Люди и горы > Люди >

Обзор 2013 Часть 2
Высокие горы

Хиты

На Броуд Пик зимой 2013 поляки продемонстрировали решимость и выносливость.

Иранцы летом - силу и волю.

Румыны на Нанга Парбате - смелость.

Но два восхождения на Аннапурну по Южной стене стали самыми яркими событиями 2013 года.

Ули Штек проложил новую линию по Южной стене Аннапурны за невероятно короткое время - 28 часов.

Легкость и безупречность, с которой он это проделал, наводят на мысль, что для него самого процесс не был сложным.

Однако Ули характеризует свое тогдашнее состояние следующим образом: "Я был на пределе физических и психических возможностей. Только теперь я начинаю понимать, какой период в жизни прожит.

Я настолько был поглощен мыслью об успехе на Южной стене, что ничего другого для меня не существовало, я вытеснил все остальное из головы".

За блестящей импровизацией Ули последовала наполненная драматизмом сцена из классического альпинизма в исполнении французов Янника Грациани и Стефана Бенуа.

Спустя всего две недели они повторили маршрут Ули Штека.

Как справедливо отметил Линдсэй Гриффин: "Трудно представить другой случай, когда маршрут на восьмитысячник такого масштаба и исторического значения был бы повторен в столь короткий срок после первопрохода".

Вокруг

Толпы народа, новоиспеченные горовосходители, траффик и "рекордсмены мира" - Эверест все больше и больше становится туристическим объектом, куда настоящие альпинисты ни ногой.

Тем не менее, весной 2013 сразу две сильные группы задались целью сходить что-то стоящее.

Но скандал на Эвересте спутал все карты.

Не только для Симоне Моро, Ули Штека и Джона Гриффина.

Репутация Эвереста (как объекта для серьезных восхождений) в канун празднования 60-й годовщины первого восхождения Эдмунда Хиллари и Тенцинга Норгея также несколько пострадала.

Еще одной горой, заработавшей дурную славу в 2013, стала Нанга Парбат.

Расстрел альпинистов в базовом лагере, более 50 эвакуированных из района. Все экспедиции, с той стороны, были свернуты.

Оставались опасения, что другие команды, приехавшие в Пакистан, также рискуют быть подверженными нападению.

К счастью, этого не произошло.

19 июля четверка румынов поднялась на Нанга Парбат по Шеллу (Schell).

Несколько команд будут пытаться пройти Нангу зимой 2013/14, но шрам, оставшийся от летней трагедии, не зарубцуется долго, если такое рубцуется вообще.

Спасработы на высоте

Еще не так давно спасательные работы с привлечением вертолета осуществлялись на высоте базового лагеря или же из первого и второго лагерей.

Но прогресс не стоит на месте.

Весной 2013 Симоне Моро и его компаньоны из Fishtail Air сняли людей, терпящих бедствие на склонах Эвереста и Дхаулагири, выше отметки 7500м.

14x8000

30 апреля Чэнг Дава (Chang Dawa) поднялся на вершину Шишапангмы и стал 31 человеком, завершившим программу 14 восьмитысячников.

Он самый молодой в элит-списке, на момент восхождения Чэнгу исполнилось 30 лет и 9 месяцев.

Чэнг - второй непалец, поднявшийся на все восьмитысячники мира.

Его обскакал собственный брат, Мингма Шерпа.

Еще одна маленькая деталь: Чэнг и Мингма - единственные братья в списке 14x8000.

Ким Чанг-Хо (Kim Chang-ho) закрыл программу 14x8000 20 мая 2013.

Ким - первый из корейцев, кто сумел это сделать без искусственного кислорода.

Кроме того, Ким взошел на все 14 вершин за семь лет, десять месяцев и шесть дней, что делает его самым быстрым в списке.

Он обошел легендарного Ержи Кукучку (Jerzy Kukuczka) на один месяц.

Испанец Оскар Кадиак (Oscar Cadiach) поднялся на Канченжангу в плохой день, тогда пятеро погибли на спуске.

Летом он вернулся со своей первой попытки штурма на Гашербрум I из-за непогоды.

В тот день на вершину взошли трое других испанцев.

Все они пропали на спуске.

Неделю спустя Оскар поднимается на свой 13 восьмитысячник - Гашербрум I.

В его коллекции не хватает только Броуд Пика.

Еще один испанец Карлос Паунер (Carlos Pauner) поднялся на вершину Эвереста 22 мая, ставшим его 13-м восьмитысячником.

Паунер был совсем рядом с вершиной Шишапангмы в 2012, но принято считать, что он не мог дойти до Главной вершины (хотя изначально он заявил о восхождении).

Позже он оставил следующий комментарий: "В темноте ночи не разберешь, наивысшая ли это точка или что-то очень близкое".

* * *

В 2013 было совершено несколько интересных восхождений в Гималаях и Каракоруме на "невысокие" вершины, но об этом в третьей, заключительной части обзора.

Обзор 2013
Часть 1
Год больших потерь в больших горах

Друзьям. Лешка Болотов

Лечь на дно

Юго-Западная стена Эвереста. 15 Мая 2013 года

Да и хлеб с ним!
Памяти Лехи Болотова

Памяти Алексея Болотова

Лёха!

Алексей Болотов. Интервью

Польская зимняя экспедиция на Броуд Пик. Лагерь свёрнут, команда возвращается домой. Томаш Ковальский и Мачей Бербека объявлены пропавшими без вести

Польская зимняя экспедиция на Броуд Пик. Контакт с пропавшей двойкой так и не налажен.
К лагерю 3 отправилась пакистанская двойка

Вышли вместе – вместе умрем?