Описания маршрутов на вершины Архыза , Андрей Бычков, Москва
Архызские хроники, Андрей Адамов, г.Москва

Автор: Константин Лисовецкий

Архыз альпинистский

Продолжаем публикацию книги К. Лисовецкого "Архыз альпинистский" с описаниями маршрутов на вершины. Редакция благорит автора за предоставленные материалы. (Начало здесь)

г.БОЛГАРСКИХ ДРУЗЕЙ (3206)
2-Б по северному склону с перемычки.

Вершина (бывш. БСД) названа в честь Болгарских альпинистов, принимавших участие в совместной советско-болгарской альпиниаде, проводившейся в этом районе в 1982 году.

Оглавление

Краткий обзор Архызского района
Классификационная таблица маршрутов на вершины района
г.Минги Кель Баши
1. Схема Софийского хребта
2. Альпинистские маршруты в массиве Кара Джаш

1.Описание подхода к маршруту.

Подход к маршруту совпадает с описанием подхода к г.Минги Кель Баши и г.Созарукова до места, где тропа теряется в осыпи, а слева видны огромные валуны. Здесь надо свернуть направо и подниматься по заросшему травой склону вдоль высохшего ручья по направлению к моренному гребню, за которым видна красивая скальная стена. Метров через двадцать подъема ручей оживает.

Здесь можно перейти на его северный берег и выйти к крупноблочной россыпи камней. Исток ручья дальше теряется в этой россыпи, а мы, не выходя на нее, идем вдоль нее вправо – вверх по крутому травяному склону и выходим на небольшую площадку со следами стоянки двух палаток. Каменная россыпь предстает здесь в виде небольшого снежного (в конце лета – с обломками скал) цирка , над которым нависает отвесная скальная стена отрога хребта. Здесь можно организовать базовый лагерь для восхождений на ряд вершин массива Кара Джаш. (2-А – 4-А к.с.). От стоянок надо идти на север, оставляя скальную стену слева, по каменному хаосу по направлению к зеленому холму, видимому на фоне широкого снежного (осыпного в конце лета) кулуара, по которому начинается траверс вершин Джипчик и Кара Джаш (3-Б). Не влезая на холм, повернуть налево и, по границе обломков скал и зеленого склона, Выйти на осыпь выше холма. На западе виден широкий моренный гребень, за которым находится обширный цирк , образованный вершинами Болгарских Друзей (БД), Таулан и Кара Джаш. На моренный гребень надо подниматься справа, вдоль скал отрога г.Джипчик, где есть турья тропа.

Выйдя в цирк, видим еще одну моренную ступень, к которой идем, придерживаясь правого по ходу борта ущелья. За этой моренной ступенью лежит цирк с остатками ледника, а за ним встает скальная стена перемычки между вершинами БД и Таулан. Слева с вершины БД часты камнепады, причем отдельные камни могут пересекать дальнейший путь.

2.Описание маршрута.

В основании стены, ближе к правому кулуару, есть широкая скальная полка. К ней ведет крутой снежно-осыпной склон. На полку надо заходить слева. На ней можно одеть снаряжение и организовать первую точку страховки: дольше путь идет влево –вверх три метра по сложным заглаженным скалам в правый кулуар. Крутизна скал на выходе с полки в кулуар около 45 градусов, зацепок очень мало. Это первый ключевой участок. Далее надо двигаться со страховкой по крутому кулуару до видимых впереди отвесов. В начале лета в кулуаре возможен лед. Не доходя до отвесов, повернуть влево (есть подобие турьей тропы), и по узкой наклонной полке вдоль скал идти (страховка) по направлению к провалу между жандармами “Шайба” и “Хоккеист” (см. рисунок и схему маршрута). С провала надо спуститься на запад и обойти справа контрфорс жандарма “Шайба”. Далее по широким полкам выходим на скальную стену перемычки. Путь на вершину с перемычки лежит левее отвесов северо-западного контрфорса. Примерно через 100 м. пути подходим к скальной стенке. Здесь надо повернуть вправо и по узкой полке с небольшой стенкой выйти лазанием на вторую узкую полку над отвесами северо-западного контрфорса вершины. Отсюда влево – вверх по второй стенке выходим на предвершинный гребень. Дальнейший путь к вершине прост. Небольшая стенка впереди обходится справа. Спуститься с вершины можно на юго-запад с последующим возвращением через пер. Кара Джаш или по пути подъема. Возможен также спуск с юго-западной перемычки (см. описание траверса вв. Созарукова, Текеева, Бондарева).

г. СОФИЯ (3637)
3-А по западному гребню с пер.Кожухова

1.Описание подхода к маршруту.

Путо до Спартаковсих ночевок описан в разделе г.Панагюриште. От ночевок надо подниматься по ледниковой долине к видимому впереди обрыву Западно-Софийского ледника (общее направление – на юг, т.к. тропа теряется в камнях и снежниках.). справа – осыпной склон древней боковой морены , слева – скальный склон и скальные отвесы на подходе к Западно-софийскому леднику. Метров за сто до крутого снежного склона, ведущего вправо – в обход ледопада имеются ровные расчищенные площадки – “Стоянки идиотов”, как их называют альпинисты: в дождливую погоду с правого по ходу склона морены на них часто падают камни, поэтому останавливаться здесь не рекомендуется.

Поднявшись по крутому снежно-ледовому склону (в конце лета – лед) в обход ледопада, надо сойти с него вправо на моренный гребень и пересечь его. Впереди видно обширное каменистое плато с редкой травой, по которому течет ледниковый ручей. Здесь можно поставить базовый лагерь.

2.Описание маршрута.

От ночевок, перейдя морену ледника, выходят на лед. Здесь на леднике много камней, в этом месте надо одеть кошки для дальнейшего пути. Двигаться надо сначала на восток, не прижимаясь близко к скалам правого по ходу борта ледника (опасны камнепадом и сбросами льда), затем повернуть на юг по направлению к пер.Кожухова (горный турист, бывший директор турбазы Алания в Архызе, погибший от камнепада в г.Алтая). крутизна подъема здесь значительно возрастает, и в конце лета обязательно нужны кошки. Не доходя метров 200 до перевала, путь преграждает мощный ледовый разлом, который, если не удастся обойти его слева по ходу, надо преодолевать, используя ледовое снаряжение(пара буров, айс фифи). Крутизна ледяной стены - от 50 до 70 градусов, протяженность – 10 – 20 метров ( в зависимости от снежного покрова прошедшей зимы). После разлома путь к перевалу прост: в начале крутой, затем выполаживающийся снежный склон. На перевал лучше выходить по левой стороне, так как под снегом могут быть трещины и ямы. Рядом с седловиной в конце лета появляется озерко.

С перевала надо слева обойти жандарм в начале гребня, затем перебраться на южную сторону гребня к внутреннему углу. Под ногами – полка, за которой весьма глубокий скальный отвес. Несложное лазание по внутреннему углу (примерно 7-10 м.) приводит на простые широкие полки. По ним надо двигаться в сторону небольшого провала в гребне. Затем, преодолев отвесную и довольно сложную, но короткую стенку под скальным зубом, обходим зуб слева. Дальше надо снова выйти на гребень у начала наклонной полки, пересекающей на юг большую (20-30м.) скальную стену. По наклонной полке с живыми камнями и зацепками, страхуясь, проходим 10-15 метров и выходим на осыпную площадку.

Далее надо пройти по хорошо выраженной полке вперед и немного вниз и завернуть за выступ. Здесь надо подниматься вертикально вверх по слабо выраженной щели (около 40 метров). Поднявшись на широкую горизонтальную полку, надо вылезти на гребень и по простым скалам гребня выйти в провал под нависающей скальной стеной. За провалом, пройдя на север по широкой полке около 20 метров, надо подняться по несложным скалам на северный контрфорс. За ним лежит широкий кулуар, по которому, в обход стенок контрфорса, надо подняться к плитам в верхней части кулуара. Плиты обходятся справа, затем по узким полкам над плитами надо двигаться в сторону широкого участка гребня. Здесь имеется большая площадка, от которой надо подняться по небольшой скальной стенке

По узким полкам над плитами надо двигаться в сторону провала в гребне. С провала по несложной стенке надо выйти на гребень. Дальше путь лежит по предвершинному гребню (около 200м.). Гребень местами широкий, а местами сужается до ширины ступни. Ближе к ложной вершине он выполаживается и становится шире. Слева видна снежно – ледовая подушка вершины. Между ложной и главной вершинами также есть провал, который легко обходится по вершинной подушке. В этом провале между скалами и льдом подушки есть небольшое озерко. На вершинном куполе стоит дюралевая тренога – вся в дырках от молний. Тренога хорошо видна с ложной вершины.

При хорошей погоде с вершины открывается обширная панорама: видны горы не только Аксаутского и Домбайского районов на юго-востоке, но и громада Эльбруса за ними.. На юге видны вершины Главного хребта и пятна озер. В зеленом гребне ближнего хребта хорошо видно озеро Миронова (исследователь Зап.Кавказа). На западе доминирует высочайшая вершина района – г.Пшиш, представляющая большой интерес для спортивных восхождений.

Спуск с вершины до кулуара по пути подъема. Далее имеется три варианта спуска.

1.По уступам кулуара – траверсом к его правому (по ходу) борту и последующим переходом в соседний, более пологий (переход обязателен, так как кулуар, по которому начинали спуск, падает на ледник стометровым отвесом). По пологому кулуару спускаемся на осыпь северного склона г.София, принимаем вправо, в узкий проход между скальными гребешками, и по крутому снежнику спускаемся на Западно-Софийский ледник, а по нему – на тропу к базовому лагерю. Можно, также, не спускаясь по крутому снежнику, траверсировать склон по направлению к провалу в скальном гребне справа, откуда - один дюльфер на ледник внизу (есть бергшрунд!), по леднику можно спокойно сойти на каменистое плато у г.Панагюриште, откуда по крупноблочной осыпи спуститься вниз (приемлемо, если базовый лагерь находится на Спартаковских ночевках – см. описание восхождения на г.Панагюриште).

2. Строго по пути подъема, преодолевая стенки и ледовый разлом дюльфером.

3. Спуститься на пер.Кожухова (несколько дюльферов по пути), затем, пройдя по южной стороне седловины перевала, надо найти полку, ведущую на ближайшую перемычку на западе. Полка проходится очень легко, только в одном месте сильно сужается - здесь может потребоваться перильная страховка. Под полкой около ста метров отвесных скал. Выйдя с полки на перемычку, спускаемся по осыпям и снежникам на плато с базовым лагерем. Этот вариант пути проще и безопасней остальных.

Если вы попали в непогоду, то ее лучше переждать в провалах гребней или на широких полках под гребнем. Поскольку погода в районе вершины весьма капризна и переменчива, то настоятельно рекомендуется брать с собой на восхождение палатку, примус и теплые вещи в отдельном полиэтиленовом пакете. Воды на всем маршруте нет, она есть только на пер.Кожухова и на вершине.

г.ТАУЛАН (3226)
с перемычки по юж. гребню 3-А к.сл.

Таулан – сын гор.

1.Описание подхода к маршруту

Из пос.Архыз на автомобиле – до разрушенного приюта “София”, где переправиться через реку и подниматься по хорошей тропе круто вверх по лесу, затем по пологим альпийским лугам (примерно час ходьбы) до места, где тропа забирает круто вправо – вверх по поросшему высокотравьем осыпному склону. Еще 30-40 минут движения, и тропа выводит на террасу с видом на долину с широко разлившимся ручьем. Это обзорная точка. Под склоном хребта на юге за зеленым увалом спряталось оз.Запятая, к которому можно пройти, переправившись через ручей на другой берег по камням. Дальнейший путь с обзорной точки ведет через крупноблочную осыпь. Возобновляется тропа уже на берегу ручья и идет по направлению к скальной стене в западной части долины. Впереди еще одна терраса с участком мелколесья перед ней и крутым подъемом. На этой террасе возможны последняя ночевка с дровами. От террасы идем вдоль бурного ручья, стекающего справа по ходу (тропа есть как с одной, так и с другой стороны ручья), подъем довольно крут. Перед скальным коридором надо перебраться на левый по ходу берег, идя по тропе, повернуть влево-вверх, и выйти к площадке с большими валунами. Отсюда свернуть вправо-вверх по направлению к внушительной скальной стене; подъем примерно сто метров. В конце подъема есть две площадки под палатки. От озера сюда примерно 1,5 часа ходьбы. Дальше надо идти вправо, оставляя скальную стену слева, по крупноблочной осыпи по направлению к зеленому холму. На холме тоже возможен бивак. С холма надо подняться в западном направлении на осыпной гребень. Подъем заканчивается большим снежно-каменным цирком со скальной стеной в глубине. Слева от стены возвышается вершина БД, а справа – характерный жандарм в виде скального пальца (жандарм “Хоккеист”). В правой части стены со второй моренной террасы долины хорошо просматривается скальная полка и кулуар, по которым начинается маршрут восхождения.

2.Описание маршрута.

По снежному склону (осыпь в конце лета) выйти на широкую горизонтальную полку в основании стены. Здесь надо одеть систему и наладить страховку ведущего. С полки лезть вправо-вверх 3 метра по заглаженным скалам с минимум зацепок, чтобы выйти в кулуар справа по ходу. В кулуаре можно организовать перильную страховку. В средней части кулуар прост для прохождения. В верхней части надо уйти влево по узкой травяной полке в обход скальной стенки. Дальше по простым скалам – в провал между жандармами “Шайба” и “Хоккеист”., затем по отвесным скалам гребня справа подняться примерно 10 метров на площадку за жандармом Хоккеист. Отсюда по простым скалам надо выйти на площадку под стеной жандарма “Главарь”. По стене сорок метров вверх до точки страховки (набросить петлю на выступ). С вершины жандарма на гребень переходят по гребешку, держась руками за верх гребешка и упираясь в него ногами. Далее гребень широк и прост до следующего сужения перед ложной вершиной. Здесь нужно хорошее чувство равновесия (весной этот участок осложнен большим карнизом на восток). Перед ложной вершиной в широкой части гребня можно организовать страховку для второго. Перед ложной вершиной надо уйти по косой полке вправо на перемычку. За перемычкой по простым полкам идти на вершину. Для спуска надо вернуться на предвершинную перемычку и сойти вниз, двигаясь щзатем по косой полке на юго-восток, в обход вершины. Далее через широкий осыпной кулуар идти влево-вниз к полке в контрфорсе гребня, где есть дюльферная петля. Спуститься ок.30 м. В скальную щель, затем по осыпной наклонной полке спуститься в цирк к началу маршрута.

г. КЕЛЬ (3150)
3-А к.с. по восточной стене
К.Лисовецкий, А.Игольченко в двойке, 1996 г.

КЕЛЬ – озеро. Вершина расположена над Верхним Софийским озером.

1.Описание подхода к маршруту.

На автомашине из пос. Архыз – до Софийской фермы, где переправиться через р.София вброд или по кладке напротив нижней фермы, после чего переправиться через бурный ручей, который вытекает из Софийских озер и выйти на тропу вдоль каньона этого ручья.. По этой тропе подниматься сначала на террасу с пастушьим кошем, затем мимо коша, к юго-восточному отрогу г.Пештера, который тропа пересекает. По пути встречается большое Нижнее озеро – довольно мелкое, отчего в его заливах в жаркие дни вода относительно теплее, чем в других озерах. Затем после весьма крутого подъема по нескольким террасам выходим к Среднему озеру, от которого небольшой подъем вдоль слива через 5-10 минут приводит к большому Верхнему озеру, имеющему насыщенный зеленый цвет. Оно лежит в обширном цирке, образованном обрывами г.Архызских спасателей (на юго-западе) и г.Кель на сев.-западе. Правее г.Кель находится небольшой ледник, за которым виден гребень

г. Минги Кель Баши (1Б с севера). Севернее и чуть выше зеленого озера лежит небольшое голубое, между этими озерами имеется довольно большая площадка, на которой можно разместить несколько палаток базового лагеря. Отсюда начинается тропа на север, к оз.Запятая и пер.Кара Джаш. Через пер.Кара Джаш можно попасть в дол.р.Псыш, а через перемычку Иркиз, лежащую на юг от Верхнего озера, можно выйти к пер.Баш Джол и к г.Калайтан (3-А по сев. стене и вост.гребню), которая хорошо просматривается прямо за перемычкой. C перемычки очень хорошо виден весь маршрут на г.Калайтан.

2.Описание маршрута.

От базового лагеря у озер надо подниматься по террасам вдоль ручья из ледника. У самого ледника имеется небольшое озерко, возле которого можно пересечь ручей и идти по направлению к кулуару, который просматривался внизу слева по ходу от горы Кель. В кулуар заходить не надо, а нужно повернуть вправо – на слабо выраженные полки у подножия горы, по которым надо двигаться вправо-вверх. Скалы здесь рыхлые, поэтому страховка затруднена, лазание разнообразное, зацепок много, но все надо проверять.. Выход к жандарму “Откол” – по наклонной простой полке., возле жандарма контрольный тур.От тура – влево-вверх, к вертикальной трещине в скале. Это ключ маршрута. Для страховки нужны гексы и оттяжки, т.к. крючья бить некуда. Из трещины вылезаем на гладкую, наклоненную вниз полку, где практически нет зацепок, поэтому двигаться надо на трении. Дальше по скальным полкам стены поднимаются к скальной башне, в левой части которой находится узкая сырая сыпучая трещина. Подниматься надо по ее левой стене. Страховка ведущего – только снизу, т.к. ни вбить крюк, ни заложить гексу невозможно из-за сыпучего рельефа. После выхода из трещины простой путь ведет на вершину(15-20 м.). Спуск – сначала немного вправо, потом по простым полкам – на перемычку над ледником. Ледник обычно закрыт, по нему спускаемся к озерку, от которого начинали маршрут, а оттуда – вниз к биваку.

Маршрут чрезвычайно опасен при атмосферных осадках.

г.КАЛАЙТАН (3251)
3-А по сев. стене и вост. Гребню,
К.Лисовецкий и А.Игольченко в двойке, 1996г.

КАЛАЙТАН Алексей – альпинист, уроженец г.Краснодара, погиб в 1994г.

1.Описание подхода к маршруту.

От верхней Софийской фермы, переправившись по кладке или вброд через р.София, надо подниматься по тропе к пер.Баш Джол. После долгого затяжного подъема (3-4 часа от переправы) в верхний цирк под перевалом подходим к началу маршрута . Это морена напротив перемычки Иркиз, через которую можно попасть к Софийским озерам (если у озер расположен базовый лагерь, то путь от него к маршруту на г.Калайтан занимает около 40 минут). Гребень морены упирается в скалы слева по ходу, а образована морена лавинными выносами с северного склона вершины. Весной здесь сходят очень большие лавины. Начало маршрута проходит по этому моренному гребню.

2.Описание маршрута.

Движение по гребню морены опасно камнепадами с о стены, поэтому этот участок надо проходить рано утром.

Гребень упирается в скальную стенку, которую надо обойти справа по крутой осыпи (около 20 м.), после чего выйти на скалы левого по ходу контрфорса. Справа по ходу лежит крутой снежник под обрывом скал желтого цвета. Под скалами есть узкая полка, на которую надо выйти, траверсируя снежный склон (страховка!). Движение по полке затруднено из-за ненадежной страховки, так как скалы весьма рыхлые. По полке надо идти к скальному балкону впереди, выход на балкон – по сложной стенке, которая проходится на трении. На балконе находится контрольный тур (впрочем, его может сносить весенними лавинами).

С балкона надо идти влево, затем по крутым осыпным скалам двигаются в обход скальных стенок - к провалу в гребне (примерно 2 веревки). Ближе к гребню осыпь переходит в крутые плиты. Выход на гребень – по узкой каминообразной трещине ок. 5 метров. Дальнейший путь по восточному гребню на вершину очень прост.

Спуск – по крутому северо-западному кулуару в обход г.Горда слева по ходу, по направлению к пер. Баш Джол с юго-запада.

Маршрут камнепадоопасен в непогоду и лавиноопасен в феврале-марте.