Автор: Сергей Карпухин, Мытищи, МО

Гранитные города Улахан-Сис

• Они существуют! И они потрясающие!
  • Неизвестные ландшафты планеты. Гранитные города Улахан-Сис
  • Гранитные города Улахан-Сис. Мордор и Лотлориэн
  • Гранитные города Улахан-Сис. Вокруг света по гранитам
  • Гранитные города Улахан-Сис. Что там ещё есть
  • Похвальненские останцы

Останцы мы стали видеть ещё задолго до того, как прибыли в Похвальный. Наверное, километров за пятьдесят или чуть поменьше, впервые заметили эти скалистые гребешки на вершинах сопок в некотором удалении от берегов Индигирки. Это уже впечатляло, но было непонятно всё ли мы видим или только небольшую часть. Сколько вообще там этих останцов? Но в любом случае, то что мы видели было многообещающим. Уже не терпелось туда забраться. Однако пешком, да с тяжёлыми рюкзаками и неизвестная дорога. Сколько это времени займёт и усилий тоже было непонятно. Радовало то, что 600 километров по Индигирке мы прошли довольно быстро и на весь поход к останцам у нас теперь оставалось целых пятнадцать дней. Роскошь, на которую и не рассчитывал. Ещё пять дней заложили на выход от Похвального в Чокурдах. Поэтому вполне могли себе позволить отдать один день на отдых в Похвальном, баню и неспешные сборы в поход.

Утром четвёртого июля вышли в путь. Хозяева ещё спали, в заполярье в летнее время у людей обычно смещается суточный график, ложатся ближе к утру и встают не раньше середины дня. Но в наши планы они были посвящены. И в этот день относительно неплохая погода, державшаяся все эти десять дней сплава, начала портиться. Как идти нам объяснили. Здесь есть вездеходная дорога, которую так просто не найти, если не покажут. Вот по ней и нужно идти километров пятнадцать, а потом уже без дороги через тайгу выходить на голые сопки кряжа Улахан-Сис и поверху идти туда, куда нужно. В этот день мы и не планировали уйти дальше этих пятнадцати километров. Алексей объяснил, что где-то там есть избушка, рядом с дорогой, в которой можно переночевать. Так и думали сделать и уже на второй день двигать непосредственно к останцам. Но оказалось всё не так. Оказалось, что дорог тут параллельных несколько и мы где-то видимо пошли не совсем так и избушку где надо не нашли. А к тому времени, как прошли эти пятнадцать километров, погода совсем испортилась, моросил дождь. И что-то как-то не хотелось останавливаться в такую погоду, тем более, что неожиданно не так уж много времени потратили на ходьбу. Вот так и решили ещё немного пройти и где-то там остановиться, где-то там, неизвестно где. Но дальше везде воды нормальной не было, чтобы устроить стоянку, была только в виде чавкающей жижи под ногами и небольших болотцев, где стоять никак уж не хотелось. Вот так неожиданно и со страху подошли вплотную к голым сопкам и первые останцы были уже совсем рукой подать. Ну и чего уж, так и полезли наверх, не устраивать же стоянку, когда вот она цель поблизости притаилась. Хотя откровенно вымотались. Да и погода мокрая утомила. Короче говоря, совсем даже сверх плана палатку ставили прямо у основания одного из останцов, который сразу же назвали Стариком, он тут вроде как за главного выглядел. Да и воду рядом обнаружили, а это тут оказалось не так просто. Вот уж не думал, что до первых останцов дойдём за один день. Однако это случилось. Мы молодцы! Вот только погода не только не съёмочная, но и откровенно мерзкая.

Вот сразу за тентом нависает останец. Это и есть Старик. Чуть левее едва заметная его Старуха, на фоне другого, которого ещё представлю ниже. Вот между ними и поставили палатку, как пришли. Место оказалось откровенно неудобное, да и вообще найти приличное место под палатку здесь непросто. Спать было неровно, в бока впивались острые камни, ветер рвал палатку. Когда проснулись, первым делом занялись переселением. Под тент нашли вот это укромное место. Здесь же единственный поблизости резервуар с водой среди камней. Палатку поставили чуть ниже.

Раз уж начал с некоторых бытовых аспектов, то эту тему и закрою, а потом уже представлю в лицах персонажи вот этого первого на нашем пути гранитного города. А зависнуть нам тут пришлось на несколько дней, потому что прежде чем идти дальше, нужно провести фотосъёмку здесь, чему не способствовала погода, да и разведку проводить в плохую погоду тоже не очень хотелось.

Погода не радовала и нам приходилось отсиживаться под тентом. Тут мы свили уютное гнёздышко. Почти со всех сторон от ветра защищали камни, а сверху от осадков тент, правда иногда ветер делал дождь горизонтальным, который временами переходил в снег и тогда всё это залетало внутрь. Но костерок согревал и оживлял это небольшое жизненное пространство, хотя иногда дым и выедал глаза. И что ещё удобно было, вот чуть подальше за Димой среди камней в углублении была небольшая укромная лужица с водой. А с водой здесь всё непросто. Источников никаких наверху нет. Есть только поверхность состоящая из гранитных глыб. С подобной местностью имею дело не в первый раз. И знаю, что иногда среди этих глыб можно обнаружить воду, которая имеет мерзлотное происхождение. То есть мерзлота оттаивает и даёт эту воду, а не уходит она из под камней по одной простой причине. Её держит непроницаемый для воды слой глинистых осадков накопившихся за счёт разрушения этих самых гранитов до такого вот тонкодисперсного состояния. Но такие резервуары с водой ещё поискать надо.

Убежище действительно мы нашли довольно удобное.

Тут же рядом с костром удобная щель, которую использовали как полочку. И от дождя закрыто.

А чуть ниже вообще настоящая берлога, куда складывали дрова. А можно было и от залетающего под тент дождя-снега спрятаться.

Пережидание непогоды или ожидание погоды довольно тягостное мероприятие и нужно чем-то себя занять. Вот охота за дровами самое то. Их тут ещё походить пособирать нужно, что-то типа грибной охоты.

Палатку мы тоже спрятали за большим камнем, в понижении. Но пришлось долго выравнивать поверхность, выкладывая ветками. Ровную поверхность без камней тут невозможно найти.

Ну всё, пора представить этот каменный или точнее гранитный город, где обосновались. Для начала вот вам карта. Контуром обозначен этот ближайший к Похвальному останцовый массив. Потому так и назвали - Похвальненские останцы. Его довольно чётко можно разделить на четыре отдельных комплекса. 1 - Ближний. 2 - Средний. 3 - Верхний. 4 - Дальний. Мы жили в Среднем.

Верхний комплекс совсем неинтересный и его даже представлять не буду, а все остальные имеют свою характерную особенность и явно выделяются отдельные персонажи.

Ближний комплекс.

Если идти от вездеходной дороги, то это будут первые останцы. Хотя когда мы забрасывались, то зашли как-то сбоку и сразу в Средний. Но начну именно с Ближнего.

Собственно вот и вся основная часть Ближнего комплекса. Слева композиция - Пароход, дальше пошли Сапог и Монах и ниже группа - Ходоки. Эти тут не все влезли. На заднем плане маячат Средний и Верхний комплексы.

И по отдельности:

Пароход.

Сапог и Монах.

Пароход, Сапог и Монах со стороны Среднего комплекса.

Средний комплекс. Место нашего обитания. Пожалуй, самый богатый комплекс.

Самая представительная композиция - Стена Гоблинов. Она двойная, вот за этой видимой есть ещё одна параллельная и между ними укромное пространство.

Стена Гоблинов анфас. Обратите внимание на белые полосы от щелей. Это гнёзда птиц. Каких? Скорее всего чёрного ворона, мы их тут видели несколько, но не на гнёздах. Гнёзда были пустые. Кто тут ещё живёт покажу потом.

А вот здесь мы как раз заглянули внутрь, между двумя Стенами Гоблинов. Дальше видим скалу с полосой наискосок. Это Гвардеец.

Здесь я увеличил фрагмент, чтобы подробнее разглядеть Гвардейца. Слева от него тоже персонаж, который назвали Кающийся Грешник. Но отсюда он так не выглядит. Ниже увидите его в правильном ракурсе.

Рядом со Стеной Гоблинов расположен вот этот характерный камешек, который назвали Птеродактиль. Дальше за ним выглядывают Старик со своею Старухой, а совсем далеко Ближний комплекс целиком.

И ещё интересный камешек Лягушка рядом со Стеной Гоблинов.

А вот это друзья, композиция без названия. Можете проявить свою фантазию. У меня есть предварительное имя для левой части - Рубанок. Но можно придумать и что-то получше.

Собственно вот на дальнем плане, на самом верху и есть Кающийся Грешник. Слева останец без названия.

Есть тут ещё шахматная композиция. При этом ракурсе - Король и Ферзь.

А по другую сторону за Королём и Ферзем притаилась Пешка, справа от неё Слон и Ладья. А вот коня нет, ускакал куда-то конь.

Шахматная композиция обитаемая. Здесь нашла приют колония стрижей.

И совершенно отдельно на отшибе, уже даже не на гребневой части, а чуть ниже по склону притаился останец Отшельник. Здесь он на фоне преобладающей вершины Ат-Хая.

Ну и наше селфи среди узнаваемых фигур.

Дальний комплекс. Сходили сюда как-то раз, когда погода дала короткую передышку.

Ещё кода только шли в первый день, издалека с нижнего ракурса, да сквозь лес, было непонятно какие останцы ближе. Иногда казалось, что вот эти две фигуры ближние и надо идти к ним. Но потом оказалось, что они как раз самые дальние. И уже тогда, несмотря на ишачку под дождём, у меня разыгралась фантазия и эти два останца получили название - Мороженка и Петушок.

Но при ближайшем рассмотрении оказалось, что посреди Мороженки и Петушка притаился Пирожок.

Вот крупным планом Петушок и Пирожок.

А это Мороженка.

Издалека Дальний комплекс не кажется таким уж богатым, только вот эти уже представленные фигуры выделяются. Но на месте оказывается тоже есть целый городок.

Вот это всё пока никак не называется и ждёт ещё своих фантазёров.

Индигирку от Похвальненских останцов видно, а потому их видно и от Индигирки. Вот этот массив мы и видели, когда плыли. Но теперь уже стало понятно, что это всего лишь малая часть всей этой Гранитной Цивилизации и настоящее открытие ждёт нас дальше, на южном и восточном склоне вершины 588, где на карте разбросана куча треугольничков. Эту часть не было видно ни от Похвальненских останцов, ни с Индигирки. Но всё же сомнения были. Вроде бы да, на карте есть, но кто его знает что там в реальности. Может быть ничего интересного и не окажется. И это была основная интрига, раскрыть которую мешала плохая погода. Хотя, Похвальненские останцы уже была неплохая добыча, и если даже по ту сторону ничего не окажется, всё равно этого уже совсем немало.

По ту сторону Индигирки Полоусный кряж. Там тоже можно найти останцы, но не в таких количествах и не такие представительные. Есть они, например, рядом с озером Ожогино. Но там я ещё не был.

Гранитные города Улахан-Сис. Разведка территории

Похвальненские останцы мне понравились. И даже думалось, что если и нет там ничего за бугром, то и это уже совсем немало. И всё же мы надеялись, что к югу и востоку от вершины 588 обнаружим нечто чудесное. Не зря же там столько треугольников нарисовано на карте. Но это ещё нужно было проверить, а чтобы провести разведку надо было дождаться хоть какой-то приемлемой погоды. Мы не хотели туда идти с полной выкладкой, для начала нужно было провести разведку налегке, и потом уже по результатам решать, переселяться на новые территории или нет в этом никакого смысла. Как уже говорил, на Похвальненские останцы мы пришли в конце дня четвёртого июля или уже началось пятое, не важно. В последующие дни погода давала кое-какие поблажки и это позволило нам как-то отснять этот гранитный город. Но устойчивого состояния так и не возникало, чтобы можно было спокойно пойти. Утром девятого решили всё же выдвигаться, по крайней мере когда выходили дождя не было. Маршрут наметили прямо через вершину 588, чтобы сверху увидеть всю территорию. Издалека путь казался довольно гладким, но когда стали подниматься непосредственно на вершину, стало понятно, что так здесь ходить не следует. Вся гора завалена курумником, идти нормально не получается, приходится прыгать с глыбы на глыбу и контролировать каждый шаг. Вот уже и пирамидка триангуляционного пункта, который когда-то давно поставили топографы, замаячила совсем рядом, возвещая о скором выходе на самую верхнюю точку. Дима в это время шёл чуть левее, а точнее чуть восточнее за перегибом. И тут я увидел его сияющее лицо и большой палец, поднятый вверх. Через десять шагов в его сторону Это увидел и я. А Это была очень протяжённая каменная стена, состоящая из плотно стоящих отдельных останцов прямо на вершине сопки ещё восточнее, далеко за распадком. Правее стены в ряд выстроились отдельные останцы и группы. Ух ты! Китайская стена! - это первое, что я произнёс. Вот так этот город и получил своё название.

Это снимок сделан не с самой вершины, а когда несколько спустились вниз.

То, что мы увидели, ввергло меня сразу же в состояние эйфории. Да, Чудо есть! Теперь уже понятно, что всё было не напрасно. Теперь надо было спуститься вниз и может быть даже дойти до этой стены, чтобы понять где здесь можно базироваться. Чуть ниже вышли к одинокому останцу на склоне вершины 588, где явно надо было немного поснимать. Понятно, что это был не простой останец на склоне преобладающей вершины, он тут вроде как за все окружающие города отвечает, а сколько их тут пока было непонятно. Вот и дано ему было имя - Сторожевой. Тут как назло налетел очередной заряд дождя из тучи, но я уже поставил штатив в боевое положение. Прикинул, что вот если сейчас солнце выглянет из-за этой локальной тучки, то мы окажемся как раз между солнцем и Сторожевым и тогда вполне может прямо над ним загореться радуга... Да! Пусть не такая яркая, но радуга была. И это значит Сторожевой готов нас пропустить в своё царство. Территория гранитных цивилизаций открывалась для нас.

Всё это вдохновляло, конечно. Но были ещё и насущные вопросы. Судя по всему, Китайская стена и всё, что рядом, довольно суровое место. И если насчёт воды можно было не сомневаться, рядом виднелись снежники, то вот с дровами там видимо совсем глухо. Надо было что-то придумать. Но думать долго не пришлось, пока тут бегали с камерами, увидели и к югу от вершины 588 ещё несколько городов и ближний к нам, нижней своей частью уходил в лесную зону. Очевидно было, что место под будущую базу нужно искать именно там. Так что Китайская стена и что там за ней дальше пока пусть подождёт, идём смотреть город внизу.

Вот они останцы в правой части кадра, среди них и обрели впоследствии своё новое место жительства.

Пришлось пройти весь этот останцовый комплекс до самого низа, где предварительно и приметили местечко для базы. Как обычно, трудно было найти ровное место под палатку, но вода есть прямо под стеной и дров поблизости в избытке. Тут нас как раз дождик прижал и поснимать в этом городе пока не получилось, но всё у нас было ещё впереди. Теперь нужно вернуться в Похвальненские останцы, собрать всё своё имущество и переселяться в эти края обетованные.

Оставим пока всё это великолепие, мы ещё вернёмся.

Назад пошли уже не через вершину, а траверсом вдоль её южного склона. Прямо под этим склоном притаился ещё один город. Ещё один объект для будущих исследований. Его формы показались какими-то рваными, резкими, будто кто-то его пытался кромсать на части. Ух ты, Мордор! - вот такой у меня был возглас, когда остановились подробнее его рассмотреть. В последующие дни, когда смогли в него забраться, оказалось что это название как нельзя лучше подходит именно этому городу.

Правее этого города на соседней возвышенности есть ещё один город, он не в кадре. Этот город практически весь в лесной зоне, что и послужило причиной для его названия. Как? Пока потерпите и увидите и узнаете всё, но не сейчас.

Мы какое-то время постояли на склоне, дождались когда солнце осветит вот тот отдельно стоящий заострённый останец, напоминающий иглу. В последствии оказалось, что это не просто Игла. Снимал здесь телевиком, конечно.

Редкие деревца тут все угнетённые, сгорбленные, иногда надломленные или даже закрученные чуть ли не в бараний рог. И это понятно почему, ветра тут не редкость и сила их может быть чудовищной. И это тоже фактор формирования подобного ландшафта.

Дима тут будто в ореоле получился. Вот такая снизошла на нас благодать в этот день.

Красной точкой обозначен останец Сторожевой.

Гранитные города Улахан-Сис. Шир

На новое место жительства мы переселились 10-го июля. Разведка территории настолько нас воодушевила, что мы даже сначала решили прямо вот так без отдыха вернуться к Похвальненским останцам, собраться и сразу же идти обратно в облюбованный нами город. Но когда вернулись, поняли что слишком устали, а на часах это уже была ночь. Потому решили всё же хоть немного поспать. От Похвальненских останцов до новой базы идти примерно 8 километров. Путь теперь разведан, ходить здесь надо огибая с юга вершину 588.

База теперь будет в самом нижнем или южном окончании останцового комплекса. Новое место было довольно уютным, под палатку нашли таки довольно ровный пятачок. Тент растянули в укромном месте, закрытым с севера скалами, между которыми оставалось кое-какое пространство. Сам по себе городок небольшой, но уютный и останцы в нём довольно выразительные. Нижней частью город уходит в лесную зону, с дровами проблем нет. Воду мы нашли прямо под стенами чуть выше палатки. Пришлось правда разгрести небольшую ямку, чтобы удобнее было набирать. Какое-то время мы или никак не называли свой город или просто называли Базовым. Но постепенно строение всей этой обширной территории гранитных городов как-то структурировалось и в конце концов город обрёл своё окончательное имя. Раз уж поблизости находится Мордор, вот он на соседнем гребне, а мы тут вроде как два хоббита, бродящих по Территории с определёнными целями, то и городок наш должен называться Шир.

Это верхняя часть города Шир, а ракурс в сторону нижней части.

Теперь здесь наш дом родной.

Место под палатку. Тент и костёр левее, не видно за деревом. Вода правее под стеной уже за пределами кадра.

Обжились мы тут неплохо.

Несмотря на то, что место было укромное и хорошо закрытое, ветра иногда допекали нас. И в один момент пока спали, ветер порвал тент. Тент зашили, но снова натягивать не стали. Переместили костёр ближе к скале правее, а сами у костра ютились под нишей. Место было неплохое, но смущал один нюанс - вон та каменная голова сверху. Эту скалу так и назвали Голован и шейка у него тоненькая такая. Несколько неуютно было сидеть под ним.

Для наглядности специально телевиком снял эту голову. Может быть останец ещё лет сто будет тут с головой стоять, а может и в любой момент её лишиться. На дальнем плане это уже из Мордора. Туда пойдём в следующий раз.

Здесь тоже погода не часто радовала и запасаться дровами было одно из занятий в часы простоя.

Ну теперь давайте знакомиться с местными жителями и с самим городом.

Это один из самых выразительных здесь останцов - Воевода. В разных ракурсах.

В тумане останцы смотрятся ещё таниственнее и даже более одушевлённо.

Многие останцы имеют более узкое основание. Это можно объяснить. Здесь контакт останца с землёй, то есть уже контрастная среда, ускоряющая разрушение. Но главное то, что здесь часто скапливается вода, а это агрессивная среда для камня. Проникая в микротрещины и каверны, а потом замерзая и расширясь, она работает как долото.

Этот останец назвали Камертон. Если Воевода всего-то метров десять с кепкой, то Камертон выше двадцати будет.

Вот этот слева - Гусь. А на спине у него птенцы катаются.

Гусь, а справа целый зоопарк. Посередине вроде Пингвин, справа Бабуин, а дальше сами придумайте.

Вот я вам тут одну интересную вещь покажу. Пингвин и Гусь конопатые птицы. Бока у них усеяны тёмными пятнами. Это ксенолиты. Когда граниты, ещё в жидкой фазе, прорывались из недр земли к поверхности, то рвали на куски сформировавшиеся задолго до них твёрдые породы и куски от них тащили за собой. А потом эти куски так и остались внутри, когда граниты затвердели. Скорее всего, ксенолиты базальтового состава. Вот посмотрите, ксенолитами густо усеяны два отдельно стоящих поблизости останца. Это лишний раз доказывает, что это единый гранитный массив сформированный глубинными силами земли. А затем уже внешними и естественными процессами из этой монолитной массы были сформированы вот эти чудесные фигуры. То есть, идея некоторых товарищей по поводу того, что это мегалиты установленные неведомыми древними цивилизациями, ещё раз теряет смысл, которого и без того нет. А ксенолиты мы тут часто видели, просто вот здесь они уж очень часто натыканы.

Это фрагмент от Пингвина.

А это Гусь.

Ну и отдельные композиции. Тут ещё остаётся место для фантазий и будущие исследователи смогут её проявить и дать свои имена.

Это где-то в средней части Шира.

Чуть ниже начинается лесная растительность.

Вот я сечас даже затрудняюсь сказать, что это за композиция. Вполне возможно так выглядит тот самый зоопарк, только с обратной стороны.

Вот здесь справа от меня, за кадром совсем рядом, Камертон стоит. А сама композиция просто композиция.

Вот вам узнаваемые лица.

А вот это самая нижняя композиция, вид с западной стороны. А мы живём с восточной, в нижней её части. Вот Голован с той стороны выглядывает. А называется вся эта композиция - Кто крайний?

Вообще в заполярных широтах, а тут конкретно чуть выше 69 градуса, лето не очень хорошее время для фотографов. Солнце если и прячется где-то за горой, то по сути за горизонт не уходит. И от этого то самое режимное время не возникает. Ну то есть, закаты-рассветы со всевозможными оттенками красного не дождёшься. Однако в один из вечеров, а вернее это даже была ночь, кое-что застать удалось. Пробегал часов до трёх ночи, благо что рядом с базой. Некоторые персонажи вы тут легко узнаете.

Пожалуй надо его просто назвать - Истукан. Типа с острова Пасхи.

И некоторый картографический материал.

Зелёным оконтурен Шир. Красная точка - место базирования.

На этом космоснимке весь город Шир.

Увеличенный фрагмент нижней части. Красным место под палатку.

Продолжение следует...

E-mail для связи с автором: karpukhins@mail.ru