Добро пожаловать !
Войти в Клуб Mountain.RU
Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека


Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)


Автор: Дмитрий Шаповалов, Киев

Кулунизаторы.
Отчет о походе некоторой категории сложности.
Тянь-Шань, 3-27 июля 2007 г.

Оглавление:

Идея
Информация о районе
Подъезды
Климат и геология
Краткий дневник похода
Паспорта пройденных препятствий
Снаряжение
Питание
Фототехника
Расходы
Выводы
Фотогалерея

Краткий дневник похода (продолжение)


Стапель

Кате достался креатив – изготовление весел. Мы с Димой занялись плотом. Бревен было много, но приходилось носить их за 500 метров, да через 3 протоки, а сборку производить по колено в воде. Временами шел дождь, вода была не теплее 10°С, топора не было, но это все были мелочи, потому что у нас была ЦЕЛЬ.

К темноте основа была готова, для нее пришлось порезать 60-метровый репик. Израсходовали примерно половину. Ранним утром завалили основу большими вязанками хвороста: на них будем сидеть. А основа будет в воде, она – для создания плавучести. К каскам удалось прикрутить ледорубы – это были отличные весла. Была только одна проблема – мы совершенно не помещались на плот втроем. Даже двое делали его крайне нестабильным. Похоже, что этот день закончится нескоро...

Решили бурлачить. Один идет по берегу и тянет плот за веревку, другой идет сзади, отталкивая плот от берега длинным шестом (чтобы обойти выступающие камни, мысы), а Катя с плота регулирует длину выданной веревки. Через 2 часа прошли самый легкий километр береговой линии, потом время остановилось. Уже в метре от берега было глубже 2м. Бездонная зеленая вода. Оплыли, а потом протянули плот вокруг нескольких скальных выступов. В ледяной воде Диму схватили судороги. Ветер дул только в лицо, но высохнуть мы не успевали. Радовала только пронзительно ясная погода. Днем подошли к нависающей над водой скальной гряде. Тут плыть метров 50-100, места для отдыха редки и неудобны. И непонятно, что там за мысом?

За мысом было проще, но доплыть туда было тяжело. Пальцы уже почти не сгибались. Постоянно била дрожь. Именно била, с крупной амплитудой. Месяц жизни на 500-граммовой раскладке вытянул из организма последние запасы жиров. От конца нависания и до конца озера мы уже не плыли. Зато лезли все подряд, все троечные и четверочные скалы... Сообразительность, да и сила в руках были просто невероятными. Только не в воду! Она вызывала какой-то непреодолимый сознанием страх.

Скальный массив, остановивший нас день назад, проходился низом вдоль воды. Но не с рюкзаками. Без плота пришлось бы в двух-трех местах вешать перила. С последними лучами солнца, через 12 часов после выхода мы подошли к Кулунскому завалу, уверенные, что все проблемы остались позади.

Но это было неправдой, мы забыли про озеро Малый Кулун. Длиной 2км, зажатое в узкой горной долине.


Озеро Малый Кулун

В Кулунском завале ровного места для палатки найти не смогли. Места могли быть только на самом верху, перед началом спуска к Малому Кулуну. Мы же ночевали под большим камнем: там есть загородка от ветра и место для 4-х. Главное, спать в каске: если вскочить ночью – можно разбить голову о низкий потолок. Утром по хорошей тропе спустились к Малому Кулуну. Тропа продолжалась по правому берегу озера, поднимаясь через лес высоко над водой. Затем она спускалась в долину р. Дунгыр и по её правому берегу выходила в поселок Кондук. Мы шли через тенистые рощи, рядом несла прозрачную воду река. К обеду дошли до поселка, к темноте были в Оше.

В городе основной проблемой было удержаться от переедания. Руководитель ценой испорченных отношений спасал участников от пресловутой среднеазиатской диареи. Приходилось постоянно отвлекать от еды, придумывать игры и развлечения. Например, восхождение на Сулейман-Тоо. Посреди одного из древнейших городов мира стоит гора, а точнее – известняковый скальный массив с развитым рельефом. Веревка, набор железа – и можно прокладывать десятки маршрутов. Длиной около 50м, с хорошими возможностями для страховки. С южной стороны горы – протяженные нависания. Зачем стремиться черт знает куда в горы, голодать, мерзнуть, если скалы есть всего в полчаса езды от аэропорта?

Паспорта пройденных препятствий

Перевалы

Вершины

Снаряжение

Мы благодарим авиакомпанию S7 за возможность провезти 40кг бесплатного багажа на человека. Из этого видно, что стартовый вес рюкзаков составлял около 37кг/чел. Походы на месяц и без забросок требуют тщательного продумывания, что брать с собой и в каких количествах. Стандартный легкий набор снаряжения можно посмотреть в отчете о памирском походе (http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=1672), сейчас же мы занимались развитием тех идей по облегчению веса. Необходимо отметить лишь следующие детали:

– Самой полезной вещью при подготовке похода были электронные весы (0-2.5кг +-1г). Завхозу и руководителю пришлось перевешать кучу предметов, потом отобрать и докупить самые легкие. Когда расходы приблизились к асимптотическому значению 1$ за каждый грамм облегчения, пришлось остановиться.

– Одежда. Даже самые простые вещи могут в 2 раза отличаться по весу. Например, шерстяные носки: вес 60-120г, две пары (-120г/чел). Майки: 50-150г, две пары (-200г/чел). Поларовый жилет легок, но холоден – оказывается, мерзнут плечи и подмышки. Полная куртка – чересчур, предплечья излучают мало энергии и их греть не стоит. Оптимальный вариант – обрезать у куртки рукава немногим выше, чем по локоть (-100г). Более того, полная молния избыточна, достаточно короткой молнии сверху.

– Упаковка. Возьмем, к примеру, полиэтиленовые кулечки среднего объема – их вес варьируется от 5 до 20г. На этом можно сэкономить как минимум 100г. Пластиковые бутылки для упаковки сахара/круп весят 50-60г за 2л, в то время как 4л гермомешки из силкордуры – 26г. Некоторую часть круп можно хранить в них в центре рюкзака, а к концу похода использовать пустые гермы для упаковки фототехники и документов при пересечении озера Кулун и переправах.

– Бивачное снаряжение. Два спальника, состегнутых по молнии, подходят для троих людей среднего размера. Коврики: 4 тонких (170г) на палатку. На одинарном на снегу спать было холодно, зато на двух – нормально. Одна легкая (600г) пуховка на троих (так и не пригодилась).

– Кухня. Использование быстрого (широкого и плоского) 4л котла, а также стеклоткани и не требующих варки продуктов, позволило уменьшить потребление бензина до 40 ± 4 мл на человека в день на воде или 80±8мл на снегу (из расчета 2.5 литра кипятка на чел в день). Бензин А-76 из придорожной заправки страшно коптил, но горелка (XGK EX) проработала весь поход без чисток. В запасе были 2л котел (170г) и еще одна горелка с маленькой бензо-бутылкой.


На склонах пика Чонташ

– Скальное снаряжение: 1 набор закладок (13шт), 7 френдов в ассортименте до #4 камалота, 3 среднекрупные гексы, 4 мелких трикама, 5 крючьев (blades), 18 немуфт. карабинов (по 28г), 18 муфтованных (по 41г), 8 ледобуров, 2х60см пикета, 8 петель (3x120см, 5x60см), плюс 6х120см петель и 2 легкие лесенки для и.т.о. в лич. снар. (всяческие самострахи и стремена). 10м расходной стропы для дюльферов. 2.5см стропа держит 2000кг, как и 10мм веревка, при этом весит 40г/м (против 60г/м у 10мм статика), кроме того, узлы на стропе выходят менее расходными. Веревок было 3: 2 динамики (60м х 8.1мм х 2.5кг) и 1 репик (60м х 5мм х 1кг) – запас для дюльферов и сдергивания веревки. Тонкие веревки потребовали специальных спусковых устройств (реверсино, мини-атс – 26г). Постановка прусиков ниже спускового устройства делает спуск более безопасным и позволяет укоротить прусики до 0.7м. Для дюльферов на льду использовался самодельный ледовый самосброс (160г). Для дюльферов на снегу использовался ледоруб с прямой ручкой.

Пройденный маршрут оказался очень разнообразным. Но если попробовать охарактеризовать его одним словом – маршрут был мокрым! На ледниках Ферганского хребта мы мечтали о пластиковых ботинках – кожаные, даже гортексовые, промокали за полдня. Шагая через протоки реки Кулун, не с меньшей силой нам хотелось резиновых сапог. Оптимальный набор для района видится таким: кроссовки для переходов по зеленке, переправ и скалолазания, пластики для ледниковой зоны и крутых склонов.

Питание

Не важно, какая раскладка, главное чтобы в группе был хороший завхоз. Хороший завхоз способна превратить в нескончаемое пиршество даже 500г раскладку. Наша раскладка была несколько уменьшенным вариантом памирской, с постепенно нарастающим к концу похода количеством пищи, в среднем 580г на чел. в день. Тяжелые дни были более углеводистые, легкоусвояемые, а легкие – более белково-жировые. Все продукты не требовали варки, максимум заливания горячей водой. Это сильно экономило бензин и время.

В трудных ситуациях (при восхождениях и к концу дня), когда все сильно вымотаны, а надо еще лезть, идти, плыть, мы использовали спортивный гель (Hammergel, GU и т. п.). Ложки геля хватало, чтобы возвратить силы и энтузиазм. Гель начинает действовать через 5-10 мин, ложки хватает на час-два, и после этого не наблюдается ямы. На поход взяли 200г геля – все, что можно было наскрести из бутылки 3-х летней давности. Самый большой недостаток геля – он очень дорог (20$/кг) и быстро расходуется при регулярном употреблении.

Для поддержания работоспособности на холоде (замерзающий дождь на весь день и т. п.) уже не первый поход мы использовали арахисовое масло (peanut butter) – самые усвояемые и легко хранимые жиры, какие только можно найти. Ложка пинатбатера действует не сразу, но согревает довольно долго.

В длительном походе трудно не съесть какой-то взятый в раскладку продукт. Но из нашего списка можно выделить удачную сушеную рыбу (заготавливали на обычной воздушной сушилке, на которой сушат овощи). Из опасений недообработать, перед сушкой её немного прожаривали. Результат – плотные трудноразжевываемые пластинки.

Относительно неудачной идеей оказалось большое количество сушеных овощей. Поскольку большинство наших блюд просто заливались кипятком, засушенные овощи (морковка, буряк, помидоры) не успевали размягчиться. Поэтому мы постарались съесть их за один раз на дневке, сделав нечто вроде густого супа. Также на дневке одним героическим усилием воли осилили омлет из яичного порошка, который в ходовые дни тоже не пригодился.

Мы не несли тяжелый и дорогой регидрон, а также еще более дорогие “таблетки с электролитами”, но только специальную пищевую соль, которая обогащена соединениями K, Ca и Mg, используя её для приготовления пищи и засыпая в питьевую воду в очень жаркие дни.

Полную автономность питания и отсутствие забросок нарушало только гостеприимство киргизов. Их ежедневная кухня состоит из набора молокопродуктов, употребляемых с хлебом (лепешкой). Чай по традиции тоже делается на молоке. Это позволяет не использовать воду, которая есть не везде, а где есть – не всегда чиста, особенно если вокруг пасутся тысячные стада баранов и прочего скота (редкий микроб можно убить кипячением на 3000м). Киргизы готовят мясо (режут барана) только если есть серьезный повод, например большой праздник. Часто к чаю бывает варенье или повидло. И всё. При этом, несмотря на отсутствие ассортимента, киргизы не страдают от недоедания или авитаминозов.

Народные молокопродукты чаще всего бывают 3 видов: курд, каймак и кумыс. Курд похож на высушенные шарики творога или сыра. Без запивания водой или чаем много не съешь. Каймак похож на сладкую и очень вкусную сметану (масло), его намазывают на хлеб. Таких бутербродов можно съесть очень много. Кумыс – слабоалкогольный (как американское пиво) напиток, продукт бактериальной ферментации молока. Делать кумыс очень просто: в ведро свежего лошадиного молока выливают стакан кумыса, перемешивают, и через некоторое время получается целое ведро кумыса.
Главное, не выпивать его до конца, оставить немного для дальнейшего кумысопроизводства. Ключевой компонент – культура кумысных бактерий, которую не купить, и можно получить только вместе с кумысом. К счастью, бактерии эти живучие, не погибают зимой, при длительных переездах и могут ферментировать даже коровье молоко. После обильного употребления кумыса (а кое-кто выдувал и по 3 литра за раз) очень хочется спать, но evil twins План и Маршрут не давали нам расслабиться. В течение часа или двух приходилось идти в полубредовом состоянии, при необходимости разлепляя глаза руками.

Из мясного в этом походе нам удалось отведать сурка. Огромные их количества населяют как Джамантау, так и ферганские горы. Размером с крупную кошку, они представляют серьезную опасность для плохо защищенных забросок с продуктами. Мясо сурка вкусное и жирное, т. е. надо обязательно заедать его углеводами. На высоте 3000м пришлось варить более 3-х часов, и даже после этого бедный сурок всю ночь колом стоял в желудке.

Фототехника

Использовались два фотоаппарата (Canon 300V (пленочный, 400г) и 400D (цифровой, 600г)) и два сменных объектива к ним (Canon 24-105 f/4L, 730г и Sigma 12-24 f/3.5-4.5, 680г). Пленочный аппарат несли по трем причинам: возможность увидеть мир на 12мм, большая экспозиционная широта негативной пленки (у jpg-файлов с 400D эксп. широта примерно как у слайдовой пленки), а также общая надежность и неприхотливость этой камеры. К цифровому аппарату мы несли 4 батареи, и только одна из них была фирменной. Первой батареи хватило на 6 дней (при полностью отключенном экране - без просмотра отснятого), вторая не успела сесть за 8 дней, потом удалось зарядиться от сети, и счет сбился. За 30 дней в Киргизии сделали около 1500 снимков. При расчетах потребления энергии мы упустили важный момент: показ только что сделанных фотографий детям и их семьям. Всем было очень интересно и было просто невозможно удержаться, не продемонстрировав результат. Дети переставали бояться “большой черной дуры”, родители выходили из юрт, предлагая прогарцевать на коне, подоить лошадь и т.д. В результате после похода пришлось рассылать фото по пяти адресам...

На подходах к озеру Кулун у автора отчета из-за переохлаждения выпал из рук цифровой аппарат. В результате прямого удара о камни экран перестал действовать. Аппарат продолжал щелкать затвором, но запись информации на карту проверить было невозможно (как и поменять ISO, убрать компенсацию и т.д.). После этого снимали только на пленку. Последующий ремонт не покрывался гарантией и обошелся в 200$.

У каждого аппарата была своя облегченная сумка. Крепление: на шею и вокруг пояса. Всегда под рукой, но не мешает на скалах и льду, даже при лидировании. Все лишние карманы и лейблы отпороли, заменили лямку тонкой петлей из динеемы. Лямку собственно аппарата заменили 2мм репиком. В итоге каждая фотосумка весила меньше 290г. Попробуйте найти такое в магазине.

Расходы

Поход вышел очень дешевым. В Москву добирались поездом, т.к. ближние авиарейсы (длительностью около часа) имеют свойство отменяться, переноситься и объединяться, это явление наблюдается по всему миру. Авиабилеты Москва-Ош обошлись 300-340$/чел. Билеты покупались на вебсайте авиакомпании S7 с оплатой кредитной карточкой, поэтому их цена заметно ниже кассовой. Тщательно продуманное письмо в авиакомпанию позволило везти по 40кг бесплатного багажа на человека. Пропуска в погранзону (Ошская, Нарынская обл.): 25$/чел, проезд до гор и назад: 99 + 36 / 3 = 45$/чел, еда в поход 265 / 3 = 88$/чел. Послепоходные траты в Оше – 30$/чел (проживание 4$/чел*день, такси в аэропорт 3$, поесть в ресторане 1-3$/чел и т. д.). В сумме выходит меньше 550$/чел.

Выводы

Что это за поход, где нет ни одного первопрохода? Это пустая трата времени. Итоги чемпионатов через два-три года забудут все, кроме самих призеров. То же самое и с разрядами. А первопроход никуда не денется, даже без описания в гайдбуке или строчки в классификаторе.

Несмотря на присущую этому делу неопределенность, ходить первопроходы очень понравилось. Как всем участникам, так и руководителю. Вот это – жизнь, вот это – открытие мира. Походы по известным или кем-то описанным местам теперь кажутся слишком скучными, пресными. Чем меньше информации было в начале, тем больше вы создадите в конце.

Нам удалось пройти лишь самые доступные из препятствий. Всё остальное остается не пройденным, и будет оставаться таким ещё многие, многие годы. Лишь несколько киргизов знают, как обойти озеро Кулун, и ещё меньше людей видели, как красив каньон Мынбугу. Перевал Улыбка, 3А пока никого не порадовал.

С другой стороны, при написании этого отчета меня мучила простая мысль: если не рассказывать про пик Кремень и ледники Каракомана, то с большой вероятностью никто туда и не пойдет. И эти места останутся такими же дикими и безлюдными. А если рассказать, то это поможет разрушению неизвестного, и через некоторое время ферганские горы станут такими же исхоженными, как и Крым.

Но к счастью, это наступит нескоро, немногим нравятся нехоженые места и первопроходы, большинство предпочитает комфорт, информацию и безопасность. Хотя бы и чисто психологическую, “здесь кто-то был раньше”. Именно из-за этого очень небольшое число горных районов страдает от чрезмерного потребления.

Но все равно, нехоженых перевалов становится все меньше, а нетронутых районов почти не осталось. Возможно, у наших детей и не будет этой удивительной возможности – совершать открытия. Хорошо бы оставить им хоть какие-то тайны, или просто научить игнорировать подсказки, т.е. столь доступную сейчас информацию. Хорошо бы заставить самих себя поменьше читать, смотреть или слушать.

Прочитав этот отчет, забудьте его. Озера Кулун не существует, а сурки не съедобны.

Фотогалерея


Центральная часть Ферганского хребта



Дорога к перевалу Калдамо


Вершины в окрестностях пер. Калдамо

Вид на Ферганский хребет с востока,
из поселка Кош-Дюбе

Хребет Джамантау


Пик Чонташ С, вид из долины Кашкасу

Западная часть хр. Джамантау. Вид с пер. НПТ. Пики справа – Чонташ

Пик Камасу, вид с северо-запада

Подходы к Камасу с севера

Начало ледового маршрута, пик Камасу

Склоны главного хребта к западу от пика Кремень.
Возможный перевал, вид с севера


Пик Кремень, фрагмент восточных склонов

Восточная часть Джамантау, вид из долины р. Сырткашкасу

Арпинская впадина


Фрагмент южных склонов Джамантау

Хребет Ат-Баши, западные склоны

Пик 4669, хребет Торугарт-Тоо

Хребет Торугарт-Тоо, вид с севера. Пик 4669 – в центре фото

Южная часть Ферганского хребта


ЮЧФХ, восточная сторона. Вид на СЗ с н/к перевала на левом берегу Каракола

ЮЧФХ, восточная сторона. Вид на юг с в-ны Чонташ Вост., 4553м


Пик Хаокан Ю, вид на юг
с вершиныны пика Хаокан С


Вершины в верховьях крупного
левого притока Каракола. Вид на юго-запад

Возможный перевал “Диагональ”,
соединяющий ледники
Очи-Коман и Чон-Каракоман

Ледник Очи-Коман, вид с СВ. В верховьях ледника видна седловина возможного перевала 2А-3А

Верховья ледника Очи-Коман, вид на ЮВ с З оконечности черного отрога в правой части предыдущего фото.
Красная стрелка – к возможному пер. 2А-3А, синяя стрелка- начало подъема на возможный пер. “Диагональ”

Западные склоны ЮЧФХ, верховья левых притоков Чон-Учсеида. По ту сторону хребта – ледник Очи-Коман


Ледник на западных склонах ЮЧФХ



Вид на ЮВ с перевала Триплет. В центре
фото – черная г. Качура и слева от нее
пер. Качурабель. За ними ~4500м хребет,
разделяющий долины рек Кулун и Терек






Поделиться ссылкой

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999-2024 Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100