Авторская страница Вадима Алферова >

Автор: Вадим Алфёров, Воронеж

«Знай наших». 80 лет Александру Стукалову

Крюк, страховка, крик: - Верёвку придержи!
Это не просто струна-верёвка, Это жизнь!
Что-то смерть оживилась сбоку, И тянет вниз.
Под вершиной, неподалёку Гигантский карниз.
Надо пройти карниз.

А. Стукалов

Осечка вышла. Это тот случай, когда лучше вспомнить, чем промолчать… 20 августа этого года исполнилось 80-лет со дня рождения воронежского альпиниста Александра Ильича Стукалова. Он относился к плеяде первых альпинистов, на энтузиазме которых становился и креп воронежский альпинизм.

Родина Александра под Бийском: село Ново – Балакуриха. Сибиряк. Рано лишился отца, на плечи которого легли финская и отечественная войны. В 45-м погиб. Мама – ушла работать в забой шахты. Её засыпало… откопали, но вскоре и она умерла. Воспитывался Александр у деда. Ещё пацаном, он пристроил его в мореходку. Так и ходил Александр по неспокойному Енисею, от одного северного завоза, до другого три года кряду старшим механиком корабля. Вокруг не спокойно: лагеря, ссыльные. На северах выжить и не спиться не просто. Он выжил и нашёл себя… на знаменитых Красноярских столбах. Скалы давались ему легко. Чувство свободы и простора – стали не пустыми словами для взрослеющего парня. А дальше, пошло — поехало: значок «Альпинист СССР», 3-й – 1-й разряд (1957-66), а в 1968 – кандидат в мастера спорта. В 1964 году окончил Московскую школу младших инструкторов. К 1979 году стал инструктором – методистом II категории. Активно осваивал вершины Кавказа. Поступление в МВТУ им. Баумана (1961) стало переломным жизненным этапом, а закалка речных походов и деловой подход ко всему обусловили его выбор руководителем секции альпинизма известного училища. Он влился в коллектив спортивных единомышленников, которые во многом определяли тогда направления развития спортивного альпинизма страны. Спортивные занятия проходили в кругу альпинистского мэтра Овчинникова А.Г. Отсюда вышли будущие именитые восходители: Глухов Э., Добровольский Л., Иванов В., Масюков В., Мысловский Э.

В 1967 году молодой инженер направляется в воронежское КБ химавтоматики и всю свою энергию, знания инженера – конструктора отдаст исключительно этому предприятию. Сюда же, после киевского политеха, приезжает красноярец Эдуард Заев. Вместе они участвуют не только в ракетостроении, но и развитии альпинизма в Воронеже. Они создали секцию в КБХА, областную федерацию альпинизма, придали альпинизму состязательный характер, а также объединили приверженцев горных лыж – костяк единомышленников, возглавлявших секции в трудовых коллективах крупных предприятий. Полные энергии сибиряки, в тандеме, становятся вторыми на чемпионате Союза по скалолазанию в восхождении Домбайских связок, что проходил в альплагере «Торпедо». Алескандр Стукалов готовил спортсменов физически и технически, являясь и участником, и организатором, и тренером первых памирских экспедиций на пики Ленина (1967), Е. Корженевской (1969) и Коммунизма (1971). Параллельно задействовав ряд сборов на Кавказе. Им пройдены десятки маршрутов разных категорий сложности на разные горные вершины страны. Среди них пятёрышные: на Донгуз-Орун, Арг, Суган, Уллу-Тау по доске, Домбай восточный, Уилпату, Пассионарию по ребру, Мамиссон по центральному ребру северной стены, Лабоду по северо-западному контрфорсу, Чапдару и др.

Ваганов коллаж

Как-то, его сын, спросил: «Зачем, отец, всё это надо тебе?» и получил ответ: «Летом было некуда ехать. На сборах и в лагерях спасался от того, что делать было нечего, а на севере уцелел только потому, что в жизни был альпинизм». Альпинизм всё весомей входил в повседневность и стал сутью его жизни. Иногда рассказывал о трагедиях. Вспоминал истории о спасах на Ушбе. Тогда, нелепо, погиб его товарищ Цимко – бауманский альпинист. На Пассионарии вся группа, поочерёдно, сорвалась с маршрута к основанию горы. Тяжелые воспоминания. Был и курьёзный случай на пятёрке Лабоды, когда у него камнем разбило единственные в группе часы. Продвигаясь вверх, группа, ориентируясь по солнцу, пыталась выходить на связь в обусловленное время, но им не везло. И только в последний день, уже на спуске с вершины, удача нашла группу. Выйдя в эфир, услышали, что вовсю идут спасательные работы: и сверху, и снизу, продвигаются группы, ищут их следы и под стеной, и на стене. Они вышли на связь и доложили, что у них всё хорошо. Эфир замер в гробовой тишине и ожидании. Ни звука… А после…, после эфир разразился громом мата. «Такого отборного чисто русского фольклора, который поднялся в эфире, - рассказывал мне спустя годы Стукалов, - я не слышал никогда за всю последующую жизнь».

Маршрут Буданова

Поворотным в спортивной судьбе стал 1971 год, когда ведущая связка Стукалов – Рублёв в рамках чемпионата Союза вышла на обработку маршрута Буданова по восточному ребру, ведущему на пик Коммунизма. Тогда гигантский обвал (примерно 10 млн. тонн снега и льда) обрушился на Ваганова и Сазонова, закинув их в трещины, прошёлся и по связке, которые обрабатывала ключевой участок стены. Ваганова не нашли, хотя искали трое суток, рискуя разделить его участь. Сергей Стукалов вспоминал: «Как активно растущий спортсмен отец надломился после случая с Вагановым под пиком Коммунизма. Приехал в Воронеж, а тут бегаю я, и, в общем, обещал матери больше так спортивно не рисковать».

Стукалов на скалах

Стукалов на старте

Последним стало его восхождение с сыном на западную вершину Эльбруса в своё 60-летие. Александр Ильич хотел повторить восхождение и на 70-ти, и на 80-ти летие, но не судьба. Он продолжал кататься на горных лыжах и обучать детей этому искусству. Память и преемственность поколений, возможно, самое главное, что может быть в нашей жизни. Свою любовь к горам Александр Ильич сумел передать сыну и дочке, а также внукам. Он был достойным отцом и стал примерным дедом.

Внук МГУ САИ

Александр Ильич умер в ноябре 2011. При прощании со своим другом, Эдик сказал: «Ну, ты подожди там. Ещё походим вместе». Теперь, уж точно, ходят. Иначе не могут. Они сибиряки, а это значит, что им всё по плечу. Его партнёр по альпинизму и товарищ по работе – Эдуард Фёдорович ушёл из жизни в апреле 2017. Ему установлена памятная доска.

Мы помним и чтим Вас

Внучка САИ

В статье использованы переписка с Сергеем Стукаловым, фото из семейного архива, а также материалы экспедиций, которые легли в основу рассказов «Памирская трагедия» и «Белоголовый орлан».