. Малдынырд. С севера ограничен р. Капкан-Вож, с юга- р. Манарага.
    Прохождение: 30 марта 2005 года по классическому маршруту с пер. Студенческий
    Снята записка: 1 башня:группы туристов г. Воронеж, от 24 марта 2005 г., рук. Новиков В. Вторая башня: записки в туре не было.

    Необходимое снаряжение: кошки, страх. система (достаточно верха), пруссик/жумар на всех, ледоруб (достаточно пары на группу), веревка основная (10 м+30 м), удобна большая петля, но не обязательно.

    6-30 – выход. Утром, как обычно, холоднее всего. Сегодня -22 град. Зато погода получше вчерашней серости и мути - верхушки гор освещены солнцем. Выходим из леса, поднимаясь вдоль ручья, в направлении пер. Студенческий (Фото-35)

    Выше ГЗЛ ручей образует довольно приличный каньон. Идем траверсом левым бортом. Фирн со снегом, крутизна до 20 град. Через километра полтора - выполаживание, выходим в обширный цирк, следуя за ручьем, который здесь уже не в каньоне, а просто во впадине. (Фото-36)


    Фото 36


    Фото 37
    На дне цирка пересекаем ручей и делаем привал на солнышке. (Фото-37) Затем подходим под перевальный взлет Студенческого.


    Фото 38
    Когда крутизна достигла 15 град и на лыжах стало неудобно идти, переобулись в кошки. (Фото-38) Хотя снег достаточно глубокий и ступени формируются надежные, перед восхождением на Манарагу решили проверить крепление кошек на бахилах. За 30 мин поднялись на перевал по фирно-снежному склону крутизной до 30 град и длиной около 150-200 м. Справа налево по ходу, на перевал выводит неярко выраженная косая полка. На фото крутизна совсем незаметна.

    Тур находится с северо-западной стороны седловины на скальном "постаменте". У скал, где образовался надув-мульда, в этом надуве выкопана маленькая пещерка. Видно, что здесь ночевали. Седловина довольно широкая, можно ставить палатку как в мульде, на камнях, так и наверху, на фирне, но очень ветрено. Открывается вид на гребень, ведущий к в. Манарага. Наскоро перекусив в мульде, собираемся на восхождение. Лыжи, рюкзаки и т.п. оставляем здесь. С собой только аптечку, коврик, веревку. Все теплое личное - тоже с собой. В 10-00 начинаем подъем в кошках по гребню. Фирн, иногда прикрытый снегом, камни.


    Фото 39
    В небе постепенно проявляется белесая муть, закрывающая с юга видимость, но пока опасений она не внушает. (Фото-39) Минут через 50 подошли к предвершинной ступени. (Фото-40) Разделись: с южной стороны гребня, где мы в основном шли, безветренно, и на солнце стало очень жарко. Продолжили подъем.(Фото-41) Правда скоро пришлось одеться снова. И не просто одеться, но одеть все, что взяли с собой из теплого и пожалеть, что мало: наверху дует пронзительно холодный ветер. Термометр показывает всего минус 15 град, но ветрохолодовой индекс (индекс жесткости)...


    Фото 40

    Фото 41


    Фото 42
    Дальнейший путь на узкую полку (были на ней в 11-40), под крутой, внутренний угол, выводящий к туру, значительно сложнее, местами требуется лазание в кошках по обледенелым камням, но все проходится на личной технике, перильной страховки не надо. Чтобы выйти к туру, лидер повесил от полки, (Фото-42) что с севера под вершиной, 10-15 м перил по внутреннему углу, закрепив их за триангопункт и скальный выступ. В принципе можно и так пролезть, там только метра 3 реально круто (50-60 град) но нас 9 чел и это было бы дольше, чем по перилам. Все выбрались на вершину в 12-10.

    Затем мы спустились на полку в 12-40, по ней прошли вправо по ходу к перемычке между башнями. Закрепив веревку на скальном выступе, спустились дюльфером по 5 метровому отвесу на дно перемычки в 13-00 и оттуда вылезли с гимнастической страховкой на 2-х метровой ширины полку с северной стороны второй башни. Пройдя по полке 10 м, закрепили на ледорубе начало горизонтальных перил. Лидер, спустившись 2 метра лазанием на узенькую, неявную полку, прошел по ней около 15-20 м, огибая башню с запада и поднялся около 5 м до метровой полочки, точнее несколько ступеней, где и закрепил конец перил в районе основания камина. Группа собралась здесь в 13-50. Отсюда лидер с нижней страховкой поднялся 15 м по камину на рологуюпредвершинную часть, где можно ходить почти пешком и закрепил перила на скальном выступе. Остальные вылезли следом, страхуясь пруссиком.


    Фото 43
    До вершины осталось 10-15 м пологого подъема. Здесь дует немилосердно, поэтому быстро сфотографировавшись (Фото-43) и положив в тур свою записку, в 14-30 пошли вниз по пути подъема.

    Последний спустился с нижней страховкой в 15-00. На перемычке были в 15-30. Довольно тяжело жумарить по отвесу обратно на полку первой башни. Учитывая усталость и холод, организовали верхнюю страховку, благо веревка длинная. На полке все собрались в 16-25. С полки путь вниз идет по пути подъема. При более слабой технической подготовке группы, пришлось бы некоторые места провешивать или идти с попеременной страховкой. Погода портится. Долину р. Манараги затянуло тучами. Вершина тоже в облаке или ветер переметает снег. В 17-15 спустились на перевал, в мульде собрали рюкзаки, перекусывая шоколадками "без отрыва от производства", положили в тур записку. В 17-40 начали спуск в дол. р. Манарага. Довольно полого, чтобы ехать на лыжах загзагами, но накувыркались вдосталь. Снега с этой стороны довольно много и склоны обильно им покрыты, поэтому до выполаживания у русла ручья ехали с интервалами и распущенными лавинными лентами. Это все заняло много времени.


    Фото 44
    Собрались в 18-20. Спустились еще метров 500-600 по совсем уже пологой долине по правому берегу ручья. Вслед за ручьем, который разработал в лесу приличных размеров овраг, мы потропили каруселью по правому берегу (ГТЛ - 50 см). Погода исправилась, снег кончился. Обернувшись, увидели, что в. Манарага почти открылась. (Фото-44)

    В поисках сушины пришлось пройти больше, чем хотелось бы. Мест для стоянок много, в лесу безветренно и уютно, но на завтра запланирована дневка, а без дров не хочется сидеть, хотя есть газ и горелки. В итоге спустились довольно низко по ручью и все-таки нашли несколько сушин. В 19-50, уже в темноте ставим лагерь. t=-20град., тихо. ЧХВ сегодня рекордное для нас: 11ч. 25 мин. Путь за день и места ночевок можно посмотреть на фрагменте карты М 1:100000.

    Расчет ходового времени:

    Подход от ночевки на слиянии ручья и р. Капкан-Вож до входа в долину 40 минут
    Подъем вдоль берега ручья до возвышения перед входом в цирк 45 минут
    Подъем по пологой части цирка до крутой части перевального взлета 35 минут
    Подъем на седловину перевала Студенческий 30 минут
    Подъем по гребню до предвершинной выполаживания, дальше становится круто 50 минут
    Подъем на полку под вершиной Манарага 40 минут
    Подъем на вершину первой башни 30 минут
    Спуск обратно на полку 20 минут
    Спуск с полки первой башни на перемычку между башнями 30 минут
    Подъем на полку, траверс до камина второй башни в. Манарага 50 минут
    Подъем на вершину второй башни 40 минут
    Спуск на полку под камином 30 минут
    Траверс по полке второй башни и спуск на перемычку между башнями 30 минут
    Подъем с перемычки на полку первой башни 55 минут
    Спуск с полки первой башни по гребню до пер. Студенческий 50 минут
    Спуск с пер. до выполаживания долины ручья 40 минут
    Спуск по ручью до ГЗЛ 20 минут
    Спуск по лесу вдоль русла до места ночевки 50 минут

    Итого 11 часов 25 мин

    Прохождение перевала Студенческий не сложно, при нормальной погоде, но может быть лавиноопасно при большом количестве снега с юго-востока. На подъеме с северо-запада могут потребоваться кошки, но маловероятно. Спуск в сторону р. Манарага прямо с седловины может проходить в лыжах. Из специального снаряжения скорее всего ничего не требуется. С перевала начинается классический маршрут восхождения на в. Манарага по восточному гребню. Сложность одновременного восхождения на оба зуба вполне соответствует 2А к.т. Важно иметь в запасе достаточно светлого времени. Переменчивая погода и невозможность быстро "свались" вниз, предъявляют повышенные требования к "запасу прочности" группы, вышедшей на восхождение. Как по снаряжению, так и по тактике и технике. Восхождение же только на первую башню (зуб) возможно просто пешком, но кошки все же рекомендуются весьма.

    31.03.2005 г. День 7. ДНЕВКА. Лес в среднем течении ручья из под перевала Студенческий, не доходя 30 мин до р. Манарага.

    Пока группа занимается бивачными работами, Таня, Аленка и Саша проводят разведку, тропя завтрашний путь вниз по долине ручья, до р. Манарага. До 22-00 ведем философско-лирические беседы на традиционно – жизненные темы и поем песни под гитару.

    1.04.2005 г. День 8. м/н – подход к ГЗЛ р. Манарага.

    Подъем общий в 5-18. Выход в 7-20. T=-20 град, ветер слабый в лесу и умеренный в долине. Идем по проложенной вчера нашими разведчиками лыжне. Через километр пересекли ручей с правого берега на левый и начали забирать влево. Лес здесь гуще, много сушин. Через полчаса после выхода выкатились на безлесный берег р.Манарага. Долина широкая, с редкой растительностью: кусты, береза, елочки, лиственница. Вниз по долине видна остроконечная вершина, может быть одна из Колоколен? Правее видна в. Манарага. Магнитный азимут на первый зуб - 280 град.

    Вдоль реки идет буранка и мы по ней с радостью пошли - это лучше, чем тропить. Плавно и незаметно буранка выродилась в занесенную лыжню. Буранка наверно где-то в многочисленных протоках и холмиках ушла вбок. Лыжня петляет среди кустов, извилин реки, переходит с берега на берег. Кажется, она петляет чересчур сильно. Влево по ходу отходит широкая долина ручья, вытекающего из под пер. Студенческого, подъем на который можно было бы начинать отсюда, траверсирую пологие, лесистые склоны. Правый по ходу склон долины Манараги покрыт смешанным лесом. Метров 100 выше начинается зона тундры. Поравнявшись с отрогом, закрывающим вид на пер. Студенческий, подходим к небольшим холмикам.

    После привала петляем между холмиками, набираем высоту, долина раздваивается, идем по правому руслу (рукаву). Русло довольно четко выражено, лыжня правда совсем потерялась, но снег достаточно плотный и тропежка легкая. Потеплело и пошел снег. После отрога, выходим к слиянию р. Олений и р. Манараги. В 200 м выше его - балок. Мы не подходим к нему. Продолжаем движение вверх по р. Манарага и через 40 мин подходим к ГЗЛ. Вправо по ходу уходит ущелье. Поднимаемся на террасу левого склона, где есть лес и ищем мето для лагеря. Минус 5 град., снег пушистый, но очень густой, валит с небес, закрывая видимость

    10-30 – ставим лагерь на верхней границе лиственничного леса. Дров вокруг немного. Подчищаем остатки сухих элементов здешнего леса. Планируем день грядущий. Разрабатываем и обсуждаем варианты. Но все зависит от погоды. Пока же снегопад усиливается, потеплело до минус 3 град. ЧХВ - 3 часа 35 мин.

    Путь за день и места ночевок можно посмотреть на фрагменте карты М 1:100000.

    2,3.04.2005 г. День 9 и 10. ГЗЛ р. Манарага. Вынужденные дневки.

    Два дня просидели на одном месте, топя печку, играя на гитаре, заготавливая дрова, играя в разные игры. В тренировочных целях выкопали довольно большую пещеру в основании террасы, где намело толстенный слой снега. Лес жидковат и, хотя палатка стоит в углублении, снегом заносит стенки палатки. Приходится регулярно откапывать. Довольно тепло: минус 3-5 град, сильный ветер. Без печки было бы неуютно и мы в очередной раз порадовались, что взяли ее. Выпало уже 40-50 см снега и на этом дело не заканчивается.

    4.04.2005 г. День 11. р. Манарага - пер. Кар-Кар (1А, ~1250м) - каровое озеро под перевалом. (Западный исток р. Балбанъю)

    пер. Кар-Кар

    Категория трудности:
    Высота: около 1250 м
    Характер на момент прохождения: снежно-фирновый
    Расположен: между северным отрогом в. Народа (1895м), и южным склоном в. 1347,5м
    Ориентация склонов: запад - восток
    Прохождение: 4 апреля 2005 года из долины р. Манарага в дол. р. Балбанъю
    Снята записка: группы туристов г. Воронеж, от 27 марта 2005 г., рук. Новиков В.

    Необходимое снаряжение: кошки могут быть полезны при жестком фирне

    Дежурные встали, как и все эти дни, в 4-00. Но сегодня похолодало до -20 град, облачно, ветер порывистый, умеренный и снег прекратился. Видимость, правда, не лучшая. Предполагаем подойти в верховья южного истока р. Манарага и на месте оценить, какой запасной вариант выбрать: пойти ли от пер. Центральный через в. Народа со спуском на плато Руин, или перевалить по простейшему пути, через пер. Кар-Кар. По основному варианту: через пер. Центральный, обход Народы с юга и подъем на плато Руин уже нет надежды, не успеваем по дням. Да и в маршрутной книжке нам даны четкие указания МКК как раз для этой ситуации.

    Выход в 6-32. 30 мин двигаемся в зоне растительности. Тропежка очень тяжелая, ГТЛ до 60 см. Выйдя из леса и кустов, пошли вверх по долине р. Манарага. Здесь тропить легче - снег сдут частично или уплотнен ветром. Через час (в 7-30) доходим до ручья, вытекающего из цирка (горловины) в. Подкова и впадающего в Манарагу слева. Здесь остров кустарника, делаем привал. Чем выше, тем сильнее ветер и хуже видимость. Вероятно, снегопада нет, а все это переметенный снег. Низовая пурга. По-прежнему минус 20 град. Одеваем маски и решаем, что максимум, что можно сделать в такую погоду, это пройти пер. Кар-Кар, если найдем его конечно :). А то вообще придется вернуться на место стоянки, если все будет плохо и к тому же лавиноопасно. Мерзопаскостной погодой объясняется и отсутствие фотографий этого дня, только на двух что-то можно разглядеть. Видеосъемка тоже мало чем может помочь, хотя видеокамера запечатлела побольше, чем фото.

    Через километр, примерно, выходим к слиянию ручьев-истоков Манараги около северной части в. Подкова. Трудно сориентироваться в такой мути и понять, куда нам надо. Перед нами проступает сквозь снег какое-то понижение, но, судя по карте, мы еще не дошли до нашего. Да еще здесь невысокие, вытянутые, моренные холмы в долине. Поднялись на один из них, заворачивая вправо по ходу, стараясь завернуть вслед за рекой на восток, а потом увидеть поворот на юг. Через метров 500 убедились, что стоило идти по руслу, у самого подножия в. Подкова. Справа от первого, показавшегося нам понижения в правом борте долины, мы разглядели еще одно, более обширное. Скалы, смороженная осыпь, фирн, только местами снег на фирне и камнях. Взлет метров 300, крутизной 20-25 град, локально есть даже 30 град. Собираемся под взлетом (9-00), решаем как идти, и поднимаемся за 50 мин в цирк (кар) под пер. Кар-Кар.


    Фото 45
    Отдыхаем на краю кара под защитой камней. Сквозь пургу пытаемся разглядеть цирк, озера в нем и перевальный взлет. С радостью убеждаемся, что это действительно Кар-Кар. Дно кара весьма неровное, в моренных холмах и россыпях крупных камней, частично занесенных снегом, фирном. Мы пошли ближе к левой по ходу части цирка. А надо было почти по центру, плавно поднимаясь на вытянутую гряду, которая упирается прямо в перевальный взлет. (Фото-45) Мы же уперлись в озеро, повернули направо, и поднялись на эту гряду сбоку, где она крутая. Путь от края цирка до этого места, где срединная гряда упирается в перевальный взлет, занял 40 мин.

    Снимаем лыжи и за 45 мин поднимаемся по 30 град склону длиной метров 200-250. Осыпь под фирном, крупные камни. То приходится с трудом выбивать ступени в жестком фирне, то проваливаемся по колено в надувах между камнями. На седловину вышли в правой по ходу части, т.к. снизу казалось, что тут подъем проще, а низшей точки не было видно. Поэтому пришлось пройти по седловине влево по ходу около 200 м до тура. Седловина достаточно широкая, и пологая.


    Фото 46

    Фото 47
    Cпуск с пер. Кар-Кар начинаем пешком от тура. Склон длиной около 150 м, крутизной до 30 град в самой крутой части. Глубокий и плотный снег. Идем пешком, формируя ступени, по ЛПВ, чтобы не подрезать склон. Хотя в этом состоянии лавинная опасность низкая. На склоне выходы камней. Спускаемся за 20 мин до озера, которое заполняет почти все дно небольшого кара. Убираем лавинные ленты и пересекаем озеро к острову, в надежде на закрытое от ветра место. Но под отвесными склонами кара стоять не хочется - небезопасно. Поэтому, поманеврировав, вышли в итоге почти в центр кара и поставили палатку, углубив ее в снег и построив снежную стенку выше стенок палатки. (Фото-46) (Тот же вид, но утром, в ясную погоду на Фото-47) За водой сходили в центр озера, где почему-то выступает вода под снегом. Даже опасались провалиться под лед, но вроде он толстый, палкой не пробивается. Может вода по трещине вытекла? Весь день держится минус 20 град. Снег, ветер сильный. ЧХВ сегодня: 5ч. Путь за день и места ночевок можно посмотреть на фрагменте карты М 1:100000.

    Расчет ходового времени:

    Подход от ночевки на ГЗЛ р. Манарага до уровня цирка в. Подкова (1430м) 1 час
    Подъем вдоль берега Манараги до взлета, выводящего в цирк под пер. Кар-Кар 1 час
    Подъем в цирк 50 минут
    Подъем по дну цирка под перевальный взлет , где в него упирается срединный вал 40 минут
    Подъем на седловину перевала Кар-Кар 45 минут
    Спуск с перевала до озера в каре - истока р. Балбанъю 20 минут
    Путь по кару до места ночевки 25 минут

    Итого 5 часов

    Прохождение перевала Кар-Кар не сложно, при нормальной погоде, но может быть лавиноопасно при большом количестве снега. На подъеме с запада могут быть полезны кошки, но не обязательно. Склон со стороны р. Балбанъю может быть лавиноопасен. Из специального снаряжения скорее всего ничего не требуется. С перевала можно совершить восхождение на платообразную в. 1347,5м по южному гребню. Сложность, судя по карте и отчету 1992 г. Романенкова А., соответствует н/к-1А к.т. Это отличная панорамная точка, на которую при хорошей погоде можно сходить за час.

    05.04.2005г. День 12. Каровое озеро под пер. Кар-Кар - в. Народа (Народная, Поэнурр) (1Б, 1895м) - плато Руин - оз. Голубое

    в. Народа (Народная, Поэнурр)

    Категория трудности, высота: 1Б, 1895м
    Характер на момент прохождения: снежно-осыпной-фирновый
    Расположен: в Исследовательском кряже. От массива начинаются реки: Народа, Карпин-Шор, Манарага, Балбанъю.
    Прохождение: 5 апреля 2005 года. Подъем: по классическому маршруту из дол. р. Балбанъю. Спуск по восточному (северо-восточному) гребню на плато Руин
    Снята записка: записки в туре не было.

    Необходимое снаряжение: кошки

    Подъем дежурных в 4-00, но на улице метель и все откладывается на час, затем повторяется каждый час до 8 утра. Метель стихает. Сегодня, как и вчера -20 град. После завтрака с нетерпением наблюдаем за небесами: если тучи не растянет и видимость не улучшится, придется уйти вниз по р. Балбанъю, так и не взойдя на Народу. В 9 утра показались первые признаки чистого неба. В 9-30 на западе уже приличный кусок ясного неба и мы начинаем сворачивать лагерь. Фото-47 В 10-30 выходим на восхождение, поставив целью пройти с рюкзаками через вершину до плато Руин и спуститься на оз. Голубое, под склон в. Карпинского. Если погода позволит, конечно.


    Фото 48
    От м/н движемся на восток 300 м, вдоль вытекающего из озера ручья. Но в русло нам не надо и мы поворачиваем направо. Серпантином поднимаемся на северный склон (отрог, гребень) в. Народа. Этот же отрог замыкает с востока кар, который мы только что покинули. Это хорошо видно на фрагменте карты М 1:100000. Слева по ходу - довольно глубокий кулуар с ручьем, который выводит на нижнее плато в. Народа, так что сбиться с пути довольно сложно. Через 100 м доходим до осыпи с фирном, где пришлось снять лыжи. Продолжаем подъем пешком. Крутизна не превышает 30 град. местами. Еще через 100 метров набора высоты гребень выполаживается, камни прячутся под фирн. Хотя иногда он проваливается и приходится тропить. Проще пока идти пешком - траверсируем склон градусов 15 в направлении в. Народа, плавно набирая высоту. (Фото-48)


    Фото 49
    Пройдя еще метров 600 и набрав еще сотню, оказались на обширном нижнем плато в 11-30. Кулуар здесь заканчивается. (Фото-49) Пересекаем плато за и подходим в 12-10 к скально-осыпной ступени. Поднимаемся на нее пешком в 12-40 (200 м, 15-20 град). Кое-где на камнях сложены туры. Но при хорошей погоде тут все очевидно - вершина видна прекрасно и надо только выбрать оптимальный путь.


    Фото 50
    Далее пересекаем верхнее фирновое плато в направлении северо-западного гребня, где он смыкается с северным. (Фото-49) Слева от нас остается провал к оз. Голубому, прекрасно виден пер. Кар-Карпинского и в. Карпинского. (Фото-50) Через этот провал, сверху кажется, несложно спуститься к оз. Голубому, но это не так,

    Фото 51
    в чем мы убедились, посмотрев на предполагаемый спуск уже вечером, с озера. Здесь делаем еще один привал.

    Поднялись по склону на северо-восточный гребень Народы в 14-00, бросили рюкзаки. Длина подъема по склону от верхнего плато: 200м и крутизна до 25-30 град местами. Усложняет подъем обледенелый фирн и камни. Кошки весьма полезны на такой гадости.

    Отсюда за 20 мин налегке поднялись по фирново-осыпному гребню с выходами обледенелых скал длиной 500 м и крутизной до 20 град. И вот 14-25 мы на вершине. (Фото-51) Здесь довольно много табличек и памятников, помимо триангуляционного знака. Прекрасная видимость до горизонта. Рассматриваем окружающие горы. (Фото-52), (Фото-53), (Фото-54).


    Фото 52

    Фото 53

    Фото 54

    Мороз между тем к этому времени усилился до 25 град и ветер не унимается. Из-за этого долго не задержались, а пошли вниз, к рюкзакам, надели кошки и пошли вниз по гребню к плато Руин. Оно на вид - довольно обычное плато. Ничего примечательного, глядя сверху. Снежно-фирновое плато с выходами скал и россыпями камней.


    Фото 55
    С-восточный гребень без кошек вообще непроходим при рюкзаках за спинами и при том состоянии снежного, точнее фирнового покрова между камнями и выходами скал. Часто встречаются места, где надо спуститься по отвесу, слезая с очередного скального уступчика, но всего на 1-1.5 м, так что хватает гимнастической страховки. За 50 мин спустились до выполаживания и с облегчением привалились. До плато Руин осталось еще метров 200 по высоте. Еще полчаса ушло, чтобы спуститься до оз. Голубого. Оно шириной в этом месте около 300 м, большей частью занесено снегом, но есть и открытые участки льда. (Фото-55) Лед толстый, с тонкими трещинами и стайками воздушных пузырьков в толще. Пересекли озеро, подойдя под склон в. Карпинского. У камней на берегу, на почти ровной полочке поставили палатку. Фирн совсем мелкий (неглубокий), дальше камни и, чтобы растянуть палатку, пришлось повозиться. В дело пошли ледорубы и лыжи, закопанные Т-образно, ледобурные крючья.

    Мороз чуть спал: - 23 град, ветер слабый. Ясно. Надеемся завтра сходить на в. Карпинского и спуститься к р. Балбанъю, чтобы подойти максимально близко к базе "Желанная". ЧХВ сегодня: 6ч. 25 мин. Путь за день и места ночевок можно посмотреть на фрагменте карты М 1:100000.

    Расчет ходового времени:

    Подход от ночевки на озере под пер. Кар-Кар до крутой осыпи в начале гребня 40 минут
    Подъем по гребню пешком вдоль берега ручья до огромного нижнего плато 30 минут
    Подъем по пологой части плато до скально-осыпной ступени перед верхним плато 30 минут
    Подъем на верхнее плато 30 минут
    Подъем по плато и по склону на северо-восточный гребень 60 минут
    Подъем по гребню на вершину Народа 20 минут
    Спуск обратно на стык гребней, к рюкзакам 15 минут
    Спуск по сев-вост. гребню до выполаживания, в 200 м над плато Руин 50 минут
    Завершение спуска на плато Руин 20 минут
    Спуск с плато Руин на оз. Голубое и переход к подножию в. Карпинского 30 минут

    Итого 6 часов 25 мин

    Прохождение в. Народа при нормальной погоде очень красиво. Великолепная панорама Приполярного Урала стоит усилий, затраченных на восхождение.

    Лавинной опасности нет, впрочем это относится ко всем "верхам": снег или сдут вниз, в долины, или уплотнен ветром. Хотя бдительность терять не стоит, может быть мы неверно оценили обстановку или при другой погоде все измениться в худшую сторону. На подъеме с северо-запада, уже на склоне под с-в гребнем могут быть полезны, удобны кошки, но можно и обойтись. Спуск на восток, в сторону плато Руин по с-в гребню однозначно только в кошках. Такой жесткий и крутой фирн, да еще обледеневший местами, давно не встречался в сочетании с камнями и выходами скал. Мы были уже близки к провешиванию перил на некоторых участках. Сложность восхождения в нашем варианте вполне соответствует 1Б к.т. Важно иметь в запасе достаточно светлого времени.

    6.04.2005 г. День 13. Оз. Голубое - пер. Кар-Карпинского (1Б, 1390м) - р. Балбанъю

    пер. Кар-Карпинского

    Категория трудности:
    Высота: около 1390 м
    Характер на момент прохождения: снежно-фирновый
    Расположен: между западным отрогом в. Карпинского 1803,4м и восточным отрогом от нижнего плато в. Народа (1895м)
    Ориентация склонов: север-юг
    Прохождение: 6 апреля 2005 года из долины р. Карпин-Шор (оз. Голубое) в дол. р. Балбанъю
    Снята записка: записки в туре не обнаружено

    Необходимое снаряжение: кошки необходимы с северной стороны


    Фото 56
    Ночью потеплело до -12 град. и пошел слабый снег. Утром были готовы к выходу к 6 утра, но погода плоховата для восхождения. Опасаемся, что если она ухудшится, когда мы будем наверху, то спуститься будет проблематично и в итоге мы можем опоздать на базу "Желанную", где 8 апреля утром нас будет ждать машина до ст. В. Инта. Остаемся на месте в надежде, что тучи растянет. Но непогода усиливается. Сворачиваем лагерь. (Фото-56)


    Фото 57
    В 12-20 выходим. Сначала спускаемся 50 м на оз. Голубое. Идем метров 150-200 по льду под перевал. Видимость временами падает до 20-30 м, поэтому идем плотной группой. Когда решаем, что перевал близко, начинаем подниматься траверсом на пер. Кар-Карпинского. Смотри Фото-55 предыдущего дня. От озера сначала пологий подъем длиной ~ 250-300м, затем заснеженный взлет длиной 150-200 м и крутизной не более 25 град. Общий набор высоты от озера всего 150-180 м. Так что высота перевала наверно завышена. Ведь озеро на высоте 1139,1 м. В 12-50 вышли на седловину. (Фото-57) Она широкая и пологая, можно ночевать. Записку в туре не обнаружили, но оставили свою. Меняем лыжи на кошки. Снегопад усиливается, но мы еще успеваем рассмотреть кажущиеся черными, словно базальтовыми скалы северного сброса в. Карпинского.

    В 13-00 начинаем спуск с перевала на север. За 15 мин спустились по 30-35 град снежно-фирновому склону длиной 150-200 м. Кое-где выходы скал. Снег довольно глубокий. Под склоном очевидное выполаживание, которое можно назвать полкой или ступенью. Здесь снега уже много, тропим выше колена. Надеваем лыжи у каменного острова. Продолжаем спуск по относительно пологим склонам, разделенных выполаживаниями - ступенями долины. Приходится тропить даже при пологих спусках. Множество камней или выходов скал. Попадаем в кар. В нем находится верхнее оз. Верхн. Балбанты. По распадку, левее по ходу, выкатываемся к длинному и относительно крутому спуску (метров 400 длиной и 15-20 град крутизной). Спуск выводит на нижнее (второе сверху) озеро Верхн. Балбанты в 14-20. Километра через полтора встречаем еще один спуск - длинный и довольно пологий. Спускаемся по нему в необозримой ширины плоскую долину. Здесь сливаются наш исток Балбанъю и западный, вытекающий из озера под пер. Кар-Кар, где мы ночевали всего ночь назад.

    Погода ухудшается: -3 град, Снегопад, метель, сильный ветер. Сильный подлип кончился, начался очень сильный. Промучившись еще две ходки и так и не дойдя до оз. Мал. Балбанты, мы остановились на ночлег у каких-то реденьких кустов в 16-15. Надеемся, что завтра похолодает и хоть подлипа не будет. ЧХВ сегодня: 3 ч. 25 мин. Путь через перевал можно посмотреть на фрагменте карты М 1:100000.

    Расчет ходового времени:

    Подъем от ночевки у оз. Голубое на седловину перевала Кар-Карпинского 30 минут
    Спуск по первому взлету на север, на полку (ступень) 15 минут
    Спуск до верхнего из озер В. Балбанты 55 минут
    Спуск до нижнего из озер В. Балбанты 20 минут
    Переход и спуск от нижнего озера до слияния истоков р. Балбанъю 35 минут
    Спуск по долине р. Балбанъю до места ночевки у первых кустов 50 минут

    Итого 3 часа 25 мин

    Прохождение перевала Кар-Карпинского своей категории трудности: 1Б, вполне соответствует. Может быть лавиноопасен при большом количестве снега с севера, и при этом без кошек мы бы не спустились: снег лежал на жестком фирне. С перевала начинается маршрут 2А к.т. восхождения на в. Карпинского по западному гребню. Сказать толком про долину Балбанъю нечего - мы шли как ежики в тумане.

    7.04.2005 г. День 14. м/н - оз. Мал. Балбанты - оз. Бол. Балбанты (восточный берег)


    Фото 58
    Подъем дежурных в 5-00. Утром все еще тепло, около 0 град. Зато снегопад прекратился, лишь легкий и редкий снежок плавно падает с неба. Стали видны окружающие склоны. Выход в 7-25. Идем вниз по долине. ГТЛ до 50 см. Мажем лыжи мазью "серебрянка" на каждом привале. Только двое из группы с пластиковыми лыжами избавлены от подлипа. Через 40 мин. выходим к оз. Мал. Балбанты. Справа от нас - в. Старуха-Из, (Фото-58) ниже по ходу - широкая долина ручья, что впадает в озеро справа. За этой долиной - в. Старик-Из. На слиянии - несколько балков. Еще один балок - слева, на левом берегу озера. Озеро под снегом почти неразличимо. Если не знать, что оно тут есть, можно посчитать, проходя по нему, что идешь просто по дну долины.


    Фото 59
    Ниже озера появляются полосы кустарника. Снега здесь больше. Через 40 мин кустарник заканчивается и появляется вновь перед оз. Бол. Балбанты. Здесь кустарник образовал целый остров густых зарослей. Мы идем по правой части долины, где на карте обозначена дорога. Хотя под снегом дорогу не угадать и буранок тоже нет, увы. К 11 утра мы дошли до середины или даже ниже, по уровню озера. До базы Желанная осталось километра полтора, не больше. Во впадине склона, поднявшись чуть повыше, мы поставили палатку. Ветрозащитную стенку пришлось делать методом лепки: сырой и рыхлый снег не хотел образовывать кирпичи. Мы скатывали огромные шары, как для снеговика, пилили их двуручкой пополам и из половинок сложили основание стенки. Верх сложили из блоков - Мите удалось докопаться до слоя твердого снега. (Фото-59)

    Часам к 12 небо стало проясняться, снег прекратился. К 17 ч уже было ясно и температура упала до минус 20 град. В первый раз за поход нам было неуютно и зябко - все вещи и обувь отсырели, просушить их не было возможности. Поэтому все, кроме дежурных забрались в спальники. ЧХВ сегодня: 2 ч. 50 мин. Путь по дол. р. Балбанъю можно посмотреть на фрагменте карты М 1:100000.

    8.04.2005 г. День 15. м/н - оз. Бол. Балбанты - База "Желанная" - ст. В. Инта


    Фото 59а
    Подъем дежурных в 3-00, всех - в 3-30. Температура на улице минус 32 град. На горелках сварили завтрак, а выключать их не стали - хоть какое-то тепло, пока соберемся. Ясно и безветренно. (Фото-59a)


    Фото 60
    В 6-35 вышли к базе Желанная. В 7-05 были там. Точнее в сам поселок из десятка домиков мы не заходили, а остановились у дороги, где она пересекает реку у выхода из озера. (Фото-60) Видно, что по дороге прошла на базу сегодня ночью или утром машина. На базу сходили вдвоем. Выяснилось, что вахтовка, на которой мы сегодня должны уехать, совсем недавно, к исходу ночи, пробилась сюда, потратив на дорогу в метели в несколько раз больше времени, чем обычно - около полутора суток вместо 7-8 часов. Если бы не ясная погода, которая установилась вчера вечером, машина вообще бы не доехала. Водитель спит. Договорились, что в 8-30 он подъедет и заберет нас.


    Фото 60а
    Пока же мы катались с горки у берега озера, чтобы согреться. (Фото-60a) Вышло солнце и потеплело до минус 25 град. В 8-40 загрузились в подъехавшую вахтовку и поехали. Довольно скоро поняли, как сложно ехать по этой "дороге". Утрамбованные колеи, вокруг которых - рыхлый снег, водители очень метко называют "рельсы". При малейшей ошибке управления, машина слетает в целину и приходится выбираться, иногда долго и тяжело. Скорость не превышает 20 км/час. В среднем же - еще меньше. Конечно, когда "рельсы" раскатают получше, скорость увеличится.

    В 10-30 проехали пос. Сана-Вож (до него от базы Желанной около 30 км), где кордон нац. парка. Поскольку вахтовка принадлежит геологам и возит на базу продукты и людей, нас не остановили. Теперь едем вдоль р. Кожим. Около полудня пересекли ее. Остановившись на острове, чтобы посмотреть на красивые виды вокруг. Здесь проходит граница нац. парка Югыд-Ва. На правом, высоком берегу информационные плакаты, домик-приют, где можно ночевать, но никто не живет постоянно. Теперь дорога-колея идет по холмам, довольно полого кажется, после центра гор.


    Фото 61

    Фото 62
    В 13-30 остановились у ручья Бетью. (Фото-61) Водитель набрал воды в несколько канистр - для дома. Здесь очень вкусная вода, как он объяснил. Рядом торчит гребенка заснеженных скал. (Фото-62)

    В 18-00 доехали до станции юных туристов в г. Инте, где с помощью Геннадия Коковкина развесили сушить вещи, сходили в баню, закупили продукты, сварили и съели ужин и сели на маршрутку до ж/д вокзала. Там были в 23 ч.

    Итоги, выводы, рекомендации

    Поход пройден в установленные сроки без особых отклонений от основного маршрута. Группа однажды воспользовалась запасным вариантом, и еще не успела взойти на в. Карпинского и в. Старуха-Из, что отражено в разделе "Изменения маршрута и их причины".

    Маршрут строился как ознакомительный, чтобы получить впечатление от нового для нас района. Впечатление благоприятное. Хочется еще раз побывать там. На маршруте встретились интересные и красивые места, некоторые считаются "жемчужинами" Приполярного Урала:
    1) Массив Манараги
    2) Массив Народы
    3) Совершено технически сложное восхождение на два зуба (башни) в. Манарага.

    4) Было совершено восхождение на высшую точку Приполярного Урала. Это в. Народа (Народная, Поэнурр) (1895 м).

    В техническом отношении маршрут соответствует требованиям, предъявляемым к лыжным походам 4 к.с.

    Учитывая уже довольно длинный световой день, мы планировали более длинные ходовые дни, чем это привычно по январю-февралю.

    Поскольку постановка и сворачивание лагеря, многие бивачные работы приходятся на темное время суток, у каждого был фонарь-налобник. У большинства - светодиодная "Tikka" фирмы Petzl. Это позволило каждому продуктивно работать в темноте, дежурить, пилить дрова, собираться и т.д. В палатку для освещения не стали брать газовую лампу или свечку. Вполне хватает налобников у каждого.

    Группа использовала горелки и, следовательно, имела возможность ночевать не только в лесной зоне. Благодаря этому мы не разу не практиковали "ночных хождений". К тому же вторая половина маршрута проходила по безлесным местам. В зоне леса вечером и утром топили печку для просушки одежды и обуви и предотвращения холодовой усталости. Для облегчения костровых хлопот мы взяли костровую сетку, что, совсем не зря - надо очень бережно относиться к северной природе. А после костров на земле осталось бы несколько кострищ. Если бы не было сетки, то пришлось бы рыть костровую яму. Что явно проблематичнее, чем повесить сетку между деревьев.

    Группа подошла к финишу с хорошим запасом сил, что вполне объяснимо: поход изначально не планировался как сверхспортивный или изматывающий.

    Погода вначале была очень удачной, а после Манараги уже не баловала - 2 полных суток отсидки и пару полудневок - пережидали метель. В среднем днем температура около минус 10град. Ночью же - около минус 20 град. Снега в горах много, хотя наверху этого не скажешь - сдут.
    Также надо сказать, что поход удался еще из-за того, что весна в этом году поздняя. Нас предупреждали, что в начале апреля уже не стоит ходить по Приполярному Уралу - высокая лавиноопасность. Но, в связи с невозможностью отпроситься на работах раньше, пришлось идти в эти сроки. Не рекомендуем другим повторять. Может не повезти.

    Полезные ссылки по снаряжению, Приполярному Уралу

    http://www.progressor.ru:8080/outdoor/ - Обязательно почитайте! Там и по снаряжению разному толково и вообще о походах.

    http://tourism.at.ru/- это поисковая система "Туризм", где можно найти почти все, что надо нам, туристам. В том числе в разделе "Регионы" ссылки на сайты по Приполярному Уралу.

    И сайт горного клуба МГУ: http://www.geolink-group.com/tourclub/ - Здесь можно найти статьи по одежде, ботинкам, снаряжению, приглашения в походы, школы туристской подготовки, отчеты о походах и др.

    Вольный Ветер - газета для любителей странствий и приключений - http://www.turizm.ru/veter

    Также полезной была брошюра "Вершины центральной части Приполярного Урала. Путеводитель по национальному парку "Югыд Ва"". Сыктывкар 2004 г. Она продавалась в московских тур. магазинах.

    http://uralkomi.narod.ru/ и http://kozhim.narod.ru/ - стоит зайти посмотреть.

    Лыжи Бескид: оборудование и подготовка

    • Дырки диаметром 6 мм в носках лыж и веревочки кольцом в них + стропа с карабином для волочения лыж за собой на подъемах.
    • Кольца большие и надежные + запасные кольца для палок.

    Вечная проблема - крепления

    которые были у большинства одинаковые: полужесткие, тросиковые. Щечки у нас не ломались, но рвались ремешки. Рекомендация: стропу для ремешков нужно брать двойную, 25 мм. Пазы, где проходит ремешок, надо обработать надфилем и шкуркой, чтобы снять острые кромки.

    Если есть возможность, то надо поставить щечки креплений (можно без средней пластины) на платформу, которая шире щечек. Платформа может быть сделана из дюралевого листа толщиной 2 - 2,5 мм. или соответствующей прочности пластины из стали, титана. Щечки можно приклепать или привинтить. Конечно, эта конструкция делается под один размер обуви (точнее обуви с бахилой), но зато щечки не висят в воздухе, а имеют хорошую опору, и не гнутся и не ломаются. См. рисунок: Есть более простой выход: ту же дюралевую пластину с просверленными четырьмя отверстиями под шурупы поставить под стандартное крепление. Пластины можно заготовить дома, а поставить в поезде. Эффект тот же: щечки имеют опору и не гнутся и не ломаются, даже если их раздвинуть max широко (например для тех, кто ходит в полуторных вибрамах). И при этом остается возможность "подгонять" крепления под другую обувь.

    Если хватает сил и терпения, то утром, перед выходом, а лучше вечером, пока лыжи не использовали для установки палатки, надо проверять канты (особенно в носовой и пяточной части) и крепления. У нас у каждого было по личному запасному тросику и платформы под креплениями - щечки не ломались. Лучше найти новосибирские и т.п. крепления - обычные тросиковые все-таки - ненадежны. И бахилы рвут щечками (Аленка, Маша, Женя)

    Стропы для носков в крепления - обычная галантерейная не годится. Надо "чулок" шириной 23-25 мм, тонкого плетения.

    Обработать надфилем и шкуркой пазы в щечках, чтобы снять заусенцы - небрежная штамповка. Хорошо обработанные напильником пазы для строп в носках креплений, плюс обмотанные (дома! в тепле) изолентой, плюс хорошая стропа - ни разу за поход не порвалась ни у кого - Саша Третьяков.

    Палки: Чем прочнее тем лучше. Металл. Алюминий можно. Длина по плечо или чуть меньше (по подмышку).

    Кольца. Чем больше площадь опоры тем лучше, но должны оставаться дырки. Хороший вариант - старые палки с кольцами на ремешках из кожи. Можно усилить стропой.

    Совершенно не годятся стеклопластиковые и углепластиковые палки!

    Бахилы. From: Dmitry Chetverikov

    Весят такие бахилы 300-700 гр в зависимости от галош (самые легкие - тонкие сероватого цвета) и ткани. Галоша обрезается примерно 1-1,5 см если смотреть сбоку и 3-4 см спереди. Материал - авизент, кордура, рюкзачка, любой плотный капрон, критерий - "дышимость"/влагонепроницаемость.
    У меня сделаны из так называемой "дельтапланки" - плотный каландрированый капрон. Т.к. в основном хожу на "Бескидах", то на внутренней стороне бахилы внизу делается двойной слой ткани, т.к. бывает цепляешь бахилу кантами. Для удобства одевания и придания формы "сапожок" сзади можно поставить молнию - но надежность конструкции при этом несколько понижается. Сверху раньше вставлял шнурок с танчиком - сейчас рекомендую специальную круглую в сечении резинку с танчиком - держит значительно лучше. Сзади в месте пришива ткани к галоше вшивается капроновый шнурок диаметром 6мм - и завязывается спереди прямым узлом без бантиков, концы заправляются под шнурок же. Высота бахилы - чуть ниже колена при завязанном нижнем шнурке.
    Готовый "сапожок" пришивается к галоше толстыми капроновыми нитками - никаких строп не надо. Лучше всего это сделать в обувной мастерской на специальной машине. У меня пацан один взял ткань, галоши, мою бахилу пришел в мастерскую и сказал - сделайте мне также - и ему сделали 1:1, взяли 150 руб. Так что + цена галош (30 р.)+ капрон (50-70 руб.) - и вот цена бахил.
    Считаю обязательным элементом бахил подбахильник - невысокий мешок или "сапожок" из полартека, синтепона. Одевается прямо на ботинок, при этом конденсат образуется между ним и тканью бахилы и ботинок практически всегда остается сухим. Использование подбахильника позволяет носить тонкий или средний носок в ботинке (главное чтобы не была плотно зажата в ботинке) при любой температуре. Hа ботинки 43 размера с подбахильником у меня галоша 30 размера - все сидит идеально.
    Кошки ношу советские платформенные с оторванной лягушкой и переделанной пряжкой-затяжкой.

    Просмолка лыж. From : Roman Nasonov (выдержки)

    Деpевянные лыжи пеpед началом сезона стоит пpосмолить. Раньше это делали в "Металлоpемонте", но можно и самомy. В "Споpттоваpах" покyпаешь "смолy для лыж" ($0.3-$0.5 за тюбик), наносишь ее на лыжy, pастиpаешь кyском ткани или стаpой газеты и гpеешь лыжy газовой гоpелкой или паяльной лампой (я гpел над газовой плитой). До кипения доводить не надо. Смола пpи этом впитывается в дpевесинy. Повтоpять несколько pаз до полyчения темно-коpичневого цвета. (Пpедyпpеждаю - гоpячая смола сильно пахнет, запах пpиятный, но домашние могyт и не одобpить.) Эта пpоцедypа сyщественно yлyчшает качество лыж, скольжение лyчше, подлип меньше, "отдача" тоже yменьшается.

    Из переписки перед походом

    Народ, каждый берите запасной тросик! В ремнике только 1 шт на всякий случай! Прикиньте сколько денег с собой взять, чтобы рассчитаться и осталось ~ 200 руб на обратную дорогу. Собирайте рюкзаки заранее! Если отложите на последние часы, то обязательно будете не успевать и что-нить забудете, а то и опоздаете. Не забывайте паспорта - их иногда проверяют вместе с билетами проводники перед посадкой! Нитки для сшивания спальников - кто берет кроме рамнабора? Вино-водка-спирт-самогон-ром-джин - в поезд - каждый берет по вкусу. Личного снаряжения не берите излишек - общественным и продуктами все равно нагрузим по норме. Фонари налобные, легкие (с тремя большими батарейками не годятся) брать всем. Запасных батареек не надо брать, только новые сразу вставьте. Сменную обувь, тапочки и чехлы для лыж призываю не брать! это лишний вес. Забросок у нас не будет. Кто что не успеет упаковать дома из продуктов, допакуем в поезде, только берите пакеты от соков\молока и др. тару.
    ...Примерно так и должно быть, но поливитамины и адаптогены уже надо пить, а не в походе начинать!
    Норма аскорбинки считается до 1 г в день на чел, но в моей практике хватало и 0,2-0,3 г в день, а при первых признаках простуды - доводили до 1 г.
    Галоши бывают всех размеров. Можно купить бахилы рыбака (бахилы от костюма химзащиты) и заменить голенище - у них галоша из тонкой резины и широкая как раз под вибрам. У меня и Зеленцова как раз такие. Размер 30 хватит на 46 размер ботинка с подбахильником.
    A вот просьбы и замечания медика: напишите пожалуйста (или позвоните), что знаете о своих хронических заболеваниях, а также о всяких особенностях организма, которые могут проявиться в походе. Информация конфиденциальна. В каждом конкретном случае обсудим, возможно стоит либо вам взять какие-нибудь специфические лекарства, либо мне немного скорректировать список аптечки. Также мне всё это нужно, чтобы по неведению не дать вам противопоказанное лекарство, а ещё на всякий случай, кто его знает, что может случиться. Меня также интересует, нет ли у вас аллергии на какие-нибудь лекарства. Во-вторых, о личной аптечке. Несмотря на то, что у меня, надеюсь, будет всё необходимое, минимальный личный набор медикаментов приветствуется. У каждого должен быть с собой бинт стерильный в герметичной упаковке - заменитель индивидуального перевязочного пакета. Если слабые связки, то и эластичный тоже (хотя несколько у меня будет), пластыри (на случай, если натрёте ногу или пораните палец, когда я буду далеко), больше ничего не надо таскать и дублировать групповую аптечку. И ещё: нет ли у кого-нить небьющегося градусника? Было бы неплохо, а то у меня есть только ртутный, а по опыту народа они бьются только так.

    Что учесть еще при подготовке лыжного, и не только, похода. (по трем походам)

    СНАРЯЖЕНИЕ

    1. Коврик – два ижевских или один толстый буржуйский, хотя для трех чел. достаточно два дополнительных коврика. На 9 чел. в "Зиме" было 14 ковриков - хотелось еще один для полного комфорта.
    2. Рукавицы и перчатки – на резинки.
    3. Трубки для ремонта лыжных палок.
    4. Проверить пластины для ремонта лыж - отверстия совпадать должны.
    5. Запасной комплект батареек для фонарика в январские походы и еще раз напомнить, чтобы батарейки новые брали.
    6. В ремнабор брать широкий рулонный тканевый пластырь в дополнение к изоленте.
    7. Изоленту искать мягкую, эластичную и липкую. В сильные морозы можно вообще не брать.
    8. Эпоксидка - брать ли ее - зависит от концепции ремонта сложных поломок.
    9. Коллективные спальники для длинных людей - проверить, чтобы умещались.
    10. Пуховые спальники и куртки отсыревают. Только если поход большей частью с печкой, тогда можно брать.
    11. Топор поострее и поколунистее, если надо колоть дрова на печку.
    12. У нас на 12 чел был кан 10 л под чай и 7.5 л - под кашу. Хватало прекрасно.
    13. На 9 чел в 2005 г Прип. Урал было 5л на чай и 7 л на кашу - хорошо.
    14. Сделать матерчатый, из непромокаемой ткани чехол для канов.
    15. Мобильники - перед походом выяснить зону приема, аккумуляторы, получить баланс для последующего расчета.
    16. Бензина или керосина немного для заброски, если ее делать собираетесь. Урал - много росомах водится.
    17. Прекрасно обошлись без газ. лампы или свечей - Тикк хватает на все.
    18. Если лыжи горные - предусмотреть как делать отверстия если понадобится крепление переставить - простым шилом не просверлишь!
    19. Для ЦК из лыж - эспандер и веревочку или регулируемую стропочку - высоту выставлять.
    20. Подбахильники, особенно когда без печки - обязательно!
    21. Мазь Серебрянку или свечку от подлипа в марте-преле - обязательно, как и темные очки и, м.б. немножко крема от загара.
    22. Записи летописца вести на заскотченном с одной стороны листе по одному на каждый день, или найти морозостойкий диктофон.
    23. Фотоаппарат лучше найти без батареек (старые мыльницы)
    24. Тубус в палатке обмерзает, лучше затяжку вести через люверсы.
    25. Спирт и Газ не забывать включать в раскладку или еще куда, но вес учесть.

    Раскладка и вообще питание.

    1. Спирт и Газ не забывать включать в раскладку или еще куда, но вес учесть.
    2. Сказать всем про кружки и миски - брать большие ( не меньше литра-полутора миска и 350-500 мл - кружка) и удобные, чтобы передавать можно было через других и не наполнять одним половником до краев.
    3. Сухих специй брать побольше и поядреней. У нас было 2 баночки из под витаминов с карри - дожил до конца, 1 банка с кр. перцем - почти дожил, черный - не дожил, хмели-сунели или т.п. - не дожил, вегету вообще не стоит брать - соль в основном. Сухая зелень кончилась в начале.
    4. Кетчуп, горчица и хрен ушли в первые 3 дня, наверно не стоит брать, если вес всего снаряжения и так велик. Хотя Чили дольше проживет.
    5. Леденцов было по 5-6 шт на чела каждый день - не съедали. Хотя раскладка была сытная и не голодали. Предложили заменить леденцы и сушки на колбасу или сыр.
    6. Самодельное мясо в жире - было по 2/3 или больше литрового пакета на раз - многовато на 9 чел.
    7. Контролировать качество тушенки, если уж ее брать - не соевую!!!
    8. Борщи в пакетах и досыпки - хорошо!
    9. Зуки стоит брать немного брать наверно, но я в этом не уверен. На Урале зука нужна была в кол-ве 6 пакетиков, пока была вода на подходах.
    10. Карпюр со шпротами - только как запасной вариант, а не основной. Народу не понравился.
    11. Сахар уходит примерно по 3 куска на еду на чел + песок в утреннюю кашу. (Урал)
    12. Печенье на завтрак лучше, чем любые сухари.
    13. Если шоколадки типа батончиков или Натсов, Марса - по одному на чел, на морозе делить их неудобно совсем - крошатся. Лучше наши, советские "Аленки" и т.п.
    14. Сыр не заворачивать в фольгу, только в холстину просоленую. Форму сразу придавать параллепипеда, иначе делить сложно. Летом все равно - растает и форму потеряет.

    Что не забыть при покупке продуктов

    Паковочный комплект

    1. Скотч - 5 рулонов
    2. Маркер - 2-3 шт
    1. Веревочка для увязывания коробок
    2. Коробки среднего (типа из-под водки) размера для забросок или транспортировки вещей/еды до поезда
    1. Пакеты мал пищевые, не совсем уж дохлые 100-300 шт
    2. Пакеты с ручками
    3. Чулки дешевые (15-20 р)
    4. Салфетки или пару рулонов бумаги в поезд
    5. Ершик или губку для мытья посуды

    9) Если заброска - пакеты для мусора черные на 120 л по 2 пак на 1 коробку

    Наблюдения наших друзей, ходивших в другой поход этой зимой

    1. Не брать рыбу в масле - промерзает начисто

    2. 60 грамм крупы + 30 грамм сухмола + 10 грамм масла + 15 грамм изюма

    на кашу с утра много - не доедали почти всегда. Стоит пожалуй уменьшить

    норму крупы и сухмола.

    3. Во всех походах - проблема с сахаром. Его всегда больше, чем нужно!

    Может быть стоит по сахару выяснять, сколько РЕАЛЬНО кусков сахара будет

    съедать в день участник. Все время получается, что сахара - большой

    излишек и на него постоянный коммунизм. Может быть меньше сахара -

    больше сладкого? И как-нибудь продумать паковку открытой коробки -

    пересыпать во что-нибудь, иначе сыреет и крошится.

    4. 30 грамм сала на вечер - идеальная порция

    5. Отличная вещь - сублимясо от Раскладки. Если не доварить, то

    получается кусочками, которые приятно жевать, если доварить - тоже очень

    вкусно. Рекомендую :)

    6. Нет смысла брать кофе - даже заядлым любителям в лом с утра ради него

    вылезать из спальников :) А вот в горный поход надо, если есть любители.

    7. Чай - не брать крупнолистовой - плохо заваривается.

    8. Отличная вещь для разнообразия - продающийся сейчас почти везде

    напиток "земляничный ройбуш". Стоит порядка 60 рублей 100 грамм, такой

    порции хватает на 3 раза. Дороже, чем обычный чай, но идет на ура. Ну и

    каркадэ конечно.

    9. Специи лучше в сухом виде - не промерзают. Любителям очень острого -

    в супермаркетах есть такая штука в маленьких баночках, называется

    перцовая паста. Маленькой баночки (грамм 150) хватает дней на 6-7.

    10. Не стоит брать лимоны - промерзают начисто. Может быть брать выжатый

    лимонный сок в баночках, такой продается?

    11. Следить за тем, чтобы сухофрукты были хорошо просушены.

    12. Карамельки и леденцы все-таки брать стоит, как только начинаются

    серьезные ходовые дни - уходят даже из запасов КП :)

    На Урале было по 3 леденца - уходили с трудом.

    13. Сырокопченая и полукопченая колбаса - идеальные продукты :) Пожалуй

    на обед стоит на 9 человек брать полный батон колбасы. Сыр идет чуть

    хуже, но тоже хорошо.

    Обеспечение безопасности на маршруте

    1. Контрольно-спасательная служба. Сыктывкар.
    167000,Сыктывкар,ул.Горького,2,Пушко В.Л., т. 2-5616,
    Телеграф: СЫКТЫВКАР ТУРИСТ КСО

    2. Интинский КСО.
    169830, Коми АССР, Инта, ул. Куратова, 16,
    Щедринский Лев Менделеевич, т. 3-2075,
    Телеграф: ИНТА "ТУРИСТ" КСО

    3. Печорский КСО:
    169700, Коми АССР, Печора, ул.Лесная,11,т.5-1591.


    Все опасности, с которыми может столкнуться группа при прохождении данного маршрута, можно разделить на три группы:

    1. Лавинная опасность.
    2. Опасность срыва на крутом склоне.
    3. Опасность ненадежного льда на реках.
    Прохождение лавиноопасных участков:
    Два-три раза пришлось идти с распущенными лавинными лентами, но в целом лавинная опасность небольшая из-за относительно малого количества снега в верховьях долин, в горах. Во всех случаях группа старалась выбирать наиболее безопасный путь, пользуясь известными рекомендациями. С собой имелось 3 лав. лопаты и два лав. листа. В принципе почти любой склон может оказаться в той или иной степени опасным.
    Обеспечение безопасности на крутых склонах:
    Склоны крутизной до 30° проходились на лыжах или пешком с самостраховкой лыжными палками. Более крутые склоны - провешивали перила и(или) использовали кошки.
    Владение лыжной техникой у всех членов группы было весьма различным, поэтому быстро преодолевать спуски, как и подъемы и траверсы у нас не получалось. На крутых участках поднимались/спускались по линии падения воды или серпантином. Некоторые склоны отличались обилием камней или были зафирнованы, спуски/подъемы по ним на лыжах были нерациональны, тогда шли пешком.
    Возможные провалы под лед рек и озер:
    С такой опасностью мы столкнулись в дол. р. Дурная Ель и на озере Мал. Балбанты. В остальных местах реки были настолько мелкие, что была опасность только намочить лыжи и одежду.
    Травмы и обморожения:
    Серьезных травм за время путешествия не было. У каждого участника имелся индивидуальный перевязочный комплект. У всех были ветрозащитные маски, теплое личное снаряжение.

    Также надо добавить, что три наших лавлиста, скрепленные болтами, образуют сплошной настил, шириной 50 см и длиной 160 см. Остается привинтить его к лыжам, чтобы получились легкие на ходу сани-волокуши. Передний край одного листа специально для этих целей загнут, как у санок. Этот лист используется и как подставка под печку.

    Далее >>


    Поделиться ссылкой

    Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
    © 1999-2021 Mountain.RU
    Пишите нам: info@mountain.ru
    о нас
    Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100