Люди и горы > Люди >

Читайте также на Mountain.RU

Фантик. Соло. Фотоальбом
Крымский экстрим

Читайте также другие публикации автора:

Мшатка-Кая. Описание альпинистских маршрутов
Замок. Описания 3-х популярных маршрутов
Малый Кильсе. Описание альпинистских маршрутов
Кильсе-Бурун. Описание альпинистских маршрутов
Описания трех альпинистских маршрутов на вершину Кильсе-Бурун
Описания альпинистских маршрутов на вершины Кильсе-Бурун и Сокол в Крыму
Путешествие по Европе: Чертов мост. Семейное восхождение на Маттерхорн

Уже многие годы днепропетровские альпинисты проводят свои соревнования в мае под Форосом и в конце сентября в Судаке.
Это совсем разные альпийские районы Крыма. Под Форосом маршрутов значительно больше, они более сложные и разнообразные. Туда хочется ехать весной, когда за зиму соскучишься за подвигами.
Осенний Судак совсем другое. В него едешь после летнего сезона. Здесь много винограда, теплое ласковое море и более простые маршруты на Сокол.
Было время, когда я организовывал такие выезды, а теперь стараюсь принимать в них участие. Приехав в этом году в Судак, я встретил Володю Тимофеева. Он рассказал, что видел под Соколом Фантика, и он расспрашивал обо мне.

Для тех, кто совершал восхождения в Крыму или интересуется альпинизмом, крымчанин Юра Лишаев (его детское прозвище Фантик) фигура былинная, ну почти как Илья Муромец.
Он проложил на крымские стены много суперсложных маршрутов, причем не в рамках каких-либо чемпионатов, а так - для себя.
Не раз было такое, когда его маршруты проходили повторно в чемпионатах Украины по Малым горам и заявляли как первопроходы.
Фантик на таких «героев» не обижался - он прокладывал маршруты не думая о славе – она сама нашла его.

Мы с ним знали друг друга давно, а подружились в конце 80-х. Я тогда увлекся подготовкой описаний крымских маршрутов, и Юра помогал мне. Я с ним прошел и составил описания самых сложных маршрутов на Замок, Малый Кильсе и Сокол.

Помню, как летом 1990 года я, Фантик и мой сын Сергей все лето жили на Судакской спасательной службе и занимались описанием маршрутов на Сокол.
Простые маршруты я проходил и описывал с Серегой, а сложные с Фантиком.
Причем мы старались составить описания не только известных на то время маршрутов, но и проложить новые.

Судакскую спасслужбу основал в середине 80-х годов Олег Жаров. А находилась она на задворках гостиницы Горизонт.
Конец 80-х было время золотое время для спасслужбы. Ей было поручено реконструкция Голицынской тропы (очистка от нависающих камней, строительство ограждения), а затем и ее обслуживание.
Тогда впервые за проход по тропе начали брать оплату. В то время за кассой работали спасатели и там часто можно было увидеть и известного многим Егорыча. Сейчас из той команды в спасслужбе остались только Игорь Петров и Егорыч.

В то время Жаровы только открыли дегустационный зал в доме-музее князя Л. Голицына при Новосветовском заводе шампанских вин и часть спасателей помогала им в организации этого не простого дела. Зато после работы привозили на службу бутылки с шампанским и вечера у нас проходили прекрасно. Уже через пару недель я заметил, что во мне проснулся дегустатор, и я уже могу определить марку шампанского.

В те годы я тогда подготовил описания маршрутов на Форосский Кант, Мшатка-Каю, Замок, Малый Кильсе, Кильсе-Бурун и Башня.
Издать удалось только первые два, а дальше, из-за отсутствия финансовой поддержки, работа остановилась.
Однако, на Mountain. RU все это было выложено.
Там же впервые были выложены описания некоторых маршрутов на Сокол и проложены нитки основных маршрутов на эту вершину. Однако нынешние составители маршрутов даже не упоминают об этом.

Потом у Юры была тяжелейшая травма (далеко не первая), когда на съемках фильма он прыгнул с Коба-Каи на параплане и попал в нисходящий воздушный поток.
Он отчаянно боролся, несколько раз вырывался с этого потока, потом снова в него попадал и упал со сложенным парапланом с высоты 30 метров на скалы.

С такими травмами обычно не поднимаются на ноги. Я помню, когда я проведывал его в больнице, у Юры была самая тяжелая травма в палате, а их лежало восьмеро.
Однако он единственный из них кто, благодаря своей воле и поддержке близких, смог подняться на ноги и снова начать ходить.

В этот трудный период жизни ему помогли подняться на ноги жена и друзья. Они приходили к нему каждый день. Через некоторое время его начали поднимать, и он, обливаясь потом, не стоял, а висел на друзьях. Потом с их помощью начал понемногу ходить. К сожалению, ноги полностью так и не восстановились.

Лавка Фантика возле Красной пещеры. Когда к пещере приходили группы экскурсантов, то обычно, ожидая своей очереди на посещение пещеры, они толклись возле Фантика. Одни покупали у него безделушки, другие расспрашивали о камнях, о крымской истории и туристских маршрутах.

Первый маршрут после этой травмы Юра прошел со мной. Это был несложный популярный маршрут «Три сосны» на Кильсе-Бурун.
Для Юры самое сложное было подойти под маршрут и спуститься вниз к дороге.
Лез он с палкой в рюкзаке. Поднявшись на яйлу, мы медленно, с остановками спускались вниз по тропе к Форосской церкви.
Все встречные обнимали и поздравляли Юру с первым после травмы маршрутом.

С тех пор он совершил много сложных маршрутов. Пару лет назад он со своим зятем Димой совершил шестерочный первопроход на Уарч-Каю. Причем, нижние, самые сложные веревки маршрута, прошел он.
Юра рассказывал, что нависание было таким, что веревка отходила от стены на 6- 8 м .

На пенсию инвалида первой группы не проживешь, и Юра начал осваивать профессию ювелира, вспомнив навыки работы слесарем-инструментальщиком на телевизионном заводе.
Устроив на лоджии квартиры мастерскую, Юра начал обучаться новой профессии.

Многие годы он зимой изготавливал различные украшения (он любит работать с камнем), а затем летом продавал их возле Красной пещеры. Я не раз навещал его у пещеры. Это очень красивое место, но к ней довольно долго надо идти пешком.
Для Фантика ходить ежедневно было тяжело, и он стал жить в гроте возле пещеры все лето, только изредка спускаясь в Симферополь.

Этот грот был летним жилищем Фантика в течение ряда лет. Он расположен ниже пещеры на отвесной 30 метровой стене.
Фантик как-то пригласил меня к себе. Спускаться к гроту нужно было метров восемь по отвесной стене, используя веревку.
Мы с Юрой тогда хорошо пообщались, но так как мне нужно было возвращаться с подъемом по той же стенке, то больше 150 пить не захотелось.

Когда я узнал, что Фантик в Судаке, то позвонил ему на мобильник. Он с зятем Димой находился в Бухте любви. Дима приехал, чтобы забрать Юру и его вещи домой.

Фантик человек бескомпромиссный и отдавать часть своего небольшого дохода отказался.

Он перестал торговать и все лето провел в уединении под Соколом.

Мы с Фантиком в Бухте любви.

Трудно сказать, кто и когда дал этой маленькой, уютной бухте, расположенной под Соколом такое романтическое название, но какие-то флюиды любви и романтики действительно здесь выделяются.
На террасе над ней всегда можно застать художников, рисующих прекрасные пейзажи крымского побережья.

Фантик за последнее время немного сдал, но дух спортсмена-экстремала в нем не угас.

Фантик в очередной раз собирается начать новое дело и дай бог ему удачи.
По спортивной части у него есть мечта – совершить в следующем году в одиночку плаванье вдоль берегов Крыма от Керчи до Севастополя.
Однако для осуществления этой мечты нужна лодка и дополнительной оборудование.
Все это будет стоить около тысячи долларов.
Купить за свою инвалидскую пенсию это снаряжение ему довольно накладно.
Если найдутся спонсоры, то связаться с Фантиком можно через его зятя Диму.
Его сайт http://www.fantik.crimea.ua/

Человек-Легенда, с большой буквы!

Сентиментальная статейка! Но очень интересная, давно не было слышно о Юре Лишаёве, хотя это и действительно ЧЕЛОВЕК-ЛЕГЕНДА ! Спасибо и удачи, как автору так и "Фантику", новых проектов!!! Кстати, что то на сайт зайти немогу!

Укажите пожалуйста координаты для связи

"...связаться можно через его зятя Диму"

Лодка для Юры

Юра, во первых спасибо тебе за твои прекрасные крымские маршруты. Во вторых Московская федерация приключеняческих гонок http://www.x-race.msk.ru/news.php в которой я состою, может предоставить тебе лодку - Ладога -2. Эта лодка имеет отличные мореходные качества, фартук, юбки. Также можем предоставить GPS Garmin 60 Cx от нашего спонсора - Навиком. Лодка - КНБ с емкостями непотопляемости, веслами и спасжелетом. Одно условие - снаряжение с возвратом, т.к. мы используем его для участия в гонках. Нужно также договориться о передаче лодки в Крым и обратно и сроках, т.к. летом есть гонки гду лодка обязательна. Пишите нам на info@x-race.msk.ru, будем рады помочь человеку который так много сделал для развития крымского альпинизма и оказался несгибаемым перед лицом серьезнейшей травмы. Ден Жилин. PS. Привет Терористу, жаль не удается в последнее время выбраться в Крым, уже соскучился.

Вот это да...

Оказывается, в этом году на него начали наезжать. Сначала налоговая, а затем пещерники. Если в налоговой поняли его, инвалида первой группы, который пытается зарабатывать себе на жизнь, то хозяева пещеры, знающие Фантика с детства, не смогли долго терпеть, что он не делится с ними своими доходами... Интересно,а Анатолий Брынза умеет отвечать за сказаное или написанное,а?Вообще-то работающие на пещере Красная люди не гнали не требовали.Предлогаю Вам извиниться или ....