Полезное > Конкурсы >

По версии Mountain.RU Открытие года
Андрей Васильев, Иван Осипов, Виталий Шипилов, Дмитрий Рыбальченко

Мемуары одной малоизвестной команды

Пожалуй, лучшей характеристикой восхождения, заработавшего приз зрительских симпатий на церемонии вручения национальной премии Золотой Ледоруб России, послужат слова старшего редактора American Alpine Journal Линдсэя Гриффина: «That's a great ascent of a well known «last great problem».

О самой команде мало что известно. Андрей Васильев, Иван Осипов, Виталий Шипилов из Ростова-на-Дону и Дмитрий Рыбальченко из Северодвинска.
Кьязо Ри - их первый серьёзный первопроход.

Мы – это трое из Ростова-на-Дону – Васильев Андрей (я), Осипов Ваня и Шипилов Виталик и один из Северодвинска – Рыбальченко Дима. Краткие биографические сведения и раскрытие характеров персонажей необходимы, но рассказывать об этом с серьезным лицом не умею и не люблю. Если вы хоть разок улыбнетесь, значит я все сделал правильно. Получайте:
- Ваня Осипов, староватый полуспортсмен 36 лет, родился, служил в армии и женился в Ростове-на-Дону. Больше ничем не примечателен.
- Виталик Шипилов – дремучий старпёр, где-то за 40 (никто не считал), но молодой духом и действом. Очень надеюсь, что статью не прочтет, а то у меня могут быть проблемы…
- Дмитрий Рыбальченко – еще совсем мальчишка, едва ли 27 лет отроду, но уже и мастер спорта, и инструктор, и гид со стажем, разве только что не комсомолец и хрен его знает красавец ли, я не соображаю в этом.
- Васильев Андрей – молодой, подающий надежды полуспортсмен 36 годиков, полуученый-математик. Имеет вредный характер и любит писать про друзей всякую гадость.
Начну описывать события, с далекого 2005 года, сначала речь пойдет о всех, кроме Димы (он тогда еще, наверное, не родился). Так что, отделяйте Диму, он не причастен к нашему вялому спортивному росту. У него все происходило намного быстрее и по-другому, пусть лучше сам расскажет.

Так вот, с 2005-2006 года мы втроем ходим вместе. Для меня – это и год начала занятий альпинизмом, парни начали заниматься пораньше, но активно тоже с 2005-2006 года. Очень важный толчок нам дал Юрий Юрьевич Арцишевский, он заметил нас среди других начинающих, рекомендовал хорошему тренеру и потом очень правильно направлял. С его подачи для нас начался спорт, без его поддержки не уверен, что лично я бы стал заниматься альпинизмом. Тогда у нас была довольно активная компания, но потихоньку все переставали заниматься, а мы как-то продолжали и продолжали. Начиная со 2 разряда, фактического тренера у нас не было, всё постигали сами методом проб и ошибок, в-основном, ошибок.

Особых звезд с неба никогда не хватали. Ходим так, как считаем нужным, у нас есть тактика и мы её придерживаемся. Серьезные восхождения (пусть это будут «шестерки») мы ходим, начиная с 2010 года. В 2012 году сходили свою первую 6Б – маршрут Крицука на 4810. Поймали тогда окно непогоды на 12 дней, продирались вверх короткими перебежками, спасали платформу от снежных паровозов и до изнеможения играли в преферанс прямо на горе. Но начало было положено, мы достигли маршрутов высшей категории и с тех пор лично для меня было очень важно, чтобы каждый следующий год мы делали пусть и маленький, но шажок в саморазвитии, как альпинисты-спортсмены. И с тех пор я стараюсь четко выделять эти шажки.

Каравшин, 2012 год

В 2013 году, благодаря Юрию Кошеленко и Василию Колисныку, съездили в ущелье Ашат и прошли первопроход (а вернее, наш маршрут определили, как вариант маршрута Плотникова) на Сабах. Сняли записку группы Петрова-Башкирова, датированную 1990 годом. Такое себе восхождение у нас тогда получилось. Очень потеплело в том районе, и старые маршруты, где нижняя часть идется по снежному рельефу, в обход скального бастиона, стали просто непроходимы. Там лупило регулярно, даже ночью, каждый час. Мы шли по скальному бастиону, сквозь какие-то водопады. Пару раз наблюдали такую картину – в 100 метрах от нас, на соседнем ребрышке просто так, сами по себе отваливались гранитные глыбы метра по 3 высотой. На нашей нитке все было спокойнее, двигались мы не быстро, но достаточно надежно.

А вот под верхом словили приключений. Основная трудность была в том, что никак не получалось обойти в верхней части стены большой внутренний угол веревок на 7. Из него регулярно (пару раз за день) сыпались лавины с камнями. К нему мы двигались под прикрытием нависаний и всегда находили укрытия под ночевки. Снизу нам казалось, что можно будет там как-то пройти в сторонке, обойти это дело. Но нет, не было там нормальных вариантов. Нам тогда повезло, ровно в тот день, когда нужно было проходить эту часть стены, стала непогода и не выходило солнце. Приморозило. Мы проскочили эту часть и ничего не сыпануло. Опасную часть проходили примерно часов 8. Подобные вещи я категорически не приемлю и не хочу ни для каких супер-мега побед и завоеваний играть в такую лотерею. Это был первый большой опыт чего-то нового, неизведанного – первый шажок засчитан.

На Сабахе, 2013 год

Как бы то ни было, опыт набирался, и в 2014 году на очном чемпионате в Каравшине мы уже ходили в нормальном, не стыдном темпе. Тогда прошли 3 шестерки на пик Слесова, одна другой краше. Это был следующий шажок – увеличение скорости.

Дальше мы сообща решили, что хотели бы попробовать себя на высоте. К тому моменту уже был успешный опыт Ленина и Корженевы. В том же Каравшине, очень удачно сложились обстоятельства. Николай Николаевич Захаров предложил участвовать в международной экспедиции на Победу в честь 70-летия победы в ВОВ. Основная цель 2015 года – Победа по классике. Активно стали тренировать выносливость. Тяжко, долго, сложно и в очень непростых условиях, но мы поднялись на Победу. Здесь же познакомились с Димой Рыбальченко из Северодвинска. Развитие в высотном альпинизме пошло – шажок, засчитано.

Атмосферное фото, выжидаем погоду для штурма в пещере на Важе, 2015 год

В 2016 году продолжилась эпопея с продвижением теперь уже проекта «Высота» Сашей Яковенко совместно с Н.Н. Захаровым и А.А. Пятнициным. Нас туда позвали, мы не нашли причин отказываться и с удовольствием согласились. Ваня ускоренными темпами рожал детей и не смог поехать. В этот год сходили на 5 семитысячников, среди которых, как известно, Победа… Опять. Для нас с Виталиком, это было уже второе восхождение. После первого раза я никак не мог себе представить, что через год опять туда пойду. Ну зачем? Коварная сложная гора. Я считал, что важнее не количество, а качество, и лучше сходить пусть не 5 гор, а меньше, но хоть что-то не по классике. Но, ввязался в Проект, цель была заранее обозначена, не уместно было выпендриваться. Не жалею, полезный опыт работы в большой команде с сильными и очень сложными характером спортсменами. Итого, 5 гор, все схожены хорошо, быстро и тактически грамотно. Наращиваем количество, оно обязательно перейдет в качество, получаем опыт большой команды – с натяжкой, но засчитано, шажок.

Попутно мы получаем самый наш мощный и неоспоримый плюс – мы ходим в одной компании (Ваня пару раз выпадал, но потом возвращался, а с Виталиком вообще каждый год вместе). Хоть характеры у нас и разные, но друг друга мы знаем очень хорошо, включая мелкие особенности. Мы научились подстраиваться друг под друга, где-то промолчать, где-то поругаться, где-то подбодрить, где-то сменить. Это очень важно, у нас нет супер лидера, который бы мог взвалить всё на свои плечи и протащить через всю гору всю компанию. Всё, что мы сделали более или менее серьезного, было сделано только силами команды. Это не громкие слова, это реально так. По одиночке, каждый из нас вряд ли бы отбарабанил целиком весь сложный маршрут.

Гребень Победы. 2016 год

В 17-ом году произошла осечка, мы планировали продолжать высоту, но с финансированием у «Высоты» были трудности, а сами мы слишком поздно засуетились, слишком поздно начали искать деньги и не успели. Ваня, как сам не свой, продолжал рожать детей. А мы поехали в Дагестан и вместе с нашими товарищами из Таганрога и Сашей Яковенко залезли 6Б Шановазова на Ерыдаг. Маршрут сложный, трудоемкий, но, я считаю, надо его раздеть. 6Б должна олицетворять собой некий эталон, направлять в нужную сторону. А тут игнорируется рельеф, дырки, дырки и еще потом много дырок. Никак не хочу занижать заслуги первопроходцев, но сейчас это явно не совпадает с вектором развития. Короче, тут маловато у нас развития получилось. Из явных плюсов – мы очень грамотно спланировали тактику восхождения, исходя из своих сил и возможностей. Основная сложность на маршруте в том, чтобы хватило воды. Поэтому мы использовали весь световой день, начинали лезть стабильно в 4 утра, а заканчивали незадолго до сумерек. Идеально вложились в график, воды хватило тютелька в тютельку, с небольшим запасом на полдня. Сходили маршрут за 5,5 дней, для нас это очень хорошее время. Подали маршрут на ЧР заняли провальное хрен пойми какое место. Ну да ерунда это, восхождение и правда ничем не примечательное, тогда на одном ЧР три команды один и тот же маршрут прошли. Шажок есть, но слабо, не засчитано.

Краткая характеристика 6Б на Ерыдаг

Пришло время 2018 года, Ваня угомонился и перестал рожать детей такими темпами. Тут уже мы были твердо убеждены, что нужно продолжать высоту и нужно наращивать качество. Потихоньку, без спешки, чтобы не убиться. Выбрали Свириденко на Хан. Супер-классика, супер красивая нитка. Пришли пешком на Южный, акклиматизировались и полезли. Не готовы мы оказались к такому рельефу. Нижняя часть стены – это очень разрушенные скалы. Многие команды обходили нижний бастион (где идет нитка первопроходцев) и шли по снежно-ледовому кулуару левее. Но всё тает, там бомбит, у нас не было даже такой мысли. В 2016 тут же, через эти же скалы, прошли братья Глазуновы с Ромой Абилдаевым и Сашей Ментовской. Быстро прошли. После трёх семитысячников. А мы прошли где-то 150–200 метров и дюльфернули. Везде чешуя, все ненадежное, я такое лазить не умею и не уверен, что хочу учиться. Мы посчитали, что это за гранью риска, который мы себе разрешаем. Обидно, но все считали решение правильным.

Нижняя часть маршрута Свириденко на Хан

Но не уезжать же без горы? Начали смотреть рядом – варианты первопроходов на Чапаева есть, но порода почти наверняка такая же или еще хуже. Сидели в базе, мялись, мялись, а тут смотрим и Дима Рыбальченко за соседним столиком сидит мнется. Он свою цель выполнил: поднялся с товарищем на Победу, упаковал и убрал с тропы тело своего тренера Михаила Ишутина, погибшего на 7300 в 2015 году. И тут Дима Греков невероятно вовремя подкинул идею. А чего вы налево смотрите? Смотрите направо, вон же, Победа стоит…Как раз, и иранцы с австрийцами только что спустились с Абалакова. То ли дошли, то ли нет, пойдите, мол, посмотрите. Сидели мялись мы почти неделю, а на Победу собрались и вышли за час. И Дима Рыбальченко согласился с нами идти.

Состояние маршрута было хорошим. Снегопадов за весь сезон было мало, иранцы спустились, торчали там чуть ли не 10 дней, ничего страшного не рассказывали. Мы сходили быстро. За первые 3 часа набрали километр и к первой связи уже были на «пьедестале». Дальше снег раскис и пошли значительно медленнее. Но все равно в первый день поставили палатку на 6200-6300. Была шальная мысль во второй день на вершину ломить. Была б хорошая акклимуха, то пошли бы. Но ее не было, и снега подсыпало. Поднялись на гору на третий день. На спуске к палатке (спускались по пути подъема) надурили жестко. Понимали, что не успеваем спуститься засветло, но не дойти до вершины совсем нас не устраивало. Вешки на поворотах ставили, погода нормальная. Подробности пропускаю. Итог – незабываемая ночь в паре сотен метрах от палатки, где-то среди сераков. Но, все прошло более или менее нормально, в меру холодно. На удивление, не пришлось ночью даже отмахивать ноги, ничего не прихватывало. В этот год наши друзья из o3ozone щедро одарили нас полным комплектом одежды. В итоге, мы схватили холодную на Победе без палатки и спальников, и никто не поморозился и не заболел. Вот такая вот самоотверженная рекламная компания. А что вы делали для спонсора? (не подумайте, мы конечно понимаем насколько это большой косяк, совершенно было не обязательно так делать и никому не советуем повторять).

Верхняя часть маршрута Абалакова на Победу, 2018 год

Получается, что сходили мы с Виталиком в третий раз на Победу, внезапно, никак не запланировано. И с каждым разом, мне эта гора нравится всё больше. Ничего не хочу слушать, маршрут Абалакова – не «классика», в смысле перил там нет + хорошая скорость. Так что, еще один шажок засчитан.

И, вот, мы незаметно подкрались к 2019 году. Следующим логичным шагом был первопроход на высоте. Где? Непал, там клёво, все говорят. Но как выбрать гору в районе, где ты ничего не понимаешь и столько всяких непонятных вершин? Оказалось, очень просто. Для этого нужно иметь мало денег. И тогда выбирать вы будете из списка «трекинговых вершин», из них довольно быстро отсеиваем пешеходные, потом убираем те, которые не нравятся и, в нашем случае, остались две – Чолацзе и Кьязо Ри. На Чолацзе крутая стена, явно есть вариант пройти очень сложную нитку, правее маршрута Шамало, но там уж больно много ниток рядом, а Кьязо Ри смотрится проще, но зато пустая стена. Примерно это нам и сказал Юра Кошеленко, мы еще помялись для вида, но потом прислушались. По фигу на все, деньги найдем, решили мы и купили билеты заранее. И что удивительно, но деньги действительно нашли, буквально за неделю-две до выезда. Спонсорам большое спасибо, смотрите логотипы на картинке.

Кьязо Ри, 2019 год

Выбор маршрута был тоже достаточно очевиден и принят единогласно. Он был продиктован самой стеной. Справа висит ледопад, с него валится, под ним развалины. Слева – кулуар, по которому течет вода целый день и нет-нет, да что-нибудь прилетит. Еще левее – это слишком слева, слишком далеко, нужно было бы гулять по полкам. Нитки там есть, но менее логичные, чем по центру. Ну и всё, встали на рельсы и пошли, дальше нигде не пытались накручивать сложность, везде обходили всё, что получалось. Поэтому иногда петляли, траверсировали. Но получилось логичная нитка. Сильно расписывать про гору как-то не хочется, я это уже несколько раз делал. Но вкратце, очень разнообразный рельеф: и вертикаль с нависаниями, и пологие скалы под снегом и льдом, и лазание на тяпках по льду, и драйтулинг, а наверху посчастливилось даже в скальниках по теплому граниту на 6000 м полазать. Внизу мы наметили пройти маршрут за 6-8 дней. Вышли на вершину на утро 8-го дня. Оказалось, сложнее, чем думали, но и хорошо, потому что дома мы переживали, как бы не было слишком просто. То, что смотрелось снизу широкими полками, оказалось покатыми плитами, засыпанными снегом. Намучались мы с ними, рельефа мало, приходится чистить, аккуратно переползать со скалы на тонкий снег.

Понервничали мы перед восхождением, когда первый раз увидели гору и обнаружили, что с верхней части за последний год-два отвалились куски 100 на 100 метров (см. серые пятна на фото). Но после наблюдения за стеной, убедились, что даже в сильный дождь камни летят редко. Потом было нервное ожидание погоды перед восхождением. Около десяти дней итого выжидали, уже боялись на обратный самолет не успеть, еще больше не хотелось возвращаться ни с чем, так старались и готовили поездку, но и в такую глобальную непогоду уж совсем не вариант было лезть.

Каким-то выдающимся восхождением это не могу назвать, но нам нравится, хорошо получилось. Хорошая нитка, в меру сложная, довольно безопасная, косяков не делали, тактически всё делали хорошо. Вот только телефон спутниковый совсем не обязательно было терять. Побегали немного за самолетом, догнали. Но это уже по тропам внизу, не считается. Однозначно шажок засчитан.

И, надо сказать, у нас уже готов следующий шажок. Надо идти выше. Благо, немного и в Непале освоились. А самое главное, команда у нас есть. Хорошая. Старпёров конечно многовато, но ничего, мы то с Димой еще молоды!

На фиг все эти гонки за ледорубами, фаст ен лайты, тренды-шмренды, я за соревнования, за конкурсы вроде золотого ледоруба и Piolet D’Or-а, но вот только, это не самоцель, а приятные сопутствующие мотиваторы. Мне не нравится тренд, что круче всего «в двойке, в удаленном районе, на неизвестный шести- семитысячник без поддержки, с максимально сложным и неизвестным спуском». Но мне нравится идея, что команда должна соответствовать выбранной цели. У двойки не на всяком маршруте стиль лучше, чем у тройки или четверки. Если удалось подобрать состав команды так, что восхождение получилось серьезно быстрее, то это круче, чем выстрадать его же в двойке. Понятное дело, что без ИТО лучше, чем с ИТО, и что быстро лучше, чем медленно. Только вот зацикливаться не хочу. Гор еще очень много, чуть ли на каждом восьмитысячнике есть варианты для разных по сложности первопроходов. Вызова всем хватит, какой стиль ни считай правильным. Мне ближе российский альпинизм, чем международные тренды. Хотя считаю, что вектор движения у нас одинаковый, только акценты разные.

За восхождениями я слежу, в теме, где кто и куда, но выделить отдельные «лучшие восхождения» не берусь. Я привык все оценивать с двух сторон. Везде есть недочеты, идеальных восхождений еще не случалось. Меня определенно больше вдохновляют достижения советской школы альпинизма. Скорее всего, потому что это где-то там, в книжках. А то, что видишь своими глазами, теряет магию и кажется, что намного проще. Траверс Победа-Хан – нереально. Самое главное понять не могу, как это в голову кому-то пришло? Когда там стоишь и смотришь – сзади Хан, спереди Победа, расстояния какие-то сумасшедшие… Логики вижу мало, но вызов и трудность впечатляют. Первопроход западной стены Макалу – ужасная трагедия, но то, какой маршрут они прошли и как – это выше всяких похвал. Но из-за трагичности ориентиром быть не может. Северная стена Жанну, и, в особенности то, как сложились обстоятельства и какое выдающееся достижение сделал Ручкин, пролидировав практически всю верхнюю часть маршрута – это нечто. Но такой экспедиционный альпинизм и провешивание перил месяцами – тоже не мой ориентир. Из последних восхождений – зимняя Аксу компании Глазунова очень впечатляет. Гонки по 6Б в Каравшине в 2014м году – огонь. Особенно, как команда Томска пошла в последний оставшийся день маршрут Тимофеева на Асан, потому что только что вернулся Питер и пару сотых балла у них выигрывал. А ведь до этого туда ходили намного медленнее, чем за день, в том числе сильные команды. С чего они решили, что успеют? Но успели. Марина Попова офигеть как впечатляет. Какого черта, она же девочка, так нельзя! Ули Штек на южной стене Аннапурны – супер, разрыв шаблонов, но я так не хочу. А вот Нирмал Пуджа со своим Project Possible вообще не впечатляет. То есть конечно он очень сильный товарищ и вообще красавчик, но назвать его крутым альпинистом никак не получается. И его пиар компания отталкивает. Типо, «этот проект не обо мне, не про славу», но «Я совершил 7 мировых рекордов, спас 3 человека» и всё это в одном предложении…и что-то вроде «Я продал свой дом, чтоб показать этим мальчикам и девочкам, что невозможное – возможно»… Ну да, конечно. Меня отталкивает такое самовосхваление до крайности. Дениса Урубко с его неприлично длинным перечнем первопроходов на восьмитысячники невозможно не упомянуть.

Да много чего еще. Но у меня свой путь. Повторять, как делает кто-то другой, я тупо не в состоянии. У меня очень много недостатков и пробелов. Я лучше медленнее, но сам, своей тропкой, без сверх достижений, но и без перехода за грань того риска, который я считаю допустимым.

Категория: Веха. Безенги — 60. Алий Анаев. «Хусеев сын»

Категория: Открытие года. Настя Рунова (коммерческий альпинизм)

Категория: Веха. История. Компания BASK

Категория: Прорыв года. Ришат Хайбуллин, Казахстан

Категория: Веха. 30 лет компании Red Fox

Категория: Проект года. Севастопольская Виа Феррата. Реализация: Юрий Круглов & Co

мнение ветерана

Молодец земляк твоя логика и восприятие мне очень нравятся . Старый любитель гор

Молодцы!

Классное восхождение и абсолютно заслуженная победа в высотном классе! Успехов в реализации планов! P. S. Написано здорово!