Автор: Кирилл Белоцерковский, Алма-Ата

Скалолазание на Тамгалы-Тас в марте 2017

Мы прилетели в Алматы из Симферополя. Ольга поехала домой, а я остался в аэропорту. Через пару часов прилетели участники, приехал Юра и увёз нас на Тамгалы-Тас, скалы на берегу реки Или.

Два раза в год мы проводим там скальный курс Альплагеря Туюк-Су: учим лазать, и показываем мелочи, которые делают жизнь скалолаза проще или безопаснее.

В этот раз участников было всего пятеро, комплект на одного инструктора. Учил я, поэтому остальные инструктора — Макс Тен и Ратмир Мухаметзянов, лазали в своё удовольствие.

Чтобы сделать район интереснее для участников и местных скалолазов (на самом деле для себя), я с весны 2014-го пробил там 25 коротких маршрутов, и четыре мультипитча по две верёвки. Пока, конечно, не Геикбаири, но я работаю: каждый год добавляю по несколько маршрутов.

Игорь Андреев и Татьяна Погорелова на Тоторо

Мы три дня лазали с верхней страховкой, чтобы вспомнить как это делается. Двоим вспоминать не пришлось, они сразу лазали с нижней. На четвёртый день взялись за мультипитчи. Сначала отработали все перестёжки-перевязки на коротких маршрутах, потом перебрались на мультипитчи под Висячим камнем.

Игорь Морозов после дня лазанья

Чтобы участники вырастили новую кожу на пальцах, нужен день отдыха. Отдых был только у пальцев: я попросил Макса провести занятия по спасработам. Пока народ катал друг друга по скале, я насверлил дырок рядом с Винни-Пухом и компанией. Закончил в середине дня, поэтому решил приклеить крючья, чтобы не терять время.

В скалолазании используют два вида крючьев, которые остаются в скале навсегда: клеевые и распорные.

Клеевой анкер
Клеевые крючья требовательны в установке. Сверлят отверстие с дополнительными пазами, чтобы немного «утопить» крюк в скалу. Продувают, чистят металлическим ёршиком, снова продувают и чистят. Затем дозатором наливают клей. Я не разбираюсь в строительной химии, поэтому просто покупаю заведомо хороший клей Хилти. После клея, медленно вращая, вводят крюк. Так воздух выходит наружу и отверстие равномерно заполняется клеем. Потом вытирают лишний клей и маскируют дырку: сыплют пыль и мелкие камни, чтобы крюк меньше портил вид скалы. В зависимости от марки клея и погоды, крюк заработает в промежутке от получаса до двух суток. Муторно, но красиво и долговечно. Да и никакой коллекционер не скрутит.

Распорный анкер
Распорные крючья устанавливать одно удовольствие: высверлил дырку, продул, забил крюк, закрутил гайку и готово. Механизм внутри распёрся и будет держаться, пока не сгниёт или не растрескается порода кругом. Такие крючья живут от нескольких лет во влажном климате, до десятилетий в сухом. В любом случае они портятся быстрее, чем клеевые.

У меня было что-то среднее. Я вклеил в скалу шпильки Хилти — куски металлического прутка с резьбой. На них повесил уши и гайки. Такими же я оборудовал часть маршрутов на Яблоках. Мороки как с клеевым, а выглядит как распорный. Так себе наборчик, но лучше пробивать маршруты так, чем совсем ничего не делать.

Михаил Хабибуллин и конфеты, которые оставил Макс Тен
Крючья приклеены

Шпильки кончились на предпоследней дырке, в неё забил распорный крюк. Вот и славно. Давно стемнело и я не рассчитывал на горячий ужин, ан нет. Успел к запоздалым вареникам.

Вот обновлённый гайдбук по Тамгалы-Тас, все новые маршруты уже там.

Кирилл Белоцерковский, steelinside.com

Читайте на Mountain.Ru:

Скалы Тамгалы-Тас в октябре

Новый маршрут на Пирамидальный.
Технический отчёт

Свободная Корея. Маршрут Сергея Семилеткина. Техническое описание

Индийские тревеллоги

Пик Учитель по ЮЗ контрфорсу

Город, в котором модно умирать. Варанаси