Полезное > Конкурсы >

Фото из архива автора

Итоги года по версии Mountain.RU Восхождение года
ЖАННУ Unfinished Sympathy

В марте 2019 года Дмитрий Головченко и Сергей Нилов сделали первопроход по восточной стене Жанну. На спуске заставили поволноваться. Вся мировая альп общественность следила за новостями, французы прислали фото с описанием французского маршрута, поляки встречали на леднике.
Рейнхольд Месснер в крупнейшей спортивной итальянской газете La Gazetta Dello Sport отметил, несмотря на то, что парни не были на вершине, «это исключительное восхождение, достойное Piolets d’Or. Bravissimi».

О Жанну мы давно думали, но, как ни крути, выходило дорого. А потом такой шанс: режиссер документального кино (и по совместительству альпинист и скалолаз) Элиза Кубарска сама нас нашла и предложила поехать вместе, мы долго не обсуждали.

Была одна проблема: стена большая, гора высокая, как-то сразу было понятно, что вдвоем этот маршрут не полезем, а Дима Григорьев, как раз нашел своё счастье вне гор и подзавязал с восхождениями.
Мы долго искали варианты, но тут опять на помощь пришла Элиза. Марчин Томашевски (Marcin Tomaszewski), один из сильнейших альпинистов Польши, автор нескольких десятков первопрохождений от Баффиновой Земли до Пакистана, согласился поехать с нами! Они даже приехали с Элизой в Москву, чтобы встретиться и познакомиться, обсудить сроки и детали. Таким образом команда была укомплектована, сроки определены, большую часть расходов берёт на себя киногруппа - можно ехать!

В конце февраля 2019 мы с Серегой прилетели в Катманду, там нас уже ждали Марчин и экстремальный оператор Кит Партридж (Keith Partridge), который оказался не просто крутым мастером своего дела с огромным опытом, но еще и потрясающим рассказчиком. Вечером прогулялись по Тамелю, поели мо-мо, запили всё это пивом "Эверест", а утром уже нас повезли к вертолету в аэропорт.

Первый этап - взвешивание. Оказалось, что 20 кг на четверых лишние, пришлось оставить высотную палатку, часть железа, скальные молотки, пару веревок. Всё это должно прийти прямиком в базовый лагерь, мы же летим на Еврокоптере в деревню Гунза, которая расположена на ЮЗ от Жанну. Это совершенно не "наша" сторона, но там живут главные герои фильма, шерпа Нада с женой Джомдо и сыном Давой. По сюжету мы должны встретиться в Гунзе, и потом они будут нашими проводниками под Восточную стену.
Перелет занял всего полтора часа с дозаправкой в Тапледжунге.

Сегодня первый день весны, но в Гунзе зима, снег лежит, и в тени заметно ниже нуля. Вся съемочная группа уже там неделю, они акклиматизировались на 3600, а мы втроём после обеда "побежали" вверх по тропе в сторону Северной стены.
Высота чувствуется, и морозец под вечер прихватил. Набрали 300 метров по альтиметру и по темноте вернулись в деревню.

Утром всей компанией идём на акклиматизацию и заодно на разведку прохода через перевал 4900 м, так как по слухам снега наверху очень много. С нами Нада и шерпа Пасанг.
Набрали около 700 м до чайного домика, местами действительно много снега, тропили по очереди, погода хорошая, солнце шпарит, а в тени холодно. Вернулись в сумерках, довольные прогулкой.
За ужином приходит новость, дальше чайного домика снега слишком много, носильщики не пройдут. Мы долго спорим и в итоге решаем, что завтра с утра вдвоем с Серегой идем тропить, а на следующий день выходит караван. Ночью выясняется, что днем я сжег глаза и утром превратился в слепого котенка с конъюнктивитом.

Серега один отнёс заброску в чайный домик, обернулся вдвое быстрее, чем накануне, тропа набита и чуть акклемался. Тем временем появился новый план, вместо того, чтобы рубиться через перевал, мы спустимся по долине вниз до 1500 м, там по джунглям перейдем в соседнюю и поднимемся в базовый лагерь. Это дольше, но зато надежно, на том и порешили.

Утром Пасанг побежал за заброской наверх, а мы вниз с караваном мулов. Два дня вниз, день на переход в другую долину (уже без мулов) и мы встретились с основным караваном носильщиков, которые уже должны были быть в базовом лагере, но из-за большого количества снега на перевалах двигались медленнее графика. Отсюда еще два дня до места Октанг, откуда нам всё же пришлось тропить, так как портеры наотрез отказались идти дальше.
Мы взяли продуктов на пару дней, бивуак и пошли сначала по боковой морене вверх, а потом по леднику Ялунг. Низкая облачность, плохая видимость, снежок наметает. В какой-то момент проходим ровную песчаную площадку и решаем, что это удачное место для ночевки, а завтра продолжим.

Утром погода звенит, вылезаю из палатки, а над нами Жанну - вот это красота! Собрались и побежали выше искать место для базового лагеря, но ничего удачнее места, где стояли ночью, не нашли. Постановили, что тут тогда бэйс кэмпу и быть: на песке тепло и мягко, а еще озеро рядом, хорошее место! По рации наудачу связываемся с основной группой и, о чудо, связь есть!

Оказалось, что они проявили чудеса дипломатии и уговорили караван двинуться следом за нами, но не дошли и сейчас встали где-то на леднике.
Мы тут же решили сбежать к ним, в основном, по причине гораздо более богатого ассортимента продовольствия.

От BC получилось меньше часа ходу вниз по леднику. Ужин, без сомнения, того стоил!
Утром мы собрали заброску и, пока караван переезжал в базовый лагерь, побежали искать проход на плато.

На календаре 11 марта, времени мы потеряли много, надо было каждый день прогрессировать. С нами вместо Марчина Элиза. Окончательно убедились, что полезем по черным скалам и занесли под них заброску.

На следующий день выходим втроём с Марчином провешивать скалы. Повесили 8 или 9 участков, но до выхода не хватило. Спрямили перила и ушли в лагерь. Следующим утром пуджа, лама попел песни, почитал молитвы, измазал нас мукой - теперь точно все будет хорошо! После обеда вдвоем с Серегой долезли оставшиеся три веревки и вышли на плато. Шикарное место! Ледник с одной стороны обрывается 300-метровой вертикальной стенкой, а с другой замыкается горами, очень сильное впечатление!
Воодушевленные, по темноте возвращаемся на базу, нас ждет шикарный ужин, но разговор особо не клеится. Я про себя подозреваю, что виной этому камеры, которые заряжены и явно готовы снимать, как мы будем обсуждать дальнейшие планы. Но оказалось, что камеры - не главная причина. Марчин решил не идти на гору. Нашу беседу сняли для фильма.

Утром Серёга сказал: "Мы хотя бы попробуем!" И мы стали потихоньку собираться. Выход назначили на завтра, 15 марта. Элиза и Марчин помогли нам до плато.
Планируем на восхождение две недели. С собой рация Yaesu для связи с базовым лагерем и GPS-трекер Iridium Rockstar, любезно предоставленный нашими друзьями - магазином Спорт-Марафон, для связи с "большой землей". А еще этот трекер оставляет метки высот, так что мы точно знаем, где были в тот или иной день.

16 марта стартовали с Серегой с плато после 12-ти. Погода хорошая, на леднике настоящая сковородка, разделись после первых 100 метров, потом еще разделись. Стартовый вес рюкзаков порядка 20-25 кг. В одном месте на леднике нашли обрывок синего тента, наверное, от Хумара, а может, и залетный откуда-нибудь с Канченджанги.
Часа в четыре дня зашли в тень и сразу оделись. На ночевку встали на 5525 м под ледовой глыбой, на всякий случай.
Вечером ели французскую растворимую еду от Элизы, остались довольны. С аппетитом проблем нет, но рацион ограничен, так что ложимся спать согласно рекомендациям диетологов: с чувством легкого голода.

Утром небо затянуто. Хотели погреться и посохнуть, но перенеслось на другой день. Ледопад большой, часто приходится возвращаться в исходную точку, так как пройти, где думали, не получается, в результате темп невысокий.
После обеда пошел снег, мы какое-то время поупирались, но с ориентацией очень плохо, как только нашли безопасное место под ледовой стенкой, встали на ночевку. В палатку залезли злые, что пока все сильно медленнее плана, сегодня набрали 600 метров...

18 марта с утра ни то ни се, а после полудня зарядил снег, да такой, что мы сразу потерялись. Долго искали безопасное место под ночевку, в итоге спрятались под большой льдиной. Стали слышны лавины, но все где-то в стороне, у нас место спокойное. Есть много нельзя, потому легли рано спать. Будильник проспали, больно хорошо на свежем воздухе спится. Завтрак, сборы и вперед и вверх. Очень много снега, плывем...
После двух опять затянуло и посыпало, нашли место под скальной стенкой, три часа ровняли площадку, ночью опять слышали лавины слева и справа, нас же присыпает снежком со стенки... Последние два дня набираем по 200 метров, прикидываем, где будем при таком темпе, когда продукты закончатся...
После этой ночевки у нас условно закончился ледопад и началась стена. Средняя крутизна в нижней части порядка 55-60 градусов, двигаемся попеременно, причем лидер (Серега) вытаскивает баул на одной из веревок, а на второй либо организует верхнюю страховку, либо вешает перила.

20 марта снег прямо с утра, но в редкие просветы наметили путь и стали рубиться. Очень тяжело из-за пухляка, умотались и стали искать, как лучше спрятаться. Набрали всего 150 метров по высоте, ночуем на неудобной полочке на 6654 м. Всю ночь нас засыпало снегом, мы держали спинами стенки, но утром все же обнаружили одну стойку сломанной, с моей стороны, не доглядел, не уберег. Починка стойки отняла какое-то время, хорошо, что взяли ремнабор и мультитул известной фирмы, который раз убеждаемся, что штука нужная, хоть и тяжелая.

Утром солнце! Пока Серега чинил стойку, я чуть посушил шмотки и, главное, спальники. После продолжительной непогоды скалы покрыты тонкой коркой льда, но на солнце начинают чиститься. Нам ждать некогда, лезем по натечке несколько очень напряженных техничных отрезков.

Серега, как обычно, лезет уверенно и спокойно. Периодически на меня сыпется ледяная корка со скал сверху, но пока солнце греет, кажется, что жизнь налаживается. Постепенно затянуло и после двух снова снег. Решили, что с таким темпом вершинную башню пролезть не успеваем, попробуем вылезти на гребень и закончить по Французскому маршруту.

Вечером случилось важное событие, выпили последний пакетик чая, меня заверили, что дали столько, сколько мы просили, а оказалось, что ровно в два раза меньше, надо было пересчитать.
На ночь заварили кураги.
Полочка под палатку вышла маловата и кривовата, всю ночь скатывался в пустоту, высота почти 6800.

"А горы все выше, а горы все круче..."
22 марта опять всего полдня работали, зато срубили снежный гребень под палатку, потратили много времени, чтобы получше поспать, высота 6923м.
Утром встали разбитые, полка либо не совсем получилась, либо совсем не получилась.
Сегодня хороший день, но много свежего снега, мы уже сильно хотим на гребень. Кажется, что сегодня точно долезем, потому рубимся до глубокой ночи. Мы уже высоко и погода хорошая, потому впервые видим фонари базового лагеря и даже мигаем им на радостях, пока готовим полку для палатки. Высота 7127 м.

Следующие два дня, как по расписанию, утром копаемся в снегу, а во второй половине дня его еще подсыпает. Периодически попадаем в пылевые лавинки, но стена все равно не успевает чиститься, двигаемся медленно.

26 марта непогода прямо с утра, решаем не высовываться. Главная трудность в такой ситуации - не есть, так как мы уже 11-й день на горе и еще даже не на гребне, а вот попить кураги лишний раз позволили себе, высота 7297 м.

На следующее утро мы полны решимости вывалиться на гребень. Погода сносная, работаем весь день, но в сумерках понимаем, что опять не успели. Серега нашел рантклюфт, мы его чуть расширили, заровняли дно, завесили вход палаткой и довольно комфортно устроились.
Серега снял носки и показал мне черные точки на пальцах ног, вызываем базовый лагерь и объявляем, что решили на вершину не идти.

Наконец-то 28 марта в районе 16:00 мы переваливаем через ЮВ гребень на высоте 7412 м. На той стороне совершенно другая картина, все горы где-то далеко внизу и до горизонта затянуто облаками. Ветра, вопреки прогнозам, нет, потому мы около часа наслаждаемся моментом, а потом начинаем спуск.
Начинает задувать, солнце низко, мерзнем. Нашли небольшую дырку между льдом и скалами и часа три ее расширяли, чтобы вдвоем влезть, сильно устали.

На треккер приходит смс от Ани Пиуновой: "Молодцы! Теперь спокойно за два дня спускайтесь". Небольшая ревизия продуктов показывает, что мы всё хорошо рассчитали, еще на пару дней продукты есть, даже кураги для заваривания должно хватить.

29-го весь день очень осторожно и почти всё время на передних зубьях спускаемся на ледник Трон. Склон крутой, но погода отличная. За весь день повесили штук пять дюльферов, все на петлях Абалакова, а один на скалах на якоре.
Заночевали в огромном берге, даже площадку почти не пришлось ровнять. Высота 6995 м. Начинаем подозревать, что завтра можем не успеть спуститься.

По связи Элиза диктует описание французского маршрута. Нас ждет очень сложный переход через три узловые вершины, которые отсюда смотрятся просто гребнем. А самих нас тянет на ледопад Трон, но как раз туда, судя по описанию, никак нельзя, там сбросы и обвалы.
Постепенно выполаживается, и мы просто идем ногами. Снег на солнце раскис и налипает под кошки. Хочется пить. Неожиданно прямо перед траверсом трёх пиков налетает снег, и мы превращаемся в слабовидящих. Злые, что опять вынуждены вставать раньше плана, ставим палатку. Перед сном выхожу её откапывать, снега навалило много, высота 6508 м.

По радио нам постоянно предлагают вертолет, мы искренне удивляемся и вежливо отказываемся. При помощи треккера отправляю сообщение домой Сашке, что у нас всё нормально.

Ночью палатку замело снегом, утром сначала дожидаемся солнца, чуть сушимся и начинаем спуск. Очень осторожное лазание по тоненькому гребешку, и вот уже один из трех пиков пройден. Потом второй и за ним третий.
Курагу допили вчера вечером и утром пробовали заварить изюм, но он абсолютно безвкусный. Нашли в аптеке какие-то тонизирующие конфеты от Марчина - то, что надо, сладкие и дают воде желтоватый цвет и привкус лимона.

Мы стремимся на перевал Юности и даже уверены, что точно знаем, где он, но вот проход к нему найти никак не можем. В один момент уперлись в сбросы, пришлось возвращаться обратно наверх и искать проход в другом месте. 50 метров по высоте поднимались дольше часа. Пока крутились в поисках прохода, налетел снег. Поискали там и тут, но сдались и поставили палатку. Съели последнюю пачку макарон на двоих.
Пробовали вываривать остатки сушеного ячьего мяса, которое есть совершенно невозможно, чересчур острое, слизистая не выдерживает. Вываривание почти не дает эффекта, а сил и газа отнимает много. В итоге я признаю мясо не съедобным и не думаю о нем, как о пище, а Серёга все же пытается. По связи опять повторяем, что вертолет нам не нужен и то же самое пишем домой. Высота 6334 м.

Сегодня первое апреля, но нам не до шуток, мы очень хотим вниз! Встали рано, но очень медленно собирались. Попили горячей воды с изюмом, закусили ячьим сыром и стали собираться. Выше нас я увидел, что гребень в одном месте чуть ярче и светлее, решили туда идти. Опять вверх идем очень медленно, снег был последние три дня.
Наконец-то добрались, в гребне зияет настоящий тоннель и через него светит солнце. Когда его прошли, почти сразу стало понятно, как подойти к перевалу Юности.

С перевала повесили пару дюльферов, а остальное прошли одновременно. Теперь мы на леднике Провидения, он очень простой, но нас сильно замедляет свежий снег. Тем не менее по связи говорим, что сегодня спустимся на Яматари, где нас уже встречает Элиза и Зоща с двумя шерпами. У них много еды и, главное, у них есть чай и растворимые витамины, навязчивая мысль о которых меня одолевает со второго дня спуска!

Часа в три нас накрывает настоящая метель, но нет, мы идём до конца сегодня! Неожиданно уперлись в гигантскую, невероятную трещину. Пробовали найти обход сначала справа, потом слева - везде плохо. Потом попробовали пройти через мост в середине, но он тоже упирается в никуда. Следы замело, с трудом нашли дорогу назад. Мы в тупике! Ещё попытка всё же пройти справа, но опять неудача, тем временем стемнело.
Ужасно расстроенные ставим палатку, поорали на погоду и трещину, да когда же это закончится! Вскипятили воды, Серёга попробовал запивать ей мясо, я нашел грецкие орехи, но есть их не смогли...

Утром встали рано, собрались, как могли быстро, погода пока благоприятствует. Всё же нашли проход справа от трещины. Пришлось повесить несколько дюльферов, но главное, что движемся! Вышли на ледник Юности к полудню. Много свежего снега, да и рюкзаки как будто тяжелеют с каждым днём, так что несмотря на всё наше желание, плетемся медленно.
Где-то после часа дня все затянуло. Идём вслепую туда, где пониже. Решили, что останавливаться не будем. Пару раз выходили на сбросы, но обходить их непонятно как, потому мы просто дюльферили.
У девчонок на Яматари рация на постоянном приёме, мы обещаем сегодня быть внизу. Чтобы понять, насколько мы далеко или близко, Серёга периодически свистит, но по рации отвечают, что ничего не слышно - а-а-а! Попадаем на очередные сбросы, пока бьём якорь, слышим голоса, мы близко!!! Съезжаем на ледник, нас встречают объятиями, тёплым томатным супом из термоса, варёными яйцами с хлебом, чаем с халвой, растворимыми витаминами и даже бутылочкой кока-колы! До чего же хорошо!!!

Потом был долгий спуск сначала в Гунзу, потом через Тапледжунг в Биратнагар и перелёт в Катманду, и в конце-концов возвращение домой…

Итог: 13 дней на восхождение и 6 дней на спуск, перепад больше 2000 м, длина маршрута больше 2500 м. Линию назвали Unfinished Sympathy.

Видео-презентация восхождения на церемонии вручения национальной премии Золотой Ледоруб России:

Фотоальбом:

Рейнхольд Месснер о наших на Жанну

Категория: Открытие года. Мемуары одной малоизвестной команды

Категория: Веха. Безенги — 60. Алий Анаев. «Хусеев сын»

Категория: Открытие года. Настя Рунова (коммерческий альпинизм)

Категория: Веха. История. Компания BASK

Категория: Прорыв года. Ришат Хайбуллин, Казахстан

Категория: Веха. 30 лет компании Red Fox

Категория: Проект года. Севастопольская Виа Феррата. Реализация: Юрий Круглов & Co