Перевод: Игорь Паша, Москва

Восхождение на Эльбрус в 1829 году.
Архивные материалы.

Читайте другие материалы автора на Mountain.RU:

Восхождение на Эльбрус в 1829 году. Часть 2
По-над Джантуганским плато
Когутайские записи Часть 1
Панорама Центрального Кавказа с вершины Кезген.
Ледник "Семерка" крупным планом
Приэльбрусье в фотографиях
Арктангенс Донгузоруна
Поль Дирак на Эльбрусе
Кавказ с пика Вулея
На Кыртыкско-Ирикской дуге
Вулей и Шхельда на торгах Cristie's
Часть 7. Военная подоплека Эльбрусского похода

На днях мне в руки попала статья, опубликованная в 1829 году в одном из номеров французского журнала путешественников и географов по горячим следам экспедиции генерала Эммануэля к горе Эльбрус.

Это редакционная статья. Ее первая часть посвящена измерениям высоты Эльбруса, проведенным в 1813 году русским астрономом В.К. Вишневским, а вторая дословно воспроизводит сообщение от 2 августа 1829 года о восхождении на вершину Эльбруса, которое совершил Киллар Хаширов.
Сообщение дали участники восхождения, наблюдавшие за его выходом на вершину из верхнего лагеря.

Привожу выполненный мной перевод этой статьи.

ВОСХОЖДЕНИЕ НА ГОРУ ЭЛЬБРУЗ
УРОДЛИВОГО ХРОМОГО ЧЕРКЕСА

(Ascension du Mont Elbrouz par un Cherkesse contrefait et boiteux. Nouvelles Annales des Voyages et des Sciences Geographiques, Onzieme Annee (Octobre, Novembre, Decembre 1829), Deuxieme Serie, Tome XIV, p.120-124. Paris, Librarie de Gide Fils, 1829).

Викентий Карлович Вишневский (1781-1855)
- российский астроном,
практически точно установивший
в 1813 году высоту вершины Эльбруса.
Тифлисская газета публикует подробности научной экспедиции на гору Эльбруз с самой высокой на Кавказе вершиной. Мы приводим эти подробности с некоторыми необходимыми пояснениями. Вначале мы должны напомнить нашим читателям, что высота Эльбруза была точно измерена в 1813 году известным астрономом г-ном Вишневским, членом академии наук Санкт-Петербурга. Подробности своей работы он привел в 7-м томе Мемуаров этого ученого общества, и мы заимствуем оттуда следующий пассаж, который раскрывает, какими методами был получен результат его работы.

«В мае 1813 года я отправился к горе Эльбруз, желая максимально приблизиться к ней. Но со своими инструментами я не мог довериться горцам, не подвергая себя большому риску. Поэтому я ограничился проведением измерений у крепостей Константиногорская и Кисловодская, откуда наблюдал видимые зенитные и азимутальные расстояния, связанные с этой горой, а также показания барометра и термометра. Нужно было также определить тригонометрически расстояния от этих станций до горы Эльбруз, но поскольку обстоятельства не позволяли мне измерить там достаточно большую базу, я предпочел рассчитать эти расстояния от географического положения Ставрополя и станций Константиногорская, недавно мной определенного, с использованием азимутов горы Эльбруз, которую я оттуда наблюдал. Высота над уровнем моря трех упомянутых выше станций была определена при сравнении показаний барометра и термометра, полученных мной и г-ном Лохтиным в Астрахани. Собрав таким образом необходимые данные, я вывел из них высоту горы Эльбруз более точно, по двум различным определениям она составляет 2898 туазов». (1 туаз = 1.949 м, 2898 туазов = 5648 м – чертовски точно!! – И.П.)

Адольф Яковлевич Купфер
(Adolf-Theodor Kupffer, 1799-1865)
- геолог, минералог, руководивший научной
программой экспедиции Эммануэля.
Эльбруз имеет две отчетливые вершины. Г-н Вишневский нашел, что средняя высота восточной вершины равна 2878 туазов над уровнем моря, а высота западной вершины – 2898 туазов. Мы должны рассматривать эти определения как более точные, нежели те, о которых сообщается в нижеследующей статье, поскольку ее авторы не описывают методику, на основании которой заключили, что Эльбруз имеет высоту 16800 над уровнем Атлантического океана.

Вот рассказ об их восхождении. (Далее в квадратных скобках примечание редакции журнала – И.П.)

Горячеводск [русское название термальных вод горы Бештау], 2 августа.

Наша экспедиция вышла от горячих вод к Эльбрузу 26 июня, командовал ей лично кавалерийский генерал Эммануэль. [Разве можно командовать экспедицией без личного участия?] Экспедицию сопровождали: минералог г-н Купфер, зоолог музея Санкт-Петербургской академии наук г-н Менетрие, ассистент-профессор физики г-н Ленц, ботаник из Дорпа г-н Мейер и служащий на шахтах Луганского завода г-н Вансович.

Преодолев все дорожные трудности, 8 июля мы прибыли к подножию Эльбруза и встали лагерем на реке Малка. Багаж был оставлен в 15 верстах от Эльбруза. Одно пушечное орудие было перевезено дальше на 8 верст от лагеря. Крутизна подъемов и спусков, а также узость троп, проложенных вдоль крутых склонов, не позволяли продвигаться дальше иначе как пешком или налегке на лошади, но и не встречались нам на всем пути ни непроходимые болота, ни какие-то другие естественные препятствия, которые, по словам Клапрота и других путешественников, защищают подходы к Эльбрузу.

Киллар Хаширов (? - ?) - первовосходитель
на вершину Эльбруса.
Таким на период событий 1829 года
рисует его официальная историография.
Погода нам не благоприятствовала. Туманы и постоянные дожди делали наш поход очень тяжелым. Подойдя к подножию Эльбруса, мы намеревались дожидаться хорошей погоды, но к нашей радости на следующее утро небо прочистилось, и обе вершины Эльбруза предстали перед нами во всем величии.

Господа академики решили воспользоваться столь благоприятной для их предприятия погодой. Мы поспешили снабдить их всем необходимым для их трудного похода – колами, веревками, и т.п. Их сопровождали несколько черкесов и добровольцев из числа казаков. Они покинули лагерь в девять часов утра и лишь к вечеру, пройдя 8 верст, достигли первых снегов, где расположились на ночь. 10-го числа они вышли в путь в три часа утра. Им очень помогал мороз, и они вполне успешно продвигались, однако путь становился все более затруднительным, потому что снег начинал таять и прилипал к ногам. Они были вынуждены делать частые остановки и разделились на маленькие группы. Оставшись в лагере, мы с сущим любопытством наблюдали за медленным продвижением путешественников. К девяти утра они одолели более половины подъема и установились на отдых за скалами, полностью закрывшими их от нас. Час спустя один единственный человек показался выше скал и весьма твердым и размеренным шагом направился к вершине Эльбруса. Напрасно мы ожидали того, что за ним последуют другие: никто не показался – напротив, многие из них стали спускаться. Взгляды всех нас прикрепились к тому, кто дерзко шел дальше. Отдыхая через каждые пять-шесть шагов, он отважно продвигался. Совсем уже у вершины он скрылся в скалах. Зрители ждали его появления с интересом и нетерпением. К одиннадцати часам его вдруг увидели на вершине Эльбруза. Ружейный залп, музыка, песни и радостные крики огласили воздух при виде этого. До вечера мы оставались в неведении, кто был тот, кто первым из смертных поднялся на самую высокую гору Кавказа, которую до сих пор считали недостижимой. По возвращении путешественников мы поняли, что смельчаком, который осмелился попытаться в одиночку подняться на вершину и реализовал эту возможность, был кабардинец (черкес) бывший пастух по имени Килиар, уродливый хромой человек (выделено курсивом в оригинале – И.П.). В вознаграждение он получил предложенную генералом Эммануэлем премию– 400 рублей ассигнациями (450 франков) и пять аршин сукна.

Один из академиков – г-н Ленц – поднялся на высоту 15200 футов. Полная высота Эльбруса над уровнем Атлантического океана определена величиной 16800 футов, т.е. около 5 верст по вертикальной линии.

(Оставшиеся два абзаца – о видах вблизи лагеря и обнаруженных на маршруте минералах и полезных ископаемых – я здесь не перевожу – И.П.)

Видимо, на рубеже 1829-30 гг. в западных научных обществах сходных сообщений о восхождении на Эльбрус со ссылкой на Газету Тифлиса было немало. Вот, к примеру, заметка в Бюллетене географических наук о сообщении, представленном Парижской Академии наук известным нам из школьной физики Гей-Люссаком:

НАБЛЮДЕНИЯ, ПРОВЕДЕННЫЕ НА ГОРЕ ЭЛЬБРУЗ г-ном КУПФЕРОМ,

И ПЕРВОЕ ВОСХОЖДЕНИЕ НА ВЕРШИНУ ХРЕБТА КАВКАЗА

ОДНИМ ЧЕРКЕСОМ

Observations faites sur le Mont Elbrouz par M. Kupfer, et première ascension de la sommité de cette chaine du Caucase par un Tcherkesse. Bulletin des Sciences Géographiques, etc. Economie Publique, Voyages. Paris, 1830. Tome XXI, p.497-501.

Г-н Гей-Люссак сделал сообщение в Академии наук о письме от г-на Купфера, профессора из Казани, отправленном 29 июля 1829 г. из термальных вод Бештау. В письме описаны различные физические наблюдения, проведенные на Эльбрусе, горе с самой высокой на Кавказе вершиной. Сопровождали г-на Купфера 600 русских и 550 казаков, что было необходимой мерой безопасности в тех диких странах. Ученому профессору после долгих тягот удалось подняться на один из высочайших пиков Кавказа. По его оценкам, он достиг высоты 15400 футов (1 парижский фут (pied) = 0.3001 м, 15400 футов = 4620 м – И.П. ).

(Далее в заметке говорится об определении высоты Эльбруса, проведенном Вишневским (2898 туазов = 5648 м) и Буцовским (2783 туаза = 5424 м), и затем воспроизводятся уже известные нам «подробности о научной экспедиции на горе Эльбруз» от Газеты Тифлиса, которые также представил Гей-Люссак. Очень интересна концовка заметки):

Из наблюдений, которые представил г-н Купфер, наиболее интересны, по-видимому, те, что устанавливают убывание магнитной интенсивности пропорционально высоте. Это согласуется с опытами, которые провели во время своего воздушного путешествия господа Био и Гей-Люссак, и – особенно – Гей-Люссак, поднявшийся над Парижем на высоту 21474 фута (21600 футов над уровнем моря) во время памятного одиночного аэростатического восхождения в 1804 году (21474 фута = 6444 м, 21600 футов = 6482 м – И.П. ).

_______________

Сообщение из Газеты Тифлиса быстро распространилось по России и, естественно, дошло до столицы: 19 сентября (1 октября) 1829 года его перепечатал Журнал Санкт-Петербурга . В Западной Европе оно тоже очень скоро вышло за пределы научных кругов, о невероятном восхождении «хромоногого кабардинца» заговорили, исправно цитируя первоисточник, энциклопедические издания. Одно из них – книга о «самых замечательных творениях в науке, промышленном искусстве, литературе и изящных искусствах» (Revue encyclopédique ou analyse raisonnée des productions les plus remarquables dans les sciences, les arts industriels, la literature et les beaux-arts. Tome XLV, 1830. p.209-211).

Успех!

Молодцы, очень интересный материал.Так держать!Я тоже была на Эльбрусе,но до вершины недобролась ещё.Но ещё не вечер.Удачи!

ответы на отзывы

Спасибо за отзывы.

35-страничная статья Вишневского о его поездке к Эльбрусу и измерениях высоты горы - здесь: http://www.biodiversitylibrary.org/item/38580#218 . Это факсимильное воспроизведение публикации на французском языке, вышедшей в 1820 году в 7 томе Мемуаров Императорской академии Санкт-Петербурга.

Предположение о том, что заметку в Газету Тифлиса давали сопровождавшие экспедицию военные, действительно получается методом исключения. Но обсуждать эту заметку лучше вкупе с другими высказываниями очевидцев, к которым есть доступ и которые вскорости будут выложены :)

Весьма

интересно и поучительно, коротко и ясно.

кто писал?

Интересно, кто эти участники похода, от лица которых ведется описание? Раз это не кто-то из "господ академиков", которые в то утро все отправились к вершине, то кто? Кто еще ходил с ними на маршрут, если не армейские и местные? Но местные и рядовые так писать не могли. Неужели кто-то из командного звена? Написали ведь не в научных трудах, а в газете! Хотел бы пожелать, чтобы у Вас нашлось время продолжить это исследование.

Восхождение на Эльбрус

Игорь спасибо! Очень интересно. Небольшое уточнение - Вишневский Викентий КАРЛОВИЧ. Нет ли у Вас статьи с подробностями измерения высоты Эльбруса, сделанные Вишневским? Заранее благодарен. В.П.