Люди и горы > Люди >

Читайте также на Mountain.RU

Фантик. Соло. Фотоальбом
Крымский экстрим

Читайте также другие публикации автора:

Мшатка-Кая. Описание альпинистских маршрутов
Замок. Описания 3-х популярных маршрутов
Малый Кильсе. Описание альпинистских маршрутов
Кильсе-Бурун. Описание альпинистских маршрутов
Описания трех альпинистских маршрутов на вершину Кильсе-Бурун
Описания альпинистских маршрутов на вершины Кильсе-Бурун и Сокол в Крыму
Путешествие по Европе: Чертов мост. Семейное восхождение на Маттерхорн

Уже многие годы днепропетровские альпинисты проводят свои соревнования в мае под Форосом и в конце сентября в Судаке.
Это совсем разные альпийские районы Крыма. Под Форосом маршрутов значительно больше, они более сложные и разнообразные. Туда хочется ехать весной, когда за зиму соскучишься за подвигами.
Осенний Судак совсем другое. В него едешь после летнего сезона. Здесь много винограда, теплое ласковое море и более простые маршруты на Сокол.
Было время, когда я организовывал такие выезды, а теперь стараюсь принимать в них участие. Приехав в этом году в Судак, я встретил Володю Тимофеева. Он рассказал, что видел под Соколом Фантика, и он расспрашивал обо мне.

Для тех, кто совершал восхождения в Крыму или интересуется альпинизмом, крымчанин Юра Лишаев (его детское прозвище Фантик) фигура былинная, ну почти как Илья Муромец.
Он проложил на крымские стены много суперсложных маршрутов, причем не в рамках каких-либо чемпионатов, а так - для себя.
Не раз было такое, когда его маршруты проходили повторно в чемпионатах Украины по Малым горам и заявляли как первопроходы.
Фантик на таких «героев» не обижался - он прокладывал маршруты не думая о славе – она сама нашла его.

Мы с ним знали друг друга давно, а подружились в конце 80-х. Я тогда увлекся подготовкой описаний крымских маршрутов, и Юра помогал мне. Я с ним прошел и составил описания самых сложных маршрутов на Замок, Малый Кильсе и Сокол.

Помню, как летом 1990 года я, Фантик и мой сын Сергей все лето жили на Судакской спасательной службе и занимались описанием маршрутов на Сокол.
Простые маршруты я проходил и описывал с Серегой, а сложные с Фантиком.
Причем мы старались составить описания не только известных на то время маршрутов, но и проложить новые.

Судакскую спасслужбу основал в середине 80-х годов Олег Жаров. А находилась она на задворках гостиницы Горизонт.
Конец 80-х было время золотое время для спасслужбы. Ей было поручено реконструкция Голицынской тропы (очистка от нависающих камней, строительство ограждения), а затем и ее обслуживание.
Тогда впервые за проход по тропе начали брать оплату. В то время за кассой работали спасатели и там часто можно было увидеть и известного многим Егорыча. Сейчас из той команды в спасслужбе остались только Игорь Петров и Егорыч.

В то время Жаровы только открыли дегустационный зал в доме-музее князя Л. Голицына при Новосветовском заводе шампанских вин и часть спасателей помогала им в организации этого не простого дела. Зато после работы привозили на службу бутылки с шампанским и вечера у нас проходили прекрасно. Уже через пару недель я заметил, что во мне проснулся дегустатор, и я уже могу определить марку шампанского.

В те годы я тогда подготовил описания маршрутов на Форосский Кант, Мшатка-Каю, Замок, Малый Кильсе, Кильсе-Бурун и Башня.
Издать удалось только первые два, а дальше, из-за отсутствия финансовой поддержки, работа остановилась.
Однако, на Mountain. RU все это было выложено.
Там же впервые были выложены описания некоторых маршрутов на Сокол и проложены нитки основных маршрутов на эту вершину. Однако нынешние составители маршрутов даже не упоминают об этом.

Потом у Юры была тяжелейшая травма (далеко не первая), когда на съемках фильма он прыгнул с Коба-Каи на параплане и попал в нисходящий воздушный поток.
Он отчаянно боролся, несколько раз вырывался с этого потока, потом снова в него попадал и упал со сложенным парапланом с высоты 30 метров на скалы.

С такими травмами обычно не поднимаются на ноги. Я помню, когда я проведывал его в больнице, у Юры была самая тяжелая травма в палате, а их лежало восьмеро.
Однако он единственный из них кто, благодаря своей воле и поддержке близких, смог подняться на ноги и снова начать ходить.

В этот трудный период жизни ему помогли подняться на ноги жена и друзья. Они приходили к нему каждый день. Через некоторое время его начали поднимать, и он, обливаясь потом, не стоял, а висел на друзьях. Потом с их помощью начал понемногу ходить. К сожалению, ноги полностью так и не восстановились.

Лавка Фантика возле Красной пещеры. Когда к пещере приходили группы экскурсантов, то обычно, ожидая своей очереди на посещение пещеры, они толклись возле Фантика. Одни покупали у него безделушки, другие расспрашивали о камнях, о крымской истории и туристских маршрутах.

Первый маршрут после этой травмы Юра прошел со мной. Это был несложный популярный маршрут «Три сосны» на Кильсе-Бурун.
Для Юры самое сложное было подойти под маршрут и спуститься вниз к дороге.
Лез он с палкой в рюкзаке. Поднявшись на яйлу, мы медленно, с остановками спускались вниз по тропе к Форосской церкви.
Все встречные обнимали и поздравляли Юру с первым после травмы маршрутом.

С тех пор он совершил много сложных маршрутов. Пару лет назад он со своим зятем Димой совершил шестерочный первопроход на Уарч-Каю. Причем, нижние, самые сложные веревки маршрута, прошел он.
Юра рассказывал, что нависание было таким, что веревка отходила от стены на 6- 8 м .

На пенсию инвалида первой группы не проживешь, и Юра начал осваивать профессию ювелира, вспомнив навыки работы слесарем-инструментальщиком на телевизионном заводе.
Устроив на лоджии квартиры мастерскую, Юра начал обучаться новой профессии.

Многие годы он зимой изготавливал различные украшения (он любит работать с камнем), а затем летом продавал их возле Красной пещеры. Я не раз навещал его у пещеры. Это очень красивое место, но к ней довольно долго надо идти пешком.
Для Фантика ходить ежедневно было тяжело, и он стал жить в гроте возле пещеры все лето, только изредка спускаясь в Симферополь.

Этот грот был летним жилищем Фантика в течение ряда лет. Он расположен ниже пещеры на отвесной 30 метровой стене.
Фантик как-то пригласил меня к себе. Спускаться к гроту нужно было метров восемь по отвесной стене, используя веревку.
Мы с Юрой тогда хорошо пообщались, но так как мне нужно было возвращаться с подъемом по той же стенке, то больше 150 пить не захотелось.

Когда я узнал, что Фантик в Судаке, то позвонил ему на мобильник. Он с зятем Димой находился в Бухте любви. Дима приехал, чтобы забрать Юру и его вещи домой.

Фантик человек бескомпромиссный и отдавать часть своего небольшого дохода отказался.

Он перестал торговать и все лето провел в уединении под Соколом.

Мы с Фантиком в Бухте любви.

Трудно сказать, кто и когда дал этой маленькой, уютной бухте, расположенной под Соколом такое романтическое название, но какие-то флюиды любви и романтики действительно здесь выделяются.
На террасе над ней всегда можно застать художников, рисующих прекрасные пейзажи крымского побережья.

Фантик за последнее время немного сдал, но дух спортсмена-экстремала в нем не угас.

Фантик в очередной раз собирается начать новое дело и дай бог ему удачи.
По спортивной части у него есть мечта – совершить в следующем году в одиночку плаванье вдоль берегов Крыма от Керчи до Севастополя.
Однако для осуществления этой мечты нужна лодка и дополнительной оборудование.
Все это будет стоить около тысячи долларов.
Купить за свою инвалидскую пенсию это снаряжение ему довольно накладно.
Если найдутся спонсоры, то связаться с Фантиком можно через его зятя Диму.
Его сайт http://www.fantik.crimea.ua/

Лодка для Юры

Юра, во первых спасибо тебе за твои прекрасные крымские маршруты. Во вторых Московская федерация приключеняческих гонок http://www.x-race.msk.ru/news.php в которой я состою, может предоставить тебе лодку - Ладога -2. Эта лодка имеет отличные мореходные качества, фартук, юбки. Также можем предоставить GPS Garmin 60 Cx от нашего спонсора - Навиком. Лодка - КНБ с емкостями непотопляемости, веслами и спасжелетом. Одно условие - снаряжение с возвратом, т.к. мы используем его для участия в гонках. Нужно также договориться о передаче лодки в Крым и обратно и сроках, т.к. летом есть гонки гду лодка обязательна. Пишите нам на info@x-race.msk.ru, будем рады помочь человеку который так много сделал для развития крымского альпинизма и оказался несгибаемым перед лицом серьезнейшей травмы. Ден Жилин. PS. Привет Терористу, жаль не удается в последнее время выбраться в Крым, уже соскучился.

Вот это да...

Оказывается, в этом году на него начали наезжать. Сначала налоговая, а затем пещерники. Если в налоговой поняли его, инвалида первой группы, который пытается зарабатывать себе на жизнь, то хозяева пещеры, знающие Фантика с детства, не смогли долго терпеть, что он не делится с ними своими доходами... Интересно,а Анатолий Брынза умеет отвечать за сказаное или написанное,а?Вообще-то работающие на пещере Красная люди не гнали не требовали.Предлогаю Вам извиниться или ....

Укажите пожалуйста координаты для связи

"...связаться можно через его зятя Диму"

Человек-Легенда, с большой буквы!

Сентиментальная статейка! Но очень интересная, давно не было слышно о Юре Лишаёве, хотя это и действительно ЧЕЛОВЕК-ЛЕГЕНДА ! Спасибо и удачи, как автору так и "Фантику", новых проектов!!! Кстати, что то на сайт зайти немогу!