Автор: Валерий Балезин, г. Красноярск

О званиях и чемпионатах

Дискуссия "О званиях и чемпионатах"

Александр Кленов
Захаров П.П.
Виктор Володин

Возвращаясь к теме Одинцова

Прочитал я статью Одинцова, часть его предложений мне понравилась, например, проводить перед Чемпионатами школу, проводить отдельный женский Чемпионат, объявить Чемпионат открытым. Но другая часть его предложений и некоторые утверждения, вызвали у меня чувство недоумения. Понятно, что Александр искренне старается что-то сделать для развития и поднятия престижа альпинизма, но некоторые его предложения, по моему мнению, вызовут противоположный эффект. Например, уменьшение количества классов до одного (это примерно тоже самое если на Чемпионате по скалолазанию проводить один вид из трех: трудность, скорость, болдеринг, меняя их каждый год или скажем в борьбе или боксе отменить весовые категории и сделать одну усредненную, и т. д.). Престижа это нововведение добавит мало, а вот по массовости в подготовке спортсменов высшего спортивного мастерства ударит сильно. Могу привести пример. В проекте положения Чемпионата 2006г. был запланирован скальный класс с ограничением возраста до 27 лет. Я собрал группу молодых сильных парней столбистов (КМС и МС по скалолазанию), сказал, что если они сумеют подготовиться и пройдут отбор, то будут выступать на Чемпионате России. Идея была принята на ура, началась подготовка, запланировали два выезда в горы на УТС до Чемпионата, но потом выяснилось, что скального класса на 2006г. нет, и вся затея рухнула, так как мотивация исчезла, парни переключились на скалолазание и даже не поехали в горы.

Вообще, исходя из своего тренерского опыта могу утверждать что молодые столбисты приходя в альпинизм вначале предпочитают скальный класс, это им ближе, так как они имеют хорошую скальную подготовку, и только пройдя скальный класс они начинают интересоваться другими классами. Мы каждый год в команду скального класса включаем новых молодых альпинистов, создавая тем самым у них мотивацию к занятиям альпинизмом и усиленным тренировкам, чтобы попасть в команду. Вот это и есть тот самый «феномен», как его назвал Одинцов, который привлекает талантливую молодежь в ряды красноярских альпинистов. А если будет один класс, да еще, к примеру, высотный, который молодежь не особо-то и привлекает, то приток молодежи упадет на порядок. Поэтому для поднятия престижа альпинизма надо не рубить сук, на котором сидишь, а создавать школы по подготовке альпинистов-спортсменов высшего спортивного мастерства, наподобие Красноярской школы.

Одинцов говорит о слабой конкуренции внутри класса, это не совсем так. Например, в этом году в техническом классе (зимой) было заявлено около 25 команд, восхождения смогли совершить только 12, из них 10 команд прошли 6-ки, включая 3 маршрута 6Б, - и это зимой! Конкуренции нет в непопулярных классах (как было в этом году в ледовом), но их надо просто не включать в Чемпионат.

Теперь о престижности. Одинцов говорит, что престижность звания Чемпиона России и МС по альпинизму упала, я с этим не согласен. По крайней мере в Красноярске и особенно среди столбистов престиж этих званий очень высок, может быть даже выше подобных званий по скалолазанию. Объясняется это тем, что большинство современных скалолазов лазят только на скалодромах, а на скалах, особенно без страховки, на должном уровне лазить не умеют.

О нормах МС. Я считаю, что на сегодняшнем этапе МС по альпинизму выполнить сложнее, чем по скалолазанию, где достаточно занять 8-е место на ЧР или этапах кубка России. В альпинизме же даже Чемпионы России не всегда становятся МС. У нас, например, есть сильные молодые КМСы, такие как Е. Беляев, имеющий в своём активе золото, серебро и бронзу Чемпионатов России, и И. Логинов чемпион России, но пока еще не могущие выполнить МС. А наш сильнейший «забойщик» В. Цыганков получил МС только после того как стал трехкратным(!) чемпионом и один раз бронзовым призером России.

О количестве классов. Считаю, что надо оставить как было, четыре класса. Обязательно каждый год проводить: Технический (зимой), Скальный очный со школой, плюс еще два класса на выбор: Высотный, Высотно-технический, Первопрохождений. Можно проводить и другие классы, но необходимо предварительно узнать общественное мнение, хочет ли народ соревноваться в данном классе, (чтобы не получилось так же как в этом году с ледовым), и не проводить непопулярные классы.

А вообще было бы неплохо проводить больше соревнований со школой, очных или заочных. Женский Чемпионат для начала можно проводить пока в одном классе. Объявить Чемпионат России открытым для представителей других стран.

Прочитал статью Кленова, молодец, полностью с ним согласен.
Прочитал высказывания Мошникова, где он ставит вопросы: нужны ли вообще Чемпионаты по альпинизму и не пора ли отменить разряды. По этому поводу скажу следующее: если мы хотим окончательно угробить Российский альпинизм, то нужно просто отменить соревнования и разряды в альпинизме, и, кстати, уменьшение классов до одного в году это первый шаг на этом пути.